и Таможенный кодекс таможенного союза. Итак, согласно данным, полученным в ходе анализа соответствующих глав, были выявлены следующие формы таможенного контроля, применяющиеся при переработке на таможенной территории и переработке вне таможенной территории:
проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
проверка системы учета товаров и отчетности;
Кроме того, под таможенный контроль попадают и отходы, образовавшееся в результате осуществления операций по переработке товаров.
Рассмотрим каждую из форм контроля при помещении товаров под процедуры переработки более подробно.
.2.1Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
А) Применение идентификации для целей проведения таможенного контроля.
Таможенная идентификация - способ производства таможенного контроля, применяемый таможенными органами в целях конкретизации предмета проверки, другими словами, особое внимание при таможенной идентификации уделяется отдельным индивидуальным признакам предмета (целостность средств таможенной идентификации, установление тождества характеристик товара его документальному описанию и так далее).
Применение идентификации для целей проведения таможенного контроля предусмотрено, в том числе, и для применения таможенных процедур переработки (идентификация товаров для переработки в продуктах переработки - статьи 242, 255, 267 Таможенного кодекса таможенного союза);
Таможенная идентификация имеет ряд особенностей и, как способ контроля, состоит из двух этапов.
Первый этап заключается в придании предметам (товарам, грузовым местам с товарами) индивидуальных признаков либо отражении уже существующих на определенных носителях (путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей (часть 2 пункт 1 статьи 109 таможенного кодекса таможенного Союза).
. Приемлемость заявленного способа идентификации ввезенных товаров для переработки на и вне таможенной территории в продуктах переработки устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров.
По запросу заявителя и с согласия таможенного органа указанная идентификация для таможенных целей может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.
Идентификация товаров таможенного союзав продуктах переработки установлена статьей 255 Таможенного кодекса таможенного союза.
В целях идентификации товаров таможенного союза в продуктах их переработки могут использоватьсяследующие способы:
) проставление декларантом, лицом, осуществляющим переработку, или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и другой маркировки на исходные товары Таможенного союза;
) подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе товаров Таможенного союза;
) сопоставление предварительно отобранных проб, образцов товаров таможенного союзаи продуктов их переработки;
) использование имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийныхномеров;
) иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров, в том числе путем исследования представленных подробных сведений об использовании товаров таможенного союза в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки;
Б) Экспертиза при осуществлении таможенного контроля
Таможенная экспертиза - организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования (статья 137 таможенного кодекса таможенного союза).
Экспертиза назначается в тех случаях, когда для разъяснения возникших вопросов в процессе совершения таможенных операций требуются специальные познания.
Целями таможенной экспертизы применимо к процедурам переработки являются:
Оценка и согласование норм выхода продуктов переработки с учетом технологии используемой на таможенных территориях и других территориях.
Оценка наличия товаров в продуктах переработки (так как последние идут по другим таможенным пошлинам).
Исследования химического состава и физических свойств товаров.
Установление соответствия товаров нормам безопасности.
По отношению к товарам в продуктах их переработки могут проводиться следующие формы экспертиз:
идентификационные (идентификация материалов, веществ и изделий):
технологические экспертизы (нормы выхода продуктов переработки товаров);
В ряде случаев таможенный орган обращается за проведением технологической экспертизы, проводимой с целью определения возможности помещения товара под таможенные процедуры переработки. Эксперты устанавливают:
нормы выхода продуктов переработки при переработке определенного вида сырья;
расход сырья при получении определенного продукта;
какое сырье используется в процессе переработки;
является ли процесс переработки непрерывным технологическим процессом;
место происхождения товара;
технологию производства представленного товара.
Взятие проб и образцов в большинстве случаев является частью операций, связанных с проведением экспертизы, но может рассматриваться в качестве самостоятельного способа таможенного контроля.
При отборе проб и образцов при необходимости могут присутствовать таможенные эксперты. При отборе проб и образцов составляется акт в двух экземплярах, один из которых подлежит вручению декларанту или лицу, обладающему полномочиями в отношении данных товаров. Если таких лиц нет, то отбор осуществляется в присутствии двух понятых.
По окончанию таможенной экспертизы составляется экспертное заключение.
.2.2 Учет товаров, находящихся под таможенным контролем и примените отчетности
Согласно положениям статьи 255 Таможенного кодекса таможенного союза декларант и лица, осуществляющие переработку товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки, обязаны вести учет товаров в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по ведению бухгалтерского и налогового учета.
Если в течение срока переработки товаров одни и те же иностранные товары были ввезены несколькими товарными партиями, их учет для таможенных целей ведется исходя из предположения, что товары, которые ввезены в более ранние сроки, первыми используются для переработки.
Однако данное правило не применяется, если установленный в разрешении на переработку способ идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки предполагает необходимость сопоставления конкретного иностранного товара с тем продуктом переработки, при изготовлении которого этот товар использовался. Декларант имеет право отказаться от использования этого правила, если оно противоречит применяемым им методам бухгалтерского учета.
Декларант товаров не реже одного раза в три месяца должен представлять в таможенный орган отчетность, содержащую сведения о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории в соответствии с частями 7 и 8 статьи 177 настоящего Федерального закона №311.
При ввозе/вывозе продуктов переработки товаров на территорию Российской Федерации несколькими товарными партиями, окончательная выверка количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров, производится не позднее 30 дней со дня истечения срока переработки.
.2.3Проверка систем учета и отчетности при проведении
Суть этой формы таможенного контроля состоит в том, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Проверка системы учета товаров и отчетности как форма таможенного контроля проводится в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, а также в отношении товаров, в том числе помещенных под таможенные процедуры:
переработки на таможенной территории;
переработки вне таможенной территории;
В соответствии со ст. 177 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проверка системы учета товаров осуществляется путем сверки сведений, содержащихся в представляемой таможенным органам отчетности, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, а также путем сопоставления этих сведений с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета и отчетности и содержащимися в первичных документах, представленных таможенному органу по мотивированному запросу.
За один и тот же период проверка системы учета товаров осуществляется один раз. Результаты проверки фиксируются актом.
Переработка на таможенной территории:
Декларант товаров не реже одного раза в три месяца должен представляет в таможенный орган отчетность, содержащую сведения о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории в соответствии с частями 7 и 8 статьи 177 настоящего Федерального закона №311 в целях выверки количества изготовленных продуктов переработки, отходов и остатков. В этой отчетности должны быть указаны на день ее представления в таможенныйорган:
) наименование и количество товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и используемых в производственном процессе, с номерами соответствующих таможенных деклараций;
) наименование и количество продуктов переработки, вывезенных с таможенной территории таможенного союза, либо выпущенных для свободного обращения, либо помещенных под иную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза, с номерами соответствующих таможенных деклараций;
) наименование и количество продуктов переработки, которые не помещены под таможенную процедуру;
) наименование и количество отходов, образовавшихся в результате переработки товаров.
Отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки, отходов и остатков, указанного в разрешении на переработку товаров на таможенной территории, представляется после завершения таможенной процедуры переработки на таможенной территории в соответствии с пунктом 1 статьи 249 Таможенного кодекса Таможенного союза, но не позднее 30 дней со дня выпуска последней партии продуктов переработки.
Переработка вне таможенной территории:
При помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории декларант не реже одного раза в три месяца представляет в таможенный орган отчетность о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории. В этой отчетности должны быть указаны на день ее представления в таможенный орган:
) наименование и количество товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории в соответствии с выданным разрешением на переработку и используемых в производственном процессе, с номерами соответствующих таможенных деклараций;
) наименование и количество ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза продуктов переработки и помещенных под соответствующую таможенную процедуру с номерами соответствующих таможенных деклараций;
) наименование и количество ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза продуктов переработки, которые не помещены под таможенную процедуру;
) наименование и количество товаров Таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, продукты переработки которых не ввезены на таможенную территорию Таможенного союза.
Отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки каждого вида переработки, должна быть предоставлена после завершения этих таможенных процедур, но не позднее 30 дней со дня выпуска последней партии продуктов переработки.
Товары, находящиеся под таможенным контролем
Понятие товаров, находящихся под таможенным контролем, раскрывается в статьей 96 таможенного кодекса таможенного союза. Определение времени начала и окончания периода нахождения товара под таможенным контролем различается в зависимости от того, ввозятся такие товары на таможенную территорию или вывозятся с нее.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза, приобретают статус находящихся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Особый порядок установлен для товаров, образовавшихся и находящихся на таможенной территории Таможенного союза, в том числе и для отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории. Такие товары считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.
Моменты завершения нахождения ввозимых товаров под таможенным контролем перечислены в пункте 2 статьи 96 таможенного кодекса таможенного союза.
Во-первых, из-под таможенного контроля выводятся товары, помещенные под одну из следующих таможенных процедур:
выпуск для внутреннего потребления (за исключением условно выпущенных товаров);
реимпорт;
отказ в пользу государства;
уничтожение.
Если товары, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус условно выпущенных (например, по причине непредставления таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и иных документов, необходимых для выпуска товаров), то такие товары продолжают оставаться под таможенным контролем. Они выводятся из-под таможенного контроля только после того, как условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза в соответствии со статьей 200 таможенного союза.
Во-вторых, выводятся из сферы действия таможенного контроля товары, обращаемые в собственность государства - члена Таможенного союза.
В-третьих, утрачивают статус находящихся под таможенным контролем товары, фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза.
Особо оговаривается, что считаются выведенными из-под таможенного контроля:
а) отходы, образовавшиеся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, которые были отнесены к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;
б) части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, которые были признаны производственными потерями.
Товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза, приобретают статус находящихся под таможенным контролем с момента:
а) регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации;
б) совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза (например, при поставках товара трубопроводным транспортом).
Временем завершения нахождения вывозимых товаров под таможенным контролем является один из следующих моментов:
а) пересечение таможенной границы таможенного союза;
б) отзыв таможенной декларации (в случае, когда товары фактически не вывозятся с таможенной территории Таможенного союза).
Заявленная таможенная процедура переработки вне таможенной территории может предполагать принятие декларантом на себя обязательств об обратном ввозе или вывозе товаров. В этом случае таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств в соответствии с заявленными таможенными процедурами.
Действенность и результативность таможенного контроля гарантируется наделением таможенных органов правом останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию Таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. Для этого таможенные органы могут воспользоваться собственными средствами (включая имеющиеся у них таможенную авиацию и таможенный флот), а также обратиться за приданными силами и средствами к соответствующим правоохранительным органам.
По общему правилу, мероприятия в рамках проведения таможенного контроля должны осуществляться в зоне таможенного контроля либо в иных местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них (статья 95 Таможенного кодекса таможенного союза). В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы наделяются правом останавливать автомобильные транспортные средства вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них (пункт 7 статья 96 Таможенного кодекса таможенного союза). При этом устанавливаются два процедурных ограничения для проведения контрольных мероприятий вне зоны таможенного контроля:
) время такого контроля не должно превышать двух часов;
) по факту проведение контрольных действий вне зоны таможенного контроля должен составляться акт по форме, определяемой Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов"), один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.
Оба ограничения нацелены на ограничение случаев немотивированного нарушения законных интересов участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля.
Глава II. Судебная практика применения таможенного контроля при осуществлении операций по переработке вне таможенной территории
Рассмотрим пример судебной практики, когда в процессе проведения таможенными органами таможенного контроля товара, помещенного обществом ООО Кристалл под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, были выявлены нарушения таможенного законодательства.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 N 09АП-29347/2013 по делу N А40-25159/13 Заявление о признании решения таможенного органа об отзыве разрешения на переработку товаров вне таможенной территории правомерным, поскольку факт ввоза обществом ООО Кристалл товара, указанного в разрешении на переработку не подтверждается товаросопроводительными документами и опровергается выводами таможенной экспертизы.
По результатам проведения таможенной экспертизы составлено Заключение таможенного эксперта от 26.10.2011 N 873, в котором таможенный орган сделал выводы о несоответствии физико-химических показателей пробы товара заявителя требованиям ГОСТ 51866-2002 и показателям, указанным в графе 31 декларации на товары, который впоследствии и был отозван таможенным органом.
Таможенный орган отказал ООО Кристалл в выдаче разрешения на переработку товара, так как имело место принятие им решения об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки. В судебном порядке было установлено, что отказ таможенного органа в выдаче разрешения на переработку товаров был обоснованным и мотивированным.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует постановление Правительства РФ от 09.12.2003 № 744 (ред. от 08.12.2010) "Об уполномоченных органах исполнительной власти, устанавливающих стандартные нормы выхода продуктов переработки в таможенных целях" установлены федеральные органы исполнительной власти, правомочные устанавливать стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
В некоторых случаях, нормы могут определяться заявителем по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров (ст. 245 ТК ТС).
Заключение
Для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза таможенными органами осуществляется таможенный контроль.
На данное время таможенный контроль остается важным и эффективным средством обеспечения таможенной политики государства. Особенно актуально тщательное проведение таможенного контроля при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории, так как требуется идентификация товаров помещенных под эту процедуру, и соблюдение других ограничении в соответствии с таможенным законодательством.
При помещении товаров под данные таможенные процедуры применяются следующие формы таможенного контроля:
проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
проверка системы учета товаров и отчетности;
Для отходов, образовавшихся в результате осуществления операций по переработке товаров, также предусмотрен особый таможенный контроль после выпуска товаров.
Каждая из указанных форм таможенного контроля имеют собственную специфику, регламентируемый порядок проведения и предусматривает административную ответственности в случае выявления нарушения национальному или же наднациональному законодательству.
Популярность процедур таможенной переработки остается довольно таки высокой на фоне общего выбора участников внешнеэкономической деятельности. Повышение уровня их информирования будет способствовать более благоприятному экономическому климату в стране.
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.
Первый этап реализации Стратегии (2013 - 2014 годы) нацелен на создание необходимых институциональных основ и технологических условий системного перевода таможенной службы Российской Федерации на качественно новый уровень развития. В рамках этого этапа предусматривается выполнение приоритетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ориентированных, в том числе, и на внедрение новых методик идентификации товаров, определение их рыночной стоимости и происхождения, разработки норм выхода продукции при таможенных процедурах переработки на таможенной территории (вне таможенной территории), а также регистрация указанных методик в государственных органах.
Список литературы
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 13.12.2010. - N 50. - Ст. 6615.
Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2015) (27 ноября 2010 г.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р
Основы таможенного дела: Учебник / Под общ.ред. В.Г. Драганова. М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 2012. - 380 с.
Таможенный контроль: Учебник / Под общей редакцией В.А. Шамахова. М.: Софт Издат, 2011. - 345 с.
Истомин С.И. Правовые вопросы переработки на таможенной территории // Юридический мир. - 2013. - № 11. - С. 60-65.
Правовые ресурсы. Судебная практика// СПС КонсультантПлюс.
Статьи. Таможенная процедура переработки в Таможенном союзе ЕврАзЭС //Таможенный Брокер.