Затраты в банковской деятельности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,91 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Затраты в банковской деятельности

ВВЕДЕНИЕ

 

Банки сегодня осуществляют существенное влияние на общую экономическую ситуацию в государстве. Результаты работы каждого отдельного банка и банковской системы в целом в значительной степени влияют на экономическое положение в стране. С целью обеспечения эффективной деятельности банка необходимо создание системы управления, которая обеспечивала его устойчивое финансовое положение и стабильную деятельность.

Функционирование банка в условиях динамического изменения экономической ситуации требует использования прогрессивных подходов в области управления банковским бизнесом. Это в первую очередь касается применения мер финансового менеджмента, объектом которого выступают параметры, с помощью которых можно проанализировать, спланировать и проконтролировать процессы предоставления банковских услуг. Одним из таких параметров является расходы банка, непосредственно влияющие на формирование прибыли банка. В связи с этим расходы требуют постоянного исследования и управления.

На сегодняшний день в теории и практике финансового менеджмента недостаточно внимания уделяется проблемам комплексного управления затратами банка, реализация мероприятий которого должно обеспечивать эффективное использование всех имеющихся ресурсов банка с наименьшими потерями для него.

Управление затратами коммерческого банка в современных условиях хозяйствования должно обеспечивать оптимизацию каждой элементов затрат, которые сопровождают осуществления различного вида банковских операций и услуг. Главной задачей управленческой системы каждого банка должно стать внедрение системы снижения расходов и совершенствования процессов управления ими. Вопрос снижения расходов зависит прежде всего от самих коммерческих банков, которые пытаются формировать качественные управленческие циклы в условиях негативного влияния финансового кризиса.

Решение проблемы эффективного развития банка, его рост и стабильности деятельности возможно благодаря совершенствованию системы управления затратами. Поэтому необходимым условием финансового менеджмента в банке является поиск и внедрение системы, которая бы отвечала принципам единства подходов на разных уровнях управления, планирования учета, калькулирования, оценки и анализа, возможности управления затратами на различных стадиях жизненного цикла товара, снижение расходов с сохранением качества предоставляемых оптимизация расходов банка.

Таким образом, исследование сущности банковских расходов, определение факторов, влияющих на их величину является весьма актуальным в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Виды затрат коммерческого банка

 

Понятие расходов не является новым для человечества, что связано с ведением хозяйственной деятельности. Например, в Древнем Египте (2500 гг. до н. э) состояли ежедневные письменные отчеты о расходах, а с XV в. до н.э. велись учетные книги и складывались отчеты государственных доходов и расходов; в Вавилоне (2200-2150 гг. до н.э.) осуществлялось планирование (нормирование) и контроль затрат на оплату труда, при котором в документах фиксировали использования сырья, затраты рабочего времени в человеко-днях, выход продукции; в Греции (III в. до н.э.) были начаты основы составления современной финансовой отчетности, основанной на параллельном отражении доходов и расходов от различных видов деятельности, а также происходило нормирование расходов и доходов [16, с. 152].

Однако научный интерес расходы составили для ученых политэкономист, труда которых связаны с исследованием вопросов стоимости, цены и капитала. Именно в этот период формируются базовые теории издержек (трудовая теория стоимости, теория предельной производительности и т.д.).

В иностранной литературе, как правило, термин "расходы" соответствует несколько аналогов, например, в научных русскоязычных источниках встречаются три категории: "затраты", "издержки", "расходы", что вызывает определенные трудности при его изучении. В то же время единого подхода, четкой трактовки расхождений между данными понятиями форуме [17, с. 206].

Выдающийся российский профессор Я. В. Соколов под вышеупомянутыми категориями понимает следующее:

1) "расходами" есть все то, что тратит организация. И часть расходов, имеющий отношение к будущим отчетным периодам, капитализируется и показывается в активе баланса;

2) "затраты" - это та часть расходов, которая относится к данному отчетному периоду.

 Сюда включаются:

- расходы, которые возникли в данном отчетном периоде и не капитализируются в этом же отчетном периоде;

-декапитализованные активы, то есть те расходы, которые ранее, в предыдущие отчетные периоды, были капитализированы, а в данном отчетном периоде включаются в затраты;

- "издержки" рассматривает как эквивалент термина "затраты", применяемого сфере обращения [7, с. 158].

В исследованной литературе также встречаем следующие трактовки:

1) "издержки" - выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции; возникают на момент приобретения ресурсов [18];

2) "затраты":

 - стоимостная оценка используемых компанией ресурсов;

- образуются в процессе использования ресурсов в хозяйственной деятельности;

- имеют место при реализации продукции, товаров, услуг, включаются в их себестоимость;

- имеют свойство запасоемкости и в данном случае относятся к активу (если "затраты" не задействованы в производстве и не списаны) [4, с. 511; 13; 14, с. 237; 18];

3) "расходы":

- уменьшение экономической выгоды в течение отчетного периода в форме оттока или истощения актива или увеличения суммы обязательств и резервов,выражается в уменьшении капитала, не связанного с его распределением между собственниками;

- отражают состояние, когда ресурсы покидают компанию, уменьшение стоимости ресурсов, возникновения обязательств;

- относятся к реальной продукции и товаров и их вычитают из суммы доходов при определении финансового результата;

- не имеют свойства запасоемкости и не могут быть отнесены к активам компании; это "издержки" конкретного периода [13; 14, с. 237; 19].

Основную расхождение между категориями "затраты" и "расходы" видят в том, что понятие "затраты" отражает реальную трансформацию ресурсов и преимущественно используется в сфере управления, тогда как "расходы" с бухгалтерской точки зрения указывают на уменьшение активов и увеличение обязательств и ориентированы на расчет финансового результата [10, с. 71].

В литературе тоже можно встретить слово "затраты", которое понимается как синоним расходов.

По убеждению профессора А. В. Олейник, в системе отечественной науки целесообразно употреблять термин "расходы", ведь этот термин используется в течение многих веков.

По сроку "затраты", то он применялся в значении "затрата", то есть:

1) потеря, потеря, вред;

2) уничтожения.

В. Дерий поддерживает позицию этого автора относительно уместности использования термина "расходы", а термин "затраты" предлагает употреблять только тогда, когда речь идет о индивидуализированные натуральные измерители или денежные единицы. Если же дело доходит до денежного измерителя, как общего (обобщающего) измерителя, то однозначно надо говорить о термине "расходы" [7, с. 157].

В отечественной банковской практике расходы трактуются как уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала вследствие его изъятия или распределения собственниками) [12].

Исследование затрат как объекта управления включает:

1) анализ и оценку как основу управления затратами - изучение признаков, свойств, отношений, роли и места каждого элемента в структуре расходов банка;

2) систему калькулирования затрат банка, устанавливает необходимую детализацию конкретных операций банка для реализации принятых подходов к управлению затратами;

3) управленческий учет и отчетность расходов - обеспечивают менеджмент и собственников банка информации о расходах, необходимой для принятия управленческих решений для повышения эффективности проводимых банком операций;

4) планирование и контроль затрат - определяют будущее состояние объемов и структуры затрат, а также способы и средства их достижения [11].

На практике управления затратами банковского учреждения сводится к оценке соблюдения сметы расходов путем сравнения фактических затрат с их плановой суммой или расходов отчетного периода с расходами базового периода [9, с. 42].

При этом изучаются причины допущенных перерасходов и выявляются резервы более экономного расходования средств в перспективе. При необходимости принимаются решения, направленные на сокращение тех или иных расходов в зависимости от уровня их принятия правлением или советом банка [11].

Классификация затрат коммерческих банков может осуществляться по ряду критериев. Суть этого процесса - выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель, исходя из принципа: «разные расходы для различных целей». Рассмотрим виды расходов коммерческого банка в зависимости от видов его деятельности (табл.1).

Таблица 1

Классификация затрат в зависимости от видов деятельности банк

Расходы, возникающие в результате операционной деятельности

Расходы, признаваемые по результатам инвестиционной деятельности

Расходы, определяемые по результатам финансовой деятельности банка

Процентные расходы

Расходы по операциям с ценными бумагами собственного долга

Комиссионные расходы

Расходы по операциям по уменьшению инвестиций в ассоциированные компании

Расходы по субординированному долгу

Расходы на формирование специальных резервов

Расходы по операциям по уменьшению инвестиций в дочерние учреждения

Дивиденды, выплаченные в течение отчетного периода банка

Прочие операционные расходы

Расходы от приобретения основных средств и нематериальных активов

Расходы, определяемые по результатам финансовой деятельности банка

Общие административные расходы

Расходы, признаваемые по результатам инвестиционной деятельности

 

Налог на прибыль

 

 

Непредвиденные расходы

 

 

 

Расходы определяются в отчете о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода.

Рассмотрим подробнее расходы, и возникают в результате операционной деятельности банка.

Процентные расходы - это операционные расходы, уплаченные банком за использование денежных средств, их эквивалентов или сумм, привлеченных банком, суммы которых исчисляются пропорционально времени с применением эффективной ставки процента. К ним относятся:

- расходы по операциям со средствами, привлеченными от других банков;

- расходы по полученным депозитам и кредитам;

- расходы по другим финансовым инструментам, в том числе по ценным бумагам;

- расходы в виде амортизации дисконта (премии) [10, c.28].

Комиссионные расходы - это операционные расходы по полученным услугам, исчисляемых пропорционально сумме обязательства или является фиксированной. Комиссии по полученным услугам в зависимости от цели их оценки и основы учета связанного с ними финансового инструмента делятся на три группы.

1. комиссии, является неотъемлемой частью расходов финансового инструмента. Эти комиссии признаются в составе первоначальной стоимости финансового инструмента и влияют на определение сумм дисконта и премии за этим финансовым инструментом. К ним относятся следующие комиссии:

- комиссии за инициирование кредита, уплаченные банком и связанные с созданием или приобретением финансового инструмента, не учитывается в торговом портфеле с признанием переоценки через прибыли / убытки;

- комиссии, уплаченные банком по обязательствам по кредитованию (резервирование кредитной линии) при инициировании или приобретение кредита;

- комиссии, уплаченные банком от выпуска долговых обязательств, учитываемых по амортизированной стоимости

2. Комиссии, уплачиваемые при предоставлении услуг. К ним относятся:

- комиссии за расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

- комиссии за обслуживание кредитной задолженности;

- комиссии за резервирование кредитной линии, которые рассчитываются на пропорциональной времени основе в течение срока действия обязательства;

- комиссии за управление инвестициями и тому подобное.

3. Комиссии, выплачиваемые после завершения определенной операции. К ним относятся комиссии за распределение акций (долей) клиентов, размещение ценных бумаг по операциям с андеррайтинга по операциям на валютном рынке и рынке банковских металлов для клиентов, синдицирования кредита, за доверительное обслуживание клиентов и т.д. [9, c.100].

Расходы на формирование специальных резервов банка - это затраты на покрытие возможных убытков от обесценения активов банка и списания безнадежных активов.

Прочие операционные затраты - это расходы от операций, не связанных с инвестиционной и финансовой деятельностью, а также те, которые не включены в вышеуказанные группы операционных расходов, в частности: расходы от оперативного лизинга (аренды); расходы за услуги аудита; расходы на инкассацию; неустойки (штрафы, пени), уплаченные по банковским операциям, прочее.

Общие административные расходы - это операционные расходы, связанные с обеспечением деятельности банков. К ним относятся:

- расходы на содержание персонала (заработная плата, расходы на социальное обеспечение, обязательные начисления, страхование, дополнительные выплаты, премии, обучение и т.п.);

- амортизация необоротных активов;

- расходы на содержание и эксплуатацию основных средств и нематериальных активов (ремонт, страхование);

- другие эксплуатационные расходы (коммунальные услуги, охрана и т.д.);

- гонорары за профессиональные услуги (юридические, медицинские и т.п.);

- расходы на связь (почтовые, телефонные, факс и т.д.);

- уплата налогов и других обязательных платежей, кроме налога на прибыль и другие расходы, направленные на обслуживание и управление банком.

Налог на прибыль - операционные расходы банка, связанные с уплатой налога в соответствии с действующим законодательством РФ [6, c.149].

На уровне управления затратами в разрезе банковских операций важное значение имеет классификация затрат по отношению к объему операций. Ее разделяют на переменные и условно-постоянные. Все прямые расходы являются переменными. Так, средняя стоимость привлеченных ресурсов зависит от объема активных операций (например, суммы выданных кредитов) и средней процентной ставки по привлеченным средствам.

К условно-постоянным, относятся банковские расходы и административные. Для контроля за условно-постоянными затратами применяют классификацию по статьям расходов и элементов затрат в общей методологии.

Совокупные расходы формируются на основе затрат отдельных подразделений банка, которые предоставляют отдельные услуги различным клиентам. Это создает необходимость контроля над расходами на разных уровнях управления коммерческого банка. Поэтому на уровне управления затратами отдельных подразделений банка объектами контроля должны быть отдельные операции, услуги и банковские продукты (комплексы услуг).

В связи с этим расходы делятся на регулируемые и нерегулируемые. Так, подразделения, привлекающие ресурсы, могут влиять на прямые расходы коммерческого банка с помощью процентных ставок, структуры, состава затрат. Также к регулируемым затратам можно отнести расходы на заработную плату (вместе с начислениями на нее), расходы, хозяйственные расходы.

К нерегулируемым расходам можно отнести долю банковских расходов, приходящихся на подразделение [27 c.168].

Рассмотрим виды расходов банка согласно целей классификации (табл.2).

Таблица 2

Виды расходов банка

Признак классификации

Вид расходов

Цель использования

Полнота осуществления расходов

Неисчерпаемые расходы, исчерпывающие расходы

Для определения финансового результата

По функциональному возникновением

Производственные, вспомогательные, административные

Для контроля за экономичностью деятельности

По способу отнесения на себестоимость объектов

Прямые, косвенные

Для определения себестоимости банковского продукта и получения прибыли (по полной себестоимости) и калькуляции цены контроля и выявления путей снижения затрат

Способ отнесения к определенным видам продукции

Для определения себестоимости банковского продукта и калькуляции цены

Порядок формирования финансового результата

Расходы операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, другие расходы и чрезвычайные расходы

Для определения общего финансового результата и по видам деятельности

Процесс учета

Одноэлементные расходы, комплексные расходы

Для осуществления учетных процедур

По месту возникновения затрат

Расходы банковского учреждения, расходы филиала, расходы отделения, расходы отдела

С целью осуществления контроля за менеджерами по месту возникновения затрат

По принадлежности

Расходы по клиентам; видам операций, продуктами, инструментами, портфелями

Для определения экономической эффективности отдельных клиентов, видов операций, инструментов, портфелей и контроля за инвестициями

 

Охарактеризуем виды расходов банка по эффективности. Эффективные затраты при понесенные которых банковское учреждение получают доход от реализации тех услуг и продуктов, на разработку которых были направлены эти расходы. Неэффективными считаются расходы, при осуществлении которых банк не получает дохода, так как услугу или продукт нельзя реализовать. К ним включают расходы на разработку нецелесообразных для банка продуктов. Учет данных расходов имеет целью осуществление мероприятий, направленных на их предупреждение.

По объему предоставляемых услуг различают:

- переменные;

- постоянные расходы.

Переменные - это расходы, общее количество которых изменяется прямо пропорционально изменению объема предоставленных услуг (расходы на рекламу, процентные расходы и другие).

Постоянные расходы банковского учреждения - часть расходов в течение периода, общая сумма которых не меняется при изменении объемов предоставленных услуг (аренда, заработная плата и т.п.).

По степени усреднения выделяют общие и средние (расходы на единицу продукции) затраты банка. Последние определяются как частное от деления общей суммы затрат на объем предоставляемых услуг. При расчете средних затрат как базу используют постоянные или переменные затраты.

По способу отнесения на себестоимость затраты делятся на прямые (расходы, которые прямо относятся на объект) и косвенные (затраты, которые могут быть отнесены к отдельным подразделений или на отдельные продукты).

По календарным периодам осуществления расходы делятся на текущие и единовременные. Текущие - это те виды расходов, которые вносятся постоянно по ходу предоставления услуг. Периодичность таких расходов меньше месяца. К ним относятся расходы на коммунальные услуги, аренда, заработная плата, вычитания из заработной платы. Единовременные затраты вносятся один раз в течение длительного периода времени. Это расходы на приобретение основных фондов, программного обеспечения и тому подобное.

Если руководитель подразделения может регулировать или значительно повлиять на уровень расходов, то такие расходы можно отнести к регулируемым. Расходы на уровень которых не может влиять руководитель подразделения, можно считать нерегулируемыми [11].

Следовательно, расходы с целью отражения их в финансовой отчетности следует рассматривать в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности банка, с позиции учетной классификации в соответствии с МСФО выделяют процентные, комиссионные и непроцентные расходы, исходя из специфики банковской деятельности следует выделять банковские расходы, небанковские операционные расходы , непредвиденные расходы. В то же время эти классификации не являются исчерпывающими, и их более подробные аналоги применяются как в нормативном обеспечении систем управления затратами банка.

Таким образом, расходы банка трактуются по-разному, в зависимости от их экономического содержания и сферы применения. Однако в целом можно выделить следующее определение: расходы банка - это совокупность выплат в наличной и безналичной формах в связи с разработкой продуктов, оказанием услуг, выполнением работ по их реализации. Некоторые авторы определяют данное понятие как «все внутренние и внешние по отношению к банку экономические элементы, используемые в процессе осуществления им операций, связанных с разработкой, внедрением и реализацией банковских продуктов и услу».

Таким образом, расходы банка - это экономическая категория, отражающая денежно-материальные ресурсы, используемые в процессе формирования, внедрения и реализации банком своих продуктов и услуг, а также все другие дополнительные ресурсы на их обслуживание и поддержку.

 

2. Структура затрат банка, группировка статей затрат

 

Поскольку банковская деятельность имеет значительную специфику, структура расходов у коммерческого банка другая, чем у производственного предприятия. У банка нет больших затрат на сырье и материалы, сравнительно небольшие затраты на эксплуатацию и обслуживание основных средств и даже расходы на оплату труда занимают скромную долю в общей сумме расходов торгово-посреднического предприятия. Ведь для того, чтобы получать доходы от размещения средств, банку необходимо эти средства привлечь. Хотя какая-то часть кредитных и других вложений может осуществляться за счет собственных средств банка, основную массу кредитных ресурсов формируют привлеченные средства. А их, как правило, нужно платить. В связи с этим наибольшую часть расходов обычного коммерческого банка составляют расходы на привлечение средств, а точнее, плата за их использование. Потому как эта плата обычно осуществляется в форме процентов, эти расходы принято называть процентными [9].

Коммерческий банк, который активно занимается кредитной деятельностью, доля процентных расходов может составлять около 70% всех расходов. Однако этот показатель индивидуален для каждого конкретного банка. Размер процентных расходов и их доля в общей массе расходов существенно зависят от структуры пассивов банка, а именно от доли в них платных обязательств.

Наиболее дорогими для банков, как правило, вклады населения и межбанковские кредиты. Относительно большие проценты банки также выплачивают по депозитам юридических лиц и выпущенными долговыми обязательствами (облигациями, процентными векселями и депозитными сертификатами). Самыми дешевыми для банка считаются средства на расчетных и текущих счетах юридических лиц, а также на счетах до востребования физических лиц. Чем больше доля этих средств в структуре обязательств банка, тем меньше величина и доля процентных расходов и тем более прибыль банка.

Рост доли процентных расходов банка среди общего их объема, как правило, свидетельствует либо о неблагоприятном состоянии конъюнктуры рынков, на которых банк покупает кредитные ресурсы, или об ухудшении конкурентной позиции банка на этих рынках. Нормальным считается рост процентных расходов, когда он сопровождается адекватным ростом процентных доходов. Идеально для банка, когда темп роста процентных доходов опережает рост процентных расходов или когда в условиях снижения процентных ставок плата за привлеченные средства снижается быстрее, чем доход от их размещения [10].

Процентные расходы играют решающую роль в кредитной и инвестиционной деятельности банка. Деятельность банка по предоставлению клиентам услуг некредитного характера связана, главным образом, с расходами на оплату расходов посреднических организаций (ЦБ, банков-корреспондентов, бирж, процессинговых центров, клиринговых палат и т.д.). Обычно плата за их услуги, в форме комиссии от суммы осуществлять операции, поэтому данная группа расходов получила название комиссионных. Хотя комиссионные расходы составляют незначительную долю в общей массе расходов, они в значительной степени влияют на цены и уровень доходности некредитных услуг банка, таких, как расчетные, конверсионные, гарантийные, брокерские, депозитарные и другие.

В отдельную группу обычно выделяют расходы по операциям на финансовых рынках. На этих рынках банк получает доходы от реализации определенных ценностей (ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т.д.).

К расходам же относятся расходы на приобретение этих ценностей. Так, при покупке купонных облигаций банка приходится платить накопленный купонный доход. Бескупонные ценные бумаги обычно покупаются с дисконтом, который также относится на расходы.

В случае ухудшения конъюнктуры финансовых рынков банк может нести значительные расходы в результате переоценки ценных бумаг, иностранной валюты и другого имущества [11].

Существуют и другие расходы, которые также непосредственно связаны с конкретными банковскими операциями. Это такие расходы, как различные налоги с оборота (например, налог на покупку иностранной валюты), почтовые и телеграфные расходы по платежам клиентов и другие. Эти расходы называются другими операционными затратами.

К расходам по обеспечению деятельности банка относят расходы, связанные с обеспечением функционирования банка, но не могут быть прямо отнесены на конкретную операцию. В экономической теории их называют, косвенным, или условно-постоянными, затратами [12].

В небольших и средних по размеру активов банках, сумма затрат бывает сопоставима с суммой операционных расходов. У крупных банков, с большими объемами привлеченных и размещенных ресурсов средства по обеспечению деятельности банка растворяются в массе операционных расходов и могут составить 10-12% общей суммы расходов.

Каждый банк по-своему, с разной степенью детализации классифицирует эти расходы в зависимости от выбранной системы бюджетирования. К примеру, в составе затрат по обеспечению деятельности банка можно выделить следующие статьи:

1) Расходы на персонал (оплата труда, премии, материальная помощь, предоставление различных льгот, оплата социально-бытовых расходов сотрудников, расходы, расходы по найму и обучению персонала, расходы по охране труда и возмещение вреда здоровью работников и др. )

2) Расходы на здания и помещения (аренда, амортизация, ремонт и эксплуатация помещений, коммунальные платежи, налоги на землю, на имущество, расходы на охрану помещений и т. П.);

3) Расходы по оснащению рабочих мест (приобретение, ремонт, содержание и обслуживание банковского оборудования: компьютеров, оргтехники, мебели, охранной сигнализации, сейфов, счетных машин, детекторов валют и др., На приобретение хозяйственного инвентаря, канцелярских товаров и др.) ;

4) Расходы на рекламу и стимулирование сбыта (рекламные печатные и представительские расходы, расходы на организацию презентаций, выставок, лотерей и т.п.);

5) Расходы на информационное обеспечение деятельности банка (покупка и подписка периодических изданий, специальной литературы, плата за информационные продукты и услуги внешних агентств, расходы на маркетинговые исследования);

6) Расходы на связь и телекоммуникации (проведение и аренда каналов связи, плата за телефонные и Интернет услуги и др.);

7) Транспортные расходы;

8) Другие расходы по обеспечению деятельности банка (расходы на аудиторские проверки, организацию собрания акционеров, оплату нотариальных и юридических услуг, относимых на расходы налоги и др.) [13].

Расходы по обеспечению деятельности банка можно разделить по разным критериям на следующие группы:

1) текущие расходы и расходы капитального характера (приобретение основных средств);

2) производительные и непроизводительные расходы;

3) Расходы, относящиеся к расходам и расходы, осуществляемые из чистой прибыли;

4) Нормированные и ненормированные расходы.

В условиях экономического кризиса и инфляции обычно происходит быстрый рост административно-управленческих расходов, главным образом заработной платы, при недостаточном росте прибыли. Банку необходимо следить, чтобы произведенные расходы, обусловленные деятельностью, окупались в установленные сроки, а расходы непродуктивно характера обеспечивались соответствующим приростом доходов [9].

По аналогии с доходами в категорию прочих расходов относят случайные расходы, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Иначе их можно назвать затратами на покрытие рисков в деятельности банка. Эти расходы или не включаются в смету расходов банка, или в смете предусматривается определенная сумма на непредвиденные расходы исходя из уровня, сложившегося за предыдущие периоды. Другие расходы являются нежелательным элементом затрат, их возникновение чаще всего связано с ошибками или преднамеренными нарушениями сотрудниками банка договоров и законодательства, просчетами в кредитной политике банка, недостатками в управлении кредитной организацией.

К прочим расходам относятся:

1) штрафы, пени, неустойки уплаченные;

2) расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;

3) Расходы по реализации (выбытия) имущества банка;

4) Расходы по списанию недостач, хищений денежной наличности, материальных ценностей, сумм по фальшивым денежным билетам, монетам;

5) Расходы по списанию дебиторской задолженности;

6) Расходы, связанные со списанием полностью амортизированных основных средств;

7) Расходы, связанные со списанием задолженности по кредитам, при отсутствии (недостаточности) средств резервов и резервного фонда;

8) Расходы, связанные с выплатой сумм по претензиям клиентов;

9) Судебные расходы и расходы по арбитражных дел, связанных с деятельностью банка и др. [15].

Таким образом, чтобы избежать существенного роста прочих расходов банки должны направлять определенные средства на создание резервов для покрытия сомнительных и убыточных операций, а также формировать резервный фонд. Это позволит избежать убытков в случае возникновения серьезных рисков.

Расходы подразделяются на расходы от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности банка. К операционным расходам относятся процентные и комиссионные расходы; убытки от торговых операций; расходы на формирование специальных резервов банка; другие операционные расходы; общие административные расходы и налог на прибыль.

Расходы от инвестиционной деятельности связаны с инвестиционными ценными бумагами, вложениям в ассоциированные и дочерние учреждения, а также капитальными вложениями.

Основной задачей экономической деятельности банка является получение желаемого результата с использованием наименьших затрат.

Итак, банковские расходы непосредственно влияют на размер прибыли банка и формирования себестоимости банковского продукта, поэтому существует насущная необходимость в их планировании, анализе, учете и контроле.

 

3. Возможности и проблемы оптимизации: возможные выгоды и риски

 

Любая деятельность, прежде всего банковская, требует затрат ресурсов. От уровня операционных расходов существенно зависит эффективность функционирования банка и его конкурентоспособность. Поэтому управление затратами является важной функцией экономического механизма каждого банка.

Анализ исследования понятия затрат является очень важным, поскольку правильное определение затрат - это неотъемлемое условие успеха, так как от их объема напрямую зависит размер прибыли, который получит банк. Ситуации, возникающие случайным образом в течение планового периода приводят к нарушению планового показателя расходов, что влечет за собой принятие решений по корректировке плановых показателей.

 Итак, с целью повышения эффективности деятельности банка необходимо делать динамический прогноз его показателей. В современных условиях вопросы прогноза являются определяющими при решении целого ряда задач. Формирование расходов банка является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом дальнейшего развития деятельности банка. Анализ расходов занимает доминирующее место в общей системе управления затратами.

В современных условиях отечественное банкинга сталкивается с проблемой низкой конкурентоспособности банковской продукции обусловливает высокие показатели в затратному механизме и, соответственно, в низком уровне оплаты труда и потерю материальной заинтересованности в результатах труда.

Современные условия и рост роли новых технологий в мире выдвигают новые требования к системе управления затратами как со стороны государства, так и со стороны владельцев банков.

Выбор системы управления затратами, соответствующей специфике деятельности конкретного банка и позволяла как можно точнее анализировать затраты, обеспечивает эффективную деятельность банка, предоставляет возможность точного прогнозирования и планирования расходов на будущие периоды, повышая запас конкурентоспособности. Для решения этих задач особую важность приобретает поиск и формирование эффективной системы управления затратами [2].

Сокращение расходов всегда рассматриваться руководством как один из приоритетных направлений управленческой деятельности. Важным вопросом является определение, где именно необходимо сконцентрировать усилия, как разработать программу снижения расходов и управлять ею для достижения устойчивых результатов - обеспечить рентабельность банка в долгосрочной перспективе.

Управление затратами вместе с контролем по стоимости банковских продуктов позволяет достичь значительно большего эффекта, чем управление стоимостью и объемам продаж при обычном контроле расходов. А в условиях ограниченного спроса или высококонкурентного рынка этот вопрос становится крайне важным. Опыт крупных банков, которым удалось добиться снижения расходов и оптимизировать свои доходы, говорит о том, что существуют определенные направления, которые позволяют повысить эффективность использования имеющихся ресурсов.

Сегодня можно говорить о следующих программы сокращения расходов:

- Работа над снижением трудоемкости бизнес-процессов;

- Пересмотр принципа поощрения персонала;

- Оптимизация использования активов и капитала;

- Использование новых технологий.

Снижение трудоемкости бизнес-процессов требует специальных знаний, методологии, значительных ресурсов и времени. Сущность заключается в том, чтобы посчитать сколько стоит каждый бизнес-процесс с точки зрения времени, персонал тратит на его выполнение. Результатом анализа в свою очередь, является набор действий, которые по логическим принципом объединяются в проекты (уменьшение количества времени, необходимого на их выполнение). Примером уменьшением затрат на процессы могут быть централизация функций, упрощение бизнес-процессов и документооборота, перераспределение функций внутри процесса и другие.

По оптимизацией трудоемкости бизнес-процессов идет пересмотр системы мотивации персонала. Распространенным примером является, когда часть «фиксированной» заработной платы переводится в категорию «переменной» и выплачивается в виде бонуса за достижение определенных ранее определенных показателей. Это связывает часть фонда оплаты труда с результатами работы сотрудников, и в случае невыполнения банком планов, позволяет снизить расходы, связанные с выплатой заработной платы.

Следующее направление программ по снижению затрат - это оптимизация активов и использования капитала, в ходе которого анализируется и прогнозируется эффективность использования основных фондов и капитала. В рамках направления всегда рассматривается возможность продажи или выделения непрофильного бизнеса, альтернативного использования активов.

При решении применения любой программы необходимо исходить из краткосрочной перспективы, но она должна быть проанализирована в широком контексте длительной перспективы.

Очень важным вопросом является то, что в банках, должны быть группы высококвалифицированных сотрудников - так называемые аналитические группы или отделы, которые целенаправленно занимаются программами снижения затрат.

Можно выделить следующие основные риски:

- Финансовые, или риски которые можно измерить, это кредитный риск, риск ликвидности, рыночный риск.

- Нефинансовые или риски которые не поддаются количественной оценке, это операционный риск, риск соответствия деятельности.

Финансовые риски:

1. Кредитный риск - риск невозврата или возврата не в срок предоставленного кредита и начисленных процентов. Кредитный риск возникает в результате совокупности возможных неблагоприятных событий при реализации финансовых сделок, суть которых заключается в том, что контрагент не сможет выполнить взятые на себя обязательства.

2. Риск контрагента - риск невыполнения контрагентом своих обязательств. Этот риск может возникнуть как в результате отказа контрагента от своих обязательств из-за неблагоприятного движения цен, связанных с рыночными факторами, или через других политических или правовых ограничений, которые не были предусмотрены договором. Диверсификация - основной инструмент контроля риска контрагента

3. Рыночный риск - риск потерь по балансовым и внебалансовым позициям, связанных с колебанием рыночных цен и котировок.

В состав рыночного риска входят:

- валютный риск

- процентный риск

- фондовый риск.

4 Валютный риск - вероятность того, что изменение курсов иностранных валют приведет к появлению убытков вследствие изменения рыночной стоимости активов или пассивов. Банки, выходя на валютный рынок, котируются ставки своих клиентов, при этом занимая открытые валютные позиции в разных валютах. При этом валютные риски, связанные с открытыми позициями, особенно остро растут в периоды серьезных колебаний обменных курсов.

5. Процентный риск - опасность того, что уменьшится рыночная стоимость капитала вследствие изменения процентных ставок на рынке. Этот риск затрагивает как доходы банка, так и экономическую стоимость его активов, обязательств и внебалансовых инструментов. Важность вопросы управления процентными рисками растет для развитых финансовых рынков.

6. Фондовый риск - риск финансовых потерь, связанных с колебаниями стоимости позиций по акциям и их производных, находящихся в портфеле банка

- Риск ликвидности - опасность возникновения проблемы недостаточности ликвидных средств для обеспечения выполнения собственных обязательств. Возникает из-за неспособности банка предотвратить уменьшение объема обязательств или финансировать рост своих активов.

Нефинансовые риски:

1. Операционный риск - риск финансовых потерь, связанных с управленческими ошибками, мошенничеством, неэффективностью предоставляемых услуг, невозможностью своевременного принятия банком необходимых мер по возникновению угроз интересам банка, в частности, со стороны его сотрудников, злоупотребляющих своими полномочиями или ведут свою деятельность с нарушением этических норм и неоправданно высокими рисками, приводящие к ослаблению позиций банка на рынке или к банкротству (риск злоупотреблений). Другие аспекты операционного риска - серьезные сбои в работе информационно-технологических систем, а также пожара и других стихийных бедствий.

2. Комплаенс-риск - риск юридических или регулятивных санкций, финансовых убытков, потери репутации, которые могут быть обращены на банк, в результате несоблюдения или нарушения законов, нормативных актов и других правовых актов, регулирующих деятельность банка, а также других стандартов «лучших практик» (bestpractices), связанных с деятельностью банка, ответственного лица (далее законов, правил и стандартов соответствия), а также в результате недовольство законных и оправдания прав и интересов клиентов.

Компонентами Комплаенс-риска является юридический риск и риск репутации.

Другие банковские риски:

1. Риск страны - разновидность кредитного риска, связанного с риском страны контрагента, представляет собой риск, обусловленный экономической и социальной ситуацией в стране заемщика. Это опасность потерь Банка, которая связана с перемещением банковских активов через национальную границу, а также с созданием различных обязательств перед 5 резидентами иностранных государств.

Страновой риск связан с риском страны контрагента и обусловлен политической и экономической ситуацией в стране контрагента. Этот риск может быть довольно значительным при кредитовании иностранных правительств или их органов, поскольку такое кредитование обычно осуществляется без достаточного обеспечения. Одним из компонентов риска является трансферный риск, который возникает в случаях, когда обязательство должника деноминированные не в национальной валюте. "Валюта обязательства" может оказаться недоступной для заемщика независимо от его финансового положения.

2. Политический риск - разновидность риска, обусловленного политической ситуацией в стране  заемщика, например проведения парламентских, президентских выборов или неустойчивостью существующей власти.

3. Стратегический риск - риск для поступлений и капитала, который возникает в связи с неверными управленческими решениями и неадекватным реагированием на изменения в бизнес - среде.

Общие принципы анализа рисков Управление риском представляет собой многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать убытки при наступлении неблагоприятных событий.

Управление рисками - процесс, с помощью которого выявляются (идентифицируются) риски, проводится оценка их уровня, осуществляется мониторинг и контроль рисков, а также учитываются взаимосвязи между различными категориями рисков. Цель управления рисками заключается в содействии увеличению стоимости собственного капитала Банка, обеспечивая при этом достижения целей ряда заинтересованных сторон - клиентов и контрагентов, руководства и акционеров, органов надзора, рейтинговых агентств, инвесторов, кредиторов и др.

Концепция управления рисками проявляется в оптимизации соотношения риск-прибыльность за счет максимизации доходности для заданного уровня риска или минимизации риска, необходимого для обеспечения желаемого уровня доходности.

Основные этапы процесса управления рисками включают:

1) Выявление (идентификация) риска базируется на выявлении существующих рисков и рисков, которые могут возникать в будущем в связи с реализацией новых банковских продуктов и направлений. Выявления риска является постоянным процессом, который осуществляется как на уровне отдельной операции, так и на уровне всего портфеля активов.

2) Анализ риска имеет своей целью получение необходимой информации о структуре и свойствах возникающего риска. Анализ состоит из выявления рисков и их оценки. При обнаружении рисков (качественная составляющая) определяются все риски, присущие исследуемой системе. Оценка - это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба.

3) Измерение уровня риска является существенным компонентом эффективного управления рисками. Наличие эффективных инструментов управления рисками, используемых банк, отражает сложность уровня принимаемых рисков. При этом надежность инструментов измерения постоянно совершенствуется.

4) Выбор методов воздействия на риск при оценке их сравнительной эффективности. Все способы воздействия на риск можно разделить на три основные группы - снижение, сохранение и передача риска. Снижение риска предусматривает уменьшение или размеров ущерба, или вероятности наступления неблагоприятных событий. Сохранение риска - создание специальных резервных фондов, увеличение расходов для покрытия возможных убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Мероприятия что к передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска (например, при страховании рисков в страховой кампании).

5) Непосредственное влияние на риск.

6) Контроль риска и результатов процесса управления осуществляется за счет установки ограничений и доведение их до фронт - офисов с помощью положений, методик и процедур. Одним из методов контроля рисков является установление лимитов полномочий на принятие решений. Эти лимиты являются действенными элементами управления и постоянно корректируются.

7) Мониторинг риска осуществляется постоянно, отчетность подразделений, осуществляющих мониторинг, является постоянной, своевременной, точной, информативной и представляется руководителям для обеспечения принятия необходимых управленческих решений.

Таким образом, современная практика хозяйствования требует повседневную работу с расходами, которая направлена на их оптимизацию, обеспечение стабильности позиций на рынке, что в свою очередь требует привлечения высококвалифицированных менеджеров. Таким образом, актуальность проблемы усугубляется тем, что оперативный выбор учетно-аналитических действий в области управления затратами требует повседневного отслеживания и сопоставления затрат не только по отдельным видам деятельности банка, но и по всем его бизнес-процессах, операциях и заказам, что будет обеспечивать высокую рентабельность банка в долгосрочной перспективе.

 

Похожие работы на - Затраты в банковской деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!