Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в связи с присоединением к ВТО

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    493,76 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в связи с присоединением к ВТО

Государственное казённое образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Институт дистанционного обучения, переподготовки

и повышения квалификации







ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе ДПО «Основы таможенного дела»

на тему «Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в связи с присоединением к ВТО»


Выполнил: слушатель

Ю.В. Саранчев





Люберцы

Оглавление

Введение

Глава 1. ВТО как инструмент регулирования международной торговли

.1 Понятие, структура, основные принципы функционирования международной торговой системы

.2 Ретроспективный обзор процесса присоединения России к ВТО

Глава 2. Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в связи с присоединением к ВТО

.1 Об итогах переговоров по присоединению России к ВТО. Доступ на рынок товаров и услуг

.2 Перспективы экономического развития страны

Заключение

Список использованных источников

Введение

Тема итоговой работы - перспективы развития внешнеторговой деятельности России в связи с присоединением к Всемирной торговой организации (ВТО). Тема данной работы актуальна, так как тема присоединения России к ВТО на протяжении последних двух десятилетий постоянно привлекает внимание. С одной стороны, ВТО - наиболее авторитетная организация среди всех институтов, занимающихся регулированием мирохозяйственных связей, и членство в ней, безусловно, может стать полезным для нашей страны. С другой стороны, присоединение к ВТО может повлечь и ряд негативных последствий как для российской экономики в целом, так и для отдельных ее отраслей и регионов. На сегодняшний день уже не обсуждается вопрос: вступаем ли мы в ВТО? Наша страна сделала последний шаг на пути к Всемирной торговой организации. Президент Владимир Путин подписал закон, который ратифицирует протокол о присоединении России к этой организации. Переговоры о присоединении России к ВТО велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год.

августа Россия официально стала новым, 156-м членом ВТО. Это значит, что Россия стала полноправным членом глобального торгового клуба. Начинают действовать права и обязанности, о которых мы договорились с партнерами.

Цель работы состоит в рассмотрении перспективы развития внешнеторговой деятельности России в связи с присоединением к ВТО. Для достижения поставленной цели в работе предпринимаются попытки решения следующих задач:

рассмотреть основные этапы истории развития, цели создания и структуру ВТО, а также ретроспективу присоединения России к данной организации;

изучить основные требования ВТО к доступу на рынок товаров и услуг;

проанализировать перспективы внешнеэкономического развития страны после вступления в ВТО.

Глава 1. ВТО как инструмент регулирования международной торговли

.1 Понятие, структура, основные принципы функционирования международной торговой системы

Всемирная торговая организация (ВТО), несомненно, является краеугольным камнем современной международной торговой системы. Это связано как с широким кругом вопросов, входящих в сферу ее деятельности, так и с растущим влиянием в мире. Штаб - квартира ВТО располагается в Женеве (Швейцария). Центральный аппарат ВТО относительно невелик. Секретариат ВТО имеет около 600 штатных сотрудников. Должность генерального директора в настоящее время занимает Паскаль Лами.

ВТО имеет достаточно четкую структуру: конференция министров - высший орган принятия решений в организации - должна собираться не реже, чем один раз в два года. В период между конференциями действует Генеральный совет, в состав которого входят органы по урегулированию споров и обзору торговой политики и три совета: по торговле товарами, по торговле услугами и по защите прав интеллектуальной собственности. Каждому в свою очередь, подчинен ряд комитетов (рис. 1.1).

В процессе своей деятельности Всемирная торговая организация выполняет целый ряд важнейший функций. Рассмотрим некоторые из них.

Внедрение и администрирование подписанных соглашений. Последние были выработаны путем переговоров и подписаны странами - членами. По сути, они представляют собой контракты, обязывающие правительства проводить свою торговую политику в определенных рамках, т. е. способствовать свободе торговли, не забывая при этом о социальных приоритетах и вопросах защиты окружающей среды. Свобода торговли должна достигаться путем снижения барьеров и обеспечения прозрачности. Такая система будет способствовать созданию предсказуемых условий для ведения бизнеса, так как не допускает резких изменений торговой политики.

Рис. 1.1. Структура ВТО

всемирный торговый внешнеэкономический рынок

Обеспечение форума для ведения переговоров. ВТО позволяет правительствам решать наболевшие вопросы мирным путем их обсуждения. Сама система появилась именно благодаря переговорному процессу в рамках Уругвайского раунда и предыдущих раундов ГАТТ.

Разрешение споров. Система урегулирования споров ВТО действует таким образом, что торговые конфликты решаются не на основе экономического потенциала или политического влияния вовлеченных в них стран, а исходя из норм и правил организации.

Основным принципом развития современной международной торговой системы является недискриминация. Этот принцип реализуется через режим наиболее благоприятствуемой нации и национальный режим.

Режим наиболее благоприятствуемой нации, или режим наибольшего благоприятствования (РНБ), по отношению к торговле товарами постулирует, что «...любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон» (ст. 1.1. ГАТТ). Этот принцип важен прежде всего на стадии таможенной очистки товара в момент прохождения его на таможенную территорию страны для определения условий, на которых товар будет допущен в страну.

Суть национального режима состоит в том, что товары зарубежного производства, после того как они пройдут таможенную очистку, не должны подвергаться дискриминации по сравнению с аналогичными отечественными изделиями. «Товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование» (ст. III.4 ГАТТ). Необходимо особо подчеркнуть, что такая формулировка допускает возможность предоставления зарубежной продукции различных льгот, т. е. фактическую дискриминацию отечественных товаров.

Большое значение для достижения ключевых целей ВТО имеет содействие торговле. Оно предполагает упрощение таможенных процедур включая таможенную оценку, процедуры импортного лицензирования, предотгрузочную инспекцию, технические барьеры и санитарные и фитосанитарные меры. Смысл этих мер в том, что создание эффективного механизма регулирования при прочих равных условиях должно способствовать экономическому развитию стран.

Обязательства торговых партнеров по снижению тарифов являются важным элементом развития международной торговой системы. В ВТО существует понятие связанного тарифа. «Связать» тариф означает установить определенный уровень ставки импортной пошлины, который (при нормальном течении бизнеса) не будет повышаться. Связывание - это ограничение возможностей проведения протекционистской политики в отношении того или иного внешнеторгового партнера. Таким образом, страны, фактически осуществляя либерализацию своих торговых режимов, предоставляют друг другу уступки.

.2 Ретроспективный обзор процесса присоединения России к ВТО

История присоединения России к ВТО началась еще в 1944 г., когда состоялась знаменитая Бреттон - Вудская конференция. Именно там была провозглашена идея создания Международной торговой организации (МТО). Хотя собственно МТО так и не была учреждена, идея организации международного института регулирования торговли воплотилась в ГАТТ, затем преобразованное в ВТО. Так как инициатива «появления на свет» предшественницы будущей ВТО впервые была озвучена и обоснована в Бреттон - Вудсе, эту организацию наряду с учрежденными там же МВФ и МБРР называют одним из Бреттон - Вудских институтов. Среди 44 стран антигитлеровской коалиции, принимавших участие в этой конференции, был и СССР. Таким образом, наша страна стояла у истоков создания будущей ВТО, но от членства в системе Бреттон - Вудских институтов Советский Союз отказался.

Политика разрядки международной напряженности, рост экспорта (в основном вследствие роста мировых цен на нефть и другие сырьевые товары) и валютных поступлений и, соответственно, возросшие возможности по импорту в 1970 - е гг. повысили заинтересованность советского руководства в развитии взаимоотношений с ГАТТ. Возможность сотрудничества и даже членства в этой организации обсуждалась на самом высоком уровне. В ноябре 1979 г. было принято соответствующее решение Политбюро ЦК КПСС. Однако уже в следующем месяце СССР ввел войска в Афганистан, и развитие инициативы на сближение с Западом и его институтами (в том числе и ГАТТ) было надолго забыто. Первая половина 1980 - х гг. характеризовалась скорее отдалением начала каких - либо контактов с такими организациями, как ГАТТ.

Последующее развитие событий, включая общее изменение внешней политики советского руководства в период перестройки и растущую зависимость экономики страны от импорта и экспорта товаров, привело к изменению отношения к ГАТТ. СССР в конце 1980 - х гг. начинает делать шаги к сближению с этой и другими структурами из числа Бреттон - Вудских институтов. Но лишь в 1991 г. (в последний год своего существования) Советский Союз получает официальный статус наблюдателя в ГАТТ. Последовавший распад страны не изменил стремления России, ставшей правопреемницей СССР, интегрироваться в международную торговую систему. В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, когда формально унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего СССР.

В целях координации процесса присоединения в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. Головным ведомством в этом переговорном процессе было МВЭС России. Сразу после подачи заявки о намерении Российской Федерации присоединиться к ГАТТ в соответствии с установленными правилами этой организации в июле 1993 г. была создана рабочая группа (РГ) по присоединению России к ГАТТ. Передача в секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала следующим практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ. Первым председателем РГ был посол У. Росье (Швейцария). Рабочая группа, как это и принято в ВТО, была наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее вступления в организацию.

Реальный переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгового режима России на предмет его соответствия нормам организации. В июле 1995 г. в секретариате ВТО в Женеве было проведено первое заседание РГ по присоединению России к ВТО. В ходе данной сессии началось обсуждение меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации, включая ответы на 400 вопросов по нему, а также российских законодательных актов. В августе 1997 г. на основе указанной МВК была создана комиссия правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.

После представления в 1998 г. Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 г. членам ВТО была передана первая редакция перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 г. переговоры стали носить полномасштабный характер, т. е. охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

До последнего времени Грузия оставалась единственным членом ВТО, с которым Россия не могла подписать двустороннего соглашения. По негласным условиям ВТО, страна может присоединиться к торговому клубу, только если все члены организации будут не против.

В конце октября 2011 года переговоры с Грузией по ВТО сошли с мертвой точки: при посредничестве Швейцарии Грузия и Россия смогли согласовать финальный текст документа. Тем не менее, стороны заявляли, что им осталось договориться по нескольким формальным вопросам.

Грузия не соглашалась пускать Россию в ВТО из - за Абхазии и Южной Осетии: Тбилиси требовал допустить своих представителей к аудиту данных о торговле в этих регионах. В итоге стороны договорились, что к аудиту будут привлекаться независимые компании, которые будут передавать информацию в интегрированную базу данных ВТО.

Протокол о присоединении России к глобальному торговому клубу был подписан 16 декабря 2011 года в Женеве.

Россия получила зеленый свет на вступление в ВТО спустя 18 лет напряженных переговоров. До последнего времени РФ оставалась единственной крупной экономикой мира, остававшейся за пределами этой организации. Рабочая группа по присоединению России к ВТО утвердила протокол о присоединении 10 ноября. 22 августа Россия официально стала новым, 156 - м членом ВТО. Таким образом, на основе проведенной работы, можно сделать следующие выводы.

ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ - 1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран - участниц.

В середине декабря министры стран, входящих во Всемирную торговую организацию, единогласно одобрили заявку России на вступление в ВТО. Чтобы стать членом ВТО, России потребовалось 18 лет.

Присоединение к ВТО следует рассматривать не как гарантированное расширение доступа к ресурсам, а как способность овладеть инструментом, с помощью которого этот доступ обеспечивается. С методологической точки зрения важно подчеркнуть три взаимосвязанных момента.

Во − первых, практически невозможно выделить «чистые эффекты от присоединения к ВТО», и это не удавалось ни одной развитой и развивающейся стране. Во − вторых, раскрывающиеся возможности очень сложно однозначно отнести к выгодам или потерям. В − третьих, большинство оценок в данном случае носят сценарно - вероятностный характер, поскольку неизвестны конечные условия вступления и невозможно учесть все кроссекторальные пересечения воздействующих факторов.

Глава 2. Перспективы развития внешнеторговой деятельности россии в связи с присоединением к ВТО

.1 Об итогах переговоров по присоединению России к ВТО. Доступ на рынок товаров и услуг

Из Протокола о присоединении к Марракешскому Соглашению следует, что присоединяющееся государство становится членом ВТО и принимает на себя обязательства по Соглашению о ВТО, включая все изменения и дополнения к нему, которые были приняты членами ВТО и вступили в силу на дату вступления в силу Протокола. Протокол также обязывает нового члена ВТО соблюдать специфические обязательства, согласованные в результате переговоров о присоединении государства к ВТО с членами этой организации. Протокол является неотъемлемой частью Соглашения о ВТО.

К Протоколу прилагаются Перечень уступок и обязательств России по товарам и Перечень ее специфических обязательств по услугам. Доклад Рабочей группы (Доклад РГ) не является приложением к Протоколу, но в Протоколе указываются реквизиты Доклада как отдельного официального документа ВТО и содержатся ссылки на конкретные параграфы Доклада, имеющие статус обязательств.

В процессе присоединения была проведена работа по приведению соответствующего российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Поэтому имплементация зафиксированных в Докладе Рабочей группы обязательств не потребует внесения значительных изменений в российское законодательство.

Вопреки сообщениям некоторых экспертов, Россия не приняла обязательств о выравнивании внутренних и мировых цен на энергоносители, о доступе иностранных компаний к природным ресурсам, об отказе от регулирования импорта или экспорта, о прекращении деятельности компаний с государственным участием, о разрешении ввоза продовольственных товаров или медикаментов, употребление которых может нести ущерб здоровью, и пр.

Проект Перечня уступок и обязательств России по товарам (далее - Перечень) представляет собой консолидацию результатов двусторонних (с 57 членами ВТО) и многосторонних переговоров по доступу на рынок товаров, которые проходили в период с 1998 по 2007 гг.

Перечень обязательств по доступу на рынок товаров охватывает 11 567 тарифных линий. По каждой тарифной линии Перечня фиксируются уровни связывания (предельные уровни ставок) - начальный и конечный (в случае его отличия от начального) и переходный период, в течение которого осуществляется снижение предельной ставки.

Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом приведены в табл. 2.1 и табл. 2.2.

Таблица 2.1


ЕТТ: среднеарифметическая ставка

Обязательства в ВТО: среднеарифметическая ставка



Начальный уровень

Конечный уровень

Вся номенклатура

11,367

12,877

9,249

Сельскохозяйственные товары

18,584

18,183

14,624

Промышленные товары

9,072

11,223

7,573

Таблица 2.2

Параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом


ЕТТ: Средневзвешенная ставка

Обязательства в ВТО: средневзвешенная ставка



Начальный уровень

Конечный уровень

Вся номенклатура

10,293

11,850

7,147

Сельскохозяйственные товары

15,634

15,178

11,275

Промышленные товары

9,387

11,256

6,410


Таким образом, в целом по тарифу снижение средневзвешенной ставки от текущего состояния до конечного уровня связывания, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составило порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составило несколько большую величину - порядка 4,4 процентных пункта.

С момента присоединения к ВТО Россия продолжает применение режима тарифного квотирования при импорте охлажденного и мороженого мяса крупного рогатого скота (коды ТН ВЭД ТС 0201 и 0202), свинины (код ТН ВЭД ТС 0203) и мяса птицы (код ТН ВЭД ТС 0207) с сохранением отдельных страновых квот по мясу крупного рогатого скота и мясу птицы.

Срок окончания режима тарифного квотирования при импорте мяса крупного рогатого скота и мяса птицы - не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину - 31.12.2019г.

В случае отмены квот Россия должна будет установить обычную ввозную пошлину на мясо крупного рогатого скота (коды ТН ВЭД ТС 0201 и 0202) на уровне не выше 27,5%, на мясо птицы (код ТН ВЭД ТС 0207) на уровне не выше 37,5%, на свинину (код ТН ВЭД ТС 0203) на уровне не выше 25%.

Что касается экспортных пошлин, обязательства предусматривают «связывание» и сокращение ставок пошлин на определенный список товаров (порядка 700 тарифных линий) .

Россия принимает на себя обязательства по 116 секторам услуг. В 39 секторах услуг (например, трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг, услуги по организации культурных мероприятий, большинство услуг в области НИР и др.) Россия не связывает себя обязательствами. Это означает, что в будущем в этих секторах можно будет вводить любые ограничения для иностранцев, вплоть до полного закрытия рынка. Однако такие ограничения должны применяться на основе принципа наибольшего благоприятствования.

Обязательства без ограничений принимаются по 30 секторам (например, услуги в области рекламы, услуги по исследованию рынка, услуги консультационные услуги в сфере управления и т.д.). Однако принятие присоединяющейся страной «обязательств без ограничений» не означает полное дерегулирование соответствующих секторов услуг. После присоединения к ВТО Россия (как и любой другой член этой организации) сохраняет за собой право применять недискриминационное внутреннее регулирование в сфере услуг (например, регулирование, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей, такое как, лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация).

Окончательный пакет договоренностей по условиям присоединения к ВТО включает в себя следующие основные элементы, касающиеся финансовых услуг:

- запрет на деятельность филиалов иностранных банков («прямых» филиалов) в России;

- допуск в Россию «прямых» филиалов страховых компаний через длительный переходный период при условии соблюдения требований лицензирования и финансовой устойчивости;

сохранение 50% квоты иностранного участия в совокупном капитале российских банков и страховых компаний.

Однако нашими обязательствами не предусмотрено каких - либо ограничений на отдельные виды банковских операций. То есть, в случае получения необходимых лицензий, банки с иностранными инвестициями смогут работать на всех сегментах российского банковского рынка без ограничений.

.2 Перспективы экономического развития страны

марта в Москве эксперты Всемирного банка представили доклад, посвященный состоянию экономики России в 2011 году. В докладе представлены перспективы экономического развития страны. Всемирный банк отметил впечатляющие успехи российской экономики и прогнозирует заметные выгоды от вступления России в ВТО. Проведем исследование с целью выяснить, в каком состоянии находится экономика стран - членов Всемирной торговой организации и кто же, собственно, больше выиграет от вступления России в ВТО?

Решение о вступлении России в международное торговое сообщество принято в нелегкое время. Недавний экономический кризис выразился как в сокращении мирового ВВП, так и в снижении показателей экспорта и импорта в мире. Глобальная экономика по - прежнему находится в довольно сложной ситуации, ведущие международные организации постепенно сокращают прогнозы по росту ВВП на 2012 год. Вступление России - одной из наиболее крупных экономик мира - в ВТО может стать светлой полосой как для стран - участниц организации, так и для всей мировой экономики.

Как видно из рис. 2.1, мировая экономика испытала недавно самый серьезный кризис за последние 40 лет. ВВП в мире в 2008 году вырос лишь на 1,3% - минимальный рост показателя с 1993 года. В 2009 году ВВП сократился на 2,6%. 2010 год принес стабилизацию: ВВП в мире увеличился на 3,7%.

Рис. 2.1. Динамика мирового ВВП, %

Рост объема выпуска производственных изделий в 2008 году снизился практически до нуля, в то же время наблюдалось увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции и продукции горнодобывающих отраслей. В 2009 году только сельское хозяйство показало небольшой рост (0,6%), выпуск производственной продукции сократился на 3,8%, выпуск продукции горнодобывающих отраслей - на 1,3%. 2010 год продемонстрировал восстановление: общий объем производства в мире возрос на 4% (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Объем производства в мире, %

Изменения объемов экспорта могут служить своего рода индикатором общего состояния экономики. 2009 год продемонстрировал сильнейшее падение экспорта с 1970 года -12,1%. Причем максимальное снижение наблюдалось в экспорте производственных изделий - 15,2%; экспорт топлива и продукции горнодобывающей отрасли упал на 5,3%, экспорт продукции сельскохозяйственной отрасли снизился на 2,3% (рис. 2.3.).

Рассмотрим также динамику предоставляемых в мире коммерческих услуг (ВТО не так давно стала вести подобную статистику).
Из рис. 2.4. видно, что экспорт коммерческих услуг в мире растет довольно высокими темпами: в 2007 году объем экспорта увеличился на 20%, в 2008 году - на 13%. Кризис в полной мере проявил себя в 2009 году, когда показатель снизился на 12%. В 2010 году ситуация улучшилась, но темпы роста пока низкие: 9%.

Рис. 2.3. Объем экспорта в мире, %

В странах СНГ, и в России в частности, показатель растет более высокими темпами, но и сокращение в 2009 году носило более резкий характер. 2010 год стал более позитивным для стран СНГ в целом, чем для России в отдельности.

Российская Федерация при вступлении во Всемирную торговую организацию взяла на себя обязательства по либерализации торгового режима и повышению интеграции в мировую экономику. В рамках выполнения подписано 30 договоров о доступности российского рынка для услуг и 57 - о доступности рынка для товаров.

Таким образом, экономические эффекты от присоединения России к организации можно будет просчитать лишь через несколько лет, так как в ряде отраслей для нашей страны предусмотрены переходные периоды различной продолжительности. Генеральный секретарь ВТО Паскаль Лами выразил уверенность, что вступление России в ВТО «сделает сильнее как саму организацию, так и Россию. Безусловно, более широкие возможности по доступу на российский рынок принесут выгоду торговым партнерам, но они означают и несомненные преимущества для России». Он также подчеркнул, что «Россия очень быстро начнет играть в ВТО роль, соответствующую ее размеру и торговой мощи» .

Рис. 2.4. Динамика экспорта коммерческих услуг

Со вступлением в организацию у России появится больше возможностей для привлечения иностранных инвесторов, что положительно скажется на росте экономики страны. Иностранные инвесторы, зная, что российский экспорт гарантируется таким же уровнем доступа на рынок, как в случае с другими членами ВТО, будут расценивать Россию как более привлекательное место для инвестиций.

Не менее интересны выгоды, которые получает Всемирная торговая организация от вступления в нее Российской Федерации. В ноябре 2011 года президент США Барак Обама, поздравляя российское правительство с завершением переговоров об условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, отметил: «Членство России в ВТО позволит снизить тарифы и улучшить международный доступ на российский рынок услуг, сделает Россию подотчетной системе правил, управляющих международным торговым поведением, а также предоставит средства использовать эти правила».

«Россия также открывает свой рынок услуг в секторах, приоритетных для американских компаний, включая аудиовизуальный, телекоммуникационный, финансовый, компьютерный и сектор розничной торговли», - указал президент США.

Однако основная выгода от вступления России в ВТО придется на потребителей товаров: в результате вступления в ВТО ассортимент товаров расширится, а цены за счет выросшего объема импорта и усилившейся конкуренции станут более приемлемыми. Кроме того, многие российские производители будут вынуждены тоже снизить цены на свою продукцию, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Таким образом, на основе проведенной работы, можно сделать следующие выводы.

В процессе присоединения Росси к ВТО была проведена работа по приведению соответствующего российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Экономические эффекты от присоединения России к организации можно будет просчитать лишь через несколько лет, так как в ряде отраслей для нашей страны предусмотрены переходные периоды различной продолжительности.


Таким образом, на основе проведенной работы, можно сделать следующие выводы.

Всемирная торговая организация - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово - политических отношений государств - членов. ВТО имеет достаточно четкую структуру: конференция министров - высший орган принятия решений в организации - должна собираться не реже, чем один раз в два года. В период между конференциями действует Генеральный совет, в состав которого входят органы по урегулированию споров и обзору торговой политики и три совета: по торговле товарами, по торговле услугами и по защите прав интеллектуальной собственности. Каждому в свою очередь, подчинен ряд комитетов.

Протокол о присоединении России к глобальному торговому клубу был подписан 16 декабря 2011 года в Женеве.

При вступлении в ВТО Россия, как и любая другая присоединяющаяся страна, принимает на себя обязательства обеспечить соответствие национальных нормативно - правовых актов нормам соглашений ВТО и обязательствам, вытекающим из этих соглашений.

Основная направленность требований к таможенному законодательству, содержащихся в соглашениях ВТО - максимальное облегчение торговли без ущерба экономическим интересам стран - участниц. Таможенное администрирование должно реализовываться посредством прозрачных, ясных и предсказуемых процедур прохождения таможенных формальностей, позволяющих максимально ускорить товарооборот.

Спрогнозировать все выгоды и проблемы, которые Россия получит после вступления в ВТО, довольно сложно, но результаты этого шага будут скорее положительными. Рост ВВП, который произойдет именно за счет эффекта от присоединения к ВТО, составит 3,7% в период 2012−2016 годов и 11% в период 2012−2021 годов. В основном положительные результаты будут достигнуты за счет усиления конкуренции в сфере услуг, а также за счет притока иностранных инвестиций.

Список использованных источников


.        Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно - тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». [Электрон. ресурс]: Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. М.: tsouz.ru, 2011 - 2012. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://tsouz.ru/.

.        ВТО. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик/под. общ. ред. С.Ф. Сутырина. - Москва: ЭКСМО, 2008. - 395 с.

.        Глобализация: Россия и ВТО/под общ. ред. В.А. Михайлова, В.И. Кушлина, В.С. Буянова. М.: издательство РАГС, 2009. - 312 с.

.        Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М.: «Экономика», 2010. - 190 с.

.        Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО. СПб.: Изд - во СПбГУ, 2009. - 312 с.

.        Трухачев В.И., Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Международная торговля. М.: издательство «СтГАУ АГРУС», 2009. - 409 с.

.        Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. ВТО и российские интересы. - М.: Магистр, 2010. - 122 с.

.        Шорников А.В. ВТОржение в Россию: последствия для бизнеса. М.: издательство «Вершина», 2010 - 264 с.

.        ВТО: Основы функционирования и проблемы присоединения России. Учебное пособие (изд:2) // Горбунова О.А., Минченкова И.В. 2011 г. - 152 с.

.        Мировая экономика и международные экономические отношения/Учебное пособие для ВУЗов Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И., Ломагин Н.А., Шеров - Игнатьев В.Г., Лисицын Н.Е. . ЭКСМО, 2010. - 320 с.

.        Гребнев Л. ВТО - инструмент, которым надо научиться пользоваться:/Л. Гребнев, И. Дюмулен // Аккредитация в образовании. - 2011. - №24.- С. 24 - 27.

.        Гумеров Р.Р. Штурм или отступление?: (о перспективах отечественного сельского хозяйства в случае форсирования процесса присоединения России к ВТО)/Р.Р. Гумеров // Российский экономический журнал. - 2010.- N6. - С. 22 - 34.

.        Деваева Е.И. Пространственное распределение эффектов от вступления России в ВТО: внешнеторговый аспект/Е.И. Деваева, А.П. Горюнов, Т.Е. Котова // Пространственная экономика. - 2010. - №4. - С. 40 - 51.

.        Дюмулен И.И. Эволюция многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО // Внешнеэкономический бюллетень. - 2010. - №1. - С. 123.

.        Дюмулен, И.И. Протекционизм и многосторонние переговоры ВТО в годы глобального экономического кризиса (2008 - 2010 гг.) и в последующий период/И.И. Дюмулен // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - N6. - С. 3 - 11.

.        Загашвили, В.С. Возможные последствия присоединения России к ВТО/В.С. Загашвили // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011.- N5. - С. 10 - 17.

.        Зевин. Л. Марафон «РФ - ВТО»: близок ли финиш?/Л. Зевин // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - N12. - С. 111 - 116.

.        Зуева И.А. Эволюция ГАТТ и создание ВТО в процессе глобализации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского - 2011. - № 6, С. 306 - 310.

.        Мировая торговля вырастет на 6, 5% в 2011 году - ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - N4. - С. 9.

.        Оболенский, В.П. Контуры договоренностей Дохийского раунда и будущая повестка дня ВТО/В.П. Оболенский // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - N1. - С. 8 - 13.

.        Оболенский, В.П. Переговоры о присоединении России к ВТО: новый формат, новые проблемы/В. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - N6. - С. 46 - 51.

.        Оболенский, В.П. Россия в таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике/В.П. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - N12. - С. 22 - 30.

.        Россия и Всемирная торговая организация: непростой диалог. Интервью Максима Юрьевича Медведкова // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2011. − №1(38). − С.12 - 19.

.        Приходько С.В. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО // Материалы доклада // Российская газета - 2011. - №4765 - С. 6.

.        Информационный портал по присоединению России к ВТО, 2012. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www.wto.ru.

.        Муранов А.А. Россия в ВТО: правовые последствия, 2012. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www.rospravo.ru/1640.html.

.        Официальный сайт компании «Консультант Плюс», 2012. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru.

.        Сигал Е. П. Медведков: документы о вступлении в ВТО должны ратифицировать к 3 июля, 2012. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://news.mail.ru/politics/7899746.

.        Штанов В.И. РФ может отказаться от части обязательств перед США по ВТО, 2012. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://news.mail.ru/politics/7848403.

Похожие работы на - Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в связи с присоединением к ВТО

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!