Учет и управление трудовыми затратами в ОАО 'Авиадвигатель'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    57,74 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет и управление трудовыми затратами в ОАО 'Авиадвигатель'

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова"

Кафедра бухгалтерского учета и аудита






Курсовая работа

Учет и управление трудовыми затратами в ОАО "Авиадвигатель"


Исполнитель: студентка 4 курса

Факультета экономики, финансов

и коммерции

специальности 080109

"Бухгалтерский учет, анализ

и аудит"

Котырева Светлана Станиславовна

Руководитель:

к.э.н., доцент Баянова О.В.

Пермь 2012

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты и нормативно-правовое регулирование учета и управления трудовыми затратами

.1 Сущность и содержание учета и управления трудовыми затратами

.2 Нормативно-правовое регулирование учета и управления трудовыми затратами

. Учет и управление трудовыми затратами в ОАО "Авиадвигатель"

.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "Авиадвигатель"

.2 Учет трудовых затрат в ОАО "Авиадвигатель"

.3 Управление трудовыми затратами

. Совершенствование учета трудовых затрат

Выводы и предложения

Список использованных источников

Приложения

Введение

На сегодняшний день каждое предприятие в России несет различные затраты, занимаясь своей деятельностью. Одним из важных видов являются трудовые затраты. Они занимают второе место в структуре всех затрат.

Учет трудовых затрат на предприятии очень актуален, так как от наличия этих затрат и эффективности их использования зависят результаты деятельности любого предприятия. Обеспеченность трудовыми ресурсами влияет на объем и современность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических аспектов учета и управления трудовыми затратами и их практического применения в ОАО "Авиадвигатель", разработка мероприятия по совершенствованию учета.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть теоретические аспекты учета и управления трудовыми затратами;

изучить нормативно-правовое регулирование учета и управления трудовыми затратами;

дать организационно-экономическую характеристику ОАО "Авиадвигатель".

рассмотреть учет трудовых затрат на предприятии;

рассмотреть управление трудовыми затратами на предприятии;

разработать мероприятия по совершенствованию учета трудовых затрат на предприятии.

Объектом исследования является ОАО "Авиадвигатель".

Предметом исследования является первичные и сводные документы, регистры аналитического и синтетического учета, отчетность предприятия.

Методологической базой исследования послужили учебники, учебные пособия, научные статьи из периодических журналов, нормативно-законодательные акты, интернет-ресурсы.

Методы исследования:

монографический;

аналитический;

расчетный.

Период исследования: 2010-2011 гг.

1. Теоретические аспекты и нормативно-правовое регулирование учета и управления трудовыми затратами

.1 Сущность и содержание учета и управления трудовыми затратами

Теоретические исследования учета трудовых затрат проведены с использованием трудов ученых А.Ф. Аксененко, А.П. Александровского, И.А. Басманова, П.С. Безруких, Ф. Васина, М.А. Вахрушиной, Е.Ю. Вороновой, К.М. Гарифуллина, Ч. Гаррисона, Э. Гильде, Ф.Г. Гуляева, И.А. Демина, Джей К. Шим, Джоэл Г. Сигел, К. Друри, М.Х. Жебрака, А.П. Зудилина, В.Б. Ивашкевича, В.П. Казакевича, М.И. Карауша, Т.Е. Клипштейна, Т.А. Круковской, Ж. Курсель-Сенеля, М.И. Кутера, Л.П. Лапко, Е.В. Лупиковой, А.Ш. Маргулиса, С.А. Николаевой, В.И. Осипова, В.Ф. Палия, Г.Г. Плаута, И.И. Поклада, С.И. Поляковой, К. Руммеля, В.И. Стоцкого, С.А. Стукова, В.И. Ткач, М.В. Ткач, Н.Г. Чумаченко, А.Д. Шеремета, Э. Шмаленбаха, С.А. Шенкова, Г. Эмерсона, Р. Энтони и др. [11, c. 5].

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, понятие "заработная плата" и "оплата труда" идентичны, и означают вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты [2]. Однако Е.Б. Пошерстник считает, что заработная плата - это основной источник дохода работников, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой. Под оплатой труда, по мнению ученого, принято понимать вознаграждение, установленное работнику за выполнение трудовых обязанностей [16, c. 17]. Термин "затраты на оплату труда" также различен в трудах ученых, например Керимов В.Э. использует термин "затраты на заработную плату", а по мнению Карповой Т.П. их следует называть "затратами на рабочую силу". При этом Ивашкевич В.Б. и Попова Л.В. использует термин "расходы на оплату труда". В своих трудах Шеремет А.Д., Николаева О.Е., Полякова С.И. пользуются термином "трудовые затраты", а Сапожникова М.Г. - "выплаты работникам" [11, с. 18].

Под затратами на оплату труда понимают денежное выражение трудовых показателей, таких как выработка, отработанное время, изначально определенных в натуральном выражении (часах, днях, единицах измерения работ и продукции) [11, с. 24]. Учет трудовых затрат и заработной платы на выпуск продукции включает время, отработанное основными рабочими, и заработную плату, начисленную персоналу, непосредственно связанному с изготовлением изделий или оказанием производственных услуг [14, c. 96].

По мнению Бакаева А.С., в настоящее время традиционными системами оплаты труда, довольно широко используемыми в практике предприятий, являются повременная и сдельная. Которые подразделяются на прямую сдельную, сдельно-премиальную, косвенно-сдельную, аккордную, простую повременную, повременно-премиальную. Все они относятся к тарифной системе оплаты труда [19, с. 12]. Также существует бестарифная, система плавающих окладов и система оплаты труда на комиссионной основе [15, с. 16]. За рубежом применяется тоже повременная и сдельная система оплаты труда, а также система участия в прибылях и соревновательная система.

Расходы по оплате труда подразделяются на: фонд основной заработной платы, фонд дополнительной заработной платы, прочие поощрительные и компенсационные выплаты [18, c. 182]. Сумма основной заработной платы, выплачиваемой производственным рабочим-сдельщикам, определяется исходя из объема производства соответствующих видов продукции, установленной нормативной трудоемкости их производства (норм выработки) и средней часовой (дневной) тарифной ставки с учетом доплат по сдельным системам оплаты труда и стимулирующим выплатам. Сумму основной заработной платы производственных рабочих, находящихся на повременной оплате, определяют исходя из их плановой численности и средней тарифной ставки с учетом доплат и стимулирующих выплат, предусмотренных действующими положениями [17, c. 186]. К дополнительной заработной плате относится оплата очередных отпусков, надбавки и доплаты за сверхурочное время, за увеличение объема работ, за работу в тяжелых и вредных условиях, за работу в выходные, праздничные, нерабочие дни, за работу в ночное время, премии работникам, руководителям, специалистам и прочим служащим за производственные результаты, вознаграждение за выслугу лет и стаж работы.

Основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное и медицинское страхование отражаются на счетах бухгалтерского учета по дебету производственных счетов основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, брака в производстве, по кредиту счетов расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному страхованию и обеспечению [21, с. 71].

Затраты на оплату труда являются важным объектом управления. Эффективное управление этими затратами способно улучшить экономические показатели деятельности предприятия, финансовые результаты, повысить уровень мотивации работников в результатах труда. В Большом экономическом словаре под управлением затратами понимается управленческая деятельность, направленная на контроль затрат и обеспечение экономии [22], а Ф.М. Гайсин обосновал, что управление затратами является одним из ведущих направлений менеджмента на российских предприятиях. Принцип управления затратами на оплату труда реализуется с использованием методов учета и анализа, целесообразно применение современных систем оплаты труда, процедур нормирования (включает в себя нормы времени, нормы выработки и нормы обслуживания), планирования, прогнозирования и бюджетирования. В процессе его соблюдения преобладают расчеты отклонений фактических затрат от установленных норм, планов, прогнозов и бюджетов. Для анализа применения современных систем оплаты труда в управлении ими используются методы прямого расчета, пропорционального распределения и коэффициентный [14, с. 102]. Каждый из представленных методов имеет свои преимущества в управлении затратами на оплату труда в зависимости от поставленной цели.

.2 Нормативно-правовое регулирование учета и управления трудовыми затратами

К первому уровню нормативно-правового регулирования, которое регламентирует учет и управление трудовыми затратами, относят:

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. 30.12.2008). Имеет в своем составе статьи, полностью посвященные труду в стране [1]. Согласно ст. 37 каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Также каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 12.11.2012). Устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда [2]. В кодексе рассматриваются следующие аспекты трудовых отношений: возникновение трудовых отношений и порядок заключения трудовых договоров между предприятием и его работниками (ст. 15-22, ст. 56-90), продолжительность рабочего времени и время отдыха (выходные, праздничные дни, отпуска) (ст. 100-128), трудовой распорядок и дисциплина труда (ст. 189-195), организация охраны труда (ст. 209-231), особенности регулирования оплаты труда отдельных категорий работников: женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, работающих по совместительству и т.д. (ст. 251-351), вопросы защиты трудовых прав работников (ст. 352-419), ответственность за нарушение трудового законодательства (ст. 419).

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 02.10.2012). В соответствии с главой 25 ст. 255, в расходы на оплату труда включаются: любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах; стимулирующие начисления и надбавки; компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда; премии и единовременные поощрительные начисления; расходы, связанные с содержанием работников [3].

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) регламентирует основные требования к ведению бухгалтерского учета, организацию бухгалтерского учета (ст. 6), принятие учетной политики, правила документооборота, правильность составления первичных документов (ст. 9 ), технологию обработки учетной информации, состав и формирование бухгалтерской отчетности (ст. 13) [4].

Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 №82-ФЗ (ред. от 01.06.2011). Величина минимального размера оплаты труда устанавливается отдельно для целей регулирования оплаты труда и пособий по временной нетрудоспособности, а также для исчисления иных платежей, определяемых в зависимости от величины минимального размера труда [5]. В соответствии с данным законом величина минимального размера труда составляет 4611 руб. Уровень оплаты труда работника, полностью отработавшего норму рабочего времени за месяц, не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.

Ко второму уровню относят:

Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н (ред. от 27.04.2012) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)". Этот документ регламентирует основные правила формирования и раскрытия учётной политики организаций. При принятии учетной политики утверждаются рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, и другие вопросы организации учета [6].

Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)". Применяется для установлении типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке её составления [7].

Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н (ред. от 27.04.2012) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99". Согласно этому ПБУ расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. При формировании расходов по обычным видам деятельности данное ПБУ устанавливает следующую группировку, которая касается учета трудовых затрат: затраты на оплату труда (основная и дополнительная заработная плата, оплата работ по договорам подряда и трудовым соглашениям, отчисления на социальные нужды, прочие затраты) [8].

Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Устанавливает унифицированные формы первичной учетной документации по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда.[10]. Такие как, табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда, расчетная ведомость, записка-расчет о предоставлении отпуска работнику, записка-расчет при прекращении трудового договора с работником и другие.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (в ред. от 08.11.2010). Для обобщения информации о затратах организации используется третий раздел типового плана счетов [9].

К последнему четвертому уровню относят:

Учетная политика, разработанная на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) от 06.10.2008г. №106н.

Устав ОАО "Авиадвигатель", утвержденный решением Пермского областного комитета по управлению имуществом от 14.10.1992 (ред. от 31.05.2011 утв. общим собранием акционеров).

учет затраты трудовой предприятие

2. Учет и управление трудовыми затратами в ОАО "Авиадвигатель"

.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "Авиадвигатель"

Открытое Акционерное Общество "Авиадвигатель" известно в мире как ведущее в России конструкторское бюро - разработчик двигателей для гражданской и военной авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий. В структуру ОАО "Авиадвигатель" входят: Собрание акционеров; совет директоров; единоличный исполнительный орган - Генеральный директор; опытно-конструкторское бюро; опытный завод; московское представительство. Общество является коммерческой организацией и действует в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Таблица 1. - Финансовый результат в 2010-2011 годах, тыс.руб.

Наименование статьи

2010 год

2011 год

Изменение по отношению к 2010 году





Абсолютное изменение

Относительное изменение

1.

Выручка от продаж

4 415 518

7 942 268

3 526 750

79,87%

2.

Себестоимость проданных товаров и услуг

3 958 599

7 258 094

3 299 495

83,35%

3.

Прибыль от продаж

456 919

684 174

227 255

49,74%

4.

Прочие доходы

107 289

263 381

156 092

145,49%

5.

Проценты к уплате

47 398

56 235

8 837

18,64%

6.

Прочие расходы

185 085

530 760

345 675

186,77%

7.

Прибыль до налогообложения

331 725

360 560

28 835

8,69%

8.

Отложенные налоговые активы

0

0

0

-

9

Отложенные налоговые обязательства

-23 642

-9 373

14 269

10.

Налог на прибыль

85 702

76 418

-9 284

-10,83%

11.

Аналогичные платежи

262

3 404

3 142

1199,24%

12.

Чистая прибыль

269 403

290 111

20 708

7,69%


Данные представленные в таблице 1 показывают, что в результате ведения хозяйственной деятельности в 2011 году ОАО "Авиадвигатель" выполнило заказы, общий объем которых в денежном выражении составил 7 942268 тыс. руб., что на 79,87% превышает уровень предыдущего года. Прибыль от продаж за рассматриваемый период времени составила 684174 тыс. руб., что соответствует ее увеличению относительно уровня предыдущего года на 49,74%. Значительный рост был продемонстрирован прочими доходами и прочими расходами общества, которые увеличились на 145,49% и 186,77% соответственно. Прибыль до налогообложения увеличилась на 28835 тыс. руб. или на 8,69% и составила в 2011 году 360560 тыс. руб. Налог на прибыль уменьшился на 9284 тыс. руб. или на 10,83% и составил 76418 тыс. руб. В результате, ОАО "Авиадвигатель" была получена чистая прибыль в размере 290111 млн.руб., что превышает данный показатель в 2010 году на 20708 млн. руб. Источником информации о финансовой деятельности предприятия послужили данные отчета о прибылях и убытках.

Таблица 2. - Основные экономические показатели

Наименование статьи

2010 год

2011 год

Изменение по отношению к 2010 году





Абсолютное изменение

Относительное изменение

1

Численность (списочного состава), чел.

2582

2 481

-101

-4,07

2

Затраты на оплату труда (тыс. руб.)

896 533

1 046 033

149 500

16,68%

3

Отчисления на соц. нужды в т.ч. (тыс. руб.):

196 091

297 002

100911

51,46%

3.1

В фонд социального страхования

23 007

27 581

4574

19,88%

3.2

В пенсионный фонд

150 151

225 371

75220

50,1%

 3.3.

На медицинское страхование

22 933

44 050

21117

92,08%

4

Средняя заработная плата работников (списочного состава) (руб.)

28 377

34 026

5649

19,91%

5

4 415 518

7 942 268

3 526 750

79,87%

6

Производительность труда одного работника, тыс. руб.

1 710

3 201

1 491

87,19%


Данные таблицы 2 позволяют сделать вывод о том, что в 2011 г. произошли значительные изменения в численности состава по сравнению с 2010 г., а именно замечена текучесть персонала. В 2011 году количество персонала уменьшилось на 101 чел. или на 3,9% и составило 2481 чел. Затраты на оплату труда составили в 2010 году 896533 тыс. руб., что на 149 500 тыс. руб. меньше 2011 года, в котором затраты на оплату труда составили 1046033 тыс. руб. Также отчисления на социальные нужды составили 297002 тыс. руб. в 2011 году, в т.ч. в фонд социального страхования и пенсионный фонд 252952 тыс. руб., на медицинское страхование - 44050 тыс. руб. Средняя заработная плата по сравнению с 2010 годом увеличилась в среднем на 19% и составила 34026 тыс. руб. Прирост в производительности труда одного работника составил 1491 тыс. руб. или 87,19%.

Бухгалтерия ОАО "Авиадвигатель" организована для обеспечения бухгалтерского и налогового учёта и отчётности, обеспечения достоверного учёта, контроля за правильным и эффективным использованием материальных ценностей и денежных средств, финансовых обязательств. В административном и оперативном отношении бухгалтерия подчиняется директору ОАО "Авиадвигатель", а по вопросам организации бухгалтерского учёта - главному бухгалтеру.

Бухгалтерия предприятия состоит из главного бухгалтера, в чьи обязанности входит контроль всей учетной работы бухгалтерии; нескольких бухгалтеров-кассиров, которые занимаются платежными документами и расчетами по кассе; бухгалтеров по налоговому учету и основным фондам; бухгалтеров по расчету заработной платы; бухгалтеров по учету материальных ценностей и расчетам с поставщиками.

На предприятии используется автоматизированная форма бухгалтерского учета. Бухгалтерский и налоговый учет ведутся с применением программы "1С: Бухгалтерия 8".

2.2 Учет трудовых затрат в ОАО "Авиадвигатель"

В ОАО "Авиадвигатель" применяется повременная и сдельная форма оплаты труда.

При формировании затрат на основную оплату труда при повременной форме используют информацию из табеля учета использования рабочего времени - форма №Т-13, в соответствии с приложением 1. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины. Табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы.

Также используется форма №Т-3 штатное расписание, представленная в приложении 2. Оно содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. На основании этих форм бухгалтер ОАО "Авиадвигатель" производит расчет заработной платы работников.

Расчет заработной платы отражают в расчетной ведомости по форме №Т-51. Для выплаты заработной платы работникам предприятия применяют платежную ведомость формы №Т-53. На титульном листе платежной ведомости указывается общая сумма, подлежащая выплате. В конце ведомости указываются суммы выплаченной и депонированной заработной платы. Ведомость составляется в одном экземпляре в бухгалтерии.

Информация о формировании затрат на основную оплату труда при сдельной форме содержится в документах о выработке: маршрутные листы, наряды на сдельную работу, накопительные ведомости.

Наряд на сдельную работу выписывается начальником подразделений. Он содержит перечень, состав и срок выполнения работ с указанием условий производства, полного и фактического объема выполненных работ, норм затрат времени и расценок на единицу работ, а также весь их объем. На оборотной стороне сдельного наряда приводится табель отработанного времени. После окончания и приемки работы сдельный наряд закрывается, в нем подсчитывается нормативное время и сумма заработной платы. Затем используется в бухгалтерии для записи в накопительную ведомость учета затрат.

Маршрутный лист выписывается заранее на все операции технологического процесса на определенную партию деталей. В нем отражается движение деталей по всем технологическим операциям, количество заданных в производство и обработанных деталей, норма времени, расценка и сумма заработка. Работы по маршрутному листу выполняют несколько рабочих, поэтому сведенья о заработке каждого рабочего накапливаются в отдельном документе-рапорте о выработке.

Дополнительная оплата труда, такая как оплата очередных отпусков, оформляется на основании приказа о предоставлении отпуска работнику по форме №Т-6, согласно приложению 3. Сведения о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работников предприятия на календарный год по месяцам содержатся в графике отпусков в форме №Т-7. При его составлении учитывается пожелание работников. Расчет заработной платы, причитающейся за отпуск производится на основании приказа. Записку-расчет о предоставлении отпуска работнику по форме №Т-60, составляют в одном экземпляре. На основании записки-расчета бухгалтер производит расчет заработной платы и других выплат работнику при предоставлении отпуска.

Помимо заработной платы в соответствии с положением об оплате труда, работникам могут выплачиваться премии. Основанием для выдачи премии является приказ, установленной формы. В приказе указывают причину выплаты премии. приказ подписывает руководитель организации.

Кроме начисления основной заработной платы, премий и различных доплат из заработной платы работников производят удержания, обязательные и по инициативе предприятия. К числу обязательных удержаний относят налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам. К удержаниям по инициативе предприятия относят удержания за причиненный материальный ущерб, своевременно не возвращенные подотчетные суммы и др.

При предоставлении работником листка нетрудоспособности, бухгалтерия производит начисление пособия по временной нетрудоспособности. Так как, в листке нетрудоспособности не предусмотрено исчисление суммы пособия то к нему прилагается расчет пособия по временной нетрудоспособности.

На основании приказа об увольнении оформляют записку-расчет при прекращении действия трудового договора с работником по форме №Т-61. Применяется для учета и расчета причитающейся заработной платы и других выплат работнику при прекращении действия трудового договора.

Синтетический учет расчетов по оплате труда в ОАО "Авиадвигатель" осуществляется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", который предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда. По кредиту счета отражают суммы начисленной оплаты труда, премий, пособий по временной нетрудоспособности и других выплат. По дебету счета учитываются удержания из начисленной суммы оплаты труда: сумма удержанного налога на доходы физических лиц, сумма своевременно не возвращенные подотчетными лицами аванса, сумма за причиненный материальный ущерб. Сальдо этого счета кредитовое и показывает задолженность предприятия перед рабочими по заработной плате и другим указанным выплатам.

.3 Управление трудовыми затратами

Предприятие ОАО "Авиадвигатель" нацелено на перспективное и эффективное развитие, которое предполагает обучение сотрудников как один из способов одновременного повышения качества трудовых ресурсов и мотивирования сотрудников. Для функционирования этой системы является финансовое обоснование той или иной статьи расходов.

Рассмотрим затраты на мероприятия по обучению и повышению квалификации, представленные в таблице 3, а также затраты на развитие карьеры сотрудников, представленные в таблице 4.

Таблица 3. - Затраты на мероприятия по обучению и повышению квалификации, тыс. руб.

Затраты

 2011 г.

Отклонение


план

факт


Стоимость курсов по повышению квалификации персонала

1602,4

 1509,1

-93,3

Затраты на зарплату собственного работника, проводящего внутрикорпоративный семинар

205

222,6

17,6

Затраты на тренинги, проводимые специалистом из агентства

517,8

512,2

-5,6

Доплаты за наставничество и обучение новых сотрудников

172

158

-14

Затраты по самообучению с использованием компьютерной сети и обучающих программ

244

268,4

 24,4

Итого

2741,2

 2670,3

-70,9


Анализируя данные таблицы 3, сделаны следующие выводы. Совокупный размер затрат на мероприятия по обучению персонала и повышению квалификации составил 2670,3 тыс. руб., было запланировано 2741,2 тыс. руб. А именно, отклонение от плана по расходам, связанных с проведением курсов по повышению квалификации персонала составило 93,3 тыс. руб., по факту было израсходовано 1509,1 тыс. руб., планировалось 1602,4 тыс.руб. Затраты на зарплату собственного работника, проводящего внутрикорпоративный семинар по плану составили 205 тыс. руб., по факту израсходовано 222,6 тыс. руб. Затраты на тренинги, проводимые специалистом из агентства по факту составили 512,2 тыс. руб., было запланировано 517,8 тыс. руб., отклонение составило 5,6 тыс. руб. Расходы на доплату за наставничество и обучение новых сотрудников по плановым показателям составили 172 тыс. руб., по фактическим - 158 тыс. руб. На затраты по самообучению с использованием компьютерной сети и обучающих программ было затрачено 268,4 тыс. руб., планировалось - 244 тыс. руб. Таким образом, по данным статьям расходов, наблюдается некачественное управление, что соответственно влияет на качество работы сотрудников предприятия.

Таблица 4. - Затраты на развитие карьеры сотрудников, тыс. руб.

Затраты

2011 г.

Отклонение


план

факт


Периодическая оценка

885

-11,4

Индивидуальное обучение и тренинг

2980,2

2912

-68,2

Консультирование

421

436,8

15,8

Итого

4286,2

 4222,4

-63,8


По данным таблицы 4 сделаны следующие выводы. Затраты на проведение периодической оценки составили 873,6 тыс. руб., было запланировано 885 тыс. руб., отклонение составило 11,4 тыс. руб. Расходы на индивидуальное обучение и тренинг по плановым показателям составили 2980,2 тыс. руб., по фактическим - 2912 тыс. руб. Затраты на консультирование по плану составили 421 тыс. руб., по факту израсходовано 436,8 тыс. руб. По данным статьям также замечено некачественное управление трудовыми затратами.

Направление системы стимулирования сотрудников включает два мероприятия: создание льгот и преимуществ и материальную мотивацию.

После 1 года работы начинает выплачиваться вознаграждение за выслугу лет. Размер вознаграждения растет от 15% (при стаже 1 год), до 30% (при стаже свыше 15 лет). После 3 лет работы предоставляется право получения дополнительного медицинского обслуживания, которое оплачивает раз в год предприятие. В 2011 году этой льготой воспользовались 56,8% персонала. На эти цели было израсходовано 1800 тыс. руб. Для сотрудников со стажем более 5 лет предоставляется частичная компенсация стоимости оздоровительных путевок в санатории. На это выделяется не менее 0,2% от фонда оплаты труда. В 2011 году 110 человек получили компенсацию оплаты оздоровительных путевок на общую сумму 2000 тыс.руб. На выплату материальной помощи неработающим пенсионерам предприятия было затрачено 3824 тыс. руб. Расходы на стимулирование сотрудников представлены в таблице 5.

Таблица 5. - Расходы на создание условий льгот и преимуществ, тыс.руб.

Показатели расходов

2011 г.

Отклонение


план

факт


Медицинское обслуживание

1765

1800

35

Путевки

1850

2000

150

Организация отдыха

1140

1145,7

5,7

Итого

4755

4945,7

190,7


При анализе расходов по данным таблицы 5 были сделаны следующие выводы: израсходовано всего затрат 4945,7 тыс. руб., было запланировано 4755 тыс. руб.

В том числе на медицинское обслуживание было затрачено 1800 тыс. руб., запланировано - 1850 тыс. руб. На оздоровительные путевки затраты составили 2000 тыс. руб., было запланировано 1140 тыс. руб. По данным этих расходов наблюдается качественное управление.

3. Совершенствование учета трудовых затрат

На рынке представлено большое число бухгалтерских компьютерных программ, призванных облегчить и автоматизировать работу бухгалтера. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Наиболее популярным из них является решение фирмы "1С" "1С:Бухгалтерия 8", позволяющее вести бухгалтерский и налоговый учет на предприятии. Несмотря на то, что в программе "1С:Бухгалтерия 8" есть раздел "Зарплата", разработанный для расчета оплаты труда работникам, около 20% расчетов производится вручную (расчет отпускных, пособий по временной нетрудоспособности, компенсаций за неиспользованный отпуск). Для устранения выявленного недостатка и совершенствования учета расчетов с персоналом по оплате труда в ОАО "Авиадвигатель" рекомендуется установить программу "1С:Зарплата и Управление Персоналом 8". За счет автоматизации учетного процесса повысится производительность труда бухгалтера. Важным резервом повышения эффективности труда будет экономия рабочего времени, достигнутая результатом автоматизации.

Таблица 6. - Сравнительная характеристика программ 1С:Бухгалтерия 8 и 1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.

Состав организации

 Критерии

 Программы



"1С:Бухгалтерия 8"

"1С:Зарплата и Управление Персоналом 8"

1

2

3

4

Руководство

- полный контроль за происходящим на предприятии

 есть

 есть


- задавать структуру предприятия

 нет

 есть


- анализировать кадровый состав

 нет

 есть


- принимать управленческие решения на основании информации

 нет

 есть

Кадровая служба

- получение данных о работниках

 есть

 есть

1

3

4


- анкетирование и подготовка отчетов о работниках

нет

есть

Работники

- получение необходимых справок

есть

есть


- получение сведений о своем отпуске

нет

есть


- получение данных персонифицированного учета в Пенсионном фонде

есть

есть


В 1С:Зарплата и управление персоналом 8 поддерживаются все основные процессы управления персоналом, а также процессы кадрового учета, расчета зарплаты, исчисления налогов, формирования отчетов и справок в государственные органы и социальные фонды, планирование расходов на оплату труда. Учтены требования законодательства, реальная практика работы предприятий и перспективные мировые тенденции развития подходов к управлению персоналом.

Рисунок 1. - Функциональные возможности программы 1С:Зарплата и управление персоналом 8.

Рассмотрим уровень использования рабочего времени бухгалтера по расчету заработной платы, в связи с внедрением новой программы "1С:Зарплата и управление Персоналом 8", в таблице 7.

Таблица 7. - Уровень использования фонда рабочего времени

Показатель

Программы

Отклонение


"1С:Бухгалтерия 8"

"1С:Зарплата и Управление Персоналом 8"


Фонд рабочего времени, час.

1901,8

1416,4

-485,4

Эффективный фонд рабочего времени, час

1981

1981

0

Использование фонда рабочего времени, %

96

71

25


Снижение уровня использования рабочего времени дает возможность сократить 25% ставки бухгалтера по начислению заработной платы, так же сократится сумма отчислений в социальные фонды.

Установкой и обслуживанием программы "1С:Зарплата и Управление Персоналом 8" в городе Перми занимается ООО "СвязьСервис". Стоимость установки программы составит 14500 рублей и обслуживание от 2900 рублей в месяц. Единовременные затраты, связанные с приобретением программы "1С:Зарплата и Управление Персоналом 8" по автоматизации учётных задач представлены в таблице 8.

Таблица 8. - Единовременные затраты на автоматизацию учётных задач

Наименование затрат

Сумма, руб.

Затраты на покупку бухгалтерской программы

14500

Затраты на установку и настройку программы

бесплатно

Затраты на обучение программы персонала

4600

Затраты на обслуживание

34800

Всего единовременных затрат

53900


Для того, чтобы рассчитать экономию затрат и срок окупаемости программы "1С:Зарплата и управление Персоналом 8" составим таблицу, где отразим затраты, связанные с внедрением программы, а так же заработную плату бухгалтера-расчетчика с использованием программы 1С:Бухгалтерия 8 и 1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.

Таблица 9. - Текущие затраты, связанные с автоматизацией, в год, руб.

Наименование затрат

1С:Бухгалтерия 8

1С:Зарплата и Управление Персоналом 8

Экономия

Годовая начисленная заработная плата бухгалтера-расчетчика

180000

135000

45000

Годовые отчисления в социальные фонды от суммы начисленной заработной платы бухгалтера

54000

40500

13500

Затраты, связанные с обслуживанием программы

-

34800

-34800

234000

210300

23700


Рассмотрим технико-экономические показатели, характеризующие эффективность автоматизации учётных задач в таблице 10.

Таблица 10. - Технико-экономические показатели

Показатели

Единицы измерения

Значение показателя

1

2

3

1. Технико-эксплуатационные показатели использования компьютера 1.1 Процессор 1.2 Оперативная память 1.3 Жёсткий диск 1.4 Монитор

   Mb Gb

  Intel Celeron 1024 250 Asus 18.5

2. Техническая характеристика программы "1С:Зарплата и Управление Персоналом 8": - количество независимых данных - количество валют - количество объектов аналитического учёта

  шт. шт. шт.

  не ограничено до 5 999

3. Экономические показатели - единовременные затраты на автоматизацию - экономия текущих затрат, связанных с внедрением автоматизации в год - расчётный срок окупаемости затрат

 руб.  руб. год

 53900  23700 3


По данным таблицы 10 можно сделать вывод, что внедрение программы "1С:Зарплата и Управление Персоналом 8" является экономически выгодным. Срок окупаемости составит 3 года. Дальнейшее использование программы будет приносить ОАО "Авиадвигатель" дополнительную прибыль.

Выводы и предложения

В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты и организация учета и управления трудовыми затратами, разработаны мероприятия по совершенствованию учета трудовых затрат на объекте исследования.

Объектом исследования является ОАО "Авиадвигатель". Основными видами деятельности предприятия является разработка двигателей для гражданской и военной авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий. Показатели деятельности предприятия, такие как объем выполненных работ, фонд оплаты труда имеют тенденцию роста. В исследуемом периоде предприятие получало прибыль, так по итогам работы за 2011 г. чистая прибыль составила 290111 тыс. руб.

Бухгалтерский учет в ОАО "Авиадвигатель" автоматизирован с помощью программы "1С: Бухгалтерия 8".

На предприятии применяются две формы оплаты труда, такие как сдельная и повременная. Все расчеты по оплате труда, пособий и удержаний на предприятии производятся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами организации с соблюдением единых принципов всех уровней бухгалтерской системы РФ и установленными формами первичных унифицированных форм документов.

В ходе исследования ОАО "Авиадвигатель", для достижения поставленных целей данной курсовой работы, были выполнены следующие задачи:

определена сущность и содержание учета и управления трудовыми затратами;

рассмотрено нормативно-правовое регулирование учета и управление трудовыми затратами;

разработаны мероприятия по совершенствованию учета трудовых затрат на предприятии.

Оптимальным вариантом предлагается использовать программу 1С:Зарплата и Управление Персоналом 8, которая позволит решить вопросы всех категорий работников, улучшит качество, оперативность учета расчетов по оплате труда работников организации, снизит трудоемкость, следовательно произойдет экономия затрат на 23700 рублей. Окупится программа в течение 3 лет. Дальнейшее использование программы будет приносить ОАО "Авиадвигатель" дополнительную прибыль.

Список использованных источников

1.      Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. 30.12.2008)

2.      Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ

.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 02.10.2012)

.        Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 28.11.2011)

.        Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 №82-ФЗ (ред. от 01.06.2011)

.        Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н (ред. от 27.04.2012) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)"

.        Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"

.        Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н (ред. от 27.04.2012) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99"

.        Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"

.        Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"

.        Баянова О.В. Производственный учет затрат на оплату труда. - Пермь: ПГСХА, 2012. - 196 с.

.        Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 574 с.

.        Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Дашков и К, 2011. - 484 с.

.        Котенева Е.Н., Краснослободцева Г.К., Фильчакова С.О. Управление затратами предприятия. - М.: Дашков и К, 2008. - 224 с.

15.    Луговой В.А. Оплата труда: бухгалтерский учет и расчеты // Бухгалтерский учет, 2010. - №8

16.    Пошерстник Е.Б., Мейксин М.С., Пошерстник Н.В. Заработная плата в современных условиях. СПб.: Герда, 2000. - 635 c.

17.    Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. - М.: Кнорус, 2009. - 320 с.

.        Трунин С.Н. Экономика труда. - М.: Экономика, 2009. - 496 с.

.        Филина Ф.Н. Тарифная система оплаты труда // Российский бухгалтер, 2008. - №6

.        Шеремет А.Д., Николаева О.Е., Полякова С.И Управленческий учет. - М.: ИНФРА-М, 2009 - 429 с.

.        Янковский К.П. Управленческий учет. - СПб.: Питер, 2011. - 368 с.

.        Интернет-ресурс: http://ekslovar.ru

Похожие работы на - Учет и управление трудовыми затратами в ОАО 'Авиадвигатель'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!