Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1
Психологическая характеристика восприятия
.2
Особенности развития детей дошкольного возраста
.3
Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением речи
ГЛАВА 2.
ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
.1 Методика
«Чего не хватает на этих рисунках?»
.2 Методика
«Какие предметы спрятаны в рисунках?»
.3 Методика
«Чем залатать коврик?»
.4 Методика
«Узнай, кто это?»
.5 Методика
оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)
ГЛАВА 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
.1
Результаты, полученные при проведении методики «Чего не хватает на этих
рисунках?»
.2
Результаты, полученные при проведении методики «Какие предметы спрятаны в
рисунках?»
.3
Результаты, полученные при проведении методики «Чем залатать коврик?»
.4
Результаты, полученные при проведении методики «Узнай, кто это?»
.5
Результаты, полученные при проведении методики оценки уровня развития
зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста
чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере психолого-педагогического
исследования.
Зрительное восприятие имеет огромное значение для разных сторон
психического развития ребенка . Под влиянием восприятия развивается речь.
Развитие речи теснейшим образом имеет связь с расширением круга представлений
ребенка об окружающих его объектах, предметах и явлениях.
Исследованием проблемы зрительного восприятия занимались: А. Запорожец,
А.Ю. Лурия, Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, Л. А. Венгер, М.М. Безруких.
Цель исследования - изучить психолого-педагогическую литературу по
проблеме изучения особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста,
составить и апробировать диагностическую программу, направленную на изучение
особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста.
Объект исследования - развитие восприятия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - изучение особенностей зрительного восприятия у
детей пятилетнего возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что для изучения
особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста может быть
использована диагностическая программа, включающая в себя следующие методики:
«Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?»,
«Узнай, кто это?», методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей
5-7,5 лет (М.М. Безруких)
Для проверки данной гипотезы требуется решить
следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по
проблеме изучения зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить
особенности развития зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
. Составить и апробировать диагностическую программу, направленную на
изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
. Проанализировать результаты, полученные в ходе применения данной
диагностической программы, сформулировать выводы и рекомендации.
Методы исследования:
. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы
по исследуемому вопросу;
. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование. В
ходе эксперимента использовалась диагностическая программа, включающая в себя
следующие методики: «Чего не хватает в этих рисунках?», «Какие предметы
спрятаны в рисунках?», «Узнай, кто это?», методика оценки уровня развития
зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких);
. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ
полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в мае 2014
года среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения №115 города Тулы.
Всего в исследовании приняли участие 15 дошкольников в возрасте 5 лет.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Психологическая характеристика восприятия
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений,
возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на
рецепторные поверхности органов чувств [19, с. 201].
Выступает основным познавательным процессом чувственного отражения
окружающего мира, его предметов и явлений при их прямом действии на чувственные
органы. Оно выступает основой мышления и практической деятельности человека,
основой ориентирования личности в окружающей обстановке, в обществе в целом
[18, с. 171].
Восприятие подлежит рассмотрению как интеллектуальный процесс, в основе
которого лежит активный поиск признаков, требуемых для создания образа
предмета.
Последовательный порядок этого процесса необходимо представить таким
образом:
) выделить из многообразия получаемой информации какой-то определенный
ряд сигналов и прийти к выводу, что такие сигналы имеют отношение к одному
предмету;
) найти в памяти близкое по составу ощущение комплекса признаков, а затем
сравнить с ним воспринятый предмет;
) последующий поиск добавочных признаков предмета, позволяющий
удостоверить правильность итога восприятия или опровергнуть решение.
В структуре восприятия отделяют две основные подструктуры: виды
восприятия и свойства восприятия.
Виды восприятия делятся на: простые, сложные, а также специальные. К
специальным видам относят восприятие пространства, времени, движения. К более
простым видам относят восприятие величины, формы предметов, их цвета.
Свойства восприятия характеризуются: объемом, целостностью,
структурностью, осмысленностью.
Зрительное восприятие представляет собой совокупность процессов
построения зрительного образа окружающей действительности [2, с. 13].
Зрительному восприятию отводится важная роль в воспринимаемой человеком
информации в общем информационном потоке, оно выступает сложным системным
психическим и физиологическим процессом, который включает разнообразные
операции: восприятие, кодирование и анализ свойств объекта, его мультимодальную
конвергенцию, идентификацию (опознание), оценивание его значимости, принятие
решения в соответствии с мотивом и целью перцептивной деятельности [1, с. 37].
Огромная роль зрительного восприятия в развитии психики и
жизнедеятельности личности, обусловливает особый исследовательский интерес и
изучению данного феномена.
В качестве методологической основы изучения зрительного восприятия,
являющегося предметом изучения как психологических, так и педагогических
научных исследований, выступает: теория развития высших психических функций
(Л.С. Выготский); теория функциональных систем (П.К. Анохин); теория
психофизиологических основ психических процессов (Б.М. Теплов, Е.Н. Соколов);
теория единства обучения и психического развития ребенка (П.П. Блонский, В.В.
Давыдов); теория деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); теория
системной организации психических процессов (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) [13, с.
145].
В современной отечественной общей и специальной психологии зрительное
восприятие, прежде всего, рассматривается как система перцептивных и
опознавательных действий (Л. А. Венгер, Л.П. Григорьева, А.И. Зотов, А. В.
Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П. Зинченко, Л.И. Солнцева и др.). Однако, если
исследовательский интерес общих психологов в основном сосредоточен на
исследовании хода становления и развития восприятия в различные возрастные
периоды жизни человека, то специальные психологические исследования изучают как
своеобразие проявлений свойств и качеств восприятия, реализующегося в условиях
различных нарушений развития, так и факторы, которые влияют на его становление
[8, с. 236].
Несформированность зрительного восприятия к концу дошкольного возраста,
даже в условиях нормального зрения, негативно влияет на развитие мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), вызывает значительные
затруднения в овладении детьми школьными навыками, оказывает негативное влияние
на мотивацию учебной деятельности (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П.
Зинченко. Л. А. Венгер и др.) [7, с. 451].
Восприятие реализовывается в процессе интеграции внимания, памяти, общей
организации деятельности и т.п., а также сложной многокомпонентной структурой.
Показатели, которые отражают сформированность системы зрительного восприятия,
это: зрительно-моторная интеграция, помехоустойчивость, константность и
зрительно-пространственное восприятие, которые обеспечивают адекватное
отражение предметов и явлений окружающей действительности.
Таким образом, зрительное восприятие - совокупность процессов построения
зрительного образа окружающего мира. Играет огромную роль в психическом
развитии и жизнедеятельности человека.
1.2 Особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст представляет собой этап психического развития от 3 до
6-7 лет. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний
(4-5 лет) и старший (5-7 лет). Дошкольный возраст является продуктивным для
психического развития ребенка. В данный возрастной период ребенок производит
заметный рывок в личном психическом развитии. В начале данного периода у него
вырабатываются такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное
внимание, накоплен опыт, словарный запас и он понимает направленную к нему
речь. Благодаря данным достижениям ребенок дошкольного возраста принимается
энергично изучать и осваивать окружающий мир и действительность, и в ходе
такого освоения развивается восприятие [6, с. 140].
Восприятие выступает ведущим познавательным процессом дошкольного
возрастного периода, выполняющий функцию объединения: объединяет свойства
объектов в цельный образ предмета; все познавательные процессы в совместной
скоординированной работе по переработке и приобретению информации и весь
приобретенный опыт об окружающей обстановке.
Наиболее распространенные и глубокие знания об окружающем мире ребенок
получает благодаря восприятию. Восприятие выступает составной частью познания
чувств. В процессе восприятия у детей дошкольного возраста формируется единый
образ предмета или явления. Такая особенность восприятия обусловлена тем, что
оно имеет ряд сущностных характеристик.
Первая характеристика связана с физиологической основой восприятия,
обусловленной взаимодействием различных анализаторов или отдельных их
компонентов, что способствует образованию динамических стереотипов, необходимых
для оценочной и творческой деятельности дошкольников. В результате чего у
ребенка возникает художественно-изобразительный образ. Важно помнить, что
восприятие, представляющее собой некую совокупность различных ощущений, не
сводится к простой сумме этих ощущений.
Вторая характеристика строится на психологической основе восприятия,
определяемой взаимодействием, отдельными сочетаниями различных ощущений. В ходе
восприятия вместе с ощущениями активизируется имеющийся
художественно-изобразительный, эстетический опыт, основанный на знаниях,
представлениях детей об искусстве. Именно на этом опыте выстраивается процесс
познания, поскольку для его реализации необходим момент соотнесения
воспринимаемых произведений с ранее изученными. Это связано с тем, что познание
не одномоментный процесс, а скорее накопительный, поэтому важно, чтобы каждое
воспринятое произведение было некой ступенькой для ребенка в изучении
искусства. Восприятие находится в промежуточном положении между ощущением и
мышлением в целостном процессе познания.
Третья характеристика обусловлена духовной сферой. При восприятии
какого-либо произведения не всегда можно объяснить степень его эстетического
воздействия только с позиции физиологии и психологии. Есть моменты в
восприятии, которые не поддаются рациональному анализу. Если говорить о
ребенке-дошкольнике, то можно заметить, что очень многие закономерности
искусства он использует интуитивно, не осознанно. То же происходит и в процессе
восприятия произведений. Некоторые образы дети объясняют как-то особенно
неравнодушно, пытаясь почувствовать их изнутри. Именно почувствовать, а не внешне
прочитать идею, глубоко скрывающуюся за символами, знаками, атрибутами. В таком
случае следует говорить о неком катарсисе, в котором ребенок принимает участие
совместно с автором.
Восприятие дошкольника является непроизвольным. Дети не умеют управлять своим
восприятием, не способны самостоятельно анализировать определенный предмет. В
предметах дошкольники примечают не основные признаки, не самое значительное и
важнейшее, а то, что красочно выделяет их на фоне прочих предметов: окраску,
величину, форму [17, с. 28].
Процесс развития детского восприятия в дошкольном детстве был подробно
исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка
вырабатывается способность в уме разделять видимые предметы на некоторые части,
а после объединять их в единственное целое. Дошкольник учится, помимо контура,
выделять структуру предметов, их особенности в пространстве и соотношения
частей [6, с. 41].
Восприятие активно формируется в течение всего дошкольного возраста под
воздействием различной деятельности ребенка: лепки из пластилина и прочих
материалов, рисования, конструирования, чтения разнообразных книг, просмотра
фильмов и мультфильмов, занятий спортом, музыки, прогулок на свежем воздухе.
Суть процесса восприятия заключена в том, что оно способствует получению
и первоначальному перерабатыванию информации из вне: узнавать и различать
отдельные свойства предметов и объектов, сами объекты и предметы, их
отличительные особенности и назначения.
Ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра, которая имеет
чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. В рамках игровой
деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм
социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте
формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование.
Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания
ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее
значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного
поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом [13, с. 116].
Восприятие ребенка дошкольного возраста теснейшим образом имеет связь с
игрой. В процессе игры дети моделируют все нюансы окружающей жизненной
обстановки и новой информации, которая вызывает у них заинтересованность,
активно познают воспринимаемую информацию. Особенную значимость в жизни и
деятельности ребенка дошкольника имеют игры с ролями, в которых он постигает
законы общения, отношения в социуме, характеры и роли людей в социуме.
Очень большая роль отводится восприятию в жизни дошкольника, так как оно
выступает основой для развития мышления, содействует развитию речи, памяти,
внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие способно проявлять себя в
виде наблюдательности ребенка, его способности замечать специфические
особенности объектов, предметов и явлений, детальность которых не заметна
взрослым.
Развитие процесса восприятия в дошкольный период отличается своими
особенностями. Восприятие ребенка младшего дошкольного возраста (3-4 года)
предметно, другими словами все свойства предмета, к примеру цвет, форма,
величина и др., не отделимы у ребенка от самого предмета. Они видимы для него
неотделимо с предметом. В ходе восприятия для ребенка видимы не все свойства
предмета, а лишь самые красочные, а порой лишь одно единственное свойство, и по
данному свойству он отличает предмет от прочих. К примеру: трава зеленого
цвета, лимон желтого цвета, на вкус кислый. Работая с предметами, ребенок
начинает открывать их некоторые свойства, многообразие свойств в предмете
содействует развитию его способности отделения свойства от самого предмета,
отмечать аналогичные свойства в разнообразных предметах и различные в одном
предмете.
В среднем возрасте дошкольного детства (4-5 лет) ребенок осваивает приемы
активного познания свойств предметов: накладывать, прикладывать, измерять и др.
В ходе активного познания у ребенка происходит знакомство с разнообразием
свойств: цвет, форма, величина, временные и пространственные характеристики. Он
обучается восприятию их проявлений, осваивает способы обнаружить, назвать,
обучается различению их оттенков и особенностей. На данной стадии у него
вырабатываются представления о центральных геометрических фигурах (квадрат,
круг, треугольник, прямоугольник); об основных цветах спектра (белый и черный);
о параметрах величины; о времени.
Согласно И.В. Бутаковой, подключение ребенка в доступные ему виды
деятельности ускоряет развитие восприятия, однако если эта активность не
организованна согласно цели и не устремлена намеренно на развитие восприятия,
то в таком случае процесс будет формироваться самотеком и к концу дошкольного
периода может быть не основан в систему, иметь недостатки в представлениях
ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса
восприятия будет способствовать задержке развитие прочих познавательных
процессов [18, с. 173].
Таким образом, дошкольное детство является наиболее благоприятным
периодом развития такого психического процесса, как восприятие.
1.3 Особенности зрительного восприятия у дошкольников с
нарушением речи
психологический
зрительный восприятие дошкольный
В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий.
Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.
К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в
цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 5 - 7 лет знает
не только основные цвета, но и их оттенки.
К 5 - 6 годам значительные изменения наблюдаются в восприятии
пространства. Дети этого возраста всё чаще проявляют потребность разобраться во
всех встречающихся формах. Они уже пробуют установить, на что похож предмет.
Взрослые должны поддержать потребность ребёнка разобраться в формах окружающих
предметов.
Дети уже неплохо решают задачи на сравнение длины линий, хуже обстоит
дело с решением сложных задач на глазомер. Глазомер совершенствуется в
конструктивной деятельности, когда ребёнок подбирает недостающие детали для
постройки или делит комок глины при лепке, чтобы хватило на все части предмета.
Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании, в играх [12. с. 60]
Следует также сказать о некоторых особенностях художественного восприятия
детей. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на
героев произведений. Лишь к концу дошкольного возраста появляется способность занять
позицию вне изображаемого, позицию зрителя. Оценочные суждения детей этого
возраста ещё примитивны, но всё же свидетельствуют о зарождении умения не
только чувствовать красивое, но и оценить его. Развитию художественного
восприятия содействуют расширение знаний, представлений об окружающей
действительности, развития речи, мышления.
Восприятие других людей детьми 5 - 7 лет зависит от взаимоотношений.
Оценивая детей, к которым проявляется симпатия, ребёнок называет
преимущественно их положительные качества. Сверстников же, к которым нет
симпатии, характеризует только с отрицательной стороны.
Важную роль в развитии социальной перцепции детей 5 - 7 лет играет
взрослый, который обращает внимание на разные стороны поведения людей, героев
произведений, особенности их облика. Именно взрослый должен формировать у детей
«точки зрения», «эталоны», с которыми они будут сверять своё поведение,
поведение своих товарищей.
Восприятие ребёнка 5 лет ещё носит непроизвольный характер, то есть
является непреднамеренным [ 12, с. 62]
. Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций,
явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей
на рецепторные поверхности органов чувств.
. Дошкольный возраст является продуктивным для психического развития
ребенка. В начале данного периода у него вырабатываются такие познавательные
процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, накоплен опыт, словарный запас
и он понимает направленную к нему речь. Восприятие выступает ведущим
познавательным процессом дошкольного возрастного периода.
. К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество
ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения, значительные
изменения наблюдаются в восприятии пространства. Восприятие других людей детьми
5 - 7 лет зависит от взаимоотношений.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
В ходе изучения особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего
возраста была разработана диагностическая программа. Её сводная характеристика
представлена в таблице 1.
Таблица 1 Характеристика диагностической программы исследования
№
|
Название методики
|
Цель методики
|
1
|
Чего не хватает на этих
рисунках?
|
Диагностика уровня развития
зрительного восприятия
|
2
|
Какие предметы спрятаны в
рисунках?
|
Диагностика уровня развития
зрительного восприятия
|
3
|
Чем залатать коврик?
|
Диагностика уровня развития
зрительного восприятия
|
4
|
Узнай, кто это?
|
Выявление характеристик
перцептивных процессов и способности ребёнка формировать образы, делать
связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной
форме
|
5
|
Методика оценки уровня
развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)
|
Оценка различных сторон
восприятия: зрительно-моторной координации, фигурно-фонового различения,
постоянства очертаний, положения в пространстве, пространственных отношений
|
Рассмотрим эти методики подробнее.
.1 Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из
которых не хватает чего-то очень важного и дается инструкция: на каждой из
картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови
отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или
секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего
задания.
Оценка результатов происходит путем анализа итогов
исследования по 10-балльной системе. В итоге делаются выводы об уровне развития
зрительного восприятия: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий; 4-7
баллов - средний; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл - очень низкий.
2.2 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку представляется несколько рисунков, в которых как бы спрятаны
предметы, хорошо ему известные. Время выполнения задания ограничено 1 минутой.
Картинки предоставляются последовательно. Каждая следующая картинка дается
ребенку только после того, как он нашел все предметы на предыдущей.
Оценка результатов происходит путем анализа итогов
исследования по 10-балльной системе. В итоге делаются выводы об уровне развития
зрительного восприятия: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий; 4-7
баллов - средний; 2-3 балла - низкий; 0-1 балл - очень низкий.
2.3
Методика «Чем залатать коврик?» <#"865079.files/image001.gif">
Рис.
1. Показатель уровня развития зрительного восприятия у испытуемых дошкольников
Итак,
результаты диагностики с применением методики «Чего не хватает на этих
рисунках?» свидетельствуют, что 11 дошкольников (74% испытуемых) имеют очень
высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 4
дошкольника показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного
восприятия.
3.2 Результаты, полученные при проведении методики «Какие
предметы спрятаны в рисунках?»
Результаты, полученные с помощью методики «Какие предметы спрятаны в
рисунках?» (таблица 3)
Таблица 3 Уровень развития зрительного восприятия у испытуемых
дошкольников
Уровень развития
|
Испытуемые, %
|
Очень высокий
|
7
|
Высокий
|
26
|
Средний
|
47
|
Низкий
|
13
|
Очень низкий
|
7
|
Очень высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 7%
испытуемых дошкольников, которые набрали 10 баллов.
Высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 26% испытуемых
дошкольников, которые набрали 8-9 баллов.
Средний уровень развития зрительного восприятия выявлен у 47% испытуемых
дошкольников, которые набрали 4-7 баллов.
Низкий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 13% испытуемых
дошкольников, которые набрали 2-3 балла.
Очень низкий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 7%
испытуемых дошкольников, которые набрали 0-1.
Представим результаты диагностики в виде диаграммы (рисунок 2).
Рис. 2. Показатель уровня развития зрительного восприятия у испытуемых
дошкольников
Итак, результаты диагностики с применением методики «Какие предметы
спрятаны в рисунках?» свидетельствуют, что 12 дошкольников (80% испытуемых)
имеют очень высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия,
а 3 дошкольника (20% испытуемых) показали низкий и очень низкий уровень
развития зрительного восприятия.
3.3 Результаты, полученные при проведении методики «Чем
залатать коврик?»
Таблица 4 Уровень развития зрительного восприятия у испытуемых
дошкольников
Уровень развития
|
Очень высокий
|
13
|
Высокий
|
27
|
Средний
|
40
|
Низкий
|
13
|
Очень низкий
|
7
|
Очень высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 13%
испытуемых дошкольников, которые набрали 10 баллов.
Высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 27% испытуемых
дошкольников, которые набрали 8-9 баллов.
Средний уровень развития зрительного восприятия выявлен у 40% испытуемых
дошкольников, которые набрали 4-7 баллов.
Низкий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 13% испытуемых
дошкольников, которые набрали 2-3 балла.
Очень низкий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 7%
испытуемых дошкольников, которые набрали 0-1.
Представим результаты диагностики в виде диаграммы (рисунок 3).
Рис.
3. Показатель уровня развития зрительного восприятия у испытуемых дошкольников
Итак,
результаты диагностики с применением методики «Чем залатать коврик?»
свидетельствуют, что 12 дошкольников (80% испытуемых) имеют очень высокий,
высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 3 дошкольника (20%
испытуемых) показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного
восприятия.
3.4 Результаты, полученные при проведении методики «Узнай,
кто это?»
Таблица 5 Уровень развития зрительного восприятия у испытуемых
дошкольников
Уровень развития
|
Испытуемые, %
|
Очень высокий
|
13
|
Высокий
|
33
|
Средний
|
47
|
Низкий
|
7
|
Очень низкий
|
0
|
Очень высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 13%
испытуемых дошкольников, которые набрали 10 баллов.
Высокий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 33% испытуемых
дошкольников, которые набрали 8-9 баллов.
Средний уровень развития зрительного восприятия выявлен у 47% испытуемых
дошкольников, которые набрали 4-7 баллов.
Низкий уровень развития зрительного восприятия выявлен у 7% испытуемых
дошкольников, которые набрали 2-3 балла.
Очень низкий уровень развития зрительного восприятия не выявлен.
Представим результаты диагностики в виде диаграммы (рисунок 4)
Рис.
4. Показатель уровня развития зрительного восприятия у испытуемых дошкольников
Итак,
результаты диагностики с применением методики «Узнай, кто это?»
свидетельствуют, что 14 дошкольников (93% испытуемых) имеют очень высокий,
высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 1 дошкольник (7%
испытуемых) показал низкий уровень развития зрительного восприятия. Очень
низкий уровень зрительного восприятия не выявлен.
3.5 Результаты, полученные при проведении методики оценки уровня развития
зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких)
Результаты, полученные с помощью методики оценки уровня зрительного
восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких) (таблица 6)
Таблица 6 Развитие различных сторон восприятия у испытуемых дошкольников
Критерий
|
Коэффициент восприятия
|
Процент восприятия
|
Норма развития
|
50-60
|
76%-95%
|
Результаты исследования
|
56
|
90%
|
Результаты, представленные в таблице демонстрируют, что уровень
зрительного восприятия у испытуемых дошкольников соответствуют норме.
1. Результаты диагностики с применением методики «Чего не хватает на этих
рисунках?» свидетельствуют, что 11 дошкольников (74% испытуемых) имеют очень
высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 4
дошкольника показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного
восприятия.
2. Результаты диагностики с применением методики «Какие предметы спрятаны в
рисунках?» свидетельствуют, что 12 дошкольников (80% испытуемых) имеют очень
высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 3
дошкольника (20% испытуемых) показали низкий и очень низкий уровень развития
зрительного восприятия.
3. Результаты диагностики с применением методики «Чем залатать коврик?»
свидетельствуют, что 12 дошкольников (80% испытуемых) имеют очень высокий,
высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 3 дошкольника (20%
испытуемых) показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного
восприятия.
4. Результаты диагностики с применением методики «Узнай, кто это?»
свидетельствуют, что 14 дошкольников (93% испытуемых) имеют очень высокий,
высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 1 дошкольник (7%
испытуемых) показал низкий уровень развития зрительного восприятия. Очень
низкий уровень развития зрительного восприятия не выявлен.
5. Результаты, полученные с помощью методики оценки уровня развития
зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких) демонстрируют, что
уровень зрительного восприятия у испытуемых дошкольников соответствует норме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование было проведено на базе дошкольного образовательного
учреждения №115 города Тулы. В исследовании приняли участие 15 дошкольников с
нарушением речи в возрасте 5 лет.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме изучения
зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены
особенности развития зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
Составлена и апробирована диагностическая программа, направленная на изучение
особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
3. Проанализированы результаты, полученные в ходе применения данной
диагностической программы, сформулированы выводы и рекомендации
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты:
1. Результаты диагностики с применением методики «Чего не хватает на этих
рисунках?» свидетельствуют, что 11 дошкольников (74% испытуемых) имеют очень
высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 4
дошкольника показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного
восприятия.
2. Результаты диагностики с применением методики «Какие предметы спрятаны в
рисунках?» свидетельствуют, что 12 дошкольников (80% испытуемых) имеют очень
высокий, высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 3
дошкольника (20% испытуемых) показали низкий и очень низкий уровень развития
зрительного восприятия.
3. Результаты диагностики с применением методики «Чем залатать коврик?»
свидетельствуют, что 12 дошкольников (80% испытуемых) имеют очень высокий,
высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 3 дошкольника (20%
испытуемых) показали низкий и очень низкий уровень развития зрительного
восприятия.
4. Результаты диагностики с применением методики «Узнай, кто это?»
свидетельствуют, что 14 дошкольников (93% испытуемых) имеют очень высокий,
высокий и средний уровень развития зрительного восприятия, а 1 дошкольник (7%
испытуемых) показал низкий уровень развития зрительного восприятия. Очень
низкий уровень развития зрительного восприятия не выявлен.
5. Результаты, полученные с помощью методики оценки уровня развития
зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М.М. Безруких) демонстрируют, что
уровень зрительного восприятия у испытуемых дошкольников соответствует норме.
Это позволяет сделать следующие выводы:
. На основе анализа литературы были правильно определены
особенности зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста;
. Подобранные методики реально позволяют выявить особенности
зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста.
На основе этих выводов можно сформулировать следующие рекомендации:
. При работе с детьми пятилетнего возраста нужно учитывать
особенности их зрительного восприятия;
. Использовать апробированную в данном исследовании программу;
. В дальнейшем проводить коррекционно-развивающую работу,
направленную на развитие зрительного восприятия.
Таким образом, поставленные цели достигнуты, задачи решены, гипотеза
доказана на данном этапе исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М.М.,
Теребова Н.Н. -Особенности развития
зрительного восприятия у детей 57 лет
<#"865079.files/image005.gif">
Приложение 2. Рисунки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Приложение
3. Методика «Чем залатать коврик?» <#"865079.files/image009.jpg">
Приложение
4. Методика «Узнай, кто это?» <#"865079.files/image010.jpg">