Охрана труда в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    100,91 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Охрана труда в Российской Федерации

1.      Налоговый и бухгалтерский учет расходов на охрану труда

бухгалтерский учет труд

Расходы в сфере охраны труда подразделяются следующим образом: расходы на мероприятия по охране труда; расходы компенсационного характера, обусловленные работой в неблагоприятных условиях труда; выплаты по возмещению вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. При рассмотрении налогового и бухгалтерского учета охраны труда мы оценим ситуацию с двух точек зрения: если организация нанимает для охраны труда стороннего исполнителя и если занимается этим процессом сама.

Функция охраны труда для организации связана с расходами.

Налоговый учет затрат в области охраны труда - система обобщения информации по затратам в области охраны труда для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным положениями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Затраты в области охраны труда учитываются по элементам:

материальные расходы;

расходы на оплату труда;

суммы начисленной амортизации и др. расходы.

К материальным относятся расходы на приобретение спецодежды, спецобуви и др. средств индивидуальной защиты. В состав расходов на оплату труда входят: начисления к тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам компенсирующего характера, связанные с условиями труда, в т.ч. за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условий труда, расходы на оплату дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня.

Другие расходы:

на обеспечение нормальных условий     труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством РФ;

лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

сертификацию продукции и услуг (сертификация работ по охране труда, аттестация рабочих мест по условиям труда);

оплату консультационных и иных аналогичных услуг (в части проблем охраны труда);

оплату услуг по управлению организацией (в части, касающейся управления охраны труда);

подготовку и переподготовку по охране труда;

оплату учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, в т.ч. проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;

содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;

лечебно-профилактическое питание, молоко и др. равноценные продукты;

выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В п. п. 4 и 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ дано определение понятий «работы» и «услуги»: «Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Реализацией услуг признается их возмездное оказание одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39).

При исчислении налога на прибыль организация учитывает выручку от оказания услуг в составе доходов от реализации. Указанные доходы признаются на дату оказания услуг, т.е. на дату подписания заказчиком соответствующего акта. Вместе с актом должен выдать организации-заказчику счет-фактуру.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Следовательно, при оказании услуг у организации возникает объект обложения НДС.

Заказчик вправе принять предъявленный ему НДС к вычету (при выполнении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Бухгалтерский учет спецодежды, спецобуви и иных средств индивидуальной защиты по решению организации, закрепленному в учетной политике для целей бухгалтерского учета, организуется в составе объектов основных средств или материальных запасов.

Если спецодежда учитывается как объект основных средств, то организация обязана руководствоваться положениями ПБУ 6/01 и учитывать все предметы со сроком носки свыше одного года в составе объектов основных средств, с заведением соответствующих форм первичной учетной документации (инвентарных карточек и т.п.), начислением амортизации и выполнением иных предусмотренных действий.

При этом предметы стоимостью не более 20 000 руб. за единицу (в части спецодежды - комплекта, в части спецобуви - пары) в соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 списываются на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Если организация ведет учет средств индивидуальной защиты по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, к балансовому счету 10 «Материалы» открывается два дополнительных субсчета - «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и «Специальная оснастка, и специальная одежда в эксплуатации». При передаче в эксплуатацию предметов, срок носки которых составляет не более 12 месяцев, их стоимость единовременно относится на затраты производства (расходы на продажу) в момент передачи (отпуска) сотрудникам. Если срок носки предметов спецодежды, спецобуви или иных средств индивидуальной защиты превышает 12 месяцев, ее стоимость относится на затраты производства (расходы на продажу) линейным способом исходя из сроков носки.

Специальная служба может следить за соблюдением охраны труда. Структуру и число сотрудников этой службы устанавливает руководитель предприятия. На специалиста по охране труда, возложены функции по контролю, за охраной труда, поэтому назначать на эту должность нужно человека, который имеет соответствующую подготовку или опыт работы (ст. 217 ТК РФ). Создавать специальную службу или вводить штатную должность специалиста по охране труда обязаны те предприятия, на которых работает более 100 человек (ст. 217 ТК РФ).

Расходы по охране труда являются накладными, поэтому в бухгалтерском учете их нужно отражать на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

В общем виде бухгалтерский учет будет выглядеть следующим образом:

Отражена сумма выручки, подлежащая получению от заказчика за оказанные для него услуги:

Дебет: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Кредит: 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Первичный документ: Акт приема-сдачи оказанных услуг.

. Начислен НДС:

Дебет: 90, субсчет с суммы выручки.

Кредит: 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

Первичный документ: Счет-фактура.

. Списана фактическая себестоимость услуг, оказанных заказчику:

Дебет: 90, субсчет «Себестоимость продаж».

Кредит: 20 «Основное производство».

Первичный документ: Бухгалтерская справка.

Соответственно, бухгалтерский учет организации-заказчика будет выглядеть следующим образом:

Бухгалтерский учет организации-заказчика:

. Приняты к учету оказанные аутсорсером услуги:

Дебет: 26 оказанных услуг.

Кредит: 60 счет-фактура.

Первичный документ: Акт приема-сдачи.

. Учтен НДС, предъявленный к оплате компанией-аутсорсером:

Дебет: 19.

Кредит: 60.

Первичный документ: Счет-фактура.

. Принят к вычету НДС со стоимости приобретенных услуг:

Дебет: 68.

Кредит: 19.

Первичный документ: Счет-фактура.

. Перечислены денежные средства аутсорсеру за оказанные услуги:

Дебет: 60.

Кредит: 51.

Первичный документ: Выписка банка по расчетному счету

У аутсорсера выручка от оказания услуг включается в состав доходов от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н). Выручка признается на дату подписания акта приема-сдачи оказанных услуг (п. 12 ПБУ 9/99).

В бухгалтерском учете организации-заказчика расходы на оплату аутсорсинговых услуг (без НДС) признаются в составе расходов по обычным видам деятельности на дату подписания акта приема-сдачи оказанных услуг (п. п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Осуществление организацией функции охраны труда - самостоятельно.

Согласно ст. 226 Трудового кодекса РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Таким образом, законодатель подчеркивает, что затраты на улучшение условий и охрану труда напрямую связаны с расходами на производство.

Все траты, которые можно отнести к охране труда работников (забота о здоровье, улучшение условий труда, создание предпосылок для более высокой работоспособности и т.д.), можно рассматривать как прочие расходы организации в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ: «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации».

Следовательно, все расходы, которые налогоплательщик может связать с охраной труда (созданием нормальных условий труда и мерами по технике безопасности), а также подтвердить документально, можно смело исключать из налогооблагаемой прибыли.

Перечень расходов, напрямую связанных с охраной труда.

Расходы по охране труда работников с вредными и опасными условиями труда. Относятся расходы на создание нормальных условий труда работников, чей труд связан с вредными или опасными условиями труда:

на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обеззараживающими средствами и т.д.);

на выдачу молока и лечебно-профилактическое питание;

на санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание.

.        Основные показатели при проведении расчетов оценки социально-экономической эффективности мероприятий по охране труда

К мероприятиям по улучшению условий и охране труда относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на предупреждение, ликвидацию или снижение отрицательного воздействия вредных и опасных производственных факторов на работающих. Эти мероприятия могут быть одноцелевыми и многоцелевыми. Одноцелевые мероприятия направлены полностью или главным образом на улучшение условий и охрану труда. Многоцелевые мероприятия одновременно с улучшением условий труда и повышением уровня его безопасности приводят к улучшению результатов производственной деятельности предприятий. К таким мероприятиям относятся, например, автоматизация управления технологическими процессами, механизация ручных работ, внедрение новых более совершенных машин и механизмов и т.п.

Для оценки результатов мероприятий по улучшению условий и охране труда в настоящее время предложены четыре группы показателей: изменения состояния условий труда; социальные; социально-экономические; экономические.

Изменение состояния условий труда на рабочих местах оценивается: повышением уровня безопасности труда, улучшением санитарно-гигиенических показателей, улучшением психофизиологических показателей, улучшением эстетических показателей.

Повышение уровня безопасности труда характеризуется увеличением количества машин, механизмов и производственных помещений, приведенных в соответствие с требованиями стандартов, безопасности труда и строительных норм и правил.

Для оценки социального эффекта от внедрения мероприятий по улучшению условий и охране труда могут быть использованы следующие социально-экономические показатели:

. Сокращение числа рабочих мест, не соответствующих нормативным требованиям санитарно-гигиенических условий труда.

Кс. г. = Эс. г.м. : Чр. м.,

где Эс. г.м. - социальный эффект от улучшения санитарно-гигиенических условий труда по всем показателям, перечисленным ранее, определяемый как прирост после внедрения мероприятий числа рабочих мест, на которых условия труда в комплексе соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям; Чр. м. - общее число рабочих мест.

. Сокращение численности рабочих, находящихся в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам.

Чс. г. = Эс. г.р. : Чр.,

где Эс. г.р. - социальный эффект от улучшения санитарно-гигиенических условий труда, рассчитываемый по всем показателям и определяемый как прирост числа рабочих, у которых условия труда соответствуют нормативам; Чр - общая численность рабочих.

. Увеличение количества машин, механизмов и производственных помещений, приведенных в соответствие с требованиями СНиП и других нормативно-технических документов.

ККм. п. = Эм. п. : Чм. п.,

где Эм. п. - социальный эффект от увеличения количества и удельного веса машин, механизмов, производственных помещений, приведенных в соответствие с нормативными требованиями; Чм. п. - общее число машин, механизмов и помещений.

. Сокращение производственного травматизма.

Кч = Эч : Чр,   Кт = Эт : Nт,

где ΔКч - снижение частоты травматизма; ΔКт - снижение тяжести травматизма; Эч, Эт - социальный эффект от уменьшения числа случаев и тяжести травматизма, рассчитываемый как разность этих показателей до и после внедрения мероприятий; Nт - число травм в отчетном году (базовом).

. Сокращение заболеваемости.

Кс. з. = Эз. : Ч;   Кт. з. = Эт. з. : Nс. з.,

где ΔКс. з. - уменьшение числа случаев заболевания с временной утратой трудоспособности из-за неблагоприятных условий труда; Кт. з. - снижение продолжительности заболеваний; Эз и Эт. з. - социальный эффект от уменьшения числа случаев и длительности болезней; Nс. з. - число заболеваний в отчетном (базовом) году.

. Сокращение числа случаев выхода на инвалидность вследствие травмы или заболеваний.

Чи = Эи : Чр,

где ΔЧи - число лиц, получивших инвалидность; Чр - общее число работников; Эи - социальный эффект, достигнутый за счет сокращения инвалидности (разность относительного числа работников, получивших инвалидность до и после внедрения мероприятий).

. Сокращение текучести кадров из-за неблагоприятных условий труда.

Ктек = Этек : Чр,

где Этек - социальный эффект, проявляющийся в сокращении числа случаев увольнения по собственному желанию в связи с неблагоприятными условиями труда.

. Экономия рабочего времени в связи со снижением текучести кадров в расчете на одного работника.

Крт = Эс. э.к. : Чр,

где Эс. э.к. - социально-экономический эффект от сокращения потерь рабочего времени в связи с текучестью кадров.

Социальный эффект по этим показателям рассчитывается как разница показателей до и после проведения мероприятий, так как это указано в методических рекомендациях.

3.      Анализ и оценка опасностей в сфере труда на примере субъекта Российской Федерации

Все риски следует анализировать, оценивать и упорядочить по приоритетам для исключения или снижения риска. Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность. Риски. Которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как исходные данные для разработки целей и задач в области охраны труда.

Все идентификационные риски полежат управлению с учетом приоритетов и применяемых мер, в качестве которых используют:

         исключение опасного вида работ (процедуры);

         замену опасной процедуры;

         инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей;

         административные методы ограничения воздействия опасностей;

         средства коллективной и индивидуальной защиты

При выполнении работ с высоким уровнем риска следует давать письменные разрешение (наряды-допуски) на проведение таких работ.

Аттестация рабочих мест по условиям труда является вариантом оценки риска и служит основой для планирования и разработки мероприятий по улучшению условий труда.

Сегодня в России существует обширная нормативная база по оценке опасностей. Проблема в том, что в соответствии с традиционным в нашей стране подходом в качестве главного источника опасности рассматриваются технологические системы и практически не учитывается «человеческий фактор».

Основными документами, регламентирующими оценку опасностей, являются:

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», устанавливающий требования по оценке риска аварий и связанных с ними угроз в декларациях промышленной безопасности;

Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня, включаемых в нее сведений (РД-03-14-2005), утв. приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893, устанавливающий требования по проведению всестороннего анализа причин возникновения аварий, сценариев аварий, факторов, способствующих возникновению и развитию аварий и связанных с ними рисков (результаты оценки риска должны включать краткие данные о показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и иным физическим лицам, ущерба имуществу и окружающей природной среде);

Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов (РД 03-418-01), утв. постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 № 30, содержащие методические принципы, термины и понятия в сфере анализа риска, а также основные методы анализа опасностей и риска аварий на опасных производственных объектах;

Стандарты по менеджменту риска ГОСТ Р серии 51901, включая ГОСТ Р 51901-2002 «Управление надежностью. Анализ риска технологических систем» (принят постановлением Госстандарта России от 07.06.2002 № 236-ст), содержащие указания по выбору и реализации методов анализа риска, главным образом для оценки риска технологических систем.

Это не полный список действующих нормативных правовых документов в области оценки опасностей, однако, по нему можно судить об общем положении дел с нормативной базой в этой сфере. В качестве потенциальных источников опасности в указанных документах в первую очередь рассматриваются опасные производственные объекты, отказы в работе оборудования. Оценка опасности практически не привязана к рабочим местам. Нормативными требованиями по оценке рисков не охвачены:

действия в штатном режиме;

источники негативного воздействия на здоровье и безопасность персонала, не связанные с опасными производствами и технологическим оборудованием.

Все случаи травмирования, причинами которых послужили неисправность оборудования, его конструктивные недостатки и другие технологические аспекты, были категоризированы как легкие травмы. Все тяжелые травмы, одна из которых привела к смерти работника, были получены в штатной ситуации, при выполнении текущих функций предприятия и не были связаны с отказами техники, авариями, разрушениями, пожарами.

Несчастные случаи были обусловлены организационно-административными и поведенческими причинами, а именно:

отсутствие административного контроля;

неправильная организация работ;

допуск к работе необученного персонала;

низкая трудовая и производственная дисциплина, неосторожность.

Это те факторы опасности, которые в соответствии с действующей российской нормативной базой при проведении анализа рисков не учитываются.

Вопиющий случай имел место на предприятии, выпускающем стеклопакеты, где наша компания проводила аудит рабочих мест по условиям труда. При разгрузке машины со стеклом, которая осуществлялась не прошедшими инструктаж работниками без оформления наряда-допуска и в отсутствие контроля со стороны менеджеров предприятия, в результате обрушения стекла от множественных порезов погибли 3 человека. Производство стеклопакетов не относится к опасным, операция по разгрузке стекла является штатной - такие ситуации в российской нормативной базе не рассматриваются как источники рисков.

В современной российской производственной практике значительное число несчастных случаев с травмированием работников происходят во вспомогательных подразделениях, которые в целях оптимизации зачастую выводятся из состава предприятия как непрофильные виды деятельности. Такие подразделения превращаются в дочерние организации, и с ними начинают работать как с подрядчиками. И тут же у этих «подрядчиков» резко ухудшаются качество управления и показатели в области охраны труда.

Наиболее прогрессивный механизм, позволяющий реализовать такие задачи, - это система управления профессиональными опасностями.

Самые эффективные системы охраны здоровья и обеспечения безопасности труда сегодня разрабатываются на основе международных стандартов BS OHSAS 18001, BS 8800 и руководства Международной организации труда ILO-OSH 2001.

Внедрение системы в сфере охраны труда в организации - не дань моде, а актуальная необходимость, позволяющая обеспечить полноценное управление рисками повреждения здоровья и травмирования работников.

Переход от разовых действий к их системной взаимосвязи позволяет обеспечить безопасные условия труда для работников, соблюдение норм и требований действующего законодательства, максимальную эффективность реализуемых программ охраны здоровья и безопасности на производстве.

Внедрение на предприятии системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности - важнейший шаг к построению социально-ответственного бизнеса.

Внедрение системы управления профессиональными рисками позволяет:

Реализовывать меры по снижению или устранению рисков и обеспечить их систематический мониторинг.

Предотвращать возникновение инцидентов, аварий, непредвиденных ситуаций.

Улучшать психологический климат в компании.

Достигать стратегических целей в области охраны труда.

Уменьшать прямые и непрямые издержки бизнеса.

Задача 1

Расчёт потребного воздухообмена при общеобменной вентиляции

Определить необходимый воздухообмен в помещении, исходя из условия удаления избыточной теплоты и разбавления вредных выделений свежим воздухом до допустимых концентраций.

длина пом., м

Ширина пом., м

Высота пом., м

Мощность обор-я, кВт

Категория Тяжести работы

Вредное вещество

Кол-во вредного вещества, мг/ч

Число раб. Чел.

ПДК, Мг/м3

70

44

4

200

тяжелая

оксид азота

20 000

50

5


Решение:

При общеобменной вентиляции потребный воздухообмен определяют из условия удаления избыточной теплоты и разбавления вредных выделений свежим воздухом до допустимых концентраций.

. Расход приточного воздуха L1, м3/ч, необходимый для отвода избыточной теплоты,


где - Qизб - избыточное количество теплоты, кДж/ч; с - теплоемкость воздуха, Дж/(кг•К), с = 1,2 кДж/(кг•К); ρ - плотность воздуха, кг/м3; tуд - температура воздуха, удаляемого из помещения, принимается равной температуре воздуха в рабочей зоне, оС; tпр - температура приточного воздуха.

Расчетное значение температуры приточного воздуха tпр для Волгограда принимаем 22,3оС.

Температура воздуха в рабочей зоне tуд принимаем на 3-5оС выше расчетной температуры наружного воздуха.

Плотность воздуха, кг/м3, поступающего в помещение,


ρ = 353 ÷ (273 + 22,3) = 1,195 кг/м3

Избыточное количество теплоты, подлежащей удалению из производственного помещения, определяют по тепловому балансу:


где Qпр - теплота, поступающая в помещение от различных источников, кДжд/ч; Qрасх - теплота, расходуемая (теряемая) стенами здания и уходящая с нагретыми материалами, кДж/ч.

Поскольку перепад температур воздуха внутри и снаружи здания в теплый период года незначительный (3-5оС), то при расчете воздухообмена по избытку тепловыделений потери теплоты через конструкции зданий можно не учитывать. При этом некоторое увеличение воздухообмена благоприятно влияет на условия труда работающих в наиболее жаркие дни теплого периода года.

С учетом изложенного, формула принимает следующий вид:


Избыточное количество теплоты определяется только с учетом тепловыделений электрооборудования и работающего персонала:


где Qэ.о - теплота, выделяемая при работе электродвигателей оборудования, кДж/ч; Qр - теплота, выделяемая работающим персоналом, кДж/ч.

Теплота, выделяемая при работе электродвигателей оборудования,

где β - коэффициент, учитывающий загрузку оборудования, одновременность работы, режим работы, β = 0,25…0,35; N - общая установочная мощность электродвигателей, кВт.

Qэ.о = 3528 • 0,25 • 200 = 176 400 кДж/ч.

Теплота, выделяемая работающим персоналом,


где n - число работающих, чел.; Кр - теплота, выделяемая одним человеком, кДж/ч (принимаем при тяжелой работе 500 кДж/ч).

Qр = 50 • 500 = 25 000 кДж/ч.

Следовательно, Qизб = 176 400 + 25 000 = 201 400 кДж/ч.

Тогда,

 

. Расход приточного воздуха L2, м3/ч, необходимый для поддержания концентрации вредных веществ в заданных пределах:


где G - количество выделяемых вредных веществ, мг/ч; qуд - концентрация вредных веществ в удаляемом воздухе, , мг/м3; qпр - концентрация вредных веществ в приточном воздухе, мг/м3,

qпр ≤ 0,3 • qпдк = 0,3 • 5 = 1,5 мг/м3.

Тогда,

L1 ˃ L2, то для определения потребного воздухообмена принимаем величину L1.

. Определение потребного воздухообмена, 1/ч.

K = L / Vп,

где К - Кратность воздухообмена помещений, 1/ч; L - потребный воздухообмен, м3/ч; Vп - объем помещения, м2. п = Длина помещения • Ширина помещения • Высота помещения = 70 • 44 • 4 = 12 320 м3.

К = 35 111,58 ÷ 12 320 = 2, 85 1/ч.

Кратность воздухообмена помещений обычно составляет от 1 до 10 1/ч.

Ответ: потребный воздухообмен L = 35 111,58 м3/ч, кратность воздухообмена К = 2,85 1/ч.

Задача 2

Расчёт контурного защитного заземления в цехах с электроустановками напряжением до 1000 В

Рассчитать результирующее сопротивление растеканию тока заземляющего устройства и сравнить с допустимым сопротивлением.

Длина помещения, м

Ширина помещения, м

Удельное сопротивление грунта, Ом∙см

48

10

15 000


Решение:

В качестве искусственных заземлителей используют стальные трубы длиной 1,5…4 м, диаметром 25…50 мм, которые забивают в землю, а также металлические стержни и полосы. Для достижения требуемого сопротивления заземлителя, как правило, используют несколько труб (стержней), забитых в землю и соединенных там металлической (стальной) полосой.

Контурным защитным заземлением называется система, состоящая из труб, забиваемых вокруг здания цеха, в котором расположены электроустановки.

Заземление электроустановок необходимо выполнять:

при напряжении выше 380 В переменного и 440 В постоянного тока в помещениях без повышенной опасности, т. е. во всех случаях;

при номинальном напряжении выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока в помещениях с повышенной опасностью, особо опасных и в наружных установках;

при любых напряжениях переменного и постоянного тока во взрывоопасных помещениях.

На электрических установках напряжением до 1000 В одиночные заземлители соединяют стальной полосой толщиной не менее 4 мм и сечением не менее 48 мм2. Для уменьшения экранирования рекомендуется одиночные заземлители располагать на расстоянии не менее 2,5…3 м один от другого.

. Сопротивление растеканию тока Ом, через одиночный заземлитель из труб диаметром 25...30 мм рассчитаем по формуле:

Rтр = 0,9 (ρ / lтр),

где ρ - удельное сопротивление грунта, которое выбирают в зависимости от типа, Ом • см, lтр - длина трубы, 1,5…4 м. Принимаем lтр = 150 см.

Rтр = 0,9 (15 000 / 150) = 90 Ом.

. Определяем примерное число заземлителей без учёта коэффициента экранирования по формуле:

n = Rтр / r,

где r - допустимое сопротивление заземляющего устройства, 4 Ом.

В соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) на электрических установках напряжение до 1000 В допустимое сопротивление заземляющего устройства равно не более 4 Ом.= 90 ÷ 4 = 22,5 ≈ 23 шт.

. Определяем коэффициент экранирования заземлителей.

Таблица 1. Коэффициенты экранирования заземлителей ηтр

Число труб (уголков)

Отношение расстояния между трубами (уголками) к их длине

ηтр

Отношение расстояния между трубами (уголками) к их длине

ηтр

Отношение расстояния между трубами (уголками) к их длине

ηтр

4

1

0,66…0,72

2

0,76…0,80

3

0,84…0,86

6

1

0,58…0,65

2

0,71…0,75

3

0,78…0,72

10

1

0,52…0,58

2

0,66…0,71

3

0,74…0,78

20

1

0,44…0,50

2

0,61…0,66

3

0,68…0,73

40

1

0,38…0,40

2

0,55…0,61

3

0,64…0,69

60

1

0,36…0,42

2

0,52…0,58

3

0,62…0,67


Длина трубы - 1,5 м.

Число труб - 23 шт., принимаем 40 шт.

Расстоянии между трубами не менее 2,5…3 м, отношение расстояния между трубами, принимаем 3 м.

ηтр = 0,64…0,69, принимаем ηтр = 0,64.

Число вертикальных заземлителей с учетом коэффициента экранирования определяем по формуле:

n1 = n / ηтр

n1 = 23 ÷ 0,64 = 35,9 ≈ 36 шт.

Длину соединительной полосы (м) определяем по формуле:

lп = n1a,

где а - расстояние между заземлителями, м., а = 3 м.

lп = 36 • 3 = 108 м.

Периметр цеха:

P = (a + b) • 2

P = (48 + 10) • 2 = 116 м.

Расчетная длина соединительной полосы получилась меньше периметра цеха, то длину соединительной полосы необходимо принять равной периметру цеха плюс 12…16 м.

lп = Р + 12

lп = 116 + 12 = 128 м.

После этого следует уточнить значение ηтр.

а = lп ÷ n

а = 128 ÷ 23 = 5,6 м.

Если а ÷ lтр > 3, принимают ηтр=1.

5,6 ÷ 1,5 = 3,7

В нашем случае 3,7 > 3, следовательно, ηтр=1.

Тогда, число вертикальных заземлителей с учётом экранирования будет равно:1 = 23 ÷ 1 = 23 шт.

. Сопротивление растеканию электрического тока через соединительную полосу, Ом, определяем по формуле:


. Результирующее сопротивление растеканию тока всего заземляющего устройства, Ом, определяем по формуле:

где  - коэффициент экранирования соединительной полосы,  = 0,41 (таб. 2)

Таблица 2. Коэффициенты экранирования соединительной полосы ηп

Отношение расстояния между заземлителями к их длине

Число труб


4

8

10

20

30

40

1

0,45

0,36

0,34

0,27

0,24

0,21

2

0,55

0,43

0,40

0,32

0,30

0,28

3

0,70

0,60

0,56

0,45

0,41

0,37


Задача 3

Расчёт общего освещения

Произвести расчёт общего освещения.

Помещение

Длина пом.,м

Ширина пом., м

Высота пом.,м

Наименьший размер объекта различения

Контраст объекта с фоном

Хар- ка фона

Хар-ка пом. по условиям среды

Мойка

20

20

7

5

средний

средний

влажность


Решение:

Так как условие среды на мойке влажное, применяются светильники ПВЛ, они рекомендуются для сырых помещений.

. Определяем разряд и подразряд зрительной работы, нормы освещенности на рабочем месте, согласно Норме проектирования искусственного освещения (СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение):

Зрительный разряд - 5.

Характеристика зрительного разряда - малая точность.

Подзаряд зрительной работы - Г (таб. 3).

Комбинированное освещение - 0 лк.

Общее освещение - 150 лк.

Таблица 3. Подрязряды зрительной работы

Контраст объекта различия с фоном

Характеристика фона


темный

средний

светлый

Малый

а

б

в

Средний

в

г

г

Большой

в

г

г


. Расчетный световой поток, лм. группы светильников с люминесцентными лампами (ЛЛ):


где Fл - световой поток каждой из ламп, лм; Eн - минимальная нормируемая освещённость, лк, Eн = 150 лк; Kz - коэффициент запаса, учитывающий старение ламп, запыление и загрязнение светильников (К=1,4 - 1,8), принимаем К = 1,4; Z - отношение к средней освещённости к минимальной (коэффициент минимальной освещенности), для ЛЛ Z = 1,1; N - число светильников в помещении. шт; n - количество ламп в светильнике. В светильнике ПВЛ 2 шт.; η - коэффициент использования светового потока ламп, % (η зависит от типа светильника, коэффициентов отражения потолка ρп; стен ρс (таб. 4) и индекса формы помещения i).

Рассчитаем индекс формы помещения по формуле:


где Hp - высота подвеса светильника над рабочей поверхностью, м; А и В - характерные основные размеры помещения (ширина и длина), м;

Индекс формы помещения i = 1,4, применим 1,5.

Таблица №4. Коэффициенты отражения

Характеристика поверхности

Коэффициент отражения, %

Белая поверхность (побелка, белые обои, белая плитка)

70

Светлая поверхность (светлые обои, светлый потолок, светлая краска)

50

Поверхность средней светлости (светлый паркет, светлый линолеум, несветлая краска, несветлые обои)

30

Темная поверхность (темный паркет, темная краска, темный линолеум, темные обои)

10


Таблица 5. Коэффициенты использования светового потока светильников с люминесцентными лампами з, %

Светильники

Глубокоизлучатель

Универсаль

ОД

ПВЛ

сП, %

30

50

70

30

50

70

30

50

70

30

50

70

сС, %

10

30

50

10

30

50

10

30

50

10

30

50

i

Коэффициенты использования з, %

0,5

19

21

25

21

24

28

23

26

31

14

16

19

0,6

24

27

31

27

30

34

30

33

37

18

20

22

0,7

29

31

34

32

35

38

35

38

42

21

23

25

0,8

32

34

37

35

38

41

39

41

45

23

25

27

0,9

34

36

39

38

40

44

42

44

48

25

27

29

1,0

36

38

40

40

42

45

44

46

49

26

28

30

1,1

37

39

41

42

44

46

46

48

53

27

29

31

 1,25

39

41

43

44

46

48

48

50

56

29

30

32

1,5

41

43

46

46

48

51

50

52

58

30

31

34

 1,75

43

44

48

48

50

53

52

55

60

31

33

35

2,0

44

46

49

50

52

55

55

57

62

33

34

36

 2,25

46

48

51

52

54

56

57

59

66

34

35

37

3,0

49

51

53

55

57

60

60

62

67

36

36

40

3,5

50

52

54

56

58

61

61

64

68

37

38

40

4,0

51

52

55

57

59

62

63

65

69

38

39

41

5,0

52

54

57

58

60

63

64

66

70

38

40

42


сП - коэффициент отражения потолка, сС - коэффициент отражения стен, i - индекс помещения

Определив показатель помещения, по табл. 5 определим коэффициент использования светового потока ламп: η =0,31

3. Рассчитываем число светильников по формуле:


где S - площадь помещения, м2; Eн - минимальная нормируемая освещённость, лк, Eн = 150 лк; Kz - коэффициент запаса, учитывающий старение ламп, запыление и загрязнение светильников (К=1,4 - 1,8), принимаем К = 1,4; Z - отношение к средней освещённости к минимальной (коэффициент минимальной освещенности), для ЛЛ Z = 1,1; η - коэффициент использования светового потока ламп, % (η зависит от типа светильника, коэффициентов отражения потолка ρп; стен ρс (таб. 4) и индекса формы помещения i).

Площадь помещения рассчитаем по формуле:

= A • B,

где A - длина помещения, м; B - ширина помещения в м.= 20 • 20 = 400 м2.

Тогда рассчитаем число светильников:

Таблица 6. Световые и электрические параметры ламп накаливания и люминесцентных ламп

Лампы

Накаливания

Люминесцентные

Тип лампы

Световой поток, лм

Тип лампы

Световой поток, лм

В-15

105

ЛДЦ20

820

В-25

220

ЛД20

920

Б-40

400

ЛБ20

1180

БК-40

460

ЛДЦ30

1450

Б-60

715

ЛД30

1640

БК-100

1450

ЛБ30

2100

Г-150

ЛДЦ40

2100

Г-200

2800

ЛД40

2340

Г-300

4600

ЛБ40

3000

Г-500

8300

ЛДЦ80

3560

Г-750

13100

ЛД80

4070

Г-1000

18600

ЛБ80

5320


По табл. 6 выбираем стандартную лампу - ЛБ80 с потоком 5320 лм.

Мощность осветительной установки определяется по формуле:

= pл • N • n,

где pл - мощность лампы, Вт; N- число светильников в осветительной установке, шт., n - число ламп в светильнике, шт.

Р = 80 • 28 • 2 = 4480 Вт.

Ответ: общее освещение равно 4480 Вт.

Список использованной литературы

1.      ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».

.        ГОСТ 6825-91. «Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения».

.        ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. «Оборудование производственное. Общие требования безопасности».

.        ГОСТ Р 51901-2002 «Управление надежностью. Анализ риска технологических систем», принят постановлением Госстандарта России от 07.06.2002 № 236-ст.

.        Методические рекомендации по комплексной оценке социально-экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда. - М.: ВЦНИИОТ ВЦСПС, 2005.

.        Налоговый кодекс РФ.

.        ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

.        ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

.        СНиП 2.02.05-91. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

.        СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение.

.        Трудовой кодекс РФ.

.        Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник. - М.: Высшая школа, 2012.

.        Кнорринг Г.М. Справочная книга для проектирования электрического освещения. - СПб.: Питер, 2011.

.        Мустафина А.С. Экономика безопасности труда: учеб. пособие. - Кемерово: КемТИПП, 2005.

Похожие работы на - Охрана труда в Российской Федерации

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!