Аудит розничного товарооборота

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,74 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит розничного товарооборота















Аудит розничного товарооборота

Содержание

Введение

. Теоретические основы аудита розничного товарооборота

.1 Цели и задачи аудита розничного товарооборота

.2 Нормативное регулирование аудита розничного товарооборота

.3 Этапы аудита розничного товарооборота

. Аудит розничного товарооборота ООО «Варна»

.1 Характеристика организации

.2 Планирование аудиторской проверки

.3 Проведение аудита розничного товарооборота

. Обобщение результатов аудита и аудиторское заключение

.1 Обобщение результатов аудита

.2 Аудиторское заключение

Заключение

Список использованных источников

Введение

Формирование и развитие рыночных отношений в отечественной экономике требует существенного повышения эффективности управления деятельностью хозяйственных субъектов. Он непосредственно влияет на величину и структуру валового внутреннего продукта, формирование и распределение национального дохода, служит одним из показателей уровня и качества жизни населения. Величина и динамика рыночных продаж оказывает влияние на денежное обращение, уровень и темпы инфляции, соотношение между спросом и предложением товаров.

Системы управленческого учета и анализа получают в нашей стране все большее распространение. К сожалению, в розничной торговле они встречаются сравнительно редко. Во многом, это объясняется недостаточной разработкой теоретических и методологических вопросов организации и методик такого учета, в полной мере отражающих специфику розничной торговли.

В настоящее время учет товарооборота на предприятиях розничной торговли регулируется нормативными документами различного уровня, основным из которых является Положение по бухгалтерскому учету материально производственных запасов, в котором определен общий порядок учета материалов, готовой продукции и товаров, в том числе и товаров для перепродажи.

Характер и структура операций по продажи товаров зависят, в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров, и во вторую очередь - от методов из продажи. Важным элементом системы торгового обслуживания покупателей является используемый метод продажи товаров в магазине. Для покупателей этот показатель в значительной мере определяет удобства совершения покупки в магазине и объем затрат времени на обслуживание.

Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Варна».

Предмет исследования - учет товарооборота в ООО «Варна».

Цель работы - проведение аудита розничного товарооборота.

Задачами курсовой работы являются:

рассмотрение теоретических основ аудита розничного товарооборота;

проведение аудита розничного товарооборота на примере ООО «Варна»;

обобщение результатов аудита и составление аудиторского заключения.

Нормативной базой исследования послужили Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» Налоговый кодекс РФ, часть вторая. Положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия», а также Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и др.

Методической основой для работы послужили работы российских экономистов, таких как Барышников В.П. , Баканов М.И., Николаева Г.А., Ивашкин Б.Н., Скобара В.В., Барышников Н.П., Шеремет А.Д., Нитецкий В.В. и др.

В ходе исследования применялись:

методы бухгалтерского учета - счета и двойная запись, инвентаризация, оценка и калькуляция, баланс, отчетность;

методы финансового анализа - горизонтальный и вертикальный анализ, группировка, сравнение;

методы аудита - документальная проверка, в том числе формальная проверка, арифметическая проверка, встречная проверка; фактическая проверка, а именно, инвентаризация, обследование объекта.

1. Теоретические основы аудита розничного товарооборота

.1 Цели и задачи аудита розничного товарооборота

Произошедшее формирование рыночных отношений в России заставило экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. При этом нужно максимально использовать наши собственные достижения, наш немалый опыт в области управления и контроля.

Рост значимости услуг аудитора происходит в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором [12].

Собственники, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

помощь в организации бухгалтерского учета;

помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;

экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;

консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;

разработка учредительных документов и др.;

предоставление информации о будущих партнерах;

информационное обслуживание клиентов;

другие услуги [18].

Аудитор не только выявляет ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим вопросам, Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения законов и нормативных актов.

Аудиторская проверка товаров является частью общего аудита организации - клиента. Ее целью является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и установление соответствия применяемой в организации методики учета операций, связанных с движением товаров, действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Задачами аудита движения товаров являются:

обеспечение контроля за наличием и сохранностью товаров (правильность отнесения материальных ценностей к товарам; вопросы организации аналитического учета и материальной ответственности за товары; инвентаризация товаров; соответствие данных отчетности, синтетического и аналитического учета);

документальное оформление и отражение в учете операций поступления и выбытия товаров (использование унифицированных форм первичной учетной документации; отражение операций поступления и выбытия товаров в регистрах синтетического учета) [11].

.2 Нормативное регулирование аудита розничного товарооборота

аудит розничный товарооборот заключение

В Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности согласно закону об аудиторской деятельности создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона «Об аудиторской деятельности » Правительство Российской Федерации приняло постановление «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации», в котором Министерство финансов Российской Федерации определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Основные функции уполномоченного федерального органа:

издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;

организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

аккредитация профессиональных аудиторских объединений [21].

В таблице 1.1 приведен перечень законодательных и нормативных актов по сегменту аудита «товары» и раскрыто их краткое содержание.

Таблица 1.1 - Перечень законодательных и нормативных актов по сегменту «Аудит товаров в организации розничной торговли»

Название нормативного (законодательного) актаКраткое содержание основных положений12Гражданский кодекс РФ (часть 2 гл. 30 купля продажа)Договоры купли-продажи, обязанности, риски неисполнения, последствия нарушений, качество, гарантия и т.д.Федеральный закон от 06.12.11 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».Бухгалтерская документация: регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы, инвентаризация и другие общие вопросы бухгалтерского учета.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н) Требования к ведению бухгалтерского учета, документирование хозяйственных операций, регистры бухгалтерского учета, оценка имущества и обязательств, инвентаризация имущества и обязательствПлан счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению (утверждено Приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в редакции от 07.05.2003 г.)).Приведены план счетов бухгалтерского учета, краткая характеристика счетов и типовая схема корреспонденции их с другими счетами, принципы, правила и способы ведения учета отдельных участков деятельности.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ ПБУ 1/2008). Утверждено приказом Минфина РФ от 11.03.2009 N 22нПравила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, раскрытие учетной политики, изменение учетной политики.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995г.)Устанавливают порядок проведения инвентаризации производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов.Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ №25н от 15.06.1998г.)Устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально - производственных запасах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управленияМетодические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (приказ Минфина РФ № 119н от 28.12.2001г.)Определяют порядок организации бухгалтерского учета материально - производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов"Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (постановление Минтруда РФ № 85 от 31.12.2002г.)Утверждены перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности за недостачу вверенного имущества; типовая форма договора о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственностиМетодические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Утверждены письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 №1-794/32-5. Устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности. Рекомендации являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товарно - материальных ценностей в Российской Федерации.Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций (постановление Госкомстата РФ № 132 от 25.12.1998г.)В альбом включены унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций (общие)

Содержание законодательных и нормативных актов было сформулировано таким образом, чтобы аудитор, использующий разработанную рабочую программу для практической работы, имел возможность оперативно выбрать требуемый законодательный или нормативный акт при необходимости подтверждения своей позиции ссылкой на него.

.3 Этапы аудита розничного товарооборота

Для успешного проведения проверки рассматриваемого цикла аудитор должен иметь представление о характере и особенностях рынков сбыта товаров экономическим субъектом, конкурентной ситуации на этих рынках, платежеспособности потребителей.

При проверке цикла реализации аудитор располагает:

внутренними источниками доказательств (информация, полученная от клиента в письменном или устном виде);

внешними источниками (информация, полученная от третьей стороны в письменном виде);

смешанными источниками доказательств (информация, полученная от клиента в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде, например подтверждение объема дебиторской задолженности) [9].

Источниками аудиторской проверки процесса продажи товаров при аудите розничных торговых предприятий являются:

первичные и сводные документы, которыми оформлены операции продажи (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, спецификации, книга кассира-операциониста, товарные отчеты и т.д.);

регистры синтетического учета по счетам 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи» и корреспондирующим счетам;

финансовая и налоговая отчетность;

инвентаризационные материалы;

внеучетная информация (спецификации, сертификаты качества, договоры, результаты предыдущих проверок, беседы с персоналом проверяемой организации, особенно с материально-ответственными лицами, разъяснения руководства и т.д.) [6].

Отдельным источником получения информации при проведении аудита являются нормативно-правовые акты, в частности относительно исследования операций по розничной продаже. Это ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании», Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли и др.

Аудит товарных операций необходимо начинать с проведения инвентаризации. Приступая к проверке фактического наличия и сохранности материальных ценностей, аудитор должен установить перечень имущества, которое будет подвергнуто инвентаризации, а также убедиться, что с материально-ответственными лицами заключены договоры о полной материальной ответственности.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Материально-ответственные лица должны дать расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, что все ценности, поступившие на их материальную ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки должны дать и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение материальных ценностей или доверенности на получение имущества. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Аудитор должен лично убедиться в пригодности весоизмерительного оборудования, а также в том, имеется ли документ, подтверждающий его госпроверку, клеймение мерного инвентаря [14].

Следует не допускать внесения в описи данных об остатках товаров со слов материально-ответственного лица или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Товарно-материальные ценности (ТМЦ), числящиеся за розничным торговым предприятием и хранящиеся на складах других организаций, должны быть занесены в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих товаров на ответственное хранение. В описях на эти товары указывают: их наименование; сорт; стоимость по данным учета; дата принятия товара на хранение; место хранения; номера и даты документов. На товары, переданные в переработку другой организации, в описи указывают: наименование перерабатывающей организации, наименование товаров; их количество; фактическую стоимость по данным учета; дату передачи товаров в переработку; номера и даты документов.

Инвентаризация товаров, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально-ответственных лиц (в пути, товары отгруженные), могут оставаться только суммы, подтвержденные правильно оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами; по отгруженным - копиями предъявленных документов (платежные поручения, векселя); по просроченным - документами, подтвержденными учреждениями банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками. Проведение аудита товарных операций следует осуществлять: по поступлению товаров; продаже товаров; переоценке товаров [18].

Аудитору следует убедиться в правильности документального оформления товарных операций и составления отчетности материально-ответственных лиц о наличии и движении товаров.

Проводя проверку правильности документального оформления поступления товаров, следует выявить, что движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Кроме того, материально-ответственным лицом должна выписываться накладная при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации.

Если материально-ответственное лицо получает товары вне склада покупателя, следует проверить наличие доверенности, которая подтверждает право материально-ответственного лица на получение товара.

Аудитору следует выяснить порядок приемки товаров и ее документального оформления, так как при нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям в случае недостачи или снижения качества товаров.

Если количество и качество товара соответствуют указанным в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документах накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально-ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику, а в сопроводительном документе делается отметку об актировании.

На следующем этапе необходимо перейти к проверке соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин. В розничных организациях денежные расчеты с населением должны вестись с применением контрольно-кассовых машин. В связи с этим необходимо проверить наличие в торговой организации и ее структурных подразделениях контрольно-кассовых машин и соблюдение порядка их применения [20].

Аудитору следует убедиться в том, что внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материально-ответственные лица, проводится на основании письменного или устного распоряжения руководителя организации и оформляется накладной в установленном порядке.

Необходимо проверить своевременность составления и представления товарных отчетов материально-ответственными лицами, сопоставив сроки составления отчетности о наличии и движении товаров, установленные руководителем и главным бухгалтером торговой организации, со сроками фактической сдачи отчетов.

Во время правильности составления отчетов материально-ответственных лиц аудитор устанавливает:

подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствие даты документов периоду, за который представляется отчет;

соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;

соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;

соответствие хронологии первичных документов, приложенных к отчету;

законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т. д.);

наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально-ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;

полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;

правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;

соответствие записей, сделанных материально-ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета, первичным приходно-расходным документам;

соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально-ответственных лиц;

соответствие выручки, показанной в расходной части товарного (товарно-кассового) отчета, сумме, оприходованной по кассовому отчету (при учете по продажным ценам) [13].

Необходимо контролировать своевременность сдачи торговой выручки материально-ответственным лицом в главную кассу или банк, проверяя соблюдение лимита денег в кассе.

Аудит операций по выбытию ТМЦ. Проверяя правильность документального оформления и учета продажи товаров необходимо руководствоваться тем, что объем реализации (товарооборот) является важнейшим показателем хозяйственной деятельности торговых организаций.

Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления. При этом продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд включается в оптовый товарооборот.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации, а именно продажа:

юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;

юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;

физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках [9].

Аудитору следует проверить правильность определения оптового и розничного товарооборота. Для проверки правильности отпуска и точности расчетов с покупателями следует провести внезапные контрольные закупки.

Проверяя порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию товаров, аудитору следует учитывать, что товары в организациях торговли отражаются по покупной стоимости или по продажным ценам в соответствии с выбранной учетной политикой на счете 41 «Товары». Записи в регистрах бухгалтерского учета по счету 41 «Товары» должны вестись в целом по отчету материально-ответственного лица. Следует удостовериться, что оборот по дебету счета 41 «Товары» по каждой строке учетного регистра равен общей сумме прихода товаров в соответствующем отчете, а оборот по кредиту - общей сумме расхода товаров в том же отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с соответствующими показателями в отчете.

Итоги записей по счету 41 «Товары» должны подсчитываться по окончании месяца, а затем сверяться с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. При проведении проверки правильности организации ведения аналитического учета следует обратить внимание на случаи отсутствия аналитического учета или на случаи, когда данные аналитического учета товарных запасов не соответствуют оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, что позволит не допустить неточности по оборотам и остаткам в регистрах синтетического учета, а также подтвердить достоверность статьи «Товары». Если аудитор обнаружит, что остатки по счетам товарных запасов по показателям аналитического учета не соответствуют показателям складского учета товаров, то в этом случае можно сделать вывод о занижении оборотов по дебету счета 41 «Товары».

При обнаружении фактов возврата товаров от покупателей необходимо обратить внимание:

на причины возврата товаров;

наличие сторнировочных записей на счетах бухгалтерского учета;

порядок исчисления налога на добавленную стоимость;

правильность возмещения излишне перечисленных сумм из бюджета;

порядок возвращения денег покупателю и замены товаров [14].

При обнаружении изменения первоначальной стоимости товаров следует проверить правильность внесения изменения стоимости в учет в зависимости от того, когда была осуществлена поставка товара - в текущем году или в предыдущие периоды.

Проверяя правильность учета и документального оформления потерь и уценки товаров, необходимо руководствоваться тем, что товарные потери, возникающие от естественной убыли, боя исчисляются по нормам (размерам) в порядке, установленном действующими инструкциями.

Товарные потери при транспортировании должны списываться в пределах установленных норм по каждому товарно-транспортному документу. Если при приемке фактическое наличие товаров оказывается меньше, чем указано в документах поставщика, то каждый случай брака, порчи, боя, понижения качества товаров, выявленных при транспортировании, должен быть оформлен актом. Сверхнормативные товарные потери при транспортировании могут относиться за счет поставщика или транспортной организации.

Списание недостачи за счет естественной убыли и боя товаров производится после инвентаризации на основе соответствующего расчета, составленного и утвержденного в установленном порядке. Недостача товаров сверх установленных норм убыли и потери от порчи при наличии акта о бое могут быть списаны организациями за счет дохода в тех случаях, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены.

Проверяя правильность документального оформления недоброкачественных товаров, возвращенных покупателями, следует убедиться, что обмен или прием недоброкачественных товаров производится на основании заявления покупателя, справки мастерской гарантийного ремонта (представленной в двух экземплярах), паспорта (гарантийного талона) на товар.

Кроме того, прием от покупателей недоброкачественных товаров должен быть оформлен накладной в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы на сданный товар. Обмен недоброкачественных товаров, для которых не установлены гарантийные сроки (одежда, ткани, меха, ковры и др.), или получение денежной суммы за эти товары производится при предъявлении вместе с товаром товарного или кассового чека магазина и при наличии на товаре фабричного ярлыка. Обмен товара или возврат покупателю денег за товар, в котором установлены скрытые недостатки, производится на основании акта бюро товарных экспертиз.

2. Аудит розничного товарооборота ООО «Варна»


Объектом данной работы является торговое предприятие ООО «Варна», продовольственный магазин. Организационно-правовая форма магазина - общество с ограниченной ответственностью.

Основной вид деятельности - розничная торговля продовольственными товарами, специализируется на продаже живой и свежемороженой рыбы, пива. Основной целью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей.

Общая площадь торгового предприятия составляет 89 квадратных метров. Площадь торгового зала магазина составляет 37 квадратных метров. В торговом зале выставлены все виды предлагаемого ассортимента продуктов.

В торговом зале находится необходимое торговое оборудование: холодильные витрины, шкафы, камеры, столы, стеллажи, полки, весоизмерительное оборудование (настольные, электронные с принтером). Все оборудование предприятия находится в рабочем состоянии. Пол в торговом зале и на складе выстлан плиткой, для удобного перемещения людей, что позволяет держать его постоянно в чистоте. Потолок представляет собой - подвесной потолок, с яркой подсветкой по всему залу. Освещение в зале смешанное, т.е. удовлетворяет требованиям, строительным нормам и правилам. Используются люминесцентные светильники защитного типа (ПВЛ-1, ПВЛ-6, ПЛУ).

Магазин работает с 9-00 до 21-00, без перерывов и выходных. Режим работы магазина позволяет охватить довольно широкий сегмент потребителей.

Численность работающих - 6 человек: 1 - директор, 1 бухгалтер, 1 - экспедитор, 3 - продавца-кассира.

Товары закупаются по мере необходимости. Заработная плата выдается во время, в конце рабочего дня по результатам выручки.

.2 Планирование аудиторской проверки

Целью аудита розничного товарооборота ООО «Варна» является подтверждение достоверности информации бухгалтерской отчетности, которая является одним из главных критериев качественности информации.

Цель аудита операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле достигается путем решения в ходе аудита следующих основополагающих задач по проверке:

соблюдения действующего законодательства;

правильности оформления первичных документов;

правильности формирования себестоимости;

правильности расчета сумм, подлежащих уплате поставщикам;

правильности отражения задолженности перед поставщиками и подрядчиками;

правильности составления отчетности;

полноты и своевременности отражения операций по приобретению и реализации товаров.

Источниками получения аудиторских доказательств будут первичные документы (счета-фактуры, выданные и полученные, спецификации, товарно-транспортные накладные, путевые листы, журнал учета полученных и выданных счетов-фактур, Книга покупок, Книга продаж, товарные учеты материально-ответственных лиц); регистры бухгалтерского учета (90 «Продажи», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главная книга); результаты анализа финансово-экономической деятельности организации; устные высказывания сотрудников и третьих лиц; результаты и инвентаризация товаров проверяемой организации (инвентаризационные описи); бухгалтерская отчетность (формы № 1 и № 2).

В таблице 2.1 представлены Унифицированные формы первичной учетной документации.

Таблица 2.1 - Унифицированные формы первичной учетной документации

Хозяйственная операцияДокументНаименованиеКодПоступление товаров1.1 Акт о приемки товаровТОРГ-11.2 Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемки товарно-материальных ценностейТОРГ-21.3 Акт о приемки товара, поступившего без счета поставщикаТОРГ-41.4 Накладная на внутреннее перемещение товаров и тарыТОРГ-131.5 Сопроводительные документы поставщика:СпецификацияТОРГ-10СертификатПаспорт качества и др.Выбытие товаров2.1 Заказ - отборочный листТОРГ-82.2 ЗаказТОРГ-262.3 СпецификацияТОРГ-102.4 Товарная накладнаяТОРГ-122.5 Журнал учета выполнения заказов покупателейТОРГ-272.6 Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностейТОРГ-152.7 Акт о списании товаровТОРГ-16Расчетные документы3.1 Платежное требование04010613.2 Счет-3.3 Товарно-транспортная накладнаяТ-13.4 Железнодорожная накладнаяГУ-273.2 Счет-фактура

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.

Первичные документы включают:

приказ об учетной политике организации;

договоры-купли продажи.

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

главную книгу;

журнал-ордер №11;

ведомость отгрузки и реализации готовой продукции.

Отчетность включает:

Форму №1 (бухгалтерский баланс);

Форма №2 (отчет о финансовых результатах).

На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.

Для успешного планирования аудита в области операций по приобретению и продаже товаров в розничной торговле:

четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора в рамках общих результатов;

обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;

дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;

определить ключевые по значимости области проверки;

рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;

составить детальную программу по проверке операций по приобретению и реализации товаров, которая будет служить инструкцией для аудитора, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.

Знакомство с системой бухгалтерского учета ООО «Варна» включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:

учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;

организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;

порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности;

критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

В ходе планирования аудиторской проверки было проверено соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам, случаи нарушений выявлены не были.

Система бухгалтерского учета экономического субъекта считается эффективной, т.к. в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:

Операции в учете правильно отражают временной период их осуществления.

Операции в учете зафиксированы в правильных суммах.

Операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета.

Зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности.

Ограничена возможность появления злоупотреблений.

В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства принимается решение о том, что полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке, не стоит. Далее аудит планируется таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Надежность системы внутреннего контроля оценивается как «низкая» и более удобно и экономически оправдано не полагаться на эту систему.

В плане аудита товарных операций следует выделить задачи аудита поступления, выбытия, наличия товаров, прочих и расчетных операций, а также работы, связанные с изучением и оценкой системы внутреннего контроля (СВК) операций с товарами.

В таблице 2.2 приведен общий план аудита ООО «Варна», в котором указываются планируемые работы: оценка системы внутреннего контроля операций с товарами, аудит поступления и наличия товаров, аудит выбытия товаров, аудит прочих товарных операций.

Таблица 2.2 - Общий план аудита ООО «Варна»

Планируемые работыПериод выполненияИсполнительОценка системы внутреннего контроля операций с товарами01.02.16 - 05.02.16Иванова И.И.Аудит поступления и наличия товаров06.02.16 - 09.02.16Иванова И.И.Аудит выбытия товаров09.02.16 - 11.02.16Иванова И.И.Аудит прочих товарных операций11.02.16 - 13.02.16Иванова И.И.

Перед тем как составить план и программу аудиторской проверки нужно рассчитать уровень существенности и риска.

Для нахождения уровня существенности в стандарте приведена таблица базовых показателей и их доли (%), используемой в расчете, в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Расчет уровня существенности для ООО «Варна»

Наименование базового показателяЗнач. базового показателя, тыс. р.Доля, %Значение для нахождения уровня существенности, тыс.р.Выручка от реализации18 4283552,84Себестоимость15 3222306,44Товарные запасы1 41510141,50Валюта баланса6 6752133,50

Средняя арифметическая показателя уровня существенности составляет:

(552,84 + 306,44 + 141,5 + 133,5) / 4 = 283,57 тыс.р.

наименьшее значение от среднего отличается на:

(283,57 - 133,5) / 283,57 * 100 = 52,92 %

наибольшее значение от среднего отличается на:

(283,57 - 552,84) / 283,57 * 100 = 94,95 %

Новое среднее арифметическое составит:

(306,44 + 141,5) / 2 = 223,97 тыс.р.

Полученную величину можем округлить до 225 тыс.р.

Следовательно, в качестве значения уровня существенности принимается 225 тыс. р.

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль», разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к пониманию деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля и оценку рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

До проверки конкретных участков учета аудитор должен оценить состояние среды контроля, эффективность построения учетной системы, а также надежность системы внутреннего контроля организации. Это необходимо для определения вероятности возникновения искажений в учете клиента и построения дальнейшей работы аудитора.

Среда контроля - это обстоятельства и факторы, непосредственно не связанные с учетом, но оказывающие значительное влияние на его эффективность.

Аудитор изучает среду контроля уже с момента первого знакомства с предприятием (его руководителем, бухгалтером). Основными моментами, которые от должен выяснить, являются:

влияние организационной структуры, вида и масштабов деятельности предприятия на особенности бухгалтерского учета;

структура управленческой системы, разделение полномочий и ответственности;

особенности взаимоотношений собственников с непосредственными управляющими делами, между директором и главным бухгалтером, степень взаимного доверия;

отношение администрации, директоров и владельцев организации к вопросам бухгалтерского учета;

отношение учетного персонала к своим обязанностям.

Необходимую информацию по перечисленным вопросам получают в результате наблюдения, личных бесед, ознакомления с учредительными документами.

Субъективно оценив среду, в которой функционирует учетная система, аудитор изучает саму систему учета. А именно: соответствие организации бухгалтерского учета на конкретном предприятии его отраслевой принадлежности, масштабам деятельности; действующим нормативным актам, регламентирующим бухгалтерский учет в. Особое внимание нужно обратить на уровень профессионализма бухгалтеров, определить их компетентность и, по возможности, честность. В большей степени именно эти качества определяют эффективность роботы всей учетной системы.

Система внутреннего контроля - это специальные процедуры, введенные руководством для недопущения либо оперативного выявления и устранения как случайных, так и умышленных искажений в учете и отчетности; обеспечения сохранности имущества организации.

Система внутреннего контроля строится на:

разделении обязанностей. Для предотвращения злоупотреблений и хищений необходимо разделение обязанностей по хранению материальных ценностей, совершению сделок и учету. Кроме того, в случае, когда каждый отдел будет вести учет своей деятельности полностью, то возрастает опасность предоставления им ложных данных с целью улучшения показателей.

наличии эффективных процедур санкционирования операций. Для осуществления операций необходимо наличие решения ответственных лиц, выполнения всех формальностей.

своевременном надлежащем документировании операций. При большом интервале времени между совершением операции и фактом ее учета возрастает вероятность ошибки.

фактическом контроле за имуществом и документацией. То есть использование технический средств и процедур, предотвращающих утерю, изъятие или неправомерное изменение учетной документации.

осуществлении независимых проверок. Это одна из функций внутреннего аудита.

Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

Теперь, используя формулу факторной модели аудиторского риска, определим чему равен приемлемый аудиторский риск (ПАР) по формуле 2.1:

ВР · РК · РН = ПАР, (2.1)

где, внутрихозяйственный риск (ВР);

риск контроля (РК);

риск не обнаружения (РН).

Оценка риска средств контроля произведена в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Оценка риска средств контроля

ВопросОтветОценка риска123Существует ли в структуре предприятия подразделение, занимающееся внутренним аудитом?Нет1Проверки системы внутреннего контроля осуществляютсяОдин раз в год0,6Имеются ли документы о результатах проведения контроля?Да0,2Ревизионная комиссия функционирующая в организацииОдна проверка в год0,6Персонал, занятый в системе контроляИмеет высшее экономическое образование0,2Предыдущая аудиторская проверкаПроводилась нашей фирмой, или представлен отчет предыдущего аудитора0,2Акционеры - собственники организацииОсуществляют стратегический и текущий контроль за деятельностью организации0,2Система охраны и контроля за отпуском и вывозом продукцииОтсутствует1Контроль над проектами в организации осуществляетсяОтдельными лицами руководящего состава0,6Целесообразность инвестиций организацииФинансовые инвестиции контролируются, но детальная проработка их эффективности отсутствует0,6Оценка целесообразности привлечения кредитов в организацииОсновывается на опыте работы в отрасли0,6Существует лив организации подразделение, анализирующее и обобщающее финансово-бухгалтерскую информацию?Аналитические работы выполняет плановый отдел0,6Система оценки финансового состояния предприятия в организацииСуществует на уровне методических положений0,6Контроль системы учета деятельности производственных подразделений в организацииОтсутствует0,8Границы рискаНижняя (не менее 0,2)Верхняя (не более 1,0)Риск средств контроля0,56

Расчет внутрихозяйственного риска представлен в Приложении Б. Уровень внутрихозяйственного риска составляет 0,57 или 57 %.

Уровень риска средств контроля составил 0,56 или 56 %.

Уровень риска необнаружения составил 0,22 или 22 %.

Аудиторский риск составит: 0,57 · 0,56 · 0,22 = 0,07 или 7,0 %.

Расчет уровня риска необнаружения ошибок представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Расчет риска необнаружения ошибок

ВопросОтветОценка рискаДанный клиент является для васНовым0,5Для проведения аудиторской проверки рабочая группа сформированаВ прежнем составе0,1Техническое оснащение аудиторской группыПолностью соответствует объему и характеру работ0,1Методологическое обеспечение проведения аудитаПолное обеспечение в полном объеме0,1Информационное обеспечение проведения аудитаПрисутствует в виде отдельных указаний0,3Опыт проведения проверок в организациях такого же профиляИмеется у руководителя группы0,3Планирование предстоящей проверки было выполненоПо ключевым участкам работы0,3Ожидаемая картина представления клиентом существенной информацииРабота полностью одобряется и контролируется администрацией0,1О психологической совместимости членов аудиторской группы можно сказать , чтоГруппа не раз работала в таком составе, конфликты исключены0,1Условия работы аудиторской группы у клиентаИмеют незначительные недостатки0,3Границы рискаНижняя (не менее 0,1)Верхняя (не более 0,5)Уровень риска0,22

Так как аудиторский риск не высок, то аудитор может считать план приемлемым.

Риск аудита принимается равным 7 %, т.к. именно эта величина является наиболее часто употребляемой при аудите операций по приобретению и продаже товаров в розничной торговле.

Программа аудиторской проверки представлена в Приложении В.

.3 Проведение аудита розничного товарооборота

При выражении мнения о достоверности учета товарных операций особенно тщательно изучаются операции, связанные с продажей товаров и списанием их с материально-ответственных лиц.

Проверку целесообразно начать с проверки договоров на наличие печатей, подписей руководителей, обязательных реквизитов и существенных условий сделки. Исходя из данных, полученных при изучении договоров, заключенных между поставщиком и покупателями, устанавливается момент перехода права собственности на товар.

Особое внимание обращается на правильность оформления первичных документов. К ним относятся: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, выставленные покупателям и другие документы. В них проверяют: наличие порядковых номеров и дат выписки; наименования, адреса и ИНН покупателя; печатей, подписей и других реквизитов.

Важным при проведении аудита в ООО «Варна» явилась проверка Книги продаж, которая показала, что все счета-фактуры зарегистрированы в том налоговом периоде, в котором возникло налоговое обязательство, и что оформление Книги продаж соответствует требованиям, установленным законодательством.

Особое внимание было обращено на правильность оценки товаров при их списании с материально-ответственных лиц.

Далее проверялась обоснованность, полезность для управления и правильность использования выбранного в учетной политике варианта оценки товаров. Для того чтобы проверить правильность оценки списанных товаров, был самостоятельно произведен расчет за аудируемый период и было произведено сравнение расчетных данными с расчетами, представленными бухгалтером ООО «Варна».

При проведении аудита ООО «Варна» обращалось внимание на правильность и своевременность составления материально-ответственными лицами товарных отчетов. Сроки сдачи отчетов в зависимости от объема продаж соответствовали установленным срокам (от 1 до 10 дней).

На основании этих отчетов производилось списание ценностей с материально-ответственных лиц. Поэтому была произведена проверка правильности исчисления этой суммы. Суммы оказались верными.

Процедуры аудита товарных операций представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Процедуры аудита товарных операций

Планируемые процедурыДокументы хозяйствующего субъектаРабочие документы аудитораП600 0000 1. Нормативная проверка правильности отнесения имущества к товарамКарточка количественно - суммового учета (ТОРГ-28)Справка аудитораП600 0000 2. Нормативная проверка оснований перехода права собственности на имущество.Договоры, расчетные документы, документы поставщикаСправка аудитораП600 0000 3. Нормативная проверка определения момента перехода права собственности на имущество.Договоры, расчетные документы, документы поставщикаСправка аудитораП600 0000 4. Нормативная проверка оценки товараЖурналы-ордера и ведомости, ведомости расчета торговой наценки и распределения ТЗРСправка аудитораП600 0000 5. Нормативная проверка правильности отражения товарных операций в первичных учетных документах.Первичные учетные документыСправка аудитораП600 0000 6. Нормативная проверка правильности отражения товарных операций на счетах бухгалтерского учета.Журнал регистрации хозяйственных операцийСправка аудитораП600 0000 7. Нормативная проверка правильности отражения товарных операций в регистрах бухгалтерского учета.Регистры бухгалтерского учетаСправка аудитораП600 0000 8. Нормативная проверка правильности отражения товарных операций в бухгалтерской отчетности.Бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лицаСправка аудитораП600 0000 11. Нормативная проверка соблюдения правил совершения хозяйственных операций.Журнал регистрации хозяйственных операцийСправка аудитораП600 0000 12. Правовая экспертиза и проверка правильности оформления договоров.ДоговорыСправка аудитораП600 3000 1. Фактический выборочный контроль наличия товаров в местах их хранения.Карточка количественно - суммового учета (ТОРГ-28), инвентаризационная опись (ИНВ 6)Справка аудитораП600 4000 1. Нормативная проверка правильности проведения инвентаризации и оформления ее результатов.График проведения инвентаризации, акты инвентаризации и инвентаризационные описиСправка аудитора

Проверка правильности организации материальной ответственности.

Для проверки организации материальной ответственности в ООО «Варна» были предоставлены следующие документы: договоры о материальной ответственности, список материально-ответственных лиц, приказы руководителя о назначении материально-ответственных лиц.

В организации в наличии все приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность товарно-материальных ценностей. Таким образом, не со всеми материально-ответственными лицами заключены договора о полной материальной ответственности. Проверка правильности организации материальной ответственности выявила два нарушения представленные в таблице 2.7. Сумма ошибок составила 17,2 тыс.р.

В обоих случая товарная накладная а соответственно и товар были переданы работнику предприятия с которым не заключен договор о полной материальной ответственности.

Таблица 2.7 - Проверка правильности организации материальной ответственности

Дата и номер документаДокументСумма ошибки, тыс.р.Вид нарушения12.01.2015 г., № 069Товарная накладная4,9Выписана лицу у которого отсутствует заключенный договор материальной ответственности24.05.2015 г., № 223Товарная накладная12,3Выписана лицу у которого отсутствует заключенный договор материальной ответственностиИтого17,2

При проведении аудита проверки операций по реализации товаров необходимым является встречная сверка данных первичных документов по продаже товаров с данными Книги продаж, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и данными Главной книги по этим счетам.

Все эти регистры взаимосвязаны между собой, а поэтому в них проверялась полнота и своевременность отражения в учете себестоимости отгруженных товаров и выручки от их продажи, правильность списания себестоимости отгруженных товаров.

Все суммы, отраженные в первичных документах ООО «Варна», соответствуют суммам, указанным в Книге продаж, ее данные в свою очередь соответствуют данным регистров бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», субсч.1 «Выручка», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а итоговые суммы по этим регистрам сопоставимы с суммами по этим счетам, отраженными в Главной книге и с данными отчета о прибылях и убытках.

Правильность оборотов по кредиту счета 90 и 62 была установлена путем встречной сверки этих данных с записями по дебету счета 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет».

В ходе проверки особое внимание было обращено на правильность отражения в бухгалтерском учете ООО «Варна» операций по продаже товаров и списанию их с материально-ответственного лица.

С точки зрения правильности отражения торговых операций в бухгалтерском учете проверялись основные счета, участвующие в отражении операций по реализации товаров: 41 «Товары», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 50 «Касса».

При проведении аудиторской проверки проверялись также положения учетной политики по учету товарно-материальных ценностей, для учета движения товаров на складах.

Уточнив выполнение положений учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету товаров. К таким комплексам относятся:

аналитический учет движения товаров на складе;

учет поступления товаров;

учет реализации товаров, списания недостач, потерь и хищений товаров;

Данные комплексы задач были проверены аудитором и представлены в результате проверки.

Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку товаров и правильности их оценки использовался вопросник, ответы на вопросы были получены в ходе устного опроса, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов отдельных положений совершённых хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных.

Затем устанавливалось соответствие данных складского учёта данным бухгалтерского учёта. При сопоставлении наличия товаров в различные периоды, данных отчета о движении товаров с данными бухгалтерского учета, оценке их оценки использовалась проверка документов.

Во время инвентаризации проверялось: использование складских помещений по назначению; правильность складирования товаров; аккуратность проведения процедур инвентаризационной комиссии; фиксирование результатов инвентаризации по каждому виду товаров в инвентаризационных описях, составляемых по месту нахождения (хранения) и по материально-ответственным лицам в единицах измерения, принятых в учете.

Проверка заполнения актов инвентаризационной описи, выявило два нарушения:

В инвентаризационной описи на сумму 19,8 тыс.р., имеются пустые строки. Стоит отметить, что не допускается оставлять в инвентаризационных описях незаполненные строки; на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

В акте инвентаризации от 01.11.2015 года № 11, отсутствует подпись материально-ответственного лица. Сумма акта 32 тыс.р.

При проверке на складе были выявлены товары, не принадлежащие предприятию, на них была составлена отдельная опись.

Таблица 2.8 - Результаты инвентаризации товаров

Дата и номер документаСумма, тыс.р.НаименованиеВид нарушенияНормативный акт15.11.15№112,2Чай МакбрукНет документов на поступление данного товараЗакон о бухгалтерском учетеРезультаты проверкиОбнаружено нарушений1на сумму :12,2Результаты инвентаризации показали наличие продукции, на которую не имеется «приходных» документов.

При сверке оформления результатов инвентаризации было выявлено, что в Инвентаризационной описи допущена ошибка. Это нарушение представлено в рабочем документе «Сверка оформления результатов инвентаризации», представленный в таблице 2.9.

Таблица 2.9 - Сверка оформления результатов инвентаризации

Наименование документаНомер и дата составленияЗамечанияИнвентаризационная опись№ 2 29.02.15Неверно подсчитан итог по выявленным излишкам товаров. Сумма расхождения 4,3 тыс.р.

Во время проверки была проверена правильность ведения складского учета, обоснованность записей кладовщиком в его учетных документах; полнота оприходования поступивших со стороны товаров.

Все первичные документы, имеющиеся в организации, были получены и проверены.

На основании полученных данных был разработан рабочий документ «Проверка оформления первичных документов», представленный в таблице 2.10. В данном документе рассматривались все первичные документы, имеющиеся в данной организации, соответствие их унифицированным формам, а также выполнение требования полноты заполнения реквизитов.

Таблица 2.10 - Рабочий документ «Проверка оформления первичных документов»

Наименование документа№ документа, суммаСоответствие унифицированным формамВыполнение требования полноты заполнения реквизитовЗамечанияДаНетДаНетТоварная накладнаяб/н (0,82 тыс.р.)ДаНетНе правильно указано наименование товараАкт о приёмке товаров12 (3,65 тыс.р.)ДаНетНе указано общее количество принятых товаровТоварный отчет145 (11,87 тыс.р.)ДаНетНет подписи материально-ответственного лицаТоварный отчёт250 (18,65 тыс.р.)ДаНетНет подписи кладовщикаАкт о приёмке товаров48 (6,47 тыс.р.)ДаНетНе указана общая сумма принятых товаровИтог41,46 тыс.р.

В первичных документах были обнаружены ошибки, которые были выявлены и указаны в рабочем документе. По результатам проверки первичных документов выявлено 5 ошибок на общую сумму 41,46 тыс.р.

Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов в рабочем документе аудитора «Результаты проверки» (таблица 2.11).

Таблица 2.11 - Рабочий документ аудитора «Результаты проверки»

Характер нарушенийПоследствия недостатковНе все обязательные реквизиты заполняютсяОни могут неверно отразится в учётеНеверно отражены хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта по приобретению товаровНеверно отражены хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта по продаже товаровНе проводится инвентаризация по всем группам товаров

Также аудиторами проверялось, как в ООО «Варна» организован внутренний контроль за сохранностью товаров и его учетом. При проверке состояния внутреннего контроля было выявлено, что контроль за учетом товаров ведется в данной организации недостаточно, инвентаризация товаров проводится редко, что не позволяет в должной степени следить за сохранностью товаров на складах и в магазинах.

На заключительном этапе проверки устанавливалось соответствие данных аналитического учета продажи продукции с данными синтетического учета. Взаимной сверкой записей в разных регистрах определялась точность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям.

Существенных нарушений в данной области учета выявлено не было.

Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов - акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.

В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако, без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие - выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.

Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.

После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его.

3. Обобщение результатов аудита и аудиторское заключение

.1 Обобщение результатов аудита

В ходе аудиторской проверки розничного товарооборота в ООО «Варна» выявлены следующие нарушения, представленные в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Выявленные в ходе аудита нарушения

Объект ошибкиНарушениеСумма, тыс.р.Сохранность товаровТоварная накладная выписана лицу у которого отсутствует заключенный договор материальной ответственности4,9Сохранность товаровТоварная накладная выписана лицу у которого отсутствует заключенный договор материальной ответственности12,3ИнвентаризацияВ инвентаризационной описи имеются пустые строки19,8ИнвентаризацияВ акте инвентаризации отсутствует подпись материально-ответственного лица32Учет товаровНет документов на поступление товара12,2ИнвентаризацияНеверно подсчитан итог по выявленным излишкам товаров4,3Учет товаровНе правильно указано наименование товара0,82Учет товаровНе указано общее количество принятых товаров3,65Учет товаровНет подписи материально-ответственного лица11,87Учет товаровНет подписи кладовщика18,65Учет товаровНе указана общая сумма принятых товаров48Организация учетаНе все обязательные реквизиты заполняютсяОрганизация учетаНеверно отражены хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта по приобретению товаровОрганизация учетаНеверно отражены хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта по продаже товаровОрганизация учетаНе проводится инвентаризация по всем группам товаровИтог15168,49

В ходе проверки достоверности учета товаров в ООО «Варна» было выявлено 15 нарушений и недостатков. Уровень выявленных нарушений составил 168,49 тыс.р.

.2 Аудиторское заключение

Аудиторское заключение - официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.

Возможны четыре вида аудиторских заключений:

заключение без замечаний (безоговорочное заключение);

заключение с замечаниями (заключение с оговорками);

отрицательное заключение;

заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.

Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.

Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.

Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.

Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.

Аудиторское заключение от 15.02.2016 г.

Проверяемая организация: ООО «Варна»

Период аудита 01.04.2015 г. - 14.04.2015 г.

Негативными моментами в работе ООО «Варна» стали неправильное оформление первичных документов, неверное отнесение товаров на лиц не имеющих заключенного договора материальной ответственности, несоответствие цен в договоре и документах поставщика, а также на предприятии не проводится инвентаризация расчетов со всеми поставщиками и покупателями.

При аудите товарных операций ООО «Варна» особое внимание было уделено проверке правильности ценообразования, т. е. проверке способа учета товаров и его соответствия способу, отраженному в учетной политике организации, а также проверке достоверности учета по счетам 41 «Товары» и 42 «Торговая наценка». При проверке выявлен слабый контроль за сохранностью товаров.

При проверке документального оформления движения товаров особое внимание уделялось первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет, и которые составляются в организации при приемке и реализации товаров.

Аудит синтетического и аналитического учета движения товаров в ООО «Варна» включил в себя:

проверку соответствия данных документов, составленных в организации, данным сопроводительных документов;

наличие контрактов с поставщиками на поставку товаров;

выявление типичных операций по журналу хозяйственных операций и проверка правильности составления проводок.

В результате аудиторской проверки учета реализации товаров в ООО «Варна» выдано условно-положительное аудиторское заключение, состоящее в том, что:

. Был проведен аудит правильности отражения в бухгалтерском учете ООО «Варна» учета движения товаров за 2015 финансовый год. Документы для проверки подготовлены главным бухгалтером ООО «Варна» в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г и «Порядком ведения кассовых операций».

. Ответственность за подготовку прилагаемой бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер ООО «Варна». Обязанность аудитора заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности на основании данных проведенного аудита.

. Аудит был проведен в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности». Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерский учет движения товаров в ООО «Варна» соответствует действующему в 2015 году законодательству и не содержит существенных искажений.

Аудит включал проверку на сплошной основе первичных документов и регистров бухгалтерского учета в разрезе учета реализации товаров за 2015 г. Проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности предоставленных документов, отражающих учет на предприятии расчетов с подотчетными лицами.

В результате проведенной проверки первичных документов по учету движения товаров были выявлены ошибки и нарушения на общую сумму 168,49 тыс.р.

В результате проведенной проверки дано условно-положительное заключение. Рекомендуется исправить все выявленные в ходе аудита розничного товарооборота ошибки.

Заключение

В ходе курсовой работы была поставлена цель проведение аудита розничного товарооборота на предприятии ООО «Варна». Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

рассмотрены теоретические основы аудита розничного товарооборота;

проведен аудит розничного товарооборота на примере ООО «Варна»;

произведено обобщение результатов аудита и сформулировано аудиторское заключение.

Аудиторская проверка товаров является частью общего аудита организации - клиента. Ее целью является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и установление соответствия применяемой в организации методики учета операций, связанных с движением товаров, действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Задачами аудита движения товаров являются:

документальное оформление и отражение в учете операций поступления и выбытия товаров (использование унифицированных форм первичной учетной документации; отражение операций поступления и выбытия товаров в регистрах синтетического учета).

Во второй части исследования были определены цели и задачи аудита розничного товарооборота ООО «Варна», составлен план и программа аудита розничного товарооборота. Был рассчитан уровень существенности и аудиторского риска. На основе этого был проведен аудит розничного товарооборота ООО «Варна».

В третьей части работы были подведены итоги проведенного аудита и сформировано аудиторской заключение.

Следовательно, тема курсовой работы является актуальной, поставленная цель достигнута.

Список использованных источников

1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 60.12.2011 г.

2.Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (приказ Минфина РФ № 119н от 28.12.2001г.)

.Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (приказ Минфина РФ №135н от 26.12.2002г.)

.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995г.)

.Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (постановление Минтруда РФ № 85 от 31.12.2002г.)

.Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ №25н от 15.06.1998г.)

.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ №34н от 29.07.2000 г.)

.Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций (постановление Госкомстата РФ № 132 от 25.12.1998г.)

.Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве (постановление Госкомстата РФ № 71а от 30.01.1997г.)

.Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др.; под ред. Проф. В.И. Подольского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 655 с.

.Вещунова, Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет. 3-е изд. - М.: Проспект, 2009. - 848 с.

12.Ивашкин Б.Н. Бухгалтерский учет в торговле: Учебно-практический курс. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. - 480 с.

.Карзаева Н.Н. Товары и расходы на продажу // Бухгалтерский учет. - 2011. - №24. - С. 9-13.

14.Ковалева О.В. Аудит. Учебное пособие / О.В. Ковалева, Ю.П. Константинов - М.: ПРИОР, 2010. - 272.

15.Кочинев, Ю.Ю. Аудит. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.: ил. - (Серия «Бухгалтеру и аудитору»)

16.Кочинев, Ю.Ю. Аудит организаций различных видов деятельности. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.: ил. - (Серия «Бухгалтеру и аудитору»)

17.Нитецкий В.В. Финансовый анализ в аудите: Теория и практика: Учеб. Пособие / В.В. Нитецкий, А.А. Гаврилов - М.: Дело, 2012. - 256 с.

18.Патров В.В. Учет и оценка оптовых товарных операций // Бухгалтерский учет. - 2011. - №11. - С. 44-48.

.Подольский В.И. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 655 с.

.Пятов М.Л. Учет торговых скидок // Бухгалтерский учет. - 2012. - №19. - С. 22-27.

.Ройбу А.В. Учет розничной продажи товаров со скидками // Бухгалтерский учет. - 2011. - №5. - С. 39-43.

Похожие работы на - Аудит розничного товарооборота

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!