К истории отечественной фониатрии

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,28 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

К истории отечественной фониатрии

К истории отечественной фониатрии

Фониатрия, так же, как сурдология, ринология, отоневрология - одно из отделений оториноларингологии. По определению Союза европейских фониатров предметом ее изучения являются коммуникативные нарушения, а именно заболевания и фунукциональные расстройства голоса, речи, языкового общения, а в детском возрасте - и нарушения слуха (в той мере, в которой слух оказывает влияние на вышеперечисленные функции). Данная специальность базируется на анатомических, физиологических, диагностических и терапевтических принципах оториноларингологии и использует достижения других разделов медицины (неврологии, психиатрии, педиатрии, стоматологии, ортодонтии), а также научных дисциплин немедицинского профиля (лингвистики, фонетики, психологии, педагогики, акустики и наук, изучающих вопросы человеческого поведения и общения).

Первые работы, заложившие фундамент будущей ларингологии и фониатрии в нашей стране и за рубежом, появились во второй половине прошлого и в начале нынешнего столетия. К их числу относятся статьи Д.И. Кошлакова, Н.П. Симановского, Е.Н. Малютина, М.С. Эрбштейна и др. Большую роль в возникновении ларингологии, а позже фониатрии, сыграло изобретение английским врачом Listоn в 1840 г. гортанного зеркала. Однако во многих руководствах приоритет в изобретении гортанного зеркала ошибочно приписывается вокальному педагогу и исследователю певческого голоса Мануэлю Гарсиа, который в 1854 г. в докладе "Наблюдения над человеческим голосом" в Лондоне доложил об использовании для этих целей гортанного зеркала. Мануэль Гарсиа воспитывался в музыкальной семье. Его отец был знаменитым тенором, композитором и преподавателем пения. Сестры Мануэля Гарсиа - Мария Малибран и Полина Виардо являлись выдающимися певицами. В музыкальных кругах Мануэль Гарсиа был хорошо известен не только как вокальный педагог и человек, впервые увидевший свои голосовые складки, но и как автор изобретения гортанного зеркала.

В России первым применил гортанное зеркало в 1860 г. известный отиатр К.А. Раухфус, работавший в Петербурге. Используя ларингоскопию, он впервые описал картину подскладкового ларингита, а в 1861 г. произвел рассечение щитовидного хряща и удаление опухоли гортани. Его работы способствовали выяснению различной этиологии стенозов гортани.

В 1884 г. в отечественной и зарубежной печати была опубликована статья Д.И. Кошлакова по ларингостробоскопии, которая и до настоящего времени является основным методом оценки функционального состояния гортани. С 1886 г. Д.И. Кошлаков, являясь приват-доцентом терапевтической клиники медико-хирургической Академии в Петербурге, начал вести практические занятия по ларингологии с ларингоскопией (по курсу анализа выделений, ларингоскопии и болезней гортани).

Следует отметить, что преподавание оториноларингологии и оказание лечебной помощи больным с заболеваниями уха, носа и горла в нашей стране и за рубежом вначале осуществлялось в хирургических и терапевтических клиниках. В Западной Европе оториноларингология отпочковалась от общей хирургии и терапии в виде двух самостоятельных дисциплин: отиатрии и риноларингологии. В 1893 г. в России впервые в мире было осуществлено слияние отиатрии и риноларингологии в одну специальность, что было значительным прогрессом по сравнению с Западной Европой, где эти разделы специальности были еще разобщены.

Историческая заслуга в организации первой оториноларингологической клиники при медико-хирургической Академии в Петербурге принадлежит Н.П. Симановскому. Он является автором и первых в нашей стране статей по фониатрии. Так, в 1885 г. он опубликовал работу по изучению функциональных расстройств голоса, а в 1911 г. в статье "Стробоскоп и его применение при изучении колебаний голосовых связок" подчеркнул, что с помощью этого прибора можно с большой точностью наблюдать и определять степень и величину расстройств нервно-мышечного аппарата гортани.

В конце прошлого столетия, в 1896-1898 гг. в отечественной и зарубежной печати были опубликованы первые работы Е.Н. Малютина. Они были посвящены методу развития голоса при помощи камертонов и применению этого метода для лечения парезов голосовых связок; значению формы твердого неба как важной составной части резонатора при пении.

Е.Н. Малютин (1866-1940), приват-доцент Московского университета, по праву считается одним из основоположников отечественной фониатрии. Исследования Е.Н. Малютина в основном касались использования метода стробоскопии в фониатриии и вокальной педагогике. Им установлен факт возможности колебательных движений голосовых складок без участия аэродинамических сил. Это открытие имело большое значение для появления в последующем нейрохронаксической теории голосообразования французского ученого Юссона. Е.Н. Малютиным разработаны "экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса" (1924).

В 1928 г. Е.Н. Малютин организовал в Московской консерватории специальную лабораторию экспериментальной фонетики, и благодаря его усилиям был открыт фониатрический кабинет, в котором работали фониатры доцент В.И. Петров и В.И. Анцышкина. Е.Н. Малютиным совместно с фониатрами консерватории было изучено влияние на голосовой аппарат учащихся, играющих на музыкальных инструментах, их профессиональной работы, выявлено состояние голосового аппарата певиц во время менструального цикла (1935, 1936).

Яркими представителями Московской школы фониатров были Ф.Ф. Заседателев и Л.Д. Работнов, которые также внесли значительный вклад в развитие отечественной фониатрии. Ф.Ф. Заседателев (1873-1941) -ученик проф. С.Ф. Штейна, работал в клинике уха, горла и носа Московского университета и одновременно преподавал на вокальных курсах в государственном институте музыкальной науки (ГИМН). В дальнейшем и в звании профессора Ф.Ф. Заседателев являлся членом Вокально-методологической секции ГИМНа. Одной из первых работ Ф.Ф. Заседателева явилась монография "Болезни голоса певцов и их лечение" (1908). Им были разработаны основные положения постановки голоса с использованием научных данных. Главнейшие принципы этих положений: 1) костно-диафрагматическое дыхание, 2) среднее или свободно удерживаемое низкое положение гортани, 3) твердая или мягкая атака звука, 4) двухрегистровое построение голоса, 5) сглаживание регистров при постепенном, по мере повышения шкалы, преобладании так называемого головного резонирования и прикрытие звука, 6) опора звука на дыхание. Результаты своих исследований Ф.Ф. Заседателев обобщил в монографии "Научные основы постановки голоса" (1926), которая в последующем переиздавалась еще дважды (1929, 1935). В 1936 г. им была опубликована монография "Работа голосового аппарата как комплексный процесс".

Л.Д. Работнов (1879-1934) - доктор медицинских наук, является учеником проф. С.Ф. Штейна, работал приват-доцентом в клинике ЛОР-болезней 1-го Московского медицинского института и в ГИМНе. Его научные исследования посвящены различным вопросам физиологии и патологии певческого голоса. Об этом свидетельствуют названия многочисленных журнальных статей: "К вопросу об образовании голоса у певцов" (1922); "О функции мягкого неба при пении" (1924), "Новые данные по физиологии голоса певцов" (1924) и др.

Результаты многолетней научно-исследовательской деятельности Л.Д. Работнова в 1-м Московском медицинском институте и ГИМНе обобщены в его книге "Основы физиологии и патологии голоса певцов" '(1932), которая представляет собой ценный научно-исследовательский труд, с успехом используемый в качестве учебно-педагогического пособия в области вокальной методологии. В своей книге автор подходит к вопросам голосообразования с физиологической точки зрения. Целому ряду вопросов дается совершенно новое и оригинальное освещение, особенно это относится к толкованию вопроса о роли гладких мышц бронхов в акте фонации, о так называемых "парадоксальных" движениях диафрагмы во время пения, об образовании тембра голоса и гласных. Некоторые положения, высказанные Л.Д. Работновым, были дискутабельными, но они явились стимулом для дальнейших научных разработок в этой области.

Определенную роль в развитии отечественной фониатрии сыграли исследования просфессора М.С. Эрбштейна, работавшего в Петербурге. М.С. Эpбштейн - автор монографии "Анатомия, физиология и гигиена дыхательных и голосовых органов" и ряда статей по различным вопросам фонации. К их числу принадлежат: "Диагностика и лечение профболезней голоса"(1915), "О вокальной экспертизе" (1917), "Об определении голоса поющих" (1925). В 1928 г. проф. М.С. Эрбштейн описал "Редкий случай андрогении". Речь шла о мужчине, которого автор статьи демонстрировал в Ленинградском ларингологическом обществе. Мужчина был нормального телосложения, но с женской психикой и попыткой петь сопрано; в конце того же года на почве раздвоения психики он окончил жизнь самоубийством.

К блестящим представителям Ленинградской школы фониатров относится И.И. Левидов, который имел медицинское и вокальное образование (окончил консерваторию). И.И. Левидов - доктор медицинских наук, автор многочисленных работ в области развития и воспитания голоса вокалиста. Им описаны заболевания голосового аппарата, которые возникли в результате прямого или косвенного влияния нерациональной постановки голоса и неправильного голосового режима певцов.

Большинство исследований И.И. Левидова в области физиологии и патологии голосового аппарата были выполнены на кафедре болезней уха, горла и носа Ленинградского института усовершенствования врачей (заведующий кафедрой проф. Л.Т. Левин). Значительное место в научных исследованиях И.И. Левидова уделено вопросам физиологии и патологии детского голоса, проблеме охраны и воспитания голоса детей и подростков, методам объективного исследования голоса певца и профессиональным заболеваниям голосового аппарата.

Отчетливое знание анатомо-физиологических законов функционирования голосового аппарата, необходимость в вокально-педагогической практике изучения индивидуальности каждого ученика, его природных способностей - таково было требование И.И. Левидова к вокальным педагогам. И.И. Левидов явился создателем отечественного стробофона, автором ряда монографий ("Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата", 1933; "Детское пение и охрана голоса детей", 1935; "Певческий голос в здоровом и больном состоянии", 1939; "Охрана и культура детского голоса", 1939 и др.).

Список литературы

Ю.С. Василенко. К истории отечественной фониатрии.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.nature.ru/



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!