Бухгалтерский учет, анализ и аудит движения основных средств предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,83 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет, анализ и аудит движения основных средств предприятия

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский социально технический университет имени академика З. Алдамжар








ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Бухгалтерский учет, анализ и аудит движения основных средств предприятия

специальность 050508 - "Учет и аудит"



Дудник Олеся Юрьевна







Костанай 2012

Содержание

Введение

1. Экономическое обоснование учета и аудита основных средств

1.1 Экономическая сущность основных средств

1.2 Поступление и выбытие основных средств

1.3 Инвентаризация и переоценка основных средств отражение их в учёте

1.4 Учет износа основных средств

2. Экономическая характеристика предприятия ГКП "Аркалыкская ТЭК"

2.1 Имущественное положение предприятия ГКП "Аркалыкская ТЭК"

2.2 Анализ наличия и движения основных средств на предприятии ГКП "Аркалыкская ТЭК

2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия ГКП "Аркалыкская ТЭК

3. Учет основных средств

3.1 Первичный и аналитический учет основных средств

3.2 Аудит основных средств на ГКП "Аркалыкская ТЭК

3.3 Совершенствование учета основных средств в ГКП "Аркалыкская ТЭК

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Рыночные отношения обусловливают объективную необходимость повышение роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Для принятия оперативных и тактических решений по управлению предприятием в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры и развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная и аналитическая информация.

Переход к рыночным отношениям, также выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место может занять институт аудиторства.

Его главная цель - обеспечить контроль за достоверностью информаций, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитором.

В этой связи в Казахстане за последние годы проведена определённая работа по становлению института аудиторства.

Согласно Закону об аудиторской деятельности, аудит представляет собой проверку финансовой отчетности юридических лиц с целью выражения независимого мнения о достоверности и объективности составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.

Задачи бухгалтерского учета и финансовой отчетности являются:

) обеспечения субъекта, а также других заинтересованных лиц, полной и достоверной информацией о его хозяйственной деятельностью;

) обеспечение информацией необходимой государственным органам для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении субъектом хозяйственной деятельности.

Аудит представляет собой проверку финансовой отчётности (далее - аудит) юридических лиц (далее - аудируемые субъекты) с целью выражения независимого мнения о достоверности и объективности составления финансовой отчётности в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.

Основными принципами аудиторской деятельности являются:

·Независимость;

·Объективность:

·Профессиональная компетентность;

·Конфиденциальность;

В новых условиях у предприятия возрастает необходимость активнее использовать бухгалтерский учет и аудит, чтобы контролировать и совершенствовать свою работу. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает региональные процессы производства, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия, служит основной для планирования его деятельности.

Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее.

Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранность всех средств хозяйства за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов снижения себестоимости продукции.

Особое место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные с состоянием основных средств. Это объясняется тем, что они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную цель хозяйства.

Основные средства являются неотъемлемой частью любого предприятия и от повышения эффективности их использования важные показатели деятельности предприятия, такие как финансовое положение, конкурентоспособность на рынке.

бухгалтерский учет аудит основное средство

В современных условиях предпринимательства предприятия должны уделять особое внимание учету основных производственных средств, т. к в результате снижение объемов производства, падения платежеспособного спроса населения и других причин, резко снизилось эффективность использования основных производственных средств, и все это разрушительно сказывается на производстве.

Кроме того, основные средства в условиях рыночной экономии, жесткой конкурентоспособности между производителями подвергается постоянной переоценке, осуществление которой невозможно без достоверного, оперативного и точного бухгалтерского учета и отчетности по основным производственным средствам.

Производственно - хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается только за счет использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, но за счет основных средств - средств труда и материальных условий процесса. Учет основных средств и амортизационных отчислений занимает важное место в системе бухгалтерского учета рыночные отношения изменения правил бухгалтерского учета основных производственных, приближения их к основным международным стандартам.

Основной целью исследования в данной работе является изучение действующей практики бухгалтерского учета на примере конкретного предприятия, выявление имеющихся недостатков на данном участке учетной работы и разработка конкретных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию учетно-аналитического процесса на предприятии.

На основе поставленной цели были решены следующие задачи:

рассмотрена экономическая сущность основных средств

произведен анализ наличия и движения основных средств

рассмотрена организация систематического учета основных средств.

Данными для дипломной работы послужила документация по учету основных производственных средств и годовые отчеты за 2009-2011 гг.

Также в работе приведен ряд цифровых примеров по наиболее сложным вопросам учета, а также бухгалтерские проводки, отражающие основной набор хозяйственных операций.

1. Экономическое обоснование учета и аудита основных средств

1.1 Экономическая сущность основных средств

Любой процесс труда включает в себя два основных компонент: средства производства, которые в свою очередь делятся на предмет труда и средства труда, рабочая сила. Средства труда в экономике принято называть основными средствами труда или основными фондами предприятия. Дадим определение термину основные средства предприятия. [4]

Основные средства (фонды) - та часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования.

Основные производственные средства (фонды) - материально-техническая база общественного производства. От их объема зависят производственная мощность предприятия и в значительной мере уровень технической вооруженности труда. Накопление основных средств и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер, повышают культурно-технический уровень общества.

По действующей видовой классификации основные производственные средства делятся на следующие группы:

  1. Здания - здания и строения, в которых происходят процессы основных, вспомогательных и подсобных производств; административные здания; хозяйственные строения. В стоимость этих объектов кроме стоимости строительной части включается и стоимость систем отопления, водопровода, электроарматуры, вентиляционных устройств и др.
  2. Сооружения - инженерно - строительные объекты, которые необходимы для осуществления процесса производства: дороги, эстакады, тоннели, мосты и др.
  3. Передаточные устройства - водопроводная и электрическая сеть; теплосеть, газовые сети, проводы, т.е. объекты, осуществляющие передачу различных видов энергии о машин-двигателей к рабочим машинам.
  4. Машины и оборудование: cиловые машины и оборудование, включающие все виды энергетических агрегатов и двигателей; рабочие машины и оборудование, которые непосредственно воздействуют на предмет труда или его перемещение в процессе создания продукции; измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование, предназначенные для измерений, регулирования производственных процессов, проведения испытаний и исследований; вычислительная техника: электронно-вычислительные, управляющие аналоговые машины, а также машины и устройства, применяемые для управления производством и технологическими процессами; прочие и оборудование, которые не отнесены к перечисленным подгруппам.
  5. Транспортные средства - принадлежащий предприятиям подвижной состав железных дорог, водный и автомобильный транспорт, а также внутри заводские транспортные средства: автокары, вагонетки, и др.
  6. Производственный инвентарь и принадлежности, предназначенные для хранения материалов, инструментов и облегчения труда, - верстаки, стеллажи, столы, контейнеры и др.
  7. Хозяйственный инвентарь - предметы конторского и хозяйственного назначения (мебель, несгораемые шкафы, множительные аппараты, предметы противопожарного назначения и др.).
  8. Рабочий и продуктивный скот.
  9. Многолетние насаждения.
  10. Капитальные затраты на улучшение земель (без сооружений).
  11. Прочие основные средства

Соотношение отдельных групп основных средств в их общем объеме представляет видовую (производственную) структуру основных средств.

Основные производственные средства принято делить на две части: активную и пассивную часть. К активной части основных средств относят те средства, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе (машины и оборудование). К пассивной же части основных средств относят те средства, которые обеспечивают нормальное функционирование производственного процесса. В среднем по производству активная часть основных средств составляет 60%, а пассивная часть - 40% от всего состава основных средств. Важнейшими факторами, влияющие на структуру основных производственных средств являются: характер выпускаемой продукции, объем выпуска продукции, уровень автоматизации и механизации, уровень специализации и кооперирования, климатические и географические условия расположения предприятий. [6]

Кроме того, все основные средства делятся на основные производственные средства и основные непроизводственные средства. К основным производственным средствам относят средства, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование, станки и др.) или создают условия для производственного процесса (производственные здания, трубопроводы и др.). К основным непроизводственным средствам (фондам) относятся жилые дома, детские и другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, которые находятся на балансе предприятия. В отличие от производственных средств они не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости на продукт, ибо он не производится. Несмотря на то, непроизводственные основные средства не оказывают непосредственного влияния на объем производства, рост производительности труда, постоянное увеличение этих средств неразрывно связано с улучшением благосостояния работников предприятия и повышением материального и культурного уровня их жизни, что в конечном счете сказывается на результатах деятельности предприятия.

Основные средства принято также классифицировать по следующим признакам:

По принадлежности:

  • собственные средства (находящиеся на балансе предприятия);
  • арендованные (временное использование за плату, лизинг основных средств);
  • По характеру участия в процессе производства:
  • действующие;
  • находящиеся в запасе или консервации;
  • По продолжительности эксплуатации выделяют следующие возрастные группы:
  • до 5 лет;
  • 6-11 лет;
  • 11-20 лет;
  • свыше 20 лет.
  • Возрастная структура, в частности используется для планирования и восстановления, т.е. для воспроизводства основных средств.
  • По технической пригодности:
  • пригодное оборудование;
  • оборудование, требующее капитального ремонта;
  • Оборудование, которое нужно списать.

Итак, подведем небольшой вывод. Основные средства предприятия представляют собой средства труда, которые участвуют в производстве, не теряя своей первоначальной формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию в виде амортизационных отчислений. Основные средства делятся на производственные и непроизводственные, на активную и пассивную части.

Для того, чтобы оценить эффективность использования основных средств предприятием, необходимо подсчитать так называемые показатели использования основных средств. Эти показатели адекватно отображают степень использования основных средств. Но, для того чтобы оценить использование основных средств, кроме расчета показателей, необходимо тщательным образом проанализировать эти показатели и выявить те факторы, которые повлияли на их значение.

Главным вопросам в учете основных средств являются определение момента признания, первоначальной стоимости, срока полезной службы, порядка начисления амортизации и результатов от их выбытия.

МСБУ 6 применяется субъектами при учете всех основных средств, в том числе долгосрочно арендуемых, когда по условиям другого стандарта бухгалтерского учета требуется или разрешается применение другой методики учета основных средств. [2]

Основные средства делятся на: земельные участки и объекты природопользования; сооружения; машины и оборудование; транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий скот; продуктивный скот; многолетние насаждения; другие виды основных средств.

Текущая стоимость - это стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату.

Балансовая стоимость - это первоначальная или текущая стоимость основных средств за вычетом суммы накопленной амортизации, по которой актив отражается в учете и отчетности.

Стоимость реализации - это стоимость, по которой возможен обмен средств между хорошо осведомленными и готовыми к проведению сделки независимости сторонам.

Первоначальная стоимость отдельных объектов основных средств может увеличиваться после их реконструкции или модернизации, а уменьшаться - при частичной ликвидации и демонтажа объектов.

Фиксируемая в бухгалтерском учете первоначальная стоимость - это величина фактических затрат на приобретение или возведение объекта. Она относительно постоянная.

Первоначальная стоимость за вычетом суммы износа называется остаточной стоимостью основных средств. Оценка одинаковых объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в разное время, может быть различной. Это зависит от времени, места и способа сооружения и приобретения основных средств, по этому и возникает необходимость в определении восстановительной стоимости основных средств.

Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных средств, современных условиях (при современных ценах, современной технике).

Ликвидационная стоимость - предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, возникающих при ликвидации основных средств, в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по выбытию.

Переоценка основных средств, производится исходя из уровня цен на дату переоценки, и осуществляется в течение отчетного года. При переоценке определяется полная восстановительная стоимость основных средств, то есть полная стоимость затрат, которая была бы осуществить организация ими владеющая, если бы она должна была полностью заменить их на аналогичные, новые объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки, включая затрату на приобретение (строительство), транспортировку, установку объектов. [5]

Основные средства в результате переоценки отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости. Износ основных средств, начисленный на дату проведения переоценки, корректируется пропорционально изменению стоимости основных средств. Сумма переоценки основных средств отражается в разделе бухгалтерского баланса " Собственный капитал", сумма переоценки по мере эксплуатации актива переносится на нераспределенный доход.

Вся сумма переоценки может быть перенесена на нераспределенный доход только в момент выбытия объекта, независимо от причины.

Переоценке подлежат основные средства:

находящиеся в собственности предприятия, их хозяйственном ведении, оперативном управлении и долгосрочной аренде с правом выкупа (здания, сооружения, машины, оборудования,

транспортные средства, другие виды основных средств),

действующие и используемые,

находящиеся на консервации,

подготовленные к описанию, но не оформлению в установленном порядке соответствующими актами.

Полная восстановительная стоимость основных средств:

определяется по усмотрению организации,

либо путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам, на новые объекты, аналогичные оцениваемым, сложившаяся на 1 января 2001 года (метод прямой оценки),

либо путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов, изменении стоимости основных средств, дифференцированных по типам заданий и сооружений, видам машин и оборудования, транспортных средств по регионам, периодам изготовления, приобретения (индексный метод).

Методом прямой оценки полной восстановительной стоимости основных средств является наиболее точным и позволяет исправить неточности, накопившиеся в результате применения средне групповых индексов в ходе предшествующих переоценок. В случае если предприятие не имеет возможности применить метод прямой оценки основных средств, она может воспользоваться индексным методом, с применением индексов изменения стоимости основных средств.

Предприятие, проводящее переоценку имеющихся у них основных средств, могут самостоятельно выбирать приведенные в таблице индексов, минимальные, максимальные или промежуточные их значения, исходя из задачи наиболее точного определения их полной восстановительной стоимости.

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющих вмести одну функцию.

Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, в запасе. Инвентарный номер применяется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с увеличением основных средств. Инвентарный номер выбывших объектов могут присваиваться другими, вновь поступившим основным производственным средствам не ранее, чем через три года после выбытия. Жизненный цикл основных средств содержит следующие этапы: поступление; участие в производственном процессе; перемещение внутри предприятия; ремонт; сдача в аренду инвентаризация; выбытие.

В соответствие с жизненным циклом учет основных средств ведется по следующим разделам: поступление, износ (амортизация), расходы на внутреннее перемещение, ремонт, аренда, результат инвентаризации, выбытие. Указанные операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Предприятие может получить основные средства: безвозмездно от юридических и физических лиц, приобретать их за плату, в результате строительства новых объектов и реконструкций, расширения и технического перевооружения действующих производственных мощностей в порядке капитальных вложений на условиях долгосрочной аренды.

Основные средства, участвуя в течение длительного периода времени в процессе производства, постепенно изнашиваются.

Износ - это процесс потери физических и моральных характеристик. Физический износ является результатом использования основных средств и воздействия внешних факторов. Моральный износ представляет собой процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям развития науки и техники. [7]

Амортизация - это стоимостное выражение износа в виде систематического распределения амортизируемой стоимости актива в течение срока службы. Амортизируемая стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимости и ликвидационной, которая определяет при поступления основных средств как предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, образующихся в конце срока полезной службы. Амортизационные отчисления признаются за каждый отчетный период как расход.

Срок полезной службы - это период, в течение которого предлагается получение экономической выгоды от использования основных средств.

Срок нормальной службы - это период, в течение которого субъект начисляет износ на основные средства в соответствии с установленными нормами.

Стоимость объектов основных средств поглощается посредством начисления амортизации.

Согласно МСБУ 6 предприятии право выбора способов начисления амортизационных начислений. Выделены следующие способы:

)равномерного (прямолинейного) списание стоимости:

Метод равномерного списания стоимости является наиболее простым, при котором амортизируемая стоимость объекта ежемесячно списывается в равных суммах. При этом методе сумма амортизационных отчислений определяется исходя из: срока полезной службы, для более точного определения которого следует учитывать всю имеющуюся информацию о состоянии объекта на данный момент (вопросы ремонта и техобслуживания, современные тенденции в области технологий и производств, опыт работы с подобными активами, климатические условия и т.д.); предельных норм амортизации.

Срок полезной службы основных средств, как и ликвидационная стоимость, при необходимости могут пересматриваться с учетом произведенных последующих затрат, улучшающих состояние основных средств. Это приводит к увеличению срока службы, а также с учетом технологического изменений, изменений на рынке сбыта или в результате изменения условий хозяйственной деятельности, что приводит к сокращению срока службы. [11]

Метод равномерного списания стоимости используется в том случае, когда можно предположить, что доходы, получаемые от использования объекта основных средств, одинаковы в каждом периоде на протяжении срока его эксплуатации, т.е. уменьшение остающейся полезности объекта происходит равномерно.

.списание стоимости пропорционально объему выполненных работ (производственный метод);

Производственный метод начисления амортизации заключается в том, что амортизационные отчисления определяется только в период использования объекта, т.е. между суммой амортизации и производственной мощностью существует прямая зависимость. При этом срок службы для определения амортизации не имеет значения. Производственная мощность может выражаться в единицах выпуска продукции, в часах эксплуатации, в единицах пробега и т.д.

Остаточная стоимость актива ежегодна, уменьшается прямо пропорционально показателю производственной мощности до тех пор, пока не достигнет ликвидационной стоимости. Производственный метод начисления амортизации приемлем в тех случаях, когда срок эксплуатации ограничен преимущественно техническими показателями либо изменениями в хозяйственной деятельности субъекта. При выборе производственного метода следует учесть, что резкие колебания величины амортизация из года в год, зависящие от использования производственных мощностей объекта, не дают четкого представления о тенденции изменения амортизации и оказывают соответствующее влияние на определение себестоимости и финансового результата

.ускоренного списания, т.е. уменьшающего остатка или списания стоимости по сумме чисел (кумулятивный метод).

Отдельные виды основных средств действуют более эффективно именно в начале эксплуатации. Кроме того, в условиях совершенствования технологии оборудования быстро устаревает морально. Поэтому в целях создания финансовых условии для ускорения внедрения в производство научно-технических достижений и повышения заинтересованности в обновлении основных средств субъекты могут применять методы ускоренного начисления амортизации: метод уменьшающегося остатка.

Метод списания стоимости по сумме чисел (кумулятивный метод) состоит в определении расчетного коэффициента. Знаменатель коэффициента равен сумме лет срока полезной службы, а числитель представляет собой количество лет, остающихся до конца срока службы в обратном порядке.

Данный коэффициент различен в разные периоды эксплуатации, но применяются к постоянной величине амортизируемой стоимости. При использовании данного метода сумма амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации значительно выше, чем последующие.

При методе уменьшающегося остатка норма амортизации, применяемая при прямолинейном методе, удваивается и применяется всего только к остаточной стоимости. Суммы амортизации при этом из года в год уменьшается, причем в первые годы она значительно выше. Предполагаемая ликвидационная стоимость при подсчете амортизации не учитывается, за исключением последнего года, сумма амортизации ограничена величиной, необходимой для уменьшения остаточной стоимости до ликвидационной.

Начисление амортизации на основные средства, вновь введенные в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода, а по выбывшим основным средствам прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

Начисление амортизации не производится во время проведения реконструкции и технического перевооружения при условии их полной остановки, а также в случае перевода основных средств на консервацию. Кроме того, амортизация не начисляется по следующим видам основных средств: земле, продуктивному скоту, библиотечным средствам, музейным ценностям, памятникам архитектуры и искусства, автомобильным дорогам общего пользования. [12]

На протяжении срока эксплуатации объектов часто возникает необходимость в последующих, капитальных и текущих расходах.

Примерами последующих, капитальных вложений могут быть затраты на модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение действующих субъектов и капитальный ремонт. При этом увеличение первоначальной объектов основных средств в результате последующих, капитальных вложений производится только в случае улучшения состояния объекта, повышающего его первоначально оцененные нормативы показатели: срок службы, производственную мощность и т.д.

Затраты на ремонт и эксплуатацию основных средств, производимые в целях сохранения и поддерживания технического состояния объекта, первоначальную стоимость не увеличивают, а признаются как текущие расходы в момент их возникновения.

Ремонт основных средств может осуществляться подрядным или хозяйственным способом. Целесообразно для проведения особо сложных видов ремонта осуществляться резервирование необходимых средств, а сами затраты на его проведение списывать за счет созданного резерва.

Объекты основных средств, списываются с бухгалтерского баланса субъекта в результате:

·физического или морального износа;

·реализация неиспользуемых в хозяйственной деятельности объектов;

·передачи другими субъектам основных средств в виде вклада в уставный капитал;

·безвозмездны передачи другими юридическими и физическими лицами;

·сдачи объектов в долгосрочную (финансируемую) аренду;

·недостач, стихийных бедствий и др.

Списание с балансов субъектов ликвидируемых основных средств, производится в установленном порядке.

Доход или убыток, возникший в результате выбытия основных средств, определяется как разница между стоимостью реализации и балансовой стоимостью, а также расходами, связанными с реализацией или прочим выбытием активом.

Разница между стоимостью реализации и балансовой стоимостью, а также расходами на реализацию является доходом или убытком от реализации или прочего выбытия основных средств.

Финансовая и налоговая отчетность определяется согласно требованием Учредителя и соответственно налоговая законодательства.

1.2 Поступление и выбытие основных средств

Основные средства могут поступать на предприятие в результате строительства производственных и жилых зданий, сооружений, передаточных устройств; приобретения машин, оборудования, транспортных средств; изготовления своими силами инвентаря, оборудования, мебели; перевода молодняка животных в основное стадо; зачисления в основные средства декоративных, защитных и других насаждений; безвозмездного поступления от других субъектов и физических лиц; финансируемой аренды объектов (после перехода права собственности); вкладов в уставный капитал и др. Учетной политикой хозяйствующего субъекта определяется порядок оприходования поступивших основных средств, состав комиссии, осуществляющей осмотр и приемку объектов, их обязанности и порядок оформления соответствующей документации. [13]

Поступление основных средств оформляют следующими документами.

Акт приемки-передачи (перемещения) основных средств применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов; для оформления ввода их в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод в действие должен быть, в соответствии с существующим законодательством, оформлен в особом порядке; для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного цеха (отдела, участка) в другой; для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче другому субъекту (вклады в уставный капитал, реализация, дарение).

При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной распоряжением руководителя субъекта (персональный состав комиссии утверждается ежегодно руководителем). Составление общего акта, оформляющего приемку-передачу нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. Акт, после его оформления, с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем субъекта или лицами на то уполномоченными.

В Акте приемки передачи (перемещения) основных средств помимо обязательных реквизитов, комиссия отражает срок полезного использования и прогнозируемую ликвидационную стоимость объекта. Срок полезного использования основных средств определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно при принятии объекта к учету, исходя из технических условий его эксплуатации, норм, установленных субъектом или других условий.

При оформлении внутреннего перемещения основных средств Акт выписывается в двух экземплярах работником подразделения (отдела) - сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - подразделению (отделу) - сдатчику.

При безвозмездной передаче (дарении) основных средств другому субъекту, Акт составляется в двух экземплярах (для субъектов, сдающих и принимающих объект).

При реализации основных средств другому субъекту Акт составляется в трех экземплярах: первые два остаются у сдающего субъекта (где первый экземпляр прилагается к отчету об остатках и движении основных средств, а второй - к расчетно-платежным документам), третий экземпляр передается лицу, принимающему основные средства.

Бухгалтерия закрепляет поступивший объект за материально ответственным лицом, открывает инвентарную карточку, присваивает объекту инвентарный номер, вносит объект в Инвентарный список (по месту нахождения, эксплуатации) и делает запись по оприходования основных средств.

При поступлении основных средств составляется следующая корреспонденция счетов подраздела "Основные средства" и кредиту следующих счетов:

- "Незавершённое строительство";

- "Неоплаченный капитал;

-"Прочие доходы";

Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии в инвентарных карточках, которые открывают на каждый инвентарный объект, за исключением однотипных предметов хозяйственного инвентаря, инструментов и других предметов, имеющих одно и то же производственное или хозяйственное назначение, одинаковые технические характеристики, стоимость и находящиеся в одном производственном подразделении. Эти предметы допускается учитывать в одной инвентарной карточке.

Карточку заполняют на основе Актов на поступившие основные средства, технических паспортов и других документов. Характеристика объектов и отдельных их конструктивных элементов должна быть краткой и точно отражать индивидуальные особенности объекта, а не дублировать полностью данные технической документации. Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу отдельных объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. [15]

Основанием для отметок о выбытии основных средств при передаче объекта основных средств другому субъекту, а также при перемещении объектов основных средств внутри субъекта является Акт приемки-передачи (перемещения) основных средств, при списании объекта основных средств вследствие ветхости или износа - Акт на списание основных средств. Записи о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации, ремонту объекта вносятся в карточки на основании Актов приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных модернизированных объектов.

В разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности, ограничиваясь двумя-тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование данных, имеющихся в технической документации объекта. Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.

При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный, достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.

Заполненные инвентарные карточки в бухгалтерии регистрируют в Описях инвентарных карточек по учету основных средств, которые ведут в одном экземпляре по каждой классификационной группе основных средств. Опись приведена ниже.

При регистрации карточки нумеруют, затем помещают в специальную картотеку, где хранят по классификационным группам основных средств, а внутри этих групп - по местам эксплуатации, материально ответственным лицам и видам основных средств. В картотеке, как правило, предусматриваются следующие разделы: "Основные средства в эксплуатации" (по классификационным группам: "Здания", "Сооружения", "Передаточные устройства" и др.), а также "Поступило в текущем месяце", "Выбыло в текущем месяце", "Внутреннее перемещение", "В ремонте", "В запасе", "На консервации", "Основные средства, сданные в аренду", "Основные средства, сданные в долгосрочную аренду", "Арендованные основные средства", "Архив".

В течение месяца карточки из разделов "Поступило", "Выбыло" и "Внутреннее перемещение" после сверки с оборотами, учтенными на счетах подраздела 2400 "Основные средства", помещают в соответствующие разделы картотеки. После возврата объекта из ремонта или от арендаторов, прекращения консервации, передачи из запаса в эксплуатацию и т.д. карточки на эти объекты раскладывают в соответствующие разделы картотеки по выбывшим основным средствам карточки помещают в раздел "Архив" картотеки.

Свод оборотов и остатков по каждой классификационной группе основных средств за месяц при ручной обработке информации проводят в карточках учета движения основных средств, в которых на основании документов записывают обороты и остатки, показанные в инвентарных карточках, которые сверяют с Главной книгой по счетам подраздела 2400 "Основные средства". В карточках указывают остаток основных средств на начало года (квартала, месяца), поступление, выбытие (в том числе ликвидировано), остаток на конец месяца (квартала, года). На основе этих данных составляют отчетность о наличии и движении основных средств. [14]

Все основные средства, закрепленные за материально ответственными лицами в разрезе цехов (отделов) субъекта, заносят в инвентарные списки основных средств. Списки находятся у материально ответственных лиц и используются ими для оперативных целей. Данные о стоимости основных средств в списках и инвентарных карточках должны соответствовать. По месту нахождения (эксплуатации) учет основных средств может вестись в двух экземплярах инвентарных карточек, которые выписывает бухгалтерия.

Данные картотеки бухгалтерии и картотеки по месту эксплуатации основных средств должны быть тождественны.

Хозяйствующий субъект в соответствии с действующим законодательством имеет право передавать другим субъектам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и инвентарь, а также списывать их с баланса.

Выбытие основных средств происходит при ликвидации по физическому и моральному износу, в связи со строительством, расширением и техническим перевооружением предприятий, цехов или других объектов, при вкладе в уставный капитал, при сдаче объектов в долгосрочную (финансируемую) аренду, в результате стихийных бедствий, аварий, нарушения нормальных условий эксплуатации, при безвозмездной передаче другим юридическим и физическим лицам, дарении, передаче (продаже) межхозяйственным и другим предприятиям и общественным организациям, реализации неиспользуемых в хозяйственной деятельности объектов, при обмене, недостаче и т.п.

Ликвидация бывает полной или частичной (при переоборудовании и модернизации объекта). В порядке ликвидации с баланса субъекта списывают здания, сооружения, оборудование и другое изношенное имущество, полностью утратившее производственное назначение вследствие физического или морального износа, после отработки им установленных сроков службы, в результате стихийных бедствий, аварий, если восстанавливать эти объекты экономически нецелесообразно или невозможно, и если они не могут быть реализованы или переданы другим хозяйствующим субъектам.

Для определения непригодности основных средств, а также для оформления всей необходимой документации, по приказу руководителя субъекта создаются постоянно действующие комиссии в составе главного инженера или заместителя руководителя субъекта (председатель), главного бухгалтера или его заместителя, материально ответственных лиц, представителя собственника, представителя Дорожной полиции (при списании автотранспортных средств). В комиссию при списании с баланса отдельных видов основных средств включают соответствующих специалистов: инженеров-механиков, инженеров-энергетиков, инженеров - гидротехников, инженеров-теплотехников, инженеров-технологов, ветврачей, зоотехников и других специалистов.

Постоянно действующие комиссии производят непосредственный осмотр объектов, подлежащих списанию, и устанавливают их непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию, причины списания, а в необходимых случаях и виновных в преждевременном списании объектов; возможность использования отдельных узлов, деталей и материалов, их оценку, составляют акты на списание основных средств.

Комиссия обязана при составлении актов использовать паспорта, поэтажные планы, ведомости дефектов, акты об авариях машин и другую имеющуюся документацию.

Здания и сооружения списывают при износе основных конструктивных элементов, невозможности или нецелесообразности восстановительного ремонта, тракторы, автомобили, самоходные машины лишь при предельном износе базовых деталей, большинства узлов и агрегатов. При этом субъекты должны списывать с баланса здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным средствам, до истечения срока их службы только в тех случаях, когда они пришли в негодность вследствие аварий или стихийных бедствий.

Полное или частичное списание основных средств (кроме автотранспортных средств) оформляют Актом о ликвидации основных средств. Акт составляет в двух экземплярах комиссия, назначенная руководителем субъекта, или лицом на то уполномоченным. Первый экземпляр Акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад полученных в результате списания запасных частей, материалов, металлолома и т.п.

Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей от ликвидации и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т п. отражают в Акте по разделу "Расчет результатов списания объекта". [10]

Списание с баланса всех видов автотранспортных средств оформляется Актом на списание автотранспортных средств. Акт составляется в двух экземплярах комиссией и утверждается руководителем субъекта или лицом на то уполномоченным. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей и металлолома, полученных в результате списания автотранспортной техники.

Затраты по ликвидации, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки автотранспортных средств, отражаются в разделе "Расчет результатов списания автомобиля (прицепа, полуприцепа)".

В Актах дают характеристику списываемых объектов, указывают причину выбытия, приводят описание технического состояния основных частей, узлов, деталей, конструктивных элементов и обосновывают нецелесообразность ремонта. Кроме того, определяют результат от ликвидации объекта. При списании объектов вследствие стихийных бедствий, аварий, а также преждевременного износа или разукомплектования, к Актам должны быть приложены документы, объясняющие причины их списания с указанием мер, принятых к виновным. Акты утверждает руководитель субъекта. Только после их утверждения можно приступить к разборке (ликвидации) объекта. Полученные от ликвидации запасные части, агрегаты, металлолом и другие ценности приходуют на соответствующие счета по ценам возможного использования или реализации.

На основании Актов на ликвидацию основных средств делают отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, описях инвентарных карточек и инвентарном списке основных средств по месту их нахождения, эксплуатации.

В случаях нарушения действующего порядка списания основных средств, а также бесхозяйственного отношения к материальным ценностям, полученным от ликвидации (уничтожение, сжигание и т.п.), виновных в этом должностных лиц привлекают к ответственности в установленном порядке.

Излишнее, не используемое оборудование, транспортные средства, приборы, инструменты, инвентарь, рабочий и продуктивный скот могут быть проданы другим юридическим и физическим лицам. Средства, полученные от продажи излишних, неиспользуемых основных средств, остаются, как правило, в распоряжении предприятия.

Передачу основных средств одним предприятием другому оформляют Актом, который составляют в двух экземплярах. На основании Акта делают отметку о выбытии основных средств в инвентарных карточках и инвентарном списке основных средств (по месту нахождения, эксплуатации). [9]

Перемещение основных средств внутри предприятия (из цеха в цех) оформляют Актом. На его основании делают отметку о перемещении основных средств в инвентарных карточках и инвентарных списках объектов по месту их нахождения. При внутрихозяйственном перемещении основных средств делают записи по дебету и кредиту счетов подраздела 2400 "Основные средства".

На основании актов на списание основных средств списывается производственное оборудование:

на сумму износа, начисленного за время эксплуатации объекта;

на балансовую стоимость объекта.

1.3 Инвентаризация и переоценка основных средств отражение их в учёте

Проведение инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в учете осуществляются согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Цель инвентаризации - подтвердить соответствие фактического наличия основных средств в натуре по местам их эксплуатации или нахождения данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) - на дату составления бухгалтерского баланса;

при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);

перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);

при выявлении фактов хищения или порчи имущества (сразу после установления таких фактов);

в других случаях, предусмотренных законодательством РК или нормативными актами Министерства финансов РК. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года;

один раз в пять лет.

Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации уточняется правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т.п.).

Материально-ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию, принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально-ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.

Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи основных средств (ф. № ИНВ-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта с обязательным указанием их инвентарного номера. Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах. Один из них передается в бухгалтерию, второй остается у материально-ответственного лица. В условиях автоматизированной обработки информации по учету результатов инвентаризации комиссии выдается опись на бумажных или машинных накопителях данных с заполненными графами.

Инвентаризационные описи (ф. № ИНВ-1) составляются отдельно по объектам производственного и непроизводственного назначения в разрезе классификационных групп основных средств. [10]

Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств. Стоимость неучтенных объектов ставится на учет в оценке; исчисленной экспертным путем, ориентируясь на современную оценку их воспроизводства. Такие объекты в указанной оценке с отражением суммы износа исходя из фактического состояния этих объектов оформляются отдельным актом.

Содержание описи предусматривает наличие двух свободных строк для записи последних номеров документов в случае движения основных средств во время инвентаризации. Эти строки предусмотрены на последней странице инвентаризационной описи перед подписью председателя комиссии.

Опись печатается с вкладными листами. В условиях автоматизированного учета форма № ИНВ-1 выдается комиссии в виде машинограммы, в которой уже заполнены графы, раскрывающие наименование объекта, числящегося на предприятии по данным учета на дату инвентаризации, год выпуска (постройки), номер (инвентарный, заводской, паспорта), а также его стоимость.

На основные средства, используемые организацией на условиях аренды независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в трех экземплярах по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Два экземпляра остаются у организации в соответствии с их целевым назначением, а третий высылается в адрес арендодателя.

Аналогичный порядок распространяется на основные средства, находящиеся на ответственном хранении, а также на объекты, физически изношенные и непригодные к эксплуатации, однако на момент инвентаризации не списанные с баланса. В описи по таким объектам указывается время ввода их в эксплуатацию и причины непригодности.

Объекты, которые в учете относятся к активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера.

Объекты, учитываемые в типовой инвентарной карточке группового учета (ф. № ОС-6), в инвентарных описях показываются по их наименованиям с указанием количества. Причем краткая индивидуальная характеристика отражается не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке. [8]

Те объекты, которые на период инвентаризации находятся за пределами организации, прежде всего транспортные средства, инвентаризируются до момента временного их выбытия. В процессе проверки может быть установлено, что в учете не нашли отражения отдельные виды капитальных работ, непосредственно связанных с балансовой стоимостью соответствующих объектов.

Не исключается также вариант, при котором произведена частичная разборка агрегата без отражения данной операции в учете, что реально занижает современную его стоимость. Во всех таких случаях комиссия должна установить причины и виновных лиц, ответственных за подобную ситуацию. Материалы, явившиеся основанием для принятия соответствующего решения по таким ситуациям, приобщаются к акту комиссии.

Все материалы, подтверждающие результаты проверки, подписываются членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. Отсутствие в описи хотя бы одной из подписей членов комиссии дает основание рассматривать результаты инвентаризации как недействительные.

После оформления в установленном порядке инвентаризационная опись передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.

На основании приказа руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи по результатам инвентаризации. Не исключается и такой вариант, когда материалы результатов работы инвентаризационной комиссии с учетом их предложений оформляются соответствующим протоколом, который утверждается руководителем фирмы.

Неучтенные основные средства оприходуются в оценке исходя из современных условий их воспроизводства. Они подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации. Эти средства могут быть отражены в учете по одному из нескольких вариантов в зависимости от их технического состояния, но в любом случае постановка объекта на баланс рассматривается как источник налогообложения на прибыль.

Инвентаризация основных средств проводится также при их переоценке. Ее цель - отразить в учете уточненную стоимость объектов исходя из современных условий их воспроизводства, а также создать источники финансирования для обновления действующих основных средств.

Рыночная цена признается достоверной, если она документально подтверждена, в следующих случаях:

опубликована в средствах массовой информации и специальной литературе;

указана в ценах предприятий-изготовителей на аналогичную продукцию;

сообщена в информации, исходящей из органов государственной статистики, ценообразования или торговых инспекций;

определена экспертами, имеющими квалификационный аттестат и лицензию на право проведения лицензионной деятельности.

Остаточная восстановительная стоимость исчисляется самой организацией. Исходными данными для ее расчета являются полная восстановительная стоимость и величина (процент) амортизации, исчисленная бухгалтерией до переоценки.

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей, (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Основные средства в момент их приобретения организацией отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. В связи с изменением действующих цен на объекты основных средств возникает необходимость приведения этих средств в соответствие с ценами, действующими на определенную дату. Например: Методическими рекомендациями к Стандарту бухгалтерского учета 6 "Учет основных средств" прямо указано на необходимость такой переоценки, после которой основные средства отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости. В бухгалтерском учете сумма переоценки увеличивает первоначальную стоимость основных средств по соответствующим счетам подраздела 2400 "Основные средства". Одновременно сумма увеличения отражается по счету 5020 "Дополнительный неоплаченный капитал

от переоценки основных средств". Износ корректируется пропорционально изменению стоимости основных средств. В течение периода эксплуатации сумма переоценки переносится на нераспределенный доход в размерах, определяемых в соответствии с применяемым методом начисления амортизации.

Отметим, что положения Казахстанских стандартов бухгалтерского учета (СБУ) и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в части переоценки основных средств совпадают.

Так, согласно МСФО, переоценка основных средств рассматривается как допустимый альтернативный порядок учета. Заключается он в следующем. После первоначального признания в качестве основного средства объект должен учитываться по переоцененной стоимости, являющейся его справедливой стоимостью на дату переоценки, за вычетом амортизации и убытков от обесценения. Справедливой стоимостью земли и зданий обычно является их рыночная стоимость. Справедливой стоимостью категорий машин и оборудования обычно является их рыночная стоимость, определяемая путем оценки.

Положительный результат переоценки, включенный в раздел "Собственный капитал", может, согласно МСФО 6, списываться на счет нераспределенного дохода, когда объект будет реализован. [17]

Списание суммы положительного результата переоценки на счет нераспределенного дохода не отражается в отчете о доходах и расходах.

По МСФО, переоценка может осуществляться двумя методами. Первый заключается в том, что первоначальная стоимость и сумма накопленного износа увеличивается на один и тот же коэффициент. Например, стоимость объекта - 500,0 тыс. тенге, износ - 100,0 тыс. тенге, коэффициент - 1,1. После переоценки текущая стоимость объекта составит 550,0 тыс. тенге (500тыс. х 1,1), износ - ПО тыс. тенге (ЮОтыс. х 1,1). Этот метод соответствует методу, приведенному в СБУ 6

Второй способ заключается в том, что первоначальная стоимость и сумма накопленного износа сводятся (сворачиваются) и разницы (остаточная или балансовая стоимость) увеличиваются до рыночной стоимости. Амортизация начисляется заново, а ставки амортизации пересматриваются с учетом срока службы объекта и ликвидационной стоимости. Срок службы и ликвидационная стоимость также могут быть пересмотрены. Рассмотренный способ в МСБУ не упоминается, поэтому он может применяться теми организациями, которые перешли на МСФ.

Переоценка основных средств в бухгалтерском учете организациями может осуществляться с помощью индексов или коэффициентов, устанавливаемых уполномоченным органом и публикуемых в официальных средствах массовой информации. В других случаях организации могут прибегнуть к услугам профессиональных оценщиков. Рассмотрим методы оценки основных средств, применяемые оценщиками. Существует три метода оценки: затратный, доходный и рыночный, который известен еще как сравнительный анализ продаж.

Затратный метод основан на калькуляции затрат, связанных с созданием или приобретением основных средств. Затратный метод может учитывать как реальные затраты, связанные с созданием или приобретением основного средства, так и затраты, необходимые для приобретения или возведения аналогичного по свойствам объекта недвижимости. Проще говоря, стоимость определяется так, как если бы объект основных средств был возведен на момент оценки по ценам на строительно-монтажные работы, действующие в период оценки этого объекта. Определив стоимость объекта, оценщик уменьшает эту стоимость на функциональный и моральный износ, определяя, таким образом, стоимость затратным методом. Такова упрощенная схема оценки этим методом.

Доходный метод базируется на предположении, что между стоимостью объекта основных средств и доходом, который этот объект может приносить, существует взаимосвязь. Например, стоимость объекта может определяться суммой арендной платы, которую можно получить от сдачи этого объекта в текущую аренду. В других случаях стоимость определяется на основе показателей прошлых лет с учетом соответствующих факторов.

В международной практике для экспресс-оценки, осуществляемой только лишь для проверки примерной стоимости объекта недвижимости, используется следующий метод. Берется стоимость арендной платы за один месяц и умножается на 100 месяцев, получается рыночная стоимость объекта недвижимости. Например, стоимость аренды здания составляет 20 долларов США за кв. метр, площадь здания - 1 200 кв. метров. Общая стоимость аренды в месяц составит 24 000 долларов США. Умножив эту сумму на 100 месяцев, получим примерную оценочную стоимость здания - 2 400 000 долларов США.

Рыночный метод характеризуется анализом рыночных продаж аналогичных по своей характеристике объектов основных средств. Для этого анализируется доступная информация о сделках, на рынке недвижимости по объектам, схожим по своему функциональному назначению и техническим параметрам. [21]

Отражение в учете результатов переоценки осуществляется в зависимости от цели такой переоценки. Например, если реализуется производственное здание, стоимость которого переоценена в связи с этим, то результат такой переоценки на счетах бухгалтерского учета не отражается.

Оценка, произведенная по основным средствам, вносимым в качестве вклада в уставный капитал, в бухгалтерском учете отражается по оценочной стоимости. Это связано с тем, что учреждаемая организация учитывает основные средства по передаточному акту, и стоимость вклада должна совпадать с данными счетов по учету инвестиций организации - учредителя.

1.4 Учет износа основных средств

Износ основных средств (фондов) - снижение первоначальной стоимости основных средств в результате их снашивания в процессе производства (физический износ) или вследствие морального старения машин, а также снижения стоимости производства в условиях роста производительности труда. В бухгалтерском учете износ основных средств отражается ежемесячно одновременно с начислением амортизации. Сумма износа равна сумме начисленной амортизации основных средств плюс износ жилых зданий в части полного восстановления.

Износ начисляется предприятием, согласно действующим законодательству, ежемесячно. Суммы начисленного износа зачисляются в издержки производства. Как было уже упомянуто в 1 главе начисление износа используются Единые нормы амортизации, где нормы амортизации установлены по группам основных средств в процентах к их первоначальной стоимости. [17]

Амортизационные отчисления - отчисления, отражающие процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на стоимость производимых с их помощью продукции, работ и услуг в целях аккумуляции денежных средств для последующего полного восстановления. Они начисляются как на материальные ценности (основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), так и на нематериальные активы (интеллектуальная собственность). Амортизационные отчисления производятся по установленным нормам амортизации, их размер устанавливается за определенный период по конкретному виду основных фондов (группе; подгруппе) и выражается, как правило, в процентах на год износа к их балансовой стоимости.

Амортизационный фонд - источник капитального ремонта основных средств, капитальных вложений. Образуется за счет амортизационных отчислений. [14]

Задача амортизации (износа) - распределить стоимость материальных активов длительного пользования на издержки в течение предполагаемого срока эксплуатации на основе применения систематических и рациональных записей, т.е. это процесс распределения, а не оценки. В данном определении есть несколько существенных моментов.

Во-первых, все материальные активы длительного пользования, кроме земли, имеют ограниченный срок эксплуатации. Из-за ограниченности срока службы стоимость этих активов должна распределяться на издержки в течение всех лет их эксплуатации. Двумя основными причинами ограниченности срока службы активов является физический и моральный износ (устарелость). Физический износ материальных активов является результатом их использования, эксплуатации, а также воздействия природных факторов (ветер, солнце и т.д.). Периодический ремонт и тщательный уход могут сохранить здания и оборудование в хорошем состоянии и значительно продлить срок его службы, но, в конечном итоге, и каждое здание, и каждая машина должны прийти в негодность. Необходимость амортизации не может быть исключена регулярным ремонтом.

Моральный износ представляет процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям вследствие прогресса в развитии техники и по другим причинам. Даже здания часто становятся морально устаревшими, не успев износиться физически. Бухгалтеры обычно не делают разницы между физическим и моральным износом, так как их интересует срок эксплуатации основных средств, невзирая на возможный срок их службы.

Во-вторых, термин "амортизация", используемый в учете, понимается не как физический износ или снижение рыночной стоимости объекта в течение данного времени, а как списание стоимости производственных активов в течение времени их полезного функционирования. Термин употребляется для отражения постепенного списания стоимости основных средств на издержки.

В-третьих, амортизация не является процессом оценки стоимости. Бухгалтерские записи ведут в соответствии с принципами определения себестоимости и, таким образом, они не могут служить индикатором изменения уровня цен. Даже если в результате выгодной сделки и специфических особенностей конъюнктуры рыночная цена здания или другого актива может подняться, несмотря на это амортизация должна продолжать начисляться (учитываться), ибо является следствием распределения ранее понесенных затрат, а не оценки.

Определение суммы амортизации за отчетный период зависит:

от первоначальной стоимости объектов;

их ликвидационной стоимости;

амортизируемой стоимости;

предполагаемого срока полезной службы.

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для объекта исходя из его срока полезного использования.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету.

В случаях проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования пересматривается.

Для целей бухгалтерского учета срок определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта и ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.

Для начисления нормы амортизации используются следующие методы:

.равномерного (прямолинейного) списания стоимости;

2.списания стоимости пропорционально объему выполненному работ (производственный метод);

.ускоренного списания;

.уменьшающегося остатка;

.списания стоимости по сумме чисел (кумулятивный метод).

К различным видам списания основных средств допускается применение различных методов. Выбранные субъектом методы начисления амортизации должны определяться его учетной политикой и применяться от одного отчетного периода к другому. [21]

Метод равномерного списания стоимости является наиболее простым, при котором амортизируемая стоимость объекта ежемесячно списывается в равных суммах.

При этом методе сумма амортизационных отчислений определяется исходя из:

срока полезной службы, для более точного определения которого, следует учитывать всю имеющиеся информацию о состоянии объекта на данный момент;

предельных норм амортизации.

Метод равномерного списания стоимости используется только в том случае, когда можно предположить, что доходы, получаемые от использования объекта основных средств, одинаковы в каждом периоде на протяжении срока его эксплуатации, т.е. уменьшение остающейся полезности объекта происходит равномерно.

Производственный метод начисления амортизации заключается в том, что амортизационные отчисления определяются только в период использования объекта, т.е. между суммой амортизации и производственной мощностью существует прямая зависимость. При этом срок службы для определения амортизации не имеет значения.

Производственный метод начисления амортизации приемлем в тех случаях, когда срок эксплуатации ограничен преимущественно техническими показателями либо изменениями в хозяйственной деятельности субъекта.

Отдельные виды основных средств действуют более эффективно именно в начале эксплуатации. Кроме того, в условиях совершенствования технологий оборудование быстро устаревают морально. Поэтому в целях создания финансовых условий для ускорения внедрений в производство научно-техническим достижений и повышения заинтересованности в обновлении основных средств субъекты могут применять методы ускоренного начисления амортизации, метод списания стоимости по сумме чисел (кумулятивный метод), либо уменьшающегося остатка. [15]

Метод списания стоимости по сумме чисел (кумулятивный метод) состоит в определении расчетного коэффициента. Заменитель коэффициента равен сумме лет срока полезной службы, а числитель представляет собой количество лет, остающейся до конца срока службы в обратном порядке. Данный коэффициент различен в разные периоды эксплуатации, но применяется к постоянной величине амортизируемой стоимости. При применении данного метода сумма амортизационных отчислений в первые годы значительно выше чем в последующие.

При методе уменьшающегося остатка норма амортизации, применяется при прямолинейном методе, удваивается и применяется всегда только к остаточной стоимости. Сумма амортизации при этом из года в год уменьшается, причем в первые годы на значительно выше. Предполагаемая ликвидационная стоимость при расчете е учитывается, за исключением последнего года.

Амортизация не начисляется по:

объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РК о мобилизационной подготовке и мобилизации, которые законсервированы и не используются

2. Экономическая характеристика предприятия ГКП "Аркалыкская ТЭК"

2.1 Имущественное положение предприятия ГКП "Аркалыкская ТЭК"

Государственное коммунальное предприятие "Аркалыкская теплоэнергетическая компания" акимата города Аркалыка, перерегистрируется в связи с изменением наименования в государственное коммунальное предприятие "Аркалыкская теплоэнергетическая компания" акимата города Аркалыка Костанайской области на праве хозяйственного ведения согласно постановления акимата города Аркалыка Костанайской области именуемое в дальнейшем "предприятие".

Фирменное наименование предприятия: государственное коммунальное предприятие "Аркалыкская теплоэнергетическая компания" акимата города Аркалыка Костанайской области. Сокращенное наименование: ГКП "Аркалыкская ТЭК".

Предприятие имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан, штампы, фирменные бланки со своим наименованием и другие атрибуты.

Предприятие может иметь свой товарный знак и символику, образцы, которых утверждаются в установленном порядке.

Местонахождение предприятия: 110300, Республика Казахстан, Костанайская область город Аркалык, улица Каирбекова - 25.

Предприятие является хозяйствующим субъектом, действующим на основании законодательства Республики Казахстан и настоящего Устава на правах юридического лица с самостоятельным балансом и представляет собой единый имущественный комплекс по производству, передачи, распределения и реализация воды, тепловой и электрической энергии, канализации и очистки стоков.

В своей деятельности предприятие руководствуется действующим законодательством и настоящим Уставом.

Осуществление хозяйственной деятельности в области энерго - , водо - , и теплоснабжения.

Предприятие является юридическим лицом по законодательству Республики Казахстан и основано на праве хозяйственного ведения.

Право хозяйственного ведения является вещным правом предприятия, получившим имущество от государства как собственника и осуществляющим в пределах установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законодательными актами, право владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Предприятие имеет право от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом, третьим лицом и ответчиком в суде и третейском суде.

Для достижения поставленных задач как на территории Республики Казахстан, так и за границей предприятие имеет право:

использование денежные средства, полученные от сделок с имуществом (здания, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия);

самостоятельно распоряжаться, не относящимся к основным фондам движимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения;

устанавливать цены на товары (услуги и работы), производимые реализуемые предприятием в соответствии с действующим порядком;

устанавливать формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, систему премирования и иного вознаграждениях в пределах установленного фонда оплаты труда.

Предприятие осуществляет согласно законодательству Республики Казахстан владения, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с уставными целями соей деятельности.

Предприятие несет ответственность по своим обязательным всем принадлежащим ему имуществом.

Предприятие не отвечает по обязательствам учредителя, а учредитель не отвечает по обязательствам предприятия за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя. В этих случаях государство отвечает по обязательствам предприятия при недостачи средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

Предприятие не вправе без согласия учредителя:

продавать или передавать иным лицам, обменивать, сдавать в аренду свыше 3-х лет, предоставлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие ему здании, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия;

создавать филиалы и дочерние предприятия, учреждать совместно с иными лицами предприятия и совместное производство, вкладывать в них свой производственный и денежный капитал;

предоставлять частным предпринимателем ссуды с выплатой процента но ним ниже утвержденной Национальным банком Республики Казахстан ставки процента по кредитам.

Совершение в отношении предприятия сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, за исключением сделок по отчуждению его, производится по решению главы местной администрации.

Предприятие не вправе отказаться от заключения договоров в качестве покупателя или продавца товаров (работ, услуг), если заключение этих договоров предусмотрено законом государства.

Предприятие со своей деятельности руководствуется законодательством Республики Казахстан "О государственном предприятии", другими нормативными актами, а также настоящим Уставом.

Имущество предприятия формируется за счет имущества, переданного учредителем и за счет иного имущества, приобретенного по основаниям, не запрещенным законодательством Республики Казахстан.

Имущество государственного коммунального предприятия "Аркалыкская ТЭК" представляет собой единый производственно технологический комплекс, является неделимым, не может быть отпущено или распределено по долгам, вкладам (долям) в том числе, между работниками предприятия за исключением случаев прекращением права хозяйствования. [25]

Прибыль, получаемая предприятием в результате его хозяйственной деятельности, после расчетов с государственным бюджетом используется для образования фондов, развития производства материального поощрения и для других целей.

Учредитель имеет право на получение части прибыли от использования имущества. Нормативы распределения прибыли утверждаются уполномоченным органом, а валютная выручка остающийся у предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей (продаж), распределяется предприятием в соответствии с нормативом установленным уполномоченным органом. Предприятие самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда в пределах установленного фонда оплаты труда.

Состав, назначение, размеры, источники образования и порядок использования каждого из фондов определяются уполномоченным органом.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящийся в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном законодательными актами для приобретения прав собственности.

Право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (уполномоченного органа).

В ведении предприятия может находиться лишь то имущество, которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности, предусмотренной его уставными целями либо оказались продуктом этой деятельности.

Органом государственного управления предприятием, а также органом, осуществляемым по отношению к нему функции субъекта права государственной собственности (уполномоченным органом) является акимат города Аркалыка, который осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего имущества.

Высшим исполнительным органом предприятия является директор назначаемый учредителем (уполномоченным органом). С директором заключается контракт, в котором определяется права, обязанности и ответственность, условия труда, отдыха, материального обеспечения, срок контракта и основания его освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Уполномоченный учредителем орган правомочен принимать решения по всем вопросам деятельности предприятия. К исключительной компетенции учредителя относится:

·Утверждение Устава;

·Внесение изменений и дополнений в Устав предприятия;

·Назначение на должность директора предприятия;

·Реорганизация и ликвидация предприятия;

·Утверждение отчетов о финансовой деятельности;

·Доведение до предприятия заказа государства и контроль за его выполнением;

·Выдача разрешений и совершение предприятием сделок с имуществом, которое в соответствии со ст.25 Закона "О государственном предприятии" требует согласования с собственником.

Директор возглавляет предприятия на основе единоначалия и вправе решать все вопросы деятельности предприятия, за исключением вопросов, отнесенных исключительной компетенции учредителя.

Предприятие имеет самостоятельный баланс и действует на основе самоокупаемости и самофинансирования, осуществляет свою деятельность в соответствии с планами, утвержденными учредителем.

Предприятие ведет оперативный и статистический учет и отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. [19]

Предприятие пользуется правом получения кредитов в Казахстанских и иностранных финансовых организациях и учреждениях в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Государственное регулирование в целях недопущения монопольного завышения цен на товары (работы, услуги) реализуемые предприятием самостоятельно, производится в порядке, установленном антимонопольным законодательством.

Предприятие использует финансовые средства, полученные от хозяйственной деятельности для закупки оборудования и прочих материальных ресурсов, необходимых для выполнения уставной деятельности, проведение текущего и капитального ремонта основного оборудования, зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации предприятия.

Финансовый год предприятия соответствует календарному году.

Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия осуществляет ревизионная комиссия. Председатель и члены ревизионной комиссии утверждаются учредителем.

В состав ревизионной комиссии входит три человека со сроком полномочий 1 год. Ревизионная комиссия отвечает за свою деятельность перед учредителем и представляет ему отчеты о проводимых ревизиях, а также заключения по годовым отчетам.

Персонал предприятии комплектуется из граждан Республики Казахстан.

Размер фонда оплаты труда (фонд потребления) предприятия устанавливается учредителем.

Размеры должностных окладов директора, главного бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения устанавливается учредителем.

Условия оплаты труда работающих на предприятии граждан, их социальное обеспечение регулируется законодательством Республики Казахстан. [11]

Режим работы предприятия устанавливается с правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденного директором.

Реорганизация и ликвидация предприятия производится по решению учредителя в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Предприятие прекращает свою деятельность:

по решению учредителя;

в случае нарушения законодательства Республики Казахстан по решению соответствующих судебных органов по заявлению органов государственной власти и управления Республики Казахстан.

Имущество ликвидируемого предприятия, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется учредителем. Денежные средства ликвидируемого предприятия, включая средства, полученные в результате ликвидации направляются на удовлетворение, требований согласно действующего законодательства Республики Казахстан.

Анализ имущественного состояния ГКП "Аркалыкская ТЭК" следует начать с изучения состава и структуры имущества предприятия по данным баланса.

Изучение структурной динамики отражает долю участия каждого вида актива, в общем, изменение совокупных активов. Их анализ позволяет сделать вывод о том, в какие активы вложены вновь привлеченные финансовые ресурсы или активы уменьшились за счет оттока финансовых ресурсов.

В активе баланса отражены с одной стороны, производственный потенциал, обеспечений возможный для осуществления основной деятельности предприятия, а с другой стороны активы, для осуществления финансовой деятельности.

Также для анализа состояния фирмы необходимо изучить состояние фирмы необходимо изучить состав и структуру источников собственных и заемных средств предприятий. Но изначально следует проанализировать состав и структуру активов ГКП, для этого следует обратиться к Таблице 1, где, и отражен данный анализ.

Таблица 1

Анализ состава и структуры активов предприятия ГКП "Аркалыкская ТЭК

Похожие работы на - Бухгалтерский учет, анализ и аудит движения основных средств предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!