Деятельность таможенных органов по реализации Стратегии развития таможенных органов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    184,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность таможенных органов по реализации Стратегии развития таможенных органов

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Владивостокский филиал







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

на тему «Деятельность таможенных органов по реализации Стратегии развития таможенных органов»

Выполнила: К.И. Цедрик

студент 3-го курса очной формы обучения

факультета таможенного дела, группа 132

Научный руководитель: А.А. Янченко,

старший преподаватель



Владивосток 2013

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена созданием Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, определившим новые требования и направления совершенствования таможенной службы Российской Федерации, а также создающим большие возможности по развитию сферы внешнеэкономической деятельности. Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию является важнейшим интеграционным фактором, существенно изменяющим ситуацию на внутренних и внешних рынках России и стран Таможенного союза, динамику и структуру экспортных и импортных грузопотоков. Отмечается значительное увеличение объемов внешнеторгового товарооборота страны: по данным таможенной статистики, в 2012 году произошло увеличение стоимости экспорта на 908,6 млн. долларов США (на 3,6%) по сравнению с 2011 годом, а импорт увеличился на 1 420,6 млн. долларов США (на 15,6%).

Таможенные органы России как государственный институт в структуре исполнительной власти сегодня находятся в стадии активных преобразований, основными целями которых являются: качественное повышение результативности регулирования ВЭД России; формирование условий стабильной, благоприятной среды для внешней торговли, создание современных и универсальных инструментов таможенного регулирования и контроля.

Условия развития таможенных органов России требуют применения новых подходов и методов управления, таких как стратегическое управление и планирование, ориентация на потребителя, делегирование полномочий, маркетинг и бюджетирование, ориентированное на результат. Принципиальным вопросом остается способ внедрения таких приемов 4 и методов в деятельность таможенных органов России для успешного развития и осуществления их полномочий. В целом, можно сделать вывод, что в настоящее время созрела объективная необходимость в постановке и решении задачи управления стратегическим развитием таможенных органов и именно поэтому необходимо использовать такой механизм, который в долгосрочной перспективе обеспечит результативное и стабильное функционирование в условиях макроэкономических угроз и повышающихся требований к безопасности государства.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы ученых в области теории управления, кибернетики, социологии, экономики, государственного управления, управления таможенной деятельностью. При проведении исследования были использованы такие методы научных исследований, как сравнение, наблюдение, анализ, экспертно-аналитические методы, а также методы системного, сравнительного и статистического и SWOT анализов. Исследование опирается на методологический принцип единства теории и практики.

Информационная база исследования представлена международными соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации, аналитическими материалами и нормативными правовыми актами ФТС России, правовыми и нормативно-справочными материалами, монографиями, научными статьями и другими публикациями российских и зарубежных авторов. Значительный информационный и фактический материал получен на основе обработки экспертных данных, публикаций в средствах массовой информации, а также материалов научно-практических конференций и информационных ресурсов сети Internet.

Научная новизна заключается в обосновании механизма управления развитием таможенных органов, позволяющего комплексно учитывать угрозы, факторы, новые условия.

Объектом исследования являются таможенные органы России.

Предметом исследования - Стратегия развития таможенной службы до 2020 года.

Цель курсовой работы заключается в совершенствовании управления развитием таможенных органов России на основе Стратегии развития таможенных органов до 2020 года.

Для достижения обозначенной цели курсовой работы необходимо решить ряд задач:

•        проанализировать стратегию организации и выделить основные ее принципы;

•        проанализировать Стратегии развития таможенных органов до 2020 года, определить ее основные направления;

•        проанализировать реализацию стратегии ДВТУ;

•        проанализировать эффективность реализации Стратегии;

•        спроектировать матрицу SWOT-анализа по разработки мероприятий реализации механизма управления совершенствованием процессов и результатов деятельности таможенных органов;

•        разработать мероприятия по совершенствованию деятельности таможенного органа

Степень разработанности темы. Сущность, особенности стратегического планирования и развития частного и государственного секторов экономики рассмотрены в работах таких зарубежных ученых, как И. Ансофф, Д. Клиланд, Г. Минцберг, Д.Стейнер, А. Дж. Стрикленд, М. Эллисон.

Теоретическими основами стратегического планирования и развития Российской Федерации занимались отечественные исследователи, такие как: В.В. Макрусев, В.А. Черных, Ю.П. Алексеев, А.Л. Гапоненко, И.Г. Ершова, С.Ф. Жилкин, В.Н. Лексин, В.П. Орешин, А.П. Панкрухин и др.

Теоретические и практические основы адаптивного управления и управления организацией в условиях неопределенности занимались такие советские и российские ученые как Г.В. Бушмелева, В.В. Дудчак, В.Н. Самочкин, В.Г. Срагович, В. А. Терехов, И. Ю. Тюкин.

Существенный вклад в формирование теоретических положений развития таможенного дела внесли ученые Российской таможенной академии, ее филиалов, работники и сотрудники Федеральной таможенной службы. Среди наиболее значимых - исследования А.Ф. Андреева, Е.Г. Анисимова, С.В. Барамзина, В. Ю. Диановой, А.Д. Ершова, В.Н. Иванова,

В.М. Крашенинникова, Э.П. Купринова, В.Б. Кухаренко, В.В. Макрусева, В.В. Маркиной, В.А. Черныха, А.Я. Черныша и др.

Однако в работах указанных авторов вопросы обоснования стратегического развития таможенных органов в условиях интеграционных изменений разработаны недостаточно полно для использования в практике управления.

Исследования осуществлены применительно к существующей системе управления развитием таможенных органов. Предложения по ее совершенствованию сформулированы на перспективу (до 2020 г.). Они направлены на конкретизацию положений Стратегии развития таможенных органов РФ.

Структура курсовой работы определяется логикой исследования и она состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, основных результатов и выводов, списка использованных источников, приложения.

1. Теоретические аспекты стратегического развития организации

таможенный орган стратегия внешний

1.1 Стратегия как основа развития организации

В настоящее время перед любым руководителем организации остро встают проблемы эффективного и грамотного управления. Как правильно разработать и реализовать общую стратегию развития предприятия? Как лучше организовать текущее и стратегическое планирование? Как повысить эффективность деятельности персонала и оценить ее результаты? С этими и многими другими вопросами приходится сталкиваться любому руководителю, и во многом от его опыта, знаний и желания осваивать новые методы управления всецело зависит успешное решение поставленных перед предприятием задач.

В настоящее время, стратегия занимает особую роль в деятельности любой организации. Она является опорой для дальнейшей деятельности организации, ее развития и успеха.

Понятие стратегия зародилось и получило наибольшее развитие в военной области и означало «искусство полководца» находить правильные пути к достижению победы. Ныне оно уже не является монополией военных, став достоянием других сфер деятельности. Возрастание значения стратегии в экономике обусловило повышенное внимание многих экономистов к исследованию его сущности и роли [1].

На текущий момент существует достаточно много определений понятия «стратегия»

По мнению Лукьянова Н.С., стратегия - это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действия в некое единое целое.

Другую интерпретацию понятия стратегия дает Федькин И.П , он пишет, что стратегия - не просто представление о том, как вести себя по отношению к конкуренту или противнику. Она затрагивает более фундаментальные аспекты природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы организации наиболее эффективным образом с учетом изменения внешней и внутренней среды [4].

Таким образом, стратегия организации - это средство достижения желаемых результатов (целей). Она в определенной степени воплощает в себе модель управления организацией, следовательно, формирует наш образ мышления.

В стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые, также как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность организации.

Некоторые правила могут иметь очень широкий смысл, другие - достаточно узкий, касающийся отдельной стороны жизни организации либо отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым ее функционирование по пути реализации ее стратегий. Многие правила имеют достаточно долгую жизнь. В то же время существуют правила, которые вводятся для реализации какой-то определенной стратегии или же для обеспечения достижения какой-то определенной цели. Правила сами могут быть объектом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации является изменение ее внутренней жизни, организационной культуры и т.п.

На формирование стратегии организации оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и организации и всегда изменяется во времени. [2]

Никогда выбор одинаковых стратегий не происходил в схожих ситуациях. Факторы, определяющие стратегию, всегда отличались один от другого, и, как правило, очень сильно. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие:

•        социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;

•        привлекательность отрасли и условия конкуренции;

•        специфические рыночные возможности и угрозы;

•        сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности;

•        личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров;

•        ценности и культура организации [3]

В современной теории и практике управления выделяют большое количество стратегий. Все они разнообразны, направлены на решение четко определенных целей. По большому счету, сколько в мире существует организаций, столько и разновидностей стратегий. Тем не менее, по ряду общих признаков, целей, для достижения которых эти стратегии разрабатываются, можно выделить отдельные типовые стратегии организации. По уровням иерархии управления под стратегией организации понимают корпоративную, деловую, функциональную, оперативную. Стратегия организации по видам конкурентных преимуществ подразделяется на лидерство по издержкам, широкой дифференциацией, оптимальных издержек, сфокусированная низких издержек, сфокусированной дифференциацией. По отношению к организации делят на ориентирование на внутреннюю среду и ориентирование на внешнюю среду. (Рисунок 1.1.) [2].

Рис.1.1 Подходы к классификации стратегий

Все перечисленные стратегии являются комплексными и охватывают стратегические действия на той или иной ступени управления. Ответственность за разработку стратегии лежит на соответствующих руководителях. Например, за корпоративную стратегию отвечают управляющие высшего ранга, решения в данном случае обычно принимаются советом директоров корпорации. Деловая стратегия находится в ведении генеральных директоров и руководителей предприятий, тогда как по функциональным стратегиям решения принимают руководители среднего звена. Операционные стратегии разрабатывают руководители на местах (менеджеры низшего звена управления) и т.д. [3].

1.2 Принципы стратегического развития организации

Любой руководитель задумывается над вопросом правильного построения системы стратегического менеджмента. Для правильно построения он руководствуется рядом принципов.

Принципы стратегического управления - это основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей.

Стратегическое управление базируется на следующих принципах.

·        Принцип научности.

·        Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации.

·        Принцип соответствия стратегии и тактики организации.

·        Принцип организации стратегического контроля и создания необходимых условий для реализации стратегии [1].

Принцип научности предполагает использование современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов.

Данный принцип обладает внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития.

Одно из противоречий принципа научности - противоречие теории и практики. Теория всегда идет впереди практики. Так как и наука впереди ее освоения. Это говорит о том, что общество не стоит на месте, оно развивается, совершенствуется. Ведь, если был бы баланс между теорией и практикой, был бы «ступор» в обществе.

Другое важное противоречие принципа научности - единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Например, руководитель предприятия должен руководствоваться уставом предприятия и управлять им исходя из норм закрепленных в уставе, но невольно он интерпретирует их иным способом (проявление субъективного мнения), которое отличается от закрепленных норм, и руководит организацией. Идет противоречие между объективным и субъективным [4].

Следующий принцип, принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации.

Например, основные внешние и внутренние факторы, влияющие на управление в таможенных органах представлены в таблицы 1.1. [5].

Таблица 1.1 Основные внешние и внутренние факторы, влияющие на управление в таможенных органах

Факторы среды

Описание фактора

Внешние

Государство, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, местные органы власти

Нормативно-правовая база, воздействие от систем управления более высокого уровня и взаимодействие с ними (Президент, Федеральное собрание, Председатель Правительства, администрация субъектов федерации, местных органов власти)


Экономика

Состояние производства, торговли, предпринимательства, уровень благосостояния населения, темпы инфляции, курс валют, направления и особенности товаропотоков, количество участников ВЭД


Рынок

Производители, продавцы, рыночные и торговые посредники, покупатели, участники ВЭД


Участники ВЭД, таможенные представители, перевозчики, владельцы складов

Лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу, их перевозку под таможенным контролем, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск и использование в соответствии с таможенными процедурами

Внутренние

Цели

Желаемое состояние будущего, которого стремиться достичь организация (например, повышение качества предоставления таможенных услуг).


Задачи

Конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей, или - непосредственные действия, определяемые целями (например, сокращение времени на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу).


Организационная структура

Совокупность составляющих таможенный орган структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий в процессе делегирования.


Технологии

Способы и методы достижения целей и задач (например, кадровые технологии, технология электронного декларирования).


Персонал

Все работники, выполняющие производственные или управленческие функции с использованием материальных, финансовых и информационных ресурсов (в таможенных органах - сотрудники, государственные гражданские служащие, работники бюджетной сферы).


Внешняя и внутренняя среда является предметом обязательно анализа, рассчитывающей на продолжение своей деятельности в долгосрочной перспектив. Правильное понимание условий, в которых находиться организация, способствует выработке наиболее эффективной стратегии ее развития. Внутреннюю среду составляют такие элементы, как миссия, цели, задачи, организационная структура, технология и персонал.

Внешнею среду можно поделить на макроуровень и микроуровень.

К макроуровню относится государство и право, состояние экономики, уровень научно-технического прогресса (НТП), демографические факторы, природно-географические факторы.

К микроуровню: участники ВЭД, таможенные представители, перевозчики, склады временного хранения (СВХ), транспортные и телекоммуникационные системы, органы власти субъектов федерации, др. государственные органы, в т.ч. силовые и правоохранительные, контролирующие структуры.

Принцип соответствия стратегии и тактики организации. Данный принцип утверждает, что для обеспечения успешной деятельности организации необходимы и выверенная стратегия, и эффективная тактика. При этом эффективная деятельность организации возможна при условии, когда тактика организации соответствует ее стратегии, а формирование стратегии учитывает реальные возможности решения тактических задач.

Принцип организации стратегического контроля и создания необходимых условий для реализации стратегии.

Принцип определенности стратегии и организации стратегического учета и контроля указывает на то, что понимание персоналом стоящих перед ним задач должно вытекать из четких формулировок стратегии организации. Нечетко сформулированные стратегические цели организации могут приводить к неоднозначному ее толкованию различными службами организации. Планы деятельности организации, отражающие выработанную руководством стратегию, в этом случае не могут обеспечивать выполнение стратегических задач [6].

Знание основных принципов развития организации способствует ее успеху. Так как определяют философию и стратегию руководства организации и его звеньями. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности организации, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики организации осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.

1.3 Система стратегического управления в таможенных органах

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Для эффективной реализации задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.

В научной литературе имеется множество определений понятия "управление", в том числе социально-экономическими системами, к которым относится и система таможенных органов. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.

Управление - это непрерывный информационный про­цесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений. [8]

Рассмотрим составляющие системы управления таможенных органов. В ней представлены свои элементы, связь, структура системы, подсистема, внешняя среда системы - которые будут характеризовать ее как систему. (Таблица 1.2.)

Таблица 1.2 Основные термины и понятия, характеризующие Дальневосточное таможенное управление как систему

 № п/п

Термины и понятия

Описание термина (понятия)

1

Элемент

Должностное лицо - подразделение - таможенный пост - таможня. Наименьший элемент в структуре системы - должностное лицо, деятельность которого не рассматривается на выбранном уровне анализа.

2

Связи

Существуют различные виды связей, для того чтобы все элементы системы могли взаимодействовать для достижения общих целей. В данной структуре существуют такие связи как: коммуникационные - с помощью них происходит обмен необходимой информацией, документацией, отдаются и реализуются приказы, распоряжения и т.д. как внутри системы, так и вне ее; технические - например, с помощью интернета происходит быстрый обмен информацией между подразделениями в системе таможенных органов, с участниками ВЭД, органами власти, смежными организациями; транспортные - таможенные органы осуществляют транспортные операции самостоятельно для собственных нужд и во взаимодействии с иными организациями для перемещения товаров через таможенную границу и т.д.

3

Структура системы

Таможня представляет собой систему с соответствующей инфраструктурой, поэтому совокупность всех её элементов и связей составляет структуру, укомплектованную штатами соответствующей квалификации с набором определенных функций.

4

Подсистема

Таможня имеет следующие подсистемы: - обеспечивающая (Отдел документационного обеспечения, Оперативно-техническая служба, Отдел кадров и т.д.), - правоохранительная (Отдел по инспектированию и профилактике правонарушений, Отдел таможенной инспекции, Отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы и т.д.); - фискальная (Отдел торговых ограничений и экспортного контроля, Отдел контроля таможенной стоимости, Отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров и т.д.).

5

Внешняя среда системы

Макроуровень: государство и право; состояние экономики; уровень научно-технического прогресса (НТП); демографические факторы; природно-географические факторы. Микроуровень: участники ВЭД; таможенные представители; перевозчики; склады временного хранения (СВХ); транспортные и телекоммуникационные системы; органы власти субъектов федерации, др. государственные органы, в т.ч. силовые и правоохранительные, контролирующие структуры.


Система должна состоять из некоторых составляющих, а именно, элементов, связей, структуры системы, подсистемы и внешней среды, которые образуют ее, каждая составляющая имеет неотъемлемую часть в системе и дополняет каждую другую.

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: 1) механизма управления, 2) структуры управления, 3) процесса управления и 4) механизма совершенствования системы управления (рисунок 1.2.) [5].

Рис. 1.2 Компоненты системы управления

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления.

Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Структура управления включает в себя, прежде всего, органы управления, связи и отношения между пунктами управления, принадлежащими к различным уровням управления, подсистемы информационного, тылового обеспечения, подсистему безопасности, подсистему связи.

Процесс управления - это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления.

Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления. Механизм совершенствования системы управления включает в себя создание подсистем постоянного изучения факторов и условий, влияющих на таможенные органы, всех противоречий, которые накапливаются в самой системе таможенных органов и не могут быть объективно разрешены на местах, создание условий для своевременного устранения отмеченных противоречий, изменение и корректировку задач и функций различным по иерархии таможенным организациям согласно обстановке, приведение организационных и штатных структур в соответствие с задачами и функциями в конкретном регионе деятельности.

Главная цель действия механизма совершенствования - непрерывное развитие и совершенствование таможенной службы с учетом мирового развития системы обмена товаров и мировой таможенной службы [5].

В настоящее время деятельность таможенных органов основывается на Стратегии развития таможенной службы до 2020 года. (Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»)

Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования [9].

Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям, соответствующим стратегической цели и приоритетам таможенной политики:

·        совершенствование таможенного регулирования;

·        совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;

·        совершенствование реализации фискальной функции;

·        совершенствование правоохранительной деятельности;

·        содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;

·        совершенствование системы государственных услуг;

·        совершенствование таможенной инфраструктуры;

·        совершенствование информационно-технического обеспечения;

·        укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности;

·        развитие социальной сферы;

·        совершенствование организационно-управленческой деятельности [10].

У каждого направления есть свои задачи. Например, совершенствование таможенного регулирования. Задачами данного направления является:

.        применение мер по повышению качества аналитической составляющей в области контроля за соблюдением мер тарифного регулирования и правомерности применения налоговых льгот;

.        обеспечение своевременности и обоснованности принятия решений о выпуске товаров путем расширения, систематизации и совершенствования информационной базы;

.        повсеместная реализация механизмов обязательного предварительного информирования;

.        переход в 2014 году на электронную форму декларирования;

.        развитие таможенных технологий в том числе расширение практики применения технологии удаленного выпуска товаров;

.        и др.

Следующее направление, совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров:

Основными задачами таможенного контроля после выпуска товаров являются:

.        создание условий, при которых незаконное перемещение товаров станет экономически нецелесообразной;

.        унификация нормативного правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров в рамках таможенного законодательства Таможенного союза;

.        совершенствование информационной базы таможенного контроля после выпуска;

.        развитие международного взаимодействия таможенных служб государств - членов Таможенного союза;

.        и др.

У каждого направления свои задачи. В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года четко они определены.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится таможенные органы в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность таможенной службы.

Значение стратегии, позволяющей организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

На основании провиденного исследования можно сделать вывод, что стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от динамики ее развития, ее потенциала, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.

Деятельность таможенных органов основывается на Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, где указаны стратегические цели и основные направления развития таможенной службы.

2. Анализ деятельности ДВТУ по реализации стратегии

.1 Организационно-экономическая структура деятельности ДВТУ

Дальневосточное таможенное управление - самое крупное по занимаемой территории управление Федеральной таможенной службы России. Зона ответственности Дальневосточного таможенного управления охватывает территорию 9 субъектов Федерации: Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Приморского, Камчатского и Хабаровского краев, Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа - общей площадью около 6,2 млн. кв.километров, что составляет 36,4% территории Российской Федерации. Численность населения 6,3 млн. человек (5 % населения России). Протяженность внешней границы Дальнего Востока составляет 25 575 километров, в том числе сухопутная - 2 575 км и морская - 23 000 км.

Таможенные органы региона распределены по субъектам Российской Федерации следующим образом:

·        Приморский край - Владивостокская, Находкинская, Уссурийская, Хасанская и Дальневосточная оперативная таможни;

·        Хабаровский край - Амурская, Ванинская и Хабаровская таможни;

·        Сахалинская область - Сахалинская таможня;

·        Магаданская область - Магаданская таможня;

·        Камчатский край - Камчатская таможня;

·        Амурская область - Благовещенская таможня;

·        Еврейская автономная область - Биробиджанская таможня;

·        Чукотский автономный округ - Чукотская таможня;

·        Республика Саха (Якутия) - Якутская таможня.

В непосредственном подчинении ДВТУ находится 12 приграничных таможен, представленных в приложении 1. [с буклета]

Дальневосточный федеральный округ имеет государственную границу с Китайской Народной Республикой (далее - КНР) - 2 536 км, Корейской Народно- Демократической Республикой (далее - КНДР) - 78,4 км, Соединенными Штатами Америки (далее - США) - 49,0 км и Японией - 194,3 км. Граница с КНР в регионе деятельности Биробиджанской, Благовещенской, Уссурийской, Хабаровской и Хасанской таможен; с КНДР - в регионе деятельности Хасанской таможни. В регионе деятельности Сахалинской таможни, в частности, по проливам Лаперуза (между о. Сахалин и о. Хоккайдо), Кунаширскому (между о. Кунашир и о. Хоккайдо) и Советскому (между островами Малой Курильской гряды и о. Хоккайдо) проходит государственная граница между Россией и Японией.

В период с 2011 по 2012 году в таможенных органах региона осуществляли внешнеэкономическую деятельность 9 977 хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории России. По сравнению с 2011 г. (9 218) количество участников внешнеэкономической деятельности увеличилось на 8%. При этом количество экспортеров сократилось на 2% (с 1 086 до 1 063), а число импортеров возросло на 9% (с 8 549 до 9 346).

Стоимость экспорта в 2012 году составила 24,8 млрд. долл. США (увеличение относительно 2011 года на 33,4 %).

Основной объем экспортных поступлений обеспечили Сахалинская область (63,0 %), Приморский (7,6 %) и Хабаровский (6,7 %) края, Республика Саха (Якутия) (18,4 %).

Внешнеэкономическую деятельность в Дальневосточном регионе в 2012 году осуществляли 7 039 участников ВЭД. Количество участников по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5,3%. Количество участников, зарегистрированных вне зоны деятельности таможенных органов ДВТУ, но осуществляющих внешнеэкономическую деятельность через таможенные органы ДФО возросло на 15,0% и составило 3 115 (в 2011 году - 2 709).

Участниками ВЭД за отчетный период оформлено 225 422 ДТ, из которых 39 632 ДТ экспортных, 185 790 - импортных. По сравнению с 2011 годом произошло увеличение общего количества ДТ на 22 644 штуки (на 11,2%). Число импортных ДТ выросло на 21 718 штук (на 13,2%), экспортных - на 926 штук (на 2,4%).

Внешнеторговый оборот составил 36 452,7 млн. долларов США, что на 2 329,2 млн. долларов США больше, чем в 2011 году (увеличение на 6,8%), при этом экспорт возрос на 908,6 млн. долларов США (на 3,6%), а импорт увеличился на 1 420,6 млн. долларов США (на 15,6%).

В 2012 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение количества стран-контрагентов, с которыми осуществляли внешнеэкономическую деятельность участники ВЭД Дальнего Востока с 134 до 145 (увеличение на 8,2%).

Экспорт региона в отчетном периоде составил 25 922,9 млн. долларов США, произошло увеличение на 908,6 млн. долларов США (на 3,6% по сравнению с 2011 годом). На экспорт в страны СНГ приходится 247,4 млн. долларов США, что составляет 1,0% от общей стоимости экспорта. Стоимость экспортных операций в страны СНГ в 2012 году сократилась в 1,5 раза.

На экспорт в страны дальнего зарубежья приходится 25 675,5 млн. долларов США, что составляет 99,0% от общей стоимости экспорта. Стоимость экспортных операций в страны дальнего зарубежья в 2012 году увеличилась на 4,2%.

Товарная структура экспорта Дальнего Востока в 2012 году распределилась следующим образом: (таблица 2.1.)

Таблица 2.1 Экспорт важнейших товаров с ДВТУ

Код товара

Наименование товара

Стоимость, тыс.долл.

Темп роста стоим., %



01.01.2011-31.10.2011

01.01.2012-31.10.2012



Все товары

20 834 681,0

20707 466,3

99,4

03

Рыба, ракообразные, моллюски и др.водные беспозвоночные

1 775 428,5

1846 196,9

104,0

0303

Рыба мороженая

1 459 648,1

1539 098,4

105,4

0303670000

Минтай

738 999,9

764 282,9

103,4

030390

Печень, икра и молоки

232 798,3

331 480,5

142,4

0306

Ракообразные

191 706,3

203 615,5

106,2

26

Руды, шлак и зола

464 842,7

366 294,0

78,8

27

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

13 390 718,1

13391 007,9

100,0

2701

Уголь каменный

931 977,3

1 081 825,0

116,1

270112

Уголь битуминозный

924 616,1

1 081 446,6

117,0

270900

Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород

9 046 485,2

8 215 002,2

90,8

2711110000

Газ природный, сжиженный

3 148 067,6

3 738 816,7

118,8

44

Древесина и изделия из нее; древесный уголь

953 241,4

830 420,6

87,1

4403

Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо брусированные или небрусированые

584 821,2

480 418,8

82,1

440320

Лесоматериалы необработанные из хвойных пород, кроме лесоматериалов 440310

487 103,6

392 051,6

80,5

4403209109,440320990

Лесоматериалы необработанные из прочих хвойных пород (лиственница и др.), кроме лесоматериалов 440310

280 839,7

229 664,0

81,8

4407

Лесоматериалы распиленные или расколотые вдоль...толщиной более 6 мм

278 936,6

255 123,4

91,5

71

Жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них; бижутерия; монеты

3 125 106,3

2 929 211,1

93,7

72

Черные металлы

391 472,5

419 123,9

107,1

7204

Отходы и лом черных металлов

161 571,9

217 293,9

134,5

89

Суда, лодки и плавучие конструкции

324 306,1

423 544,4

130,6


Из таблицы видно, что товарная структура экспорта ДФО, по-прежнему, имеет сырьевую направленность, характерную для России в целом.

Для экспорта в 2012 году оказалось характерным преобладание топливно-энергетических товаров, занимающих в товарной структуре 64,4 %. Основными экспортерами минерального топлива, представленного, главным образом, нефтью и нефтепродуктами, являлись предприятия Сахалинской области (91,6% или 14,6 млрд. долл. США).

Стоимость импортных операций региона в отчетном периоде составила 10 529,8 млн. долларов США, что на 1 420,6 млн. долларов США больше, чем в 2011 году (увеличение на 15,6%).

На импорт в страны дальнего зарубежья приходится 10 505,6 млн. долларов США, что составляет 99,8% от общей стоимости импорта. Стоимость импортных операций в страны дальнего зарубежья в 2012 году увеличилась на 15,5%.

Доминировала в импорте Дальнего Востока в 2012 году машиностроительная продукция. На ее долю пришлось 46,4% стоимостных объемов импорта (или 4,3 млрд. долл. США), при этом сами стоимостные объемы увеличились в 1,5 раза по отношению к 2011 году.

Обзор внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций Дальнего Востока за 2012 год показал увеличение объема внешнеторгового оборота на 6,8% (на 2 329,2 млн. долларов США).

В отчетном периоде произошло увеличение стоимости экспорта на 908,6 млн. долларов США (на 3,6%) по сравнению с 2011 годом, а импорт увеличился на 1 420,6 млн. долларов США (на 15,6%).

В настоящее время деятельность таможенных органов основывается на Стратегии развития таможенной службы до 2020 года, где определены основные направления развитие таможенной службы Российской Федерации.

Стратегия была принята в 2012 году, поэтому необходимо указать итоги деятельности таможенной службы за последний год, а конкретно относительно описываемого объекта, Дальневосточное таможенное управление.

За столь короткий период времени, ДВТУ добилась определенных результатов в таких направлениях как, совершение таможенных операций и таможенный контроль, совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров, укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности, совершенствование правоохранительной деятельности. А также достижение определенных результатов мы можем пронаблюдать в реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границы Российской Федерации.

Рассмотрим результаты ДВТУ по представленным направлениям. Направление: совершение таможенных операций и таможенный контроль.

Сокращение времени совершения таможенных операций и выпуска товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, является одним из основных показателей деятельности таможенных органов региона.

Согласно статистическим данным, в 2012 году таможенными органами региона выпущено:

в отношении ввозимых товаров: в день регистрации - 31 % ДТ (72 732) от общего объема декларационного массива (без учета предварительных, отозванных и считающихся неподанными ДТ), не позднее дня, следующего за днем регистрации, - 76 % ДТ (178 312);

в отношении вывозимых товаров: в день регистрации - 79 % ДТ (30 424) от общего объема декларационного массива (без учета предварительных, отозванных и считающихся неподанными ДТ), не позднее дня, следующего за днем регистрации, - 98,3 % ДТ (37 857).

Одним из приоритетных направлений является проводимая ДВТУ работа по широкомасштабному внедрению в деятельность таможенных органов региона Интернет-технологий таможенного декларирования. Что является одним из основополагающих принципов совершенствования таможенных операций и таможенного контроля.

В 2012 году 96,62 % деклараций на товары в Дальневосточном регионе зарегистрировано и выпущено с помощью аппаратно-программных средств посредством международной ассоциации сетей «Интернет», в 2011 году аналогичное значение составляло 82,01 %. В сравнении с 4 кварталом 2011 года (90,12 %) в 4 квартале 2012 года доля деклараций, выпущенных в электронной форме, увеличилась на 8,34 % и составила 98,46 %.

Важной составной частью технологии электронного декларирования является технология удаленного выпуска, суть которой состоит в территориальном разделении таможенного органа, принимающего решение о выпуске товаров, и таможенного органа, осуществляющего временное хранение товаров. На Дальнем Востоке технология удаленного выпуска реализуется в отношении всех видов транспорта: автомобильного, воздушного, железнодорожного, морского.

В 2012 году в соответствии с технологией удаленного выпуска выпущено 31 065 ДТ, что в 3,7 раза больше, чем в 2011 году (8 328 ДТ). Доля ДТ, выпущенных с применением технологии удаленного выпуска в 2012 году, составила 9,98 %. При этом в 4 квартале 2012 года - 13,72 %, что на 8,22 % больше, чем в 4 квартале 2011 года (5,5 %).

Следующее направление, это совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров.

В 2012 году ДВТУ продолжена работа, направленная на повышение эффективности и совершенствование деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров в рамках проводимой ФТС России модернизации системы таможенного контроля после выпуска товаров.

За 2012 год должностными лицами подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможен региона проведено 683 проверки, в том числе:

602 таможенные проверки (мероприятие плана работы ДВТУ, утвержденного руководителем ФТС России 13.12.2011, по количеству таможенных проверок выполнено на 128 %);

81 иная форма таможенного контроля.

По результатам проведенных проверок по сравнению с 2011 годом отмечается рост всех основных показателей деятельности: (рисунок 2.1.)

Рис. 2.1.Основные показатели деятельности ДВТУ

сумм доначисленных таможенных платежей, пеней, наложенных штрафов - в 2 раза (по результатам проверочных мероприятий доначислено 664 млн. руб., в 2011 году - 324 млн. руб.);

сумм взысканных таможенных платежей, штрафов - на 50 % (взыскано 239,3 млн. руб., в 2011 году - 160,1 млн. руб.);

количества возбужденных дел об АП - на 10 % (возбуждено 1 258 дел об АП, в 2011 году - 1 146 дел об АП);

результативности таможенных проверок - на 17,4 % (доля результативных таможенных проверок составила 92,4 %, в 2011 году - 75 %).

Направление: укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности.

По состоянию на 31.12.2012 штатная численность таможенных органов региона составляет 4 929 единиц, в том числе сотрудников - 1 162, государственных гражданских служащих - 3 282, работников - 485. По сравнению с 31.12.2011 штатная численность таможенных органов региона снизилась на 462 единицы (на 8,5 %), в том числе по должностям сотрудников - снижение на 109 единиц, по должностям государственных гражданских служащих - снижение на 353 единицы, штатная численность работников не изменилась.

Общая фактическая численность таможенных органов региона по состоянию на 31.12.2012 составила 4 707 единиц, в том числе 1 058 сотрудников, 3 214 государственных гражданских служащих, 435 работников. Общее число вакантных должностей в абсолютных значениях на 31.12.2012 уменьшилось по сравнению с началом отчетного периода и составило 222 единицы или 4,5 % от общей штатной численности (в 2011 году - 5,8 %). Укомплектованность по должностям сотрудников составила 91,0 % (в 2011 году - 86,2 %), государственной гражданской службы - 97,9 % (в 2011 году - 96,9 %), работников - 89,6 % (в 2011 году - 94,8 %).

Укомплектованность по должностным лицам по состоянию на 31.12.2012 составила 96,1 % (в 2011 году - 94,1 %).

Направление: совершенствование правоохранительной деятельности.

В 2012 году работа по выявлению и пресечению преступлений в таможенной сфере велась в условиях существенных изменений в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.

Наиболее высоких результатов добились Дальневосточная оперативная (32 дела), Уссурийская (22 дела) и Находкинская (18 дел) таможни.

Доля уголовных дел, возбужденных по результатам работы оперативно-розыскных подразделений таможен региона в 2012 году, составила 96 %, что на 3 % больше, чем в 2011 году. В отношении конкретных лиц, совершающих преступления, возбуждено 94 дела (67 % от общего количества, что выше показателя 2011 года - 60 %).

Таможенными органами региона в 2012 году возбуждено 6 913 дел об АП, что на 8 % меньше, чем в 2011 году (7 525 дел).

Наибольшее количество дел об АП возбуждено Уссурийской, Владивостокской, Благовещенской, Находкинской таможнями. (таблица 2.2)

Таблица 2.2 Количество возбужденных дел

Таможня

Количество возбужденных дел об АП

Уссурийская

1299

Владивостоксая

1264

Благовещенская

738

Находкинская

700


Наибольшее количество дел об АП возбуждено Уссурийской (1 299), Владивостокской (1 264), Благовещенской (738), Находкинской (700) таможнями. Несмотря на общее снижение количества возбужденных дел по сравнению с 2011 годом, в отдельных таможнях наблюдался рост данного показателя (Благовещенская - на 11 %, Владивостокская - на 10 %).

Дальневосточное таможенное управление продолжает поэтапную реализацию Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция), рассчитанную до 2020 года.

Одним из основных направлений реализации Концепции является совершенствование структуры и оптимизация штатной численности таможенных органов. В этой связи ДВТУ на постоянной основе анализируется деятельность таможенных органов Дальневосточного региона, в результате чего на основании предложений Управления ФТС России приняты решения о реорганизации ряда внутренних либо неэффективных таможен и таможенных постов, а именно:

с 03.04.2012 реорганизованы Амурская и Хабаровская таможни в форме присоединения Амурской таможни к Хабаровской таможне (приказ ФТС России от 14.12.2011 № 2509 «О реорганизации Амурской и Хабаровской таможен и увеличении численности Дальневосточного энергетического таможенного поста (со статусом юридического лица)»);

с 21.08.2012 ликвидирован Белогорский таможенный пост Благовещенской таможни (приказ ФТС России от 21.05.2012 № 971 «О ликвидации Белогорского таможенного поста Благовещенской таможни»);

с 26.12.2012 реорганизованы Чукотская и Магаданская таможни в форме присоединения Чукотской таможни к Магаданской таможне, а также Якутская и Благовещенская таможни в форме присоединения Якутской таможни к Благовещенской таможне (приказ ФТС России от 26.09.2012 № 1922 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе»).

Приоритетным направлением реализации Концепции в 2012 году также явилось развитие и совершенствование приграничной таможенно-логистической инфраструктуры с целью оптимизации совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых автомобильным транспортом.

Развитие таможенно-логистической инфраструктуры, внедрение перспективных таможенных технологий и в целом реализация Концепции в Дальневосточном таможенном управлении находятся на должном уровне и обеспечивают своевременное декларирование перемещаемых через границу товаров.

Перспективными направлениями деятельности ДВТУ по реализации Концепции в 2013 году являются следующие:

безусловное выполнение Плана мероприятий ФТС России по реализации Концепции на 2013 год;

контроль строительства и ввода в эксплуатацию новых многосторонних автомобильных пунктов пропуска «Пограничный» и «Краскино»;

активизация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ДФО, заинтересованными организациями по вопросам проектирования и строительства мостовых переходов через реку Амур и соответствующих таможенно-логистических терминалов;

оптимизация структуры, штатной численности и мест расположения таможенных органов в пунктах пропуска;

и другие.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что не смотря на короткий период существования Стратегии развития таможенной службы до 2020 года она определила новый вектор развития таможенных органов и играет значительную роль в развитии Дальневосточного таможенного управления.

3. Основные направления совершенствования деятельности таможенных органов

Результаты исследования, провиденные в первой и во второй главах, обозначили необходимость совершенствования деятельности таможенных органов. Для выявления направлений совершенствования проведём анализ эффективности, используя основы системного анализа.

Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.анализ помогает ответить на следующие вопросы:

использует ли организация внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если организация не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

являются ли слабости организации ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

какие благоприятные возможности дают организации реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? (благоприятные возможности без способов их реализации - иллюзия, сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм).

какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера, и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

Используя метод SWOT-анализа, определим факторы внешней и внутренней среды таможенного органа и построим матрицу, позволяющую выявить сильные и слабые стороны ДВТУ, внешние возможности и угрозы.

Применение метода SWOT-анализа предполагает реализацию таких этапов, как:

·  определение массива сильных сторон организации, обеспечивающих достижение цели;

·        определение массива слабых сторон организации, препятствующих достижению цели;

·        определение массива внешних факторов, способствующих достижению цели;

·        определение массива внешних факторов, препятствующих достижению цели;

·        подготовка матрицы SWOT-анализа;

·        разработка мероприятий квадранта 1 «внешние возможности - сильные стороны»;

·        разработка мероприятий квадранта 2 «внешние возможности - слабые стороны»;

·        разработка мероприятий квадранта 3 «внешние угрозы - сильные стороны»;

·        разработка мероприятий квадранта 4 «внешние угрозы - слабые стороны».

Массивы внешних и внутренних факторов по их масштабности ограничиваются трудоемкостью заполнения матрицы, так как полный их учет приводит к увеличению в геометрической прогрессии направлений разработки мероприятий.

Необходимо учитывать, что при разработке мероприятий необходимо сопоставлять каждый фактор возможностей и угроз с каждым фактором сильных и слабых сторон организации. При заполнении квадрантов 1-4 необходимо выдержать условие: разрабатываемые мероприятия должны быть ориентированы на достижение цели и по своему характеру призваны блокировать (сдерживать влияние) внешние угрозы и слабые стороны организации и максимально использовать сильные стороны организации и внешние возможности.

Для проведения SWOT-анализа требуется пройти несколько этапов:

. Выбор объекта исследования.

. Сбор информации для проведения SWOT-анализа.

. Построение SWOT-анализа в общей форме.

. Раскрытие матрицы SWOT-анализа для формирования взаимосвязей.

. Определение основных направлений развития.

Для определения основных направлений развития организации необходимо, используя полученные данные SWOT-анализа (общая форма и развёрнутая форма):

·        составить общий структурированный список мероприятий, которые были сформулированы на предыдущем этапе в 3-х квадрантах;

·        сформировать критерии для определения наиболее значимых мероприятий;

·        проранжировать меры по выбранным критериям;

·        сформировать план реализации намеченных мероприятий.

Для составления общего структурированного списка необходимо собрать воедино все матрицы SWOT-анализа по всем продуктам.

В качестве критериев могут выступать:

·        Значимость для организации данной сильной или слабой стороны;

·        Значимость для организации данной возможности или угрозы;

·        Эффективность мероприятия (результат к затратам);

·        Затраты мероприятия.

В таблице 3.1. представлена заполненная матрица SWOT-анализа.

Таблица 3.1 Матрица SWOT-анализа разработки мероприятий по реализации механизма управления совершенствованием процессов и результатов


Внутренние факторы


Сильные стороны 1. Четко определенная структура таможенных органов 2. Наличие квалифицированных специалистов 3. Наличие финансовых возможностей

Слабые стороны 1. Низкий уровень взаимодействия с муниципальными и госорганами власти, контролирующими органами. 2. Низкий уровень развития транспортно-логистической системы.

Внешние факторы

Возможности 1. Рост спроса на таможенные услуги. 2. Развитие международной экономической интеграции.

I. 1. Расширение применения современных таможенных технологий. 2. Расширение взаимодействия таможенных администраций, развитие партнерских отношений с бизнес - сообществом.

II. 1. Обеспечение доступа к информации и ее открытости о деятельности органов гос. власти. 2. Создание транспортно-логистических центров в местах, приближенных к госгранице.


Угрозы 1. Усиление глобальной конкуренции. 2. Коррупция.

III. 1. Совершенствование системы управления рисками. 2. Усиление борьбы с правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела.

IV. 1. Международное сотрудничество с таможенными органами иностранных государств, организациями по вопросам таможенного дела и борьбой с международной преступностью. 2. Развёртывание сети таможенно-логистических терминалов.


Проанализировав матрицу SWOT-анализа и сопоставив ее результаты с результатами указанными второй главе можно сделать вывод, что целесообразнее будет сконцентрировать особое внимание на развивающиеся направления, например таких как, расширение применения современных таможенных технологий, наличие квалифицированных специалистов. Конечно же, не стоит забывать про те направления, которые наименее развиты, и являются слабой стороной - внешней угрозы. Такой стороной является международное сотрудничество с таможенными органами иностранных государств, организациями по вопросам таможенного дела и борьбой с международной преступностью, если обратиться к букету ДВТУ за 2012 год, то можно так же сделать вывод, что данное направление, за год существования Стратегии, наименее реализовано.

На основе проведенного SWOT-анализа составим план мероприятий по нейтрализации опасностей из внешней среды посредством использования сильных сторон таможенного органа и возможностей внешней среды для преодоления слабых сторон (таблица 3.2.).

Все предложенные в матрице мероприятия актуальны и должны применяться в комплексе для наиболее эффективного решения поставленных задач. Учитывая достаточно большое их количество и объем, остановимся на некоторых из них:

) Развитие в области таможенных технологий.

) Развитие в области таможенной инфраструктуры.

) Развитие кадрового обеспечения и социальной политики.

Таблица 3.2 План мероприятий по совершенствованию деятельности таможенного органа

№ п.п

Мероприятие

Содержание мероприятия

Ожидаемый результат

1.

Развитие в области таможенных технологий

- активизация работы по анализу таможенных рисков; - ужесточение контроля нарушений в области страны происхождения товаров; - упрощение и унификация таможенных процедур, требований к таможенным документам для оформления и контроля; - постоянное совершенствование технических средств таможенного контроля; - повышение уровня компьютеризации и автоматизации таможенных процедур, упрощение процедур статистической отчетности, сокращение личных контактов персонала таможни с представителями участников ВЭД.

Создание эффективной системы управления качеством технологий таможенных процедур

2.

Развитие в области таможенной инфраструктуры

- создание и реконструкция таможенно-логистических терминалов (ТЛТ), складов для хранения и обработки таможенных грузов, предприятий по переработке товаров на таможенной территории, организация магазинов беспошлинной торговли и магазинов по продаже таможенных конфискатов, предприятий сервиса; - приведение существующей инфраструктуры в соответствие с международными стандартами, требованиями современных технологий таможенного контроля и оформления, в т.ч. оснащение пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК); - разработка схемы оптимального размещения объектов таможенной инфраструктуры с учетом перспективы расширения Таможенного союза (ТС), Транспортной стратегии РФ до 2030 г. и др.

Оптимизация размещения объектов таможенной инфраструктуры для обеспечения эффек-тивного и удобного для участников ВЭД таможенного контроля и оформления товаров

3.

Развитие кадрового обеспечения и социальной политики

- оптимизация структуры и штатной численности таможенных органов; - совершенствование системы комплектования кадров, соответствующей современному статусу таможенных органов; - совершенствование мотивационных механизмов прохождения службы в таможенных органах; - совершенствование системы воспитательной работы с личным составом, обеспечение благоприятных условий ее организации и ресурсного обеспечения; - обеспечение социальной защищенности и социальных гарантий сотрудникам таможенных органов и членам их семей; - решение жилищных вопросов посредством создания фонда служебного жилья и совершенствования механизма улучшения жилищных условий сотрудников.

Создание эффективного механизма формирова-ния профессионального кадрового потенциала таможенной службы, обеспечение реализации стратегии социально-экономического обеспечения сотрудников таможенных органов


На основе SWOT-анализа был предложен план мероприятий, в котором представлены мероприятия:

развитие в области таможенных технологий;

развитие в области таможенной инфраструктуры;

развитие кадрового обеспечения и социальной политики.

Данный план мероприятий был сопоставлен с направлениями Стратегии развития таможенной службы до 2020 года. В таблице представлено мероприятие, его содержание и ожидаемый результат.

В заключении хотелось бы отметить, что SWOT-анализ позволяет проанализировать основные слабые и сильные стороны, возможности и угрозы, что позволяет проанализировать эффективность реализации Стратегии. На основании произведенного анализа, составлен план мероприятий по нейтрализации опасностей из внешней среды посредством использования сильных сторон таможенного органа и возможностей внешней среды для преодоления слабых сторон. SWOT-анализ это лишь инструмент для структурирования имеющейся информации, он не дает ясных и четко сформулированных рекомендаций, конкретных ответов. Он лишь помогает наглядно представить основные факторы, а также оценить в первом приближении математическое ожидание тех или иных событий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена стратегия организации, ее основные принципы, а деятельность таможенных органов по реализации Стратегии развития таможенных органов, а так же роль Стратегии таможенной службы до 2020 года, ее основные направления и их реализации относительно ДВТУ.

В первой главе рассмотрена стратегия организации и ее основные принципы, а так же система стратегического управления в таможенных органах. На основании провиденного исследования можно сделать вывод, что стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

Так же стоит отметить, сто единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от динамики ее развития, ее потенциала, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.

Деятельность таможенных органов основывается на Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, где указаны стратегические цели и основные направления развития таможенной службы.

Во второй главе проанализирована реализация Стратегии со стороны ДВТУ. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, не смотря на короткий период существования, Стратегии развития таможенной службы до 2020 года она определила новый вектор развития таможенных органов и играет значительную роль в развитии Дальневосточного таможенного управления.

Результаты исследования, провиденные в первой и во второй главах, обозначили необходимость совершенствования деятельности таможенных органов, которые представлены в третьей главе. Для выявления направлений совершенствования проведён анализ эффективности, используя основы системного анализа. SWOT-анализ позволил проанализировать основные слабые и сильные стороны, возможности и угрозы, что позволяет проанализировать эффективность реализации Стратегии. На основании произведенного анализа, составлен план мероприятий по нейтрализации опасностей из внешней среды посредством использования сильных сторон таможенного органа и возможностей внешней среды для преодоления слабых сторон. SWOT-анализ это лишь инструмент для структурирования имеющейся информации, он не дает ясных и четко сформулированных рекомендаций, конкретных ответов. Он лишь помогает наглядно представить основные факторы, а также оценить в первом приближении математическое ожидание тех или иных событий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Рувенный, И. Я. «Стратегический менеджмент»: учебник./И.Я. Рувенный. - Уфа: БАГСУ, 2011. - 80 С.

.        Пилипчук. В.В. Практикум таможенного менеджмента/В.В. Пилипчука. - Владивосток: ВФ РТА, 2010. - 39 С.

.        Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»

Приложение

Приграничные таможни, находящиеся в деятельности ДВТУ

№ п/п

Наименование таможни

Общее число таможенных постов

Таможенные посты и пункты пропуска

1

Биробиджанская

2

Амурзетский (смешанные п/п: Амурзет, Нижнеленинское, железнодорожный п/п Нижнеленинское), Биробиджанский (смешанный п/п Пашково)

2

Благовещенская

5

Благовещенский (воздушный п/п Благовещенск, смешанный п/п Благовещенск, автомобильный п/п Кани-Курган), Тындинский (смешанные п/п: Джалинда, Сковородино, Ушаково), Поярковский (смешанные п/п: Поярково, Константиновка), Нерюнгринский (нет п/п), Якутский (воздушный п/п Якутск)

3

Ванинская

2

Советско-Гаванский (морской п/п Советская Гавань), Морской порт Ванино (морской п/п Ванино)

4

Владивостокская

5

Аэропорт Владивосток (воздушный п/п Владивосток (Кневичи)), Первомайский (морской п/п Владивосток (рыбный порт), Морской порт Владивосток (морские п/п: Владивосток (торговый порт), о. Русский), Владивостокский Прижелезнодорожный почтамт (нет п/п), Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования)(нет п/п)

5

Камчатская

3

Морской порт Петропавловск-Камчатский (морской п/п Петропавловск-Камчатский), Аэропорт Петропавловск-Камчатский(воздушный п/п Петропавловск-Камчатский (Елизово), Северо-Курильский (морские п/п: Северо-Курильск, Октябрьский),

6

Магаданская

4

Морской порт Магадан (морской п/п Магадан), Аэропорт Магадан (специализированный) (воздушный п/п Магадан (Сокол), Аэропорт Анадырь (воздушный п/п Анадырь (Угольный), Анадырский (морские п/п: Анадырь, Бухта Провидения, Беринговский; воздушный п/п Бухта Провидения)

7

Находкинская

4

Ольгинский (морской п/п Ольга), Морской порт Находка (морской п/п Находка), Морской порт Восточный (морской п/п Восточный), Морской порт Пластун (морской п/п Пластун)

8

Сахалинская

5

Холмский (морские п/п: Холмск, Невельск), Южно-Курильский (морские п/п: Шахтерск, Южно-Курильск, Крабозаводский), Де-Кастринский (морской п/п Де-Кастри), Корсаковский (морские п/п: Корсаков, Пригородное), Южно-Сахалинский (морские п/п: Александровск-Сахалинский, Поронайск, Москальво, Углегорск, Курильский; воздушные п/п: Южно-Сахалинск (Хомутово))

9

Уссурийская

8

ДАПП Полтавка (автомобильный п/п Полтавка), ДАПП Турий Рог (автомобильный п/п Турий Рог), Лесозаводский (автомобильный п/п Марково), Арсеньевский (нет п/п),Уссурийский (нет п/п), МАПП Пограничный (автомобильный п/п Пограничный), Пограничный (железнодорожный п/п Пограничный), Гродековский (нет п/п)

10

Хабаровская

7

Бикинский (смешанный п/п Покровка), Аэропорт Хабаровск (воздушный п/п Хабаровск), Хабаровский (речной п/п Хабаровск, морской п/п Охотск) Приамурский таможенный пост (центр электронного декларирования) (нет п/п) Комсомольский-на-Амуре (нет п/п) Николаевский (морской п/п Николаевск-на-Амуре) Ленинский (нет п/п)

11

Хасанская

4

Морской порт Славянка (морской п/п Славянка), Морской порт Зарубино (морские п/п: Зарубино, Посьет), Матвеевский (железнодорожный п/пХасан), Хасанский (автомобильный п/п Краскино, железнодорожный п/п Махалино)

12

ДВОТ

-

-


Похожие работы на - Деятельность таможенных органов по реализации Стратегии развития таможенных органов

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!