Права человека и пенитенциарная практика

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,97 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Права человека и пенитенциарная практика

Содержание

Задание 1. Основные проблемы права на информацию осужденных, отбывающих наказание, а также проблемы охраны их здоровья

Задание 2. Основные этапы развития теории и законодательства, касающиеся обращения с несовершеннолетними осужденными в России

Список используемой литературы

Задание 1. Основные проблемы права на информацию осужденных, отбывающих наказание, а также проблемы охраны их здоровья

Процессы исполнения и отбывания уголовных наказаний связаны с постоянной необходимостью использования самой разнообразной информации. Уголовно-исполнительное законодательство уделяет этой проблеме достаточно большое внимание. Так, концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года ставит, в частности, задачи по повышению эффективности управления уголовно-исполнительной системой, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, внедрения современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний. Выполнение поставленных задач тесно связано с развитием правовой регламентации информационных процессов, возникающих в деятельности подразделений ФСИН России.

Правовое положение (статус) лиц, отбывающих наказания в самом общем виде можно определить, как основанное на общем статусе граждан России и закрепляемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания, определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (УИК РФ), исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказания.

Сущность правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание, раскрыта в ст. 10-15 УИК РФ.

Права на информацию осужденных, отбывающих наказание раскрываются в п. 1 ст. 12 УИК РФ: "осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания". Знание осужденными своих прав, обязанностей и законных интересов - залог их успешной адаптации к условиям отбывания наказания. Информирование лиц, отбывающих наказание, является одним из важнейших аспектов деятельности пенитенциарных учреждений. Необходимость осуществления этой деятельности продиктована, прежде всего, требованиями международных документов. Осуждённый должен хорошо понимать особенности своего нового правового статуса.

В соответствии со ст. 35 "Минимальных стандартных правил обращения с заключенными" каждому заключенному следует предоставить письменную информацию о правилах обращения с заключенными его категории, дисциплинарных требованиях данного заведения, дозволенных способах получения информации и подачи жалоб, равно как и по всем другим вопросам, позволяющим ему понять свои права и обязанности и приспособиться к условиям жизни в данном заведении. Обладание осужденными подобной информацией, с одной стороны, ограничивает законодательными рамками предъявляемые к ним требования со стороны администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а с другой стороны, позволяет лицам, отбывающим наказание, с уверенностью реализовывать или отстаивать свои права или законные интересы и выполнять обязанности в соответствии с требованиями закона. При этом, поскольку уровень образования осужденных различен, в соответствии с принципом равенства, всем осуждённым должна быть доведена информация доступным для них способом.

Особенно это важно для тех, кто попадает в исправительные учреждения в первый раз, так как жизнь осуждённых в местах лишения свободы должна начинаться и продолжаться в рамках справедливого отношения, которое могло бы помочь им справиться с чувством бессилия и позволило бы понять, что они остаются гражданами, обладающими правами и обязанностями. Поэтому сразу же после приема осуждённых необходимо ознакомить с правилами поведения в данном учреждении. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана знакомить осужденных с особенностями их правового положения, предоставлять информацию об условиях и порядке исполнения и отбывания наказания, а также их изменениях.

Предоставляемая осужденным информация должна охватывать не только предписания и установления законодательных и иных нормативных правовых актов, но и локальные нормы и правила, регулирующие процесс исполнения наказания, а также сложившиеся в учреждениях и органах, исполняющих наказания, традиции.

Правовые нормы, определяющие порядок и условия использования информации в процессе исполнения и отбывания наказания, имеют совершенно конкретную цель своего регулирования (она лежит прежде всего в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний) и используют информационные начала исключительно для достижения данных целей. Например, п. 7 ч. 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений содержит требование знакомить вновь прибывших в исправительное учреждение осужденных с разнообразной информацией. Однако эта информация сообщается не просто так, а для предупреждения со стороны осужденных нарушений правил отбывания наказаний. Например, чтобы выполнять правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, осуждённый должен быть проинформирован о их содержании. А лица, содержащиеся в колониях-поселениях, должны быть ознакомлены как с установленными в данном учреждении границами, так и с правилами поведения осужденных в их пределах. И таких примеров можно привести множество.

В то же время, нормы информационного характера, как правило, не сосредотачиваются в одном разделе или главе, а распределены по всему нормативно-правовому акту, что создаёт определённые сложности в восприятии и понимании этих правил. С другой стороны, развитие общественных отношений привело к появлению новых каналов обмена информацией между людьми (компьютерные сети, видеотелефоны и т.д.).

Сегодня достижения науки и техники, используются и исправительными учреждениями. Однако, вопрос о возможности пользования осуждёнными компьютерными сетями для получения информации является спорным. Некоторые зарубежные авторы высказывают точку зрения: "тюремная администрация должна очень внимательно подойти к вопросу о разрешении доступа к Интернету. Он может оказаться важным источником информации о событиях в мире, но также и предоставить возможность для неуместных поступков".

В российском уголовно-исполнительном законодательстве возможность пользоваться осуждёнными Интернетом пока не нашла должной регламентации. На практике некоторые учреждения проводят эксперименты подобного рода (например, в Московской, Владимирской области, республике Татарстан). С целью наиболее полного информационного обеспечения осужденных на базе учреждения ОД 1/Т 2 УФСИН по Владимирской области открыт Центр правовой информации (далее - ЦПИ). Он образован по инициативе Уполномоченного по правам человека РФ, Российского фонда правовых реформ и Министерства культуры, Федерального агентства правительственной связи и информации, при активном содействии прокуратуры Владимирской области, а также учреждений и организаций, участвующих в реализации проектов и программ в области правового воспитания населения, юридического образования и правовой информатизации.

Основные задачи центра: обеспечение доступа к правовой информации, создание условий для полноценного информационного обслуживания пользователей, получение, обработка и обеспечение сохранности БД официальных текстов правовых актов, сформированных в центральном узле правовой информации, и пополнение информационных ресурсов за счет собственных фондов, участие в пропаганде правовой информации в рамках работы учреждения ОД 1/Т 2 по повышению правовой культуры и правовому воспитанию личного состава, проходящего службу в УИС, повышение квалификации персонала. Однако, в целом этот вопрос пока остаётся открытым.

К основополагающим правам, которые не могут быть ограничены относится право на охрану здоровья. Те, кто находятся в заключении, сохраняют свое основополагающее право на хорошее здоровье, как физическое, так и психическое, и у них сохраняется право на стандартное медицинское обслуживание, по меньшей мере эквивалентное предоставляемому широким массам населения.

По самой своей природе условия заключения могут оказывать разрушающее влияние на физическое и психическое состояние заключенных. Поэтому администрация тюрем отвечает не только за предоставление медицинской помощи, но также и за создание условий, которые способствуют благополучию как заключенных, так и персонала. Заключенные не должны покидать тюрьму в худшем состоянии, чем то, в котором они туда попали. Это относится ко всем аспектам жизни в тюрьме, но прежде всего - к здравоохранению. Часто заключенные поступают в тюрьму с уже существующими медицинскими проблемами, которые могут быть вызваны невниманием, плохим обращением или предыдущим образом жизни. Нередко заключенные являются представителями самых бедных слоев общества и состояние их здоровья отражает этот факт. Они приносят с собой запущенные болезни, наркоманию, а также проблемы, связанные с психическим здоровьем. Закон гарантирует лицам, отбывающим наказания, заботу о сохранении их здоровья.

Права охраны их здоровья осужденных, отбывающих наказание раскрываются в п. 6 ст. 12 УИК РФ: "осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения".

Конкретизируя конституционное право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), ст. 5 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает, что:

. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Медико-санитарная и специализированная помощь осужденным может быть оказана как в разветвленной сети медицинских учреждений ФСИН РФ, так и, согласно ст. 26 Основ, в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством РФ, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством РФ, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Конкретные международные документы дают более четкое разъяснение мероприятий, которые должна проводить тюремная администрация в области здравоохранения.

Основные принципы обращения с заключенными, Принцип 4: "Тюрьмы несут ответственность за содержание заключенных и защиту общества от правонарушений в соответствии с прочими социальными целями государства и его основополагающими обязанностями по содействию благосостоянию и развитию всех членов общества".

Основные принципы обращения с заключенными, Принцип 9: "Заключенные пользуются медицинским обслуживанием, имеющимся в данной стране, без дискриминации в связи с их юридическим положением".

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Принцип 24: "Задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляется возможность пройти надлежащее медицинское обследование в возможно кратчайшие сроки после его прибытия в место задержания или заключения; впоследствии ему предоставляется медицинское обслуживание и лечение всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Обслуживание и лечение предоставляется бесплатно".

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Правило 22: "Все заведения должны иметь в своем распоряжении по крайней мере одного квалифицированного медицинского работника, имеющего познания в области психиатрии. Медицинское обслуживание следует организовывать в тесной связи с местными или государственными органами здравоохранения. Оно должно охватывать психиатрические диагностические службы и там, где это необходимо, лечение психически больных заключенных.

Больных заключенных, нуждающиеся в услугах специалиста, необходимо переводить в особые заведения или же в гражданские больницы. Тюремные больницы должны располагать оборудованием, установками и лекарствами, необходимыми для должного медицинского ухода за больными и для их лечения, а также достаточно квалифицированным персоналом.

Каждый заключенный должен иметь возможность прибегать к услугам квалифицированного зубного врача".

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Правило 25: "О физическом и психическом здоровье заключенных обязан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, всех тех, кто жалуется на болезнь, а также всех тех, на кого было обращено особое внимание".

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Правило 62: "Медицинские службы заведения должны выявлять все физические и психические заболевания или недостатки, могущие воспрепятствовать перевоспитанию заключенного, и заботиться об их излечении. С этой целью заведения должны иметь возможность обеспечивать все необходимое медицинское, хирургическое и психиатрическое обслуживание".

Принципы медицинской этики, относящиеся к роли медицинского персонала, в частности врачей, в деле защиты заключенных и задержанных от применения пыток и иного жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство поведения или наказания (ООН) Принцип 1: "Работники здравоохранения, в особенности врачи, обеспечивающие медицинское обслуживание заключенных или задержанных лиц, обязаны охранять их физическое и психическое здоровье и обеспечивать лечение заболеваний такого же качества и уровня, какое обеспечивается лицам, не являющимся заключенными или задержанными".

В соответствии с ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ "осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия".

Наделение осужденных правом на психологическую помощь, усиливает гарантированность обеспечения их здоровья, но уже не только физического, но и психического. Поскольку это право адресовано осужденным, отбывающим наказания, связанные с изоляцией от общества, данная норма была введена в УИК РФ в 2003 г., когда были созданы реальные возможности оказания такой помощи. На сегодняшний день в штат сотрудников всех исправительных учреждений ФСИН РФ входят высококвалифицированные специалисты-психологи, а в ряде территориальных органов созданы и психологические лаборатории. Особую ценность психологическая помощь представляет для несовершеннолетних осужденных, а также для адаптации осужденных к условиям отбывания наказания. Важным гарантом обеспечения правового статуса осужденных является добровольность их участия в мероприятиях по оказанию психологической помощи.

Кроме того, в п. 3 ст. 12 УИК РФ указано, что "осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований".

В соответствии со ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Проведение подобных опытов принудительно или тайно расценивается как проявление насилия либо жестокости по отношению к человеку. При этом не имеет значения, угрожали такие опыты жизни и здоровью людей или представлялись инициаторам эксперимента безопасными.

Задание 2. Основные этапы развития теории и законодательства, касающиеся обращения с несовершеннолетними осужденными в России

Ювенальная юстиция зародилась в 1899 году в Чикаго в качестве необходимости нового подхода для рассмотрения дел несовершеннолетних. По истечению некоторого времени данная судебная система получила свое распространение в Великобритании и Франции, затем и в других европейских странах. Были они и в России. Первый суд по делам несовершеннолетних появился в Петербурге 22 января 1910 года. До Октябрьской революции такие суды действовали в Москве, Саратове, Томске, Киеве, Харькове, Риге. В 1918 году их ликвидировали, затем на короткий срок восстановили, а в 1935 году ликвидировали окончательно.

Впервые несовершеннолетние, как специальный субъект уголовной ответственности и наказания, в истории российского уголовного наказания упоминаются в Артикуле Воинском 1715 года. Однако законодательно не был закреплен возраст с которого начиналась уголовная ответственность несовершеннолетних, к какому виду наказания мог быть подвергнут подросток. Более определенным в этом вопросе был Указ Екатерины II от 26.06.1765 года, в соответствии с которым лица, не достигшие десятилетнего возраста, не подлежали уголовной ответственности, а лица в возрасте от 10 до 17 лет подвергались мерам государственного принуждения только за отдельные преступления. В это же время были учреждены совестные суды для разбора дел и приказы общественного призрения с работными домами. Последующее развитие институт уголовной ответственности несовершеннолетних получил в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1845 года. Понятием "несовершеннолетние" определялась категория лиц в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших умышленные преступления, то есть "действовавшие с разумением". Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года установило особый порядок определения и применения наказаний к данной категории лиц, несколько отличный от общего установленного порядка. Так, за совершение некоторых преступлений, санкции наказания которых предусматривали наказания плетьми и ссылку на каторжные работы, несовершеннолетние наказывались ссылкой на поселение и наказанием плетьми, эта категория лиц подвергалась заключению в монастырь или смирительный дом сроком до 8 лет. За общественно опасные деяния, предусматривающие наказание в виде заключения в смирительный или работный дом несовершеннолетние наказывались заключением в монастырь сроком от 2 месяцев до 1 года.

С особой остротой вопросы правового регулирования порядка и условий исполнения уголовного наказания в отношении подростков, совершивших различного рода преступления, встали в середине XIX века. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что на протяжении довольно длительного исторического периода времени в России отсутствовали не только правовые нормы, но и специальные исправительные учреждения для содержания подростков-правонарушителей. Подростки и взрослые содержались в одних и тех же тюремных заведениях наравне со взрослыми входили в этапные партии, испытывая при этом неимоверные страдания и лишения. Совершенствование системы уголовных наказаний и условий их исполнения связано с реформами Александра II. Его Указом от 17.04.1863 года "О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных" были отменены телесные наказания, применявшиеся ранее в отношении несовершеннолетних как мера уголовной репрессии. Вступивший в законную силу Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года, нормативно определил подсудность несовершеннолетних мировым судьям за преступления, не являющиеся тяжкими. Что касается наказаний за совершение тяжких преступлений, то Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, предусматривало применение к несовершеннолетним смертной казни и ссылку на каторжные работы.

декабря 1866 года императором Российской Империи был утвержден Закон "Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников". Указанным законом предусматривалось создание системы учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними заключенными. По замыслу правительства исправительные колонии и приюты для несовершеннолетних должны учреждаться за счет средств, поступающих из государственного бюджета, а также средств Общества попечительного о тюрьмах, земств, частных лиц. В Законе от 5.12.1866 года подчеркивалось, что независимо от учреждаемых правительством приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников к учреждению таких заведений призываются земства, общества, духовные установления и частные лица.

Для приютов и колоний, учреждаемых частными лицами, законом предусматривалась определенная система льгот: приобретаемое для них недвижимое имущество освобождалось от всяких сборов в пользу государства, каждому приюту или колонии разрешалось разыгрывать благотворительную лотерею, вырученные от продажи средства поступали в их пользу. На каждого содержащегося в приюте и колонии несовершеннолетнего из государственного бюджета выделялись ассигнования, равные содержанию совершеннолетнего заключенного. В случае побега из приюта или колонии несовершеннолетний подлежал возвращению и содержанию под особым надзором отдельно от других воспитанников. Однако эта мера дисциплинарного воздействия не должна была длиться более месяца. Лицам, положительно характеризовавшимся, срок отбывания наказания, определенный судебным приговором, мог быть сокращен на одну треть. Одновременно законодатель требовал раздельного содержания несовершеннолетних мужского и женского пола, а учреждать приюты разрешалось только с ведомства министра внутренних дел.

Закон от 5.12.1866 года "Об учреждениях приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников" впервые в пенитенциарной системе Российской Империи выделил приюты и колонии в качестве учреждений для отбывания наказания несовершеннолетними, а также определил порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении них, который существенно отличался от исполнения лишения свободы в отношении взрослых заключенных. В этой связи с целью изучения содержания исполнения наказания в виде лишения свободы, а также форм и методов исправительного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей Общество попечительное о тюрьмах в 1868 году за свой счет направляет в Швейцарию группу чиновников Министерства внутренних дел, которые на протяжении 6 месяцев знакомились с деятельностью подобных учреждений. Таким образом, в дореволюционной России осужденные несовершеннолетние в большинстве своем отбывали наказание в тюрьмах, арестных домах, колониях и приютах часто совместно со взрослыми преступниками.

В начале ХХ столетия, результатом настойчивой работы благотворительных организаций, педагогических коллективов исправительных учреждений для несовершеннолетних и представителей Главного тюремного управления, явилось "Положение о воспитательных исправительных заведениях для несовершеннолетних" (1909), подготовленное на основе отдельных уставов конкретных воспитательных приютов, которое в качестве основной цели этих учреждений утвердило нравственное исправление лиц, в них помещаемых, подготовку их к честной трудовой жизни. Эта цель достигается организацией их религиозно-нравственного, умственного и физического развития на основе первоначального общего образования, а также обучения практическим профессиям, дающим им возможность добывать средства к существованию собственным трудом. Возраст несовершеннолетних, которые могли быть направлены в воспитательно-исправительные учреждения, был установлен в пределах от 10 до 17 лет. Таким образом, постепенно создавалась правовая основа деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних и в соответствии с ней формировалась их сеть.

Советское государство с первых лет своего существования начало проводить гуманную политику правовой и социальной защиты детства. Об этом свидетельствует, изданный Декрет СНК РСФСР от 14.01.1918 года "О комиссиях для несовершеннолетних", упразднявший суды и тюремное заключение для подростков. Все несовершеннолетние, содержащиеся в тюрьмах и арестных домах, были освобождены, стали проводиться мероприятия по коренной реорганизации и созданию принципиально новых воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих в них уголовное наказание. Этим же Декретом исключалась уголовная ответственность несовершеннолетних до 17-летнего возраста. В тоже время почти все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривались в комиссиях по делам несовершеннолетних, которые определяли им различные меры наказания, но как правило, не связанные с лишением свободы. Такие несовершеннолетние направлялись в закрытые воспитательные учреждения системы НКЮ реформатории и земледельческие колонии, предусмотренные временной инструкцией "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывание такового". Первый реформаторий был открыт в Москве в декабре 1918 года. Здесь содержались лица в основном 18-летнего возраста и как исключение до 21 года. Срок пребывания в реформатории определен не был. Суды выносили неопределенные приговоры, и в дальнейшем судьбу воспитанника коллегиально решало правление учреждения. Организаторы реформаториев ставили перед собой задачу: "Изъять из тюрьмы молодых людей в возрасте от 17 до 21 года и поместить последних в учебно-воспитательное заведение в целях обучения, воспитания и подготовки их к трудовой жизни. Однако к концу 1919 года реформатории стали закрываться. Рост подростковой преступности и изменение ее в сторону увеличения процента наиболее общественно опасных преступлений побудили законодателя ограничить применение к несовершеннолетним медико-педагогических мер и стать на путь передачи дел о "неподдающихся" подростках на рассмотрение судебных органов. Так, СНК РСФСР принял Декрет от 4 марта 1920 года "О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях". В нем говорилось: "...если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, дело передается комиссией в народный суд". Таких подростков по решению суда помещали в трудовые дома. В 1921 году было принято "Положение о трудовых домах для несовершеннолетних", в п. 1 которого указывалось: "Цель помещения несовершеннолетних в труддом - обучить их квалифицированным видам труда, привить им нравственные устои, развить в них высшие духовные интересы, расширить их умственный горизонт путем общего и профессионального образования и создать их них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан Советской республики, а также дать им физическое воспитание и оздоровление их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела". Содержание несовершеннолетних в трудовом доме продолжалось до истечения назначенного судебным приговором срока, а в случае необходимости - до исправления, но не дольше достижения ими 20-летнего возраста. Однако в тех условиях, в которых они работали, труддома оказались не в состоянии обеспечить надлежащее трудовое воспитание правонарушителей. В 1930 году начался процесс реорганизации труддомов в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), куда помещались несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 15 до 18 лет на основании приговоров суда, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, постановлений других уполномоченных на то органов. Школы ФЗУ получили всеобщее признание, они довольно быстро и повсеместно открывались. Непосредственная связь с промышленными предприятиями, с коллективами трудящихся позволяла лучше осуществлять трудовое воспитание.

Однако в связи с принятием закона от 7.04.1935 года "О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних", который устанавливал уголовную ответственность несовершеннолетних за определенную категорию преступлений с 12-летнего возраста, с возможностью применения к ним всех видов наказаний вплоть до смертной казни. В таком виде наше законодательство просуществовало до конца 1950-х годов. Потом для несовершеннолетних постепенно вновь был установлен льготный режим ответственности.

Возникла необходимость в расширении сети специальных учреждений для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Постановление СНК СССР от 31.05.1935 г. "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" установило типы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, это: изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители. В этом же году было принято Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних, согласно которому, в трудовых колониях содержались несовершеннолетние преступники в возрасте от 12 до 16 лет и беспризорные в возрасте от 14 до 16 лет (п. 1). Несовершеннолетние же старшего возраста (16-18 лет), осужденные к лишению свободы, подлежали направлению в общие места заключения для взрослых преступников. Такая практика продолжалась до 1948 года (с перерывом с 1940 по 1942 год, когда в эти колонии направлялись все правонарушители в возрасте до 18 лет, подвергнутые лишению свободы).

В период Великой Отечественной войны СНК СССР 15.06.1943 года издал Постановление "Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством". Их создание позволило более дифференцированно организовать содержание и воспитание разных категорий несовершеннолетних правонарушителей способствовало улучшению деятельности трудовых колоний для несовершеннолетних, куда стали определять лишь несовершеннолетних, лишенных свободы по приговорам суда. В 1948 году в трудовые колонии направляли всех несовершеннолетних до 18-летнего возраста, осужденных к лишению свободы. В 1956 году были разработаны и приняты новые положения о детских трудовых колониях и детских воспитательных колониях. Трудовые колонии являлись исправительно-трудовыми учреждениями для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. В трудовые колонии со строгим режимом направлялись несовершеннолетние, которые злостно нарушали режим или совершали преступления в местах лишения свободы. Деятельность детских приемников-распределителей, детских воспитательных и трудовых колоний регламентировалась Положением о них, которое утверждалось НКВД-МВД СССР. В 1968 году оно было впервые утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР и ему был придан законодательный характер (Указ ПВС от 03.07.68). Таким образом, была создана система управления воспитательно-трудовыми колониями для несовершеннолетних.

Вся деятельность колоний основывалась на идее гуманного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, допустимости привлечения их к уголовной ответственности только тогда, когда их исправление было невозможно без применения мер карательно-воспитательного воздействия.

В июле 1969 года в связи с принятием Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик воспитательно-трудовые колонии вошли в систему исправительно-трудовых учреждений. Отдел ВТК МВД СССР был лишен самостоятельности и стал в рамках ГУИТУ МВД СССР на правах структурного отдела. Однако, практика деятельности воспитательных колоний за период после их включения в общую уголовно-исполнительную систему показала, что такая структура управления исправительными учреждениями для несовершеннолетних страдала серьезными изъянами и не обеспечивала выполнение стоящих перед ними задач по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Многие воспитательные колонии стали напоминать учреждения для взрослых, откуда были перенесены в их деятельности многие формы и методы работы.

В 1998 году, Указом Президента РФ от 28.07.98 № 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение системы Министерства юстиции Российской Федерации" отдел воспитательных колоний в составе ГУИН также перешел в ведение Минюста России.

В настоящее время в Российской Федерации правовое положение несовершеннолетних в местах лишения свободы, а также организацию воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений, содержащимися в следственных изоляторах регулируется уголовно-исполнительным законодательством, состоящим из Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других ФЗ.

Так, порядок заключения под стражу регламентируется нормами УПК РФ, а правовой статус подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (в том числе несовершеннолетних) определяется ФЗ от 21.06.1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Согласно ст. ст. 9 и 10 Закона, несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые могут содержаться в тюрьмах или на территории учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (при избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу).

Более подробно права и обязанности несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых регламентированы Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста от 14.10.2005 г. № 189.

При этом, в Правилах не содержится специального раздела, посвященного несовершеннолетним, а имеются лишь отдельные указания на особенности их содержания.

Так, в п. 18 Правил сказано, что подозреваемые и обвиняемые размещаются по камерам дежурным помощником или его заместителем по согласованию с работником оперативной службы, а несовершеннолетние, кроме того, - по согласованию с инспектором по воспитательной работе и психологом. Согласно п. 20 Правил несовершеннолетние размещаются, как правило, в маломестных камерах (4-6 мест), расположенных в отдельных корпусах, секциях или на этажах режимных корпусов с учетом их возраста, физического развития, педагогической запущенности. Им создаются улучшенные материально-бытовые условия, а п. 21 содержит разъяснение о том, что отбор взрослых подозреваемых и обвиняемых для содержания в камерах с несовершеннолетними осуществляется инспектором по воспитательной работе и психологом по согласованию с работником оперативной службы.

Условия содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания регулируются Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950.

Более детально права и обязанности осужденных регламентированы Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста РФ от 3.11.2005 г. № 205.

Таким образом, проблема законодательства, касающиеся обращения с несовершеннолетними осужденными является на сегодня одной из самых злободневных. Правовой статус осужденных несовершеннолетних по своему объему включает в себя все основные права осужденных, хотя и имеет определенные дополнительные элементы, связанные с особенностями учреждений, где они содержатся.

Основным способом обеспечения гарантий против проявления жестокого обращения с осужденными является законодательное установление и гарантирование их прав и законных интересов. В процессе борьбы с преступностью несовершеннолетних необходимо делать упор на воспитательные методы работы. Целесообразно, для решения вопроса индивидуализации наказания в процесс уголовного судопроизводства по отношению к несовершеннолетним, более качественно привлекать различных служащих социально-воспитательных и медицинских служб. При таких условиях следует устанавливать в качестве основных к несовершеннолетним правонарушителям меры социальной реабилитации и перевоспитания, максимально сокращая меры уголовного преследования, применяя меры не связанные с лишением свободы. Кроме того, необходимо закрепить в законе и возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности под личное поручительство родителей. Полагаю, что создание системы ювенальной юстиции призвано объединить усилия различных социальных служб, специальных подразделений органов внутренних дел, прокуратуры, пенитенциарных учреждений и иных социальных институтов в целях осуществления принципа гуманизации уголовной ответственности и наказания юных правонарушителей.

Стратегия предупреждения преступности среди несовершеннолетних органами ювенальной юстиции позволит перейти от карательного синдрома к восстановительному правосудию в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, с активной позицией использования положительного опыта стран, где законодательство в отношении несовершеннолетних достигло уровня максимальной гуманизации. При этом, важным моментом в процессе организации отбывания наказания несовершеннолетними является обязательность обучения, так как это - реальная возможность для несовершеннолетних, уже находящихся в конфликте с законом, получить образование или дополнительные трудовые навыки. Данные исследований, проведенных некоторыми учеными, свидетельствуют, что образование имеет позитивное воздействие на осужденного.

Список используемой литературы

.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // Собрание законодательства РФ от 13.01.1997. - № 2. - Ст. 198.

2.О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ от 17.07.1995. - № 29.

.Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ от 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.

.Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 (ред. от 27.12.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14.11.2005. - № 46.

.Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел: Приказ МВД России от 22.11.2005 № 950 (ред. от 18.10.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19.12.2005. - № 51.

.Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными. Одобрены Экономическим и Социальным советом ООН в резолюциях № 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и № 2076 (1.Х 11) от 13.05.1977. - М.: Юриспруденция, 2003. - 22 с.

.Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних / Коллектив авторов. - М.: Права человека, 2013.

.Бандурка О.М. Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся в исправительно-трудовых колониях / О.М. Бандурка, В.М. Трубников, А.О. Яровий. - Х.: НУВС, 2003. - 260 с.

.Ветошкин С.А. Ювенальное право: Учеб. пособие / С.А. Ветошкин. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2008. - 169 с.

.Защита несовершеннолетних осужденных / Борсученко С. // ЭЖ-Юрист. - 2014. - № 1-2. - С. 8.

.Койл Э. Подход к управлению тюрьмой с позиции прав человека: пособие для тюремного персонала / Э. Койл. - Лондон: Международный центр тюремных исследований, 2002. - 160 с.

.Комарницкий А.В. Основы ювенального права: учебник / А.В. Комарницкий - С.-Пб.: ИВЭСЭП, 2011. - 524 c.

.Марковичева Е.В. Правосудие по делам несовершеннолетних в России начала ХХ века / Е.В. Марковичева // История государства и права. -2007. № 17. - С. 18-19.

.Никитин Р.О. Правовое обеспечение использования электронно-информационных технологий в уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук / Р.О. Никитин. - Владимир, ВЮИ ФСИН. - 191 c.

.Поздняков В.И. Что надо знать осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы впервые: библиотека первой помощи / В.И. Поздняков, В.Ю. Трофимов. - М.: НИИ ФСИН России, 2010.

.Степанчикова С.А. Криминология / С.А. Степанчикова. - М.: МИЭМП, 2010. - 190 с.

.Сурин В.В. Вопросы использования коммуникационных систем осуждёнными, отбывающими наказание в виде лишения свободы / В.В. Сурин // Человек: преступление и наказание. - 2012. - № 4. - С. 23-27.

.Сычев А.А. Проблемы современной ювенальной юстиции. Некоторые проблемные аспекты / А.А. Сычев // Вестник НГИЭИ. - 2012. - № 9.

.Тимошина Е.М. О ювенальных судах в России / Е.М. Тимошина // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - № 4. - С. 17-20.

Похожие работы на - Права человека и пенитенциарная практика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!