Рынок земли, его специфика. Факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    264,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок земли, его специфика. Факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию


Курсовая работа

Тема "Рынок земли, его специфика. Факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию"

Содержание

Введение

Глава 1. Рынок земли и его особенности

.1 Понятие о рынке земли. Аграрная рента и цена земли

.2 Рынок сельскохозяйственной продукции

Глава 2. Современное состояние рынка земли РФ

.1 Структура и использование земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

.2 Вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственное производство

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение


Земля представляет собой важнейший элемент национального богатства страны и занимает особое место в жизни любого общества. С географической точки зрения это пространственный базис обитания людей; в политическом смысле - это территория, на которой государством формируется определенная правовая система; в экономической сфере - это главное средство производства в сельском хозяйстве и основа для размещения и развития всех других отраслей экономики [24, с. 612].

Российская экономика отличается значительным потенциалом природных, в т. ч. земельных ресурсов, поэтому совершенствование отношений по их поводу чрезвычайно важно. Особое место в совокупности всех видов этих ресурсов занимают земли сельскохозяйственного назначения. Они еще не стали предметом интенсивных инвестиций, сохраняется немалое количество бесхозных участков, плохо используемых и низко плодородных, недостаточно хорошо используется потенциал высокоплодородных почвенных типов [21, с. 6]. Недостаточная инвестиционная привлекательность земли для сельскохозяйственного производства ведет к снижению цен предложения и цен спроса, на землю, а вместе с этим и самих объемов спроса и предложения на рынке земли, задерживает формирование этого рынка, в этом и заключается актуальность данного исследования.

Объектом исследования является земля как природный ресурс, как фактор производства. Предмет изучения - специфика рынка земли, факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию.

Цель работы заключается в исследовании сущности рынка земли, как фактора производства, а также анализ факторов, определяющих цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию.

Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить ряд задач:

-    исследовать особенности аграрной ренты и цены земли;

-       изучить специфику рынка сельскохозяйственной продукции;

-       исследовать современное состояние рынка земли в РФ и степень вовлеченности его в производство сельскохозяйственной продукции.

Инструментом получения фактического материала по теме исследования служили как теоретические, так и практические методы исследования. Методы теоретического уровня: изучение и обобщение; абстрагирование; идеализация; формализация; анализ и синтез; индукция и дедукция; аксиоматика. Методы эмпирического уровня: наблюдение; счет; измерение; сравнение; графический; статистический. Методы экспериментально-теоретического уровня: анализ; логический; синтез; индукция; дедукция.

Информационная база исследования: данные Федеральной службы государственной статистики [33], Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии [32], а также труды таких исследователей, как Войтов А.Г., Козлова С.В., Кузьмина О.Ю., Кухтин П.В., Оганесян Л.О., Попова И.В., Сафронов В.В. и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе даны теоретические аспекты рынка земли и его особенности, характеристика рынка сельскохозяйственной продукции. Во второй главе проведен анализ современного состояния рынка земли в РФ.

 

Глава 1. Рынок земли и его особенности

 

.1 Понятие о рынке земли. Аграрная рента и цена земли


Значимая общественная роль земли обеспечивает удовлетворение большого спектра потребностей человека: физиологических, экологической безопасности, психологических, социальных, производственных. Это объясняется специфическими потребительскими свойствами земли. К ним относятся: многоцелевое использование (как пространства для социально-экономического развития, средства труда, предмета труда); невозможность перемещения в пространстве и ограниченность; отсутствие альтернативных вариантов замены другими ресурсами; сохранение натурально-вещественной формы в течение всего периода использования и неиспользования (неприменимо понятие физического износа); земля может выступать в качестве неотъемлемой части здания, сооружения какого-либо строения, а также как самостоятельный, отдельный объект; неодинаковая товарность, что означает наличие некоторых ограничений ее коммерческого оборота.

Рынок земли является важным сегментом рыночной экономики и обеспечивает реализацию отношений между его субъектами. Это покупатели и продавцы, арендаторы и арендодатели, профессиональные посредники. Особый статус земли в экономике страны и ее свойства определяют целый ряд специфических особенностей данного рынка [24, с. 612].

-    Величина и характер спроса и предложения земельных участков предопределены политической системой общества, географическими, историческими факторами, состоянием инфраструктуры и уровнем развития региона в целом.

-       Земля - это дар природы, а не результат человеческого труда, что позволяет говорить об иррациональности ее стоимости.

-       Земли дифференцированы по качеству (естественному плодородию) и местоположению. Дополнительные вложения труда и капитала позволяют экономически улучшить плодородие и получить большую отдачу от земли, что возможно практически на любых участках.

-       Ограниченность предложения земельных ресурсов усиливается отношениями частной собственности. В условиях рынка земельные собственники предпочитают не продавать свои земельные участки, а отдавать их в аренду для получения стабильного дохода. Поэтому к продаже предлагается незначительная часть земельного фонда, что не является адекватной реакцией на возрастающий спрос [17, с. 5].

-       Оформление сделок на рынке земли требуют обязательной государственной регистрации и сложного, дорогостоящего юридического оформления. Это способствует значительной доле присутствия государства в процессах регулирования рынка.

-       Специфика рынка земли проявляется в том, что кроме покупателя и продавца на нем весьма активную роль играют профессиональные посредники: агентства по операциям с недвижимостью, риелтеры, оценщики, нотариат и т.д. Это определяет принадлежность рынка к структурам несовершенной конкуренции. Многофункциональность земли не позволяет однозначно определить рынок по типу конкуренции.

Как известно, каждый фактор производства приносит его владельцу доход в той или иной форме. Владелец такого экономического ресурса, как способность к труду, получает доход в виде заработной платы. Владелец капитала получает доход в форме процента, владелец земли - в виде ренты [25, с. 106].

В экономической науке термин "земля" употребляется в широком смысле слова, т. е. охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля для производства сельскохозяйственной продукции, водные ресурсы или полезные ископаемые (недра), лесные массивы, воздушное пространство[13, с. 204].

Предложение природных ресурсов ограничено, их кривая имеет вертикальное положение. Ограниченность ресурсов порождает особый тип отношений по их поводу - ренту. Она возникает по поводу природных и интеллектуальных ресурсов. Рентные отношения присущи не только сельскому хозяйству, но и использованию других природных ресурсов, в том числе при строительстве, при добыче полезных ископаемых (фиксированные платежи). Особое значение она имеет в сельском хозяйстве.

Анализируют не только природную, но и интеллектуальную ренту, которую получают одаренные люди - артисты, выдающиеся спортсмены и т.п.

Рассмотрим аграрную ренту как частную форму рентных отношений.

Анализ аграрной ренты предполагает осмысление трех аспектов одной и той же проблемы - трех форм рынка:

Рис. 1. Три формы рынка [13, с. 205]

Особенности сельского хозяйства:

-    сельскохозяйственное производство непосредственно связано с использованием земли как главного фактора труда;

-       оно больше, чем другие отрасли, зависит от природных условий. Последнее особенно важно для стран, находящихся в условиях рискового, критического земледелия;

-       оно больше зависит от климатических условий, а поэтому результаты его деятельности сильно колеблются по годам;

-       длительность процесса производства, его сезонность;

-       стратегический характер аграрной продукции;

-       социально-экономические особенности сельского хозяйства вытекают из того, что ранее в нем господствовал феодальный строй. На этой основе возникло обособление землевладельцев и землепользователей. В таком случае земля принадлежит крупным собственникам, и они ее сдают в аренду пользователям и получают за это арендную плату.

-       в результате землепользователи арендуют землю у землевладельцев (лендлордов), имеющих право на землю как объект хозяйствования. Платят им ренту за пользование землей;

-       земля ограничена на рынке ресурсов. Имеет место неэластичное ее предложение. Кривая ее предложения:

Рис. 2. Предложение земли как ресурса [13, с. 206]

Рента - плата за ограниченный ресурс, который не может быть увеличен. Его предложение неэластично в целом. Некоторое его увеличение возможно, а поэтому кривая предложения земли имеет положительный наклон. Возможности освоения новых земель очень ограничены. Возможно некоторое увеличение предлагаемой земли, но ее цена будет расти.

Одновременно наблюдается тенденция к сокращению земли ввиду урбанизации (роста городов) и расширения транспортных и других инфраструктур.

Сельскохозяйственный спрос на землю имеет тенденцию к понижению, а несельскохозяйственный спрос на землю растет.

Спрос на землю имеет отрицательный наклон. Это происходит потому, что по мере вовлечения земли в оборот происходит переход от лучших к средним и даже к худшим землям. Спрос на землю определяет размер земельной ренты, он зависит от спроса на продовольствие.

Кривая спроса на землю имеет ряд особенностей [13, с. 206]:

-    спрос на землю является производным от спроса на сырье;

-       зависит от спроса на продовольствие;

-       зависит от постепенного сокращения доли продовольствия;

-       имеет место рост спроса на землю для несельскохозяйственного ее использования.

Рис. 3. Спрос на землю [13, с. 207]

Собственник земли знает качество своей земли - плодородие и расположение относительно рынка. Поэтому он назначает цену аренды - арендную плату за пользование землей. Она включает плату за землю - ренту и амортизацию вложенного в нее капитала, а также прибыль на данный капитал.

Рента - часть арендной платы за землю. В землю вложен капитал (недвижимость, коммуникации, сооружения, дороги, мосты, планировка и т. п.), поэтому при ее аренде это учитывается - возврат амортизации и процент на вложенный капитал. За вычетом этого остается рента - собственно плата за землю обычно за 1 га в год.

Рис. 4. Рента [13, с. 207]

Таким образом, в современной экономике России эффективность функционирования рынка земли обусловлена институциональными условиями и императивами формированиям новых экономических отношений. Рынок земли как фактора производства отличается от других рынков прежде всего тем, что земля является абсолютно ограниченным и невоспроизводимым ресурсом, обладающим как экономической, так и социальной значимостью. В связи с этим механизм распределения земельного ресурса обусловливает необходимость взаимодействия элементов государственного и рыночного регулирования [19, с. 132].

Экономическая значимость земли определяется тем, что земля является главным средством и предметом сельскохозяйственного производства. В связи с этим экономическая и продовольственная безопасность страны зависит от принципа распределения и эффективности использования земельного ресурса. Земля является единственным ресурсом, эффективность использования которого в долгосрочном периоде выражается в максимизации получения ренты в условиях экологической устойчивости окружающей среды.

Цена земли - капитализированная земельная рента, которая, будучи превращенной в капитал, приносит доход в виде процента; покупная цена - это не цена земли, а той земельной ренты, которую она приносит, исчисленная в соответствии с обычной процентной ставкой [12, с. 246].

Цена земли - иррациональная экономическая категория, поскольку земля сама по себе не является продуктом труда и, следовательно, не имеет стоимости. Однако поскольку земля выступает объектом купли-продажи, то она принимает товарную форму в виде цены.

Различают два подхода к оценке земли и других природных ресурсов:

-    сравнительный (используется для выяснения преимущества, например, одного участка земли в сравнении с другим) проводится по балльной оценке, которая не выявляет абсолютную стоимостную оценку;

-       стоимостная (денежная) оценка, которая необходима при продаже земли и других природных ресурсов, при определении потерь собственника конкретного ресурса в связи с отчуждением земли.

Цену земли устанавливают на основе капитализации ренты. Она должна быть равна той сумме, которую получил бы продавец земли, положив ее в банк за процент на вложенный капитал. Цена земли зависит от двух факторов:

-    размера земельной ренты;

-       ставки ссудного процента.

Цена земли определяется на основе ее капитализации, т. е. того дохода, который она приносит.

Таким образом, цена земли, при прочих равных условиях, прямо пропорциональна приносимой ею ренте и обратно пропорциональна норме ссудного процента.

Это можно проиллюстрировать на примере. Допустим, что земельный участок в год приносит 4 тыс. руб. ренты, норма ссудного процента равна 5%. В данном случае цена земли 8000 руб. (4000 ч 5 Ч 100). Из этого следует, что цена земли является капитализованной земельной рентой, поскольку она равна такой сумме денежного капитала, которая приносит годовой доход, равный ренте [12, с. 247].

Для оценки экономических ресурсов страны используется кадастр.

Кадастр - систематизированный, официально составленный на основе периодических или непрерывных наблюдений свод основных сведений об экономических ресурсах страны. В кадастре имеются данные о расположении ресурсных источников и объектов, их величине, качественных характеристиках, содержащих оценку стоимости и доходности объектов. Наиболее известны Водный и Земельный кадастры.

Земельный кадастр - систематизированный свод достоверных сведений о земле в сельской и лесной сферах. В кадастре указывается имя собственника земли, описываются общая площадь, места расположения участков, их конфигурация, состав угодий, их качество, доходность, цена земли. Наиболее совершенной принято считать разработанную немецкими учеными систему земельного кадастра. Оценка земли проводится по 100-балльной шкале: наилучшей пашне присвоен показатель ценности в 100 баллов, бесплодной - 0, наихудшей - 7 баллов.

Цена земли должна отражать потенциальную возможность получения дохода в размере земельной ренты, количественные характеристики которой определяются рыночной конъюнктурой, что лишний раз подчеркивает - цена земли является многоаспектной  рыночно-институциональной категорией, закономерно предполагающей наличие  концептуально-методологических  основ  ее экономической интерпретации [16, с. 171].

 

.2 Рынок сельскохозяйственной продукции

земля аграрный рента почвенный

Аграрный рынок − сложная взаимосвязанная система, имеющая разные определения и классификацию. В.А. Добрынин считает: "Сельскохозяйственный рынок - это экономическая категория, состоящая из совокупности обменных операций между сельскохозяйственными производителями, а также между сельским хозяйством и промышленностью. Н.А. Попов выделяет: сельскохозяйственные рынки; рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства; рынок сферы услуг; рынок сферы торговли [26, с. 32]. Тетерин Ю.Н. рассматривает систему рынков АПК, используя стадии общественного производства. Рыночная модель АПК по сравнению с отраслевой имеет преимущество: она позволяет анализировать механизм согласования спроса и предложения [23, с. 101].

Известно, что процесс общественного производства состоит из ряда взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление. Стадия потребления присутствует в той или иной форме в каждой из предыдущих стадий (рынок на любой стадии состоит из производителей и потребителей продукции, услуг), поэтому при анализе рынков ее можно не учитывать. Следовательно, конечная эффективность данного процесса:

Эк. = Эп. + Эр. + Эо., (1)

где Эк. - конечная эффективность процесса общественного производства;

Эп. − эффективность производства;

Эр. - эффективность распределения;

Эо. - эффективность обмена.

Целью производства является удовлетворение спроса. Производить надо в таком объеме и то, что будет реализовано. Производитель должен занимать активную позицию, удовлетворяя скрытый спрос потребителя, формируя его предпочтения, то есть управляя поведением покупателя. Производство должно быть рентабельным. Следовательно, производитель должен управлять производством, добиваясь его эффективности. Под распределением понимается не только распределение произведенных товаров и услуг. Это и распределение факторов производства. Следовательно, распределение осуществляет связь между стадиями производства и обмена и обеспечивает ресурсами стадию производства. Эффективность распределения характеризуется своевременностью предоставления ресурсов и товаров в производство и обмен с минимальными затратами. Это требует создания логистических структур и организации их работы. Обмен так же производителен, как и производство, потому что способствует перемещению общественных благ от производителя к потребителю. Часто производителю экономически невыгодно заниматься распределением и продажей своей продукции. Этим занимаются другие экономические агенты, эффективность деятельности которых зависит от степени удовлетворения нужд, потребностей покупателей и уменьшения затрат. Рынок - эффективный механизм саморегулирования процессов общественного производства. Государство является важнейшим производителем и потребителем различных благ. Кроме того, одной из функций государства является распределение общественных благ между различными слоями населения.

Инфраструктура представляет услуги, создающие условия для эффективного функционирования основных рынков АПК. Например, инженерная, социальная (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физкультура и спорт) и т.д.

Основными покупателями на рынках сельскохозяйственной продукции являются перерабатывающие предприятия, население (при продаже продукции без посредников), государство, организации социальной сферы (школы, детские сады и т.д.). Основные производители - сельскохозяйственные организации различных укладов и форм собственности. Основными покупателями на рынках продукции переработки сельскохозяйственного сырья являются оптовые коммерческие торговые предприятия, производителями - перерабатывающие сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности.

Основными потребителями на рынках средств производства являются сельскохозяйственные организации различных форм собственности и укладов, перерабатывающие предприятия.

Рис. 5. Система рынков АПК региона [23, с. 103]

Основными производителями товаров и услуг являются предприятия сельского машиностроения, строительные организации, учебные заведения, предприятия определенной товарной группы. На этом рынке возможна и монополия, но власть монополиста распространяется только на свой, узко дифференцированный продукт. На таком рынке много производителей, продукция которых отличается по качеству.

Результативность рынка:

Эф.р. = Эф.пр. + Эф.п. +Эр.р. + Эаг., (2)

где Эф.р. - эффективность функционирования рынка;

Эф.пр. - эффективность функционирования производителя;

Эф.п. - эффективность функционирования потребителя;

Эр.р. - эффективность регулирования рынка;

Эаг. - эффективность взаимодействия агентов рынка.

Эффективность функционирования производителя заключается в качестве использования ресурсов и производстве востребованной продукции. Эффективность функционирования потребителя - это степень удовлетворения его разумных потребностей. Эффективность регулирования рынка - это создание выгодных условий для агентов рынка и поддержание конкурентной среды. Эффективность взаимодействия агентов рынка заключается в степени налаживания взаимовыгодных контактов.

В условиях совершенной конкуренции линия спроса на продукцию фермеров горизонтальная - совершенно эластичная. Предложение сельхозпродукции совпадает с МС.

Объем производства сельхозпродукции определяется фермером при равенстве MC = MR. В таком случае он получает нормальную прибыль.

Рис. 6. Предложение сельхозпродукции [13, с. 208]

Будем исходить из того, что цена на сельхозпродукцию одинакова на рынке. И она определяется ценой продукции с худших участков земли. Расходы фермеров различны, потому что неодинаково качество земли - плодородие и местоположение.

Величина арендной платы зависит от качества земли. Для сельскохозяйственного назначения существенное значение имеет плодородие земли и удаленность от рынка (местоположение). На плодородной земле урожайность выше и издержки ниже. Соответственно, положение участка земли, куда сбывают сельхозпродукцию, - недалеко от города или далеко.

Все участки подразделяют на три группы: худшие, средние, лучшие. И это проявляется в издержках производства продукции на них и в положении кривой АТС на графиках:

Рис. 7. Группы земельных участков [13, с. 208]

На первом участке АТС равна цене, и предприниматель получает нормальную прибыль. На втором АТС ниже цены, и возникает излишек (дополнительная прибыль). Еще больше излишек на третьем участке земли. В результате доход разный. У некоторых фермеров возникает излишек. И в промышленности возникает экономическая рента. Но там она эпизодична, редкое явление в условиях совершенной конкуренции, и ее присваивает предприниматель. В сельском хозяйстве различие плодородия непреодолимо, а поэтому такая экономическая рента стабильна и устойчива. Если бы фермер был собственником земли, то он получил бы эту добавочную прибыль. А так ему приходится ее отдавать собственнику земли в качестве ренты. Ее присваивают собственники земли, сдавая ее в аренду.

Этот излишек приводит к образованию дифференциальной (разностной) ренты. Размер дифренты зависит от соотнесения кривых МС, MR и АТС.

Дифференциальная рента - доход от использования земли разного качества, предложение которой неэластично. Ее не получают собственники худших земель. Дифференциальную ренту получают арендаторы средних и лучших земель и передают ее собственнику земли в форме арендной платы. Она обусловлена двумя главными факторами, а соответственно, имеется две ее формы.

Диферента 1 - от лучших земель и расположенных близко от рынка. Ее присваивает собственник земли.

Диферента 2 - от более интенсивного использования земли на основе инвестиций в нее. Ее получает предприниматель.

Абсолютная рента - ее получает собственник худшей земли, продукция которой востребована на рынке. Для него она единственная плата за землю, а для собственников средней и лучшей земли - дополнительная.

Монопольная рента возникает на исключительных участках земли. Например, шампанское вино (цена бутылки шампанского достигает 55 тыс. долларов). Предложение такой земли абсолютно неэластично, а поэтому неэластично и предложение такого товара. Эту ренту создают в других отраслях, но посредством цен перераспределяют собственнику уникальной, исключительной земли.

Главная цель государственной политики - стимулировать сближение работы реальных рынков с оптимальным рынком, рыночный механизм которого соответствует существующим социально-экономическим условиям. Определив особенности экономического механизма функционирования и развития каждого из рынков и системы рынков в их взаимодействии, можно переходить к формированию соответствующих методов управления этими системами.

В качестве оптимального рынка предлагается следующий механизм взаимодействия производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции на региональном рынке (рис. 8).

Рис. 8. Механизм взаимодействия агентов сельскохозяйственного регионального рынка [23, с. 108]

В сельском хозяйстве, с его многоукладностью, крупная фирма может вступить в отношения сотрудничества с представителями других укладов (фермерское хозяйство, хозяйство населения и т.д.).

Заказ государства бизнесу реализуется в виде государственных закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Межфирменные заказы и договоренности формируют поведение фирмы на аграрных рынках. Сущность заказа индивидуального потребителя фирмы заключается в установлении постоянных контактов фирмы и индивидуального потребителя.

Целью регулирования механизма взаимодействия продавцов и покупателей в системе рынков сельскохозяйственной продукции и их инфраструктуры является формирование оптимального рынка сельскохозяйственной продукции региона (рис. 9).

Заключение договора регулятора и сельхозпроизводителя способствует их взаимовыгодному сотрудничеству. Биржи и аукционы - это инструменты организованного рынка. Частно-государственное партнерство способствует привлечению частных инвестиций к решению государственных задач. Банк данных СХО − основа оказания им адресной помощи. Регулирование предложения - важнейший инструмент регулирования рынков. При большом количестве программ развития сельского хозяйства производитель нуждается в подробной информации об особенностях каждой программы.

Стимулирование инновационной деятельности в сельском хозяйстве способствует ее развитию. Инфраструктура аграрных рынков является важнейшим условием их функционирования. Организация оптовых и розничных рынков сельхозпродукции способствует решению проблем ее сбыта. Систематическая оценка конъюнктуры рынка - необходимое условия контроля его функционирования. Проведение выставок и ярмарок способствует установлению связей между производителями и потребителями.

 

Глава 2. Современное состояние рынка земли РФ

 

.1 Структура и использование земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации


В соответствии с данными Росреестра, площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2014 г. составила 1709,8 млн. га, из них земли сельскохозяйственного назначения занимали 386,5 млн. га (22,6%) (рисунок 1.1.1.). Общая площадь сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения - 196,2 млн. га, что составляет 50,76% (рисунок 10).

Рис. 10. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель [28]

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

В целом по Российской Федерации наблюдается ежегодное сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения, с 2009 года уменьшение данного показателя составило 16,2 млн. га (таблица 1) [30].

В состав сельскохозяйственных угодий входят: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками, техническими и другими многолетними культурами). Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Предоставление их для несельскохозяйственных нужд допускается в особых случаях.

Структура сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации на 1 января 2014 г. отражена на рисунке 11.

Рис. 11. Структура земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации [28]

Распределение сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения по федеральным округам Российской Федерации представлено в таблице 1, по субъектам Российской Федерации - в Приложении 1. Наибольшие площади сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения находятся в Приволжском (26,1%), Сибирском (25,3%), Южном (15,1%) и Центральном (15,0%) федеральных округах, что составляет 81,5% всей площади сельскохозяйственных угодий.

Таблица 1. Структура земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2014 г. (тыс. га) [28]

Наименование Федерального округа

Общая площадь сельскохозяйственных угодий

В том числе:



пашня

пастбища

сенокосы

многолетние насаждения

залежь

1

2

3

4

5

6

7

Центральный

29 417,40

22 012,30

4 650,00

2 002,00

351,40

401,70

Северо-Западный

5 518,10

2 987,50

993,30

1 260,80

84,70

191,80

Южный

29 729,70

16 618,50

12 168,00

752,10

168,70

22,40

Северо-Кавказский

11 353,50

5 379,80

5 329,20

521,40

100,10

23,00

Приволжский

51 277,10

34 724,50

12 499,30

3 070,10

213,00

770,20

Уральский

13 880,70

7 868,00

2 863,90

2 218,50

53,30

877,00

Сибирский

49 548,10

22 944,10

17 196,80

7 557,90

143,40

1 705,90

Дальневосточный

5 405,10

2 565,40

1 133,30

1 273,30

52,90

380,20

Итого, тыс. га

196 129,70

115 100,10

56 833,80

18 656,10

1 167,50

4 372,20

Итого, %

100,00%

58,68%

28,98%

9,51%

0,60%

2,23%


Данные Росреестра о структуре и динамике площадей земель сельскохозяйственного назначения за последние годы представлены в таблице 2.

Таблица 2. Структура и динамика площадей земельсельскохозяйственного назначения, млн. га (по состоянию на 1 января соответствующего года) [28]


2010

2011

2012

2013

2014


млн. га

Доля в категории земель, %

млн. га

Доля в категории земель, %

млн. га

Доля в категории земель, %

млн. га

Доля в категории земель, %

млн. га

Доля в категории земель, %

Общая площадь земель с/х назначения, в т.ч.:

400,0


393,4


389,0


386,1


386,5


1. Сельскохозяй-ственные угодья, в том числе:

196,1

49,0

196,1

49,8

196,3

50,5

196,2

50,8

196,2

50,76

пашня

115,3


115,1


115,1


115,1


115,1


залежь

4,2


4,4


4,4


4,4


4,4


многолетние насаждения

1,2


1,2


1,2


1,2


1,2


сенокосы

18,6


18,6


18,6


18,6


18,6


пастбища

56,8


56,8


56,9


56,9


56,9



В динамике площадей сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения за период с 2010 по 2014 год наблюдаются лишь незначительные колебания. По сравнению с 2012 годом общая площадь и структура сельскохозяйственных угодий не изменились.

Вместе с этим, как показывает анализ динамики площади земель сельскохозяйственного назначения за последние 5 лет, в период с 2010 по 2014 год произошло сокращение общей площади земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на 13,5 млн. га. В период с 2010 по 2013 годы наблюдалось ежегодное уменьшение площади земель этой категории. Однако по данным Росреестра за 2013 год общая площадь земель сельскохозяйственного назначения увеличилась на 0,4 млн. га по сравнению с предыдущим годом в связи с переводом в земли сельскохозяйственного назначения 1 022 тыс. га земель иных категорий, в том числе 930,1 тыс. га земель запаса. Основная площадь земель запаса включена в состав несельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения на территории Красноярского края (850,6 тыс. га).

Вместе с этим действующее законодательство в сфере земельных отношений не обеспечивает защиту земель сельскохозяйственного назначения, используемых для сельскохозяйственного производства, а также особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, фактически не защищенных от перевода в земли населенных пунктов для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, и перевода в земли промышленности и иного специального назначения для целей строительства объектов транспорта и связи.

В 2013 году из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий было переведено 692,8 тыс. га, в том числе [28]:

,9 тыс. га в земли лесного фонда вследствие мероприятий по передаче массивов, покрытых лесом, от сельскохозяйственных организаций в ведение лесхозов. Наибольшее сокращение земель отмечено на территории Республики Башкортостан (258,9 тыс. га), Красноярского края (92,8 тыс. га), Кировской (77,5 тыс. га) и Тамбовской (34,1 тыс. га) областей;

,9 тыс. га в земли населенных пунктов. Наибольшее сокращение земель отмечено на территории Челябинской (7,9 тыс. га), Иркутской (6,6 тыс. га), Калининградской (5,9 тыс. га), Московской (5,7 тыс. га), областей, Красноярского края (5,0 тыс. га);

,8 тыс. га в земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения. Наибольшее сокращение земель отмечено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (7 тыс. га), Кемеровской области (3,2 тыс. га), Забайкальского края (2,7 тыс. га), Республики Тыва (2,6 тыс. га);

,8 тыс. га в земли особо охраняемых природных территорий. Наибольшее сокращение земель отмечено на территории Республики Башкортостан (25,8 тыс. га).

По данным Росреестра за 2013 год для государственных и общественных нужд для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, из земель сельскохозяйственного назначения было переведено 144,9 тыс. га, из них сельскохозяйственных угодий - 107,7 тыс. га.

По данным, предоставленным субъектами Российской Федерации, в 2013 году органами власти субъектов для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, было переведено 140,28 тыс. га, в том числе 135,18 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В частности, под строительство и расширение предприятий промышленности, транспорта, связи и иного назначения было отведено 73,26 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, для расширения и строительства населенных пунктов - 14,06 тыс. га, предприятиям, организациям и учреждениям природоохранного назначения - 26,11 тыс. га, лесохозяйственным предприятиям и учреждениям - 21,06 тыс. га, для других целей - 5,79 тыс. га (рисунок 12).

Рис. 12. Доля земель, переведенных из земель сельскохозяйственного назначения на основании решений органов власти субъектов Российской Федерации в земли иных категорий [28]

В течение 2013 года в составе земель сельскохозяйственного назначения продолжал формироваться фонд перераспределения земель, включающий земельные участки, не предоставленные заинтересованным лицам для сельскохозяйственного производства, но предназначенные для нужд сельского хозяйства, для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Основанием включения земельных участков в фонд перераспределения являлись соответствующие решения исполнительных органов власти в случае добровольного отказа от земельных участков, а также в случае смерти правообладателя при отсутствии наследников Значительные площади земель включены в фонд перераспределения в результате ликвидации сельскохозяйственных организаций.

По данным Росреестра, за 2013 год общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, включенных в состав земель фонда перераспределения, увеличилась на 105,2 тыс. га и к 1 января 2014 г. составила 45,8 млн. га. При этом площадь сельскохозяйственных угодий в составе фонда перераспределения уменьшилась на 171,4 тыс. га и составила 11,6 млн. га.

В 2013 году отмечалось сокращение пахотных земель на 43,5 тыс. га в составе земель фонда перераспределения вследствие их предоставления для сельскохозяйственного использования. Значительные площади пашни были вовлечены в сельскохозяйственный оборот на территории Республики Калмыкия (22,5 тыс. га), Амурской области (21,9 тыс. га), Красноярского края (15,6 тыс. га), Пензенской (9,1 тыс. га), Свердловской (8,7 тыс. га), Саратовской (8,1 тыс. га) областей, Приморского края (7,6 тыс. га), Рязанской, Воронежской, Оренбургской и Челябинской областей (более 6,0 тыс. га в каждом субъекте).

По данным Росреестра по состоянию на 1 января 2014 г. значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась: в государственной и муниципальной собственности - 258,32 млн. га, или 66,8% земель категории; в собственности граждан - 112,97 млн. га (29,3% земель категории); в собственности юридических лиц - 15,18 млн. га (3,9%).

Из всех земель Российской Федерации, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2014 г. приходилось 96,5% (128,2 млн. га), из них 71,9% (92,2 млн. га) составили земельные доли граждан в общей собственности на землю. По сравнению с предыдущим годом произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения, находящейся в частной собственности, на 189,6 тыс. га.

 

2.2 Вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственное производство


Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 [8], определены основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, предусматривающие расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель.

В рамках ФЦП "Плодородие" в 2012 году вовлечено в сельскохозяйственный оборот 630,0 тыс. га (105 % к заданию) неиспользуемых сельскохозяйственных угодий; предотвращено выбытие из сельскохозяйственного оборота сельхозугодий на площади 1 110,0 тыс. га (123 % к заданию), вовлечено в интенсивный сельскохозяйственный оборот земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, 49,01 тыс. га (в 5,5 раза больше годового задания), защищено от водной эрозии, затопления и подтопления 101,6 тыс. га (в 3,6 раза больше годового задания), от ветровой эрозии и опустынивания 138,0 тыс. га (109 % к заданию), введено в эксплуатацию 67,19 тыс. га мелиорируемых земель (130 % к заданию).

Также Минсельхозом России координируется межведомственное взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств, а также органов управления АПК субъектов Российской Федерации по вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации.

В рамках указанного взаимодействия Росимуществом формируются перечни земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации, свободных от прав третьих лиц.

В перечни включены 236 земельных участков, расположенных на территории 25 субъектов Российской Федерации, общей площадью 89043,2 га.

Формирование указанных перечней Росимуществом продолжается.

При этом вовлечено в хозяйственный оборот 26 земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации, свободных от прав третьих лиц, общей площадью 5342,2 га.

Минсельхозом России сведения о таких земельных участках направляются в органы управления АПК субъектов Российской Федерации в целях предоставления в установленном порядке заинтересованным лицам для сельскохозяйственного производства.

Для оперативного и адресного доведения до заинтересованных землепользователей таких земельных участков органами управления АПК субъектов Российской Федерации совместно с региональными отделениями АККОР определяется потребность в их использовании, информация о свободных земельных участках доводится до заинтересованных сельхозтоваропроизводителей, координируется работа по взаимодействию с территориальными органами Росимущества и Росреестра, оказывается помощь в подготовке необходимой документации.

На официальных сайтах Минсельхоза России и Росимущества размещается информация о свободных от прав третьих лиц земельных участках сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации, которые могут предоставляться для ведения сельскохозяйственного производства.

Потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в неиспользуемых федеральных землях, составила по информации органов управления АПК в субъектах Российской Федерации более 1 млн. га.

Значительным потенциалом вовлекаемых в оборот земельных ресурсов являются земли, находящиеся в долевой собственности, особенно отнесенные к невостребованным земельным долям, которые длительное время не использовались по целевому назначению [30].

По данным Росреестра в 2012 году площадь невостребованных земельных долей по Российской Федерации уменьшилась и составила около 20,8 млн. га. За отчетный период площадь земель, выделенных в счет невостребованных земельных долей, составила 0,9 млн. га.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.04.2010 N 241 [11] существует перечень продукции, которая относится к сельскохозяйственной продукции. К сельскохозяйственной продукции относятся:

-    зерновые и зернобобовые культуры;

-       технические культуры;

-       клубнеплодные, овощные, бахчевые культуры и продукция закрытого грунта;

-       кормовые культуры полевого возделывания;

-       продукция кормопроизводства прочая;

-       продукция садов, виноградников, многолетних насаждений и цветоводства;

-       семена деревьев и кустарников, семена в плодах;

-       сеянцы деревьев и кустарников;

-       саженцы деревьев и кустарников и т.д.

Вступление России в ВТО затрагивает интересы не только отечественных товаропроизводителей, но и потребителей продукции и государства в целом. Последствия вступления России в ВТО для продовольственного рынка страны и продовольственной безопасности должны быть тщательно проанализированы.

В 2014 году Минэкономразвития России была проделана работа по разработке ряда важных законов и подзаконных актов в сфере земельных отношений, недвижимости, государственной регистрации прав и кадастрового учета, геодезии и картографии.

Также было обеспечено сопровождение в Федеральном Собрании Российской Федерации ряда принятых в первом чтении законопроектов. В частности федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (совершенствование порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности).

Федеральный закон устраняет многочисленные пробелы и противоречия законодательства в вопросе предоставления земельных участков в целях строительства и, таким образом, создает необходимые условия для эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления, устраняет излишние административные барьеры при взаимодействии с заинтересованными в предоставлении земельных участков лицами, создает необходимые условия для реализации инвестиционных проектов, в том числе в сфере жилищного и иных видов строительства [31].

Увязывая предоставление земельных участков с документами территориального планирования и зонирования, федеральный закон создает условия для планомерного развития территорий муниципальных образований. При этом станет возможным предоставление земельных участков для комплексного освоения не только для жилищного строительства, но и для промышленной застройки, административно-деловой и других видов, что будет способствовать строительству объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур, проведению мероприятий по благоустройству.

Также внесенные федеральным законом изменения будут стимулировать органы местного самоуправления на принятие документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

Закон позволит улучшить деловой климат в целом, увеличить число собственников и арендаторов земельных участков и наполнить бюджеты дополнительным доходом за счет вовлечения неиспользуемых земель в гражданский оборот.

Также была продолжена работа в части реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 по утверждению ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения ряда линейных и олимпийских объектов.

Принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).

Законом внесены многочисленные поправки в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и ряд законодательных актов.

Законом уточнены основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В Земельный кодекс Российской Федерации введена новая глава, устанавливающая порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Определены органы, принимающие решение об изъятии земельных участков, условия изъятия, порядок обращения в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления с ходатайством об изъятии земельных участков, порядок принятия решения об изъятии, особенности определения размера возмещения в связи с изъятием, порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Уточнен порядок возмещения убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам в связи с изъятием земельных участков. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода. Внесенные законом изменения позволят эффективно и в короткие сроки осуществлять изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, что, в свою очередь, будет способствовать скорейшей реализации проектов по строительству объектов систем электро-, газоснабжения федерального и регионального значения, одновременно повышая гарантии прав лиц, имущество которых изымается. При этом закон сокращает спекулятивный доход от продажи земельный участков при их выкупе и позволит использовать частные инвестиции при возмещении убытков, причиненных изъятием, что будет означать существенное сокращение бюджетных расходов [31].

Во исполнение Федерального конституционного закона от 21 июля 2014 г. № 12-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" были приняты подготовленные Минэкономразвития России 8 законов и 18 подзаконных актов Республики Крым и города Севастополя, необходимые для формирования рынка недвижимости в связи с переходом в российскую юрисдикцию и развития территорий указанных субъектов в целом.

С 1 января 2015 г. вступили в силу положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 234-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленного на комплексное совершенствование государственного земельного надзора.

Одновременно Министерством совместно с Росреестром ведется активная работа по принятию необходимых подзаконных актов, конкретизирующих различные вопросы осуществления земельного надзора. К настоящему времени приняты постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие новое положение о государственном земельном надзоре, устанавливающие порядок взаимодействия органов земельного надзора с органами муниципального земельного контроля и прокуратурой. В рамках нового положения о земельном надзоре комплексно совершенствуется механизм проведения земельного надзора, порядок планирования надзорных мероприятий и проведения внеплановых проверок. Приказом Минэкономразвития России утверждена форма предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства. Также приказом Министерства установлен новый Порядок осуществления государственного мониторинга земель.

 

Заключение


В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов. По состоянию на 1 января 2014 г. земельный фонд Российской Федерации в административных границах РФ составлял 1709,8 млн. га или 12% от всей территории планеты. Из них: земли лесного фонда занимают 64,6%, земли сельскохозяйственного значения - 23,5%; земли водного фонда и особо охраняемых территорий и объектов составляют 3,6%; земли поселений, земли промышленного и иного специального назначения занимают по 8,3% от всего земельного фонда. Конституция РФ, а также, принятые в России за прошедшие десятилетия Земельный и Гражданский кодексы РФ и ряд федеральных законов установили многообразие форм собственности на землю. Это обстоятельство является одним из основных условий возникновения рынка земли. В Российской Федерации общая площадь земельных участков, вовлеченных в рыночный оборот (сделки по аренде, купле-продаже, дарению, наследованию, залогу), составила около 4% от земельного фонда. Однако эффективность использования богатейших земельных ресурсов в России остается на низком уровне.

Изучение качественного состояния земель в России показывает, что темпы их деградации прогрессируют. За последние 25 лет площадь кислых почв увеличилась на 32,1 млн. гектаров, в том числе пашни - на 21,5, площадь земель, подверженных водной эрозии - на 28,4, засоленных - на 12,0, содержащих солонцовые комплексы - на 13,9, заболоченных и переувлажненных - на 20,0, заросших кустарником и мелколесьем - на 10,5 млн. гектаров. Содержание гумуса в почвах России снизилось в среднем на 20%. Принимаемые меры по повышению плодородия земель носят лишь эпизодический характер.

Низкое плодородие земель и их мелиоративная неустроенность, огромные масштабы и интенсивность деградации почв обусловливают ежегодно недобор сельскохозяйственной продукции.

Значимое направление государственного регулирования отношений собственности (и в особенности для стран переходной экономики) - процесс формирования и воспроизводства эффективного собственника.

Формирование цивилизованных рыночных отношений предполагает переход земельно-имущественного комплекса на качественно новый этап развития, а именно превращение земли в реальный высокодоходный производственный ресурс путем обоснованного применения различных механизмов государственного управления. В связи с этим особую важность приобретают исследования, отвечающие на вопросы: какие направления развития рынка городских земель возможны в России, какие социальные, политические, экономические последствия этих процессов возможны, какие существуют механизмы государственного регулирования земельного рынка.

На развитие земельного рынка в России оказывают влияние следующие (по степени уменьшения влияния) экономические, правовые, организационные, политические, социальные и культурно-исторические факторы.

Реализация земельных преобразований в России включает три ключевых направления:

) реформирование отношений собственности на землю;

) учет и стоимостная оценка на рентной основе земельно-ресурсного потенциала в составе национального богатства страны и постановка его на государственный баланс;

) организация эффективного управления земельными ресурсами страны как национальным достоянием, всеобщим пространственным базисом народного хозяйства и главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, вне зависимости от форм собственности.

 

Список использованных источников


1.     "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) // "Парламентская газета", N 204-205, 30.10.2001.

2.      "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

.        Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // "Российская газета", N 278, 05.12.2014 (опубликован без приложений).

.        Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // "Российская газета", N 137, 27.07.2002.

.        Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" // "Собрание законодательства РФ", 20.07.1998, N 29, ст. 3399.

.        Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 31.10.1991, N 44, ст. 1424.

.        Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // "Российская газета", N 21, 03.02.2010.

.        Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2013, N 30 (часть II), ст. 4110.

.        Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1292-р "Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020" // "Собрание законодательства РФ", 09.08.2010, N 32, ст. 4366.

.        Постановление Правительства РФ от 14.04.2010 N 241 "О признании утратившим силу раздела "Вылов рыбы и других водных биологических ресурсов градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. N 452" перечня видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции" // "Российская газета", N 83, 20.04.2010.

.        Вечканов Г.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

.        Войтов А.Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.Г. Войтов. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2012. - 392 с.

.        Козлова С.В. Особенности земельного рынка России // Экономика и управление, 2011. - № 5 (78). - С. 187-190.

.        Кострова Ю.Б. Анализ продовольственного рынка России: монография. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. - 184 с.

.        Кузьмина О.Ю. Проблема цены земли как фактора аграрного производства // Международный журнал экспериментального образования, 2013. - № 11-1. - С. 169-171.

.        Кухтин П.В. Формирование и функционирование регионального рынка земли // Интернет-журнал Науковедение, 2014. - Выпуск № 4 (23). - С. 1-17.

.        Мишина З.А. Эффективность использования земельных ресурсов в хозяйствах всех категорий Нижегородской области // Вестник НГИЭИ, 2011. - Выпуск№ 2 (3) / том 1. - С.63-64.

.        Оганесян Л.О., Федюнина Е.Н. Специфика функционирования рынка земли как фактора производства // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2012. - № 5 (91). - С. 132-136.

.        Попова И.В. Понятие и особенности рынка земли: теоретические аспекты в рамках концепции маркетинга // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2013. - Выпуск № 3-1. - С. 88-92.

.        Семыкин В.А., Соловьева Т.Н., Сафронов В.В. Проблемы формирования российского земельного рынка в условиях открытой экономики // Вестник курской государственной сельскохозяйственной академии, 2013. - № 2. - С. 6-8.

.        Снарский Ю.А. Региональный рынок земельных участников: сущность и его состав // Экономика и управление, 2010. - № 10 (71). - С. 184-187.

.        Тетерин Ю.Н. Регулирование аграрных рынков региона // Вестник НГИЭИ, 2013. - Выпуск № 1 (20). - С. 100-111.

.        Титова Н.Г. Рынок земли и его роль в повышении конкурентоспособности экономики // Вестник Нижегородского университета Н.И. Лобачевского, 2010. - № 3 (2). - С. 612-615.

.        Экономика. Базовый курс. Учебное пособие для студентов неэкономических специальностей. Под ред. Исаева В.А., Савинского А.В. - М.: Издательство РУДН, 2011. - 197 с.

.        Экономика сельского хозяйства: учеб пособие / Под ред. проф. Н.А. Попова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 398 с.

.        Земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 2013 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"866542.files/image001.gif">

Рис. 15. Доля с/х угодий в общей площади земель с/х назначения субъект РФ [27]

Приложение 5

Рис. 16. Структура земель сельскохозяйственного назначения по угодьям (2013) [27]

Приложение 6

Рис. 17. Земли сельскохозяйственного назначения в федеральных округах (2013) [27]

Приложение 7

Рис. 18. Структура земель населенных пунктов по угодьям (2013) [27]

Приложение 8

Рис. 19. Земли населенных пунктов в федеральных округах (2013) [27]

Приложение 9

Рис. 20. Структура земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения по угодьям (2013) [27]

Приложение 10

Рис. 21. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в федеральных округах (2013) [27]

Приложение 11

Рис. 22. Структура земель лесного фонда по угодьям (2013) [27]

Приложение 12

Рис. 23. Земли лесного фонда в федеральных округах (2013) [27]

Приложение 13

Рис. 24. Структура земель водного фонда по угодьям (2013) [27]

Приложение 14

Рис. 25. Земли водного фонда в федеральных округах (2013) [27]

Приложение 15

Таблица 4 Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции, рубль, Российская Федерация (фрагмент) [27]


2010

2011

2012

2013

2014

2015

Зерновые и зернобобовые культуры

3736,65

6196,06

4907,25

8303,9

6224,61

8049,01

Культуры зерновые



4902,91

8306,15

6204,01

8017,3

Пшеница - всего

3634,82

5839,49

4754,61

8445,38

6571,03

8714,45

пшеница твердая (классная и неклассная)

5571,25

6997,57

5373,21

9796,73

7079,42

12030,63

пшеница мягкая - всего

3597,41

5821,05

4740,87

8421,62

6563,21

8648,8

пшеница сильная (1 и 2 классов)

4812

6484,73

4546,67

9119,61

6280,54

8253,94

пшеница мягкая 3 класса (продовольственная)

3990,41

6360,31

4719,74

8887,22

6643,89

8788,72

пшеница мягкая 4 класса (продовольственная)

3770,79

5637,79

5087,17

8780,57

6767,68

9366,67

пшеница мягкая 5 класса (фуражная)

3119,87

5285,05

4364,69

7539,58

6301,82

7076

Кукуруза

4101,62

7561,08

5212,37

8062,82

5108,3

7549,69

Кукуруза на корм



5316,39

7692,23

4263,7

6168,97

Рис необрушенный (нешелушенный)

10645,49

9425,79

8215,34

12894,26

10438,49

17908,1

Ячмень

3066,3

5873,62

4704,92

7398,94

5871,71

6291,85

ячмень продовольственный

3564,47

7356,24

5787,2

8299,85

6676,65

7045,5

ячмень фуражный

2920,47

5232,29

4343,18

6885,77

5478,25

6116,61

Рожь

3103,63

5009,06

3521,15

5564,45

5938,33

4616,03

pожь продовольственная

3161,53

5254,78

3461,95

5986,06

5086,27

4724,02

pожь фуражная

3004,72

4353,82

3658,02

4867,79

6148,1

4543,6

Овес

3514,84

4609,25

3803,81

5826,57

4902,59

5169,78

Гречиха

5754,5

19576,39

11974,91

8389,59

6446,45

17231,9

Просо

3593,7

10459,2

3489,9

5797,83

4923,81

7081,68

Овощи бобовые лущеные сушеные (зернобобовые культуры)

5312,08

7772,02

6074,09

9089,18

7408,8

10848,19

горох

5056,18

7775,63

6073,33

8307,33

7432,84

9978,9

овощи бобовые лущеные сушеные (зернобобовые культуры), не включенные в другие группировки, прочие

6785,89

5841,54

7559,37

14018,96

7364,02

12206,42

Каpтофель

7180,82

18340,57

6940,41

7973,46

12273,33

13809,33

Бобы соевые

11200,88

10940,53

10419,19

15109,66

16361,24

17006,45

Семена рапса



12171,96

13420,31

10921,24

14615,28

Семена подсолнечника

9012,32

18900,8

8736,49

15336,63

9354,69

15785,1

Сахаpная свекла

1587,99

2223,93

1422,52

1430,24

1617,09

2181,36

Лен-долгунец-волокно

13750,32

21325,37

18437,35

25135,99

23310,64

25481,94

Овощи свежие или охлажденные, не включенные в другие группировки

29592,38


10613,77

16078,64

21210,58

32187,25

Свекла и морковь столовые

8222,33


6252,27

8158,64

10695,12

13708,03


Похожие работы на - Рынок земли, его специфика. Факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!