Эмпирическое исследование влияния культуры и истории на становление личности
|
|
|
Объект
исследования: закономерности
развития личности в подростковом и юношеском возрасте.
|
Предмет
исследования: влияние
культуры на становление личности в подростковом и юношеском возрасте.
|
Цель:
исследовать закономерности развития в подростковом и
юношеском возрасте, а также определить влияние культуры на становление
личности человека.
|
Гипотеза: если проанализировать
процесс развития общества, то можно установить влияние факторов культуры и истории на
процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте.
|
Задачи:
1. Обобщить материал по
проблеме развития юношей и подростков;
2. Дать определение
особенностям подросткового и юношеского возраста;
3. Рассмотреть влияние
культуры и истории на становление личности в отрочестве и юности.
4. Подобрать
диагностический материал по проблеме исследования влияния культуры на
становление личности человека;
5. На основе эмпирического
исследования определить
особенности влияния культуры на становление личности человека.
|
Методики:
анкетирование.
|
Аннотация
к работе.
В первой части работы
рассмотрены особенности подросткового и юношеского возраста. Даны
определения, раскрыты основные характеристики и особенности личностного
развития подростков и юношей, составлена сравнительная характеристика
возрастов и психологических новообразований каждого из них.
Вторая глава
посвящена изучению особенностей становления личности в культурном и
историческом развитии. В этой части работы проведен теоретический анализ
литературы по проблеме влияния культуры на становление личности, а так же
проведено эмпирическое исследование влияния культуры на становление личности
с помощью анкетирования юношей и подростков, проанализированы результаты.
|
Краткие выводы по работе:
1. В подростковом возрасте происходит
бурное психическое и физическое развитие организма. Наиболее заметное
развитие приобретают: настойчивость, упорство в достижении цели, умение
преодолевать препятствия и трудности; внимание характеризуется
избирательностью, устойчивостью; устойчивость приобретают эмоциональные
переживания.
2. В юношеском возрасте наиболее
значимыми являются отношения со сверстниками; прослеживаются некоторые
сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные
с возрастными особенностями.
3. Система ценностей,
оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление
человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального
выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении
механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.
4. На современном этапе развития
общество, его культура и история оказывают огромное влияние на формирование
личности, как в юношеском, так и в подростковом возрасте. Под влиянием
культурного развития в юношеском возрасте формируется определенная культура
межличностных взаимоотношений, построенных на взаимодоверии и взаимопомощи, формирование гражданско-правовой
ответственности, уважения к женщине, возможности самовыражаться, пользоваться
свободой слова и т.п. У подростков эти личностные качества находятся
на стадии формирования.
|
Количество использованных источников –
36
|
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос молодежи всегда
остро стоял в психологии, прежде всего, потому, что это поколение наименее
интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем
поведении, в отношении к окружающему миру. Можно отметить, что в условиях
современной действительности ситуация развития для подростков и юношей
осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи
с чем наблюдается трансформация культурных идеалов личности, что влечет за
собой структурные изменения и в самой личности подростков и юношей. Опираясь на
сказанное, мы определили, что изучение особенностей влияния культуры на становление личности в
подростковом и юношеском возрасте является актуальной темой для
исследования.
Изучение особенностей развития личности в
подростковом и юношеском возрасте – явление для психологии не новое. В свое
время изучением этого вопроса занимались такие исследователи как А.Н. Леонтьев,
В.А. Ядов, Л.И. Божович, А. Маслоу А.Г. Асмолов,
Д.А. Леонтьев, Н.И. Непомнящая и другие. Изучением психологических
особенностей и проблем подросткового и юношеского возраста занимались многие
ученые психологи и педагоги, среди которых: Л.И. Божович, Ш. Бюлер, И.С. Кон,
И. Ю. Кулагина, К. Левин, А.В. Мудрик, В. И.
Слободчиков, Э. Шпрангер и др. Вопросу влияния культуры на становление личности уделяли внимание
такие ученые как: Л.Г Ионин, Л. К. Коган, И.С. Кон,
Ф.И. Минюшев, Э.В. Соколов.
Актуальность данной
темы состоит в том, что в последнее время в психологии наблюдается явный рост
интереса к изучению личности подростков и юношей как отечественными, так и
зарубежными психологами, однако проблема изучения особенностей влияния культуры на становление личности человека на
современном этапе развития общества остается малоизученной. Таким образом,
возникает необходимость изучения данного аспекта в рамках психологии, что и
послужило выбору темы данной курсовой работы «Исследование отрочества
и юности в культурном и историческом развитии».
Цель курсовой работы: исследовать закономерности развития в подростковом и
юношеском возрасте, а также определить влияние культуры на становление личности
человека.
Объект исследования: закономерности развития личности в подростковом и
юношеском возрасте.
Предмет исследования: влияние культуры на становление личности в
подростковом и юношеском возрасте.
Гипотеза: если
проанализировать процесс развития общества, то можно установить влияние факторов культуры и истории на
процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте.
Для реализации
поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
Для решения
поставленными нами задач мы использовали следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы:
наблюдение, анкетирование.
База исследования:
свободная выборка подростков и юношей 15-19 лет в количестве 4 человек.
Выводы по первой главе
Изучение теоретических
подходов к проблеме отрочества и юности в культурном и историческом развитии позволило сделать выводы:
1. Подростковый возраст
считается самым трудным в воспитательном отношении, поскольку в этом возрасте
происходит бурное психическое и физическое развитие организма. Так, заметное
развитие приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в
достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности; внимание
подростка характеризуется специфической избирательностью, устойчивостью; большую
устойчивость приобретают эмоциональные переживания. Учебная деятельность
подростка приобретает теоретический характер, появляется интерес к самому
знанию, его применению, происхождению и порождению.
2. В юношеском возрасте
общение и межличностные отношения занимают в жизни молодых людей огромное место
и представляют для них самостоятельную ценность. В юношеском возрасте
отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы с
одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление — с другой. Наиболее
значимыми являются отношения со сверстниками; прослеживаются некоторые
сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с
возрастными особенностями. Однако, при всей тяге к самостоятельности, юноши и
девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Отрочество и юность
составляют тот критический переходный период, в течение которого ребенок
превращается во взрослого. Решение многих проблем, с которыми сталкиваются
юноши и девушки, в том числе проблем, касающихся сексуальности, морали, выбора
убеждений и профессии, определит характер всей их дальнейшей жизни. Они
обретают уникальную способность рассматривать свое поведение в проком,
интегрировать его с реальностью настоящего и мысленно переноситься в собственное
будущее.
2.3 Эмпирическое исследование влияния культуры и истории на
становление личности
Целью
экспериментального исследования является определение особенностей влияния
культуры и истории на становление личности подростков и юношей.
Для достижения
поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Подобрать анкету для
проведения исследования;
2. Провести
диагностическое исследование, направленное на определение особенностей влияния
культуры и истории на становление личности подростков и юношей;
3. Проанализировать и
описать полученные результаты.
Для организации
исследования нами была пообобрана свободная выборка респондентов 15-19 лет в
количестве 4 человека (2 подростка и 2 юноши).
Анкетирование
проводилось в индивидуальном порядке. В процессе беседы по вопросам анкеты были
заполнены протоколы (приложение А).
Далее приведем анализ
полученных в процессе диагностики ответов подростков и юношей.
При ответе на первый
вопрос: «Каким должен быть хороший
друг?» мы видим, что юноши 19-ти лет дали полные, развернутые ответы, в
содержании которых фигурировало
наличие у друга таких личностных качеств, как: ответственность (человек на
которого можно положиться; человек который может поддержать тебя в нужный
момент), испытуемые юношеского возраста так же отмечали, что настоящий друг
должен быть интересным, веселым, уметь разделять трудные и приятные моменты
жизни.
При
проведении анализа ответов подростков было отмечено, что респонденты данного
возраста под понятием «хороший друг» в первую очередь понимают такие личностные качества как доброта, верность,
чувство юмора (друг должен быть хорошим и весёлым; друг должен быть верным, весёлым). Так же один из
респондентов, Алексей, отметил, что хороший друг должен быть и готовым для тебя
на всё.
Сравнивая ответы
респондентов юношеского и подросткового возраста можно заметить, что в более
старшем возрасте, под влиянием культурного развития личности, происходят
некоторые личностные изменения в понимании такого понятия как дружба. Юноши, в
отличие от подростков, вкладывают в это
понятие не только определенные качества, такие как чувство юмора, доброта и
т.п., которые можно, скорее всего отнести к «комфортным для общения» качествам,
но и видят в этом понятии такие личностные особенности как верность и
готовность принять и поддержать в трудной ситуации. Отсюда можно заключить, что
под влиянием культурного развития в юношеском возрасте формируется определенная
культура межличностных взаимоотношений, построенных на взаимодоверии и
взаимопомощи.
Анализ ответов на
вопрос: «Может ли человек в нашем
обществе найти справедливость в суде?» показал, что для юношей, как и
для подростков, характерен ответ «да» (может, конечно, может). Стоит отметить, что у всех опрошенных нами респондентов ответ на данный вопрос вызвал некоторые
затруднения. Однако, после разъяснения сути вопроса все участники анкетирования
дали однозначный положительный ответ. Из чего следует, что современное
культурно-историческое развитие общества, проводимые мероприятия по
гражданско-правовому воспитанию, личный опыт испытуемых позволяют подрастающему
поколению иметь стойкую гражданскую позицию, уверенность в гражданско-правовой
защите со стороны государства и правовых органов. Следовательно, можно
утверждать, что современное культурное общество на данном этапе своего развития
оказывает положительное влияние на формирование таких качеств личности как
гражданско-правовая ответственность.
Третьим вопросом анкеты выступил вопрос: «Уважаема ли в нашем обществе
женщина?». Анализ результатов показал, что как у подростков, так и у юношей нет
однозначного на него ответа. Мнения респондентов расходятся. Так, Виталий
считает, что в первую очередь это зависит не сколько от самого общества,
сколько от самоуважения девушки (смотря какое общество - это раз, ну и на сколько
девушка сама себя уважает!), Степан напротив, дает утвердительный ответ на
данный вопрос, т.е. юноша считает, что в современном обществе женщин уважают.
Ответы подростков так же были неоднозначны. По мнению Алексея, уважения
достойна мать, а вот учителя не всегда. Василий дает утвердительный ответ. По
мнению мальчика женщин в современном обществе уважают.
Анализируя ответы нельзя однозначно сказать, что возраст испытуемых
имеет в данном случае какое-либо значение. Судя по ответам, как в подростковом,
так и в юношеском возрасте мнения об уважении женщин в обществе у респондентов
расходятся. Скорее всего, это связано с воспитанием и воспитательной средой, в
которой находятся респонденты. Следовательно, можно предположить, что такое
качество как уважение к женщине формируется в любом возрасте, в первую очередь,
под влиянием семейной культуры и традиций.
Ответы на следующий вопрос: «Бывают ли случаи, когда оправдана цензура,
нарушающая свободу слова?» оказались однозначными. Как юноши, так и подростки
дали одинаковый однозначный ответ, в котором считают, что в современном
обществе цензура, нарушающая свободу слова, бывает оправдана. Среди ответов
присутствовали такие: думаю, что да, да, бывают, наверное, бывает, но я считаю,
что не должна. Сказанное говорит о том, что на современном
культурно-историческом этапе развития общества как у подростков, так и у юношей
формируется стойкое понимание оправданности цензуры. Т.е. можно говорить о том,
что в данном случае культура и история формируют у юношей и подростков такие
личностные образования как возможность самовыражаться, пользоваться свободой
слова и т.п. При этом, возраст в данном случае значения не имеет.
Последний вопрос
анкеты: «Что с вашей точки зрения
нужно сделать, чтобы мир стал более совершенным?» показал, что при
ответе как юноши, так и подростки не имеют единого мнения. Юноши считают, что в данной ситуации нужно начать с себя
(Виталий), объединить все страны в одну. (Степан). По мнению подростков надо,
чтобы люди стали добрее (Алексей), чтобы мир стал более совершенным надо
избавиться от террористов и прекратить все войны (Василий).
Ответы испытуемых показывают, что в целом
мнение подрастающего поколения по вопросу усовершенствования миропорядка
сводятся к изменению как себя, как личности, так и глобальному мироизменению.
Но в целом, как юноши, так и подростки при ответе на данный вопрос опирались на
современные мировые проблемы (терроризм, разобщенность стран, отсутствие
единства и т.п. Следовательно, можно утверждать, что современное
культурно-историческое развитие общества, современные мировые проблемы
оказывают на подрастающее поколение огромное влияние. При чем, эта тенденция
свойственна как юношам, так и подросткам.
Таким образом, с целью
определения влияния культуры и истории на личность юношей и подростков нами
было организовано анкетирование, включающее в себя ряд вопросов. Для
организации исследования нами была подобрана группа испытуемых (свободная
выборка) в возрасте 15-19 лет в количестве 4 человек (2 юноши и 2 подростка).
По результатам которого было выяснено, что на современном этапе развития
общество, его культура и история оказывают огромное влияние на формирование
личности как в юношеском, так и в подростковом возрасте. Под влиянием
культурного развития в юношеском возрасте формируется определенная культура
межличностных взаимоотношений, построенных на взаимодоверии и взаимопомощи. У
подростков эти личностные качества находятся на стадии формирования. Так же
было отмечено, что современное
культурное общество оказывает положительное влияние на формирование таких
качеств личности как гражданско-правовая ответственность. Уважение к женщине
формируется в любом возрасте, в первую очередь, под влиянием семейной культуры
и традиций. Культура и история формируют у юношей и подростков такие личностные
образования как возможность самовыражаться, пользоваться свободой слова и т.п.
При этом, возраст в данном случае значения не имеет. Современные мировые проблемы оказывают на
подрастающее поколение огромное влияние. При чем, эта тенденция свойственна как
юношам, так и подросткам.
Выводы по второй главе
1. Проведенное
исследование показало, что культурное развитие личности связано с усвоением
норм и правил поведения, ценностей, языка и символов. Регуляторами личностных
устремлений и поступков личности являются культурные ценности. Система
ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и
стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его
социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на
пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.
2.
Личность по своей феноменологии предполагает
развитие человека как социальной единицы и формируется через отношения с
другими людьми. Она развивается как родовой индивид, как индивидуальность,
совершенствуясь и совершенствуя других. Личность продукт общения и познания обусловленный
конкретно историческими условиями жизни общества, и в свою очередь исторические
условия играют огромную роль в становлении личности. Развитие личности
заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые
человечество создало в процессе своего исторического развития.
3. По результатам анкетирования
юношей и подростков можно констатировать, что на современном этапе развития общество,
его культура и история оказывают огромное влияние на формирование личности как
в юношеском, так и в подростковом возрасте. Под влиянием культурного развития в
юношеском возрасте формируется определенная культура межличностных
взаимоотношений, построенных на взаимодоверии и взаимопомощи, у подростков эти
личностные качества находятся на стадии формирования. Так же было отмечено, что
современное культурное общество
оказывает положительное влияние на формирование таких качеств личности как
гражданско-правовая ответственность, уважение к женщине, возможность
самовыражаться, пользоваться свободой слова и т.п. Современные мировые
проблемы оказывают на подрастающее поколение огромное влияние. При чем, эта
тенденция свойственна как юношам, так и подросткам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст по
праву считается самым трудным в воспитательном отношении, поскольку в этом
возрасте происходит бурное психическое и физическое развитие организма.
Наиболее заметное развитие приобретают волевые черты характера - настойчивость,
упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности;
внимание подростка характеризуется специфической избирательностью,
устойчивостью; большую устойчивость приобретают эмоциональные переживания.
В юношеском возрасте
общение и межличностные отношения занимают в жизни молодых людей огромное место
и представляют для них самостоятельную ценность. Наиболее значимыми являются
отношения со сверстниками; прослеживаются некоторые сложности во
взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными
особенностями. Однако, при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро
нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.
Отрочество и юность
составляют тот критический переходный период, в течение которого ребенок
превращается во взрослого. Решение многих проблем, с которыми сталкиваются
юноши и девушки, в том числе проблем, касающихся сексуальности, морали, выбора
убеждений и профессии, определит характер всей их дальнейшей жизни.
Все задачи, поставленные в работе –
выполнены. Выдвинутая гипотеза о том, что если проанализировать
процесс развития общества, то можно установить
влияние факторов культуры и истории на процесс становления личности в
подростковом и юношеском возрасте.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Абрамова Г.С. Возрастная психология:
Учебное пособие для студентов вузов. / Г. С. Абрамова- М.:
Академия.-1997.-704с.
2.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет
познания/ Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3.
Бальмонт К. Стихотворение «Завет Бытия»
/ К.Бальмонт М. ,1902.
4.
Берггольц О. отрывок из стихотворения
«Борису Корнилову» / О. Берггольц – М.: Просвещение, 1940.
5.
Божович Л. И. Проблемы формирования
личности Текст. / Л. И. Божович; под. ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Институт
практической психологии; Воронеж: НПО, 1995. – 439 с.
6.
Большая психологическая энциклопедия :
самое полное современное издание : Более 5000 психологических терминов и
понятий / А. Б. Альмуханова и др.. — М. : Эксмо, 2007. — 542 с.
7.
Выготский Л.С. Психология развития
человека. / Л.С.Выготский – М.: Смысл,- 2003. – 1136 с.
8.
Выготский Л. С.
Психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс,
2002. , -536 с.
9.
Гете И.-В. Фауст / Пер. с нем.
Б. Пастернака. - М.: Художественная литература, 1957. -
С. 347, 348.
10.
Грановская Р.М. Элементы практической
психологии. / Р. М. Грановская Л.: из-во Ленинградского университета, - 1968. -
430 с.
11.
Даль В. Толковый словарь живого великого
русского языка. / В. Даль - М.: Эксмо, 2005. – 688 с.
12.
Дольто Ф. На стороне подростка. –
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 423 с.
13.
Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в
новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., переруб. и
доп./Л.Г. Ионин - М.: Логос, 2010. – 548 с.
14.
Казанская В. Подросток. Трудности
взросления / В. Казанская -Спб: Питер, 2008. - 264 с.
15.
Коган Л. К Социология культуры. / Л. К.
Коган - Екатеринбург, 1992. – 538 с.
16.
Кон И.С. Люди и обстоятельства. Детство
и юность / И.С. Кон . – М.: Время, 2008. – 448 с.
17.
Кон И.С. Психология юношеского возраста
/ И.С. Кон - М.: Просвещение, 1979. – 328 с.
18.
Коул Л. Психология юности / Л. Коул, Дж.
Холл. – СПб. : Питер. – 2000. – 320 с.
19.
Крайг Г. Психология развития. 9-е изд. /
Г. Крайг, Д. Бокум - СПб.: Питер, 2005. – 430 с.
20.
Кулагина И.Ю., Возрастная психология:
Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособ. для студ. высш. учебн.
завед. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт -
М», 2001. – 464 с.
21.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.
Личность. / А. Н. леонтьев– М.: Псиология, - 1982. – 543 с.
22.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия Изд.
2-е, доп. и перераб. / А. Е. Личко—Л.: Медицина, 1985.--416 с.
23.
Малкова Е.Е., Наумова А.А. Отрочество
как клинико-психологический феномен в науке и культуре //Медицинская психология
в России 2012 №06 (17). – С. 12-16.
24.
Манн Томас. Доктор Фаустус // Собр.
соч.: В 10 т. - М.: Художественная литера-тура I960.-Т.
5.-С. 151-152.
25.
Минюшев Ф.И. Социология культуры:
Учебное пособие для вузов / Ф.И. Минюшев - М.: Академический проект, 2004. -389
с.
26.
Мухина В.С. Возрастная психология:
феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд.
стереотип. / В. С. Мухина- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-456с.
27.
Носко И.В. Психология развития и
возрастная психология Учебное пособие для студентов психологических
факультетов. /И.В. Носко — Владивосток: Дальневосточный гос. университет, 2003.
— 125 с., 2003г.
28.
Сапогова Е.Е. - Психология развития
человека/ Е. Е. Сапогова -- М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
29.
Сергеенкова О.П. Возрастная психология /
О.П. Сергеенкова К.: Центр учбової літератури, 2012. – 376 с.
30.
Толстой Л.Н., трилогия
«Детство.Отрочество.Юность.» / Л. Н. Толстой – М.: Просвещение, 1980. – 450 с.
31.
Формирование личности в переходный
период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И.В.Дубровиной. М.:
Просвещение,1983. – 650 с.
32.
Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском
возрасте / С. Холл - СПб.: Ленинград, 1993. – 320 с.
33.
Шекспир В. Зимняя сказка // Поли.
собр. соч.: В 8 т. - М.: Художественная литература, I960. - Т.
8. - С. 58
34.
Эльконин Б.Д. Детская психология /
ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –
384 с.
35.
Эриксон Э. Детство и общество. – 2-е
изд, перераб., доп. / Э. Эриксон – СПб.: Речь, 2000. – 416 с.
36.
Эриксон Э. Идентичность: юность и
кризис. / Э. Эриксон– М.: Флинта, 2006. – 352 с.