Правовое регулирование антимонополистической деятельности в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,87 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование антимонополистической деятельности в Республике Беларусь

Введение

В 1991 году после распада СССР Республика Беларусь стала на путь самостоятельного развития. Время показало негативные стороны командной экономики с её доминированием государственной собственности и преимущества рыночных отношений в условиях существования различных форм собственности. Наша республика медленно, но переходит к законам рынка.

Важное место в рыночной экономике занимают такие понятия, как и предложения, конкуренция и монополия.

Вопросы монополизации рынка и развития конкуренции достаточно актуальны в наше время, так как в условиях перехода к рыночной экономике важно выработать и усовершенствовать законодательство способное отрегулировать рыночные механизмы, так чтобы все вопросы экономики решались цивилизованным способом, чтобы страна реально могла выйти на высокие показатели в экономическом производстве. В этом плане обязательно необходимо учитывать историю возникновения монополий, опыт государств с устойчивой рыночной экономикой.

При написании выпускной работы поставлены следующие цели:

1.Изучить вопросы возникновения монополий и конкуренции, их сущность, виды и формы;

2.Проанализировать антимонопольное законодательство Республики Беларусь;

.Изучить особенности юридической ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

При написании работы привлекались основные законодательные акты Республик Беларусь.

Основной Закон государства Конституция Республики Беларусь закрепляет свободу предпринимательской деятельности - «Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещённой законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности» [1, Ч 2. ст. 13] .

Наличие этого пункта в статье Конституции является юридической предпосылкой возникновения конкуренции.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»» [6]. Определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей. В нём даются общие положения антимонопольного законодательства Республики Беларусь, основная терминология, определяются виды монополистической деятельности, даётся система предупреждения и ограничения осуществления деятельности государственных органов и их должностных лиц при осуществлении антимонопольной политики, предусматриваются меры по предотвращению и устранению нарушений закона.

Ввиду того, что многие юристы-хозяйственники считали необходимым дополнить Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года статьями о недобросовестной конкуренции, так как эта проблема была слабо урегулирована в законодательстве, парламент принял Закон Республики Беларусь от 2 декабря 2002 года №154-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»»[7].

Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях» [8] определяет сферу деятельности субъектов естественных монополий, их права и обязанности, государственное регулирование и контроль в сферах деятельности субъектов естественных монополий, порядок принятия решений органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также порядок исполнения и обжалования этих решений.

Вопросы определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов призваны урегулировать Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 года №8 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь» [10] и Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 29 апреля 2003 года № 98 «Об утверждении Положения о Государственном реестре субъектов естественных монополий и внесении изменений в постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 года №13» [14].

Проблемы выявления монопольных цен и антиконкурентных соглашений разъясняются в Постановлении Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 года №9 «об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах»[11] и Постановлении Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 года №10 «Об утверждении инструкции по выявлению монопольных цен»[12].

Основные задачи, функции, права департамента антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь как органа государства осуществляющего специальные функции в сфере разработки и реализации антимонопольной и ценовой политики закреплены в Постановлении Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении Положения о департаменте антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь»[13].

Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27 марта 2000 года №6 «Об утверждении положения Положения о порядке рассмотрения дел о положении административных взысканий за нарушение антимонопольного законодательства»[9].

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [3], Гражданский кодекс Республики Беларусь [2], Уголовный кодекс Республики Беларусь [4] дают ответы на вопрос ответственности при нарушении антимонопольного законодательства.

Литературы по вопросам законодательства о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции в Беларуси не много, отдельных монографий нет. В основном антимонопольное законодательство рассматривается как отдельная тема в рамках общих трудов по хозяйственному праву.

Больше внимания этой теме уделил Вабищевич С.С. в работе «Предпринимательское (хозяйственное) право»[16]. Он освещает такие проблемы как правовая характеристика рынка, даёт понятие и юридическое содержание конкуренции, виды монополистической деятельности, правовую характеристику недобросовестной конкуренции, способы антимонопольного регулирования, определяет на основании существующего законодательства юридическую ответственность за монополистическую деятельность.

Паращенко В.Н., автор «Хозяйственного (предпринимательского) права»[19], немного уделил внимания раскрытию интересующих вопросов, однако выделил условия определяющие доминирующее положение хозяйствования, формы недобросовестной.

Дойников И.В. в труде «Предпринимательское (хозяйственное) право»[17] на примере российского законодательства раскрывает правовые формы ограничения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, методы регулирования монополистической деятельности.

На основе российского законодательства написано «Хозяйственное право» Кругловой Н.Ю.[18]. Она рассматривает экономическое содержание основных понятий антимонопольного законодательства, деятельность антимонопольных органов, ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

На общие теоретические вопросы возникновения монополий, их сущность, формы и виды, а также конкуренции дают ответы Борисов Е.Ф. «Экономическая теория» [15], многие зарубежные экономисты и в частности П. Самуэльсон в фундаментальной работе «Экономика»[20].

В общем необходимо отметить что проблема правового регулирования антимонополистической деятельности в Республике Беларусь волнует нашего законодателя, о чём свидетельствует значительное количество законодательных актов, правоведы-хозяйственники уделяют этому аспекту немаловажное значение, однако существует возможность для дополнительных исследований в этой области.

I. Монополия и конкуренция - возникновение, сущность, формы и виды

С момента возникновения товарно-денежных отношений появляются монополистические тенденции, которые не имели чётких форм. Более чётко они стали проявляться в период индустриального роста западноевропейских государств и США во второй половине XIX - начале XX века. В это время периоды значительного экономического роста сменялись годами кризиса, что в некотором роде способствовало объединению фирм целью избежания или смягчения кризисных потрясений. Также необходимо учитывать, что все предприятия постоянно ищут возможности увеличения своих прибылей. И одна из этих возможностей - создание или достижение монопольного положения. Монополизация экономики явилась также закономерным следствием большого скачка в концентрации производства под воздействием научно-технического прогресса.

Антимонопольное законодательство впервые возникло в США, в 1890 году Сенат принимает закон Шермана, объявивший незаконными монополизацию торговли, явные и тайные соглашения о её ограничении.[20, с.530].

Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства.

Первая из них исходит из принципа противоправности всех монополий - применяется в США, Канаде, Японии, Аргентине; вторая модель направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечения контроля за монополиями, сами же монополии не признаются неправомерными - применяется в странах Западной Европы, а также в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР.[17, с.121].

Монополия - это исключительное право производства, приобретения, реализации, принадлежащее одному субъекту хозяйствования, определённой группе лиц или государству, положение на рынке когда функционирует лишь один продавец, предлагающий товары не имеющие заменителей и диктующий объём предложений и цену на товары и услуги.

Существует несколько классификаций видов монополий в зависимости от критериев заложенных в них. В зависимости от характера и причин возникновения выделяются: естественные монополии, легальные монополии, искусственные монополии.

Естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при котором удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары [8,П1ст.1]. примером могут быть энергообеспечение, железнодорожные и воздушные перевозки.

Легальные монополии образуются на законном основании, базируются на патентной системе, системе авторского права, торговых законов.

Искусственные или экономические монополии развиваются на основе закономерностей хозяйственного развития. Предприниматели путём концентрации капитала или его централизации, то есть на добровольном объединении или поглощении одних фирм другими достигают такого положения, когда начинают доминировать на рынке.

Доминирование на рынке заключается в том, что появляется возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Монополии получают исключительное право на все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление.

В зависимости от объёма монополизации сферы воспроизводства выделяются четыре основные формы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, концерн.

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведённый продукт, производственную самостоятельность, и договариваются о доли каждого в общем объёме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной и отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведённый продукт.

Трест - объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведённый продукт, производственную самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники некоторых предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать часть прибыли треста.

Концерн - это объединение десятков, иногда сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведённый продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Также возможно выделить формы монополистической деятельности:

1.злоупотребление хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке;

2.соглашение хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Монополистическая деятельность - противоречащие законам действия хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.[8, П4 ст.1].

Термин конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, она появляется тогда когда возник рынок. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке.[8. П5 ст.1]. Конкуренция это понятие противоположное монополии.

Выделяют два основных вида конкуренции: свободная или совершенная и несовершенная. Свободная конкуренция характеризуется наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара, свободой для покупателя и продавцов входить на рынок и покидать его, является постоянно действующим механизмом соперничества, позволяющим достичь лучших результатов предпринимательской деятельности.[16, с.230]. При свободной конкуренции цена устанавливается в результате установления спроса и предложения. В этих условиях и спрос, и предложения отражают поведение множества отдельных покупателей и продавцов, из которых никто по отдельности не влияет на рыночную цену.

Несовершенная конкуренция характеризуется существованием монополистических образований, которые могут манипулировать ценой.

Монопольная цена - особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.[15, с. 146].

Монополия и конкуренция сочетаются олигополии. Олигополия - государство небольшого числа крупнейших фирм, компаний, производящих и продающих на рынке значительную или преобладающую часть продукции определённой отрасли.

Различают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая.

Ценовая конкуренция - это соревнование производителей путём уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества.

Неценовая конкуренция - это конкурентного преимущества за счёт лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объёма услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, проведение конкурентами рекламных компаний.

Неэкономические методы борьбы - это подкупы служебных лиц, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов.

По своему характеру и методам конкуренция может быть добросовестной и недобросовестной.

Добросовестная конкуренция выступает как внешняя побудительная сила, которая заставляет обособленных товаропроизводителей постоянно совершенствовать техническую оснащённость производства, повышать эффективность труда, снижать затраты на производство товаров, чтобы увеличить прибыль. Также конкуренция способствует улучшению качества и разнообразия предлагаемых товаров и услуг.

К недобросовестной конкуренции относится: нарушение принятых норм и правил, ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение конкурента, имитация товаров и продуктов конкурентов, нарушение качества, стандартов и условий поставки товаров, тайный сговор на торгах и создание тайных союзов, установление контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности, физическое устранение конкурента.

Проблемы монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции призвано урегулировать антимонопольное законодательство Республики Беларусь.

II. Антимонопольное законодательство Республики Беларусь

Антимонопольное законодательство возникло в 1890 году в США. Американская модель исходит из принципа противоправности всех монополий. Республика Беларусь тяготеет в европейской модели антимонопольного законодательства, которая направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля за монополиями.

Антимонопольное законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов регулирующих, пресекающих монополистическую деятельность и обеспечивающих условия для развития добросовестной конкуренции.

В основном законе страны Конституции сказано: «Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещённой законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности»[1, Ч2 ст.13]. Это положение может быть юридической основой конкуренции.

Проблема создания антимонопольного законодательства сразу же после получения суверенитета начала решаться. Уже 10 декабря 1992 года был принят Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности развитии конкуренции»[5], 10 января 2000 года принимается закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»»[6], 2 декабря 2002 новый закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»»[7]. То есть законодательная база постоянно обновляется, за основу берутся лучшие образцы. Юристы считали, что в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» необходимо ввести дополнительно статьи о недобросовестной конкуренции и это было сделано. Так как большую роль в республике играют естественные монополии, ввиду специфики экономического развития государства был принят 16 декабря 2002 года Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях»[8]. Кроме того важную роль играют подзаконные акты, например Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 16 августа 2002 года № 194 «Об утверждении Положения о департамента антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь»[13], Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 29 апреля 2003 года №98 «Об утверждении Положения о Государственном реестре субъектов естественных монополий»[14]. На основании законов, подзаконных актов издаются предписания антимонопольных органов, департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь издаёт приказы, распоряжения.

Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» состоит из 5 разделов, 18 статей. Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.[7, П1 ст.1]. этот закон действует на всей территории Республики Беларусь и за её пределами в случае, когда хозяйствующие субъекты совершают действия которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, если иное не установлено в соответствии к нормам международного права. Он регулирует отношения в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Закон применяется к тем правоотношениям, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничения конкуренции на товарных рынках. Из сферы его действия исключены отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции, а также отношения, связанные с товарами, изъятыми из гражданского оборота в Республике Беларусь. [6, П2 ст.3].

Реализация государственных мер по обеспечению условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, развитию добросовестной конкуренции, пресечению монополистической деятельности осуществляет уполномоченный республиканский орган государственного управления, в настоящее время это департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь. Задачи, функции, права, структура департамента определены в «Положении о департаменте антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь»[13].

Основные задачи департамента:

1.разработка государственной антимонопольной и ценовой политики;

2.разработка методов и средств, направленных на создание условий для развития конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности;

.координация и методологическое руководство работой республиканских органов государственного управления;

.контроль за соблюдением антимонопольного и ценового законодательства.[13, П4].

Департамент возглавляет директор, который подчиняется непосредственно Министру экономики.

Монополистическую деятельность по субъектному составу можно разделить на:

1.монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов;

2.монополистическую деятельность государственных органов.

Проанализировав разделы II, IV Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»[6] можно выделить следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1.злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке;

2.соглашение и действия хозяйствующих субъектов, ведущих к ограничению конкуренции;

.стандартные условия сделок.

Монополистическая деятельность государственных органов выражается в соглашениях и иных актах государственных органов, ограничивающих конкуренцию.

Для определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке была принята «Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь»[10].

Доминирующее положение на товарном рынке - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на республиканском или местном товарном рынках, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам [10, Под П3 Ч2 П1].

Выделяются признаки доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке:

1.отсутствие у хозяйствующего субъекта конкурента на рынке соответствующего товара;

2.способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем, продавцом или потребителем соответствующего товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора о поставках;

.способность хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов;

.способность хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставках товаров [10,Под П6П3].

Доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта:

1.доля которого на рынке определённого товара превышает предельную величину, установленную Министерством экономики, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

2.доля которого на рынке определённого товара не превышает установленную предельную величину, если Министерством, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим [10,Под П.2 П.1].

Доминирование выражается в количественных (процентных) показателях. Для хозяйствующих субъектов - производителей товаров народного потребления предельная величина, устанавливающая факт доминирования составляет 35%, для производителей товаров производственно-технического назначения - 45%. Для контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов доминирующих на рынках определённых товаров департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, а также управления антимонопольной и ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета формирует Государственный Реестр субъектов монополий.

В Республике Беларусь запрещаются соглашения и действия хозяйствующих субъектов если они имеют целью или результатом:

.раздел товарного рынка по территориальному принципу;

. исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

. необоснованное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;

. необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;

. осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарном рынках;

. отказ от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями;

. иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренции, препятствуют её установлению или развитию [6,П1 ст.6].

Ценовые соглашения подробно регламентируются инструкциями Министерства экономики (ранее Министерства предпринимательства и инвестиций), например «Инструкцией по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений о ценах» [11], «Инструкцией по выявлению монопольных цен» [12]. Определены два типа ценовых соглашений, имеющих или могущих иметь своим результатом ограничение конкуренции: горизонтальные и вертикальные соглашения.

Горизонтальные соглашения предполагают вступление в объединения или их создание, заключение и осуществление в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами, договорённость осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах, вертикальные - полные или частично доступные в любой форме соглашения хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование её установлению или развитию [11,П1].

Можно также выделить виды монопольных цен: монопольно высокая, монопольно низкая, монопсонически низкая.

Монопольно высокая цена - это цена если её уровень выше среднего, сложившегося на аналогичные или взаимозаменяемые товары на 25 и более процентов либо рентабельность превышает средний её уровень на те же товары на 25 и более процентов; монопольно низкая цена - это цена которая при устойчивом спросе за счёт преднамеренного снижения доходов в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке данного товара; монопсонически низкая цена - это цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке данного товара в качестве покупателя, в целях получения монопольно высокой прибыли[12,П.2].

Стандартные условия сделок - любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении договора которые в деталях не согласовывались сторонами договора [6,Ч.10 ст.1]. Условия таких сделок могут быть заранее полностью или частично в соответствии с законодательством.

Запрещается деятельность государственных органов направленная на:

1.раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объёмам сделок ; по видам, объёмам товаров и их ценам; по кругу потребителей;

2.исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

.незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах [6,П1 ст.15].

Также государственным органам запрещается:

1.необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов какой-либо сфере деятельности;

2.устанавливать запреты на осуществление определённых видов деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе на производство определённых видов товаров;

.незаконно ограничивать право хозяйствующих субъектов заключать сделки;

.давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определённому кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров, не предусмотренных законодательством;

.необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам налоговые или другие льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам на товарном рынке того же товара [6,П2 ст.15].

Таким образом, проанализировав антимонопольное законодательство, можно констатировать, что в Республике Беларусь создана законодательная база, опираясь на которую можно контролировать, противодействовать развитию монополистических тенденций и способствующая развитию конкуренции.

III. Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Законодательство Республики Беларусь направлено на создание равных условий для деятельности хозяйствующих субъектов, регулирует монополистическую деятельность.

За нарушение антимонопольного законодательства виновные лица могут быть привлечены к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Ответственность несут и государственные органы. Согласно Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» антимонопольный орган имеет право:

1.выносить предписания о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в её результате;

2.налагать на виновных административные штрафы;

.принимать в пределах своей компетенции иные необходимые меры [6,П1 ст.16].

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных решений антимонопольного органа по решению суда с виновных хозяйствующих субъектов взыскивается штраф в размере до 10 процентов дохода за год, предшествующий совершению правонарушения [6,П1 ст.18].

Под уклонением от исполнения предписания понимается его неисполнение, под несвоевременным - исполнение с нарушением установленного срока.

Гражданско-правовая ответственность может наступать в форме возмещения убытков причинённых в результате нарушения антимонопольного законодательства. Убытки возмещаются в соответствии с нормами гражданского законодательства, в частности согласно ст.14 ГКРБ «возмещение убытков», ст.15 ГКРБ «Возмещение убытков, причинённых государственными органами, органами местного управления и самоуправления», ст.1030 ГКРБ «Ответственность за осуществление недобросовестной конкуренции»[2].

Административная ответственность регламентируется «Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях»[3], Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»[6], «Положение о порядке рассмотрения дел о положении административных взысканий за нарушение антимонопольного законодательства»[9]. Меры административной ответственности применяются в виде штрафа и взыскании прибыли, полученной с нарушением антимонопольного законодательства, в бюджет.

Уклонение должностного лица органа управления или субъекта хозяйствования от исполнения, ненадлежащее либо несвоевременное исполнение предписаний антимонопольных органов, а также непредставление этим органам информации либо представление заведомо ложной информации, необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, влечёт наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин [3,ст. 1551].

Злоупотребление предпринимателем или должностным лицом субъекта хозяйствования своим доминирующим положением на рынке, в том числе путём ограничения или прекращения производства либо снятия из обращения продукции для создания дефицита, заключение и выполнение соглашений о разделе рынков, устранении с рынков других субъектов хозяйствования и об иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную деятельность, и потребителей, влечёт наложение штрафов в размере от десяти до ста базовых величин [3,ст. 1552].

Установление и поддержание монопольных цен путём сговора предпринимателей или должностных лиц субъектов хозяйствования о деятельности на совместном рынке либо путём сговора тех же лиц о разделе рынков - влечёт наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин [3, ст.1553].

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства о рекламной деятельности, а также непредставление этими лицами информации либо представление заведомо ложной информации о распространяемой рекламе - влечёт наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин [3, ст.1559].

Правонарушение предусмотренные статьями 1551, 1552, 1553, 1559 ГКРБ рассматриваются антимонопольными органами [3,ст. 2248].

Уголовная ответственность в Республике Беларусь предусмотрена за: 1. нарушение антимонопольного законодательства (ст.244 ГКРБ);

. установление или поддержание монопольных цен (ст.245 ГКРБ); 3. ограничение конкуренции (ст. 247 ГКРБ)[4].

Нарушение ст.244 ГКРБ наказывается штрафом, или лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, или арестом на срок до трёх месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или без лишения [4].

За нарушение ст.245 ГКРБ предусмотрен штраф, или лишение права заниматься определённой деятельностью или арест на срок до трёх месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет, если же установление или поддержание монопольных цен было сопряжено с принуждением или применением насилия в отношении конкурентов -- ограничение свободы на срок от трёх до пяти лет или лишение свободы на срок от трёх до пяти лет с конфискацией имущества ли без конфискации и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или без лишения [4].

Нарушение ст. 247 ГКРБ наказывается штрафом, или лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок, если же ограничение конкуренции, совершено с применением насилия или с угрозой его применения, либо организованной группой - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет [4].

В целях предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов государство в лице уполномоченных лиц имеет право: осуществлять государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; принимать в установленном порядке меры по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; осуществлять государственный контроль за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, осуществлять государственный контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов; оказывать содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; принимать иные меры [6,ст.8].

Таким образом, ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в Республике Беларусь весьма серьёзная, государство имеет значительные возможности, права для контроля за выполнением антимонопольного законодательства.

монополия конкурентный законодательство

Заключение

1.изучить проблему возникновения монополий и конкуренции, их сущность, виды и формы;

2.проанализировать антимонопольное законодательство в Республике Беларусь;

.изучить особенности юридической ответственности за нарушении антимонопольного законодательства;

В результате исследования можно сделать следующие выводы.

Вывод первый - пагубность возникновения монополий, которые сдерживали развитие рыночных отношений стала чётко проявляться в последней трети XIX века, хотя монополистические тенденции возникли гораздо раньше.

Вывод второй - Республика Беларусь это тот регион, где преобладают так называемые правомерные монополии - государственные и естественные. Это связано с наследством союзной экономической политики, да и с экономическим курсом современной Республики Беларусь. Имеется в виду прежде всего преобладание государственного сектора над частным. В этом есть безусловно отрицательные и положительные стороны.

Вывод третий - антимонопольное законодательство в Республике Беларусь возникает в первый год существования суверенно. Это говорит о важности и осознанности решения проблемы противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Вывод четвёртый - антимонопольное законодательство Республики Беларусь принадлежит к европейской модели в которой главный упор, в отличии от американской модели выступающей на подавление всякого рода монополий, делается на обеспечение контроля за монополиями .

Вывод пятый - антимонопольное законодательство Республики Беларусь не стоит на месте, учитывая опыт развитых европейских государств вносятся изменения, дополнения, принимаются новые законодательные акты. Так в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»[6] были добавлены статьи, которые касаются недобросовестной конкуренции[7,ст.141, 142]. В 2002 году был принят Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях»[8].

Вывод шестой - антимонопольное законодательство Республики Беларусь способно противодействовать реально монополистической деятельности и открывает возможности для поддержания конкуренции.

Вывод седьмой - государство жёстко преследует нарушителей антимонопольного законодательства. За его нарушение предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

В условиях существования рыночных механизмов регулирования экономики важно предусмотреть негативные явления. В этом плане важным рычагом является законодательство отвечающее требованиям времени, отвечающее поставленным целям.

Список литературы

1.Конституция Республики Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2003.

2.Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2003.

.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. - Мн.: Амалфея, 2003.

.Уголовный кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Беларусь, 2003.

.Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 года №2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1992. №36

.Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года №364-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»»., Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. №8.-рег.№2/139.

.Закон Республики Беларусь от 2 декабря 2002 года № 154-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»»., Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 2002.-№138.-рег.№2/903.

.Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года №162 -3 «О естественных монополиях». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003.-№1.-рег.2/911.

.Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27 марта 2000 года №6 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения дел о положении административных взысканий за нарушение антимонопольного законодательства»., Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000.-№41.-рег.№8/3315.

.Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 года №8 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь»., Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000.-№51.-рег.№8/3469.

.Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 года №9 «Об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000.-№51.-рег.№8/3470.

.Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28 апреля 2000 года №10 «Об утверждении Инструкции по выявлению монопольных цен»., Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000.-№51.-рег.№8/3471.

.Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 16 августа 2002 года №194 «Об утверждении Положения о департаменте антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь»., Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002.-№105.-рег.№8/8528.

.Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 29 апреля 2003 года №98 «Об утверждении Положения о Государственном реестре субъектов естественных монополий и внесении изменений в постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 №13»., Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003.-№53.-рег.№8/9470.

.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт,2001.

.Вабищев С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь. - Мн.: Молодёжное научное общество, 2002.

.Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. - М.: Брандес, 1998.

.Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - М.: РДЛ,1997

.Паращенко В.Н. Хозяйственное (предпринимательское) право. - Мн.: Общественное объединение «Молодёжное научное общество», 2000.

.Самуэльсое П. Экономика. Вводный курс. - М.: Прогресс, 1992.

Похожие работы на - Правовое регулирование антимонополистической деятельности в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!