Применение системы управления рисками при контроле таможенной стоимости товара
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(ФГБОУ
ВПО «БГУЭП»)
Кафедра
налогов и таможенного дела
Специальность
«Таможенное
дело»
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
на
тему: «Применение системы управления рисками при контроле таможенной стоимости
товара»
Иркутск,
2014 г.
Содержание
Введение
.
Таможенный контроль мяса
.1
Понятие
таможенного контроля. Ветеринарный контроль
.
Статистический анализ мясной продукции
.1
Особенности таможенного контроля мяса говядины
.2
Статистика импорта мяса в РФ
.
Проблемы и перспективы развития мясной продукции
Заключение
Введение
Мясо это один из важнейших продуктов питания,
обладающий высокой пищевой ценностью. Она обусловлена главным образом
содержанием значительного количества белков животного происхождения, и в
особенности полноценных, а также биологически активных соединений (аминокислот,
полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, микроэлементов), липидов,
экстрактивных и минеральных веществ, необходимых для нормальной
жизнедеятельности человека. Сегодня в России на долю пищевой и перерабатывающей
промышленности приходится более половины продовольственного товарооборота
страны. В состав этой отрасли входит более 30 под отраслей. Особое место среди
них занимают мясная и мясоперерабатывающая отрасли, так как обеспечивают
население страны одним из основных продуктов питания.
Актуальность данной курсовой работы состоит в
том, что фальсификация мяса и пищевых мясных субпродуктов имеет место в
современной торговле и вопросы качества и безопасности их актуальны в данный
момент.
1. Таможенный контроль мяса
1.1 Понятие
таможенного контроля. Ветеринарный контроль
Таможенный контроль представляет собой действия
должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной
последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего
законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных
средств через границу, в том числе соблюдение мер нетарифного регулирования,
при перемещении товаров и транспортных средств под определённый таможенный
режим.
К мерам нетарифного регулирования относят ограничения
на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и
транспортных средств,установленные, исходя из экономической политики Российской
Федерации, защиту экономической основы суверенитета Российской Федерации,
выполнение международных обязательств Российской Федерации, защиту внутреннего
потребительского рынка. В качестве ответной меры на дискриминационные и другие
ущемляющие интересы российских лиц, акции иностранных государств и их союзов и
по другим достаточно важным основаниям в соответствии с Федеральными законами,
иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, которые могут
выражаться в лицензировании, квотировании, установление минимальных и
максимальных цен, сертификации, разрешительной системе и другое.
При ввозе таможенный контроль начинается с
момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы РФ, а
при вывозе - с момента принятия таможенной декларации.
Таможенный контроль при ввозе завершается в
момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено
Таможенным кодексом РФ. При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых
за пределы таможенной территории Российской Федерации, таможенный контроль
завершается в момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.
Региональное таможенное управление по вопросам
таможенного контроля организует и контролирует производство нижестоящими
органами таможенного контроля. Оно проверяет правильное и единообразное
применение правил таможенного контроля.Таможни по вопросам таможенного контроля
обеспечивают правильное применение таможенных режимов при перемещении товаров и
транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, организуют,
координируют и контролируют проведение должностными лицами таможни и
нижестоящих таможенных постов, проверки документов и сведений, необходимых для
таможенных целей, таможенного досмотра, включая личный досмотр, являющийся
исключительной формой таможенного контроля, учёта товаров и транспортных
средств.
В целях обеспечения охраны таможенной территории
Таможенного союза (России) от ввоза и распространения возбудителей заразных
болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров
(продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным)
требованиям, при ввозе на таможенную территорию ТС (таможенного союза)
животных, продуктов животноводства, кормов и другой подкарантинной продукции,
уполномоченный орган в области ветеринарии осуществляет контроль за исполнением
требований ветеринарного надзора.
Для таможенного оформления ветеринарного или
фитосанитарного груза необходимо:разрешение, выданное уполномоченным органом,
на территорию государства которого ввозятся указанные товары;
ветеринарный сертификат, выданный компетентным
органом страны отправления указанного товара.При ввозе, вывозе и транзите
ветеринарных и фитосанитарных грузов, может быть осуществлен один из 3 или все
3 вида контроля:документальный, фактический, лабораторный.
Документальный контроль заключается в проверке:
документов, подтверждающих безопасность
подконтрольных товаров;
наличия разрешений на ввоз (вывоз) или транзит
подконтрольных товаров;соответствия содержания выданных документов требованиям
ТС.
Физический контроль включает в себя:досмотр
подконтрольных товаров;проверку соответствия подконтрольных товаров данным,
указанным в предъявленных документах;
контроль соответствия транспортного средства
установленным ветеринарно-санитарным требованиям, необходимым для перевозки
подконтрольных товаров;контроль условий и режима перемещения;контроль соответствия
упаковки и маркировки установленным требованиям.Лабораторный контроль
осуществляется путем проведения исследований в аккредитованных лабораториях. Он
осуществляется в том случае, если фактический осмотр выявил какие-либо
нарушения, либо при наличии ограничений по ввозу продукции.
В результате проведения ветеринарного или
фитосанитарного осмотра на товар оформляется специальный сертификат
(ветеринарный или фитосанитарный), который разрешает ввоз товаров на территорию
ТС.
Также на мясо устанавливаются пошлины и это
подтверждает Правительство РФ установило новые пошлины на ввоз мяса крупного
рогатого скота сроком на 5 месяцев. Как сообщает департамент правительственной
информации, Постановление №417 начинает действовать со дня его опубликования.
Официально оно было подписано 11 июля.
2. Статистический анализ мясной продукции
.1 Особенности таможенного контроля говядины
Перед выпуском в обращение на территории
Таможенного союза, мясо и мясная продукция, являющаяся объектом регулирования
регламента, обязательно должна быть подвергнута процедуре подтверждения
безопасности, согласно разделу XIII ТР ТС 034/2013. Форма оценки соответствия
задается с учетом вида и назначения мясных продуктов:
государственная регистрация - для продуктов детского
питания на мясной основе;
декларирование соответствия - для прочей
переработанной мясной продукции;ветеринарно-санитарная экспертиза - для
продуктов убоя, включая для детей.
Для наглядности приведена таблица по группам
мясной продукции и необходимым документам об оценке соответствия, а также
название уполномоченного органа за выдачу таких документов.
Группы мясной продукции и их формы оценки
соответствия.
Таб. 1.
Продукция
|
Обязательный
документ
|
Уполномоченный
орган
|
Переработанная
мясная продукция для взрослых (говядина, телятина, свинина, колбасы, мясные
консервы и т. д.)
|
Декларация
о соответствии
|
Орган
по сертификации
|
Переработанная
мясная продукция для детей (пюре на мясной основе, детские мясные консервы,
колбасы и т. д.)
|
Свидетельство
о государственной регистрации
|
Роспотребнадзор
|
Следует отметить, что в техническом регламенте
действует принцип: один вид продукции - один вид документа об оценке
соответствия. Так, например, больше не потребуется оформлять одновременно
свидетельство о государственной регистрации и декларацию о соответствии.В
рамках требований технического регламента обязательная сертификация мяса и
мясных продуктов не проводится. Получать сертификат соответствия на такую
продукцию не требуется. Вместо этого, на мясные продукты должны быть оформлены
другие разрешительные документы, установленные в ТР. ТС 034/2013.
Регистрация декларации о соответствии мясных
продуктов. Согласно статье 132 раздела XIII ТР ТС 034/2013, мясная продукция,
кроме мясной продукции для детского питания и продуктов нового вида, подлежит
декларированию соответствия.Регистрация декларации о соответствии мяса и мясной
продукции осуществляется органом по сертификации на основании доказательств,
предоставленных самим заявителем, а также полученных в ходе исследований
типовых образцов в аккредитованной лаборатории и прочих материалов,
установленных схемой декларирования.Зарегистрировать декларацию на мясную
продукцию по новым правилам, опираясь лишь на собственные обоснования
безопасности заявителя, больше не предоставляется возможным.Сравнивая с нормами
системы ГОСТ Р, декларирование с привлечением третьей стороны осуществлялось
только для детской мясной продукции. По нормам ТР ТС 034/2013 продукты питания
для детей на мясной основе вообще не подлежат декларированию соответствия, для
них установлена своя форма подтверждения безопасности - государственная
регистрация.Также с вступлением в силу технического регламента на мясные
продукты, подлежащие декларированию, больше не потребуется оформлять
свидетельство о государственной регистрации. Декларация о соответствии станет
единственным документом, допускающим к выпуску в обращение такие продукты.
Необходимость государственной регистрации мясных
продуктов
Рис.1. Доля импорта на российском рынке мяса
крупного рогатого скота в 2013г,%.
Доля отечественной продукции преобладает в 2013
году с долей в 73%.С 2015 года импортные пошлины на готовые мясные изделия
будут сокращены в три раза. Таковы условия присоединения России к ВТО. Есть
опасение, что всей мясной отрасли России будет нанесен существенный урон.
3. Проблемы и перспективы мясной промышленности
В 2010-2013 гг., после стабилизации мировой
экономики восстановления объемов импорта не произошло. На фоне роста
предложения со стороны российских производителей (в первую очередь мяса птицы и
свинины) общая тенденция в сторону сокращения импортных поставок продолжилась.
Потребление мяса в России определяется её
особенностями, россияне наибольшее предпочтение отдают мясо птицы (61 %) из-за
её из-за его невысокой стоимости и пищевых качеств. Общее потребление мяса в
России в 2013 году составило 6216 тыс. тонн. С 2010 г. по 2012 г. потребление
мяса в России имеет тенденцию роста. В 2012 году по сравнению с 2010 годом
потребление мясо птицы выросло на 12 %, свинины на 14 %, говядины на 1 %.
Больше всего в России производится мясо птицы -
57 %. Благодаря активному развитию птицеводства в современной России, доля
импорта куриного мяса минимальна и составляет порядка 6 %. Производство
крупного рогатого скота в России не так хорошо развито, как птицеводство и
свиноводство и поэтому мы очень зависим от импорта говядины. Импорт и
производство говядины составляют 8 % и 3 %, свинины 7 % и 19 %.Импорт куриного
мяса в Россию в 2013 году, снизился. Объёмы импорта в январе-сентябре 2013 года
составили 383 тыс. тонн. Снижение по отношению к аналогичному периоду прошлого
года - на 12 %. По итогам 2013 г. объём производства птицы в России составит
3,7 млн. тонн, что на 10 % превышает показателя 2012 г. Объём импорта говядины
в Россию в 2013 году также несколько сократился - на 16 % и за первые 9 месяцев
2013 года составил 514,5 тыс. тонн. Свинина - это второй по популярности у
россиян вид мяса и ввиду этого отечественные производители стараются не
уступать конкурентом из-за рубежа и постоянно наращивают производство свинины.
В январе-сентябре 2013 года в Россию было поставлено 485 тыс. тонн свинины, что
на 31 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сокращение импортных
поставок обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, в России
продолжается стремительный рост производства свинины. В январе-сентябре 2013
года по отношению к январю-сентябрю 2012 года объёмы производства возросли
почти на 25 % или на 265 тыс. тонн в убойном весе. Значительный рост
предложения привёл к снижению цен. Поставки свинины вне квоты в Россию стали
менее рентабельны, чем ранее. В текущем году они упали почти на 40 %.
Во-вторых, в 2013 году был выявлен целый ряд несоответствий ветеринарным
требованиям и Россельхознадзором были наложены ограничения на поставки свинины
с ряда зарубежных предприятий. К последним относится запрет на импорт свинины
из Белоруссии, введенный в конце августа текущего года, где обнаружены вспышки
Африканской чумы свиней (АЧС). Ежемесячно Белоруссия поставляла в Россию около
5 тыс. тонн данного вида мяса.
Наибольшая доля импорта мяса в Россию занимает
говядина - 78 %, на втором месте свинина - 43 % и на третьем птица - 12 %.
Анализ показал, что за последние три года существенного изменения в импорте
нет. Импорт говядины увеличился на 4 %, а вот импорт свинины снизился на 6,5 %,
птицы 6,3 %. Это говорит о том, что отечественные производители стараются не
уступать конкурентом из-за рубежа и постоянно наращивают производство свинины и
птицы.
Заключение
Значение мяса и мясопродуктов в питании
населения определяется тем, что служат источником полноценных белков, жира,
минеральных и экстрактивных веществ, некоторых витаминов, потребление которых
является необходимым для нормального функционирования организма.
Наращивание темпов производства и объемов
выпуска продукции мясной промышленности требует совершенствования существующих
и разработки новых технологических процессов, обеспечивающих рациональное
использование сырьевых ресурсов, повышение выходов и улучшение качества
выпускаемой продукции. Решение этих задач неразрывно связано с расширением
методических возможностей исследований за счет использования
усовершенствованных и новых аналитических методов и с созданием систем
объективной и надежной оценки показателей качества сырья и готовой продукции.
Список использованной литературы
Соглашение
Республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации «О единых
мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 25.01.2008 г.
[Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ, - правовой
системы «КонсультантПлюс».
Решение
Евразиатского экономического сообщества «О Едином таможенно-тарифном
регулировании Таможенного Союза республики Беларусь, республики Казахстан и
Российской Федерации» от 27.11.2009 г. № 18 // Российская газета. - 2009. - №
2275. Единый Таможенный Тариф Таможенного Союза Республики Беларусь, республики
Казахстан и Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - № 227/1.
Таможенный
кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе
Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на
уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // Собр.
законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - ст. 6615.
Таможенный
кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе
Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на
уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // Собр.
законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - ст. 6615..Кастомс. РУ:
Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]: офиц. сайт. М., 2011. Режим
доступа: http://www.customs.ru. - 01.05.2014.