Реферат управление охраной труда

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,81 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реферат управление охраной труда

Содержание

 Введение……………………………………………………………………2

1. Описание организации. Область деятельности ………………............ 3

2. Организация службы охраны труда на предприятии………................4

3. Управление безопасностью труда испытательного цеха……..............6

   4. Негативные факторы при испытании авиационных

 двигателей, агрегатов и отдельных сборочных узлов…………...........6

Вибрация………………………………………………………………...6

Мероприятия по защите от вибрации………………………………..7

Шум……………………………………………………………………...7

Защита от шума ……………………………………………………….9

5. Воздух производственной срды……………………………………….11

      Микроклмат…………………………………………………………...11

     Вредные  вещества.................................................................................12

6. Пожарная безопасность……………………………………….……….13

  Заключение……………………………………………………………..14

   Используемая литература………………………………………….....14

 

 

 

 

 

 

Введение.

Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов, влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека.                

 Постановлением Правительства РФ № 399 от 23.05.2000 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования ОТ» установлено, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования ОТ, которая состоит из следующих  видов нормативных правовых актов:

1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ) — утверждает Минтруд России;

2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) — утверждаются Федеральными органами исполнительной власти;

3. Правила безопасности (ПБ), правила безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — утверждаются Ростехнадзором России;

4. Государственные стандарты и системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р. ССБТ)- утверждаются Госстандартом России, Госстроем России;

5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) — утверждаются Госстроем России;

6. Санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) — утверждаются Минздравсоцразвитием (ранее Минздравом) России.

Каждый из нормативных правовых актов направлен на регулирование конкретных аспектов создания надлежащих условий и охраны труда.

Наряду с перечисленными нормативными правовыми актами на территории РФ действуют также нормы, регулирующие условия и ОТ, принятые министерствами, ведомствами и государственными комитетами РФ; законодательные акты, регулирующие условия и ОТ субъектов РФ.

Особое место в регулировании условий и ОТ  занимают локальные правовые акты, к которым относятся в первую очередь Инструкции по Охране Труда (ИОТ), коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка.

Основной целью управления безопасностью труда на ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“» является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда.

                         1.Описание организации. Область деятельности.

ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“» (Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственный центр газотурбостроения „Салют“») — авиационная моторостроительная компания, расположенная в Москве. Одно из крупнейших предприятий России по производству авиационных двигателей.

Основная область деятельности — производство газотурбинных авиационных двигателей семейства АЛ-31Ф для боевых самолётов АПК «Сухой» (Су-27, Су-30, Су-33). Совместно с украинским предприятием "Мотор-Сiч" выпускаются двигатели АИ-222-25 (учебно-боевой самолёт Як-130), Д-436Т (пассажирские ближнемагистральные самолёты Ан-148 и Ту-334, самолёт-амфибия Бе-200) и Д-27 (грузовой самолёт Ан-70).

 Предприятие занимается развитием наземной тематики в газотурбостроении — разработка и производство наземных промышленных ГТУ (газотурбинных установок), ядром которых являются снятые с производства и вооружения двигатели АЛ-21. Эти ГТУ вырабатывают тепло и электроэнергию и их мощность позволяет использовать их для полного энергообеспечения небольшого посёлка или микрорайона города. В настоящее время ГТУ мощностью в 20 мегаватт успешно работает в посёлке Ямбург (Ямало-Ненецкий АО), ГТУ мощность в 60 МВт проходит испытания на ТЭЦ-28 в городе Москве (на Коровинском шоссе).

 Другая наземная тематика предприятия включает в себя проект Газификатора твёрдых топлив (мусороперерабатывающий завод, в котором дым от сжигаемого мусора не выбрасывается в атмосферу, а определённым образом раскладывается на водород, кислород и шлаки, где водород и кислород подаются в ГТУ (газотурбинную установку) для вырабатывания тепла и электричества), опреснительные установки "Каскад" (в настоящее время используются в Москве) и прочие проекты.

Ведутся работы по модернизации двигателя АЛ-31Ф и в настоящее время прошёл государственные испытания и принят на вооружение двигатель АЛ-31ФМ1 (модернизация 1) с улучшенными характеристиками. В июне 2008 года государственной комиссией были приняты элементы демонстратора второй очереди модернизации двигателя АЛ-31, в частности новая камера сгорания, температуру в которой удалось довести до 2100 градусов (при заданных параметрах в 2000 градусов). На 2011 год запланирована сдача полного демонстратора второй очереди модернизации двигателя АЛ-31ФМ2. Предприятие ведёт разработку авиационного двигателя «пятого поколения».

2.Организация службы охраны труда на предприятии

В организациях могут создаваться системы управле­ния охраной труда. Управление охраной труда в рабочем порядке осуществляется службой охраны труда, подчиненной руко­водителю предприятия.

Деятельность в области охраны труда регламентиру­ется законодательными и нормативными правовыми актами. Основными законодательными актами, которые име­ют особо важное  значение при организации службы охраны труда являются:

Федеральный закон «Трудовой кодекс РФ» № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» № 181-ФЗ от 17.07.1999 г.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» № 2490-1 от 11.03.1992 г.

Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 8.02.2000 г. № 4 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации».

В соответствии с этими документами на каждом предприятии с численностью более 50 работников создается служба охраны труда или вводится специалист по охране труда. При отсутствии службы работо­датель заключает договор со специалистами или организациями, ока­зывающими услуги в области охраны труда.

На предприятии ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“» в соответствии с нормативными правовыми актами и коллективным договором решаются следующие организационно- правовые вопросы регулирования труда:

- периодические медосмотры (не менее 1 раз в год);

- режим рабочего времени и времени отдыха;

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

- выдача молока и лечебно-профилактического питания;

 - сокращенный рабочий день и рабочая неделя, дополнительный отпуск;

- повышенная оплата труда работников за работу во вредных условиях и тяжелых условиях труда;

- досрочное пенсионное обеспечение за работу во вредных условиях и тяжелых условиях труда;

- организация производства работ по нарядам и допускам.

3. Управление безопасностью труда испытательного цеха

Для рассмотрения вопросов связанных с управлением безопасностью труда был взят испытательный цех предприятия  по испытанию авиационных двигателей, агрегатов и отдельных сборочных узлов. Отметим, что во всех технологических инструкциях на проведение испытания различных агрегатов и сборочных узлов, а так же двигателя в сборке, в разделе « Общие положения» есть пункт о выполнении требований следующих инструкций по охране труда и противопожарной безопасности:

ИОТ 006.01.005-05 – испытателей – механиков двигателей при подготовке и проведении испытаний на стендах цеха ;

ИОТ 006.01.005-05–слесарей – испытателей, занятых на установках цеха; ИОТ 006.11.003-05 – слесаря – электромонтажника цеха;

ИОТ 006.19.015-05 – слесарей по КИП (контрольно-измерительным приборам);

05.06.009 – Инструкция о мерах пожарной безопасности в боксах цеха.

4. Негативные факторы при испытании авиационных двигателей,

 агрегатов и отдельных сборочных узлов.

Рассмотренные ниже негативные факторы  проявляются при проведении испытаний на испытательных стендах. При этом испытуемое изделие находится в испытательном боксе, а оператор (бригада) – в кабине испытательного стенда, отделенной от бокса

Вибрация – механические колебания, испытываемые каким-то телом. Причиной вибрации являются неуравновешенные си­ловые воздействия. На испытательном стенде источником вибрации является испытуемый двигатель, насосы, вентиляторы, а также рабочие среды в трубопроводах (воздух, жидкости и газы), движущиеся с большими скоростями и давлениями.

Общая вибрация вызывает сотрясение всего организма, местная воздействует на отдельные части тела. Иногда работающий может од­новременно подвергаться общей и местной вибрации (комбинирован­ная вибрация). Вибрация нарушает деятельность сердечно-сосудистой и нервной систем, вызывает вибрационную болезнь. Особенно опасна вибрация на резонансных или околорезонансных частотах (6...9 Гц), соответствующих α-ритмам головного мозга.

Измерение. Для измерения вибрации используют виброметры и шумомеры с дополнительным приспособлением. Широко использу­ются отечественные приборы ВШВ 003-М2 и приборы датской фир­мы «Брюль и Кьер». Измерение параметров вибрации проводится в соответствии с ГОСТ 12.4.012-83 «Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах».

Нормирование. Для вибрации различают санитарно-гигиениче­ское и техническое нормирование.

ГОСТ 12.1.012-90 «Вибрационная безопасность» регламентиру­ет уровни общей и локальной вибрации. Нормирование осуществляется в октавных диапазонах с различными среднегеометрическими частотами и различается величинами допустимых уровней колеба­тельных скоростей.

Мероприятия. Для уменьшения вибраций на пути их распространения применяют вибродемпфирование (уменьшение амплитуды колебания), виброгашение (увеличение массы вибрирующего агрегата) и виброизоляцию (ослабление передачи колебаний от источника на основание, пол, рабочую площадку, сиденье и т.п.). Применительно к испытательному стенду это массивное основание пола рабочей площадки под стендом, демпфирующие опоры испытуемого изделия, демпфирующие крепления вентиляторов, насосов, трубопроводов, соответствующие сидения, кресла, резиновые коврики в кабине управления.

Шум - Беспорядочное сочетание различных по частоте и силе зву­ков, мешающих человеческой деятельности и вызывающих неприятные ощущения. Источниками шу­мов и звуков являются колеблющиеся тела. Они вызывают звуковые волны, которые могут распространяться в твердых, жидких и газообразных средах. Перемещаясь в воздухе, зву­ковые волны вызывают периодическое повышение или пони­жение его давления, на которые реагируют органы слуха. Разность между мгновенным значением полного давления и средним давлением при отсутствии звуковых волн называют звуковым давлением. Ухо человека способно реагировать на изменения давления от 2 • 10 –5 до 200 Па. Эти величины по­лучили название пороговых — соответственно нижнее и верх­нее пороговые давления.

Верхний порог слышимости называют также болевым порогом, так как при таких давлениях возникают резкие боли в ушах. Заключенный между порогами интервал давле­ний очень велик и его практическое использование весьма неудобно. Кроме того, невозможно создать для измерений прибор с такой большой шкалой равноценных делений. В связи с этим на практике принято оценивать звуковое давление не в абсолютных величинах, а в их логарифмических уровнях — децибелах (дБ), определяемых по формуле:       , где Р – фактическое давление от источника звука, Па.

В логарифмической шкале весь диапазон слышимых зву­ковых давлений умещается в интервале от 0 до 140 дБ. Звуковые волны характеризуются частотой и амплитудой колебания S. Чем больше амплитуда колебаний, тем больше звуковое давление и громче звук. Слуховой аппарат человека воспринимает только звуки с частотой в интервале от 20 до 20 ООО Гц. С возрастом слыши­мые границы частот сужаются. Люди среднего возраста обычно воспринимают звуки на частотах до 13-15 кГц, более пожи­лого — до 10 кГц и даже меньше. Звуки с частотами менее 20 Гц называют инфразвуками, а свыше 20 кГц — ультразвуками. Они не воспринимаются чело­веком, но при определенной интенсивности являются вредными.

Шумы подразделяют на низкочастотные (до 400 Гц), сред­нечастотные (400-1000 Гц) и высокочастотные (выше 1000 Гц). Органы слуха обладают повышенной чувствительностью к шуму на частотах 2000-5000 Гц и наименьшей — на часто­тах 20-100 Гц. С увеличением частоты шума растет его вред­ное действие на организм человека.

Производственные шумы (как и порождающие их вибра­ции) могут состоять из сложного сочетания звуков различной частоты и интенсивности.

Уровень шума измеряют и нормируют не на каждой от­дельной частоте, а на октавных полосах (интервалах) частот, у которых отношение верхней границы частоты  к нижней  равно 2. Для удобства и сопоставимости результатов изме­рений границы всех частотных полос стандартизированы, а сами полосы характеризуют не граничными частотами, а их среднегеометрическими значениями:    




Всего используют 9 октавных полос со следующими сред­негеометрическими частотами: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц, на каждой из которых измеряют уро­вень звукового давления.

Спектральный состав шума (уровень шума на каждой ак­тивной полосе) необходимо знать при определении источника шума и разработке мер защиты от него.

Допустимые нормы шума установлены СН 2.2.4./2.1.8.562-96. Допустимый уровень звука в дБА равен 80 (нулевой риск потери слуха). Для сравнения: тихий разговор создает уро­вень шума 50-60 дБА, грузовой автомобиль на расстоянии 1м -  80-85дБА, шум на расстоянии 1 м от сопла реактивного двигателя — 130-150 дБА, где дБА – эквивалентный уровень шума при включенной частотной характеристики «А» шумомера для непостоянного шума.

Защита от шума.  Средства защиты от шума подразделяют на средства коллективной и индивидуальной защиты.

Борьба с шумом в источнике его возникновения — наиболее действенный способ борьбы с шумом. Создаются малошумные механические передачи, разрабатываются способы снижения шума  в подшипниковых узлах, вентиляторах.

Акустические средства защиты от шума подразделяются на средства звукоизоляции, звукопоглощения и глушители шума.

Снижение шума звукоизоляцией. Суть этого метода заключается в том, что шумоизлучающий объект или несколько наиболее шумных объектов располагаются отдельно, изолировано от основного, менее шумного помещения звукоизолированной стеной или перегородкой. Звукоизоляция также достигается путем расположения наиболее шумного объекта в отдельной кабине. При этом в изолированном помещении и в кабине уровень шума не уменьшится, но шум будет влиять на меньшее число людей. Звукоизоляция достигается также путем расположения оператора в специальной кабине, откуда он наблюдает и руководит технологическим процессом. Звукоизолирующий эффект обеспечивается также установлением экранов и колпаков. Они защищают рабочее место и человека от непосредственного влияния прямого звука, однако не снижают шум в помещении.

Звукопоглощение достигается за счет перехода колебательной энергии в теплоту вследствие потерь на трение в звукопоглотителе. Звукопоглощающие материалы и конструкции предназначены для поглощения звука как в помещениях с источником, так и в соседних помещениях. Потери на трение наиболее значительны в пористых материалах, которые вследствие этого используются в звукопоглощающих материалах. Звукопоглощение используется при акустической обработке помещений.

Акустическая обработка помещения предусматривает покрытие потолка и верхней части стен звукопоглощающим материалом. Вследствие этого снижается интенсивность отраженных звуковых волн. Такая обработка имеется в кабинах управления испытательным стендом.

Глушители шума применяются в основном для снижения шума различных аэродинамических установок и устройств. Например, испытательный стенд для испытания авиационных двигателей оборудован выхлопной шахтой, в вертикальной части которой, по тракту движения выхлопной газовой струи, расположены звукоэнергопоглощающие элементы (так называемые «сосиски»), в результате чего значительно снижается шум за пределами бокса.

В практике борьбы с шумом используют глушители различных конструкций, выбор которых зависит от конкретных условий каждой установки, спектра шума и требуемой степени снижения шума.

Глушители разделяются на абсорбционные, реактивные и комбинированные. Абсорбционные глушители, содержащие звукопоглощающий материал, поглощают поступившую в них звуковую энергию, а реактивные отражают ее обратно к источнику. В комбинированных глушителях происходит как поглощение, так и отражение звука.

Защита от вредного воздействия шума может быть как коллективной, так и индивидуальной. В 1-м  случае это может быть отделение  персонала от источника шума (кабина наблюдения в пультовой и испытательный бокс разделены, стены кабины облицовываются звукопоглощающими материалами).  Во  2-м случае это СИЗ такие как вкладыши, наушники, а так же шлемофоны, снижающие уровень звукового давления на 30…40 дБ в диапазоне частот 125…8000 Гц.

5. Воздух производственной среды

 В санитарно гигиеническом отношнии воздушная среда производственных помещений характеризуется микроклиматом, ингредиентными включениями вредных веществ (запыленностью, за­газованностью), ионным составом.

   Микроклимат  характеризуется метеорологическими условиями на   какой – либо ограниченной территории (цех, испытательный стенд, пультовая кабина).  Показателями микроклимата являются:

1)   температура, °С;

2)   относительная влажность, %;

3)   скорость движения воздуха, м/с;

4) интенсивность теплового облучения, Вт/м2;

5)температура ограждающих конструкций (стен, полов, потол­ков), а также технологического оборудования или ограждающих его устройств, °С.

   Способность человеческого организма поддерживать постоянной температуру тела при изменении параметров микроклимата и при вы­полнении различной по тяжести работы называется терморегуляци­ей.

Санитарными нормами микроклимата производственных помещений СанПиН 2.2.4.548-96 установлены оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха и интенсивности теплового облу­чения с учетом тяжести выполняемой работы и времени года. Для воздуха рабочей зоны производственных помещений в соот­ветствии с ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны. Общие требова­ния безопасности», ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концен­трации вредных веществ в воздухе рабочей зоны» в настоящее время действуют ПДК вредных газов, паров и аэрозолей в воздухе рабочей зоны для более 450 химических веществ. ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест, включающие 109 наимено­ваний, установлены согласно СанПиН 2.1.6.983-00 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населен­ных мест». Для того чтобы обеспечить ПДК для атмосферного воздуха населенных мест, установлена еще одна нормативная величина — пре­дельно допустимый выброс (ПДВ), характеризующая объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу отдельными источниками загряз­нения, при котором в приземном слое обеспечивается соблюдение ПДК. ПДВ рассчитывают по методам, изложенным в ГОСТ 17.2.3.002-78 и ОНД-86 (90) «Методика расчета концентраций в атмосферном возду­хе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» (ОНД — общесоюзный нормативный документ).

Вредные  вещества – используемые при испытании авиационного двигателя по химическому строению – органические. Это различные горюче-смазочные материалы (ГСМ) керосин, масла, бензин (Нефрас). По агрегатному состоянию - газы, пары, аэрозоли и их смеси. По опасности воздействия  3класс – умеренно опасные ( 1,0 < ПДК < 10,0 мг/м3, ГОСТ 12.1.007.-76).

 

 В общем случае нормализация воздуха производственной среды на испытательном стенде осуществляется:

1. Рациональным конструктивным решением производственного здания, когда разделены непосредственно испытательный бокс, топливный отсек и кабина управления стендом;

2. Рациональным отоплением, приточно-вытяжной вентиляцией, кондиционированием всех помещений стенда;

3.  Применением в боксе жалюзийных и шторных ворот, охлаждением     эжекторной  проставки;

4.  Рациональным чередованием режимов труда и отдыха, сокращением продолжительности рабочего дня, выделением зоны для отдыха и приема пищи с нормальным микроклиматом, организацией питьевого водоснабжения, обеспечением соответствующей сезону рабочей одеждой.

5. Пожарная безопасность.

 Помещения испытательного стенда (бокс, топливный отсек, пультовая, бытовая комната) имеют категорию опасности В1 – В4 (пожароопасные). Они обеспечиваются средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормативными требованиями пожарной безопасности при испытании авиационных двигателей, отдельных агрегатов и узлов, а так же четким выполнением Инструкции о мерах пожарной безопасности в испытательных боксах цеха. Бокс и топливный отсек оборудованы стендовой автоматической системой пожаротушения углекислым газом СО2, а кабина управления (пультовая), бытовая комната -  подручными (переносными) и также системой общего пожарного водоснабжения (системы  дренчерного тушения). Дренчеры - это разбрызгивающие форсунки, применяемые в пожаротушении. В отличие от спринклерной, дренчерная система пожаротушения не имеет насадок с тепловыми замками, которые плавятся под воздействием температуры. Здесь подача огнетушащего состава производится не после расплава предохранителя, а по команде от датчиков или ручного управления.

Заключение

Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.
       Опыт крупнейших мировых компаний по­казывает, что охрану труда высшие ру­ководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здо­ровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетент­ности персонала. В странах Европейского сою­за сейчас поднимается вопрос о культуре ох­раны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.
        Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства.

Используемая  литература.

1. Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак.  Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов.  СПб.: Изд. «Лань». 2007. – 672с.

2. Беляков Г.И.  Безопасность жизнедеятельности на производстве (охрана труда).  Учебник для вузов.  СПб.: Изд. «Лань». 2006 – 512с.

3. С.В. Белов, В.С. Ванаев, А.Ф. Козьяков. Безопасность жизнедеятельности.

(терминология). Учебное пособие. М.:КНОРУС, 2008 – 400с.

                                                   

                                 

Похожие работы на - Реферат управление охраной труда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!