Научно-технический прогресс в таможенном деле

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,97 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Научно-технический прогресс в таможенном деле

Содержание

Введение

Глава 1. Технические средства таможенного контроля (ТСТК)

.1 Роль и место технических средств в таможенном деле

.2 Классификация ТСТК. Тактико-технические характеристики ТСТК

Глава 2. Единая автоматизированная информационная система как фактор научно-технического прогресса в таможенном деле

.1 Назначение и цели ЕАИС

2.2 Виды обеспечения ЕАИС

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Экономическая реформа и переход России к рынку предусматривают в качестве важнейшей задачи дальнейшую демократизацию и децентрализацию внешнеэкономической деятельности государства.

В течение десятилетий Россия активно не участвовала в международном разделении труда. Наше участие в нем ограничивалось преимущественно поставками сырья.

Однако ожидаемый переход к перспективным формам рыночной экономики России со всем мировым сообществом требует углубленного изучения принципов внешнеэкономической деятельности, в том числе и вопросов таможенного регулирования в этой сфере.

Административно-хозяйственная система предусматривала контроль за всеми этапами и формами международных экономических связей. Однако переход к более открытой экономике и многообразным формам международного сотрудничества вовлекает в этот процесс значительно большее число людей, которые нуждаются в специальных знаниях.

Среди исследователей, занимавшихся проблемой научно-технического прогресса в таможенном деле, необходимо выделить следующих авторов: Данилин Н.С., Дугин Г.А., Ларин А.М., Лисов А., Пресняков В., Драганов В.Г., Сушкевич Е.М., Яцушко А.Н. и др.

Предмет работы - научно-технический прогресс.

Объект работы - технические средства в таможенном деле.

Цель работы - исследование научно-технического прогресса в таможенном деле.

Задачи:

1)изучить технические средства таможенного контроля;

2)рассмотреть единую автоматизированную информационную систему как фактор научно-технического прогресса в таможенном деле.

Глава 1. Технические средства таможенного контроля (ТСТК)

.1 Роль и место технических средств в таможенном деле

таможенный контроль автоматизированный

Таможенная техника - это совокупность технических средств, применяемых специализированными структурными подразделениями таможенных органов для обеспечения решения возложенных на них задач.

Таможенная техника включает следующие основные виды:

  1. технические средства таможенного контроля, применяемые для проведения фактического таможенного контроля, прежде всего досмотра товаров, транспортных средств и лиц, перемещающихся через таможенную границу;
  2. технические средства криминалистики, используемые для решения задач раскрытия преступлений;
  3. технические средства таможенной экспертизы, позволяющие решать задачи идентификации товаров;
  4. технические средства связи и передачи данных, обеспечивающие решение управленческих, технологических и других задач;
  5. технические средства информационного обеспечения таможенной деятельности, используемые для сбора, обработки, хранения, поиска и выдачи информации, необходимой при решении задач таможенных органов;
  6. технические средства охраны и обеспечения собственной безопасности таможенных органов;
  7. технические средства, применяемые для решения задач оперативно-розыскной деятельности (спецтехника);

-технические средства таможенного делопроизводства (оргтехника).

Основную, важнейшую часть таможенной техники представляют технические средства таможенного контроля (ТСТК) [15, C.234].

Технические средства таможенного контроля - это комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых таможенными органами в процессе документального и фактического таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью проверки подлинности и достоверности декларирующих их документов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них сведениям, а также выявления в этих объектах предметов таможенных правонарушений.

Результаты применения ТСТК определяют ход дальнейшего процесса таможенного контроля различных видов перемещаемых через таможенную границу объектов. Эта техника позволяет установить достоверность и подлинность документов, представленных на перемещаемые объекты, определить соответствие качества товаров и транспортных средств данным, содержащимся в декларирующих их документах, подтвердить правильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, а, следовательно, обеспечить правильное начисление таможенных пошлин, взимание налогов, платежей, достоверность таможенной статистики и эффективный валютный контроль.

С помощью ТСТК в процессе таможенного контроля обеспечивается возможность выявления тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах. ТСТК в сочетании с применением криминалистических средств позволяют обеспечить эффективное выявление, пресечение и предупреждение таможенных правонарушений [15, C.237].

В целях лучшего познания и эффективного применения ТСТК требуется классификация объектов таможенного контроля с учетом их назначения, вида, габаритов, веса, конструктивных особенностей и т.п., поскольку именно эти параметры объектов в основном определяют существо оперативно-технического контроля их свойств и содержимого.

К объектам таможенного контроля относятся:

- товары определенных категорий;

- ручная кладь и сопровождаемый багаж пассажиров и транспортных служащих;

  1. несопровождаемый багаж пассажиров;
  2. среднегабаритные грузовые (товарные) упаковки;
  3. крупногабаритные грузовые упаковки (контейнеры, грузовые платформы, бункеры, грузовые отсеки автотранспортных средств и т.п.);
  4. все виды транспортных средств;
  5. международные почтовые отправления;
  6. конкретные лица, если есть основания полагать, что они скрывают при себе и добровольно не выдают товары, являющиеся предметами нарушения таможенного законодательства;
  7. документы на товары и транспортные средства, представленные в таможенный орган (хотя не все документы перемещаются через таможенную границу);
  8. атрибуты (средства) таможенного обеспечения, наложенные на документы, товары и транспортные средства [15, C.241].

Непосредственному таможенному контролю с помощью ТСТК подвергается как содержимое объектов таможенного контроля, так и сами объекты. Например, личные вещи, находящиеся в багаже пассажиров (содержимое) и, соответственно, сумки, чемоданы, коробки, где они находятся (объекты таможенного контроля); товары, перевозимые в транспортных контейнерах, и сами конструкции контейнеров, собственно помещения и объемы транспортных средств как элементы объектов таможенного контроля [8, C.123].

Системы оперативных задач таможенных органов, для решения которых требуется применение технических средств таможенного контроля, виды объектов таможенного контроля и условия его проведения дают возможность представить комплекс технических средств таможенного контроля в виде отдельных классов техники, предназначенной для решения каждой оперативной задачи в целом или ее отдельных составляющих.

.2 Классификация ТСТК. Тактико-технические характеристики ТСТК

Классы техники делятся на подклассы. С помощью техники, включенной в подклассы, решаются частные задачи, вытекающие из общей оперативной задачи. Подклассы включают в себя конкретные виды ТСТК: а) уже имеющиеся на вооружении таможенных органов России; б) проходящие опытную эксплуатацию; в) находящиеся в стадии разработки опытных образцов.

-й класс ТСТК включает технические средства, предназначенные для оперативной диагностики (ОД) документов, представленных для оформления перемещаемых через таможенную границу объектов, с целью выявления в них признаков полной или частичной материальной подделки - подчистки, химического травления, дописки, допечатки текстов, замены листов многостраничных документов и фотографий, вклейки элементов и фрагментов других документов, подделки оттисков печатей, штампов, реквизитов, подписей и др.

-й класс ТСТК объединяет технические средства, предназначенные для дистанционной оперативно-технической инспекции различного вида объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляется интроскопия объектов (в том числе крупногабаритных) с помощью инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), дистанционный контроль объемов (количеств) отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров и дистанционное выявление среди них возможных предметов таможенных правонарушений (ТПН).

-й класс ТСТК включает технические средства, необходимые для проведения таможенного поиска и досмотра как оперативно-технического действия, предполагающего оптико-механическое обследование труднодоступных мест транспортных средств и товарных (грузовых) упаковок, локацию тайников и сокрытий, применение специальных контрольных меток, а также применение технических средств и приспособлений для отбора проб содержимого объектов таможенного контроля.

-й класс ТСТК объединяет технические средства, обеспечивающие выполнение оперативно-технических действий, связанных с:

  1. проведением оперативной диагностики (ОД) потенциальных предметов ТПН, выявленных в результате таможенного досмотра содержимого объектов таможенного контроля;
  2. проведением оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД;
  3. определением целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств и т.п., накладываемых на товары и транспортные средства.

К 5-му классу ТСТК относятся технические средства, необходимые для таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, включая наложение на них и на соответствующие таможенные документы атрибутов (средств) таможенного обеспечения.

-й класс ТСТК включает технические средства, предназначенные для выполнения функции оперативного визуального наблюдения за действиями находящихся в таможенных зонах лиц, представляющих оперативный интерес, с целью выявления их противоправного поведения, установления несанкционированных подозрительных на правонарушение контактов с другими лицами, в том числе и с сотрудниками таможенной службы.

-й класс ТСТК объединяет технические средства, призванные обеспечивать получение данных о содержании информации, перемещаемой через таможенную границу на различного вида носителях, с целью выявления среди них материалов, запрещенных к такому перемещению [21, C.156].

Рассмотрим подробнее некоторые вопросы, касающиеся функционального назначения отдельных видов техники и их основных тактико-технических характеристик.

Содержание проверки документов, необходимых для таможенных целей, включает проверку достоверности и полноты сведений, указанных в них, а также установление подлинности и состояния документов, т.е. выявление в них возможных подделок. Это может быть осуществлено методами оперативной диагностики документов, прежде всего осмотром документов на предмет выявления признаков интеллектуального подлога (подлога по содержанию, например выдача документа о предоставлении каких-либо прав организацией, не имеющей на это полномочий, и т.п.) и признаков материальной подделки (подчистки, химического травления, дописки, допечатки неудостоверенных исправлений, замены частей документов, листов многостраничных документов, фотографий, вклейки в ценные бумаги фрагментов других документов - номеров, индексов, серий, подделки оттисков печатей, штампов, подписей) [21, C.161].

В отличие от комплекса научно-технических методов исследования, применяющихся при проведении криминалистической экспертизы документов, оперативная диагностика таможенных документов не ставит перед собой экспертных целей ввиду отсутствия необходимого количества времени на данную процедуру, сложности применяемых методов и технических средств, требующейся высокой профессиональной подготовки сотрудников. В ее задачу входит лишь обнаружение подлинности и состояния признаков подделки, на основании чего принимается решение о более тщательном таможенном контроле подозрительного объекта и связанных с ним товаров, транспортных средств и лиц.

Досмотровая рентгеновская техника как вид аппаратуры интроскопии предназначена для получения визуальной информации о внутреннем устройстве и содержимом контролируемого объекта таможенного контроля [9, C.24]

Целями таможенной интроскопии объектов являются: установление принадлежности находящихся в них предметов к определенным группам, видам, классам, типам, выявление в контролируемых объектах характерных конструктивных признаков тайников или сокрытых вложений, а также предметов, подозрительных на определенные конкретные виды предметов таможенных правонарушений. В процессе данного таможенного действия оперативный работник, анализируя на экране аппаратуры интроскопии визуальное изображение внутреннего строения контролируемого объекта, по совокупности характерных индивидуальных признаков и сохранившимся в его памяти мысленным образам узнает назначение и принадлежность предметов. Самым важным и сложным в данном действии является знание совокупности характерных признаков и способов устройства тайников и внешнего вида предметов таможенных правонарушений и умение выявлять их на фоне значительного множества иных маскирующих элементов (нелогичных пустот, преград, уплотнений и др.) [9, C. 31]

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

В соответствии с функциональным назначением ИДК делятся на два вида:

  1. ИДК для интроскопии легковых автотранспортных средств (легковых автомашин, микроавтобусов, прицепов, передвижных дач, отдельных грузовых упаковок, не превышающих веса порядка 3-х тонн и размеров легковых автомашин);
  2. ИДК для интроскопии крупногабаритных объектов, предназначенных для перевозки грузов (контейнеров, трейлеров, рефрижераторов, железнодорожных вагонов) [11, C.17]

Тактико-технические характеристики ИДК должны обеспечить: возможность визуализации содержимого указанных видов объектов, распознавание находящихся в них различных устройств, предметов и веществ; определение загруженности объема контейнера товарами и осмотр пространственного расположения содержимого; координатную привязку обнаруженных предметов к местам расположения; возможность распознавания изделий из различных материалов (металлы, органические вещества); возможность просмотра конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полом контейнеров, узлов автомашин и железнодорожных вагонов.

Технические средства данного вида призваны обеспечивать возможность контроля объемов (количеств) таких видов объектов, как товары топливного ряда - сырая нефть (включая газовый конденсат), продукты переработки нефти, нефтяные газы и прочие углеводороды; углеводородное сырье (бензол, стирол, фенол, анилин); природный газ; электроэнергия; цветные, щелочные, щелочноземельные и редкоземельные металлы, сырье для их производства, их сплавы, порошки, полуфабрикаты; прокат цветных металлов. Кроме этого, в число объектов стратегически важного сырья входят: деловая древесина, пиломатериалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности; азотные и фосфорные минеральные удобрения; пшеница твердых и мягких сортов; этиловый неденатурированный спирт; рыба и морепродукты (икра, ракообразные); необработанные алмазы [1, C.143].

Как видно из данного перечня, указанные объекты различны по своей природе и физико-химическим свойствам, но имеют общие декларируемые параметры, подлежащие дистанционному контролю: вес или объем. Способ перемещения этих объектов через таможенную границу также различен. Так, например, нефть, нефтепродукты, газ могут транспортироваться как по международным магистральным трубопроводам, так и в наливных емкостях - цистернах, танках судов. Дистанционное получение информации об объемах этого вида перемещаемых товаров также требует различного технического решения. Основную часть контролируемого этими ТСТК экспорта составляет нефть (примерно 65%) и нефтепродукты (примерно 10%), перемещаемые трубопроводным транспортом [19, C.122].

Пункты контроля экспорта нефти и нефтепродуктов, расположенные на территории России, осуществляют технические измерения их количественных и качественных параметров для технологических целей, которые и закладываются в соответствующие таможенные документы.

В настоящее время таможенный контроль экспорта нефти и нефтепродуктов осуществляется не путем фактических замеров их количества, а пока только документально, на основании представляемых получателем документов, сверяемых с декларированными данными. Такой порядок требует изменения, так как не позволяет избежать правонарушений.

Другим видом стратегически важного товара является электроэнергия, экспорт которой осуществляется по международным линиям электропередач. Практика работы Энергетической таможни и ее специализированных таможенных структур на местах показывает, что существующий порядок фактического контроля экспортируемой электроэнергии (в отличие от порядка контроля нефти и нефтепродуктов) в пунктах ее «экспорта» зарубежным потребителям в настоящее время обеспечивает необходимые требования для предотвращения таможенных правонарушений. Это определяется природой и способами перемещения этого вида товара и технической возможностью контроля объемов электроэнергии на энергоузлах путем регулярного считывания и проверки показаний достаточно точных измерительных приборов.

Комплекс технических средств поиска и досмотра предназначен для оптико-механического и локационного обследования труднодоступных мест объектов таможенного контроля с целью поиска и обнаружения тайников и сокрытых вложений.

В качестве мест таможенного обследования в данном случае выступают: кабины, салоны, функциональные и конструкционные отсеки легковых и грузовых автомашин, автобусов; жилые, служебные, пассажирские помещения железнодорожных вагонов, морских и речных судов, самолетов и др., а также конструктивные элементы различных видов контейнеров, рефрижераторов, грузовых отсеков автотранспортных средств, отдельные виды грузов, размещение которых на транспортном средстве создает внутренние закрытые труднодоступные места [10, C.35].

Для досмотра этих объектов необходимы такие технические средства, которые позволяли бы, используя естественные технологические или конструкционные полости и отверстия в контролируемых объектах, получать визуальную информацию о возможном нахождении там посторонних вложений. Такие труднодоступные места, как правило, бывают практически не освещены, имеют небольшие размеры проемов и отверстий, расположены в неудобных для их осмотра местах (располагаются в потолочных зонах или в области пола и стен транспортного средства или контейнера, находятся в непосредственной близости от труднопросматриваемых коммуникационных сетей и т.п.), что обычно не позволяет получить быстрый доступ к ним. Комплекс технических средств поиска, исходя из функциональной направленности решаемых с их помощью оперативных задач, видов объектов таможенного контроля, условий его проведения, конкретных видов предметов таможенных правонарушений, можно разделить на два вида:

-технические средства поиска тайников и сокрытых вложений;

-технические средства поиска конкретных видов предметов таможенных правонарушений [10, C.41]

В свою очередь они подразделяются на подвиды технических средств поиска, созданных для определенных целей и методов проведения поисковых досмотровых операций.

Комплекс технических средств оперативной диагностики и классификации содержимого объектов таможенного контроля включает:

  1. технические средства оперативной диагностики потенциальных предметов таможенных правонарушений;
  2. технические средства оперативной классификации отдельных видов стратегически важных товаров [10, C.41]

Оперативная таможенная диагностика - это комплекс действий сотрудников таможенных органов по получению информации о внешнем виде, классовой или групповой принадлежности, состоянии и назначении содержимого объектов таможенного контроля, позволяющей на основании сравнения ряда их диагностических и классификационных признаков с документально декларированными сведениями установить соответствие или различие объектов.

Основным назначением подкласса технических средств оперативной диагностики потенциальных предметов таможенных правонарушений является получение необходимого и достаточного количества (совокупности) диагностических признаков, по которым можно было бы предварительно отнести выявленные в процессе таможенного досмотра объекты к классам, запрещенным к несанкционированному перемещению через таможенную границу предметов, материалов и веществ, а также определить состояние подлинности и целостности таких объектов, как денежные знаки (купюры различных валют), акцизные и специальные марки и атрибуты таможенного обеспечения [12, C.67].

Завершение таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу объектов сводится (в соответствии со ст. 185 ТК РФ) к постановке таможенных отметок в виде печатей, штампов, личных подписей ответственных таможенных лиц на соответствующие таможенные, товаросопроводительные и иные документы, а также к постановке контрольных таможенных устройств (контроллеров) в виде пломб, запорно-пломбировочных приспособлений и маркерных носителей в виде клейких лент с таможенной символикой, наносимых на товары, грузовые отсеки транспортных средств, прошедших таможенный контроль или в отношении которых таможенный контроль не завершен [6, C.142].

К техническим средствам таможенного оформления объектов таможенного контроля относятся:

  1. технические средства таможенного оформления документов;
  2. технические средства таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Этот класс технических средств включает как собственно атрибуты (средства) таможенного обеспечения в виде таможенных отметок на документах, так и различные контрольные таможенные устройства и маркерные носители, а также технические средства их наложения.

Технические средства наложения таможенных отметок представлены в виде наборов таможенных клише более 20 наименований. Эти клише заказываются таможенными органами на местах в соответствующих организациях, и каких-либо специальных мер их защиты от подделки предусмотрено не было.

Технические средства визуального наблюдения предназначены для обеспечения выявления, установления и фиксации фактов и попыток таможенных правонарушений конкретными физическими лицами непосредственно в зонах таможенного контроля.

Основными местами, подлежащими визуальному наблюдению, являются:

  1. залы ожидания пассажиров («накопители» и транзитные залы);
  2. залы таможенного контроля и оформления пассажиров;
  3. помещения комплектовки багажа пассажиров;
  4. места прохода в таможенную зону;
  5. складские помещения и территории;
  6. площадки таможенного досмотра транспортных средств и грузов;
  7. стоянки ожидания транспортных средств;
  8. места хранения задержанных объектов (грузов, машин);
  9. пассажирские и грузовые причалы судов заграничного плавания;

- иные места (в зависимости от конкретной оперативной обстановки в конкретной таможенной зоне) [16, C.227].

В зависимости от места и условий решения оперативной задачи визуального наблюдения ее можно представить в виде двух подзадач:

- визуальное наблюдение за внутренними зонами таможенного контроля (помещениями);

- визуальное наблюдение за таможенными территориями.

Для решения этих подзадач требуется применение тех или иных видов технических средств таможенного контроля.

Технические средства контроля носителей аудио-, видеоинформации предназначены для обеспечения выявления среди носителей информации, перемещаемых через таможенную границу, носителей, содержащих запрещенные материалы.

В зависимости от вида носителей информации технические средства контроля подразделяются на:

  1. технические средства контроля носителей аудиоинформации;
  2. технические средства контроля носителей видеоинформации;
  3. технические средства контроля носителей информации в ЭВМ [16, C.231].

К техническим средствам контроля носителей аудиоинформации относятся различного рода устройства для прослушивания в виде диктофонов, магнитофонов, аудиоплееров различных конструкций, определяемых конкретным видом носителя звукозаписи (от проволочного носителя до лазерного диска). В частности, для прослушивания стандартных компакт-кассет таможенными органами используются отечественные и зарубежные бытовые магнитофоны и плееры; для прослушивания проволочных и пленочных микрокассет в соответствующие службы централизованно поставляются двухскоростные диктофоны, для аудиоконтроля лазерных компакт-дисков - плееры зарубежного производства.

Для контроля видеоинформации, записанной на видео-кассетах, таможенные участки оснащены видеомагнитофонами зарубежного производства.

Глава 2. Единая автоматизированная информационная система как фактор научно-технического прогресса в таможенном деле

.1 Назначение и цели ЕАИС

Важнейшим фактором интенсификации научно-технического прогресса является совершенствование форм и методов управления во всех функциональных звеньях управления.

Применение экономико-математических методов на базе использования новейших средств вычислительной техники и связи создает новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Важнейшим направлением использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники явилось создание автоматизированных систем управления (АСУ).

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ГТК России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.

ЕАИС понимается как инструмент реализации основных информационных технологий таможенной службы. Развитие ЕАИС есть не что иное, как процесс поэтапной разработки и внедрения в отрасли новых информационных технологий, базирующихся на современном программно-техническом комплексе [5, C.21].

Исходя из этого, назначением ЕАИС ГТК России является:

  1. обеспечение подразделений Государственного таможенного комитета России и правительственных органов информацией, необходимой для ведения таможенной статистики;
  2. совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами на всех уровнях управления;
  3. автоматизация таможенного оформления документов на товары;
  4. повышение эффективности таможенного контроля за багажом следующих через границу пассажиров;
  5. обеспечение централизованного взимания и контроля начисления таможенных платежей;
  6. информационная поддержка борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

- совершенствование методов и средств нетарифного регулирования и контроль исполнения лицензий и квот;

- создание информационной технологии таможенно-банковского контроля внешнеэкономической деятельности с целью осуществления валютного контроля и др. [5, C.24].

ЕАИС таможенной службы России за время своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях - от таможенного поста до центрального аппарата ГТК России.

Основанием для дальнейшего развития и модернизации ЕАИС ГТК России явилась комплексная программа последовательного поэтапного процесса повышения роли таможенной политики России как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993-1995 гг., утвержденная ГТК России 13 мая 1993 г. [1, C.190].

Аналогичные ЕАИС ГТК России системы созданы или создаются практически во всех таможенных службах развитых стран. Например, в США, Англии, Франции, Германии такие системы создавались применительно к национальным таможенным правилам более 20 лет.

Для организации работ по реализации программы поэтапной разработки ЕАИС при ГТК России создан Главный Научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ ГТК России) как научно-производственная организация по созданию, внедрению и эксплуатации ЕАИС [20, C.143].

Учитывая сложную многоуровневую структуру системы таможенных органов России, множественность их функций и задач, при создании ЕАИС таможенной службы принимались во внимание информационные потребности ГТК РФ и его 19 основных структурных подразделений (I уровень управления), 5 специализированных и 12 территориальных региональных таможенных управлений (II уровень управления), 151 таможни (в том числе 5 базовых - III уровень управления), 645 приграничных и внутренних таможенных постов (IV уровень управления). Это предопределило и сложную структуру ЕАИС, обслуживающую систему таможенных органов и их подразделений [20, C.152].

Особенностью созданной ЕАИС является и то, что она ориентирована на информационное обеспечение различных по документообороту объектов.

Основной объем документооборота и исходной (первичной) информации в таможенных органах России составляют грузовые таможенные декларации (ГТД). Количество ГТД, ежемесячно поступающих в таможни страны, колеблется в больших пределах и составляет от 7-8 до 20-30 тыс. Превышение максимального ежемесячного количества ГТД над средним ежемесячным количеством составляет в различных таможнях в среднем от 60 до 350%.

Например, в феврале 1995 г. таможни России выпустили товары, декларированные предъявлением 154,8 тыс. ГТД, причем через 30 самых крупных таможен (20% таможен страны) прошло 64,9% деклараций [15, C.356].

Основная цель создания ЕАИС заключается в совершенствовании существующих, а также в обеспечении создания и развития новых информационных автоматизированных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах.

Первая очередь ЕАИС ГТК России реализует основные информационные таможенные технологии, обеспечивая функционирование всех уровней таможенных органов (от таможенных постов и отделов таможенного оформления до центрального аппарата ГТК России).

Внедрение компьютерной техники и программного обеспечения первой очереди ЕАИС осуществлялось, прежде всего, для решения проблем, возникающих в центральном аппарате ГТК. Автоматизация внедрялась сверху вниз. В результате в таможенных органах России создан мощный технический потенциал, который позволяет приступить к решению задач комплексной автоматизации, перейти от автоматизации отдельных рабочих мест к интегрированным системам и к автоматизации таможенных информационных технологий.

Вторая очередь ЕАИС является логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых программно-технической и технологической платформах.

Под новой программно-технической платформой, наряду с современными мощными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, понимаются и прогрессивные общесистемные программные средства: операционные системы Windows, Unix, сетевые операционные системы Windows, Novell, система управления базами данных ORACLE и системы проектирования, входящие в комплект ORACLE CASE [13, C.52].

Применение новой программно-технической платформы позволит:

- расширить круг автоматизируемых задач;

повысить надежность функционирования системы;

внедрить эффективные элементы защиты информации от несанкционированного доступа [13, C.52].

В связи с этим одной из основных задач, которая должна решаться при создании второй очереди ЕАИС, является обеспечение преемственности и совместного сосуществования имеющихся и вновь разрабатываемых или модернизируемых (в рамках второй очереди) прикладных и общесистемных программных средств.

Достижение сформулированных выше целей создания и развития ЕАИС ГТК России обеспечивается за счет:

- развития и совершенствования аппаратно-программной платформы ЕАИС на базе последних достижений в области компьютерной и телекоммуникационной техники и информационных технологий;

  1. внедрения электронных документов и использования частичной безбумажной технологии обработки таможенных документов;
  2. создания единого информационного пространства таможенных органов на основе использования электронной почты, обеспечивающей оперативное взаимодействие между таможенными органами, а также между таможенными органами и сторонними организациями;
  3. формализации и стандартизации таможенных процедур, технологий, нормативной базы и документов;
  4. разработки и внедрения объективных параметров таможенной оценки ситуации и селекции товаров;
  5. разделения процессов оформления и досмотра товаров;
  6. создания систем контроля и слежения за товарами при процедурах, требующих длительных сроков контроля по времени (временный ввоз, вывоз, реэкспорт, бартерные операции, ВТТ и др.;
  7. снижения уровня загрузки персонала рутинными операциями, переориентации работников таможенных органов на углубленный содержательный анализ различных аспектов внешнеэкономической деятельности, уменьшение трудоемкости составления отчетно-учетной документации с одновременным повышением ее достоверности;
  8. гарантии непрерывного обслуживания клиентов и повышения удобства контактов клиентов с таможенными органами [17, C.16].

Основными критериями оценки разрабатываемой второй очереди ЕАИС являются:

  1. повышение достоверности таможенной статистики;
  2. полнота взимания таможенных платежей в Госбюджет;
  3. повышение эффективности таможенного контроля, снижение затрат на таможенное оформление;
  4. повышение оперативности решения задач таможенной службы;
  5. сокращение временных и финансовых затрат на информационно-поисковые, расчетные и аналитические работы;

- адекватная отчетность по финансовым операциям таможенных органов (контроль начисления и взимания таможенных платежей);

- обеспечение соответствующего уровня защиты системы и соответственно ограничение доступности данных, включая полный аудит использования (попытки использования) информационных ресурсов системы;

- минимизация времени стабилизации системы при изменении нормативно-правовой базы;

- обеспечение полного резервирования критичных компонентов системы: аппаратной части, программного обеспечения, коммуникаций и целостности данных [5, C.122].

2.2 Виды обеспечения ЕАИС

Исходя из основных принципов построения комплекса технических средств в ЕАИС определяются требования к структуре комплекса, номенклатуре и количеству технических средств, а также критерии выбора комплекса технических средств сбора, передачи, представления и обработки информации.

Техническое обеспечение ЕАИС ГТК России строится по иерархическому принципу.

На верхнем уровне системы таможенных органов России находится ГНИВЦ. Комплекс его технических средств включает центральные ЭВМ и интеллектуальные терминалы, объединенные в единую вычислительную сеть, а также локальные вычислительные сети (ЛВС) некоторых функциональных управлений ГТК России и технологическую ЛВС (ТЛВС) ГНИВЦ.

В качестве центральных ЭВМ используются только двухпроцессорные машины NCR-3555 с общим объемом накопителей 15 Гигабайт на каждой. Дополнительно используются две мини-ЭВМ mVAX-3500 с аналогичными ресурсами памяти [15, C.367].

Предварительная обработка информации производится на серверах ЛВС ГТК России и ГНИВЦ, после чего она передается на центральную ЭВМ. В качестве серверов (задействовано 4) используются ЭВМ типа NCR-3447 с двумя накопителями по 1 Гбайт каждый (общий объем файл-серверов - 8 Гбайт). Для управления ресурсами ЛВС используется системный программный пакет NetWare 3.11.

К ЛВС ГТК России, не связанным с общей вычислительной сетью, следует отнести ЛВС Управления федеральных таможенных доходов (УФТД), Управления материально-технического снабжения (УМТС) и Управления делами (УД) ГТК России [15, C.371].

На региональном уровне наиболее мощные ЭВМ типа NCR-3447 установлены в региональных таможенных управлениях (Уральском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском) и региональных отделах ГНИВЦ. Другие управления и региональные отделы ГНИВЦ оснащены ЭВМ типа NCR-3350.

Для обеспечения автоматизированного обмена информацией между таможенными органами комплексы технических средств различных уровней посредством ряда телекоммуникационных сетей объединены в единую информационную вычислительную сеть (ИВС).

В структуре ЕАИС особое место занимает совокупность средств, которые обеспечивают ее функционирование в целях возможности решения задач любым участникам процесса информационного обеспечения. Эта совокупность называется комплексом средств автоматизации.

Комплекс средств автоматизации (КСА) представляет собой совместно поставляемую совокупность взаимосвязанных комплексов технических и программных средств (изделий), разработанных и изготовленных как продукция производственно-технического назначения.

Это означает, что разработка и поставка для эксплуатации элементов ЕАИС должны осуществляться комплексно.

В практике применения ЕАИС мы всегда имеем дело не с абстрактной ЕАИС, а с ее КСА в каждом звене информатизации.

В состав КСА кроме технических и программных средств могут включаться также другие изделия и/или документы, входящие в информационное, организационное или другие виды обеспечения ЕАИС.

Например, в состав КСА для ЕАИС обязательно должны включаться инструкции операторам ЕАИС.

Для решения сложных задач информатизации в ЕАИС применяются системы обработки данных (СОД), которые состоят из одной или нескольких ЭВМ.

Для работы со сложными распределенными объектами используется система распределенных по звеньям информатизации, но связанных между собой ЭВМ, называемая сетью ЭВМ.

Сети ЭВМ бывают глобальные, региональные и локальные. Применение каждого типа сетей ЭВМ в ЕАИС зависит от характера и объема решаемых задач информатизации в данном звене. Рассмотрим подробнее сети ЭВМ.

Глобальная вычислительная сеть ЕАИС состоит из базовой сети передачи данных, сети ЭВМ и абонентской сети.

Каждая ЭВМ связана с другими ЭВМ глобальной сети через узлы связи (УС), соединения которых образуют некоторую сеть, называемую базовой сетью передачи данных (СПД). Узлы связи сами могут содержать специализированные (коммутационные) ЭВМ для реализации обмена информацией между ЭВМ в сети [5, C.153].

Общение пользователей с ближайшей («своей») ЭВМ происходит через специальные устройства - терминалы Т (оконечные устройства). В качестве терминалов могут выступать телеграфные аппараты и телетайпы, печатающие устройства и устройства отображения информации (индивидуальные или коллективные), клавиатура и даже целые ассоциации терминалов, называемые абонентскими пунктами (АП).

Информационное обеспечение ЕАИС - совокупность системы классификации и кодирования, системы показателей, унифицированных систем таможенной документации и файлов баз данных.

ЕАИС обеспечивает интеграцию всех объединяемых системой компонентов на основе их информационной совместимости по содержанию (единство понятий, терминов, определений), по системам классификации и кодирования, по форматам данных, по способам и формам представления данных общего пользования, по методам агрегирования (организации) информации. В составе информационного обеспечения ЕАИС разработаны внемашинная и внутримашинная информационные базы.

Информационное обеспечение разрабатывается в соответствии с ГОСТ 24.601-86 и ГОСТ 24.602-86.

Информационная база ЕАИС ГТК России представляет собой динамическую информационную модель объекта управления, реализованную как совокупность взаимосвязанных информационных баз компонентов ЕАИС.

Внемашинная информационная база включает:

  1. унифицированную систему документов и правил их формирования и контроля;
  2. единую систему классификации и кодирования;
  3. описание технологического процесса формирования и обработки информации [16, C.132].

Внутримашинная информационная база ЕАИС состоит из взаимодействующих между собой баз данных, соответствующих различным уровням иерархии таможенных органов (таможенный пост, таможня, региональное таможенное управление, ГТК России), использование которых в соответствии с установленным режимом доступа осуществляется при решении функциональных задач конечными пользователями, а также информационно-справочных задач по запросу персонала подразделения обработки данных.

Программное обеспечение (ПО) ЕАИС является инструментом реализации информационных таможенных технологий на всех уровнях деятельности таможенных органов. Программное обеспечение ЕАИС представляется совокупностью программных средств и инструктивно-методических материалов и подразделяется на общесистемное и прикладное программное обеспечение.

Программное обеспечение ЕАИС разрабатывается в соответствии с ЕСПД. Оно представляет собой систему программных средств, программной документации и инструктивно-методических материалов, предназначенных для функционирования ЕАИС, и обеспечивает решение ЕАИС функциональных задач.

Разработка и внедрение ПО ведется поэтапно с учетом сроков внедрения и выделенного финансирования.

Создание ПО базируется на принципах построения распределенных систем обработки данных, функционирующих в вычислительных сетях.

Программное обеспечение ЕАИС ГТК России включает:

  1. общесистемное программное обеспечение (ОСПО);
  2. прикладное программное обеспечение (ППО) [15, C.378].

Приведенные ниже требования к программному обеспечению ЕАИС сформулированы, исходя из основного требования гетерогенности системы, состоящего в том, что на разных уровнях иерархии организационной и соответствующей ей обеспечивающей структуры программные средства разрабатываются и функционируют в двух основных средах (DBF и ORACLE):

на уровне таможенного поста отдела таможенного оформления и контроля - в среде систем управления базами данных, поддерживающих DBF формат;

- на уровне таможни - в среде систем управления базами данных, поддерживающих DBF формат;

- на уровне регионального таможенного управления - среде системы управления базами данных ORACLE;

- на уровне ГТК России - в среде системы управления базами данных ORACLE [15, C.379].

ЕАИС допускает разработку программных компонентов для уровней таможенного поста и таможни в среде СУБД ORACLE при выполнении условия: потенциальные объекты внедрения должны быть оснащены техническими средствами, соответствующими требованиям эксплуатации систем, разработанных в среде СУБД ORACLE.

Заключение

Таким образом, большое значение в научно-техническом прогрессе в таможенном деле имеет состояние и развитие технических средств. Технические средства таможенного контроля - это комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых таможенными органами в процессе документального и фактического таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью проверки подлинности и достоверности декларирующих их документов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них сведениям, а также выявления в этих объектах предметов таможенных правонарушений. Результаты применения ТСТК определяют ход дальнейшего процесса таможенного контроля различных видов перемещаемых через таможенную границу объектов.

Классы техники делятся на подклассы. С помощью техники, включенной в подклассы, решаются частные задачи, вытекающие из общей оперативной задачи. Подклассы включают в себя конкретные виды ТСТК: а) уже имеющиеся на вооружении таможенных органов России; б) проходящие опытную эксплуатацию; в) находящиеся в стадии разработки опытных образцов.

Важнейшим фактором интенсификации научно-технического прогресса является совершенствование форм и методов управления во всех функциональных звеньях управления.

Применение экономико-математических методов на базе использования новейших средств вычислительной техники и связи создает новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Важнейшим направлением использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники явилось создание автоматизированных систем управления (АСУ).

Внедрение компьютерной техники и программного обеспечения первой очереди ЕАИС осуществлялось, прежде всего, для решения проблем, возникающих в центральном аппарате ГТК. Автоматизация внедрялась сверху вниз. В результате в таможенных органах России создан мощный технический потенциал, который позволяет приступить к решению задач комплексной автоматизации, перейти от автоматизации отдельных рабочих мест к интегрированным системам и к автоматизации таможенных информационных технологий. Вторая очередь ЕАИС является логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых программно-технической и технологической платформах.

Исходя из основных принципов построения комплекса технических средств в ЕАИС определяются требования к структуре комплекса, номенклатуре и количеству технических средств, а также критерии выбора комплекса технических средств сбора, передачи, представления и обработки информации. Техническое обеспечение ЕАИС ГТК России строится по иерархическому принципу. На верхнем уровне системы таможенных органов России находится ГНИВЦ. Комплекс его технических средств включает центральные ЭВМ и интеллектуальные терминалы, объединенные в единую вычислительную сеть, а также локальные вычислительные сети (ЛВС) некоторых функциональных управлений ГТК России и технологическую ЛВС (ТЛВС) ГНИВЦ.

Список использованной литературы

1.Блинов Н.М. Таможенный менеджмент. М.: РИО РТА, 2015. - 364с.

2.Власова М.В. Таможенные операции. М.: Финансы и статистика, 2013. - 144с.

.Волков Н.В. Проблемы научно-технической безопасности российской экономики. // Финансы и кредит. 2013. №18. С.21-25.

.Воронин Ю.М. Состояние и условия эффективного воспроизводства научного потенциала страны. // Проблемы прогнозирования. 2013. №4. С.67-83.

.Данилин Н.С. Основы построения ЕАИС ГТК РФ. М.: РИО РТА, 2014. - 180с.

.Демченко А.А. Организация и управление в системе таможенных органов. М.: РИО РТА, 2012. - 234с.

.Габричидзе Б.Н. Таможенная служба в Российской Федерации. М.: Наука, 2013. - 208с.

.Голощапов Н.А. Таможенный контроль. М.: Экзамен, 2014. - 252с.

.Дугин Г.А. Досмотровая рентгеновская техника. М.: РИО РТА, 2014. - 78с.

.Дугин Н.А. Технические средства таможенного контроля. М.: ИПК ГТК, 2013. - 125с.

.Кулькин А. Реформирование системы научных исследований в России. // Инвестиции в России. 2014. №7. С.12-20.

.Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. М.: БЕК, 2015. - 266с.

.Лисов А., Пресняков В. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России. // Внешняя торговля. 2014. №4. C.40-56.

.Организация связи в органах таможенных органах. / Под ред. Г.И. Бякина. - СПб.: РТА, 2013. - 124с.

.Основы таможенного дела. / Под ред. В.Г. Драганова. - М.: Экономика, 2011. - 687с.

.Петров Ю.М., Кудрявцева И.В. Практика таможенного регулирования. М.: Автор, 2014. - 448с.

.Совершенствование таможенных процедур. // Логинфо. 2013. №11. С.12-17.

.Сушкевич Е.М. Основы организации таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов. М.: Изд-во МО, 2014. - 146с.

.Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения. М.: РИО РТА, 2015. - 274с.

.Экономическая информатика и вычислительная техника. / Под ред. В.П. Косарева и др. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 168с.

.Яцушко А.Н. Об обеспечении системного подхода к модернизации таможенной службы России и ее деятельности. // Проблемы теории и практики таможенного дела. Ч.2. М.: РИО РТА, 2014. С.134-158.

Похожие работы на - Научно-технический прогресс в таможенном деле

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!