Гендерный подход в политике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,67 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гендерный подход в политике

Оглавление

Введение

Глава 1 Общие положения о гендерном равенстве

.1. Понятие гендер и гендерное равенство

.2. Основные гендерные различия

Глава 2. Женщины и политика: история и современность

.1. Женщины и политическая история гендерных различий

.2. Женщины и народное представительство

Заключение

Список использованных источников


Введение

Примерно к середине 80-х - началу 90-х гг. в СССР сложился миф о достижении равенства между женщинами и мужчинами. Столь распространенный гендерный стереотип, противоречивший ежедневным жизненным практикам каждого гражданина СССР, являл собой политический конструкт и мог сложиться только как элемент официозной идеологии.

Вероятно, одной из породивших данную мифологему причин, была Конвенция ООН, призванная искоренять дискриминацию в отношении женщин. Точнее говоря, провоцирующей причиной являлся механизм отчетности СССР перед Комитетом ООН по искоренению дискриминации в отношении женщин, согласно процедурам которого государство должно было оценить юридическое равенство мужчин и женщин. В четвертом периодическом докладе (1994 года) Российской Федерации о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин записано: «Законодательство РФ не содержит прямых противоречий конвенции».

Не случайно, что, хотя Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, открытая для ратификации и присоединения 1 марта 1980 г. резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 18 декабря 1979 г. и ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 19 декабря 1980 г.4, не только не применялась в системе российского судопроизводства, но и была малоизвестной даже для юристов и судей. Впервые массовым тиражом, Конвенция была опубликована в СССР только десятью годами позже в Вестнике МИДа.

К сожалению, в современном мире, как в России, так и в зарубежных странах неравенство между мужчинами и женщинами весьма существенно.

Так, согласно данным ООН

·женщины страдают от насилия со стороны своих интимных партнеров чаще, чем мужчины.

·уровень участия женщин в политической жизни, равно как и их представительство в структурах, принимающих решения, значительно ниже соответствующего уровня мужчин (хотя с 1990 года доля женщин в национальных парламентах постоянно увеличивалась, женщины по-прежнему занимают лишь 16% парламентских мест во всем мире).

·женщины и мужчины имеют разные экономические возможности (так, среди лиц, работающих по найму и получающих зарплату только 39% женщин; среди работодателей женщин 21%. Единственный сектор экономики, в котором преобладают женщины - 62% - работники семейных предприятий, не получающие зарплаты).

·подавляющее большинство бедных - женщины.

·среди тех, кто оказывается объектом работорговли и вовлечен в секс-индустрию, большинство составляют женщины и девушки.

В связи с этим актуальным является исследование гендерных процессов в современном мире. Поэтому темой настоящего исследования является «Гендерный подход в политике. Женщины и политика». Цель работы - анализ различных исследований, посвященных проблеме представительства женщин в органах государственной власти и влиянии избирательных систем на это представительство.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать понятие гендер и гендерное равенство;

показать основные гендерные различия и их влияние на предвыборную агитацию;

рассмотреть политическую историю гендерных различий;

показать значение избирательного законодательства и избирательной системы для представленности женщин в органах публичной власти.


Глава 1. Общие положения о гендерном равенстве

.1 Понятие гендер и гендерное равенство

Современная наука различает понятия гендер и пол. Пол используется для обозначения физиологических особенностей людей, на основе которых население Земли разделяется на мужчин и женщин. При этом критерием для полового разделения современная наука считает роль в воспроизведении потомства, а не вес или рост, который варьируется в зависимости от расовой или этнической принадлежности, от уровня жизни и здоровья человека. Здесь существенно отметить, что часто уровень и качество жизни зависит от общественных взглядов на то, какому полу принадлежит индивид.

Гендер - это разделение по социальным ролям, формам деятельности, различие в поведении и эмоциональных характеристиках. Учеными, изучающими гуманитарные науки, была давно установлена относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском». Поэтому гендер означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Так возникают гендерные роли.

Гендер конструируется обществом и представляет социальную модель, определяющую положение и статус мужчин и женщин в данном обществе.

Понятие поло-гендерной системы было впервые употреблено американской феминисткой - антропологом Гейл Рубин в 1974 г. Согласно её определению, поло-гендерная система - это «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности».

В современном мире, который преодолел две мировые войны, грозившие уничтожением человечеству, стремящемся к международному согласию и безопасности, к развитию дружественных отношений между нациями, к решению всех споров мирными средствами, гендерные системы в каждом обществе асимметричны. Все мужское (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными и доминирующими, а женщины и все «фемининное» является вторичным, с социальной точки зрения, подчиненным и незначительным.

Согласно ст. I Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, под дискриминацией понимается «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола (...) в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».

Цель всего прогрессивного сообщества - искоренить дискриминацию и достигнуть подлинного равенства между женщинами и мужчинами.

Ради достижения данной цели необходимо способствовать постепенным продуманным экономическим и политическим реформам, стремиться подвести законодательства государств к единой правовой основе.

Согласно исследователю гендерных проблем Ferre Myra Marx, «гендер», вместе с расой и классом, является иерархической структурой, которая может предоставлять возможности или являться основанием для угнетения.

При этом следует иметь в виду, что гендерное равенство является не только самостоятельной целью, но одновременно и средством достижения других целей социально-экономического развития. Преодолевая бедность и способствуя борьбе с голодом, нужно учитывать, что от этих проблем прежде всего страдают женщины. Для обеспечения всеобщего начального образования необходимо содействие расширению образования для девочек (обеспечение равенства в сфере образования - в начальных школах и выше - имеет решающее значение для полномасштабного участия женщин в жизни общества и глобальной экономике). Борьба против распространения ВИЧ/СПИДа требует полного охвата женщин и девушек, поскольку больше половины ВИЧ-инфицированных в мире составляют лица женского пола (более того, по мере дальнейшего распространения эпидемии доля инфицированных женщин и девушек растет, а в странах, наиболее пострадавших, на каждого молодого человека приходится три молодых женщины, инфицированных ВИЧ).

1.2 Основные гендерные различия

Полоролевая идентичность как мужская, так и женская формируется и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации. Несмотря на декларирование «равных возможностей» для мужчин и женщин в управлении, исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» и «женских» ролях в управленческой деятельности довлеют среди значительной части населения.

Типично мужской образ, описанный еще в 1960-е годы, сохраняется до сих пор и включает набор черт, связанных с мужской компетенцией, рациональным мышлением и активной жизненной позицией, а типично женский - с социальными и коммуникативными навыками, душевной теплотой и эмоциональной поддержкой.

В последние десятилетия произошли существенные изменения в позитивном направлении по участию женщин в руководстве не только предприятиями, но и в управлении государством. Так на управленческих местах в семидесятые годы 20 столетия в США было 16% женщин, а уже в девяностые их стало до 40%. По мнению психологов в настоящий период происходит снижение половых различий при занятии руководящих должностей женщинами из-за усиления процессов самоактуализации.

Проблема учёта гендерных различий в управленческом процессе возникает чаще всего в предвыборный период. Различия между мужчинами и женщинами исследователи проводят по пяти основным направлениям.

. Различия на генетическом уровне. У мужчин доминирует правое полушарие, которое отвечает: за распознавание зрительных и музыкальных образов; за сознательную ориентацию в пространстве; за более развитое абстрактное мышление. Преобладает оперативная память и нестандартность мышления. Мужчины являются носителями изменчивости. У женщин более развито левое полушарие, которое отвечает: за регуляцию речи, письма и счета; за интуитивную ориентацию в пространстве; за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Кроме того, доминирует долговременная память и консервативность мышления. Они являются носителями наследственности.

. Различия на физическом уровне. У мужчин большая масса тела и большая физическая сила. Мужской тип руки отличатся более короткими и утолщенными пальцами; указательный палец короче безымянного (один из показателей мужской асимметрии). Мужчина быстрее развивает свою моторику в силе и соразмерности движений, но менее осторожен при работе с инструментом (чаще травмируется). У него доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали. Мужчина изучает в первую очередь окружающую среду и объекты, с которыми контактирует. Предпочтение отдается практическим действиям перед вербаликой.

У женщин меньшая масса, но большая грация, гибкость и подвижность. Женский тип руки характеризуется тонкими и удлинёнными пальцами, указательный палец длиннее безымянного (как элемент женской асимметрии). Женщины быстрее развивают точность и координацию движений; аккуратны и осторожны при работе с предметами; у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Визуальное восприятие у женщин происходит по горизонтали. Женщины изучают в первую очередь себя и своё окружение, и у них сильная тяга к вербальной деятельности.

. Различия на когнитивном уровне. У мужчин доминирует качественный подход к изучению нового материала; они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. Им свойственны широкий полёт фантазии и бесшабашность, большая тяга к абстрагированию и философствованию. Преобладает синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе. Наблюдается склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность. Высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.

Женщинам свойственна стройность и чёткость анализа, а также конкретность мышления. Они склонны к алгоритму, шаблону и к исполнительности; им присущи интуиция и предусмотрительность, большая конкретность мышления, аналитический подход, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе. Наблюдается пристрастие к монологу и повествованию, расчётливость. У женщин ниже скорость концентрации внимания, в критических ситуациях они часто теряются. У них более развиты эстетические способности и способности к языкам. Они раньше различают цвета и оттенки, прочнее овладевают трудовыми навыками, учатся более ровно.

. Различия на психологическом уровне. У мужчин быстрая реакция на взаимодействие окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится с трудом, а иногда и через резкое действие. Они более логичны и склонны к общению. Мужчины чаще впадают в состояние аффекта, а их чувства более драматичны. Мужчина более индивидуален по своей природе. Самохарактеристика его более объективна, так как анализируются реальные события и явления. У многих наблюдается относительно небольшой словарный запас и объём кратковременной памяти, но в то же время они обладают творческим характером мышления.

У женщин адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слёзы). Они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слёзы. Полагаются больше на интуицию, склонны к анализу и чаще находятся во власти настроения. Чувства у них более оптимистичны. Самооценка у них субъективна, так как упор делается в основном на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты. Обладают хорошим объёмом кратковременной памяти и неплохим словарным запасом. У женщин более высокие показатели развития внимания: изобразительность, объём, переключаемость.

. Различия на уровне общения (коммуникативный компонент). Мужчины воинственны и более агрессивны, чаще проявляют твёрдость и суровость; более постоянны в дружбе и своих привязанностях; более в своих действиях, любят риск, способны к работе с элементами риска, с нестрогой программой действий. Наблюдается резкое чередование активности и пассивности, проявляется больше властности и дерзновения, стремления руководить: они подчиняются с трудом. Мужчинам присущ дух соревнования в силе, ловкости и уме. Наблюдается любовь к силовому спорту и технике; интерес к самоутверждению в своей профессии на личностном уровне. Противоположный пол - цель, а не средство (актуализация на своих проблемах и возможностях). Чаще всего отмечается неустойчивость интересов и склонностей в период полового созревания.

Женщина сострадательна и более человеколюбива, чаще проявляет большую нежность и заботу. Склонна к переменам и разнообразию в общении. Более осторожна и осмотрительна в деятельности, обладает способностью, к тонкой, однообразной работе (сборка часов, вязание и т.п.). Наблюдается способность тела к спокойным, равномерным движениям; большая старательность и послушание, и как следствие - готовность скорее подчиняться, чем руководить. Женщинам присущи соревновательность в овладении вниманием противоположного пола; культ красоты и женственности с детства. У них чаще проявляется любовь к легкой атлетике, танцам и т.п. Высок интерес к самоутверждению среди себе подобных на межличностном уровне. Противоположный пол средства для достижения своих целей. Женщина устойчива и настойчива в своей женской роли и своём предназначении с детства.

Всё вышеизложенное является доказательством того, что между мужчиной и женщиной существуют реальные различия, но они никак не учитываются при проведении предвыборной компанией кандидатами в органы власти.

Проведенные исследования показывает, что женщина-предприниматель, например, с доминантой по мужскому гендеру легче общается с мужской аудиторией, а мужчина с доминантой по женскому гендеру легче контактирует с женской аудиторией или с женской частью смешанной аудитории. Так, например, до распада СССР мы видели в органах власти женщин, которых можно отнести к мужскому гендеру. Для получения места во властных структурах как мужчинам, так и женщинам было необходимо пройти комсомольские коридоры в которых шёл в основном бессознательный отбор маскулиннх женщин. За тем их назначали третьими секретарями райкомов или горкомов партии.

После распада Союза, в период становления рыночных отношений женщины, имеющие мужской гендер стали заниматься предпринимательством и многие из них получили позитивные результаты, а вот в политической карьере, т.е. в избрании их на выборные должности, совершенно противоположные результаты и до сих пор. Проведённые исследования женских движений в городе Челябинске и их членов показывает, что они в основном имеют мужской гендер, а в период предвыборной и выборной кампании они обращаются к женской аудитории и пытаются провести свои предвыборные программы через женщин, имеющих феминные качества личности, что негативно влияет на результаты выборов.

Кроме того, следует отметить, что женщине труднее пройти во власть не только по вышеперечисленым причинам, но и потому что со времён Гиппократа женский пол ассоциировался с неизвестным, мистическим и опасным. Подобные верования приписывали женщинам иррациональность, неразумность, что приближало их к описанию психически и умственно больных или нестабильных.

В средние века представления о женском сумасшествии проявилось в известной «охоте на ведьм»: христианская церковь преследовала и сжигала на кострах женщин, отличившихся чем-либо или случайным образом отобранных в связи с их «ненормальностью». Достаточно было женщине быть более активной, чем предписывалось в те времена, или защищать какую-либо идею, и тут же её клеймили как еретичку или сумасшедшую.

На основании вышеизложенного, можно говорить о том, что женщине труднее пройти во властные структуры, но прохождение в органы власти по нашему мнению может осуществляться по нескольким направлениям. Во-первых, это способность женщины оценить себя по доминантному гендеру и широко использовать свои коммуникативные способности при прохождении во власть.

Во-вторых, необходимы изучение и отработка методов и приёмов при коммуникации с тремя видами коллективов: мужском, женском и гетерогенном. Так при общении в мужских коллективах использовать примеры на рациональную и доказательную сферу, а при выступлениях перед женскими аудиториями оказывать воздействие на эмоциональную сферу слушателей.

В-третьих, важно продумывать содержательную часть выступления, а для этого желательно провести социологические исследования по потребностям и запросам электората, проживающего на территории, где будут проходить выборы.

В-четвёртых, необходимо всестороннее изучение опыта и специфики всех предыдущих избираемых на этом участке представителей власти.

В-пятых, желательно хорошо знать все пять направлений ваших оппонентов (на генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и коммуникативном уровнях). С целью эффективного использования их в предвыборной работе.

В-шестых, для снятия женской «ненормальности» использовать гендерно-ориентированные стороны при выступлениях в СМИ, а также хорошо знать свое поведение перед слушателями.

Указанные выводы необходимо использовать в рамках предвыборной программы партий для привлечения к участиям в выборах женской части населения страны.


Глава 2. Женщины и политика: история и современность

.1 Женщины и политическая история гендерных различий

Гендерные различия в политической жизни - исторически сложившееся явление. Они проявляются во всех показателях политического участия и представительства: в отставании женщин от мужчин по уровню представленности в руководстве политических партий, органах законодательной и исполнительной власти на всех - от муниципального до национального - уровнях, а значит и во влиянии на власть в целом. Это определяет роль и место женщин в системе властных отношений.

Иногда эти различия называют «gender gap», что означает в дословном переводе «гендерный разрыв», и в этом расширительном значении термин может использоваться в любых сферах исследования. Однако исторически данный термин появился в общественных науках из сферы электоральных исследований, и, соответственно, именно в этом контексте (в более узком понимании - как проявляющееся в ходе выборов расхождение женских и мужских моделей политического поведения) понятие «гендерный разрыв» употребляется наиболее часто.

Одной из структурных причин «gender gap» выступает то обстоятельство, что в большинстве считающихся развитыми стран Запада женщины получили право голоса и выдвижения своих представителей на всеобщих парламентских выборах на 60-200 лет позже, чем мужчины. Так, в Великобритании в массовом порядке мужчины были допущены к избирательным урнам в 1867 г., тогда как женщины (и то с установлением возрастного ценза в 30 лет) - в 1918 г., и лишь в 1928 году они были уравнены с избирателями-мужчинами по возрасту. Только в 1919 году первая женщина вошла как депутат в палату общин британского парламента.

Как известно, женщины России получили избирательные права при Временном Правительстве в 1917 году. В этом отношении Россия была пятой по счету страной мира, закрепившей право голоса для женщин в статье 1 Положения о выборах в Учредительное собрание Временного Правительства от 11 сентября 1917. Таким образом, российские женщины обрели право голоса всего на 12 лет позже мужчин (которым это право было предоставлено императорским Положением о выборах в Государственную Думу 1905 года).

За период с 1954 года, когда женщина впервые в мировой истории была демократически избрана главой государства, и по 2000 год на этот пост вступили только 17 женщин, с 1960 года (когда женщина впервые стала премьер-министром) по 2000 год было назначено или избрано 32 женщины в ранге премьер-министров, причём каждая пятая из них была тем либо иным способом связана с мужчиной как ключевой фигурой своей политической карьеры.

На 1990 год из 159 государств-членов ООН только в 6 премьерами были женщины, в 2000 году было только 8 глав государств женщин (Бангладеш, Гвиана, Новая Зеландия, Ирландия, Финляндия, Латвия и Шри-Ланка). Если в 1990 г. лишь 3,5% министерских портфелей принадлежало женщинам, то к 1994 году этот показатель поднялся до 5,7%, причем в Швеции после выборов в 1994 году число женщин министров повысилось с 33% до 52%.

Согласно данным Международной ассоциации местных властей женщины составляют 23% мэров в США, 20% в Европе (в интервале от 40% в Швеции до 4% в Греции), 18% в Канаде, менее 5% в Африке и менее 4% в Латинской Америке.

На основе данных Межпарламентского союза, на июль 2001 года с точки зрения представленности женщин в парламентах все страны можно разделить на 6 групп:

. Страны-лидеры по политической представленности женщин, 30% - 45% женщин парламентариев - 9 стран (8 в 1997 году);

. Гендерно-перспективные страны с 15% -30% женщин-парламентариев - 37 стран (27 в 1997 году);

. Группа стран с высокой гендерной диспропорцией, от 10% до 14,9% женщин-парламентариев - 37 стран (33 в 1997 году);

. Группа стран с безусловным доминированием мужчин, основная группа, от 5% до 9,9% женщин-парламентариев - 50 стран (54 в 1997 году);

. Группа стран с исключительно низкой представленностью женщин, до 5% женщин-парламентариев - 25 стран (35 в 1997 году);

. Группа стран с «мужскими парламентами», в парламентах 9 стран женщин не было вовсе (10 в 1997 г.).

Построенный на этих данных график дает наглядное представление о позитивных тенденциях, наметившихся в ситуации с парламентской представленностью женщин к концу XX века. Всего за 4 года в мировом сообществе произошло заметное снижение модальной группы (четвертой по нашей классификации) и числа «мизогинистских парламентов» (пятая и шестая группы) с соответствующим увеличением доли «гендерно-перспективных» стран.

Изменение представленности женщин в парламентах мира по годам происходило параллельно с увеличением числа парламентов в мире, и этот процесс выглядит следующим образом:

Год194519551965197519851995Число парламентов в мире266194115136176Женщины - члены нижней палаты (%)3.07.58.110.912.011.6Женщины - члены верхней палаты (%)2.27.79.310.512.79.4

Таким образом, история свидетельствует о том, что наблюдается положительные изменения в ситуации с парламентской представленностью женщин к концу XX века. Но к сожалению, эта тенденция свойственна государствам с устоявшейся демократией, что касается постсоциалистических стран, то здесь ситуация не столь однозначна.

политический гендерный публичный власть

2.2 Женщины и народное представительство

Исследователи, изучающие проблемы женского представительства в демократиях индустриальных стран, установили наличие существенной связи между избирательной системой и долей женщин, избранных в парламент. В установившихся демократиях система пропорционального представительства имеет тенденцию к повышению доли женского представительства в большей мере, чем система одномандатных округов. Однако Мейтленд показал, что в менее развитых странах нет систематической связи между пропорциональной системой и долей избранных женщин. Он высказал мнение о возможном наличии минимального порога политического развития, который необходимо перешагнуть для того, чтобы женщины могли эффективно организовываться и использовать такие институты, как избирательное право, в своих интересах. До достижения такого порога факторы, обычно влияющие на женское представительство в демократиях индустриальных стран, не действуют в менее развитых странах.

Избирательное право современной России не имеет в своей структуре системы механизмов, которые бы позволяли создать или восполнить существующие расхождения между представленностью женщин и мужчин в представительных и исполнительных органах власти.

Весь двадцатый век в большинстве государств бытовало мнение, что для преодоления дискриминации достаточно наделить женщин теми же правами, что и мужчин. Таким образом, доминирующим был гендерно-нейтральный подход в продвижении женщин партиями и в ходе выдвижения их кандидатами как в одномандатных округах, так и партийным спискам.

Но параллельно этому типу регламентации (или, скорее, вследствие его, как практический принцип применения гендерно-нейтрального подхода) развился т.н. «декларативный подход». Последний состоял в том, что в программных документах партий декларировалась цель поддержки женщин и их прав, но не предпринималось никаких процедурных мер для реализации заявленных целей (ни в продвижении женщин в партийной иерархии, ни в назначении в качестве кандидатов, ни в назначении на исполнительные должности, ни при разработке государственных программ направленных на реализацию гендерного равенства, и пр.).

Применение мер позитивной дискриминации (квотирование, введение практик предпочтительного рассмотрения) рассматривается как временная мера в целях создания равных возможностей и в связи с допущенной ранее дискриминацией.

Политические и законодательные меры последней четверти XX века, обеспечивающие продвижение женщин в принимающие решения органы других стран, могут быть классифицированы следующим образом:

. Гендерно-нейтральный подход в продвижении женщин партиями в ходе выдвижения кандидатов на выборы как в одномандатных округах, так и по партийным спискам. В лучшем случае, в партиях существовали женские секции, женщины выдвигались партиями довольно редко и составляли в среднем от 5 до 10% депутатов парламентов. Фактически данный подход, работал и продвигал мужчин кандидатов на выборах. Этот подход был свойственен партийной практике и избирательному законодательству до 70-х годов XX века.

. Позитивные действия в партийной политике, направленные на продвижение женщин и их поддержку во внутрипартийной иерархии посредством поддержки участия женщин в образовательных программах, просветительских мероприятиях внутрипартийной жизни, назначении женщин на партийные посты и пр.

. Партийное квотирование на уровне уставов партий при назначении, продвижении и выдвижении на выборах, реализуемое в двух вариантах. В одном случае указывается пропорция женских и мужских фамилий в списках кандидатов, в другом иногда эта норма сопровождается указанием позиций/гарантий пропорциональности размещения женских и мужских фамилий по партийному списку либо при выдвижении в одномандатных округах. Этот подход применялся большинством социал-демократических партий в странах западной Европы, начиная с 70-х годов и в настоящий момент используется большинством партий этих стран. В 80-х годах большое число развивающихся стран также пошли по этому пути.

. Гендерное квотирование в электоральном законодательстве страны на уровне составления списков кандидатов на выборы. Причем двух разновидностей - с указанием только на композицию по признаку пола (минимального процента кандидатов одного из гражданских полов от 5% до 50%, либо через использование указания на численное сопоставление «не могут различаться больше чем на один»), либо с указанием на последовательность женских/мужских фамилий в списке (принцип «зебры»). Это законодательство применяется, начиная с 90-х годов в нескольких странах

. Квотирование мест в парламентах. В настоящее время законодательно закреплено в 5 странах.

. Политическая разнарядка. Негласно применялся с 70-х годов в странах социалистического блока, в которых везде применялись негласные 30% квоты на национальном уровне и 40-50% квоты на местном уровне для женщин.

Пекинская Платформа действий IV Всемирной конференции по положению женщин четко рекомендовала подписавшим её государствам:

значительно увеличить число женщин, при необходимости путем квотированная, на всех правительственных и государственно-административных должностях;

принять в рамках избирательных систем меры, побуждающие политические партии к привлечению женщин на выборные и назначаемые государственные должности в той же пропорции и на тех же условиях, что и мужчин;

принять во внимание дифференцирующее воздействие избирательных систем на политическую представленность женщин в выборных органах и рассмотреть, в случае целесообразности, вопрос о корректировке или реформе этих систем;

создать механизмы для контроля за выполнением этих обязательств. Политическим партиям рекомендовано включение гендерных проблем в политическую программу и принятие мер по обеспечению возможности участия женщин в руководстве политических партий на равных основаниях с мужчинами.

Россия не возражала против этих положений. В Концепции улучшения положения женщин в Российской федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской федерации в 1996 году и составленной на основе итоговых документов Пекинской конференции, содействие участию женщин в принятии решений на всех уровнях отнесено к числу стратегических задач. Однако в ней не нашли отражения механизм и ресурсное обеспечение решения этой задачи.

Несколько позже, под влиянием Пекинской конференции Комитет по делам женщин и семьи создал рабочую группу, которая занималась разработкой законодательной концепции реформ. Итого её работы стало принятие через два года Государственной Думой Постановления о Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин. В нем, в разделе о политических правах было значительно более четко означены надлежащие политические и законодательные меры:

принятие соответственно Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ законодательных актов и целевых программ по сокращению имеющейся сейчас диспропорции представительства лиц обоего пола в законодательных и иных органах государственной власти;

совершенствование федерального и регионального избирательного законодательства, а также законодательства о политических партиях. При этом с учетом опыта ряда стран Европы возможно использование разнообразных мер поощрительного и иного характера, призванных способствовать включению большего числа женщин в партийных избирательных списках, в том числе включенных в круг первых 12 кандидатов (сокращение «проходного» процента, дополнительное финансирование, включение данного фактора в качестве необходимого условия регистрации избирательными комиссиями избирательного списка соответствующей партии и т.д.).

Межнациональный анализ показывает наличие существенной связи между типом избирательной системы и долей женщин, избранных в законодательный орган. В среднем страны, использующие пропорциональную систему при партийных списках кандидатов, имеют более чем вдвое больше женщин (20%) по сравнению со странами, где действует система одномандатных округов (9%). Более того, женское представительство более значительно выросло в странах с пропорциональной системой, чем в странах с одномандатными округами. Страны, в которых одновременно действуют обе системы (пропорциональная и одномандатная) показывают такое же различие в женском представительстве в зависимости от системы голосования.

Хотя эмпирически достоверно установлено соотношение между пропорциональной системой и более высоким уровнем женского представительства в западных демократиях, причины такого соотношения менее ясны. По-видимому, в основе большей склонности пропорциональной системы содействовать избранию женщин в парламент лежит множество взаимосвязанных факторов. Некоторые исследователи утверждают, что выборы по партийным спискам смягчают культурные предубеждения в отношении женщин, заставляя избирателей голосовать за партии, а не за личности. Выборы, основанные на голосовании за конкретного кандидата при одномандатных избирательных округах, содействуют тому, что гендер становится намного более влиятельным фактором в момент принятия решения о том, как голосовать. Очень часто такое решение принимается не в пользу женщин-кандидатов. Однако, эмпирические исследования дают убедительные свидетельства того, что гендерные предубеждения при голосовании уже не являются основным фактором при избрании женщин на государственные должности в США. Если женщины получают назначение от своей партии, то женские кандидаты основных американских партий пользуются на выборах такой же поддержкой, что их мужские партнеры. Другие объяснения связаны с величиной округов. Их смысл заключается в том, что поскольку многомандатные округа способствуют увеличению количества партий, то это снижает пороговый минимум, который следует преодолеть, чтобы быть избранным. Из этого делается вывод о том, что система таких округов способствует избранию большего числа женщин.

Другие исследователи обращают внимание на поведение партий в условиях пропорционального представительства. Партии считаются более способными откликнуться на давление, оказываемое на них с целью увеличить женское представительство, если выдвижение кандидатов осуществляется централизованно, как это происходит при пропорциональной системе. При одномандатной системе голосования процесс выдвижения кандидатов обычно находится под контролем местных партийных органов, или же решение принимается в ходе праймериз. И в том и в другом случае увеличиваются возможности воспрепятствовать выдвижению кандидатами женщин. Более того, при пропорциональном голосовании партии могут включать женщин в свои списки, чтобы сбалансировать свой образ и обращаться к более широкому кругу избирателей. Такая ситуация не характерна для случаев, когда один кандидат является центральной фигурой соревнования в каком-либо округе. В конечном итоге, длительность срок пребывания депутатов на своих постах в одномандатных округах обусловливает пролонгацию гендерного неравенства на местах; эту проблему намного проще преодолеть при системах пропорционального представительства с партийными списками, при которых сменяемость депутатов более высокая.

Мейтленд и Стэдлэр включили эти особенности пропорциональной системы в «подражательную модель», чтобы объяснить более высокую представленность женщин при пропорциональных системах. Они уверяют, что увеличение женского представительства первоначально было предложено более мелкими партиями, которые связали себя с выдвижением женщин. Эта приверженность к женскому представительству была впоследствии подхвачена более крупными партиями, которые конкурировали с ними в одних и тех же округах. Затем этот процесс охватил весь идеологический спектр. Такая «подражательность» не является исключительной чертой пропорциональных систем, но она более широко и быстро распространяется при пропорциональных системах по ряду причин.

Многопартийность, зачастую возникающая при пропорциональных системах, предоставляет более широкие возможности для появления партий, «дружественно настроенных» по отношению к женщинам. Эти партии останутся малыми партиями и будут вытеснены из избирательного пространства при двухпартийной системе, обычно порождаемой одномандатной системой голосования.

Во-вторых, централизованный контроль выдвижения кандидатов партиями при пропорциональной системе оказывается системой, наилучшим образом реагирующей на внешние для партий требования увеличения представительства женщин. В конечном счете, угроза со стороны партий, выдвигающих на выборах женщин, более серьезна при пропорциональных выборах, поскольку там меньше расхождение между долей голосов и процентом полученных мест. В одномандатных округах задача состоит в том, чтобы завоевать первое место. Количество голосов не имеет значения. Вот почему в «надежных» округах даже значительная потеря голосов по отношению к третьей партии, выдвигающей женскую кандидатуру, не обязательно опасна для больших партий при окончательном распределении мандатов. При пропорциональной системе, когда существуют большие избирательные округа, даже маленький сдвиг в соотношении голосов может отобрать места у больших партий.

Конечно, на женское представительство в законодательных институтах оказывают влияние многие социальные, экономические и культурные факторы, включая силу женского движения, культурные предубеждения за или против участия женщин в политике, относительное влияние правых и левых партий и социально-экономическое положение женщин. Избирательная система лишь структурирует условия, в которых действуют кандидаты и избиратели; она не может детерминировать использование отдельными лицами положительных или отрицательных возможностей, заложенных в этих условиях. Это особенно очевидно при рассмотрении ситуаций, наблюдаемых за пределами демократий индустриальных стран.

Факторы, которые существенно способствуют женскому представительству в западных демократиях, не имеют аналогий в менее развитых странах. Если мы признаем это обстоятельство, то вопрос об институциональных влияниях ставится так: какие результаты данных конкретных институтов проявятся в данном конкретном социальном контексте, а не так: какой результат институциональные нормы окажут на политические процессы. Таким образом, связь между институтами и общественной структурой неопределенна, а выявление институционального воздействия вне структурных условий представляет большие трудности.

Сравнение различных результатов каждой из смешанных избирательных систем оказывается одним из способов выявления воздействия избирательной системы на представительство женщин. Смешанная избирательная система, которая позволяет избирателю опускать два бюллетеня, одновременно участвуя в пропорциональном и одномандатном голосовании, предоставляет уникальную возможность изучить последствия влияния разных избирательных систем, поскольку остальные возможные факторы, такие, как культура, социальные различия, уровень социально-экономического развития, можно считать несущественными. Такой подход к смешанным избирательным системам вытекает из метода контрольного сравнения, который применяется при изучении «случаев, различающихся по отношению к исследуемым переменным, но одновременно схожих по отношению ко всем другим важным переменным, могущим повлиять на зависимые переменные; эти остальные важные переменные могут тогда рассматриваться в качестве контрольных переменных». В условиях, когда в мире все чаще наблюдается введение смешанных избирательных систем, целесообразно применять метод контрольного сравнения при изучении влияния избирательной системы в некоторых весьма различных политических условиях - в установившихся демократиях, в менее развитых странах, в посткоммунистических государствах. Это увеличивает число случаев, открытых для контрольного сравнения и делает возможным успешное межнациональное сравнение.

Как отмечает Р. Дж. Музер, динамика соотношения между избирательными системами и женским представительством по-разному функционирует в посткоммунистических странах и в демократиях индустриальных стран. Появились дальнейшие доказательства сильного влияния пропорциональной системы на возрастание женского представительства в индустриальных странах развитой демократии. Но это влияние пропорциональной системы не характерно для большинства посткоммунистических государств. Это может просто быть результатом политического перехода, который выльется в перемены, напоминающие западные модели, после того, как партии и избиратели приспособятся к возможностям их новых избирательных систем. Поразительно, однако, что подобного периода адаптации не наблюдалось в смешанных типах избирательных систем развитых демократий. Или же отсутствие систематического отличия в представительстве женщин в зависимости от типа голосования (пропорционального «за партийные списки» или одномандатного) может быть частью долговременной ситуации в посткоммунистических государствах, при которой, несмотря на достигнутый женщинами высокий уровень грамотности, образования и экономической активности, сами эти государства, как и менее развитые страны, еще не переступили некоторого минимального порога развития.

Возможно, то обстоятельство что в посткоммунистических государствах проведение пропорциональных выборов не приводит к существенному усилению женского представительства, объясняется последствиями вмешательства в этот процесс политических партий. Различные исследования показывают, что социалистические и социал-демократические партии способствуют избранию большего числа женщин. В этих же странах одновременно существует выраженная отрицательная корреляция между сильными правыми партиями и долей избранных в парламент женщин. Если некоторые партии являются более «дружественными» для женщин-кандидатов, чем другие, то тогда различия между пропорциональной и одномандатной системами при смешанном голосовании может быть объяснено степенью успешности этих партий в одной из двух этих систем в гораздо больше мере, чем общим выдвижением женщин всеми партиями, независимо от того, какая это система. Использование компенсационных мандатов в «связанных» смешанных системах, при которых места, полученные в одномандатных округах, вычитаются из общего количества, а остатки распределяются среди кандидатов, выступавших в пропорциональных округах, но не набравших необходимого числа голосов, усиливает потенциальное влияние фактора политических партий.

В заключении отметим следующее. По нашему мнению, справедливо замечание Е.В. Кочкинй, что главным барьером на пути российских женщин в сфере политических назначений, является не форма избирательной системы, а сама форма правления российского государства, где большинство назначений на высшие должности зависит от Президента. Смены и назначения в правительстве формируются согласно логике обеспечения представительства отдельных сфер экономики и финансово-промышленных групп, которые могли бы отстаивать интересы своей отрасли.

Помимо этого, корпоративный характер советской системы власти, т.е. когда власть строилась для обеспечения преимущественно индустриальных и экстенсивных форм развития, продолжает сохраняться. А поскольку женщины не присутствуют в системе управления индустриальным комплексом страны, постольку они не проходят во власть.

Таким образом, российской политологии и политике придется разбираться с социально-политическими конфликтами, которые сейчас набирают свою энергию в виду того, что электоральная система представляет систему предпочтительного продвижения руководителей различного рода предприятий и хозяйствующих субъектов, а это и есть режим корпоративной демократии. Едва ли этот порядок будет в скором времени изменён, хотя идея внесения корректив могла бы объединить разные группы интересов. При назначениях отдаётся «предпочтение мужчинам». Этот принцип имеет глубокие корни в российской традиционной культуре, успешно сохранялся в советской политической практике и унаследован ныне российскими властями. Мы можем сделать вывод, что за последние 12 лет сложилась понимание наличия проблем с представленность женщин в органах власти как у самой власти, женщин в российской элите, лидеров женского движения, и даже в массовом сознании. Однако, никаких мер направленных на преодоление дискриминации в отношении женщин принято не было.

В целом, после анализа динамики электоральных процессов в России и гендерно-нейтрального характера электорального законодательства следует признать само законодательство дискриминационно-действующим.


Заключение

В современном мире, как в России, так и в зарубежных странах неравенство между мужчинами и женщинами весьма существенно. Гендерное равенство является не только самостоятельной целью, но одновременно и средством достижения других целей социально-экономического развития. Преодолевая бедность и способствуя борьбе с голодом, нужно учитывать, что от этих проблем прежде всего страдают женщины.

Полоролевая идентичность как мужская, так и женская формируется и изменяется в зависимости от условий воспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемых средствами массовой информации.

Гендер - это разделение по социальным ролям, формам деятельности, различие в поведении и эмоциональных характеристиках. Учеными, изучающими гуманитарные науки, была давно установлена относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском». Поэтому гендер означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Различия между мужчинами и женщинами исследователи проводят по пяти основным направлениям:

. Различия на генетическом уровне

. Различия на физическом уровне

. Различия на когнитивном уровне

. Различия на психологическом уровне

. Различия на уровне общения (коммуникативный компонент).

Всё вышеизложенное является доказательством того, что между мужчиной и женщиной существуют реальные различия, но они никак не учитываются при проведении предвыборной компанией кандидатами в органы власти.

Гендерные различия в политической жизни - исторически сложившееся явление. Они проявляются во всех показателях политического участия и представительства: в отставании женщин от мужчин по уровню представленности в руководстве политических партий, органах законодательной и исполнительной власти на всех - от муниципального до национального - уровнях, а значит и во влиянии на власть в целом. Это определяет роль и место женщин в системе властных отношений.

История свидетельствует о том, что наблюдается положительные изменения в ситуации с парламентской представленностью женщин к концу XX века. Но к сожалению, эта тенденция свойственна государствам с устоявшейся демократией, что касается постсоциалистических стран, то здесь ситуация не столь однозначна.

В установившихся демократиях система пропорционального представительства имеет тенденцию к повышению доли женского представительства в большей мере, чем система одномандатных округов. Однако в менее развитых странах нет систематической связи между пропорциональной системой и долей избранных женщин.

Здесь возможно идет имеет значение наличие минимального порога политического развития, который необходимо перешагнуть для того, чтобы женщины могли эффективно организовываться и использовать такие институты, как избирательное право, в своих интересах. До достижения такого порога факторы, обычно влияющие на женское представительство в демократиях индустриальных стран, не действуют в менее развитых странах.


Список использованных источников

1.Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года №6 «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации».

.Абубикирова Н.И., Кочкина Е.В. О гендерной экспертизе законодательства / Общественные науки и современность. - 2001. - №6.

.Баскакова М.Н. Равные права и возможности мужчин и женщин, М.: МЦГИ.

.Воронина О.А. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа /Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 1993. - С. 205.

6.Константинова В.К.. Гендер и политика. Механизмы продвижения женщин на высшие посты в общественной жизни// Отчет российской части международного сравнительного исследования. - ИСЭПН РАН, 1996 г.; Женщины мира: тенденции и статистика 1995 г. - Нью-Йорк: ООН, 1995.

.Кочкина Е.В. К вопросу о российском законодательстве, выборах и политических партиях // Гендерная реконструкция политических систем / Сост. сб. Н.М. Степанова, Кириченко М.М., Е.В. Кочкина. - СПб.: ИСПГ-Алетея, 2003. - 991 с.

.Кочкина Е.В., Кириченко М.М., Степанова Н.М. Введение. Дестабилизация политических предписаний полу // Гендерная реконструкция политических систем / Сост. сб. Н.М. Степанова, Кириченко М.М., Е.В. Кочкина. - СПб.: ИСПГ-Алетея, 2003. - 991 с.

.Музер Р.Дж. Влияние избирательных систем на представительство женщин в посткоммунистических государствах // Гендерная реконструкция политических систем / Сост. сб. Н.М. Степанова, Кириченко М.М., Е.В. Кочкина. - СПб.: ИСПГ-Алетея, 2003. - 991 с.

.Новиков Ю.А. Избирательная система России. 90 лет истории. - М.: Манускрипт, 1996.

.Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. Москва: Эслан., 2000 г.

.Поленина С.В., Корбут Л.В., Введение / Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Составители Поленина В., Корбут Л.В., Москва: 1997.

.Рубин Г. «Торговля женщинами» // Хрестоматия феменистических текстов. Переводы/ Под.ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

.Словарь гендерных терминов./ Под. ред. А.А. Денисовой. М.: «Информация-XXI», 2002.

.Степанова Н.М. Опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы // Общественные науки и современность. - 1999. -№ 4.

.Согрин В. Политическая история США. - М.: Весь мир, 2001.

.Улучшение положения женщин: доклад эксперта ЭКОСОС Бочковой Марии. - М., 2006.

.Фузаро К. Правило переходного периода: новое избирательное законодательство Италии 1993 г.// Сборник. Реформа избирательной системы в Италии и России. М. 1995 г.

.Ferre Myra Marx. Феменизм и семейные исследования. Гендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН. - СПб, 1999.

20.Posadskaya A. National Machineries for Advanecement of Women in Socialist Countries. Report for the UN Commission on Status of Women . - UN:Vienna, 1993.

.Voronina O. The Mythology of Women's Emancipation/ Women in Russia: a New Era in Russian Feminism. Ed. by Posadskaya. - London-New York:Verso, 1994.

.Гендерное равенство как цель, учет гендерной проблематики как стратегия

.Конвенция o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Официальный текст

.Доклад ООН об осуществлении целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, за 2005г

.Куликов С.Ф. Гендерные различия в карьерном росте при получении управленческих должностей


Приложение 1

Предоставление избирательных прав женщинам (по данным Межпарламентского союза)

1902 - Australia

- Finland

- Norway (to stand for election)

- Norway

- Denmark, Iceland

- Canada (to vote), Netherlands (to stand for election)

- Austria, Canada (to vote), Estonia, Georgia, Germany, Hungary, Ireland, Kyrgyzstan, Latvia, Lithuania, Poland, Russian Federation, United Kingdom

- Belarus, Belgium (to vote), Luxembourg, Netherlands (to vote), New Zealand (to stand for election), Sweden, Ukraine

1920 - Albania, Canada (to stand for election), Czech Republic, Iceland, Slovakia, United States of America (to vote)

- Armenia, Azerbaijan, Belgium (to stand for election), Georgia, Sweden

- Kazakhstan, Mongolia, Saint Lucia, Tajikistan

- Turkmenistan

- Ireland, United Kingdom

- Ecuador, Romania

- South Africa (Whites), Turkey (to vote)

- Chile, Portugal, Spain, Sri Lanka

- Brazil, Maldives, Thailand, Uruguay

- Cuba, Portugal, Turkey (to stand for election)

- Myanmar (to vote)

- Philippines

- Bolivia, Uzbekistan

- El Salvador (to vote)

- Panama

- Dominican Republic

- Bulgaria, France, Jamaica

- Croatia, Guyana (to stand for election), Indonesia, Italy, Japan, Senegal, Slovenia, Togo

- Cameroon, D.P.R. of Korea, Djibouti (to vote), Guatemala, Liberia, Myanmar (to stand for election), Panama, Romania, The F.Y.R. of Macedonia, Trinidad and Tobago, Venezuela, Viet Nam, Yugoslavia

- Argentina, Japan, Malta, Mexico (to vote), Pakistan, Singapore

- Belgium, Israel, Niger, Republic of Korea, Seychelles, Suriname

- Bosnia and Herzegovina, Chile, China, Costa Rica, Syrian Arab Republic (to vote)

- Barbados, Canada (to vote), Haiti, India

- Antigua and Barbuda, Dominica, Grenada, Nepal, Saint Kitts and Nevis, Saint Vincent and the Grenadines

- Bolivia, Côte d'Ivoire, Greece, Lebanon

1953 - Bhutan, Guyana (to vote), Mexico (to stand for election), Syrian Arab Republic

- Belize, Colombia, Ghana

- Cambodia, Eritrea, Ethiopia, Honduras, Nicaragua, Peru

- Benin, Comoros, Egypt, Gabon, Mali, Mauritius, Somalia

- Malaysia, Zimbabwe (to vote)

- Burkina Faso, Chad, Guinea, Lao P.D.R., Nigeria (South)

- Madagascar, San Marino (to vote), Tunisia, United Republic of Tanzania

- Canada (to stand for election), Cyprus, Gambia, Tonga

- Bahamas, Burundi, El Salvador (to stand for election), Malawi, Mauritania, Paraguay, Rwanda, Sierra Leone

- Algeria, Australia**, Monaco, Uganda, Zambia

- Afghanistan, Congo, Equatorial Guinea, Fiji, Iran (Islamic Republic of), Kenya, Morocco, Papua New Guinea (to stand for election)

Bahamas, Libyan Arab Jamahiriya, Papua New Guinea (to vote), Sudan

- Democratic Republic of the Congo (to vote), Ecuador, Kiribati, Tuvalu, Yemen (D.P. R.)

- Nauru, Swaziland

- Andorra (to vote), Democratic Republic of the Congo (to stand for election), Yemen (Arab Republic)

- Switzerland

- Bangladesh

- Andorra (to stand for election), Bahrain, San Marino (to stand for election)

- Jordan, Solomon Islands

- Angola, Cape Verde, Mozambique, Sao Tome and Principe, Vanuatu

- Portugal

- Guinea Bissau

- Nigeria (North), Republic of Moldova, Zimbabwe (to stand for election)

- Marshall Islands, Micronesia (Fed. States), Palau

- Iraq, Vanuatu

- Liechtenstein, South Africa (Coloureds + Indians)

- Central African Republic, Djibouti (to stand for election)

- Namibia

- Samoa

- Kazakhstan, Republic of Moldova wait

Похожие работы на - Гендерный подход в политике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!