Методы управления в деятельности таможенных органов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    563,03 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы управления в деятельности таможенных органов

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность управления и методов управления

1.1 Роль и значение методов управления

1.2 Классификации методов управления

Глава 2. Особенности применения методов управления в таможенных органах

2.1 Комплексность использования методов управления в таможенных органах на примере антикоррупционной деятельности

2.2 Оценка эффективности использования методов управления на примере Дальневосточного и Северо-Западного таможенного управления

Глава 3. Проблемы применения методов управления в деятельности таможенных органов

Заключение

Введение


Таможенное дело во всех его проявлениях - институт, организация (таможенный орган, структурное подразделение таможенного органа), технология деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал, представляет собой сложный объект управления.

Главный методологический принцип подготовки управленческого решения для таможенных органов России следующий, таможенное дело необходимо рассматривать как целое, как таможенную систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими системами. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины проблем, возникающих в системе, источники и направления их развития. Только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для всестороннего решения проблемы. При этом весь процесс принятия решения должен быть систематизирован и технологичен.

Эта тема актуальна, т.к. управление таможенными органами как способ достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы используется весь спектр методов управления.

Управление в таможенных органах в современных условиях требует высокой компетентности и профессионализма всех специалистов и, прежде всего, работников аппарата управления.

Цель курсовой работы - изучение особенностей применения методов управления в таможенных органах.

Задачи:

рассмотреть сущность методов управления;

показать применение методов управления в таможенных органах;

проанализировать проблемы применения и перспективы совершенствования методов управления в таможенной деятельности.

Предмет данной работы - методы управления.

таможенный орган управление метод

Объект - таможенные органы, которые непосредственно используют данные методы управления.

Глава 1. Сущность управления и методов управления


1.1 Роль и значение методов управления


Реализация функций управления и принципов менеджмента осуществляется путем применения различных методов.

Сущностью деятельности по управлению персоналом, содержательной частью системы являются принципы и методы управления персоналом.

Поэтому система управления персоналом опирается на принципы, соответствующие условиям, в которых осуществляется управление организацией.

Принципы - это основные правила, исходные положения и нормы деятельности организации, определяющие структуру, механизмы функционирования и организационную культуру организации и которым должны следовать руководители (субъекты управления) в процессе управления персоналом.

Рис. 1.1 Общие принципы управления.

Принципы управления персоналом объективны, так как отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей.

Реализация рассмотренных ранее принципов менеджмента осуществляется путем применения различных методов.

Методы подразделяются на общие и частные.

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово "метод" греческого происхождения, в переводе означает "способ достижения какой-либо цели". Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

По своей сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, представляя в его распоряжение систему правил, приемов, подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Рассматриваемые методы применяются по отношении к трудовым коллективам в целом и к отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы.

Множественность методов и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организованную форму.

Направленность - ориентированность на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компании и т.п.).

Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма - воздействие на конкретную сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задач и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.

Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг от друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и та же - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

) Административные (организационно-распорядительные) - основанные на прямых директивных указаниях;

) Экономические методы, обусловленные экономическими стимулами;

) Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Итак, тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации их по определенным критериям.

1.2 Классификации методов управления


На основе принципов формируется система методов, являющаяся важнейшим элементом системы управления персоналом.

Методы управления персоналом организации основываются на законах, закономерностях и принципах и применяются с учетом состояния и условий функционирования таможенной системы (технологии, информатизация, развитие экономических, правовых, социально-психологических отношений), внешних факторов.

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

К методам прямого управленческого воздействия относятся организационно-распорядительные и правовые.

Административные (организационно-распорядительные) методы управления персоналом основываются на властных полномочиях руководителя, директивных механизмах воздействия на объект управления, дисциплинарной и материальной ответственности подчиненных за свои действия ("метод кнута").

Основу формирования этих методов составляют существующие гражданские нормы, административные права, трудовая дисциплина, а также инструкции, регламенты, приказы, указания, распоряжения и т.д. Эта группа включает методы формирования структуры органов управления, руководства персоналом, утверждения норм и нормативов, издания приказов и распоряжений, разработки положений, должностных регламентов, стандартов и т.д.

Рис. 1.2 Организационно-распорядительные (административные).

Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными, издаются руководителем организации и обязательны для должностных лиц и работников, всех тех кому они адресованы.

Правовыми актами ненормативного характера являются методы распорядительного характера (приказы, указания, распоряжения), применяемые для обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания управленческим решениям юридической силы.

Приказы издаются линейным руководителем, а распоряжения и указания - руководителем функционального подразделения, службы.

Под правовыми методами управления персоналом понимается совокупность средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы (объекты управления) и отношения между ними в процессе управления.

Рис. 1.3 Правовые методы управления.

К косвенным методам воздействия относятся экономические, социально-

психологические и идеологические методы управления персоналом.

Экономические методы - это комплекс способов и методов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и систем взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Рис. 1.4 Экономические методы управления.

Экономические методы применяются для воздействия на исполнителей через экономические стимулы и условия деятельности и основаны на материальной заинтересованности (стимулировании), экономических нормах и нормативах, методах анализа и построения системы управления персоналом. ("метод пряника").

С помощью экономико-математических методов можно получить конкретные данные, характеризующие то или иное экономическое явление, найти наиболее эффективные решения.

Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на формирование и развитие коллектива организации, на протекающие внутри него социальные процессы.

Рис. 1.5 Социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы воздействия на исполнителей через систему моральной ответственности и психологических установок позволяют влиять на поведение персонала, формировать положительный социально-психологический климат в коллективе, реализовать творческий потенциал исполнителей.

Особенностями этих методов является то, что они направлены на использование в большей мере неформальных факторов, интересов личности, коллектива, группы в процессе управления и основаны на использовании закономерностей социологии и психологии.

По масштабу и способам воздействия эти методы подразделяются на социальные и психологические.

Важными и значительно повышающими трудовой энтузиазм коллектива, отдельных его работников являются идеологические методы, мотивирующие исполнителей, воздействуя через систему моральной ответственности, чувство долга, патриотизма. Идеологические методы являются основополагающими в такой составляющей процесса управления персоналом (его подсистемой), как воспитательная работа в таможенных органах.

Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительно социально-психологического климата

Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:

повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива.

формирование благоприятного социально-психологического климата

эффективное использование различных форм морального поощрения

воздействие на групповое самосознание коллектива.

Достоинства метода:

включаются механизмы деловой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;

практически не требуется материальных затрат.

Очевидные недостатки:

достаточно трудно прогнозировать результат;

не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей.

Итак, системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение согласованности действий всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее, т.е. применения вышеперечисленных методов управления.

Глава 2. Особенности применения методов управления в таможенных органах


2.1 Комплексность использования методов управления в таможенных органах на примере антикоррупционной деятельности


Перспективы развития таможенной службы России во многом зависят от того, какие применяются методы управления кадровым потенциалом в каждой из таможен РФ. Одним из основных стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации является укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности.

Рассмотрим комплексность использования методов управления в таможенных органах на примере антикоррупционной деятельности.

Примером организационно-распорядительного метода, в данном случае, являются нормативно-правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции <http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13769&Itemid=2372>:

приказ ФТС России от 11.06.2014 г. № 1089 " Об утверждении плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на 2014-2015 годы".

план по противодействию коррупции в таможенных органах Дальневосточного таможенного управления на 2014-2015 годы <http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17938:-2014-2015-&catid=85:2010-12-22-10-52-52&Itemid=105>

приказ ФТС России от 31.01.2013 № 181 "О внесении изменений в перечень должностей федеральной государственной службы в таможенных органах, учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, и представительствах таможенной службы РФ за рубежом, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах" <http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=11764:l-&catid=85:2010-12-22-10-52-52&Itemid=105>.

Согласно статистике Дальневосточного таможенного управления:

В 2014 году подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов региона по подследственности направлено 50 материалов с признаками преступлений, (в 2013 году - 61) в том числе 17 - коррупционного характера (в 2013 году - 19).

По результатам рассмотрения данных материалов, органами предварительного следствия возбуждено 39 уголовных дел (в 2013 - 34), в том числе 22 дела коррупционного характера: 10 - в отношении должностных лиц таможенных органов, 8 - в отношении взяткодателей, 4 - в отношении должностных лиц коммерческих организаций.

С начала 2015 года по материалам подразделений по противодействию коррупции таможен Дальневосточного региона возбуждено два уголовных дела в отношении должностных лиц таможенных органов пост.290 УК РФ (получение взятки).

Одно из них возбуждено по материалам отделения по противодействию коррупции Магаданской таможни в отношении инспектора отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Магадан, который за вознаграждение осуществил беспрепятственный выпуск за пределы особой экономической зоны автомобиля, эксплуатация которого разрешена только в пределах особой экономической зоны (ОЭЗ).

Инспектор был задержан сотрудниками отдела по противодействию коррупции Магаданской таможни с поличным при получении взятки.

Второе дело возбуждено Амурским следственным отделом на транспорте Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте по материалам отделения по противодействию коррупции Благовещенской таможни возбуждено уголовное дело по этой же статье (ст.290 УК РФ - получение взятки) в отношении государственного таможенного инспектора Благовещенского таможенного поста Благовещенской таможни.

В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий установлено, что таможенник получил от гражданина РФ взятку в размере 10 000 рублей за незаконное бездействие при осуществлении таможенного контроля и выпуска товаров, не предназначенных для личного пользования.

Передача денежных средств проходила под непосредственным контролем сотрудников отделения по противодействию коррупции Благовещенской таможни.

Все уголовные дела коррупционного характера, возбужденные правоохранительными органами Дальневосточного федерального округа в отношении должностных лиц таможенных органов, возбуждены по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов Дальнего Востока.

Проявлением экономического метода является материальное поощрение таможенников за выявление коррупции в таможенных органах.

Данный вид стимулирования является эффективным методом противодействию коррупции.

Социально-психологическими методы тоже имеют значимость в данной деятельности таможенных органов.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одним из основных принципов противодействия коррупции определяет приоритетность мер по ее профилактике.

Особая роль в организации работы по данному направлению отводится подразделениям или должностным лицам, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях. В Ванинской таможне деятельность, направленную на профилактику коррупционных правонарушений, осуществляет главный государственный таможенный инспектор (по инспектированию и профилактике правонарушений) отдела государственной службы и кадров Елена Рыкова.

В рамках профессиональной учебы Елена Рыкова проводит разъяснительную работу об уголовной и административной ответственности за коррупционные правонарушения; разъясняет порядок соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов; закрепление в локальных правовых актах этических норм поведения должностных лиц таможенного органа.

Проводится работа, направленная на формирование в таможне негативного отношения к поведению должностных лиц, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки; обеспечение выполнения должностными лицами норм антикоррупционного поведения; обеспечение открытости деятельности таможенного органа.

Большая роль в профилактике коррупционных правонарушений отводится патриотическому воспитанию должностных лиц Ванинской таможни, участию в благотворительных акциях, спортивных мероприятиях.

Проведение указанных мероприятий способствует формированию у должностных лиц таможни законопослушания, верности конституционному и служебному долгу, исполнительности, стимулирует утверждение в сознании и поведении должностных лиц общечеловеческих ценностей: чести, совести, порядочности, чуткости, взаимопомощи, прививает чувство любви к Родине, гордости за принадлежность к таможенной службе, уважения и сохранения ее славных традиций, постоянной готовности к защите экономических интересов Российской Федерации.

Проводимая воспитательно-профилактическая работа направлена на укрепление служебной и трудовой дисциплины, усиление ответственности руководителей структурных подразделений за состоянием правопорядка и служебной дисциплины в подчиненных подразделениях, добросовестное выполнение должностных обязанностей.

Социально-психологические методы управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность. Психологический климат в коллективе и др.

Итак, рассмотренный пример показывает, что методы управления в таможенных органах имеют одну задачу - противодействовать коррупции, а способы для достижения цели абсолютно разные.

2.2 Оценка эффективности использования методов управления на примере Дальневосточного и Северо-Западного таможенного управления


Таможенная служба России занимает одно из центральных мест в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Федеральная таможенная служба сегодня находится в стадии активных преобразований, целью которых является качественное повышение эффективности таможенных органов создание современных и универсальных инструментов таможенного контроля.

Главной целью управления в системе таможенных органов является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности, путем реализации возложенных на таможенные органы функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

На сегодняшний день достаточно проблем во взаимоотношениях таможенных органов и общества (в том числе участников внешнеэкономической деятельности), внутри таможенных коллективов. Деятельность таможенных органов нуждается в улучшении, и первое с чего следует начать - совершенствование системы управления

На одном из заседаний коллегии Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) были рассмотрены пути совершенствования системы управления в таможенных органах Дальнего Востока.

В ДВТУ качество управления далеко от идеального, отметил В.И. Голоскоков. О кризисе, в котором находится система управления в таможенных органах, красноречиво говорит тот факт, что во время проведения опроса среди начальников дальневосточных таможенных постов, отвечая на вопрос, какие самые главные качества руководителя, ни один из них не назвал умение управлять коллективом.

В этой ситуации руководство ДВТУ напряженно ищет пути повышения эффективности работы таможенных органов и, прежде всего, - как важнейшей составляющей - улучшения качества управления. На заседании коллегии было отмечено, что таможенные органы не смогут результативно, эффективно и главное качественно осуществлять свою деятельность без комплексного подхода к вопросам управления - когда отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, организационная культура и т.д., без учета ресурсного обеспечения, повышения уровня знаний, опыта.

Подводя итоги заседания коллегии, начальник ДВТУ Вячеслав Голоскоков подчеркнул важность данной проблемы. Все это потребует значительных усилий по повышению качества менеджмента, в том числе и от таможенных органов. За счет эффективного использования методов управления, мы повысим качество предоставляемых обществу и бизнесу услуг, - заключил В.И. Голоскоков, - у нас для этого есть резервы. И наша задача максимально использовать все человеческие, программные, информационные и финансовые ресурсы.

В 2014 год таможенные органы ДВТУ осуществляли свою деятельность в соответствии с задачами, определенными Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, Планом мероприятий ("дорожной картой")"Совершенствование таможенного администрирования", утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также в рамках иных планов ФТС России, ДВТУ и таможен региона.

В 2014 году в таможенных органах региона осуществляли внешнеэкономическую деятельность 9 839 хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Российской Федерации. По сравнению с 2013 годом (9 999) количество участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сократилось на 1,6 %. При этом количество экспортеров возросло на 3,0 % (с 1 058 до 1 090), а число импортеров сократилось на 1,8 % (с 9 356 до 9 183).

За 2014 год таможенными органами региона перечислено в федеральный бюджет Российской Федерации 179 758,75 млн. рублей. Установленное ФТС России контрольное задание на 2014 год выполнено управлением на 98,97 %.

По итогам работы за 2014 год каждый рубль, вложенный в развитие таможенных органов, подчиненных ДВТУ, дал отдачу порядка 30 рублей. Вклад в казну от работы каждого должностного лица таможенных органов региона в 2014 году составил 38,65 млн. рублей.

В 2014 году продолжена реализация Плана мероприятий ("дорожной карты")"Совершенствование таможенного администрирования" в части сокращения срока совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных и смешанных пунктах пропуска. Таможенным органам удалось сократить время совершения операций. Для товаров, подлежащих ветеринарному, карантинному фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю, время совершения операций, в среднем по ДВТУ, сокращено с 43 в 2013 году до 42 минут в 2014 году (при установленном ФТС России контрольном значении на конец 2014 года в 48 минут). По остальным товарам - с 30 до 28 минут (при установленном ФТС России контрольном значении на конец 2014 года в 30 минут).

С 1 января 2014 года введено обязательное электронное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. В регионе деятельности ДВТУ проблем, связанных с переходом на обязательное электронное декларирование, не возникало. Доля деклараций на товары, поданных с применением электронного декларирования, составляет 99,92 %.

№ пп

Таможня

Общее кол-во ДТ, шт.

Кол-во ЭД, шт.

Доля ЭД в общем количестве, %

1

Биробиджанская

3 576

3 576

100,00

2

Благовещенская

11 418

99,96

5

Ванинская

1 240

1 240

100,00

4

Владивостокская

164 529

164 528

99,99

5

Камчатская

2 047

2 047

100,00

6

Магаданская

2 503

2 503

100,00

7

Находкинская

50 820

50 811

99,98

8

Сахалинская

20 040

19 814

98,87

9

Уссурийская

40 820

40 820

100,00

10

Хабаровская

25 366

25 361

99,98

11

Хасанская

2 207

2 207

100,00

Всего по ДВТУ

324 570

324 325

99,92

Рис. 2.1 Доля деклараций на товары, поданных в таможенные органы ДВТУ в электронной форме с 1 января по 31 декабря 2014 года.

С 1 октября 2014 года таможенными органами региона обеспечено использование предварительной информации в отношении всех товаров, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом.

В прошедшем году интенсивно развивалась технология, предусматривающая получение документов таможенными органами посредством межведомственного информационного взаимодействия. Так, если в феврале 2014 года доля сообщений с предоставлением документов от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти составляла 1,5 %, то в декабре это значение достигло 41 %.

В 2014 году отдельное внимание уделялось реализации технологии совершения таможенных операций в отношении морских (речных) судов без участия должностных лиц таможенных органов в работе комиссии на борту судна, позволяющей сократить время совершения таможенных операций, связанных с прибытием/убытием товаров, а также эффективно использовать кадровый потенциал. Доля бескомиссионного оформления морских (речных) судов остается на стабильно высоком уровне. Так, в 4 квартале 2014 года показатели бескомиссионного оформления составили на прибытие - 63 % судов, на убытие - 85 % судов.

С августа 2014 года таможенными органами региона обеспечивается реализация Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" в части недопущения ввоза на территорию Российской Федерации товаров, входящих в Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (далее − Перечень), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".

Так, в период действия запрета таможенными органами региона принято 3 решения о запрете ввоза товаров, входящих в Перечень, по 8 декларациям на товары приняты решения об отказе в выпуске товаров, входящих в Перечень, заявленных к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; в отношении запрещенных товаров возбуждено 8 дел об АП.

В целях создания благоприятных условий для участников ВЭД, снижения административных барьеров, расширения сферы использования информационных технологий при одновременном решении задач, стоящих перед таможенными органами, включая эффективное противодействие преступлениям и правонарушениям в таможенной сфере, пополнение доходной части федерального бюджета, в качестве приоритетных для таможенных органов ДВТУ в 2015 году определены следующие задачи:

) реализация Стратегии развития таможенных органов Российской Федерации до 2020 года;

) реализация Плана мероприятий ("дорожной карты")"Совершенствование таможенного администрирования";

) безусловное выполнение контрольного задания по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами;

) выполнение контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов ДВТУ на 2015 год;

) создание в пределах компетенции условий для дальнейшего социально-экономического развития Дальнего Востока (в том числе в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных и ведомственных целевых программ, реализуемых на территории Дальнего Востока);

) реализация перспективных таможенных технологий при одновременном усилении контроля за соблюдением сроков выпуска товаров;

) повышение эффективности процесса управления рисками в целях обеспечения уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет в полном объеме, противодействия недостоверному декларированию товаров, в том числе их таможенной стоимости, при осуществлении таможенных операций и на всех этапах таможенного контроля;

) выявление и пресечение незаконных схем по уклонению от уплаты таможенных платежей, а также контрабанды запрещенных или ограниченных к перемещению через государственную границу товаров;

) дальнейшее повышение эффективности таможенного контроля после выпуска товаров;

) осуществление комплекса мероприятий по противодействию коррупции, укреплению служебной дисциплины и правопорядка;

В таблицах 2.1-2.3 представлены сведения по одной из экономических характеристик деятельности Северо-Западного таможенного управления по количеству ввезенных товаров на территорию Таможенного союза в 2012, 2013 годах и на середину ноября 2014 года.

Таблица 2.1

год

Стоимость млн долл. США

вес

Стоимость в руб.

2012

21,983.571

1,557.460

1,966,126, 191.075

2013

20,949.107

1,474.203

1,735,888,891.390

2014

14,481.581

1,048.820

1,490,933,425.390

2012/2014 (в %)

65,87

67,34

75,8


Таблица 2.2

Сведения по ввезенным товарам народного потребления (одежда, обувь и т.п.633, 34, 35, 39, 43, 44, 48, 49, 52, 55, 61-66, 69, 70, 73, 76, 82, 96 группы товаров по ЕТН ВЭД ТС).

год

Стоимость млн. долл. США

вес

Стоимость в руб.

2012

2,981.681

166.559

448,799,553.170

2013

3,431.737

169.593

431,451,038.065

2014

2,679.702

121.872

322,868,422.950

2012/2014 (в %)

89,87

73,17

71,94



Таблица 2.3

Сведения по ввезенным товарам (продукты питания).

год

Стоимость млн долл. США

вес

Стоимость в руб.

2012

14,241.200

8,297.599

110,576,175.000

2013

14,285.118

8,445.094

99,481,379.000

2014

10,937.598

6,951.225

97,905,569.000

2012/2014 (в %)

76,8

83,77

88,54


Отметим, что в 2012-2013 году наблюдался количественный рост ввезенных товаров по натуральным и стоимостным показателям, прежде всего по группам товаров легкой промышленности (одежда, обувь и т.д.) и по продуктам питания. Спад по данным группам товаров (особенно заметный по бытовой технике) в значительной степени обусловлен изменившейся геополитической ситуацией (введением санкций со стороны ряда стран по отношению к России и уже наметившейся позитивной тенденцией, связанной с принятием экстренных мер по импортозамещению, в первую очередь, по продуктам питания).

Наличие подобной сложной инфраструктуры, для самоподдержания которой разрабатывается и используется система норм и рекомендаций, в определенной степени препятствует упрощению цепочки операций с ввозимыми и вывозимыми товарами, затрудняет выполнение контрольных функций, приводит к потерям времени и дополнительным финансовым издержкам.

В этой связи развитие таможенной системы на перспективу предполагает:

принятие комплекса организационных и технологических мер по экономии времени, участниками ВЭД на оформление таможенных документов;

увеличение пропускной способности контрольно-пропускных пунктов, расположенных на границе;

разработку и внедрение единых стандартов и регламентов таможенного администрирования, соответствующих международным нормам с целью повышения эффективности деятельности участников ВЭД;

совершенствование профессиональной подготовки специалистов в части таможенной деятельности и организации внешнеэкономической деятельности;

использование единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (для формирующегося экономического пространства ЕвроАзЭС);

развитие сети таможенно-логистических терминалов в приграничных субъектах Российской Федерации;

организация взаимодействия таможенной системы с бизнес-сообществом (на основе принципов государственно-частного партнерства).

Проанализировав деятельность данных таможенных управлений, можно сделать вывод, что реализация возложенных на таможенные органы функций с использованием соответствующих методов и принципов управления осуществляется не в полной мере, но руководство ДВТУ и Северо-Западного управления напряженно ищут пути повышения эффективности работы таможенных органов и, прежде всего, - как важнейшей составляющей - улучшения качества управления.

Глава 3. Проблемы применения методов управления в деятельности таможенных органов


Управление в таможенных органах в современных условиях требует высокой компетентности и профессионализма всех специалистов и, прежде всего, работников аппарата управления. Высокая квалификация управленческого персонала лежит в основе успешного решения всех вопросов повышения эффективности и качества управления - развития структуры системы управления, эффективного применения современных методов и технических средств, совершенствования механизма управления. Поэтому в настоящее время в системе таможенных органов ведется большая работа по совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации управленческого персонала. Глубокое изучение организации и методов управления, основных понятий и категории принятия управленческих решений, процессов решения проблем, прогрессивных направлений в их развитии является важнейшим условием познания особенностей действия экономических законов и законов управления и использования их требований в таможенной деятельности.

Важность создания методического обеспечения оценки качества оказываемых таможенными органами услуг обозначена в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, но в то же время на сегодняшний день такой методический инструментарий отсутствует. Вышеизложенное определяет необходимость разработки методики оценки качества таможенных услуг.

Концепцией развития таможенных органов определены следующие проблемы, стоящие перед таможенным делом на сегодняшний день:

недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской Федерации и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. острыми проблемами в работе таможенных органов российской федерации остаются вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.

не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий.

не развита система информирования таможенных органов российской федерации о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.

таможенные органы российской федерации неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории российской федерации (контроль на основе методов аудита).

недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов российской федерации.

остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов российской федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.

не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов российской федерации, особенно специалистов в области управления и контроля.

оплата труда должностных лиц таможенных органов российской федерации не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.

остается высоким уровень коррупции в таможенных органах российской федерации.

Основная угроза экономической безопасности Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит от субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих недобросовестные действия, содержащие признаки преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

В этой связи основные усилия подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, направлены на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Значительным шагом на пути либерализации и упрощения таможенных процедур стало расширение практики электронного декларирования, внедрение технологии удаленного выпуска, внедрение практики обязательного предварительного информирования о ввозимых товарах, сокращение срока выпуска товаров высокой степени переработки, определение минимального перечня документов, необходимых для представления в таможенных целях, введение института уполномоченного экономического оператора, обеспечение возможности выпуска товаров до подачи таможенной декларации, применение новых технологий уплаты таможенных платежей.

Вместе с тем полный переход на безбумажные технологии осложнен неготовностью других государственных контрольных органов к использованию современных механизмов взаимодействия. Даже при электронном декларировании часть документов по этой причине представляется на бумажных носителях.

Для создания благоприятных условий применения электронного декларирования требуется развитие системы электронного межведомственного взаимодействия и получение сведений о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контролирующих органов Российской Федерации, а не от участников внешнеэкономической деятельности.

До сих пор таможенные проверки проводятся точечно и по информации, полученной из других государственных контролирующих и правоохранительных органов, на основании поступивших жалоб, а также результатов собственной аналитической работы, не способствуя тем самым реализации системного подхода к организации проверочных мероприятий.

В недостаточной мере реализуются мероприятия проверочной деятельности, направленные на пресечение и профилактику правонарушений в отношении товаров, ввозимых для промышленной сборки автотранспортных средств, проверки уполномоченных экономических операторов, а также участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных к низкой категории риска. Сокращение сроков и упрощение таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров потребует активизации проверочной деятельности в отношении товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, отнесенными к категории низкого риска нарушения таможенного законодательства.

Для качественного выполнения таможенными органами возложенных на них функций необходимо улучшить условия труда должностных лиц таможенных органов посредством обеспечения служебными площадями, техническими средствами таможенного контроля и средствами связи.

Похожие работы на - Методы управления в деятельности таможенных органов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!