Модели информационных ресурсов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    124,2 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модели информационных ресурсов

ФГБОУ ВО
Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра Информатики

 

 

100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модели информационных ресурсов

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

к лабораторной работе по

информатике

 

1308.501101.000ПЗ

(обозначение документа)

 

 

Группа

 

 

Фамилия, И., О.

Подпись

Дата

Оценка

ПИ-312сз

 

 

 

Студент

 Аденин Р. В.

 

 

 

Консультант

 Низамова Г. Ф.

 

 

 

Принял

 

 

 

 

 

 

Уфа 2016 г. 

Содержание

 

1 Информационная модель предметной области. 3

2 Разработка экспертной системы с помощью оболочки Рапана. 4

3 Заключение. 16

4 Список использованной литературы.. 17

 

 

 

1 Информационная модель предметной области

Одним из ключевых моментов создания ИС с целью автоматизации информационных процессов организации является всестороннее изучение объектов автоматизации, их свойств, взаимоотношений между этими объектами и представление полученной информации в виде информационной модели данных.

 

2 Разработка экспертной системы с помощью оболочки Рапана

Создадим небольшое множество правил, которые будут определять, как профессия вам больше подходит. Для создания новой базы знаний необходимо ответить на несколько вопросов.

Введем название предметной области – «Выбор профессии».

Далее необходимо выбрать шкалу вероятности. В рассматриваемом примере  будет шкала Yes/No.

Зададим варианты выбора (CHOICES):

c1. программист

c2. врач

c3. юрист

c4. переводчик

c5. экономист

Зададим варианты квалификатора (QUALIFIERS):

q1.  Вы склонны к (гуманитарным наукам/точным наукам)?

q2.  Вас интересует (компьютеры/криминал)?

q3.  Вы любите читать (детективы/ литературу на иностранном языке)?

q4.  Вы склонны к (математике/риторике)?

q5.  Вы предпочитаете работу типа (человек-человек/человек-техника)?

q6.  Вам бы хотелось проводить операции (с банковскими бумагами/в медицинских целях)?

q7.  Техника для вас это ("неизвестное существо"/смысл жизни)?

q8.  По телевизору вы смотрите (криминальную хронику/программу здоровье)?

q9.  Вы участвуете в самодеятельности (да/нет)?

Конструкция правил:

RULE NUMBER: 1

IF:

Вы склонны к гуманитарным наукам

  and  Вы склонны к риторике

 

THEN:

Вы любите читать литературу на иностранном языке

----------------------------------------

RULE NUMBER: 2

IF:

Вы любите читать литературу на иностранном языке

  and  Вы предпочитаете работу типа человек-человек

THEN:

Переводчик - Confidence=1

----------------------------------------

RULE NUMBER: 3

IF:

Вы любите читать детективы

 or: По телевизору вы смотрите криминальную хронику

 or: Вы склонны к гуманитарным наукам

  and  Вас интересует криминалистика

THEN:

Юрист - Confidence=1

----------------------------------------

RULE NUMBER: 4

IF:

Вы склонны к гуманитарным наукам

  and  Вы склонны к математике

 

THEN:

Техника для вас это смысл жизни

----------------------------------------

RULE NUMBER: 5

IF:

Техника для вас это смысл жизни

 or: Вы предпочитаете работу типа человек-техника

 

THEN:

Программист - Confidence=1

 

----------------------------------------

RULE NUMBER: 6

IF:

Техника для вас это смысл жизни

  and  Вам бы хотелось проводить операции с банковскими бумагами

THEN:

Экономист - Confidence=1

----------------------------------------

RULE NUMBER: 7

IF:

Вы склонны к гуманитарным наукам

  and  Вы любите читать литературу на иностранном языке

  and  Вы склонны к риторике

 

THEN:

Вы предпочитаете работу типа человек-человек

----------------------------------------

RULE NUMBER: 8

IF:

 or: Вы участвуете в самодеятельности да

THEN:

Переводчик - Confidence=1

----------------------------------------

RULE NUMBER: 9

IF:

Вы склонны к гуманитарным наукам

 or: Вы предпочитаете работу типа человек-человек

  and  Вам бы хотелось проводить операции в медицинских целях

  and  По телевизору вы смотрите программу здоровье

THEN:

Врач - Confidence=1

----------------------------------------

RULE NUMBER: 10

IF:

Вы склонны к риторике

  and  Вы предпочитаете работу типа человек-человек

  and  Вы участвуете в самодеятельности да

THEN:

Актер - Confidence=1

Примерный вид диалога с ЭС:

Вы склонны к (гуманитарным наукам/точным наукам)? гуманитарным наукам

Вы склонны к (математике/риторике)? математике

Вам бы хотелось проводить операции (с банковскими бумагами/в медицинских целях)? с банковскими бумагами

Вас интересует (компьютеры/криминал)? компьютеры

Вы любите читать (детективы/ литературу на иностранном языке)? детективы

Вы предпочитаете работу типа (человек-человек/человек-техника)? человек-техника

Вы участвуете в самодеятельности (да/нет)? нет

Результат:

программист

1

экономист

1

врач

none

юрист

None

переводчик

None

актер

none

 

В ходе диалога программа выдаёт всплывающие окна, где содержится вопрос (адресованный пользователю) и варианты ответа.

Вывод: В проделанной курсовой работе мы рассмотрели на примере: построение набора правил небольшой экспертной системы, которая выдаёт  рекомендации по выбору профессии, получили практические навыки работы в среде EXSYS.

 

 

3 Заключение

В этом кратком описании, конечно, не описаны все возможности ЭС «Рапана» и особенности процесса создания БЗ, для этого требуется более развернутая документация. Не были освещены возможности использования ЭС «Рапана» для обработки информационных массивов, создания на её основе компонентов, включаемых в другие приложения. Но следует остановиться на путях дальнейшего развития системы.

В настоящий момент результатом заполнении БЗ является задача. Результатом работы задачи является ответ на то, какие значения и с какой достоверностью принимает целевая сущность. Хотя нет никаких ограничений на количество сущностей и правил, определяющих задачу, пользователь, скорее всего придет к выводу, что работать с числом правил заметно большим ста не очень просто. Поэтому, для создания сложных ЭС предполагается ввести новое понятие – модуль, объединяющий несколько задач.

Сначала каждая задача автономно отлаживается, затем, с учетом эквивалентных сущностей, объединяется с другими задачами через определенную управляющую структуру. Это позволит упростить создание больших баз знаний, а также решать задачи не только класса «Эвристическая классификация», но и класса «Конструирование».

Однако уже существующие возможности ЭС «Рапана» дают возможность рассматривать её по критерию функциональность/цена как альтернативу известных ЭС,

например EXSYS Corvid.

 

 

4 Список использованной литературы

1. http://esrapana.narod.ru/

 

 

 

 

Похожие работы на - Модели информационных ресурсов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!