Юридический механизм в сфере использования и охраны земель

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Юридический механизм в сфере использования и охраны земель

План

Введение

Юридический механизм в сфере использования и охраны земель

Заключение

Список использованных источников

Введение

Одним из главных направлений развития земельного законодательства является обеспечение охраны, рационального и эффективного использования земельных ресурсов - главного богатства и достояния народов РФ.

Земля представляет собой важнейший природный ресурс, условие жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ. Такое исключительное значение земельных ресурсов предопределило формирование основ правового режима земель в Основном Законе страны, начиная с предшествующего исторического периода и по настоящее время. Статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Указанная конституционная норма находится в главе I «Основы конституционного строя» и является определяющей для характера регулирования условий и порядка пользования землей в соответствии со ст. 16 Конституции РФ, закрепившей, что положения главы I Конституции РФ составляют основы конституционного строя РФ [14].

Земельное законодательство содержит более конкретные правовые требования, направленные на обеспечение безопасности и рациональное использование земель. Немалое значение для правовой охраны отдельных категорий земель имеют нормы природоресурсных отраслей, а также законодательства, регулирующего отдельные виды хозяйственной деятельности [12, с.77]. Правовую основу регулирования охраны земель составляют Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ), Градостроительный кодекс РФ, Федеральные законы «О землеустройстве», «Об охране окружающей среды», «О мелиорации земель», «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами», «Об особо охраняемых природных территориях», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Охрана земель - одна из главных задач земельного права, а правовое регулирование этого процесса составляет основную цель земельного законодательства. Охрана и использование земель - сложный, многогранный механизм, требующий различного подхода в понимании [12, с. 78].

Важность проблемы правовой охраны и использования земельных участков не могла остаться без внимания ученых различных специальностей. В частности, проблемам правовой охраны земельных участков посвящены работы В.В. Алакоза, М.М. Бринчука, С.А. Боголюбова, В.К. Григорьева, А.К. Голиченкова, O.JI. Дубовик, Б.В. Ерофеева, И.А. Иконицкой, Н.И. Краснова, Н.Д. Казанцева, Г.Н.Крассова, П.Ф. Лойко, Е.Н. Лисицына, А.Ф. Мудрецова, Е.А. Носкова, А.С. Стамкулова, В.В. Петровой, Г.В. Чубукова и др.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере использования и охраны земель.

Предмет исследования составляют правовые основы, определяющие и регламентирующие сферу использования и охраны земель в РФ.

Цель работы - на основе анализа конституционных норм, норм земельного и экологического законодательства РФ рассмотреть актуальные вопросы правового обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель в РФ.

Юридический механизм в сфере использования и охраны земель

Охрана земель является разновидностью земельных отношений. Поэтому в первую очередь она должна рассматриваться как общественное отношение, возникающее между государством, физическими и юридическими лицами по поводу сохранения нормального состояния земель и восстановления нарушенных, деградированных земель. В этом смысле охрана земель представляет собой деятельность всех субъектов земельных отношений, направленную на сохранение качества земли, восстановление нарушенного состояния земли. В процессе осуществления этой деятельности участники земельных отношений выполняют комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством и направленных на обеспечение рационального использования земельных ресурсов и предотвращение негативного воздействия. Являясь общественным отношением, охрана земель урегулирована нормами права, в связи с чем охрана земель образует самостоятельный правовой институт земельного права.

Как правовой институт охрана земель - это совокупность правовых норм, регулирующих права и обязанности субъектов земельных отношений по рациональному использованию земли как природного ресурса и предотвращению вредного воздействия на нее, основания и порядок проведения охранительных мероприятий [12, с. 79].

Данное определение прямо вытекает из международных природоохранных документов и конституционной нормы о том, что земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Приведенные выше положения ч. 1 ст. 9 Конституции РФ носят достаточно общий характер и поэтому нуждаются в разъяснении посредством выработки доктринальных правовых позиций, развивающих соответствующие конституционные положения.

Часть 1 статьи 9 Конституции РФ была предметом анализа в ходе конституционного судопроизводства, в частности, по делу о проверке конституционности ЗК РФ в связи с запросом Мурманской областной Думы (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 №8-П). Так, Суд указал, что конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа РФ, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности (п. 2). Конституционный Суд РФ также указал, что осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, в том числе, в ч. 1 ст. 9 и в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ; при этом законодатель должен обеспечить рациональное и эффективное использование земли и ее охрану (п. 2.3).

Легального определения охраны земель нет ни в ЗК РФ, ни в ином законодательном акте либо правоприменительной практике. Поэтому при рассмотрении понятия и целей охраны земель следует иметь в виду следующее обстоятельство. В связи с тем, что земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель (п. 1 ст. 3), а также учитывая, что земля является важнейшим природным объектом и составной частью окружающей среды (ст. 1), становится очевидным, что мероприятия по охране земель распространяются на все категории земель в земельном фонде России.

Необходимость охраны земель прямо вытекает из принципов земельного законодательства, сформулированных в ст. 1 ЗК РФ. В п. 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ в качестве основного принципа земельного законодательства указан приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Другими основными принципами земельного законодательства указаны: участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством (п. 4 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ); приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (п. 6 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «»Об охране окружающей среды» одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли и почвы.

Статьей 12 ЗК РФ предусмотрено, что земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В качестве целей охраны земель определены: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Цели охраны земель с одной стороны направлены на предотвращение негативного воздействия на земельные участки, с другой - на обязательное оперативное устранение последствий негативного воздействия в случае, когда такое воздействие было произведено.

Таким образом, цели охраны земель и земельных участков, в частности, заключаются в том, чтобы, с одной стороны, предотвратить последствия негативных воздействий на них, с другой - обеспечить их улучшение и восстановление [13].

Статья 13 ЗК РФ раскрывает содержание охраны земель. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Также в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

В самом общем виде система землеохранных мероприятий состоит из трех направлений: сохранение земли, т.е. недопущение ухудшения ее качественных показателей; восстановление качества земель (посредством рекультивации); улучшение состояния земель (посредством мелиорации) [15, c. 287]. правовой охрана земля

Правовая охрана земель обеспечивается также мерами юридической ответственности, которая применяется в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель. Так, в соответствии со ст. 8.6. КоАП РФ виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за порчу земель; ст. 8.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование земель не по целевому назначению и т.д. В случае повышенной общественной опасности деяния к виновным могут быть применены и меры уголовной ответственности (ст. 254 УК РФ). Наконец, за нарушение норм и правил по охране земель предусмотрены меры земельно-правовой ответственности (п. 2 ст. 45 3К РФ).

Основные требования по охране земель как важнейшего природного ресурса нашли свое отражение не только в земельном, но и в природоохранном и природоресурсном законодательстве. Так, в ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен ряд природоохранных требований при осуществлении землепользования. Градостроительное законодательство предъявляет требования по рациональному использованию и охране земель поселений. Правовые нормы регулируют правила застройки территорий на принципах рациональности и безопасности. Для охраны земель лесного фонда большое значение имеют нормы лесного законодательства, устанавливающие правила лесопользования. Режим особой охраны земель заповедников, национальных парков и других территорий с режимом заповедования определен ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Рассматривая понятие «охрана земель», нельзя обойти вниманием проблему соотношения «охраны» и «использования» земель, тем более что данному вопросу посвящен абз. 2 п. 1 ст. 12 ЗК РФ. Действующее законодательство указывает на один правомерный вариант такого соотношения - рациональное использование земель, которое в ГОСТе 26640-85 «Земли. Термины и определения» определено как «обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении цели землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами». Необходимость точного уяснения данного термина прямо вытекает из действующего законодательства, связывающего с рациональным или нерациональным использованием земель различные правовые последствия вплоть до изъятия земельного участка (ст. 285 ГК РФ).

Охрана земель любой категории и их рациональное использование являются двумя сторонами одной медали, поскольку отражают две формы взаимодействия общества и природы: природопользование и охрану природы. Когда мы говорим о рациональном использовании земель, то предполагаем соблюдение экологических, градостроительных и иных требований в процессе использования земельных участков. В этом случае не возникает необходимости в применении мер по охране земель, следовательно, в определенном смысле требования рационального использования и охраны земель сливаются. Однако в случае если предусмотренные законодательством требования в процессе эксплуатации земель не соблюдаются, происходит ухудшение качества земель и, соответственно, окружающей среды. В этом случае мероприятия по охране земель будут нацелены на обеспечение соблюдения природопользователями установленных законодательством норм и правил по охране земель [11, c. 15-16]. Охрана земель только в двух случаях не будет связана с проблемой рационального использования земель. Во-первых, при создании особо охраняемых природных территорий, полностью изъятых из любого хозяйственного использования и законсервированных в естественном состоянии, и, во-вторых, на землях запаса.

Заключение

Таким образом, охрана земель - это совокупность предусмотренных нормами права организационных, экологических, экономических и иных мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение качества земель всех категорий как составной и неотъемлемой части окружающей среды в интересах обеспечения ее благоприятного состояния.

Земельно-охранительные нормы содержатся в различных отраслях законодательства.

В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения, разрушения и т.д. Правовые меры государственной охраны земель подразделяются на три группы:

) рациональная организация земель;

) защита почв от эрозии, загрязнения и иных вредных воздействий;

) восстановление нарушенных земель.

.Рациональная организация земель включает: землеустройство; мониторинг земель; государственный земельный контроль.

. Защита земель от вредных воздействий направлена на предотвращение деградации земель и включает: мелиорацию земель; государственное регулирование использования агрохимикатов и пестицидов; нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве.

Институт охраны земель должен развиваться в трех основных направлениях: правовом (консолидация и унификация всех природоохранных требований в отношении земли); организационном (развитие системы государственного мониторинга земель, обеспечение неуклонного выполнения всех требований по охране земель посредством государственного земельного надзора и муниципального, производственного и общественного земельного контроля); экономического стимулирования эффективного и рационального использования земель [17, c. 221].

Список использованных источников

Конституция РФ от 12.12.1993//«Российская газета» от 25.12.1993 №237

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ// «Российская газета» от 18.06.1996 №113

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // «Российская газета» от 31.12.2001 №256

Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ //«Российская газета» от 30.10.2001 №211-212

Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ //«Российская газета» от 30.12.2004 №290

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10. 2002 г. №7-ФЗ// //«Российская газета» от 12.01.2002 №6

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ// «Российская газета» от 22.03.1995 № 57

Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 №78-ФЗ // «Российская газета» от 23.06.2001№118

Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.1996 №4-ФЗ// «Российская газета» от 18.01.1996 №10

Федеральный закон «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 №109-ФЗ // «Российская газета» от 25.07.1997 №142

Анисимов А.П. Правовые проблемы охраны земель поселений: Учебное пособие. - Волгоград: ВФ МУПК, 2003. - 126 с.

Анохин С.А. Административно-правовой механизм в сфере использования и охраны земель //Административное и муниципальное право. - 2009. - №5(17). - С.77-83.

Грудцына Л.Ю. Земля: справочник собственника и арендатора/Л.Ю. Грудцына, М.Н. Козлова. - М.: Юстицинформ, 2007. - 432 с.

Комментарий к Конституции Российской Федерации/Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: «Эксмо», 2010 - 706 с.

Общая теория советского земельного права/ Отв. ред.: Аксененок Г.А., Иконицкая И.А., Краснов Н.И. - М.: Наука, 1983. - 357 c.

Харьков В.Н. Конституционно-правовое регулирвоание рационального и эффективного использования и охраны земель в РФ//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. - Вып.№ 3-2. - C.219-224.

Харьков В.Н. Правовые проблемы охраны земель//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - Вып.№ 2-2. - С.214-222.

Похожие работы на - Юридический механизм в сфере использования и охраны земель

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!