Право на охрану здоровья и медицинскую помощь по законодательству РФ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    64,66 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь по законодательству РФ

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова"

(ФГБОУ ВПО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова")

Факультет Право и гуманитарные науки

Кафедра "Гражданское право и правовое регулирование экономических отношений в промышленности"

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь по законодательству РФ


Выполнил: студент гр. 3-41-2 ОШ

Галимова Валерия Ильнаровна

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук

Лаптинский В.В.


Ижевск 2016

Оглавление

Введение

Глава 1. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

.1 История возникновения и развития права на охрану здоровья, и медицинскую помощь

.2 Понятие и структура права на охрану здоровья, и медицинскую помощь

Глава 2. Содержание и гарантии прав граждан на охрану здоровья, и медицинскую помощь

.1 Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации

.2 Права граждан на медико-социальную помощь

.3 Право выбора врача и медицинской организации

.4 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья

.5 Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья

Глава 3. Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь

.1 Система реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь

.2 Проблемы реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь

.3 Перспективы дальнейшего формирования законодательства в сфере охраны здоровья и медицинской помощи в Российской Федерации

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Введение


Темой моей дипломной работы является: "Право на охрану здоровья и медицинскую помощь по законодательству Российской Федерации".

Актуальность темы в том, что большая часть населения России периодически или постоянно нуждаются в медицинской помощи. Особенно остро стоит вопрос о стоимости лекарственных препаратов и оказании бесплатной медицинской помощи. Многие граждане не могут позволить себе дорогостоящее лечение - поэтому законодатель старается урегулировать права на охрану здоровья.

Объект исследования - законы об охране здоровья и медицинской помощи.

Основной регулирующий Федеральный Закон от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Предметом регулирования являются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Цель исследования дипломной работы: изучить законы, регулирующие оказание и организацию охраны здоровья и медицинской помощи, проанализировать их действие, а также предложить некоторые новации, которые, по нашему мнению, могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

 проследить историю развития права по охране здоровья и оказания медицинской помощи;

 проанализировать содержание и гарантии прав граждан на охрану здоровья, и медицинскую помощь;

 описать систему реализации права, выявить её проблемы, указать перспективы развития охраны здоровья и медицинской помощи.

Нормативная база:

Федеральный Закон от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

 Конституция Российской Федерации;

 Гражданский кодекс Российской Федерации;

 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

Практическая значимость работы состоит в том, чтобы изучить законы, научиться максимально точно в них ориентироваться и грамотно применять в жизни.

 

Глава 1. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

 

1.1 История возникновения и развития права на охрану здоровья, и медицинскую помощь


История возникновения и развития права на охрану здоровья, и медицинскую помощь является очень древней. Каждый человек, проживающий на нашей планете, нуждается в этом законном праве.

Начало этому праву в России положил Иван Грозный, открыв Аптекарскую палату, которая далее была преобразована в Аптекарский приказ. Первая аптека была открыта в 1581 году. Она располагалась в Кремле, ее названием было "Верхней или Царёвой", Изначально аптеку всем необходимым обеспечила королева Англии Елизавета I, прислав большое количество лекарств и опытных аптекарей.

В 1620 году, при Михаиле Романове, высшим органом руководства медицинским делом в стране стал Аптекарский приказ. Он, действительно, охватывал всю медицинскую и аптекарскую сферу страны, регулировал распределение медикаментов по аптекам, их закупку, направлял лекарей, учреждал новые аптеки, проверял дипломы лекарей и проводил их аттестацию.

Медленно, но верно государство осуществляло вмешательство в сферу здравоохранения. Именно законы должны были обеспечить право людей на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Начало, положенное Иваном Грозным, стало опытом всего мирового сообщества. Вот некоторые примеры: Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года;

На наш взгляд, появление службы медицинской помощи было совершенно естественным развитием человеческого общества. С самого своего появления медицинская помощь имела определенные правила - ее оказывали только определенные люди, которые имели навыки ухода за больными, а их, в свою очередь, обучали практикующие лекари. Тот факт, что в первом европейском университете в Болонье был открыт медицинский факультет, говорит о понимании важности проблемы лечения людей, оказания и организации медицинской помощи.

Мнение о нынешней медицине противоречиво. С одной стороны, мы все являемся свидетелями больших успехов в медицине - преодолено большое количество болезней, которые раньше были неизлечимыми, предотвращены эпидемии и пандемии таких страшных заболеваний, как чума, холера, черная оспа и т.д. С другой стороны, в настоящее время мы видим почти полную коммерционализацию здравоохранения, из-за которой оказание высокотехнологичной медицинской помощи недоступно для большинства населения. Пример - объявление о сборе средств на операции для детей и взрослых, благотворительные марафоны и т.д. Нам кажется, что в этой системе все могло бы складываться куда лучше, если бы государство активно к этому стремилось. По нашему мнению, этой активности либо нет, либо ее слишком мало. Основная проблема, на наш взгляд, помимо законодательства, - элементарный недостаток хороших врачей. Причина - опять же перевод образования на коммерческие "рельсы". Не хватает также и внедрения новых методов образования в сфере медицины, которые, несомненно, очень сильно влияют на уровень образованности и компетентность будущих медицинских работников.

Возможностей организации медицины всегда много, люди придумывают безграничное количество способов лечения очень редких заболеваний, имплантации, кучу различных медикаментов, препаратов и многое другое. В данный момент появляются поразительные инновации в медицине такие как, пересадка различных органов, сшивание нервов при помощи паутины, пересадка кожи. И таких примеров можно привести практически безграничное количество. И ведь все это было разработано и внедрено людьми, ведь кто-то решился расширять медицину, учить дальше этому людей. Но все же почему-то здоровье обычных граждан России остается "за кадром", медицина словно пытается углубиться лишь в науку и новые исследования, а в это же время люди умирают от обычного ОРВИ, ОРЗ или желтухи.

Для решения этих вопросов в России имеется специальный орган исполнительной власти - Министерство здравоохранения РФ.

Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

 

1.2 Понятие и структура права на охрану здоровья, и медицинскую помощь


Понятием права на охрану здоровья и медицинскую помощь является комплексная система мер, обеспечивающих самое главное в жизни человека - его здоровье. Итак, право на охрану здоровья и медицинскую помощь - это разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Содержанием этих прав является гарантирование оказания бесплатной медицинской помощи гражданину в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь - общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека:

. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах:

. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

. Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:) обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;) улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;) предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними;) создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

На самом деле, определение является весомым и правильным, но что оно показывает на практике? А на практике оно показывает лишь одно - оно не действует. Примеры самые доступные, в подобных ситуациях оказывались многие граждане. Медицинская реабилитация в 80% не осуществляется должным образом, не выдаются путевки на санаторно-курортное лечение даже людям с серьезными заболеваниями.

Немаловажную роль играет продолжительность жизни населения. По нашему мнению, государство должно вырабатывать новые социальные меры, направленные на продолжительность жизни, поддержание здоровья, так как нормы, перечисленные выше, не действуют или соблюдаются лишь формально, например, статья 30 Закона "О профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни" действует лишь в немногих организациях.

 

Глава 2. Содержание и гарантии прав граждан на охрану здоровья, и медицинскую помощь

 

2.1 Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации


Основным законом, регулирующим систему охраны здоровья граждан в РФ, является - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

Данный закон регулирует:

) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников;

Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ:

) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

) фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

) фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

) состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

) основное заболевание - заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

) сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата;

В списке основных понятий, используемых в Федеральном Законе, на первом месте стоит здоровье. Так что же в целом здоровье и какая помощь осуществляется на самом деле отдельным категориям граждан?

В статье 43 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано что, медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается в специальных медицинских учреждениях. Мы прекрасно видим, что на деле это действительно так. Эти учреждения существуют и ведут активную деятельность. Здесь законодательство не преувеличивает организационную структуру.

Но в нашей стране живут люди, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями. Такими заболеваниями являются те, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч человек. Таким людям очень нелегко в обществе, как в материальном плане, так и в большинстве случаев в физическом. Если рассмотреть проблему с этой стороны, то вновь можно увидеть недостаточную помощь государства или отсутствие ее в целом. Государство не оказывает поддержки в материальном плане, либо оказывает совсем небольшими суммами в виде пособий или пенсий. Также, в большинстве своем, нет надлежащего лечения, оборудования или врачей с соответствующей подготовкой.

Рассмотрим также вопрос, что же включает в себя законодательство в сфере охраны здоровья:

. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях опережающего социально-экономического развития, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".

(часть 6 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ)

. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих медицинскую деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(часть 7 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 160-ФЗ)

. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории свободного порта Владивосток, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О свободном порте Владивосток".

(часть 8 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

Не случайно в законодательной сфере охраны здоровья первым источником является Конституция Российской Федерации. Конституция - нормативно-правовой акт высшей юридической силы каждого государства. Законы России никак не могут противоречить Конституции. Сферу охраны здоровья граждан охватывают статьи 41 и 42.

 

2.2 Права граждан на медико-социальную помощь


Основными принципами охраны здоровья являются:

) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

) приоритет охраны здоровья детей;

) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

) доступность и качество медицинской помощи;

) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

) соблюдение врачебной тайны.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий:

. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

На жизненных примерах можно увидеть, что пункт 3 прав граждан в сфере охраны здоровья далеко не всегда отражается в реальности. Ко многим людям, имеющим физические недостатки, отношение не совсем доброжелательное, в школах некоторые учащиеся издеваются над детьми - инвалидами. Можем сказать, что так происходит не везде и не всегда, но подобные факты имеют место. В отношении детей можно сказать, что это воспитание родителей, ребенку можно объяснить, что если твой одноклассник "другой", над ним не нужно смеяться или оскорблять его. Но отдавать "особенных" детей в специализированные учебные заведения не всегда является выходом из ситуации. Некоторым детям находится там лучше, а некоторым комфортнее в обычных школах лишь потому, что там они отвлекаются от своих проблем, играют на переменах со сверстниками. Создание спец. школ, конечно, все-таки было не лишним. Сейчас в обществе активно решается проблема создания благоприятной среды обитания для инвалидов. Мы можем найти этому достаточно много примеров: установка пандусов, введение в эксплуатацию специализированного транспорта для людей с ограниченными способностями, программы по обеспечению нуждающихся бесплатными лекарствами (например, по федеральной программе "Диабет"). Распространяется и программа по воспитанию толерантности населения по отношению к инвалидам и людям с ограниченными физическими возможностями.

Разработана, развивается и действует программа социальной защищенности граждан в случае временной утраты трудоспособности. Социальная защищенность граждан в этом случае осуществляется при наличии обязательного медицинского страхования (полиса ОМС). Выше было рассказано о льготных медицинских учреждениях, но помимо них существуют платные медицинские учреждения. Любой гражданин Российской Федерации может посещать такие учреждения для лечения и профилактики каких-либо заболеваний. На момент заболевания гражданин вправе не посещать рабочее место, для этого ему нужно получить больничный лист и справку для предоставления на работе. В соответствии с этими документами ему будет возмещён утраченный заработок, но не в полной мере. Размер возмещения будет зависеть от официального стажа на нынешнем месте работы.

Перейдем конкретно к правам.

Право на охрану здоровья:

. Каждый имеет право на охрану здоровья.

. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 314-ФЗ)

Право на медицинскую помощь:

. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

. Пациент имеет право на:

) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

) получение консультаций врачей-специалистов;

) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

) отказ от медицинского вмешательства;

) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

 

2.3 Право выбора врача и медицинской организации


Выбор врача и медицинской организации:

. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.

. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.

. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

(часть 9 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

На наш взгляд, выбор врача и медицинской организации является важнейшим аспектом в организации охраны здоровья граждан. В качестве примера можно привести любую городскую больницу или поликлинику. Далеко не каждый житель Российской Федерации знает о своем праве, указанном в статье 21 Федерального Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".(Это право описано в данном параграфе). Лишь потому, что граждане не знают об этом праве, они вынуждены посещать "участковых" врачей, которые им порой совсем не нравятся. Стоит отметить, что правом на выбор врача и медицинской организации можно воспользоваться лишь раз в год за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина. Возможно, это небольшой недостаток, ведь не всегда один врач лучше другого и может появиться желание сменить и нового врача.

 

2.4 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья


Несомненно, каждый гражданин имеет полное право на информацию о состоянии своего здоровья. Рассмотрим, что подразумевает законодательство под термином "информация о состоянии здоровья".

Информация о состоянии здоровья:

. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Действительно, врач не вправе разглашать диагноз даже близким людям пациента против его воли, но, если честно, мы не вполне уверены, что это условие выполняется всегда (примеры можно найти в периодической печати и Интернете). И лечащий врач также не вправе оглашать диагноз самому пациенту, если он не желает этого знать. Также в полной мере мы согласны с пунктами 4 и 5. Если нет запрета со стороны больного, его родственники и близкие могут ознакомиться с медицинскими документами, отражающими его состояние.

Информация о факторах, влияющих на здоровье:

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Информация о факторах, влияющих на здоровье довольно противоречивый пункт. Лишь с первой строки становится понятно то, что не все так просто. "Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние…" да, действительно, граждане имеют право. Но! В огромнейшей степени это зависит от самого человека, обращающегося в медицинское учреждение. Обращение должно быть своевременным, но как принято у большинства - "тянуть до последнего". Не стоит тянуть, стоит лишь дойти до больницы, пройти обследование и узнать всю информацию о вашем здоровье - это законное право гражданина, и задача органов здравоохранения - вести разъяснительную профилактическую работу в этом направлении.

 

2.5 Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья


Все девушки и женщины становятся мамами. По этой причине женщины, несомненно, должны знать свои права, как во время беременности, так и после рождения ребенка. На наш взгляд, сейчас эта структура права в самой активной фазе, ее развивают, предлагают вносить различные изменения, ежегодно возрастает материнский капитал. Круг возможностей использования материнского капитала пока достаточно узок, но с определенным постоянством поступают предложения о его расширении. За счет изменений в положительную сторону, в нашей стране увеличивается рождаемость. Но права беременных женщин и матерей не ограничены одним лишь материнским капиталом. Рассмотрим их в разрезе темы нашего исследования:

. Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.

. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Является немаловажным фактором,, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Отпуск по беременности и родам крайне необходим женщине - ведь стать матерью - нелегкий труд.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости)

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ).

Мы считаем, что большим плюсом является возможность использования отпуска по уходу за ребенком до 3 лет другими родственниками. Возможны случаи, что семья проживала в большей степени на заработную плату жены, а муж зарабатывал не так много. Жена, чтобы сохранить свой доход, может выйти на работу, а муж имеет право находиться в отпуске по уходу за ребенком. Точно такая же ситуация, если оба супруга не хотят терять свой заработок. В отпуск по уходу за ребенком до 3 лет они могут отправить, к примеру, бабушку или других родственников.

 

Глава 3. Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь

 

3.1 Система реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь


Система реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь довольно давно начала свое развитие. Она надежно закрепилась в обществе и государстве. Но в данный момент все равно можно сказать, что эта система далеко не идеальна и ей есть куда развиваться и совершенствоваться.

Нет никакого сомнения, что, система улучшается и совершенствуется. Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь происходит довольно систематично и в упорядоченной форме. Стоить отметить, что медицинская помощь разделена на определенные сферы: терапевтическую, хирургическую, реабилитационную и так далее. Эти отрасли отвечают за определенные болезни человека, механизмы его тела и действия организма. С каждым годом законодатель пытается улучшить эту систему, так, недавно были введены в действие новые полиса обязательного медицинского страхования, которые до определенного времени должен был получить каждый гражданин Российской Федерации. К сожалению, на данный момент лица, не имеющие нового полиса, не могут получить бесплатную медицинскую помощь.

В качестве примера усовершенствования медицинской помощи в Удмуртской Республике можно привести помощь государства детским клиническим больницам. В первую очередь это, конечно, материальное обеспечение. 20 января этого года детской Республиканской клинической больнице были подарены два реанимобиля. На базе больницы уже в течение 20 лет работает выездной реанимационно-консультативный центр, в котором круглосуточно дежурят две врачебно-сестринские бригады.

Врачи консультируют детей с неотложными состояниями, выезжают в родильные дома и детские отделения районов и городов республики для оказания экстренной помощи и транспортировки в республиканские больницы.

Ежегодно бригады центра выполняют более 300 выездов в районы и города республики. Кроме того, тяжелобольные дети, нуждающиеся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе в экстренных хирургических вмешательствах, транспортируются в федеральные центры (в Пермь, Казань, Екатеринбург). Только в 2015 году в федеральные центры было доставлено 36 детей.

Новые реанимобили укомплектованы всем необходимым оборудованием для оказания помощи детям, начиная с момента рождения. Автомобили оборудованы транспортными инкубаторами, аппаратами искусственной вентиляции лёгких, мониторами, дозаторами. По сути, они представляют собой реанимационные палаты на "колёсах" и позволяют оказывать неотложную медицинскую помощь детям непосредственно в автомобиле по пути из населённых пунктов Удмуртии до ведущих клиник столицы региона.

Машин подобного класса в республике ещё не было, по мнению специалистов, использование реанимобилей в педиатрической службе значительно снизит показатели заболеваемости и смертности детей.

"Если посмотреть показатель младенческой смертности, то в 1996 году он был 15,8 случаев на 1 000 новорождённых. На сегодня он - 5,6, это очень хорошее снижение. Мы надеемся, что с поступлением новой техники этот показатель будет 4,5, как и в соседних регионах ПФО", - пояснила в разговоре с журналистами заместитель министра здравоохранения УР Людмила Гузнищева.

Реанимобили на базе автомобиля "Мерседес" закуплены на средства республиканского бюджета, общая стоимость - 5,4 млн. рублей.

Но точно так же имеется ряд существенных недоработок в медицинской сфере. Поэтому невозможно говорить о полном улучшении здравоохранения. Очень большую проблему составляют лекарственные препараты, в связи с запретом поставок. Российские производители медикаментов бунтуют. В пример привожу статью:

В России начался дефицит жизненно важных препаратов из официального списка правительства. Производители ряда недорогих лекарств приостановили их выпуск из-за того, что власти отказались повышать цены на лекарства. Росздравнадзор и региональные власти, официально отрицающие проблему, в 2015 году были уведомлены о прекращении производства. Об этом свидетельствуют документы, имеющиеся в распоряжении "Газеты.Ru".

Минздрав и Росздравнадзор, а также региональные власти, официально отрицающие проблему, знают о том, что производство ряда препаратов прекращено. Это подтверждают письма Росздравнадзора (датированы июлем 2015 года) по отсутствию на рынке ряда жизненно-важных препаратов на предприятие ОАО "Биосинтез". "Газета.Ru" располагает также ответом от "Биосинтеза", в котором сообщается о прекращении выпуска целого списка препаратов, а также перепиской предприятия с региональными властями Оренбургской, Пензенской областей и госпредприятия Татарстана.

Минздрав делает успокоительные заявления, но знает о проблеме, подтверждает гендиректор Ассоциации российских фармацевтических предприятий Виктор Дмитриев.

Более того, добавляет он, - проблемы со списком жизненно-важных препаратов возникали с момента его появления и начала регулирования цен. А весной 2015 года, в связи с резким скачком курсов валют, производство недорогих препаратов было и вовсе остановлено.

Падение курса рубля требовало в прошлом году индексации на 30% на лекарства из группы стоимостью до 50 рублей, объясняет Дмитриев. На таком решении настаивали производители, но власти с этим не согласились. "Мы говорили, что останавливаем производство, а нам говорили: "не мелите языком, в аптеках препараты есть". Я говорил, что у нас "стоки" на 9 месяцев - когда вы увидите, что этих препаратов нет в аптеках, будет уже поздно: мы уже ничего не восстановим. Так оно и вышло", - говорит он.

Наиболее уязвимым оказался сегмент недорогих лекарств.

Переписка чиновников с ОАО "Биосинтез" (она есть у "Газеты.Ru") свидетельствует, что это предприятие остановило выпуск целого списка препаратов, в том числе шести видов порошков для инъекций, четырех инфузионных растворов, шести инъекционных растворов в ампулах, восемнадцати позиций таблеток, трех мазей, в том числе ампициллин, магния сульфат, фуросемид, ибупрофен, левомицетин, нистатин и другие лекарства.

"Выпуск препаратов ЖНВЛП приостановлен из-за низкой цены регистрации, из-за чего они попали в зону нерентабельности. Выпуск будет возможен при пересмотре цены регистрации", - подтвердили в пресс-службе "Биосинтеза".

По времени оптимистичные публичные заявления почти совпадают с тревожными письмами в адрес производителей от имени врио главы Роскомнадзора Михаила Мурашко, об отправке которых, а также об их содержании ведомство публично не сообщало.

Так, "РИА Новости" 28 июля со ссылкой на пресс-релиз Минздрава сообщали, что исчезновения дешевых лекарств из перечня жизненно-важных на фоне кризиса не происходит. Министерство, в свою очередь, ссылалось на результаты мониторинга Росздравнадзора. Всего четырнадцатью днями раньше, в письме от 14 июля в ОАО "Биосинтез" врио руководителя Мурашко предлагает предприятию предоставить информацию "по вопросу отсутствия на фармацевтическом рынке РФ доступных отечественных жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".

Еще одно письмо, направленное Росздравнадзором на предприятие 6 июля, посвящено отсутствию конкретного лекарственного препарата: таблеток "Нистатин" 250 тыс. ЕД и 500 тыс. ЕД (единицы действия, дозировка), тоже из списка жизненно важных.

Между тем, судя по заявлениям в прессе, Минздрав больше озабочен сохранением низких цен на лекарства, чем тем, будут ли они в продаже. В январе министр Вероника Скворцова объявила, что Росздравнадзор даже разработал законопроект, позволяющий приостанавливать работу аптек, завышающих цены на жизненно важные лекарства.

Поставщики уже сообщают аптекам, что жизненно-важные лекарства производить не выгодно, и по окончании запасов начнутся перебои, рассказал "Газете.Ru" источник в одной из крупнейших аптечных сетей России.

Региональные власти направляют производителям аналогичные письма, свидетельствуют документы, имеющиеся в распоряжении "Газеты.Ru". Еще в январе 2015 года госпредприятие Татарстана "Медицинская техника и фармация", отвечающее за льготные лекарства, называло ситуацию с хлоридом калия "критической". Минздрав Оренбургской области запрашивал информацию о выпуске мази "Преднизолон" в связи с массовыми обращениями граждан о ее отсутствии. Территориальный Росздравнадзор по Пензенской области указывал на отсутствие на рынке таблеток "Анаприлин", "Нистатин", растворов "Сульфокамфокаин" и "Эуфиллин".

Проблема связана с закупками импортного сырья и нежеланием властей индексировать цены, подтверждает президент "Лиги защитников пациентов" Александр Саверский: "Контракты в валюте, при фиксированной цене на лекарства производители не могут вылезти из этих "ножниц".

"Масштаб этих проблем пока неведом: непонятно, сколько препаратов ушло с рынка и перестало быть доступным. Может, завтра вообще будет катастрофа", - говорит он.

Эксперт видит два возможных выхода: либо пересмотреть политику и отпустить цены, либо финансировать лекарственное обеспечение в полном объеме. И последнее он считает возможным: "Это должен быть предмет дискуссии государства с фармкомпаниями о том, кто кому и сколько, а граждане должны получать жизненно-важные препараты бесплатно".

Недоступность лекарств и медицинской помощи - новый фактор, который может объяснять и рост смертности в прошлом году, отмечает Саверский: "Жалобы на недоступность лекарств на втором месте после

инвалидности. "Мы сейчас пытаемся убедить государство, что лекарства должны быть бесплатны, даже с правовой точки зрения. Мы настаиваем, что амбулаторное лечение дешевле, чем стационарное. У нас нонсенс - в стационарах лекарства бесплатны, а амбулаторно - платно", - возмущается он.

Новая политика стоит 450 млрд. рублей

Рабочая группа, в которую входит также директор профильного департамента Минздрава Елена Максимкина, сейчас занимается разработкой новой лекарственной политики с "бюджетным разворотом". Параллельно идет пилотный проект в Кирове, где удалось сократить число вызовов "скорой помощи" и обращений в стационары: высвобожденные деньги можно направить на лекарства. Минздрав не ответил на запрос "Газеты.Ru" о ходе проекта.

Этот проект предполагается расширить, говорит исполнительный директор "Аптечной гильдии" Елена Неволина. Но когда, на какие регионы и какие группы граждан, эксперты не знают.

Рабочая группа, сформированная после конгресса "Право на лекарства" в ноябре 2015 года начала в конце прошлого года разрабатывать документ, направленный на создание всеобщего бесплатного лекарственного обеспечения. "Мы хотим понять, сколько это стоит, и как этого достичь", - объясняет Саверский. Существующая "стратегия лекарственного обеспечения" не обеспечена деньгами, напоминает он.

"Весь рынок оценивается в триллион рублей, где-то 250 млрд. рублей уже оплачивает государство, остальные расходы несет население. Если убрать лекарства нерецептурного отпуска, остается 450 млрд. рублей", - говорит правозащитник.

Текущие пилотные проекты Минздрава направлены пока только на сердечно-сосудистые заболевания (возмещение оплаты 90% стоимости лекарств за счет бюджета в амбулаторном режиме).

Производство недорогих лекарств восстановить можно, но сделать его рентабельным непросто, если государство хочет сохранить цены, полагает Дмитриев из Ассоциации фармпроизводителей. Пока по закону производители вправе индексировать цены только на уровень официальной инфляции. "Если вода (для инъекций) стоит 10 рублей, то она будет стоить 11 рублей. Это не спасет", - отмечает он.

Пилотный проект Минздрава кажется ему "неплохим" начинанием, при условии определения четких источников финансирования. "Надо понять, за чей счет это будет происходить, чтобы не было перекосов как во время монетизации, когда все, кто болел легкими заболеваниями, забрали деньгами, а те, у кого были тяжелые, остались без лекарств - страховой принцип перестал работать", - заключил Виктор Дмитриев.

 

3.2 Проблемы реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь


В Федеральном Законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", по нашему мнению, существует ряд недоработок. В реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь оказывает основное противодействие само же государство. Оно, возможно даже не понимая и не осознавая этого, противоречит само себе. Явный признак противоречия - это стремление расширить медицину и ее возможности, и в этот же момент сократить ее.

Например, в городах, посёлках, деревнях Удмуртской Республики проходит активное уменьшение больничных мест. Причем это не частичное сокращение, а колоссальное, план сокращения по Удмуртии составляет пять тысяч "коек"! По Российской Федерации этот план начал свою активизацию еще с 2000 года, но в тот момент не имел такой большой огласки. И куда же помещать на стационарное лечение больных людей, которых очень много? Как же обследования граждан? Законодательные органы либо не задумываются об этом, либо же не считают, что здоровье граждан Российской Федерации - это основа существования нашего государства, ибо, по выражению немецкого философа Э.Фромма, здоровое общество состоит из здоровых членов этого общества. Законодатель должен предложить альтернативу, найти выход из сложившейся, очень проблематичной, ситуации.

Мы считаем необходимым внести в Федеральный Закон положение о ликвидации единственной в населенном пункте медицинской организации. В этом пункте должно быть указано, что больница не может быть ликвидирована без согласия и учета мнения жителей поселка.

 

3.3 Перспективы дальнейшего формирования законодательства в сфере охраны здоровья и медицинской помощи в Российской Федерации


На наш взгляд, перспективы дальнейшего развития формирования законодательства в сфере охраны здоровья и медицинской помощи не только возможны, но и обязательны. Но для осуществления целей их сначала нужно поставить. На сегодняшний момент у государства не имеется четкой позиции усовершенствования механизма медицины. Поэтому на данном этапе своего пути медицина еще не пришла к совершенству.

Необходимо не забывать о том, что всегда существует факт некачественного оказания медицинских услуг, что и влечет за собой серьёзные последствия такие как:

Причинение смерти по неосторожности.

Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.

Халатность и др.

Полностью исключить такие моменты из медицины невозможно, но уменьшение числа этих последствий не только возможно, но и обязательно.

Исходя из Послания Президента к Федеральному собранию, можно понять, что Президент ставит во главу угла высококачественную высокотехнологичную медицинскую помощь при сокращении времени нахождения больного в условиях стационара. Но для этого нужно решить, по меньшей мере, несколько задач. Во-первых, подготовка персонала, который бы эту помощь мог оказать; во-вторых, создание оборудования для оказания помощи такого уровня; в-третьих, организация развернутой амбулаторной помощи, которая приведет к необходимости развертывания новых поликлиник, фельдшерских пунктов, и как следствие, увеличению числа медицинских работников. При нынешней экономической ситуации сделать это будет крайне сложно.

Нам кажется, что органам власти всех уровней необходимо повернуться лицом к проблемам здравоохранения, создать продуманную и с соответствующим финансированием программу совершенствования оказания медицинской помощи, а законодательным органам создать адекватные нормативно-правовые акты, которые обеспечат выполнение этой программы.

 

Заключение


В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи.

Статьей 10 указанного федерального закона установлено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе:

организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры, в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Однако требования этого основополагающего нормативного правового акта в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи, особенно гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в связи с продолжающейся тенденцией сокращения числа медицинских организаций, нуждаются в уточнении.

На сегодняшний день в ходе проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения реорганизации системы оказания медицинской помощи и реструктуризации сети медицинских организаций общее их количество продолжает сокращаться, что вызывает тревогу и сомнения граждан Российской Федерации в возможности улучшения условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению страны.

Согласно статистическим данным, число больничных организаций в Российской Федерации в 2000 г. составляло 10704, в 2005 г. - 9479, в 2010 г. - 6308, в 2012г. - 6172, а в 2013 г, по сведениям Минздрава России, их число составило 4398.

В частности, число центральных районных больниц из имеющихся 1 765 в 2000 г., в 2013 уменьшилось до 1 690. Из 263 ЦРБ в 2000г. в 2013 г. осталось 206.

Тревожная ситуация складывается и с продолжающимся сокращением количества специализированных диспансеров в Российской Федерации. Так, количество противотуберкулезных диспансеров в 2000 г. составляло 493, а в 2013 г. уже 235, кожно-венерологических в 2000 г. - 341, в 2013 г. - 145, онкологических в 2000 г. - 116, в 2013 г. - 101, психоневрологических в 2000 г. - 164, в 2013 г. - 99, наркологических в 2000г. - 203, в 2013 - 96, врачебно-физкультурных в 2000 г. - 156, в 2013 г.- 81.

Количество станций (отделений) скорой медицинской помощи в 2000 г. составляло 3172, в 2013 г. их осталось 2 704. По сравнению с предыдущим, 2012 годом, число станций (отделений) скорой медицинской помощи уменьшилось на 137 (на 4,8%), а общее число бригад сократилось на 542 (на 1,4 %). Число врачебных бригад сократилось на 964 (на 6,0%).

В течение 2013 года число фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов сократилось на 376, число работающего в них среднего медицинского персонала - на 2 695 (на 6,5%), в том числе фельдшеров - на 1 188 (на 4,8%).

Приведенную выше тревожную статистику подтверждают и постоянно увеличивающееся количество обращений граждан и медицинских работников. В своих письмах они приводят примеры снижения доступности и ухудшения качества медицинской помощи, связывая это напрямую с сокращением численности медицинских организаций и, соответственно, персонала, как в городских, так и в сельских поселениях.

В связи с изложенным считаю необходимым внести изменение в Федеральный закон "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Список источников и литературы

 

Нормативно-правовые акты

1.   Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2.      Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.

.        Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

.        Всеобщая декларация. Права человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета, 10 декабря 1998.

.        Международный пакт. Об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.

Материалы судебной практики

1.   Российская Федерация. Решения Верховного Суда РФ. По делу о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда в связи с некачественным оказанием медицинских услуг в городе Кирове: Определение Судебной Коллегии от 6 июня 2014 г. N 10-КГ 14-2 // Документ опубликован не был "Гарант.ру".

2.      Российская Федерация. Решения Арбитражного Суда Уральского округа. По делу о взыскании средств из Фонда обязательного медицинского страхования. Постановление от 27 октября 2015 г. N Ф 09-7965/15 // Документ опубликован не был "КонсультантПлюс".

.        Российская Федерация. Решения Верховного Суда Российской Федерации. По делу о бесплатном оказании медицинской помощи. Определение от 5 августа 2015 г. N 10-АПГ 15-4 // Документ опубликован не был "КонсультантПлюс".

.        Российская Федерация. Решения Верховного Суда РФ. По делу о бесплатном оказании медицинской помощи. Определение от 5 августа 2015 г. N 10-АПГ 15-7 // Документ опубликован не был "КонсультантПлюс".

.        Российская Федерация. Решения Тринадцатого Арбитражного Апелляционного Суда. По надзору в сфере здравоохранения. Постановление от 9 октября 2015 г. N А 26-3066/2015 // Документ опубликован не был "КонсультантПлюс".

.        Российская Федерация. Решения Иркутского Областного Суда. По делу о признании действий незаконными. Апелляционное определение от 28 апреля 2015 г. N 33-3413/2015 // Документ опубликован не был "КонсультантПлюс".

.        Российская Федерация. Решения Конституционного Суда РФ. По жалобе гражданина на нарушение его конституционных прав положениями Федерального Закона "О лекарственных средствах". Определение от 3 июля 2008 г. N 676-О-П // Собрание законодательства РФ, 02.02.2009, N 5, ст. 676.

Литература

1.   Романовский Г.Б. Право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь (услугу). Как обозначить границы указанных прав? Судебная практика // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014 г.

2.      Засимова Л.С. Внедрение новых технологий в медицинских организациях // под ред. С.В. Шишкина, 2013 г., 261 с.

.        Экспертиза вреда здоровью. Утрата общей и профессиональной трудоспособности: научно-практическое пособие // под ред. В.А. Клевно, С.Н. Пузина, 2015 г., 320 с.

.        Cудебная медицина: учебник // под общ. ред. В.Н. Крюкова. 2-е изд., перераб. и доп. 2015 г., 432 с.

.        Герасимова, Т.Л. Стратегия развития здравоохранения в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Главный врач. 2013 г.

.        Статья профессора кафедры частного и публичного права Пензенского государственного университета, доктора юридических наук. Романовской О.В. На тему: право на охрану здоровья, право на медицинскую и социальную помощь: проблемы соотношения // 2015 г., 6 с.

.        Статья кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного и международного права Саратовской государственной юридической академии Отставновой Е.А. На тему: защита права на качественную медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования // 2014 г., 5 с.

Электронные ресурсы

Приложение 3

Диаграмма со статистическими данными. Центральные районные больницы

Приложение 4

Диаграмма со статистическими данными. Специализированные диспансеры

Приложение 5

Диаграмма со статистическими данными. Станции скорой медицинской помощи

Похожие работы на - Право на охрану здоровья и медицинскую помощь по законодательству РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!