своевременно информировать уполномоченные органы об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения в период осуществления административной процедуры;
3.1 Сроки рассмотрения административных процедур. Плата, взимаемая за осуществление административных процедур
Сроки осуществления административных процедур определятся календарной датой, истечением периода времени, исчисляемого месяцами, неделями или днями, а также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. [5; с. 274]
Течение срока, исчисляемого месяцами, неделями или днями, начинается со дня совершения действия или наступления события, которым определено его начала.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока. Если не определенно иное, указанный в днях, исчисляется в календарных днях. Если последний день срока приходится на нерабочий день. Днем истечения срока считается первый, следующий за ним рабочий день.
Срок осуществления административной процедуры не может превышать пятнадцати дней, а в случае направления уполномоченным органом запроса в другие государственные органы, иные организации - одного месяца, если иной срок не предусмотрен законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
В случае направления уполномоченным органом запроса в компетентный орган иностранного государства о представлении документов и (или) сведений, которые необходимыми для осуществления административной процедуры и не могут быть получены иным путем, срок осуществления административной процедуры приостанавливается со дня направления запроса до дня получения запрашиваемых документов и (или) сведений.
Днем начала осуществления административной процедуры считается день регистрации заявления заинтересованного лица с приложением всех требуемых документов. Днем окончания административной процедуры считается день исполнения административного решения.
Платой, взимаемой при осуществлении административной процедуры, являются:
сборы (пошлины), уплачиваемые заинтересованными лицами;
плата за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, вносимая заинтересованными лицами уполномоченным органом, другим государственным органам, иным организациям.
Размер платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением административных процедур. Порядок расчета экономической обоснованности затрат, связанных с осуществлением административных процедур, а также порядок возврата платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, определяются Советом Министром Республики Беларусь.
.2 Подача, отказ в принятии и отзыв заявления заинтересованного лица
Заявление заинтересованного лица подается на белорусском или русском языке в письменном виде, за исключением случаев, когда законодательством об административных процедурах допускается обращение с устным заявлением. Письменное заявление заинтересованного лица может быть подано в уполномоченный орган:
в ходе приема заинтересованного лица;
нарочным (курьером), по почте, если в соответствии с законодательством об административных процедурах не требуется личное присутствие заинтересованного лица;
в виде электронного документа - при наличии в уполномоченном органе необходимых программно - технических средств, информационных систем и сетей, если в соответствии с законодательством об административных процедурах вместе с заявлением заинтересованное лицо не должно представлять в уполномоченный орган документы и (или) сведения и (или) не требуется его личное присутствие.
Если законодательством об административных процедурах не определены сведения, которые должны содержаться в письменном заявлении заинтересованного лица, в таком заявлении указываются: наименование уполномоченного органа, в который подается заявление; сведения о заинтересованном лице: фамилия, собственное имя, отчество, место жительства, иная требуемая для разрешения дела информация; наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращается заинтересованное лицо; представляемые вместе с заявлением документы и (или) сведения (при их наличии); подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, заверенная печатью юридического лица, либо подпись представителя заинтересованного лица (электронная цифровая подпись таких лиц).
В перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут включаться лишь документы и (или) сведения, которые необходимы для осуществления административной процедуры и могут быть представлены только заинтересованным лицом.
В указанные перечни не могут включаться документы и (или) сведения, которые имеются в уполномоченных органах или могут быть получены ими от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных.
Документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, не включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, определяются законодательством об административных процедурах и запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно.
Заявления заинтересованных лиц подлежат регистрации в день обращения с устным заявлением или подачи письменного заявления заинтересованного лица. Заявления заинтересованных лиц считаются поданными со дня их регистрации.
Уполномоченный орган отказывает в принятии заявления заинтересованного лица:
если не представлены документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Уполномоченный орган может отказать в принятии письменного заявления заинтересованного лица, если не соблюдены требования к форме или содержанию такого заявления.
Уполномоченный орган может отказать в принятии повторного заявления заинтересованного лица, в котором не содержится новых сведений, если в этом органе имеется административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры по заявлению данного лица.
Об отказе в принятии заявления заинтересованного лица уполномоченный орган в трехдневный срок со дня подачи такого заявления принимает административное решение. В случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица такому лицу возвращаются представленные вместе с заявлением документы и (или) сведения.
Отказ в принятии заявления заинтересованного лица не препятствует повторному обращению с ним в уполномоченный орган после устранения недостатков, явившихся причиной отказа.
Если рассмотрение заявления заинтересованного лица не относится к компетенции государственного органа, иной организации, данный государственный орган, иная организация в трехдневный срок со дня подачи такого заявления отказывает в принятии заявления заинтересованного лица с указанием уполномоченного органа либо самостоятельно направляет его в уполномоченный орган с одновременным уведомлением об этом заинтересованного лица.
Заинтересованное лицо вправе отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры, письменно уведомив об отзыве уполномоченный орган, рассматривающий заявление заинтересованного лица.
.3 Порядок рассмотрения заявления заинтересованного лица
Заявление заинтересованного лица рассматривается единолично работником уполномоченного органа, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению уполномоченного органа - коллегиальным составом уполномоченного органа.
При рассмотрении заявления заинтересованного лица работниками уполномоченного органа:
изучаются представленные заинтересованным лицом документы и (или) сведения;
осуществляется поиск и анализ документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, имеющихся в уполномоченном органе;
сверяется информация, содержащаяся в представленных заинтересованным лицом документах и (или) сведениях, с информацией, имеющейся в уполномоченном органе;
получаются необходимые сведения из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных;
направляются запросы в другие государственные органы, иные организации;
устанавливается наличие или отсутствие оснований для осуществления административной процедуры;
принимаются при необходимости другие меры для рассмотрения заявления заинтересованного лица.
Документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, не включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут быть получены уполномоченным органом посредством направления запросов, получения удаленного доступа к государственным регистрам, реестрам, кадастрам, спискам, каталогам, базам и банкам данных и другими способами. Запрос направляется уполномоченным органом в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых относится представление документов и (или) сведений необходимых для осуществления административной процедуры. Запрос должен быть направлен уполномоченным органом в кратчайший срок, но не позднее пяти дней со дня подачи заявления заинтересованного лица. Представление государственным органам, иной организацией документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, на основании запроса осуществляется в семидневный срок со дня получения такого запроса, если иной срок не предусмотрен законодательными актами.
Государственный орган, иная организация, в которые поступил запрос, отказывают в представлении документов и (или) сведений, если:
представление запрашиваемых документов и (или) сведений не входит в компетенцию этих государственного органа, иной организации;
запрос направлен государственным органом, иной организацией в отношении административной процедуры, осуществление которой не относится к их компетенции;
запрашиваемые документы и (или) сведения содержат информацию, относящуюся к государственным секретам;
к запросу не приложено письменное согласие заинтересованного лица на представление документов и (или) сведений, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
к запросу не приложен документ, подтверждающий внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых документов и (или) сведений, - если законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь предусмотрена такая плата;
представление запрашиваемых документов и (или) сведений невозможно в связи с их отсутствием, полной или частичной утратой.
В случае отказа в представлении запрашиваемых документов и (или) сведений государственный орган, иная организация в трехдневный срок со дня получения запроса направляют в уполномоченный орган сообщение с указанием оснований отказа.
.4. Административное решение, административное обжалование
При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным органом принимается одно из следующих административных решений [4; с.47]:
об отказе в принятии заявления заинтересованного лица;
об осуществлении административной процедуры;
об отказе в осуществлении административной процедуры.
Уполномоченный орган отказывает в осуществлении административной процедуры:
если отсутствуют предусмотренные законодательством об административных процедурах основания для ее осуществления;
если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в осуществлении административной процедуры принимается в письменной форме, в том числе посредством внесения записей в регистры, реестры, протоколы, банки данных, иные документы или информационные ресурсы.
Административное решение об отказе в принятии заявления заинтересованного лица принимается в устной форме, за исключением случаев подачи заинтересованным лицом заявления по почте либо в виде электронного документа, или путем направления на адрес электронной почты уполномоченного органа либо размещения на официальном сайте уполномоченного органа в глобальной компьютерной сети Интернет, или если заинтересованное лицо требует оформить данное решение в письменной форме, а также иных случаев, предусмотренных законодательными актами.
Если иное не предусмотрено законодательством об административных процедурах, в административном решении, принятом в письменной форме, должны быть указаны:
дата и регистрационный номер административного решения;
наименование уполномоченного органа, принявшего данное решение;
сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) - для граждан; наименование и место нахождения - для юридических лиц);
содержание принятого административного решения;
правовые основания принятого административного решения, порядок обжалования административного решения - в случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица;
правовые основания принятого административного решения, фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления заинтересованного лица, порядок обжалования административного решения - в случае отказа в осуществлении административной процедуры;
подпись работника уполномоченного органа, к компетенции которого относится подписание такого решения.
К письменной форме административного решения приравниваются справки или другие документы, выдаваемые при осуществлении административных процедур.
Административное решение вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении.
Срок действия справки или другого документа, выдаваемого при осуществлении административной процедуры, не может быть менее шести месяцев, если иной срок не предусмотрен законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Заинтересованное лицо обладает правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке. Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящие по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами относится рассмотрение таких жалоб.
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами. Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.
Административная жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня принятия обжалуемого административного решения, подается в письменной форме. Административные жалобы подлежат регистрации в день подачи. Они рассматриваются единолично работником соответствующего органа, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению органа, рассматривающего жалобу, - коллегиальным составом такого органа в месячный срок со дня ее подачи.
При рассмотрении административной жалобы органом, рассматривающим жалобу, принимается одно из следующих решений:
-об оставлении административной жалобы без рассмотрения;
-об оставлении административного решения без изменения, а административной жалобы без удовлетворения;
-об отмене административного решения и принятии нового административного решения;
-о направлении административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению.
Вступившие в силу административное решение и решение по административной жалобе обязательны для исполнения. Уполномоченный орган и орган, рассматривающий жалобу, вынесшее соответствующее решение, обязаны обеспечить его исполнение. Исполнение таких решений может быть обусловлено совершением заинтересованным лицом определенных действий.
Административное решение подлежит исполнению в пределах срока осуществления административной процедуры.
Решение по административной жалобе подлежит исполнению в пятидневный срок со дня вступления в силу, если в самом решении или законодательством об административных процедурах не предусмотрен иной срок его исполнения.
административный право законодательный
Заключение
В ходе изучения темы административные процедуры, можно сделать вывод, что Республика Беларусь имеет прочную нормативную базу, основанную, прежде всего, на Конституции Республики Беларусь. Законодательство Республики Беларусь устанавливает стадии и последовательность выполнения административных процедур, сроки осуществления, а также ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращения. Нормативная база Республики Беларусь регламентирующая порядок осуществления административных процедур, четко устанавливает порядок их осуществления, что позволяет обеспечить права граждан.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 и 17 октября 2004 г.). - Минск, 2011.
. Об основах административных процедур: Закон Респ. Беларусь, 28 окт. 2008 г., № 433-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2008.
. С.М. Забелов. Административное право: Курс лекций / С.М. Забелов. - Мн.: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь. - с. 245
. Т.В. Телятицкая. Административное право: Ответы на экзаменационные вопросы/ Т.В.Телятицкая.-4-е изд., перераб и доп. - Минск, 2012
. А.В. Ясинская-Казаченко Административное право: Учебная программа для высших учебных заведений. - с.272-275
. Юрыдычны энцыклапедычны слоўнік / Беларус. энц.; рэдкал.: С.В. Кузьмін (гал. рэд.) [і інш.]. - Мінск: БелЭн, 1992. - 636 с.
. К.С. Бельский. О принципах административного права. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы / К.С. Бельский // Государство и право. - 1998. - № 8. - С. 5-32.
. В.А. Зюзин Административные процедуры: теория, практика и проблемы законодательного регулирования в РФ: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / В.А. Зюзин; Ин-т гос. и права РАН. - М., 2007. - 24 с.
. В.И. Зажицкий Правовые принципы в законодательстве РФ / В.И. Зажицкий // Государство и право. - 1996. - № 11. - С. 92-98.