Эволюция функций государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,49 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эволюция функций государства

Министерство образования и науки Российской Федерации

Псковский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра истории и теории государства права

Дисциплина "Теория государства и права"








Курсовая работа

тема: Эволюция функций государства


Выполнил: студентка 1 курса

Васильева О.А.

Научный руководитель: к.ю.н., доцент

В.П. Сидоров




Псков 2015

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность государства

.1 Значение функционального подхода в теории государства и права

.2 Понятие, признаки, структура функции государства

Глава 2. Функции государства

.1 Система (классификация) функции государства

.2 Основные функции государства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Российское государство как правовое явление прежде всего должно обеспечивать реализацию назначения государства, а также его основных конституционных характеристик как демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления.

Главное назначение государства определяется ст. 2 и 3 Конституции Российской Федерации. Государство вступает в отношения с самыми различными субъектами права. Но существуют основания для выделения как имеющих особую значимость отношений с участием государства, направленных на обеспечение суверенитета народа и интересов российского общества, реализацию прав и свобод человека и гражданина. Основополагающее значение конституционно-правовых отношений государства с народом, обществом, человеком и гражданином обусловлено тем, что именно в них главным образом государство реализует свои основные функции, цели и задачи, полномочия и ответственность.

Таким образом, актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью изучения функций государства как фактической деятельности государства, в которой проявляется его сущность и которая позволяет найти ответы на вопросы о том каким является государство, чьи интересы оно выражает и на достижение каких целей направлена его политическая воля.

При написании курсовой работы использовались монографии таких авторов как Марченко, Батырь и др., статьи из периодических изданий, статистические материалы, законодательные акты Российской Федерации, интернет ресурсы.

Основными целями данной работы являются: анализ понятия функции государства, рассмотрение классификации функций государства; определение основных функций государства.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

определить методологическое значение функционального подхода в теории государства и права;

выявить общие черты и различия функций государства, признаки функций государства;

исследовать виды функций государства и критерии классификации;

проанализировать основные функции государства.

Объектом исследования является государство.

Предметом исследования является эволюция функций государства.

Данная работа содержит введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Сущность государства

.1 Значение функционального подхода в теории государства и права

Более четверти века назад в процессе исследования функций государства в отечественной юридической науке был сформулирован ряд положений о необходимости рассмотрения фундаментальной в теории государства категории "функция государства", как сложного по своей структуре явления, было проанализировано содержание его с позиции философских категорий сущности и явления, основы и обоснованного, должного и сущего, структуры и элемента и др. Это помогло преодолеть господствовавшее в те годы в теории государства и права упрощенное понимание функции государства как "направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач".

Анализ структуры функции государства показал, что каждый из названных ее компонентов, в свою очередь, имеет собственную сложную структуру.

Социальное (т.е. с точки зрения потребностей гражданского общества) назначение государства включает такие компоненты, как его сугубо классовое и общесоциальное назначение. Выявились и другие уровни социального (например, "национальное"), также получившие отражение в понятии "социальное назначение государства". Оказалось, что именно общество как высокоорганизованная "органическая" (по К. Марксу) система задает (или, по крайней мере, должно задавать) параметры, направления деятельности государству, определяет его функции, "программу" его деятельности, так как государство - "слуга" общества, создаваемый обществом институт, главное назначение которого выполнять те задачи и функции, которые общество ему задает, адресует, диктует. Речь шла о служебной роли государства по отношению к обществу. Такая постановка вопроса о "социальном назначении" государства была нетрадиционной хотя бы потому, что официальной идеологией пропагандировался тезис о классовой сущности государства ("диктатура господствующего класса"), а социальная сторона его сущности либо отвергалась, либо недооценивалась, либо рассматривалась в качестве несущественного компонента его классовой сущности и назначения.

Сложным по внутренней структуре оказалось и другое слагаемое функции - фактическая деятельность государства по реализации его социального назначения, которая включала такие компоненты, как предметная (объектная) направленность этой деятельности (так как беспредметных функций не бывает), ее цели, формы (организованные, правовые и др.), методы, способы государственной деятельности. Функция государства предстала не как нечто неделимое, а как сложное, богатое содержанием, внутренне противоречивое явление, включающее определенный набор элементов и связей, а так же отношений между ними. Эти связи, отношения, противоречия обнаружились между социальным назначением государства и его деятельностью, между деятельностью и целями функции, между целями и методами деятельности и т.д.

Такой подход, обозначенный общих чертах, позволил углубиться в исследуемое явление, познать его сущность.

В свою очередь, такой подход позволил сформулировать ряд методологических принципов функционального анализа, оказавшихся пригодными при функциональном исследовании других государственных и правовых явлений. В последующем они были использованы при исследовании таких явлений, как функции прокурорского надзора, функции права, функции правового воспитания, управления и др.

Следует отметить, что понятия "структура функции", "элемент структуры функции", "связи элементов структуры функции", предложенные применительно к функции государства четверть века назад, прижились в теории государства и права, пополнили понятийный аппарат функционального метода исследования государственных и правовых явлений. Эти понятия оказались пригодными для познания сложной природы, структуры, внутренней противоречивости функций государства (как и права, управления и др.). Такой подход позволил углубиться в функцию государства, познать ее сущность.

Функциональный метод и деятельностный подход открыли новые возможности в исследовании такого феномена, как сущность государства - понятия, до сих пор в теории государства и права остающегося дискуссионным. Обратимся к высказыванию К. Маркса о том, что "...государство не может рассматриваться просто как действительность, оно должно рассматриваться как деятельность, как различенная деятельность". Данное положение К. Маркса, нацеливает на исследование государства и как формы деятельности, и как формы бытия классового общества, но опять же через призму деятельности государства. Через призму государственной деятельности, его функций в новом ракурсе могут быть освещены многие традиционные в общей теории государства понятия: не только механизм государства, государственная власть и управление, деятельностная, функциональная природа которых очевидна всем, но и сущность, содержание и форма государства, а также многие другие "моменты" (Гегель) государственности. Все они "деятельны", "функциональны", "работают", выполняя определенную роль в общей структуре государства, в политической системе, в обществе в целом, а потому глубокий анализ их возможен прежде всего через исследование их назначения, функций, деятельности, реализацию их свойств. Следовательно, функциональный метод и деятельностный подход позволяют глубже проникнуть в сущность государства, исследовать ее различные уровни - от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

Попытка исследования сущности государства через его деятельность в теории государства и права предпринималась Э.Л. Кузьминым. "Сущность государства, - отмечал он, - раскрывается не только в его деятельности (хотя именно она здесь главное, так сказать, "сущность первого порядка"), но и в способах, формах, посредством которых эта деятельность осуществляется, иными словами, в организации власти (назовем это "сущностью второго порядка")". В этом суждении привлекает внимание мысль о том, что путь к познанию сущности государства лежит через познание его деятельности и функций, что эта сущность имеет несколько порядков, в процессе познания которых научная мысль все дальше и дальше уходит в глубинные пласты сущности. Хотя надо признать, что конкретные выводы автора как об уровнях сущности, так и о последовательности их познания, не бесспорны. Дело в том, что "формы и способы" (как и "методы", "принципы") деятельности не следует отрывать от самой деятельности (чтобы не нарушить диалектического требования анализа явлений в единстве их содержания и формы) и конструировать самостоятельный порядок их сущности.

.2 Понятие, признаки, структура функции государства

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство - официальный представитель всего общества, всех его членов - граждан.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство - это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство - это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории - юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет - государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов - государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества - государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие - государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов - государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти - государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики - государство имеет свои признаки государственности - флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие "государство" воспринимают как близкое по значению к понятиям "страна", "общество", "правительство", но это не так.

Страна - понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство - понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны - форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество - понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти.

Государство - устойчивый институт, в то время как правительства приходят и уходят.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.


.1 Система (классификация) функции государства

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, существует их классификация, которая имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения.

Функции государства пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности (постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные); от их социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); от сфер осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические); от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.

Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

Предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. Особенность данной классификации заключается, прежде всего, в том, что она отражает механизм реализации государственной власти и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, то есть более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

Так, наиболее распространенными и широко признанными критериями классификации функций государства являются такие критерии, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние - в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач, а также - на основные и неосновные - в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений деятельности государства.

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. В силу этого при определении перечня внутренних функций государства их не только напрямую связывают с различными сферами жизни общества, но и полностью отождествляют с ними.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.

Наряду с вышеназванными критериями классификации функций государства широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни - на основные и неосновные функции.

Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению конкретных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Можно выделить ряд общих черт присущих основным функциям государства. Во-первых, в них в большей степени проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение, во- вторых, основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или большинством звеньев государственного аппарата, в-третьих, воплощает объединение усилий государства на одном из решающих направлений его внутренней или внешней деятельности. Таким образом, основные функции государства распределяют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными.

В то же время недопустимо умаление неосновных функций, поскольку осуществление основных функций государства представляет собой непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций.

Таким образом, система функций государства представляет собой совокупность функций государства, отграниченных по критериям, в основе которых лежат общественные отношения (внутренние и внешние) на которые государство воздействует в процессе своей деятельности (основная и неосновная).

Как уже упоминалось функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

В связи с чем, хотелось бы рассмотреть вопрос взаимодействия функций государства с его задачами.

Так, в задачах государства определяются его социальное назначение, цель, достижению которой оно служит в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к функциям государства, являясь их непосредственной предпосылкой. Именно в задачах концентрируется и определяется воздействие экономики и политики на развитие функций государства, которые в свою очередь являются средством реализации задач. Таким образом, задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления функций.

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи - возникают вновь. Но во всех случаях они обуславливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

.2 Основные функции государства

государство легитимный насилие нарушитель

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство решать прежде всего политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению возможной агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать "правила игры" для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

. Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. Но в то же время социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества.

. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.

. Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).

Существуют также дополнительные функции государства, например, функции обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

. Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.

. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения-это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

. Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

Заключение

Итак, функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, представляющая собой наиболее характерное, значимое в нем, определяющее его содержание, социальное назначение.

Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают. Здесь важным является то, что как основные направления деятельности функции государства не должны отождествляться с самой деятельностью государственных органов. Функции призваны отражать ту деятельность государственных органов, которую они должны осуществлять, чтобы решать поставленные перед ними задачи.

Цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции, которые дает возможность познать функциональный подход, ориентирующий на выяснение форм воздействия политической власти на общество.

Рассмотрение основных функций государства позволяет сделать вывод о том, не смотря на то, что любое государство, независимо от его типа и формы, на любом этапе своего развития всегда ставит экономические, финансовые и иные тесно связанные с ними проблемы на первый план, уделяет им первостепенное внимание, у современного государства, осуществляющего многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной-единственной основной (генеральной) функции.

Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве таковой в цивилизованном обществе объявляется охрана интересов человека, его прав. Дело заключается, во-первых, в том, что охрана интересов человека, его прав - это скорее не функция, а основная цель, задача, любых уважающих себя и своих граждан государства и общества. А, во-вторых, если все же считать охрану интересов человека, его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в решающей степени зависит от всех других без исключения государственных функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус главенства, приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими функциями.

Представляется, что в настоящее время нет необходимости пытаться вычленить из всего многообразия функций одну или даже две главные государственные функции. Число их и сам статус функций не остается неизменным. Он изменяется и развивается не только в зависимости от смены типов и приоритетов различных государств, но и в зависимости от стадии или этапов развития одного и того же государства.

Список использованной литературы

. Конституция Российской Федерации. - М.: "Проспект", 2013. - 48с.

. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2011. (Классический университетский учебник). 648с.

. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. Юрист, 2009. 512с.

. Военное право: Учебник. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". - М.: За права военнослужащих, 2009. 300с.

. Батырь В.А. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М.:Юстицинформ, 2006. 412с.

. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2011. 489с.

. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М. Юрист, 2013. 776с.

. Мицкевич А.В. Комментарий к законодательству государств - участников СНГ о гражданстве. М.: Юрид. лит., 2007. 280с.

. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л.: ЛГУ, 2008. 132с.

. Захаров А.В. Экономика СНГ во внешней политике России//Законодательство и экономика, N 4. 2006.

. Хабриева Т.Я., Путило Н.В., Азарова Е.Г. Социальное государство: исследование на основе единства экономической и правовой теорий // Журнал российского права. № 11. - 2006.

. Вершило Н.Д. Экологическая функция российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право. - № 4. - 2009.

. Соколова И.Л. Особенности экономической функции федеративного государства // Законодательство и экономика. № 5. - 2007.

. Кашепов В.П. О гарантиях уголовно-правовой защиты личности // Журнал российского права. № 12. - 2009.

. Коломенская Е.В. Функциональный подход к исследованию договора // Журнал российского права. - № 5. - 2010.

. Вишняков В.Г. СНГ: не размывание, а качественное укрепление // Журнал российского права. № 12. - 2011.

. Ельцов Н.С. Кочетков А.В. Участие территориальных органов юстиции в правотворческой деятельности // Журнал российского права. № 10. - 2011.

. Солнышкова О.В. Соотношение частной охранной и правоохранительной деятельности // Журнал российского права. № 9. - 2011.

. Просвирин Ю.Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. № 3. - 2012.

. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. № 6 - 2009.

Похожие работы на - Эволюция функций государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!