Эффективность мультимедийных презентаций в обучении младших школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    71,66 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эффективность мультимедийных презентаций в обучении младших школьников

ВВЕДЕНИЕ


Использование современных компьютерных технологий неуклонно становится в передовых учебных заведениях новым образовательным стандартом. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе- контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему - это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения. Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно из экзотики превращается в один из стандартных компонентов учебного процесса.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Актуальность исследования состоит в том, что живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Младшему школьнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Поэтому для максимальной активизации мыслительной деятельности младших школьников, развития их познавательных интересов, творческих способностей, умения самостоятельно пополнять знания при обучении применяют новые методы и средства.

Одно из ведущих мест среди них занимают мультимедийные презентации. Применение мультимедийных презентаций в процессе обучения совместно с традиционными методами позволит поднять процесс обучения на еще более высокий качественный уровень.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Цель исследования: раскрыть методику использования и выявить проверить на практике эффективность мультимедийных презентаций в обучении младших школьников

Задачи исследования:

-       Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме использования мультимедийных презентаций в процессе обучения младших школьников.

-       Организовать опытную проверку теоретических положений исследования.

Объект исследования - процесс обучения младших школьников

Предмет исследования - мультимедийные презентации в качестве средства обучения младших школьников.

Структура и объем исследования: курсовая работа состоит из введения, общей характеристики, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Полный объем в страницах - 38 страниц, 2 приложения - 4 страницы. Количество использованных библиографических источников - 24.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

школьник мультимедийный познавательный презентация

1.1 Понятие мультимедийных презентаций


Мультимедиа - это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент - компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Мультимедийные презентация - обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей при обучении младших школьников [4, c. 51].

В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Электронные слайды подобны обычным фотографическим, но издаются гораздо проще. Программа PowerPoint сама запрашивает всю необходимую текстовую и числовую информацию, а также предоставляет множество готовых вариантов дизайна и шаблонов содержания.

Процесс создания презентации в Microsoft PowerPoint состоит из таких действий, как:

-       выбор общего оформления;

-       добавление новых слайдов и их содержимого;

-       выбор разметки слайдов;

-       изменение при необходимости оформления слайдов;

-       изменение цветовой схемы;

-       применение различных шаблонов оформления;

-       создание таких эффектов, как эффекты анимации при демонстрации слайдов.позволяет создавать презентации с очень большим количеством слайдов. Чтобы управлять этим огромным объемом информации, в программе Microsoft PowerPoint существуют три основных режима: обычный режим, режим сортировщика слайдов и показ слайдов.

Обычный режим - это основной режим редактирования, который используется для записи и разработки презентации. Этот режим позволяет упростить выполнение многих операций. Он имеет три рабочие области. Левая область содержит вкладки, позволяющие переходить от структуры текста слайда (вкладка Структура) к слайдам, отображаемым в виде эскизов (вкладка Слайды). Правая область - область слайдов, которая отображает крупный вид текущего слайда. Нижняя область - область заметок.

Режим сортировщика слайдов - это монопольное представление слайдов в форме эскиза. Демонстрирующий миниатюры всех слайдов, равномерно расположенные в окне просмотра. По окончании создания и редактирования презентации сортировщик слайдов дает общую картину презентации, облегчая изменение порядка слайдов, их добавление или удаление, а также просмотр эффектов перехода и анимации.

Показ слайдов занимает весь экран компьютера, как при реальной презентации. Презентация отображается во весь экран так, как она будет представлена аудитории. Можно посмотреть, как будут выглядеть рисунки, временные интервалы, фильмы, анимированные элементы и эффекты перехода будут выглядеть в реальном виде [4, c. 46].

Добавлять новые слайды к презентации можно различными способами:

-       С помощью меню дайте команду Главная→Создать слайд;

-       С помощью комбинации клавиш [CTRL]+[M];

-       В режиме структура нажав клавишу [ENTER];

-       В области структуры вызовите контекстное меню правой кнопкой мыши и выберите Создать слайд.

Удаление слайда. В области Структура или Слайды в обычном режиме выделите слайды, которые требуется удалить. (Если требуется выделить слайды по порядку, щелкните их, удерживая клавишу [SHIFT]. Для произвольного выделения файлов удерживайте нажатой клавишу [CTRL].) на вкладке Главная выберите команду Удалить или нажмите кнопку [DELETE].

Последовательность созданных слайдов можно легко изменять перетаскивая их с помощью мыши.

Для обеспечения единообразного оформления слайдов и сохранения особенностей стиля каждой презентации текст следует вводить в специальные рамки. В рамках для ввода текста находятся либо стандартный текст, либо подсказки, например, Заголовок слайда. Соответствующие подсказки программа помещает также в рамки, предназначенные для ввода рисунков и диаграмм.содержит двенадцать стандартных цветовых схем. Таким образом, у вас существует возможность один и тот же шаблон оформления презентации представить двенадцатью различными способами. Причем сделать это можно как для одного, так и для всех слайдов презентации. Если ни одна из стандартных цветовых схем не подходит, можно создать свою.

Многие стандартные шаблоны содержат местозаполнители (рамки), которые предназначены для вставки рисунков, диаграмм, автофигур и других объектов. Все эти объекты повышают привлекательность презентации, но не стоит забывать и об аудитории - не заставляйте ее просматривать слишком много иллюстраций.

В презентацию могут быть добавлены музыка и звуковые эффекты. На слайде, в который добавлена музыка или звуковые эффекты, появляется значок, соответствующий звуковому файлу. Вы можете как будет запускаться музыка и какое время она должна звучать [3, c. 56].

Фоновые видеофайлы в PowerPoint называются фильмами. Обычно фильм включает речь докладчика, который не может лично присутствовать на презентации. Фильм можно также использовать как пособие при обучении.

Презентация несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Младшему школьнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей [3, c. 67].

Таким образом, мультимедийные презентация - обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей рассказать младшим школьникам об окружающем мире. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.

1.2<#"863270.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - Результаты опроса педагогов на констатирующем этапе

Результаты опроса показывают, что в экспериментальной группе только 2 школьника (10%) обследуемой группы показали высокий уровень познавательной активности, у 7-ии детей (35%) выявлен средний уровень, у 11-ти (55%) выявлен низкий уровень познавательной активности.

В контрольной группе 3 школьника (15%) показали высокий уровень познавательной активности, у 9-ти детей (45%) выявлен средний уровень, у 8-ти детей (40%) выявлен низкий уровень познавательной активности.

Анализируя полученные результаты, был сделан вывод, что у большинства детей уровень познавательной активности в обоих классах средний и низкий. То есть большинство либо периодически проявляют интерес к новым знаниям, либо почти совсем не проявляют интереса к получению новых знаний.

Результаты констатирующего этапа показали необходимость развития у младших школьников познавательной активности средствами мультимедийных презентаций.

 

2.2 Повышение познавательной активности младших школьников на уроках средствами мультимедийных презентаций


На формирующем этапе с экспериментальным 2 «А» классом мы обозначили прежде всего критерии создания эффективной мультимедийной презентации:

-    Психологические особенности данного класса;

-       Цели и результаты обучения;

-       Структуру познавательного пространства;

-       Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока;

-       Цветовую гамму оформления учебного материала.

Перед использованием мультимедийных презентаций на уроках были учтены следующие требования:

-    Слайд должен содержать минимально возможное количество слов

-    Для надписей и заголовков следует употреблять чёткий крупный шрифт. Необходимо ограничить использование просто текста. Лаконичность одно из исходных требований при разработке учебных программ.

-       Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать вслух во время демонстрации презентации.

-       Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их чёткого рассмотрения с последних парт.

-       Заливка фона, букв, линий должна быть спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывать раздражения и утомления глаз.

-       Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны равномерно заполнять всё экранное поле.

-       Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

-       На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

-       Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер

Было учтено, что для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

-    избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

-       ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, то есть развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

-       дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

-       учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, мы осуществляли демонстрации примеров, задач на доске, цепочек для устного счета. С помощью презентаций мы организовывали математические разминки и самопроверки.

На уроках по окружающему миру презентация была просто находкой. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания - всё можно было отразить на слайдах. Проверять знания учащихся стало проще. Тесты, кроссворды, ребусы, шарады - всё это делало уроки увлекательными, а следовательно, запоминающимися.

С помощью презентаций на уроках по обучению грамоте открывались большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности. Они были в картинности текстового и иллюстрированного материала и давали толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играла не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова. Многие дети считали уроки русского языка скучными и неинтересными. Когда на уроках по обучению грамоте мы стали использовать мультимедийные презентации, то даже самые слабые ученики стали испытывать удовольствие от работы на уроке со словами, с текстом. Мы использовали презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина - всё это находилось перед глазами младших школьников. Особенно интересными с помощью презентации получались уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становилось интересным для учащихся. Было видно, как с каждым уроком их познавательная активность возрастала.

Также на уроках литературного чтения особой привлекательностью для детей являлись анимированные диафильмы к изучаемым произведениям. Во время их просмотра учащиеся развивали навыки выразительного чтения, опираясь на звучащий эталон. Благодаря иллюстрациям, сопровождающим текст, развивалась осознанность чтения, умение выделить главных героев, темы и основной мысли произведения.

Таким образом, организация уроков в начальной школе с применением мультимедийных презентаций позволило уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.

2.3 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования


На контрольном этапе экспериментальной работы был проведен повторный опрос педагогов. Результаты повторного опроса были обработаны, занесены в Таблицу 2.2 и диаграмму на рисунке 2.2

Табл. 2.2 - Результаты опроса (контрольный этап)

Выборка

Уровень познавательной активности


Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная группа

-

2(10%)

18(90%)

Контрольная группа

12(60%)

6(30%)

2(10%)


Рисунок 2 - Результаты опроса педагогов на контрольном этапе

Результаты опроса показывают, что в экспериментальной группе не оказалось учащихся с низким уровнем познавательной активности. 18 человек показали высокий уровень познавательной активности, у 2-х детей (10%) выявлен средний уровень познавательной активности. В контрольной группе результаты ухудшились. Школьников с низким уровнем стало 12 человек (60%). Высокий уровень выявлен только у 2-х учащихся (10%). К среднему уровню учителя отнесли 6 (30%) младших школьников контрольной группы. Полученные результаты показали, что уровень сформированности познавательной активности после формирующего этапа игр у младших школьников в экспериментальной группе существенно повысился, в отличие от контрольной группы. Исходя из результатов проведенной работы мы составили следующие рекомендации по использованию мультимедийных презентаций на уроках:

1)    текст должен быть виден отчетливо с последней парты;

2)      шрифт презентации не должен сливаться с фоном;

)        площадь текста должна быть равна площади иллюстраций на слайде;

)        каждый слайд обязательно должен сопровождаться комментариями учителя (хотя бы чтением текста);

)        различные спецэффекты будут только отвлекать;

)        в процессе просмотра необходимо один раз сделать зарядку для глаз (можно встроить прямо в презентацию);

)        помните, что прежде всего презентация материала, а не классная доска.

 

Выводы по второй главе


. На первом этапе экспериментальной работы согласно опросу учителей было выявлено, что у большинства детей уровень познавательной активности в обоих классах средний и низкий. Результаты опроса: 2 школьника (10%) обследуемой группы показали высокий уровень познавательной активности, у 7-ии детей (35%) выявлен средний уровень, у 11-ти (55%) выявлен низкий уровень познавательной активности. В контрольной группе 3 школьника (15%) показали высокий уровень познавательной активности, у 9-ти детей (45%) выявлен средний уровень, у 8-ти детей (40%) выявлен низкий уровень познавательной активности.

. Организация уроков в экспериментальном 2 «А» классе с применением мультимедийных презентаций позволила уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.

. Повторный опрос после формирующего этапа экспериментальной работы показал, что в экспериментальной группе у младших школьников выявлен резкий подъем познавательной активности. А в контрольной группе выявлен спад познавательной активности. Результаты повторного опроса: в экспериментальной группе не оказалось учащихся с низким уровнем познавательной активности. 18 человек показали высокий уровень познавательной активности, у 2-х детей (10%) выявлен средний уровень познавательной активности. В контрольной группе результаты ухудшились. Школьников с низким уровнем стало 12 человек (60%). Высокий уровень выявлен только у 2-х учащихся (10%). К среднему уровню учителя отнесли 6 (30%) младших школьников контрольной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Компьютер - это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения младших школьников стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин начальной школы. Таким образом, компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин начальной школы. Именно в этом случае компьютерные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности обучения по всем учебным дисциплинам.

Применяя компьютер на занятиях необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компьютера как инструмента познания.

Мультимедийные презентация - обучающий минимультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для учителей младших классов на уроках. В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов;

Познавательная активность - это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Основные приемы, способствующие развитию познавательной активности младших школьников на уроках информатики: широкое применение игровых форм занятий, высокая автономность работы ученика за компьютером, активное использование мультимедийных средств, создание дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.

На смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер.

Для проверки теоретических положений было проведено практическое исследование эффективности мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе. Исследование проводилось на базе СШ № 188 г. Минска. В качестве испытуемых в педагогическом эксперимента выступали 2 класса - 2 «А» класс и 2 «Б» класс. В каждом было по 20 учащихся.

1.      На первом этапе экспериментальной работы согласно опросу учителей было выявлено, что у большинства детей уровень познавательной активности в обоих классах средний и низкий. Результаты опроса: 2 школьника (10%) обследуемой группы показали высокий уровень познавательной активности, у 7-ии детей (35%) выявлен средний уровень, у 11-ти (55%) выявлен низкий уровень познавательной активности. В контрольной группе 3 школьника (15%) показали высокий уровень познавательной активности, у 9-ти детей (45%) выявлен средний уровень, у 8-ти детей (40%) выявлен низкий уровень познавательной активности.

.        Организация уроков в экспериментальном 2 «А» классе с применением мультимедийных презентаций позволила уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.

.        Повторный опрос после формирующего этапа экспериментальной работы показал, что в экспериментальной группе у младших школьников выявлен резкий подъем познавательной активности. А в контрольной группе выявлен спад познавательной активности. Результаты повторного опроса: в экспериментальной группе не оказалось учащихся с низким уровнем познавательной активности. 18 человек показали высокий уровень познавательной активности, у 2-х детей (10%) выявлен средний уровень познавательной активности. В контрольной группе результаты ухудшились. Школьников с низким уровнем стало 12 человек (60%). Высокий уровень выявлен только у 2-х учащихся (10%). К среднему уровню учителя отнесли 6 (30%) младших школьников контрольной группы.

Таким образом, следует отметить, что применение мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе, несомненно, развивает познавательную активность младших школьников и тем самым позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний. Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации/ Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский// Психологический журнал. - 1998. - №1. - С.12 - 34.

.        Бабанский, Ю.К. активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Ю.К. Бабанский; Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 2003. - 560 с.

.        Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе/ Л.Л. Босова// Информатика и образование. - 2002. - №1. - С. 10 - 42.

.        Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 2003. - 317 с.

.        Гейн, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники / А.Г. Гейн. - М.: Просвещение, 2003. - 254 с.

.        Гусева, А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения / А.И. Гусева. - М.: Диалог - МИФИ, 2001. - 156 с.

.        «Незаметки» Сидорова // Информатика. - 2001. - № 13. - 133 с.

.        Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint (+ CD)/под. ред. Житковой О.А. и Кудрявцевой Е.К. - М.: Интеллект-Центр. 2003 - 80 с.

.        Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М., 2006. - 89 с.

.        Духлянов, В.Л. Информатика в младших классах (Машина Поста)/ В.Л. Духлянов, И.В. Мылова/ Книга для учителя. - СПб: ЛОМУУ. - 272 с.

.        Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников/ А.З. Зак. - М.: Просвещение, 2002. - 210 с.

.        Зубков, Т.И. Формирование познавательной активности учащихся нач. кл. - Дисс. канд. пед. наук/ Т.И. Зубков. - Екатеринбург, 2003. - 219 с.

.        Иванов, В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний/ В.Л. Иванов// Информатика и образование. - 2002. - №1. - 210 с.

.        Корриган, Д. Компьютерная графика / Д. Корриган - М.: Энтроп, 2005. 185 с.

.        Красновский, Э.А. Активизация учебного познания. / Э.А. Красновский. - 2009. - №5. - С. 10 - 14.

.        Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие/ Г.Ю. Ксендзова. - М.: Педагогическое общество России. - 217 с.

.        Лозовая, В.И. Целостный подход к формированию познават. актив. школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук/ В.И. Лозовая. - Тбилиси, 2005. - 184 с.

.        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. - М., 2002. - 210 с.

19.    Нужина, Е. В. Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника [Электронный ресурс]/ Е.В. Нужина. - <http://www.openclass.ru/>

.        Полат, Е.С. Новые педагогические технологии; Пособие для учителей/ Е.С. Полат. - М., 2004. - 262 с.

.        Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся/ Н.Ф. Талызина. - М., 2003. - 193 с.

.        Тельнова, Ж.Н. Развитие познават. акт. детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук/ Ж.Н. Тельнова. - Омск, 1997. - 133 с.

.        Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2003. - 208 с.

.        Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе/ Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2005. - 260 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список младших школьников по классам, которые участвуют в педагогическом эксперименте

.        Брындикова Маша

.        Буревич Олег

.        Бычкова Ира

.        Котлярова Настя

.        Галинов Олег

.        Кузьмин Денис

.        Ковалев Женя

.        Мартинкевич Катя

.        Маковеев Денис

.        Москалев Дима

.        Цыкунова Таня

.        Парахневич Оля

.        Секацкая Кристина

.        Булгакова Рита

.        Чернов Саша

.        Зенович Оксана

.        Юферев Андрей

.        Мирославская Оля

.        Гнездецкий Рома

.        Трифанова Кристина

Преподаватель: Болтовская Елена Александровна

«Б» класс

.        Алешкевич Женя

.        Зоненко Леша

.        Клепча Денис

.        Комарова Оля

.        Денисов Вова

.        Самусева Маша

.        Воробьев Дима

.        Сукманова Таня

.        Вераксо Кирилл

.        Вонкевич Саша

.        Карповская Марина

.        Голубева Катя

.        Голайда Петя

.        Афанасьева Оля

.        Путило Юля

.        Базылев Рома

.        Глушкевич Сергей

.        Кочеткова Оля

.        Барцевич Настя

.        Мычко Саша

Преподаватель: Кожурина Татьяна Анатольевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Показатели познавательной активности учащихся

.        Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения. Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия.

.        Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей.

.        Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации.

.        Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы.

.        Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний

.        Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям.

.        Содержательно высказывает свою мысль, идею.

.        Легко генерирует идеи.

.        Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи.

.        В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения. Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении.

.        Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.

.        Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.

.        Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей.

.        Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности.

.        Видит пути совершенствования.

.        Может проявить собственное отношение к фактам.

.        Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!