Понятие римской рецепции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,6 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие римской рецепции

Введение

В современном юридическом мире частное право регламентирует сложнейшие сферы имущественных отношений, в особенности торгового оборота. Основой для развития и становления большинства юридических конструкций, складываются из элементарных понятий и категорий, разработанных ранее в римском праве, которое называли «письменным разумом». В подтверждение данного положения можно привести цитату Ф. Энгельса, который говорил, что «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений».

Непрерывное многовековое изучение римского права, сохранившуюся римскую юридическую литературу, формировало правовое мышление Западной Европы и способствовало созданию сильного класса юристов, руководителей и грамотных помощников в законодательной работе.

Римское право, объединив юридическое творчество античного мира, стало фундаментальной основой для правового развития других народов. Римское право изучается во Франции, Италии, Англии, Германии и других государствах. Являясь основой, на которой на протяжении веков формировалась правовая мысль, они изучается и в настоящее время, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое выражение.

Целью данной контрольной работы является рассмотреть рецепцию римского права некоторыми государствами Западной Европы в средние века и новое время.

Для этого необходимо раскрыть следующие вопросы:

изучить понятие рецепции и определить ее начало;

рассмотреть два периода рецепции римского права.

В работе использованы научные работы следующих авторов: Новицкого И.Б., Нерсесянц В.С., Крашенинникова Н.А., Жидков О.А. и других.

Контрольная работа состоит из введения, параграфов, заключения, списка используемых источников.

1.Понятие и начало римской рецепции

римский право рецепция

Рецепция римского права - это заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV-XVI вв. Результатом рецепции стало, то, что в некоторых странах римское частное право стало действующим, а в других оказало сильное влияние на содержание национального гражданского права.

Появление рецепции римского права обусловлено жизнедеятельностью городов севера Италии в XI-XII вв. Прежде всего это связано с социально-экономическими процессами, происходившими на севере Италии, где в конце XI в., а впоследствии в XII-XIII вв. наблюдался экономический подъем. В то время в Италии не было единого государства, однако на севере стали появляться города-государства с республиканской формой правления. Эти города для средневековой Европе имеют выдающееся значение. Милан - это крупнейший центр ремесленного производства; Венеция, Генуя, Пиза становятся мировыми торговыми центрами, а Флоренция - это центр ростовщического капитала. Практически одновременно или немного позже начинают появляться центры ремесленного производства во Франции. Здесь также развивается частная собственность, интенсивные торговые связи требовали соответствующих правовых средств. Римское право в то время уже регулировало развивавшиеся экономические отношения. В связи с экономическим и культурным подъемом в первых университетах вводится преподавание римского права, что на многие годы опередило потребность европейских государств в овладении правовыми средствами регулирования развивающихся буржуазных отношений.

К заимствованию римского права различные сословия относились по разному, так например бюргерство выступало за возможность более широкого, полного и точного восстановления действий римского права, а позиция феодальных сословий, светской и церковной власти в вопросе о рецепции была намного сложнее. Эта позиция во многом сходна с их отношением к развитию производства и торговли, которая была либо нейтральной, либо выражала стремление извлечь выгоду для себя. Феодалами использовалось римское право, как правило, для закрепощения крестьян и захвата их земель. Рецепция ряда постановлений римского права осуществлялась подчас по прямому указанию пап, императоров, князей. Однако иногда они проявляли и открытую враждебность римскому праву.

Церковь являлась наиболее ранним проводником знания о римском праве в феодальном мире. Зародившись еще в недрах Римской империи, христианство восприняло элементы античной культуры. Следовательно, церковное (на Западе каноническое) право складывалось под непосредственным воздействием более высокой римской правовой культуры. В связи с тем, что в церковных школах преподавание велось на латинском языке, сохранились некоторые рукописи с текстами римских законов, - что явилось предпосылкой, возможности рецепции. Духовенство сохранило часть римской образованности, а затем передало ее Средневековью. Иногда каноническое право называют мостом, по которому римская правовая культура перешла в Средневековье.

С укреплением своих позиций церковь устанавливает контроль над университетами. Так как в светском образовании церковь увидела опасность своему господству. В 1220 и 1259 гг. издаются папские буллы, направленные против преподавания римского права. В Парижском университете преподавание римского права на долгое время прекращается. Однако развитие канонического права шло в тесной связи с изучением римского права, идеи и ряд фундаментальных положений которого использовались для обоснования норм канонического права. Римское право в церковной оболочке регулировало различные области внутрицерковных отношений. Преследуя свои интересы католическая церковь насаждала римский институт

наследования по завещанию, поощряя завещания в свою пользу. Церковь способствовала и развитию торговых сделок. Посредствам римского права она устраняла те ограничения в распоряжении недвижимостью, которые мешали переходу собственности в ее руки.

В процессе экономического развития жизни и просвещения влияние католической церкви и сфера действия ее права со временем ограничиваются. Реформация и влияние гуманизма освобождают университеты от опеки богословия. Римское право становится главным предметом на юридических факультетах Германии, восстанавливается преподавание римского права в Парижском университете.

Феодальное государство и его судебные органы оказывали содействие рецепции. Хотя изначально изучение римского права являлось частным делом отдельных лиц, университетов, однако осознание феодальными государями важности его использования для достижения своих целей дает дальнейшее распространение рецепции. Римская правовая концепция была прочно соединена с идеей сильной государственной власти, стоящей над индивидами и социальными группами.

Рецепция обладала идеологическими и юридическими предпосылками. В раннем Средневековье внимание римскому праву в сильной степени поддерживалось убеждением, что государство, образовавшееся на территории Германии и Италии, является наследником Римской империи. Формальное основание рецепции видели в преемственности власти от римских императоров. И на Руси политическая теория «Москва - третий Рим» способствовала восприятию римских правовых воззрений.

В рецепции находили отражение все крупные движения общественной мысли - идеи Возрождения и гуманизма, различного рода богословские течения, по истечении времени культ разума естественно-правовой теории, а также учение о «народном духе» исторической школы права. В Реформации и создании «филологической школы», в отстаивании знания и применении «чистого» римского права следует видеть выступления против феодализма, а значит, и против феодального и феодализированного римского права.

Рецепции имеет и чисто юридические основания. Во-первых, это высокий уровень римского права - присутствие в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкость и ясность правовых норм. Римское классическое право было освобождено от национальной ограниченности, приобретало черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право». Во-вторых, рецепция имела недостатками местного, как правило, обычного, права. Обычное право характеризовалось архаичностью, партикуляризмом, многочисленными пробелами, неясностями, противоречиями, таким образом, оно не обеспечивало надлежащими средствами для регулирования новых отношений.

Однако говоря о сторонниках рецепции, следует сказать и о ее противниках. И вообще, рецепция осуществлялась в остром противоречии с рядом сторон жизни феодального общества. Римское право, содержащееся в Своде законов Юстиниана было слишком сложным и следовательно малопригодным для регулирования простых, слабо развитых отношений раннего феодализма. Характерное для раннего феодализма натуральное хозяйство, политическая раздробленность, упадок культуры поэтому римское права первоначально существовало в виде абстрактного знания; а если оно применялось на практике, то в «неузнаваемом виде», как «неправильно понятое». Рецепция пробивалась сквозь толщу феодальной отсталости, набирали силу так же трудно, как экономические и культурные достижения.

2.Рецепция римского права в период средневековья

В этот период происходит интенсивное овладение знанием римского права, опережающее действие рецепции. Римское право рассматривается профессорами университетов в первую очередь как культурное достижение, а не как средство регулирования складывающихся новых отношений. В последствие знание римского права выходит за пределы отдельных экономических и культурных центров, распространяясь и в то же время приспосабливаясь к феодальным условиям, соответственно упрощаясь.

В эпоху раннего Средневековья практическая потребность в римском праве практически не ощущалось. Однако изучение римского права все же не прекращалось и в период упадка товарно-денежных отношений. В Византии применялись сборники упрощенного римского права (Эклога, Прохирон, Василики). В значительно упрощенном виде римское право действовало на севере Италии и юге Франции. Это подтверждается тем, что Франция в первые века феодализма бала поделена на «страну обычного права» - север, где действовали нормы обычного права (кутюмы), и «страну писаного права» юг, где применялось упрощенное римское право. Однако в целом в эпоху раннего Средневековья характерным было не сохранение некоторых остаточных проявлений римского права, а его отрицание и забвение.

Одним из первых шагов рецепции было изучение римского права по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Наиболее видными профессорами университетов, способствовавшими на этом этапе рецепции, были Плацентине, Ацо, Аккурсий. Ими была образована школа глоссаторов, получившая такое название по характеру деятельности: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов.

Изучение римского права становится популярным, даже модным. Болонская школа приобретает общеевропейскую известность, становится главным европейским университетом, уже в начале XIII в. в нем обучалось около 10 тыс. студентов, съехавшихся из разных стран Европы.

Ярким представителем глоссаторов был Ирнерий (1055-1130 гг.), которому был присущ чисто академический подход к материалу. Главное внимание он уделял выяснению первоначального и подлинного смысла римских законов. Он стремился дать точное и полное знание римского права. В вопросе о соотношении права и справедливости Ирнерий настаивал на сохранении общего смысла закона при толковании, выступал против права судей изменять закон. Вместе с тем (как и позднейшие гуманисты) он считал, что законы должны толковаться гуманно, их смысл не должен расходиться со справедливостью. В изложении Ирнерия римское право обладало интеллектуальной ценностью, позволяло наиболее полно ознакомиться с достижениями и опытом римской классической юриспруденции. В Италию ехали прежде всего для того, чтобы познать римское право из «единственного чистого источника».

В ранних памятниках рецепции во Франции в «Извлечениях Петра» (XI в.) и «Брахилогусе» пробивалось стремление приспособить римское право к практическим нуждам. Предусматривалась, например, возможность отступления от точного смысла римских законов («если окажутся в праве нормы, вышедшие из употребления или противоречащие справедливости», то «да будет позволено нам попрать их ногами»); воспроизводились некоторые черты доклассического, раннеримского права, например стипуляция с участием свидетелей. Более определенно практическое направление выражено в «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.). Будучи хорошо знакомым с римским правом, составитель этого труда Бомануар, излагая кутюмы севера Франции, систематизировал их, объяснял сложные места с помощью римских правовых понятий, используя и римскую правовую терминологию.

На первом же этапе рецепции складывается школа постглоссаторов, для деятельности которой типично приспособление римского права к использованию в судах. Уже в трудах поздних глоссаторов начинает преобладать компиляторская и систематизирующая работа с римским правом. Аккурсий в середине XIII в. соединяет существовавшие при нем комментарии римского права и создает сводную глоссу (Glossa Ordinaria). Co временем этот труд Аккурсия вытесняет глоссы его предшественников, римское право становится известным не в переводах, а в комментариях Аккурсия. Поэтому с XIV в. широко осуществлялось комментирование глоссы. Среди наиболее видных юристов этого направления были Бартола, комментарии которого в Испании и Португалии были приравнены к закону, а также Бальда. В их сочинениях институты римского права подвергаются формально-логическим приемам толкования, пронизываются средневековой схоластикой, все более и более существенными становятся искажения точного смысла римских правовых норм.

В Германии уже первые Германские императоры, стремясь повысить авторитет своей власти, стали развивать теорию ее преемственности от римских монархов. Возникшее на территории Германии и Северной Италии государственное образование они повелели именовать Священной Римской империей (962 г.). В XII в. Фридрих I Барбаросса провозглашает римское право всемирным правом.

В Англии рецепция права также имела свои особенности. Но на фазе изучения римского права значительных отклонений не наблюдалось. И в Англии в XII в. тоже имело место увлечение римским правом. Некто Вакарий - один из лучших представителей ранних глоссаторов - в 1144 г. по приглашению архиепископа переехал в Англию и начал читать лекции по римскому праву сначала в Кентербери, а затем в Оксфорде. С этим фактом нередко и связывают образование Оксфордского университета. Появляются и первые работы с изложением основ римского права - «Книга для бедных студентов» Вакария.

Характерным примером своеобразия рецепции в Англии - работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в). Основное ее содержание состояло в описании общего права (common law), излагались те нормы, содержание и применение которых было установлено решениями королевских судов. Лишь в обширном введении приводились те общие положения римского права,| которые могли содействовать более точной формулировке правовых норм, развитию юридической мысли, а отчасти использовались с целью «подправить» нормы английского материального права. Такое отношение к римскому праву оказывали сильное воздействие на английское право и объясняют его своеобразие не только в XII-XIII вв., но и в Новое время.

К более позднему времени (XIII в.) относится знакомство с римским правом в Польше. Во многом оно шло через Германию. Агрессивная политика германских феодалов затрудняла рецепцию, имела своим следствием отрицательное отношение в Польше к римскому праву. Лишь со времени образования в 1364 г. в Кракове университета это отношение стало меняться.

В памятниках древнерусского права (Русской правде) отсутствует определенное влияние византийских норм. Но в правилах и уставах, содержавших христианские морально-этические поучения, нормы византийского происхождения получили свое отражение. Четко выраженное стремление использовать правовое наследие Византии обнаруживается на Руси в XII-XIII вв. Так, Устав князя Ярослава в обработке конца XII - первой половины XIII вв. (Пространная редакция) содержит заимствование приспособленных к местным условиям норм византийского семейного права.

3.Рецепция в период Высокого средневековья и нового времени

Более высокий уровень рецепции и широкое практическое освоение римского права связаны с крупными социально-экономическими и культурными сдвигами XVI-XVII вв. Отчасти под влиянием позднеримских представлений на континенте Европы укореняется понимание закона как важнейшего источника права. Больше внимания стало уделяться разрабатывавшимся римскими юристами концепциям «естественного права», «справедливости» и так далее. Значительные достижения рецепции непосредственно были связаны с созданием филологической школы права и усвоением идей Высокого Возрождения, а также судебной деятельностью государственных органов.

Приспособленное к общим условиям сравнительно низкого уровня раннего феодализма римское право оказалось оторванным от быстро развивавшихся буржуазных отношений. Успехи Возрождения показали слабую пригодность феодализированного римского права к требованиям более высокого состояния общества и товарного производства. Гуманисты, отстаивая идею естественного равенства людей, достоинства и свободы личности, требовали справедливости и законности, а право, не отвечавшее этим условиям, отказывались признавать таковым. Выступая против средневековой схоластики, сословного неравноправия, гуманисты обрушивались и на их проявления в праве. Представители филологической школы права подвергали резкой критике искажения римского права, допускаемые в судебной практике и комментариях поздних глоссаторов. Высмеивалось и бичевалось крючкотворство «образованных юристов», основанное на хитростях казуистики и средневековой схоластики, прикрываемых авторитетом римского права. Об этих юристах Цазай (1461- 535 гг.) - один из видных деятелей филологической школы - писал: «Эти крючкотворы напитывают своим ядом суды, подымают на смех судей, тревожат покой честных людей, смущают государственную жизнь; они одинаково ненавистны богу и людям». «Если бы юристы не следовали так слепо за глоссой и Бартолом, то смысл права предстал бы нам яснее и чище, и исчезла бы добрая часть комментариев, переполненных заблуждениями». Критике и развенчанию подвергаются прежние авторитеты. «Ни Аккурсий, ни Бартол, - писал Цазий, - не помешают мне отвергнуть мнение, которое я не мог основать на источниках».

Во Франции выдающуюся роль в изучении римского права сыграл Яков Куяций (1522-1590 гг.). Он порывает со схоластикой и казуистикой старой школы и изучает чистое римское право, рассматривает его в связи с развитием общественной жизни и культуры Древнего Рима. Ему, в частности, принадлежит восстановление знаний о сочинениях таких выдающихся римских юристов, как Папиниан, Ульпиан, Павел. Куяций проводит верную мысль о невозможности практического использования римского права без учета тех условий, в которых оно возникло и развивалось.

Куяций был прекрасным лектором. Огромные познания и новизна подхода привлекали массу слушателей на его лекции в Тулузском университете, создали ему славу одного из лучших знатоков римского права. Однако вопреки очевидным его заслугам сторонники старой школы - приверженцы Аккурсия отказывают Куяцию в назначении на освободившуюся кафедру римского права. По выражению одного из историков права ученые-юристы Тулузы «предпочли человеку обезьяну». Кафедра была передана какой-то бездарности. Куяций покидает Тулузу. В последующее время он занимает кафедры и с огромным успехом читает лекции в Бурже, Валенсе, Турине, Гренобле, Париже. Блестящий лекторский талант, многочисленные труды о римском праве, создают Куяцию мировую известность.

В интерпретации юристов филологической школы римское право соединяется с гуманистическими идеями, совершенствуется метод исторического анализа, римское право рассматривается и изучается все целиком, в его развитии. Широкой разработке подвергаются отдельные институты римского права, вопросы его применения, исследуются содержащиеся в нем противоречия.

Однако, как и прежде, необходимость регулирования в недрах феодального строя складывающихся капиталистических отношений обусловила широкое использование упрощенных или модернизированных институтов римского права. Представители практического направления изучение чистого римского права провозглашают бесцельным времяпрепровождением, «лишь украшением настоящего знания», а лиц, занимающихся историей римского права, не без иронии именуют «элегантными юристами».

Хотя на втором этапе продолжалась научная обработка римского права, все же решающее значение имела практическая деятельность юристов. Во Франции легисты, получив образование в университетах и вполне уверовав в римское право как «единственный источник правды и справедливости», поддерживали короля в его борьбе против духовных и светских феодалов. Легисты выступали за политическую централизацию, за расширение апелляционных полномочий судебного парламента в Париже; легисты были противниками сепаратизма мест, особых привилегий дворянства и городов. Они же, опираясь на римское право, укрепляли право частной собственности.

В то время в Германии юристами создавались правовые сборники, содержавшие в более или менее систематизированном виде действующие нормы местного и римского права. Таким сборником было Саксонское зерцало (XIII в.). В нем, в частности, для регулирования земельных отношений феодально зависимого населения с помещиками использовался римский институт эмфитевзиса. Появляется значительное число сочинений, более или менее полно и точно излагавших римское право. Эти произведения именовались пандектами, а переработанное римское право - пандектным правом, или «современным римским правом» (usus modemus pandec-tarom). Резко возрастает и значение юристов в судах. Занимая должности писцов, секретарей, нотариусов, адвокатов, они начинают оказывать существенное влияние на ход судебного процесса и формулирование решений. В судебной деятельности все более частым становится направление сложных дел на заключение юридических факультетов. В XVII в. в Германии уже большинство гражданских дел проходило через юридические факультеты, их начинают рассматривать как особого рода судебную инстанцию. Подчас им поручалось и решение вопросов государственного права.

В 1495 г. учреждается общеимперский суд (Reichskam-mergericht) в качестве высшей судебной инстанции Германской империи. Вскоре после создания общеимперского суда было признано, что в его состав по возможности следует включать рыцарей, сведущих в римском праве. Имперский суд выносил решения на основе «общего», т. е. прежде всего римского права. Отныне суды низших инстанций, если не желали отмены своих решений, обязаны были руководствоваться римским правом. В Имперском суде формировались и кадры низших судов - молодые юристы определенное время должны были проходить при нем практику. Имперский суд становится основным каналом рецепции римского права в Германии. Правда, он не приобрел того значения, которое имел, например, Парижский судебный парламент, но князья, выступавшие против распространения на их земли апелляционных прав Имперского суда, создавали собственные апелляционные инстанции, которые в своей деятельности руководствовались тем же римским правом. В период абсолютизма в Германии римское частное право стало действовать уже не в виде отдельных норм, а все целиком. Было установлено: «чего не знает глосса, того не знает и суд». Местное право здесь применялось только в случаях, не урегулированных римским правом. Причем стороны, ссылавшиеся на местное право, должны были доказать его существование. Такое положение в основном сохранялось в Германии вплоть до конца XIX в., когда вступило в силу Германское гражданское уложение (1900 г.).

Рецепция более широко охватила сферу гражданского права - институты займа, завещания, опеки, а также право частной собственности. Римское учение о собственности в феодальной Европе было трансформировано в учение о «разделенной» собственности. Признавая, что римское право не допускало двух прав собственности на одну и ту же вещь, средневековые юристы все же именно с помощью римскоправовых понятий старались обосновать сосуществование права земельной собственности у нескольких лиц - сеньора и вассалов. В соответствии с иерархической структурой феодального землевладения римское понимание собственности подменялось разнообразными формами «связанной, обремененной собственности, открывавшей управомоченному возможность лишь ограниченного использования вещи - в пределах, не затрагивавших прав другого носителя - тоже связанной и ограниченной - собственности на ту же вещь».

Позднее римское уголовное право с его подчас растяжимыми формулировками, с неопределенными составами преступлений вроде «оскорбления величества» - «Crunen laesae majestatis» - было взято за образец при разработке феодальных уголовно-правовых средств защиты принципов абсолютизма.

Наиболее известный кодекс феодального уголовного и уголовно-процессуального права Германии (1552 г.) «Каролина» (Constitutio criminalis Carolinae) - широко применял абсолютно неопределенные санкции; почти дословно повторял некоторые римские утоловно-правовые формулы («злостность восполняет недостаток возраста» - ст. 164), воспроизводила отдельные аспекты римского понимания необходимой обороны (ст. 145). Следуя за римским уголовным правом, «Каролина» освобождала от ответственности за ложные донесения об измене (ст. 124). В ней содержались неоднократные отсылки к «императорскому праву», «общему праву империи», под которыми разумелось прежде всего измененное римское право. Например, ни за одно преступление не могла быть назначена смертная казнь или какое-либо телесное, увечащее, позорящее наказание, если это не предусматривалось императорским правом.

Общим образом, оценивая роль рецепции в развитии феодального права, нельзя впадать в крайность, видя в нем только римское влияние. «Каролина» выросла из немецкой судебной практики, она строилась на феодальной основе. То же самое следует сказать и о влиянии римского права на уголовный процесс. Инквизиционный (розыскной) процесс имеет истоки и в деятельности сеньориальных, и королевских судов еще каролинской монархии.

В Польше XV-XVI вв. влияние римского права ощущалось прежде всего в области гражданского права. Рецепция способствовала здесь расширению сферы частной собственности (освобождение недвижимой собственности от платежей в пользу третьих лиц; развитие права завещаний; рост кредита; предоставление права заниматься коммерческой деятельностью женщинам). В области уголовного права рецепция оказала влияние на конструирование понятия вины, исключающих вину обстоятельств (ошибка, понуждение, несовершеннолетие), а также обстоятельств, исключающих противоправность действия (необходимая оборона). Под влиянием «Каролины» в Польше устанавливается разная мера ответственности для главных исполнителей и соучастников.

На Руси заимствование некоторых, впрочем, искаженных норм римского уголовного и гражданского права наблюдается в Соборном уложении 1649 г. Известно, что «Каролина» изучалась Петром I при подготовке «Воинских артикулов». Влияние иностранного, в том числе римского, права на правовое развитие Русского государства не отменило, как и в Англии, Германии или Польше, самостоятельного характера этого процесса. На Руси это влияние чувствовалось слабее.

Таким образом, рецепция римского права осуществлялась в два этапа. На первом этапе высшие достижения римского рабовладельческого права приспосабливались для регулирования сравнительно простых феодальных отношений, возникали многочисленные противоречия и неувязки. Римское право воспринималось в искаженном и «неправильно понятом» виде.

В результате второго этапа рецепции было достигнуто не просто углубленное познание римского права, а его усвоение на более высокой ступени феодализма.

Заключение

Подводя итог рассматриваемому вопросу, можно сделать вывод о том, что римское право явилось основой для развития и становления большинства юридических конструкций, складываются из элементарных понятий и категорий, разработанных ранее в римском праве, которое называли «письменным разумом».

Непрерывное многовековое изучение римского права, сохранившуюся римскую юридическую литературу, формировало правовое мышление Западной Европы и способствовало созданию сильного класса юристов, руководителей и грамотных помощников в законодательной работе.

Признавая размах и широту восприятия опыта римского права в феодальной Западной Европе, нельзя и преувеличивать значение этого явления. Сходные с римскими местные институты права возникали самостоятельно, а затем уже «романизировались», обосновывались с помощью римских источников. Институты римского права, его понятия, термины, подчас «чисто внешним образом пристегивались к тем отношениям, которые находили у себя дома». Из того, что высшие достижения римского рабовладельческого права приспосабливались для регулирования сравнительно простых феодальных отношений, возникали многочисленные противоречия и неувязки. Римское право воспринималось в искаженном и «неправильно понятом» виде.

В результате второго этапа рецепции было достигнуто не просто углубленное познание римского права, а его усвоение на более высокой ступени феодализма. Старое и новое, сплетаясь воедино создавали качественно новую правовую систему.


Книги, монографии, учебные пособия

1 Васягин Л. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. Учебное пособие. - М.: Зерцало. 1996. - 597 с.

Боголепов Н.П. Учебник истории римского права.- М.: Зерцало. 2009. - 568.

Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник. - М.: Норма, Инфра-М.: 2011. - 784 с.

Крашенинникова Н.А., Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник. Часть 2. - М.: Норма. 1996.- 480 с.

Крашенинникова Н. А. «Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран». - М.: Проспект. 2008. - 472 с.

6 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник. - М.: Юриспруденция. 2007. - 376 с.

Косарев А.И. Римское частное право. Учебник. - М.: Юриспруденция.2008. С.192.

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Учебник. - М.: Зерцало. 2001. - 560 с.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. - М.: Норма. 2009. - 752 с.

10 Морев М.П. Римское частное право. Учебное пособие. - М.: Дашков и К. 2009. С. 720.

Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. - М.: Норма. 2000. - 656 с.

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник. - М.: Норма. 2004. - 944 с.

13 Новицкий И.Б. Римское право. Учебник. - М.: Юрайт, Высшее образование. 2009. - 569 с.

Похожие работы на - Понятие римской рецепции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!