Сетевая экономика и сетевые блага в постиндустриальном обществе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Микроэкономика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    228,52 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сетевая экономика и сетевые блага в постиндустриальном обществе

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗАВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»»

Факультет дистанционных технологий

Кафедра экономической теории


КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Микроэкономика»

Тема:  Сетевая экономика и сетевые блага в постиндустриальном                    обществе






Исполнитель:

Е.А. Смирнова

студент группы ДЗЭ 102 Н

 ДЗЭ 102Н

Смирнова Е.А.



Руководитель:

Т.М. Посталюк

К.э.н., доцент










Казань-2016

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы сетевой экономики. 5

1.1. Сетевая экономика - понятие и определение. 5

1.2. Преимущества сетевой экономики. 10

1.3. Сетевая коммерция, как элемент сетевой экономики. 15

2. Анализ деятельности предприятия в сетевой экономике. 21

2.1. Особенности сетевой экономики России. 21

2.2. Перспективы развития сетевой экономики. 27

Заключение. 36

Список литературы.. 39

Введение


Целью настоящей работы является исследование сетевой экономики и сетевых благ в постиндустриальном обществе.

Актуальность выбранной темы обусловлена современным состоянием экономики.

Современный этап экономического развития постиндустриального общества характеризуется динамичным развитием и повсеместным распространением телекоммуникационных сетей. Появились как технические, так и экономические возможности связать буквально каждого с каждым. Это привело к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, возникновению и развитию так называемой «Сетевой экономики».

Таким образом, можно заключиться, что в настоящее время, традиционная экономика (осязаемая) приобретает новую (неосязаемую) форму экономической деятельности, которая базируется на электронной среде, созданной информационным обществом. Современные технологии передачи информации позволяют сетевому способу экономических взаимоотношений стать общемировыми. Данная система экономических отношений уже получила название сетевой экономики.

Повсеместное внедрение информационных технологий породило феномен сетевой экономики, одно из наиболее ярких проявлений которой – появление и быстрый рост рынков, так называемых сетевых благ. Вместе с тем, система сетевых экономических отношений подвержена влиянию ряда социально- экономических факторов, которые не благоприятно отражаются на развитии данных отношений.

В этих условиях исследование условий, в которых существуют и развиваются сетевые отношения, как в национальной, так и в мировой экономике, представляется задачей актуальной и значимой.

Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

- Исследовать теоретические основы сетевой экономики;

- Изучить понятие и определения сетевой экономики;

- Выявить преимущества сетевой экономики;

- Определить особенности сетевой экономики в России;

- Рассмотреть варианты развития сетевой экономики в России.

Представленная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

При подготовке и написании настоящей работы были изучены работы следующих авторов: Адамадзиев К.Р., Адамадзиева А.К., Богомолова А.С., Гаджиев Н.К., Грехов А.Е., Дятел Е.П., Ефремова Т.В., Звирко М.В., Игнатьев А.Е., Короткова М.В., Крылова А.О., Магомедгаджиев Ш.М., Марченков В.В., Омарова Э.Ш., Портнова Н.А., Рослый И.С., Филиппова Т.В., Хрущелев К.А., Чубаркова Е.В.,  Щукина А.Я и д.р.

1. Теоретические основы сетевой экономики

1.1. Сетевая экономика - понятие и определение


Широко распространенный термин «сетевая экономика», прочно вошедший в научный и прикладной оборот, трактуется как среда, в которой любая компания или индивид, находящие­ся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затра­тами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия [‎8;217].

Технологически сетевая экономика представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности.

Данный вид экономики, осуществляется при помощи электронных сетей. Основой сетевой экономики являются сетевые организации.

В условиях сетевой экономики многие товары приобретают совершенно новые, иные свойства, которые невозможны в традиционных экономических условиях, когда сетевые эффекты отсутствуют или слабо выражены. Такие товары могут быть выделены в отдельную группу, которую называют «сетевыми товарами».

Каждый сетевой товар должен обладать следующими свойствами:

- Потребительская стоимость повышается с увеличением объёма продаж.

- Цена продажи обеспечивает массовый сбыт.

- Использование сетевого товара предполагает процесс активного взаимодействия его владельца с сетью обслуживания этого товара.

- Однородные сетевые товары должны удовлетворять принципам совместимости (идеальный случай) или дополняемости (как минимум).

Р.И. Цвылев связывает возникно­вение сетевой экономики с развитием информационных технологий, что приводит к эволюции современных экономических систем, развитию нерыночных механизмов регулирования и сете­вых организационных структур. В итоге возникает своего рода безотраслевая, сетевая экономи­ка, основанная преимущественно на горизонтальных связях.

По мнению ряда ученых, сетевая форма организации экономики - это совершенно иная форма экономических взаимоотношений, которая начинает вытеснять иерархические и рыноч­ные формы из обслуживания экономических отношений в обществе. По мнению С. Паринова, Т. Яковлевой, под сетевой экономикой подразумевается, например, информационная экономи­ка, экономика прямых равноправных связей, интернет-экономика, цифровая экономика, элек­тронная экономика  [‎27;144].

В настоящее время присутствует две основных точки зрения на сущность сетевой эконо­мики. Согласно первой из них, под сетевой экономикой следует понимать ту экономику, которая включает в себя информационную отрасль народного хозяйства. Это, в частности, электронный бизнес, интернет-экономика. Другие авторы склонны расширять объем понятия «сетевая эко­номика» до всей экономику страны; причем в этом случае электронный бизнес и интернет- экономика входят в нее в качестве составных частей. На первый взгляд, получается противоре­чие. Однако оно фактически кажущееся. Дело в том, что в состав современной экономики вхо­дит информационная (электронная) ее компонента как необходимая часть. Если на заре разви­тия промышленности, торговли и экономической теории информация была в большей мере предметом других наук и экономика лишь пользовалась ею в случае необходимости, то в настоящее время экономическая деятельность вообще немыслима без информации, которая, наравне с трудовыми ресурсами и капиталом, входит в состав факторов ее функционирования и развития. В прошлом сетевые формы организации экономических процессов практически от­сутствовали; отсутствовал и электронный способ передачи информации, что было связано с недостаточным уровнем развития техники.

В настоящее же время все это - неотъемлемая часть экономики; это вызвано, по крайней мере, тем, что как самой информации, так и ее поль­зователей стало весьма много и ручной способ ее обработки и передачи является недостаточ­но эффективным, а в ряде случаев - и просто невозможным [‎29].

Кевин Келли в работе «Новые правила для новой экономики» сформулировал ряд особенностей «сетевой экономики»[‎33]. К важнейшим из них необходимо отнести следующие закономерности:

- в сетевой экономике ценность продуктов труда вытекает из их множественности, что противоречит двум фундаментальным аксиомам эпохи индустриальной экономики - ценность продукта связана с редкостью, а изобилие вещей снижает их ценность;

- ценность участия в сетевой экономике растет экспоненциально числу участников сов­местной хозяйственной деятельности, и этот рост включает в сетевую экономику все новых и новых участников;

- присущие сетевой экономике низкие постоянные затраты и быстрое распространение продукции уменьшают временной интервал до начала быстрого роста по сравнению с инду­стриальной экономикой;

- в сетевой экономике увеличение отдачи от результатов выполняемой работы обеспе­чивается всей сетью и распределяется в ней между всеми участниками процесса, в то время как в условиях индустриальной экономики рост отдачи является результатом значительных усилий отдельных компаний;

- в сетевой экономике все объекты, которые можно скопировать, адаптируются к закону инверсионного (обратного) ценообразования и становятся дешевле по мере их совершенство­вания, что способствует росту нововведений;

- в условиях развития сетевой экономики ценность производимой продукции растет про­порционально их умножению, росту потребностей при снижении их стоимости;

- механизмы сетевой экономики приводят к росту заинтересованности участников сов­местной деятельности в использовании «открытых систем»; центр интересов перемещается с максимизации собственной внутренней прибыли на максимизацию эффективности инфраструк­туры в целом;

- разнообразная, интерактивная и в высшей степени гибкая сетевая экономика объек­тивно создает предпосылки для постоянного видоизменения организации системы (подобно биосистеме), чтобы не оказаться в положении «лучшего в области отмирающей технологии»;

- в условиях сетевой экономики происходит интенсивное замещение «тяжелых и мате­риальных» субстанций «легкими и информационными» при интенсивном росте «интеллекту­альной составляющей» производимой продукции;

- сетевая экономика по аналогии с биологическими системами характеризуется актив­ным проявлением механизмов самоорганизации и самообновления; при этом «отмирают» ста­рые формы и зарождаются новые[‎8;219].

Вследствие этого по мере развития сетевой экономики объективно будет происходить демонтаж индустриальной экономики и создание гибкой сети новых структур и новых форм ор­ганизации производственной и экономической деятельности.

Развитие сетевых организаций началось в 1980-х гг., когда международная конкуренция и быстрые технологические изменения вызвали масштабную реструктуризацию во всех отраслях.

В рамках общей тенденции к дезинтеграции руководители экспериментировали с различными организационными структурами. Они обратились к контрактам и другим соглашениям для объединения внешних компонентов в различные типы сетевых структур. В качестве примера действующих сетевых организаций можно назвать следующие:

1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля (например, строительные и промышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).

2. Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производ- ственными фирмами. Эти формы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы (включая текстильные компании, такие, как «Бенеттон») или фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).

4. Стратегические союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе. Как правило, сети служат проводниками инициатив отдельных экономических агентов и их объединений. Объективными обстоятельствами заинтересованности центра сетевой структуры, расширяющей свой бизнес в других странах и регионах, являются более дешевые материалы и трудовые ресурсы, политика налогообложения и таможенных пошлин. При этом для национальной политики опасность заключается в реальной возможности сетевых объединений влиять на процесс реализации местных решений органов власти. В некоторых случаях сетевая организация служит условием для разрешения возникших противоречий и решения насущных социально- экономических проблем.

1.2. Преимущества и недостатки сетевой экономики


Попытку осмысления влияния информационных и сетевых технологий на экономическую деятельность общества предпринял еще Кевин Келли в статье «Новые правила для новой экономики» сформулировав ряд особенностей «сетевой экономики». К важнейшим из них необходимо отнести следующие закономерности:

- в сетевой экономике ценность продуктов труда вытекает из их множественности, что противоречит двум фундаментальным аксиомам эпохи индустриальной экономики – ценность продукта связана с редкостью, а изобилие вещей снижает их ценность;

- ценность участия в сетевой экономике растет экспоненциально числу участников совместной хозяйственной деятельности, и этот рост включает в сетевую экономику все новых и новых участников;

- присущие сетевой экономике низкие постоянные затраты и быстрое распространение продукции уменьшают временной интервал до начала быстрого роста по сравнению с индустриальной экономикой;

- в сетевой экономике увеличение отдачи от результатов выполняемой работы обеспечивается всей сетью и распределяется в ней между всеми участниками процесса, в то время как в условиях индустриальной экономики рост отдачи является результатом значительных усилий отдельных компаний; [‎32;117]

- в сетевой экономике все объекты, которые можно скопировать, адаптируются к закону инверсионного (обратного) ценообразования и становятся дешевле по мере их совершенствования, что способствует росту нововведений;

- в условиях развития сетевой экономики ценность производимой продукции растет пропорционально их умножению, росту потребностей при снижении их стоимости;

- механизмы сетевой экономики приводят к росту заинтересованности участников совместной деятельности в использовании «открытых систем»; центр интересов перемещается с максимизации собственной внутренней прибыли на максимизацию эффективности инфраструктуры в целом;

- разнообразная, интерактивная и в высшей степени гибкая сетевая экономика объективно создает предпосылки для постоянного видоизменения организации системы (подобно биосистеме), чтобы не оказаться в положении «лучшего в области отмирающей технологии»;

- в условиях сетевой экономики происходит интенсивное замещение «тяжелых и материальных» субстанций «легкими и информационными» при интенсивном росте «интеллектуальной составляющей» производимой продукции;

- сетевая экономика по аналогии с биологическими системами характеризуется активным проявлением механизмов самоорганизации и самообновления; при этом «отмирают» старые формы и зарождаются новые. [‎32;118]

Экономические преимущества сетевых форм заключаются в создании лучших коммуникаций, чем это может сделать рынок, облегчение лучших координаций перед лицом изменений, значимость которых не может быть полностью передана или понята через ценовые сигналы. В это же время вследствие того, что границы сетевых форм организации обычно более легко управляемы, чем границы иерархий, более легким являются модификации композиции сетевых организаций как ответная реакция на эти изменения.

По мнению С.И. Паринова и Т.И. Яковлева [‎20], можно выделить четыре основных процес­са, которые каждодневно усиливают позиции сетевой экономики:

- поскольку сетевая экономика может «жить» только в информационно- коммуникационной среде, создаваемой глобальной сетью Интернет, то базовым условием ее существования является развитие и распространение интернет-технологий;

- привлекательность и эффективность сетевой экономики зависит от наличия в ней крити­ческой массы экономических агентов и соответствующей инфраструктуры, которая делает воз­можным их деятельность (на западе эта тема получила название «network externalities»). Много­численные попытки индивидов и организаций использовать возможности глобальной сети приво­дят к расширению масштабов социально-экономической деятельности в сетевой экономике;

- новые возможности глобальных коммуникаций между людьми дают им и новые инстру­менты для реорганизации форм их совместной деятельности. Эти инструменты используются для разработки принципов «сетевой организации». Массовой практикой является воплощение данных принципов при модернизации действующих или создания новых организаций, что дает им новое качество, благодаря которому они уже не могут быть отнесены ни к иерархической, ни к рыночной форме;

- различные виды экономической инфраструктуры, также становятся более эффектив­ными, когда начинают пользоваться возможностями интернет-технологий. Это приводит к мо­дернизации инфраструктуры в экономике и созданию сетевых институциональных структур.

Именно сетевая экономика в большей степени отвечает человеческим устремлениям в виду таких ее фундаментальных свойств, как обесценение повторов и автоматических опера­ций, ценность оригинальности, воображения и способности к творчеству. Производимая сете­вой экономикой продукция становится практически такой же дешевой и чистой, какими являют­ся творения природы. Сетевая экономика, состоящая из отношении, построенных на прямых равноправных связях, характеризуется малой потребностью в формальных организационных структурах, высокой скоростью совершения событий, а также предельно рассредоточенным, гибким и зависящим от инноваций производством. Данные обстоятельства, с одной стороны, крайне осложнят государственный контроль экономических отношений, особенно в части осу­ществления налогообложения, а с другой стороны, сделают способность к созданию и внедре­нию новшеств ключевым условием экономического успеха.

Как и в любой среде, в сетевой экономике, можно выделить ряд особенностей и проблем. Постараемся привести несколько основных и наиболее актуальных: 

Проблема границ национальной экономики и критериев ее причастия к «открытой» или «закрытой»  экономике.

 Инновационно-информационный тип воспроизводства.

 Таможенные пошлины и налоги.

Электронные деньги.

 Возникновение интегральных эффектов в результате сетевого взаимодействия в информационной экономике. 

Использование новых информационных технологий Интернета в бизнесе заметно изменило отношение к оценке стоимости бизнеса.

- Меняются пропорции между секторами экономики и подразделениями.

- В Интернет-экономике все труднее отслеживать и учитывать реальные потоки экспорта и импорта, что приводит к неточностям в счетах платежного баланса страны (счет текущих операций и счет движения капитала). 

- Возникает проблема множественности локальных (в глобальном электронном сетевом пространстве) или точечных (во времени) равновесий и неравновесий, которые возникают в результате локальных актов купли-продажи и которые трудно отследить. 

- Нелинейное «неклассическое» ценообразование. 

- Меняются критерии эффективности инвестиций. 

- Дистанционно распределительная работа (телеработа).

- Недовольство и недоверие пользователей, которое в свою очередь препятствует развитию электронного бизнеса.[‎14;391]

Сегодня к сетевой экономике тесно примыкают те сферы экономики, эффективность функционирования которых существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий. К таким относятся электронная коммерция, банкинг и др.

Вместе с тем, несмотря на то, что сетевая экономика имеет множество преимуществ пе­ред традиционным вариантом развития экономики, она имеет и ряд недостатков, которые необ­ходимо учитывать, к числу которых следует отнести: отсутствие регулирующей функции струк­туры организации, сложность обеспечения в условиях существования асимметрии информации равной информацией всех участников сети, чрезмерная зависимость от кадрового состава, чрезмерное усложнение отношений, вытекающее из разнородности членов сети, высокая зави­симость как от рынка, так и от ресурсов.

На сегодня слабо исследованными являются не только экономические, но и социально- культурные последствия формирования сетей. Не совсем ясно, как будет идти формирование социальных норм поведения хозяйствующих субъектов между собой и в отношениях с обще­ственными институтами при закреплении новых возможностей развития такой

1.3. Сетевая коммерция, как элемент сетевой экономики


Сетевая коммерция является интегральной частью сетевой экономики. Синонимами этого термина являются электронная коммерция, е-коммерция, интернет-коммерция, интернет-бизнес и т.д. Определим это понятие следующим образом: Сетевая коммерция – это любая транзакция, совершенная посредством сети связанных между собой компьютеров, после которой происходит передача права собственности или права пользования товаром или услугой.

В самом широком смысле – коммерческая деятельность с использованием Интернета. Как правило, имеются в виду механизмы, позволяющие упростить работу и продавцов и покупателей. В отличие от сетевой экономики, как более глобального явления, сетевой коммерции посвящено достаточно много литературы на русском языке. Дело, видимо, в практическом интересе широких масс предпринимателей и быстром развитии сетевой коммерции (или в более широком плане – электронной коммерции) в России.

В России рынок электронной и мобильной коммерции развивается с 1997 г. (рис. 1), что связано, с одной стороны, с запуском сервиса интернет-эквайринга, с другой - с появлением первого электронного кошелька WebMoney. В 2001 г. ЗАО "Интервэйл" совместно с компанией VISA International и Сбербанком России запустили первый в России мобильный банк. Этот же год ознаменовал собой начало развития сети терминалов по приему платежей за различные услуги, прежде всего (на тот момент) пополнение счетов мобильных операторов и оплату коммунальных услуг. К 2008 г. на рынок был выведен новый бренд, ассоциирующийся на сегодня с электронной и мобильной коммерцией - QIWI. В этом же году Банк Москвы совместно с МТС и ЗАО "Интервэйл" запустили первый в России проект мобильной коммерции - "Легкий платеж", который позволяет выполнять всевозможные платежи через интернет-портал МТС или мобильное приложение, установленное на телефоне, с использованием не только средств на счету мобильного оператора, но и со счета любой карты VISA или MasterCard, эмитированной любым банком на территории Российской Федерации. Знаковым событием 2011 г. было выделение бизнеса электронной коммерции Альфа-Банком и компанией "Вымпелком" в отдельное бизнес-подразделение - ЗАО "Национальная Сервисная Компания" (бренд RuRu). В свою очередь, Банк Москвы опять же совместно с ЗАО "Интервэйл" по заказу MasterCard WorldWide (ЗАО "МастерКард") запустили новый платежный сервис MasterCard Mobile Russia, предназначенный для стимулирования безналичных операций, совершаемых при помощи карт MasterCard любых российских эмитентов. Инновационность сервиса состоит в том, что в отличие от существующих на российском и международном рынке решений им могут воспользоваться держатели электронных карт Maestro, наиболее распространенных на сегодня благодаря зарплатным проектам Сбербанка России.

 


Рис. 1 Развитие рынка электронной и мобильной коммерции в России

Среднегодовые темпы роста российского рынка электронных платежей (см. рис. 1) за 2009 - 2011 гг. составили 12%, в то время как мировой рынок рос быстрее российского (42%). Главные проблемы, сдерживающие рост электронной коммерции в России, - неразвитость логистической инфраструктуры и недоверие населения, из-за чего более половины покупок в российском Интернете приходится на жителей Москвы, Петербурга и их областей. Объемы продаж в России как в традиционном, так и в онлайн-ритейле далеки от показателей Китая и США, но находятся на одном уровне и даже где-то превышают показатели Бразилии и Индии, говорится в исследовании PricewaterhouseCoopers (PwC) "Электронный ритейл в странах БРИК и США". При этом доля электронной коммерции в ритейле растет в течение последних четырех лет во всех пяти странах, и особенно стремительно в КНР (на 0,7 - 1,5% в год). В России этот показатель составляет 0,2 - 0,3% в год - 2,2% общей розничной торговли по итогам 2012 г. По оценкам экспертов PwC, за пять лет (с 2008 по 2012 г.) объем рынка электронной торговли в России вырос с 3,5 до 10,4 млрд долл., а количество интернет-пользователей на декабрь 2012 г. составило уже 68 млн человек, из которых 11 млн являются онлайн-покупателями, отмечают в PwC. При этом Россия занимает ведущую позицию среди стран БРИК, где покупатели сначала сравнивают товары в онлайне, а потом идут покупать их в магазин.

Несмотря на то что электронная коммерция постепенно распространяется и в регионах (прежде всего в городах-миллионниках как центрах торговли), на Москву и Подмосковье приходится 45% всех онлайн-покупок, 11% - на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. В первую очередь это вызвано неразвитостью логистической инфраструктуры (что также роднит Россию с Бразилией и Индией) и недоверием со стороны населения к электронной коммерции, констатируют аналитики.

Кроме того, на развитие электронной торговли в России по сравнению с другими странами БРИК негативно влияет олигопольный характер рынка мобильной связи, что приводит к высоким ценам на мобильный Интернет и, следовательно, к низкому проценту онлайн-покупателей, совершающих покупки с помощью мобильных телефонов, пишут в отчете эксперты. Впрочем, благодаря либерализации и стандартизации рынка электронных платежей сегмент мобильной коммерции показал трехкратный рост за 2009 - 2011 гг. и составил примерно 0,5 млрд долл. По прогнозам PwC, объем этого сегмента удвоится по итогам 2012 г.

Более того, в ближайшие три года прогнозируется увеличение российского рынка электронной и мобильной коммерции более чем в 2 раза (рис. 2). Оборот рынка электронных платежных систем в России в 2012 г. вырос на 24% - до 1,811 трлн руб.. В структуре российского рынка дистанционных финансовых сервисов с 2008 по 2012 г. произошли значительные изменения. Так, выросла доля небанковских сервисов (электронных денег) с 12 до 31% за счет уменьшения доли банковских сервисов. По прогнозам аналитиков, к 2017 г. небанковские сервисы отдадут 5% рынка в пользу банковских и мобильных сервисов. По этим же оценкам в 2012 г. оборот рынка дистанционных финансовых сервисов составил 896 млрд руб., увеличившись на 48% по сравнению с 2011 г. К концу 2017 г. рынок превысит 2,6 трлн руб., при этом среднегодовой темп роста составит 24%. Оборот рынка электронных платежных систем (ЭПС), частью которого являются дистанционные финансовые сервисы, в 2012 г. составил 1,8 трлн руб. Как ожидается, к 2017 г. доля оборота дистанционных финансовых сервисов в ЭПС составит 70%. Для сравнения: совокупные доходы всего бюджета России в 2013 г., как ожидается, составят 12,87 трлн руб. Рынок электронных платежей оценивается J'son&Partners примерно в 1/7 бюджетных доходов.

Рисунок 2 Параметры российского рынка электронной и мобильной коммерции

Таким образом, российский рынок небанковских платежей стал крупнейшим в Европе, и при этом он не похож на рынки других стран, где, как правило, есть только один крупный игрок. В этом сегменте у нас работает сразу несколько крупных компаний: "Яндекс.Деньги", WebMoney, "QIWI.Кошелек", совокупная доля которых составляет около 90% рынка, и множество участников поскромнее - RBK Money, "Деньги@Mail.Ru", i-Free и т.д.


2. Анализ деятельности предприятия в сетевой экономике

2.1. Особенности сетевой экономики России


Сегодня развитие сетевой экономики на территории Российской Федерации, за исключением некоторых крупных городов, происходит спонтанно и непланомерно.

Одним из факторов, формирующих информационно-сетевую экономику, является формирование информационного общества. Элементы информационного общества стали складываться в нашей стране с начала периода перестройки. Россия, медленно уходя от тоталитаризма, провозгласила курс на демократию, невозможную без развитого информационного пространства. По мере либерализации общественно- политической жизни огромный поток ранее недоступной информации как внешней, так и внутренней, миграция труда, капиталов, товаров начали превращать экономику нашей страны из закрытой, командно- административной, тоталитарной в открытую, рыночную, демократическую, что вызвало «информационный взрыв» в нашем обществе.

Выявив элементы, составляющие сущность информационно-сетевой экономики (рис.3), можно проанализировать их состояние в России.

Рисунок 3. Элементы информационной экономики

К тому же российская динамика не означает развитость сферы услуг и формирование правильной ее структуры, здесь процессы также искажены, как и во всей экономике, и являются отражением общих проблем нашей страны. Доля услуг, составляющих основу информационной экономики, таких как здравоохранение, наука и научное обслуживание, сократилась, их эффективность снизилась.

Рынок информации, как связывающий воедино все основные сферы и отрасли хозяйственной и иной человеческой деятельности, предоставляет всем остальным рынкам и индивидам возможность наиболее оптимального и динамичного развития. Он основан на наличии комплекса факторов, связанных с производством, получением, потреблением, хранением, обработкой и передачей информации. Товаром здесь является информация, знания. В нашей стране этот рынок развит недостаточно.

Это объясняется историческими условиями, в которых проходило его формирование: тотальный контроль в советское время и кризис при переходе к рынку. В настоящее время в полной мере не сформирован спрос на информацию. Государство на рынке выступает в качестве основного потребителя, а со стороны предпринимательского сектора за годы трансформационных процессов упал спрос на научно-техническую информацию как один из видов информационных продуктов. Спрос существует, в основном, только на программные продукты, что связано с сырьевой ориентированностью российской экономики.

В России лишь складываются предпосылки для развития межфирменной кооперации, отлаживания хозяйственных связей между сферой НИОКР и наукоемкими отраслями материального производства. Другая часть информационного рынка первоначально оказалась за пределами государственного регулирования. Рынок информации несовершенен в нашей стране еще и по причине полностью несформированного предложения. Отчасти потому, что отсутствуют в достаточном количестве источники, производящие информацию. Поскольку экономика России является в значительной мере монополистической, то вполне закономерен тот факт, что в нашей стране и формирующийся рынок информационных продуктов характеризуется высокой степенью монополизации. При этом по некоторым видам информационных продуктов монополистом выступает государство, определяющее формы товарного обращения этих продуктов и границы, до которых только и может простираться их свободная купля-продажа. Что касается взаимоотношений государство – население, государство – бизнес, здесь существует значительная асимметрия информации. Государство контролирует ее значительные массивы.

При анализе информационного бизнеса (консультирование, информационное посредничество, маркетинговые услуги, аналитика, создание программных продуктов, предоставление аппаратного обеспечения) можно отметить его неуклонный рост в российской экономике: в 2003 г. объем рынка ИКТ в России составлял примерно 6,66 млрд. долл.. В российском обществе сформировалось достаточно полное представление об открывающихся посредством использования новых ИКТ возможностях в решении различных задач во всех областях. К тому же созданы определенные заделы в формировании телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе на уровне ряда регионов, достигнут некоторый минимальный уровень оснащенности российских экономических структур и социальных институтов компьютерным и сетевым оборудованием. Но этот рост все равно не позволяет достигнуть показателей развитых стран, к примеру, в 2002 г. в США имелось 659 персональных компьютеров на 1000 чел., в Канаде – 487, в Японии – 382, Франции – 347, Германии – 431 против 89 в России. Таким образом, при существующей тенденции преодоления изолированности научно-технического развития, широкого распространения информационной инфраструктуры, наша страна пока значительно отстает от мировых лидеров, сформировавшаяся в России информационная экономика имеет «очаговый» характер (таблица). Успехи в информатизации достигнуты за счет использования зарубежного оборудования или оборудования, собранного в стране с помощью «отверточного» производства.

Большая часть программного обеспечения используется нелегально, причем в секторе как частного предпринимательства, так и в государственном. Ситуация всеобщей нелегальности программного обеспечения в России стала медленно изменяться лишь в последнее время. Отсутствие развитого информационного общества обусловило существование и других факторов, тормозящих развитие информационно- сетевой экономики. К ним относятся: неразвитость демократических институтов, законодательства, бюрократизм, неполнота статистических данных, консервативность со стороны населения, низкое материальное состояние подавляющей его части. Все это создает асимметрию и неполноту информации и связанное с этим оппортунистическое поведение экономических агентов. Информационное преимущество стало в России важным фактором перераспределения экономических и политических ресурсов, что в дальнейшем может привести к еще большему углублению неравенства и нестабильности.

Вследствие этого в едином экономическом пространстве страны наблюдается увеличение неравномерного регионального развития. Для России, где на две трети ее огромной территории слабо развита инфраструктура (транспортная, информационная и др.), большое значение имеет формирование и быстрое становление сетевой экономики, которая должна способствовать дальнейшему развитию и размещению производительных сил, а также выравниванию темпов экономического развития в регионах страны. Распространение сетевой экономики на всем экономическом пространстве требует выработки адаптированной к условиям России государственной концепции развития. Последнее требует серьезных инвестиций и эффективную государственную поддержку. Многие страны давно вступили на этот путь. Сегодня доля ИКТ в ВВП таких стран, как: Южная Корея, Финляндия, Канада, Япония, Дания, Швеция составляет более 12 %, в то время как в России по разным оценкам этот показатель составляет менее 2%. [‎14;390]

Можно отметить следующие тенденции развития сетевой экономики:

- индивидуальный подход к квалифицированному покупателю;

- появление глобальной конкуренции, при которой не имеют значения место производства, известность марки, устоявшиеся связи и т.д., но важными являются качество, уровень сервиса и т.п. ;

- наличие информационных посредников;

- снижение стоимости транзакций, издержек на маркетинг и рекламу, коммуникаций и, в конечном счете, цены товара;

- изменение структуры существующих предприятий и компаний;

- автоматизация бизнес-процессов. [‎14;391]

Общее снижение объема доходов и прибыли.

Сегодня прибыль является основной заботой электронных коммерсантов. Компании снижают расходы, необходимые для поддержки своих web-сайтов. Пытаясь адаптироваться к текущим условиям, часть электронных торговцев также уменьшает расходы на рекламу и концентрируется на углублении маркетинговых исследований. Большое внимание уделяется привлечению новых и удержание «старых» клиентов.

В последнее время специалисты отмечают резкое увеличение числа электронных В2В-рынков, создаваемых на средства отраслевых консорциумов. Некоторые В2В-площадки стремятся занять место традиционных посредников, в то время как другие пытаются взаимодействовать с действующими на рынке дистрибьюторами. Быстрый рост отраслевых онлайновых площадок связан с тем, что эти рынки могут использовать серьезные денежные средства и рыночные ресурсы своих основателей - крупных отраслевых корпораций (независимые онлайновые рынки лишены такой возможности). Перспективы этих площадок являются достаточно многообещающими, тем не менее, их будущее зависит от того, насколько они станут функциональными и полезными для компаний-основателей.

Как и в любой среде, в сетевой экономике, можно выделить ряд особенностей и проблем. Постараемся привести несколько основных и наиболее актуальных:

- Проблема границ национальной экономики и критериев ее причастия к «открытой» или «закрытой» экономике.

- Инновационно-информационный тип воспроизводства.

- Таможенные пошлины и налоги.

- Электронные деньги.

- Возникновение интегральных эффектов в результате сетевого взаимодействия в информационной экономике.

- Использование новых информационных технологий Интернета в бизнесе заметно изменило отношение к оценке стоимости бизнеса.

- Меняются пропорции между секторами экономики и подразделениями.

- В Интернет-экономике все труднее отслеживать и учитывать реальные потоки экспорта и импорта, что приводит к неточностям в счетах платежного баланса страны (счет текущих операций и счет движения капитала).

- Возникает проблема множественности локальных (в глобальном электронном сетевом пространстве) или точечных (во времени) равновесий и неравновесий, которые возникают в результате локальных актов купли-продажи и которые трудно отследить.

- Нелинейное «неклассическое» ценообразование.

- Меняются критерии эффективности инвестиций.

- Дистанционно распределительная работа (телеработа).

- Недовольство и недоверие пользователей, которое в свою очередь препятствует развитию электронного бизнеса. [‎14;392]

Сегодня к сетевой экономике тесно примыкают те сферы экономики, эффективность функционирования которых существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий. К таким относятся электронная коммерция, банкинг и др.

2.2. Перспективы развития сетевой экономики


Представим систему сетевых экономических отношений. Субъектами системы являются сетевые предприятия и организации, которые имеют общий контроль, соб­ственников или руководство с другой организацией и которые могут быть признаны на разумной основе любой третьей стороной, располагающей соответствующей ин­формацией, частью национальной или международной сети.

Сетевые предприятия и организации производят и реализуют сетевой товар, что является объектом сетевых отношений. Основным сетевым товаром является информационные продукты и средства коммуникаций, которые обладают особен­ными свойствами по сравнению с традиционными товарами.

Можно отметить следующие тенденции развития сетевой экономики:

1. индивидуальный подход к квалифицированному покупателю;

2. появление глобальной конкуренции, при которой не имеют значения место производства, известность марки, устоявшиеся связи и т.д., но важными являются качество, уровень сервиса и т.п.;

3. наличие информационных посредников;

4. снижение стоимости транзакций, издержек на маркетинг и рекламу, коммуникаций и, в конечном счете, цены товара;  изменение структуры существующих предприятий и компаний;

5. автоматизация бизнес-процессов.

6. общее снижение объема доходов и прибыли.

В вязи с этим, отметим, отличительную особенность рынков сетевых благ, ко­торая состоит в том, что их полезность, для каждого потребителя возрастает по мере расширения круга лиц, потребляющих данный продукт. В свою очередь, эта зависи­мость полезности товара от числа его потребителей является внешним сетевым эф­фектом. Следовательно, сетевые экономические отношения характеризуются тем, что особое значение приобретает не создание товара (услуги), а формирование сети по его продвижению, что является их отличительной чертой. Важно отметить, что товар (услуга), распространяемый по сети, необязательно является эффективным, перспективным и высококачественным, но обязательно пользуется наибольшим спросом на данном рынке, так как новые клиенты рассчитывают на большой сетевой внешний эффект, связанный с такой покупкой. Причем даже из-за увеличения количества потребителей этого продукта этот эффект не ослабляется, а наоборот - усиливается, что делает этот продукт еще более привлекательней для новых потре­бителей.

Представим ряд преимуществ, которые получают экономические субъекты, участвуя в сетевых экономических отношениях:

1) расширенный доступ к информа­ции для всех участников обмена;

2) условия для высокой степени приспособления фирм-производителей к изменяющемуся спросу;

3) доступ к электронной системе коммуникаций, позволяющая связывать спрос и предложение без посредников, что значительно уменьшает трансакционные издержки;

4) минимальные барьеры для вхождения на отраслевые рынки; отсутствие монополистического контроля над це­нами со стороны крупных производителей.

Наряду с существующими преимуществами выделим основные условия функ­ционирования экономических субъектов в системе сетевой экономики, оказываю­щих отрицательное влияние на развитие данных отношений. Среди них, условия це­нообразования, защиты прав собственности, управления сетевыми структурами и доступ в сеть. В связи с этим, представим основные перспективные направления, от проработки которых будет зависеть дальнейшее развитие сетевых экономических отношений.

Во-первых, необходимы мероприятия по устранению влияния эффекта «ло­вушки»  на процесс ценообразования. Данный эффект объясняется тем, что затра­ты связанные с первоначальным подключением к системе заставляют потребителя оставаться в ней, несмотря на высокие тарифы. При этом, поставщик товара (услуги) может диверсифицировать товары (услуги) внутри своей системы, заключая серию краткосрочных контрактов и поддерживая при этом высокие цены на отдельные по­зиции.

Во-вторых, остается не решенной проблема защита прав собственности на произведенные товары (услуги) с помощью сетей. В своей работе В. Макаров и Г. Клейнер отмечают: «Существование нелегального бизнеса по распростра­нению пиратских копий когнитивных благ объективно приводит к более широкому распространению знаний и информации и тем самым - к более полному удовлетво­рению потребительного спроса. Видимо, уровень развития данного рынка находится пока на такой стадии, когда существование нелегального сектора является позитив­ным». Обратимся, к примеру, к условиям защиты прав собственности на блага, про­изводимые предприятиями отрасли информационных технологий. Их суть заключа­ется в том, что если программное обеспечение защищено производителем от не­санкционированного распространения и использования, то одни потребители будут приобретать его легально, а другие постараются получить его нелегально. Вслед­ствие сетевых внешних эффектов потребители, легально приобретшие программное обеспечение, тем не менее, заинтересованы в его нелегальном распространении. Увеличение числа пользователей (как легальных, так и нелегальных) в силу дей­ствия сетевых внешних сетевых эффектов повышает потребление продукта на рынке и в конечном итоге увеличивает доходы производителей от его продажи.

Поэтому производители снижают степень защиты своего продукта. Таким образом, копиро­вания технологии снижает входные барьеры, тем самым ослабляет заинтересован­ность в защите сетевых экономических отношений. Все это подводит к выводу о том, что необходима разработка мер, позволяющая защитить права собственности на сетевой товар (услугу). Данные мероприятия необходимо основывать на резуль­татах анализа степени защиты сетевого товара (услуги) по таким показателям, как : скорость распространения сетевых внешних эффектов; степень монополизации отрасли; первоначальную оценку блага законопослушным потребителем; соотноше­ние между законопослушными и прочими потребителями, то есть потенциальную готовность платить за благо.

В-третьих, для повышения привлекательности системы сетевых отношений, то есть включение в них широкого круга институтов требует проработки механизма функционирования с позиции технических и организационных средств сетевого управления. То есть, необходима не просто координация деятельности экономиче­ских субъектов участвующих в системе сетевой экономики, а инструментарий, направленный на повышение эффективности взаимодействий в рамках сети. Так как, использование в деятельности экономических субъектов информационных тех­нологий и сетевых форм управления направлено на обеспечение их развития и по­вышение конкурентоспособности.

В-четвертых, нельзя не отметить появления социально-экономического нера­венства, то есть экономические субъекты, кто имеет лучший доступ к сети и лучше адаптированы к ее особенностям, будут иметь преимущества над остальными субъ­ектами вне сети. Последствия данной ситуации заключаются в том, что более каче­ственные товары независимых производителей будут вытесняться менее качествен­ными, но агрессивно продвигаемыми в рамках мощной торговой сети. В связи с этим требуют разработки подходы к государственному регулированию сетевых эко­номических отношений, как на национальном, так и на международном уровне.

Таким образом, исследование показало, что функционирование экономических субъектов в сетевой экономике подвержено негативному влиянию определенных условий. Снижение отрицательного влияния данных условий является значимым для дальнейшего исследования закономерностей развития сетевых экономических отношений. Безусловно, сетевые экономические отношения несут в себе перспекти­ву для повышения эффективности и инвестиционной привлекательность деятельно­сти их участников.

В отношении сетевой коммерции, как элемента сетевой экономики следующая ситуация.

В 2011 - 2012 гг. были реализованы проекты, которые придали операторам электронных денег дополнительный вес. Например, WebMoney продолжила активное сотрудничество с розничными банками. Наиболее значимая новость 2011 г. была в том, что системы электронных денег стали выпускать кобрендинговые карты, привязанные к кошелькам.

Но настоящий толчок российскому рынку электронной и мобильной коммерции дал Закон о НПС, положения которого, касающиеся операторов электронных денег, вступили в силу осенью 2012 г. Он установил правила игры, сделал бизнес платежных систем и электронных кошельков более понятным для инвесторов. Впрочем, не обходилось и без конфликтов: Сбербанк отказывал QIWI в пополнении счетов, затем отказывал в бонусах WebMoney, а Mail.Ru Group прекратила сотрудничество с системой "Яндекс.Деньги" в пользу системы "Деньги@Mail.Ru". В дальнейшем ожидается консолидация мелких платежных систем в более крупные, которая будет сопровождаться повышением качества услуг, но дело даже не в начавшемся переделе рынка платежных сервисов. Новый Закон заставил все системы электронных денег начать работать либо в статусе небанковских кредитных организаций (НКО), либо в статусе банка. Для этого всем им потребовалось получить соответствующие лицензии.

К новым требованиям некоторые игроки подготовились заранее: WebMoney заключила партнерское соглашение с Консервативным коммерческим банком, QIWI приобрела Первый процессинговый банк, другие системы - RBK Money, "Единая касса" и "Деньги@Mail.Ru" - обзавелись лицензией НКО.

2012 г. завершился сразу двумя значительными событиями: QIWI заключила стратегическое соглашение с VISA, а Сбербанк вошел в капитал одной из ведущих систем электронных денег, приобретя за 60 млн долл. 75% системы "Яндекс.Деньги". Основными направлениями последнего упомянутого проекта станут создание универсального платежного решения для интернет-магазинов, проведение регулярных платежей (оплата ЖКХ, Интернета, сотовой связи) и денежных переводов между физическими лицами. По завершении сделки пользователи системы получат доступ к инфраструктуре Сбербанка (банкоматы, платежные терминалы), а банк сможет использовать клиентскую базу "Яндекса" для активного продвижения других своих продуктов. Покупка Сбербанком "Яндекс.Деньги" стала своего рода признанием значимости сегмента электронных платежей для финансового сектора. До этого, как отмечали эксперты, можно было видеть лишь слияния сетей терминалов, объединение небольших платежных платформ с небольшими банками, поэтому данная сделка стала знаковым событием для российского рынка, на которое в ближайшее время будут ориентироваться другие компании и инвесторы.

Со стороны Сбербанка покупка вызвана желанием расширить количество предлагаемых сервисов. Сейчас через "Яндекс.Деньги" можно, как и с помощью обычной банковской карты, совершать покупки в Интернете, расплачиваться за услуги связи, ЖКХ, онлайн-сервисы и т.д. Кроме того, электронные деньги чрезвычайно популярны при совершении платежей в пользу третьих лиц. С их помощью удобно собирать комиссионные за пользование различными услугами в Интернете и социальных сетях, перечислять авторские отчисления и гонорары внештатным сотрудникам. На сегодняшний день в системе "Яндекс.Деньги" зарегистрировано более 12 млн счетов, каждый день проводится более 120 тыс. операций. В 2011 г. выручка "Яндекс.Деньги" составила 383 млн руб., увеличившись по отношению к 2010 г. на 46%. Для сравнения: услугой "QIWI.Кошелек" пользуется более 9,4 млн человек, по данным компании, оборот группы QIWI за 2011 г. составил 417 млрд руб., а старейший проект в этой сфере, WebMoney, обслуживает более 16 млн счетов. Но это все экспертные данные, количество пользователей и финансовые результаты сами платежные системы официально не озвучивают. По данным же исследования TNS, проведенного по заказу "Яндекса" в марте 2012 г., 15% населения крупных городах России хотя бы раз оплачивали через "Яндекс.Деньги" какие-либо покупки или услуги. У конкурирующих систем этот показатель составлял около 10%.

С присоединением к Сбербанку система "Яндекс.Деньги" получит очевидные конкурентные преимущества и увеличит долю на рынке электронных кошельков. Сегодня слабым местом большинства электронных платежных систем является момент ввода наличных средств и вывода их со счета. В большинстве случаев системы берут комиссию за эту операцию в размере порядка 3% суммы перевода. В ряде случаев, если ввод и вывод средств осуществляются через партнерские банки и терминальные системы, комиссия не взимается. Если аналогичные условия "Яндекс.Деньги" смогут предложить пользователям при наличии у них банковских карт Сбербанка, то это привлечет к сервису множество потенциальных пользователей. Однако, по мнению экспертов, монополистом этот сервис все же не станет: другие крупные участники уже успели наработать достаточно стабильную аудиторию. Российский рынок электронных платежей традиционно очень неоднороден. Исторически на нем работает несколько основных типов платежных компаний - системы электронных кошельков, сети платежных терминалов, платежные шлюзы и операторы мобильных платежей. Традиционно эти бизнесы не слишком пересекались и не являлись прямыми конкурентами. Например, даже старейшие системы электронных кошельков - "Яндекс.Деньги", WebMoney и RBK Money - никогда напрямую не конкурировали между собой. У всех были свои рыночная ниша, аудитория, и единственное, что их объединяло, - это общие для всех способы пополнения кошелька. Пока что такая структура рынка сохраняется, но становится очевидным, что в целом в конкуренции побеждают те компании, которые смогли объединить сильные стороны нескольких сервисов в одном продукте. Если для традиционных компаний основной доход приносит комиссия за проведение платежа, то для QIWI и RBK Money все большую долю в структуре дохода занимают такие статьи, как цифровая дистрибуция, реклама или продвижение товаров и услуг.

Очевидно, что тандем Сбербанка и "Яндекс.Деньги" заставит активизироваться и другие банки. По мнению многих экспертов, игнорировать сферу электронных платежей финансовые структуры уже не могут, если они хотят остаться в розничном бизнесе. Правда, вряд ли другим участникам "большой тройки" - QIWI или WebMoney - будет интересна продажа части бизнеса "классическому" банку, но некоторые маленькие платежные системы могут захотеть стать "дочками" крупных кредитных организаций. Что касается покупателей, то ими в первую очередь могут стать банки федерального уровня, имеющие широкий территориальный охват, обширную клиентскую базу и потенциал ее роста. Такие организации могут быть заинтересованы в появлении нового канала продаж и, соответственно, в покупке участника рынка платежных сервисов. А в качестве покупателей могут выступить не только российские розничные банки первой десятки, но и относительно небольшие инновационные банки, такие как Связной Банк или "Тинькофф Кредитные Системы", а также иностранные платежные и интернет-компании, которые сейчас очень активно осваивают российский рынок. Для последних основной ценностью в таком приобретении станет уникальная платежная инфраструктура, опыт борьбы со специфическими локальными рисками и, конечно же, не в последнюю очередь работающие лицензии Банка России. Возможно, по этому пути пойдут Facebook, объявивший о создании платежной системы в России, а также глобальный игрок PayPal, уже который год собирающийся освоить наш рынок.


Заключение


Как отмечалось ранее, целью настоящей работы стало исследование сетевой экономики и сетевых благ в постиндустриальном обществе.

Развитие современной экономики ознаменовало структурные изменения, при которых основной движущей силой стали ценности, создаваемые знаниями, произошел сдвиг от физического труда к интеллектуальному. Благодаря глобальной информатизации стало возможно появление сетевых организационных структур, основанных на передаче большей свободы подразделениям и гораздо более эффективных, чем иерархическая схема традиционной экономики, а также позволяющие персоналу быть мобильнее при решении бизнес вопросов. Образование моделей нового типа характерно для всех отраслей и отвечает стратегическим требованиям, которые выражаются, прежде всего, в необходимости гибкого и интегрированного обслуживания рынков.

В настоящее время, традиционная экономика (осязаемая) приобретает новую (неосязаемую) форму экономической деятельности, которая базируется на элек­тронной среде, созданной информационным обществом. Современные технологии передачи информации позволяют сетевому способу экономических взаимоотноше­ний стать общемировыми.

Данная система экономических отношений уже получила название сетевой экономики. Повсеместное внедрение информационных технологий породило феномен сетевой экономики, одно из наиболее ярких проявлений которой - появление и быстрый рост рынков, так называемых сетевых благ. Вместе с тем, система сетевых экономических отношений подвержена влиянию ряда социально- экономических факторов, которые не благоприятно отражаются на развитии данных отношений.

В настоящее время в сетевую экономику включены предприятия различных сфер экономической деятельности, к примеру, виртуальные предприятия, электронная коммерция, банкинг, дистанционное образование. То есть те предприятия, функционирование и эффективность деятельности которых зависит от степени использования в производственных процессах информационных техно­логий.

Сегодня развитие сетевой экономики на территории Российской Федерации, за исключением некоторых крупных городов, происходит спонтанно и непланомерно.

В настоящее время можно отметить следующие тенденции развития сетевой экономики:

- индивидуальный подход к квалифицированному покупателю;

- появление глобальной конкуренции, при которой не имеют значения место производства, известность марки, устоявшиеся связи и т.д., но важными являются качество, уровень сервиса и т.п. ;

- наличие информационных посредников;

- снижение стоимости транзакций, издержек на маркетинг и рекламу, коммуникаций и, в конечном счете, цены товара;

- изменение структуры существующих предприятий и компаний;

- автоматизация бизнес-процессов.

В последнее время специалисты отмечают резкое увеличение числа электронных В2В-рынков, создаваемых на средства отраслевых консорциумов. Некоторые В2В-площадки стремятся занять место традиционных посредников, в то время как другие пытаются взаимодействовать с действующими на рынке дистрибьюторами.

Сегодня к сетевой экономике тесно примыкают те сферы экономики, эффективность функционирования которых существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий. К таким относятся электронная коммерция, банкинг и др.

Функционирование экономических субъектов в сетевой экономике подвержено негативному влиянию определенных условий. Снижение отрицательного влияния данных условий является значимым для дальнейшего исследования закономерностей развития сетевых экономических отношений. Безусловно, сетевые экономические отношения несут в себе перспекти­ву для повышения эффективности и инвестиционной привлекательность деятельно­сти их участников.

Список литературы


1. Адамадзиев К.Р., Адамадзиева А.К., Магомедгаджиев Ш.М., Гаджиев Н.К., Омарова Э.Ш. Сетевая экономика. Учебное пособие. / Адамадзиев К.Р., Адамадзиева А.К., Магомедгаджиев Ш.М., Гаджиев Н.К., Омарова Э.Ш. - Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 9. С. 121.;

2. Баранов А.М. Информационная экономика и ее сетевые структуры: антропогенные варианты развития. / Баранов А.М. // Вестник экономической интеграции. 2014. № 7 (76). С. 5-12.

3. Бетсис П.М. Сетевая экономика становится нормой. / Бетсис П.М. // Автоматизация. Современные технологии. 2011. № 2. С. 34-36.

4. Богомолова А.С., Грехов А.Е., Хрущелев К.А. Сетевой принцип организации бизнеса в современной экономике. / Богомолова А.С., Грехов А.Е., Хрущелев К.А. // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2016 Материалы VI Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. 2016. С. 51-55.

5. Бугорский В.Н. Сетевая экономика. / Бугорский В.Н.- М.: Финансы и статистика, 2008. — 256 с.;

6. Горовой А.А. Сети фирм и сетевая экономика. / Горовой А.А. // Мир экономики и права. 2012. № 3. С. 17-20.

7. Дятел Е.П. Новая сетевая экономика. / Дятел Е.П. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2008. № 1 (20). С. 24-31.;

8. Звирко М.В. Сетевая экономика: понятие, преимущества и недостатки. / Звирко М.В. // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 217-220.;

10.   Игнатьев А.Е., Портнова Н.А. Сетевая экономика и образование. / Игнатьев А.Е., Портнова Н.А. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2005.№ 1. С. 358-367

11.   Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование. / Дятлов С.А., Марьяненко В.П., Селищева Т.А. - Санкт-Петербург, 2008.

12.   Короткова М.В. Современная экономика как конвергенция как рыночной и сетевой экономики. / Короткова М.В. // В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОММатериалы второй заочной международной научно-практической конференции: в 4-х частях. Пермский государственный национальный исследовательский университет, ООО "Учебный центр "Информатика"; научные редакторы: К.В. Патырбаева, А.В. Попов, Е.Ю. Мазур. 2013. С. 93-95.

13.   Короткова М.В. Современная экономика как конвергенция рыночной и сетевой экономики. / Короткова М.В. // В сборнике: Современное  социально-гуманитарное значение в России и за рубежом. . Материалы второй заочной международной научно-практической конференции: в 4-х частях. Пермский государственный национальный исследовательский университет, ООО "Учебный центр "Информатика"; научные редакторы: К.В. Патырбаева, А.В. Попов, Е.Ю. Мазур. 2013. С. 93-95.

14.   Крылова А.О. Сетевая экономика России: тенденции, особенности, проблемы. / Крылова А.О. // В сборнике: Трансформация научныых парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 390-392.

15.   Лазарев И.А., Хижа Г.С., Лазарев К.И. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития. // Лазарев И.А., Хижа Г.С., Лазарев К.И.

16.   Ламакин А.С. Сетевая экономика - феномен информационной эпохи. / Ламакин А.С. // Философия хозяйства. 2011. № 6 (78). С. 174-182.

17.   Логинова Е.В. Сетевая экономика как инновационный фактор модернизации современного Российского общества. /  Логинова Е.В. // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Волгоградский государственный университет. Волгоград, 2012

18.   Марченков В.В., Чубаркова Е.В.  Сетевая экономика. / Марченков В.В., Чубаркова Е.В. // В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2014. С. 243-246.

19.   Марченков В.В., Чубаркова Е.В. Электронное учебное пособие по дисциплине «Сетевая Экономика». / Марченков В.В., Чубаркова Е.В. - В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2014. С. 243-246.;

20.    Паринов С.И., Яковлев Т.И. Экономика 21 века на базе. Интернет-технологий. URL: http ://colscy.narod. ru/21vek. htm;

21.   Рогальский Г.Л. Сетевая экономика . курс лекций / Г. Л. Рогальский ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Норильский индустриальный ин-т". Норильск, 2007.

22.   Рослый И.С., Филиппова Т.В. Сетевая экономика: проблемы и перспективы развития. / Рослый И.С., Филиппова Т.В. // В сборнике: Экономика России в XXI веке Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию экономического образования в Томском политехническом университете. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2014. С. 117-121.

23.   Рослый И.С., Филиппова Т.В. Сетевая экономика: проблемы и перспективы развития. / Рослый И.С., Филиппова Т.В. // В сборнике: Экономика России в XXI веке Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию экономического образования в Томском политехническом университете. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2014. С. 117-121.

24.   Сетевая экономика (Учебное пособие). / Адамадзиев К.Р., Адамадзиева А.К., Магомедгаджиев Ш.М., Гаджиев Н.К., Омарова Э.Ш. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 9. С. 121.

25.   СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

26.   Сетевая экономика: учебное пособие по дисциплине / авт. Д.А. Брацун; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 96 с.;

27.   Стрелец И.А. Сетевая экономика и информацион­ные технологии. М., 2003;

28.   Стрелец И.А. Сетевая экономика. / Стрелец И.А. - М.: Эксмо, 2006. — 208 с.

29.   Стрельцов М. О сущности и предмете сетевой экономики // РИСК: Ресурсы, Информация, Снаб­жение, Конкуренция. 2009. № 3;

30.   Цуканова О.А., Варзунов А.В. Сетевая экономика. / Цуканова О.А., Варзунов А.В. - СПб.: СПбГУИТМО, 2008. — 64 с. 

31.    Щукина А.Я., Ефремова Т.В. Сетевая экономика - этап формирования новых принципов функционирования экономического пространства, минимизирующего потребление природных ресурсов. / Щукина А.Я., Ефремова Т.В. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. № 2 (31). С. 117-124.;

32.    Щукина А.Я., Ефремова Т.В. Сетевая экономика - этап формирования новых принципов функционирования экономического пространства, минимизирующего потребление природных ресурсов. / Щукина А.Я., Ефремова Т.В. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. № 2 (31);

33.   Kevin Kelly. New Rules for the New Economy, WIRED September, 1997. URL: #"#">www.wired.om/wired/0.09/newrules.html;



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!