Эмпирическое исследование влияния культуры и истории на становление личности

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,66 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эмпирическое исследование влияния культуры и истории на становление личности

Автореферат

 

 

 

Объект исследования: закономерности развития личности в подростковом и юношеском возрасте.

Предмет исследования: влияние культуры на становление личности в подростковом и юношеском возрасте.

Цель: исследовать закономерности развития в подростковом и юношеском возрасте, а также определить влияние культуры на становление личности человека.

Гипотеза: если проанализировать процесс развития общества, то можно установить  влияние факторов культуры и истории на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте.

Задачи:

1. Обобщить материал по проблеме развития юношей и подростков;

2. Дать определение особенностям подросткового и юношеского возраста;

3. Рассмотреть влияние культуры и истории на становление личности в отрочестве и юности.

4. Подобрать диагностический материал по проблеме исследования влияния культуры на становление личности человека;

5. На основе эмпирического исследования определить особенности влияния культуры на становление личности человека.

Методики: анкетирование.

Аннотация к работе.

В первой части работы рассмотрены особенности подросткового и юношеского возраста. Даны определения, раскрыты основные характеристики и особенности личностного развития подростков и юношей, составлена сравнительная характеристика возрастов и психологических новообразований каждого из них.

Вторая глава посвящена изучению особенностей становления личности в культурном и историческом развитии. В этой части работы проведен теоретический анализ литературы по проблеме влияния культуры на становление личности, а так же проведено эмпирическое исследование влияния культуры на становление личности с помощью анкетирования юношей и подростков, проанализированы результаты.

Краткие выводы по работе:

1. В подростковом возрасте происходит бурное психическое и физическое развитие организма. Наиболее заметное развитие приобретают: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности; внимание характеризуется избирательностью, устойчивостью; устойчивость приобретают эмоциональные переживания.

2. В юношеском возрасте наиболее значимыми являются отношения со сверстниками; прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями.  

3. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

4. На современном этапе развития общество, его культура и история оказывают огромное влияние на формирование личности, как в юношеском, так и в подростковом возрасте. Под влиянием культурного развития в юношеском возрасте формируется определенная культура межличностных взаимоотношений, построенных на взаимодоверии и взаимопомощи, формирование гражданско-правовой ответственности, уважения к женщине, возможности самовыражаться, пользоваться свободой слова и т.п. У подростков эти личностные качества находятся на стадии формирования.

Количество использованных источников – 36

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос молодежи всегда остро стоял в психологии, прежде всего, потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру. Можно отметить, что в условиях современной действительности ситуация развития для подростков и юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем наблюдается трансформация культурных идеалов личности, что влечет за собой структурные изменения и в самой личности подростков и юношей. Опираясь на сказанное, мы определили, что изучение особенностей влияния культуры на становление личности в подростковом и юношеском возрасте является актуальной темой для исследования.

Изучение особенностей развития личности в подростковом и юношеском возрасте – явление для психологии не новое. В свое время изучением этого вопроса занимались такие исследователи как А.Н. Леонтьев, В.А. Ядов, Л.И. Божович, А. Маслоу А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Н.И. Непомнящая и другие. Изучением психологических особенностей и проблем подросткового и юношеского возраста занимались многие ученые психологи и педагоги, среди которых: Л.И. Божович, Ш. Бюлер, И.С. Кон, И. Ю. Кулагина, К. Левин, А.В. Мудрик, В. И. Слободчиков, Э. Шпрангер и др. Вопросу влияния культуры на становление личности уделяли внимание такие ученые как: Л.Г Ионин, Л. К. Коган, И.С. Кон, Ф.И. Минюшев, Э.В. Соколов.

Актуальность данной темы состоит в том, что в последнее время в психологии наблюдается явный рост интереса к изучению личности подростков и юношей как отечественными, так и зарубежными психологами, однако проблема изучения особенностей влияния культуры на становление личности человека на современном этапе развития общества остается малоизученной. Таким образом, возникает необходимость изучения данного аспекта в рамках психологии, что и послужило выбору темы данной курсовой работы «Исследование отрочества и юности в культурном и историческом развитии».

Цель курсовой работы: исследовать закономерности развития в подростковом и юношеском возрасте, а также определить влияние культуры на становление личности человека.

Объект исследования: закономерности развития личности в подростковом и юношеском возрасте.

Предмет исследования: влияние культуры на становление личности в подростковом и юношеском возрасте.

Гипотеза: если проанализировать процесс развития общества, то можно установить  влияние факторов культуры и истории на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

Для решения поставленными нами задач мы использовали следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование.

База исследования: свободная выборка подростков и юношей 15-19 лет в количестве 4 человек.

Выводы по первой главе

Изучение теоретических подходов к проблеме отрочества и юности в культурном и историческом развитии позволило сделать выводы:

1. Подростковый возраст считается самым трудным в воспитательном отношении, поскольку в этом возрасте происходит бурное психическое и физическое развитие организма. Так, заметное развитие приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности; внимание подростка характеризуется специфической избирательностью, устойчивостью; большую устойчивость приобретают эмоциональные переживания. Учебная деятельность подростка приобретает теоретический характер, появляется интерес к самому знанию, его применению, происхождению и порождению.

2. В юношеском возрасте общение и межличностные отношения занимают в жизни молодых людей огромное место и представляют для них самостоятельную ценность. В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление — с другой. Наиболее значимыми являются отношения со сверстниками; прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями. Однако, при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Отрочество и юность составляют тот критический переходный период, в тече­ние которого ребенок превращается во взрослого. Решение многих проблем, с кото­рыми сталкиваются юноши и девушки, в том числе проблем, касающихся сексуально­сти, морали, выбора убеждений и профессии, определит характер всей их дальнейшей жизни. Они обретают уникальную способность рассматривать свое поведение в про­ком, интегрировать его с реальностью настоящего и мысленно переноситься в соб­ственное будущее.

 

 

2.3 Эмпирическое исследование влияния культуры и истории на становление личности

 

Целью экспериментального исследования является определение особенностей влияния культуры и истории на становление личности подростков и юношей.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Подобрать анкету для проведения исследования;

2. Провести диагностическое исследование, направленное на определение особенностей влияния культуры и истории на становление личности подростков и юношей;

3. Проанализировать и описать полученные результаты.

Для организации исследования нами была пообобрана свободная выборка респондентов 15-19 лет в количестве 4 человека (2 подростка и 2 юноши).

Анкетирование проводилось в индивидуальном порядке. В процессе беседы по вопросам анкеты были заполнены протоколы (приложение А).

Далее приведем анализ полученных в процессе диагностики ответов подростков и юношей.

При ответе на первый вопрос: «Каким должен быть хороший друг?» мы видим, что юноши 19-ти лет дали полные, развернутые ответы, в содержании которых фигурировало наличие у друга таких личностных качеств, как: ответственность (человек на которого можно положиться; человек который может поддержать тебя в нужный момент), испытуемые юношеского возраста так же отмечали, что настоящий друг должен быть интересным, веселым, уметь разделять трудные и приятные моменты жизни.

При проведении анализа ответов подростков было отмечено, что респонденты данного возраста под понятием «хороший друг» в первую очередь понимают такие личностные качества как доброта, верность, чувство юмора (друг должен быть хорошим и весёлым; друг должен быть  верным, весёлым). Так же один из респондентов, Алексей, отметил, что хороший друг должен быть и готовым для тебя на всё.

Сравнивая ответы респондентов юношеского и подросткового возраста можно заметить, что в более старшем возрасте, под влиянием культурного развития личности, происходят некоторые личностные изменения в понимании такого понятия как дружба. Юноши, в отличие от подростков,  вкладывают в это понятие не только определенные качества, такие как чувство юмора, доброта и т.п., которые можно, скорее всего отнести к «комфортным для общения» качествам, но и видят в этом понятии такие личностные особенности как верность и готовность принять и поддержать в трудной ситуации. Отсюда можно заключить, что под влиянием культурного развития в юношеском возрасте формируется определенная культура межличностных взаимоотношений, построенных на взаимодоверии и взаимопомощи.

Анализ ответов на вопрос: «Может ли человек в нашем обществе найти справедливость в суде?» показал, что для юношей, как и для подростков, характерен ответ «да» (может, конечно, может). Стоит отметить, что у всех  опрошенных нами респондентов  ответ на данный вопрос вызвал некоторые затруднения. Однако, после разъяснения сути вопроса все участники анкетирования дали однозначный положительный ответ. Из чего следует, что современное культурно-историческое развитие общества, проводимые мероприятия по гражданско-правовому воспитанию, личный опыт испытуемых позволяют подрастающему поколению иметь стойкую гражданскую позицию, уверенность в гражданско-правовой защите со стороны государства и правовых органов. Следовательно, можно утверждать, что современное культурное общество на данном этапе своего развития оказывает положительное влияние на формирование таких качеств личности как гражданско-правовая ответственность.

Третьим вопросом анкеты выступил вопрос: «Уважаема ли в нашем обществе женщина?». Анализ результатов показал, что как у подростков, так и у юношей нет однозначного на него ответа. Мнения респондентов расходятся. Так, Виталий считает, что в первую очередь это зависит не сколько от самого общества, сколько от самоуважения девушки (смотря какое общество - это раз, ну и на сколько девушка сама себя уважает!), Степан напротив, дает утвердительный ответ на данный вопрос, т.е. юноша считает, что в современном обществе женщин уважают. Ответы подростков так же были неоднозначны. По мнению Алексея, уважения достойна мать, а вот учителя не всегда. Василий дает утвердительный ответ. По мнению мальчика женщин в современном обществе уважают.

Анализируя ответы нельзя однозначно сказать, что возраст испытуемых имеет в данном случае какое-либо значение. Судя по ответам, как в подростковом, так и в юношеском возрасте мнения об уважении женщин в обществе у респондентов расходятся. Скорее всего, это связано с воспитанием и воспитательной средой, в которой находятся респонденты. Следовательно, можно предположить, что такое качество как уважение к женщине формируется в любом возрасте, в первую очередь, под влиянием семейной культуры и традиций.

Ответы на следующий вопрос: «Бывают ли случаи, когда оправдана цензура, нарушающая свободу слова?» оказались однозначными. Как юноши, так и подростки дали одинаковый однозначный ответ, в котором считают, что в современном обществе цензура, нарушающая свободу слова, бывает оправдана. Среди ответов присутствовали такие: думаю, что да, да, бывают, наверное, бывает, но я считаю, что не должна. Сказанное говорит о том, что на современном культурно-историческом этапе развития общества как у подростков, так и у юношей формируется стойкое понимание оправданности цензуры. Т.е. можно говорить о том, что в данном случае культура и история формируют у юношей и подростков такие личностные образования как возможность самовыражаться, пользоваться свободой слова и т.п. При этом, возраст в данном случае значения не имеет.

Последний вопрос анкеты: «Что с вашей точки зрения нужно сделать, чтобы мир стал более совершенным?» показал, что при ответе как юноши, так и подростки не имеют единого мнения.  Юноши считают, что в данной ситуации нужно начать с себя (Виталий), объединить все страны в одну. (Степан). По мнению подростков надо, чтобы люди стали добрее (Алексей), чтобы мир стал более совершенным надо избавиться от террористов и прекратить все войны (Василий).

Ответы испытуемых показывают, что в целом мнение подрастающего поколения по вопросу усовершенствования миропорядка сводятся к изменению как себя, как личности, так и глобальному мироизменению. Но в целом, как юноши, так и подростки при ответе на данный вопрос опирались на современные мировые проблемы (терроризм, разобщенность стран, отсутствие единства и т.п. Следовательно, можно утверждать, что современное культурно-историческое развитие общества, современные мировые проблемы оказывают на подрастающее поколение огромное влияние. При чем, эта тенденция свойственна как юношам, так и подросткам.

Таким образом, с целью определения влияния культуры и истории на личность юношей и подростков нами было организовано анкетирование, включающее в себя ряд вопросов. Для организации исследования нами была подобрана группа испытуемых (свободная выборка) в возрасте 15-19 лет в количестве 4 человек (2 юноши и 2 подростка). По результатам которого было выяснено, что на современном этапе развития общество, его культура и история оказывают огромное влияние на формирование личности как в юношеском, так и в подростковом возрасте. Под влиянием культурного развития в юношеском возрасте формируется определенная культура межличностных взаимоотношений, построенных на взаимодоверии и взаимопомощи. У подростков эти личностные качества находятся на стадии формирования. Так же было отмечено, что современное культурное общество оказывает положительное влияние на формирование таких качеств личности как гражданско-правовая ответственность. Уважение к женщине формируется в любом возрасте, в первую очередь, под влиянием семейной культуры и традиций. Культура и история формируют у юношей и подростков такие личностные образования как возможность самовыражаться, пользоваться свободой слова и т.п. При этом, возраст в данном случае значения не имеет.  Современные мировые проблемы оказывают на подрастающее поколение огромное влияние. При чем, эта тенденция свойственна как юношам, так и подросткам.

 

Выводы по второй главе

 

1. Проведенное исследование показало, что культурное развитие личности связано с усвоением норм и правил поведения, ценностей, языка и символов. Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности. Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

2. Личность по своей феноменологии предполагает развитие человека как социальной единицы и формируется через отношения с другими людьми. Она развивается как родовой индивид, как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя других. Личность продукт общения и познания обусловленный конкретно историческими условиями жизни общества, и в свою очередь исторические условия играют огромную роль в становлении личности. Развитие личности заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития.

3. По результатам анкетирования юношей и подростков можно констатировать,  что на современном этапе развития общество, его культура и история оказывают огромное влияние на формирование личности как в юношеском, так и в подростковом возрасте. Под влиянием культурного развития в юношеском возрасте формируется определенная культура межличностных взаимоотношений, построенных на взаимодоверии и взаимопомощи, у подростков эти личностные качества находятся на стадии формирования. Так же было отмечено, что современное культурное общество оказывает положительное влияние на формирование таких качеств личности как гражданско-правовая ответственность, уважение к женщине, возможность самовыражаться, пользоваться свободой слова и т.п. Современные мировые проблемы оказывают на подрастающее поколение огромное влияние. При чем, эта тенденция свойственна как юношам, так и подросткам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст по праву считается самым трудным в воспитательном отношении, поскольку в этом возрасте происходит бурное психическое и физическое развитие организма. Наиболее заметное развитие приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности; внимание подростка характеризуется специфической избирательностью, устойчивостью; большую устойчивость приобретают эмоциональные переживания.

В юношеском возрасте общение и межличностные отношения занимают в жизни молодых людей огромное место и представляют для них самостоятельную ценность. Наиболее значимыми являются отношения со сверстниками; прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями. Однако, при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

Отрочество и юность составляют тот критический переходный период, в тече­ние которого ребенок превращается во взрослого. Решение многих проблем, с кото­рыми сталкиваются юноши и девушки, в том числе проблем, касающихся сексуально­сти, морали, выбора убеждений и профессии, определит характер всей их дальнейшей жизни.

Все задачи, поставленные в работе – выполнены. Выдвинутая гипотеза о том, что если проанализировать процесс развития общества, то можно установить  влияние факторов культуры и истории на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. / Г. С. Абрамова- М.: Академия.-1997.-704с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

3. Бальмонт К. Стихотворение «Завет Бытия» / К.Бальмонт М. ,1902.

4. Берггольц О. отрывок из стихотворения «Борису Корнилову» / О. Берггольц – М.: Просвещение, 1940.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович; под. ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО, 1995. – 439 с.

6. Большая психологическая энциклопедия : самое полное современное издание : Более 5000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова и др.. — М. : Эксмо, 2007. — 542 с.

7. Выготский Л.С. Психология развития человека. / Л.С.Выготский – М.: Смысл,- 2003. – 1136 с.

8. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. , -536 с.

9. Гете И.-В. Фауст / Пер. с нем. Б. Пастернака. - М.: Художественная литература, 1957. - С. 347, 348.

10.   Грановская Р.М. Элементы практической психологии. / Р. М. Грановская Л.: из-во Ленинградского университета, - 1968. - 430 с.

11.   Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка. / В. Даль - М.: Эксмо, 2005. – 688 с.

12.   Дольто Ф. На стороне подростка. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 423 с.

13.   Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., переруб. и доп./Л.Г. Ионин - М.: Логос, 2010. – 548 с.

14.   Казанская В. Подросток. Трудности взросления / В. Казанская -Спб: Питер, 2008. - 264 с.

15.   Коган Л. К Социология культуры. / Л. К. Коган - Екатеринбург, 1992. – 538 с.

16.   Кон И.С. Люди и обстоятельства. Детство и юность / И.С. Кон . – М.: Время, 2008. – 448 с.

17.   Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон - М.: Просвещение, 1979. – 328 с.

18.   Коул Л. Психология юности / Л. Коул, Дж. Холл. – СПб. : Питер. – 2000. – 320 с.

19.   Крайг Г. Психология развития. 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум - СПб.: Питер, 2005. – 430 с.

20.   Кулагина И.Ю., Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособ. для студ. высш. учебн. завед. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. – 464 с.

21.   Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. леонтьев– М.: Псиология, - 1982. – 543 с.

22.   Личко А.Е. Подростковая психиатрия Изд. 2-е, доп. и перераб. / А. Е. Личко—Л.: Медицина, 1985.--416 с.

23.   Малкова Е.Е., Наумова А.А. Отрочество как клинико-психологический феномен в науке и культуре //Медицинская психология в России 2012 №06 (17). – С. 12-16.

24.   Манн Томас. Доктор Фаустус // Собр. соч.: В 10 т. - М.: Художественная литера-тура I960.-Т. 5.-С. 151-152.

25.   Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов / Ф.И. Минюшев - М.: Академический проект, 2004. -389 с.

26.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип. / В. С. Мухина- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-456с.

27.   Носко И.В. Психология развития и возрастная психология Учебное пособие для студентов психологических факультетов. /И.В. Носко — Владивосток: Дальневосточный гос. университет, 2003. — 125 с., 2003г.

28.   Сапогова Е.Е. - Психология развития человека/ Е. Е. Сапогова -- М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

29.   Сергеенкова О.П. Возрастная психология / О.П. Сергеенкова К.: Центр учбової літератури, 2012. – 376 с.

30.   Толстой Л.Н., трилогия «Детство.Отрочество.Юность.» / Л. Н. Толстой – М.: Просвещение, 1980. – 450 с.

31.   Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И.В.Дубровиной. М.: Просвещение,1983. – 650 с.

32.   Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте / С. Холл - СПб.: Ленинград, 1993. – 320 с.

33.   Шекспир В. Зимняя сказка // Поли. собр. соч.: В 8 т. - М.: Художественная литература, I960. - Т. 8. - С. 58

34.   Эльконин Б.Д. Детская психология / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

35.   Эриксон Э. Детство и общество. – 2-е изд, перераб., доп. / Э. Эриксон – СПб.: Речь, 2000. – 416 с.

36.   Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Э. Эриксон– М.: Флинта, 2006. – 352 с.

Похожие работы на - Эмпирическое исследование влияния культуры и истории на становление личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!