Рационализация документооборота в туристской фирме
Введение
Производств
практика с по проводилась на базе турфирмы «Аррива».
Главная цель – освоение
практических навыков работы в туристском агентстве.
Задачи производственной практики:
формирование профессиональных навыков; закрепление, обобщение и систематизация
знаний путём их применения в рабочей ситуации; расширение профессионального
кругозора.
Реализация цели и задач
осуществлялась в рамках практического участия в деятельности турфирмы «Аррива»,
участия в работе основных служб названного туристского предприятия и создания
информационно-аналитической базы для написания Отчета.
Предметисследования в данной работе в
период прохождения практики:
Изучена организационная структура управления и
особенности деятельности турагентства;
Проведен анализ организации и ее документооборота;
Изучены особенности туристского рынка;
Сформулированы предложения по совершенствованию
деятельности организации.
Информационной основой для Отчета послужили данные,
полученные в ходе практики. В ходе практики активно использовались полученные в
Университете знания и умения.В данной работе рассматривались вопросы
документационного обеспечения деятельности туристической фирмы, рассматривается
регулирование документооборота между туроператором и турагентом, турагентом и
туристом, показаны изменения, произошедшие в этой сфере в последние годы.
Объектисследования работы – турагентство «Аррива»,
предмет исследования – все стороны деятельности организации, особый акцент
сделан на документооборот.
Цель составления отчета – обобщение и
анализ информации, раскрытие дипломной темы, полученной в ходе прохожденияпрактики.
Раздел 1. Комплексный анализ деятельности предприятия (организации)
История создания и
существования ООО «Аррива» насчитывает более 6 лет. Данная организация является
одной из конкурирующих турфирм на туристском рынке города Санкт-Петербурга.
Фирма была организована в 2008 году, главным директором которой является
Косенко Ю. А. Товарный знак «Сеть Магазинов Горящих Путевок» используется по
договору исключительной лицензии №239 от 15.01.2008г.
Общество с ограниченной
ответственностью "Аррива" является юридическим лицом и строит свою
деятельность на основании учредительных документов и действующего
законодательства.Участники данной фирмы не отвечают по ее обязательствам и
несут риск убытков, связанных с деятельностью турфирмы, в пределах стоимости
внесенных ими вкладов в уставный капитал. Размер уставного капитала составляет
200 000 рублей, который состоит из одной доли, принадлежащей Косенко Юлие
Анатольевне.В соответствии с уставом ООО "Аррива", турфирма вправе
осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, включая:
турагентскую деятельность; туроператорскую деятельность; иную деятельность по
организации путешествий; организацию культурного досуга населения; организацию
массовых зрелищных, культурных и спортивных мероприятий; оказание бытовых услуг;
организацию общественного питания; другие виды деятельности, не запрещенные
действующим законодательством.
ООО "Аррива"
располагается по адресу: 196655, г.Колпино, ул.Тверская, д.36/9.Офис фирмы
находится в жилом пяти этажном здании. Вход – с торца здания, рядом с
подъездами. Серьезным преимуществом является близость к центру города; удобное
расположение автобусных остановок; удачное расположение торговой и иной
инфраструктуры (центральный рынок, магазин одежды, оптика и парикмахерская).
1.2.Структура управления предприятием
Структура управления предприятием изображена на рисунке 1.
Рисунок 1.
Организационная структура управления ООО «Аррива».
ООО «Аррива» характеризуется простой
линейно-функциональной структурой, то есть при высшем звене управления созданы
специализированные по выполняемым функциям отделы, которым соответствуют
аналогичные по выполняемым функциям отдельные исполнители. Структура линейного
типа, многоуровневая. Структура является гибкой и соответствует функциональному
назначению предприятия.
Управляет предприятием генеральный
директор по найму. Он несет персональную ответственность за организацию
рабочего процесса, за подбор и расстановку кадров в организации, финансовую
политику. Анализ численности ООО «Аррива» по категориям приведен в таблице 1.
1.3. Штат сотрудников ООО «Аррива»
Таблица 1: Численность работающих ООО
«Аррива» по категориям за 2014-2015 годы
Показатели
|
2014 год
|
2015 год
|
отклонение
|
численность
|
% к итогу
|
численность
|
% к итогу
|
Абс.
|
Отн.
|
Среднесписочная численность
работников, в том числе:
|
32
|
100
|
25
|
100
|
7
|
0
|
АУП
|
6
|
24,0
|
6
|
18,8
|
0
|
-5,25
|
ИТР и специалисты
|
22
|
68,8
|
15
|
60,0
|
7
|
8,75
|
Вспомогательные рабочие
|
4
|
16,0
|
4
|
12,5
|
0
|
-3,50
|
Приведенные данные показывают
уменьшение общей численности в 2015 году в сравнении с 2014 годом на 7 человек
(за счет уменьшения численности ИТР и специалистов). Анализ показывает, что
основной удельный вес в структуре кадров приходится на специалистов.
Данные об оплате труда работников турфирмы в соответствии со
штатным расписанием предприятия по состоянию на 1.09.2015 приведены в таблице 2
Таблица 2. Штатное расписание работников по состоянию на
1.09.2015г.
№
|
Должность
|
Кол-во чел
|
Оклад в месяц
(тыс.руб).
|
Переменная часть зарплаты (50%),Тыс.руб.
|
Всего зарплата 1 работника в м-ц тыс.руб.
|
Всего ФОТ в месяц,
Тыс.руб.
|
1
|
Генеральный директор
|
1
|
50
|
25
|
75
|
75
|
2
|
Отдел реализации
|
5
|
|
|
|
|
|
начальник отдела
|
1
|
34
|
17
|
51
|
51
|
|
менеджер по продажам
|
2
|
25
|
12,5
|
37,5
|
75
|
|
менеджер по маркетингу
|
2
|
25
|
12,5
|
37,5
|
75
|
3
|
Отдел отправки
|
5
|
|
|
|
|
|
начальник отдела
|
1
|
25
|
12,5
|
37,5
|
37,5
|
|
менеджер по отправке
|
2
|
22
|
11
|
33
|
66
|
|
менеджер по билетам
|
2
|
22
|
11
|
33
|
66
|
4
|
Финансовый отдел
|
5
|
|
|
|
|
|
начальник отдела
|
1
|
22
|
11
|
33
|
33
|
|
экономисты
|
2
|
25
|
12,5
|
37,5
|
75
|
|
бухгалтера
|
2
|
20
|
10
|
30
|
60
|
5
|
Рекламный отдел
|
3
|
|
|
|
|
|
начальник отдела
|
1
|
20
|
10
|
30
|
30
|
|
менеджер по рекламе
|
2
|
25
|
12,5
|
37,5
|
75
|
6
|
Административный отдел
|
6
|
|
|
|
|
|
начальник отдела
|
1
|
20
|
10
|
30
|
30
|
|
секретарь
|
1
|
16
|
8
|
24
|
24
|
|
курьеры
|
2
|
10
|
5
|
15
|
30
|
|
водитель
|
1
|
18
|
9
|
27
|
27
|
|
уборщица
|
1
|
7
|
3,5
|
10,5
|
10,5
|
|
Итого
|
25
|
|
|
|
840
|
Общий месячный фонд оплаты
предприятия составляет: 840 тыс.руб. Затраты на оплату труда в год составляют:
840х12= 10080 тыс.руб. , в том числе: постоянная часть оплаты-550 тыс.руб. и
переменная часть оплаты-272,5 тыс.руб.
Как отмечалось выше, в 2015 году штат
городской турфирмы уменьшился на 7 человек. Из штата организации сокращены
менеджер по билетам и менеджер по маркетингу в количестве по 1 чел.,
раформирован рекламный отдел с введением в штат начальника отдела и менеджера по
рекламе, в то время как в 2014 году на предприятии имелся только менеджер по
рекламе; уволен из штата курьер. Данные нововведения вызваны спадом спроса на
услуги турфирмы и, соответственно, объема реализации услуг.
Анализ оплаты труда показывает
дифференциацию заработной платы в зависимости от квалификации труда, а также
материальную заинтересованность персонала в конечных результатах труда предприятия.
Проведенный анализ
показывает не достаточно эффективное использование трудовых ресурсов в
2014-2015 году [1,576с].
Анализ
затрат на реализацию услуг.
Затраты на реализацию туристических услуг ООО «Аррива» за
2014-2015 годы приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Показатели
|
2014г.
|
2015г.
|
Изменения
|
тыс. руб.
|
%
|
Оплата труда персонала
|
12762
|
9064
|
3698
|
40,80
|
Страховые взносы(34%-2013 г., 30%-2014 г.)
|
3829
|
3082
|
747
|
24,24
|
Амортизация
|
301
|
224
|
77
|
34,38
|
Материальные расходы
|
1772
|
1405
|
367
|
26,12
|
Аренда помещений
|
480
|
436
|
44
|
10,00
|
Коммунальные услуги
|
276
|
251
|
25
|
10,00
|
Услуги сторонних организаций
|
16905
|
15820
|
1085
|
6,86
|
Сторонние транспортные услуги
|
17260
|
11363
|
5897
|
51,90
|
Командировочные расходы
|
500
|
408
|
93
|
22,77
|
Связь
|
398
|
377
|
21
|
5,60
|
Охрана
|
145
|
134
|
11
|
8,21
|
Канцелярские расходы
|
102
|
98
|
4
|
4,08
|
Прочие расходы
|
56
|
54
|
2
|
3,70
|
Коммерческие расходы
|
3619
|
2975
|
644
|
21,64
|
Себестоимость полная всего, в том
числе
|
58405
|
45690
|
12715
|
27,83
|
Переменные расходы
|
39695
|
31231
|
8464
|
27,10
|
Постоянные расходы
|
18710
|
14459
|
4251
|
29,40
|
1.4. Затраты на реализацию туристических услуг ООО «Аррива»
В составе переменной части затрат отнесена переменная часть
заработной платы персонала, которая является доплатой в процентах от выручки за
объемы оказанных услуг, страховые взносы на переменную часть оплаты труда,
услуги сторонних организаций и затраты на транспортные услуги, которые напрямую
зависят от реализации туров.
2014 год: 4254+4254х0,3+16905+17260=39695
тыс.руб.
2015 год: 3021+3021х0,34+15820+11363=31231
тыс.руб.
Остальные затраты являются постоянными.
Доля переменной части затрат составила в 2015 году -68%
(39695/58405х100=68,0%), в 2014 году-68,4% (31231/45690х100=68,4%)от всех
затрат предприятия, что связано со спецификой деятельности предприятия. Потери
за 2015 год в сравнении с 2014 годом составили 12715 тыс.руб.или 27,83%.
Наибольшие затраты наблюдаются по оплате труда: за счет
уменьшения численности персонала, из-за сторонних транспортных услуг,
материальных и коммерческих расходов, что связано со спадом объемов реализации
услуги и ростом стоимости потребляемых ресурсов и услуг [2,511с].
Анализ прибыли и рентабельности.
В таблице 1.4 в соответствии с отчетом о прибылях и убытках
предприятия проведен анализ динамики и структуры прибыли ООО «Аррива» за 2014-2015 годы.
Таблица 4
№
|
Показатель
|
2014
год
|
2015 год
|
Потери
|
Тыс. руб.
|
%
|
1
|
Выручка от реализации услуг
|
62396,4
|
49586,4
|
12810
|
25,8
|
2
|
Себестоимость услуг
|
54786,1
|
42714,7
|
12071,4
|
28,3
|
3
|
Валовая прибыль (п.1-п.2)
|
7610,3
|
6871,7
|
738,6
|
10,7
|
4
|
Коммерческие расходы
|
3272,7
|
2975,2
|
297,5
|
10,0
|
5
|
Прибыль от реализации (п.3-п.4)
|
4337,6
|
3896,5
|
441,1
|
11,3
|
6
|
Прочие доходы
|
0
|
0
|
0
|
0
|
7
|
Прочие расходы
|
11,7
|
0,63
|
5,6
|
8
|
Балансовая прибыль (п.5+п.6-п.7)
|
4325,9
|
3885,4
|
440,5
|
11,3
|
9
|
Налог на прибыль(20% от п.8)
|
865,2
|
777,1
|
88,1
|
11,3
|
10
|
Чистая прибыль (п.8-п.9)
|
3460,7
|
3108,3
|
352,4
|
11,3
|
Как видно из приведенных данных за 2015 год, снижение выручки
составил 25,8 %, себестоимости – 28,3%; валовая прибыль снизилась на 10,7%, что
свидетельствует о снижении конечной эффективности деятельности предприятия в
2015 году.
Снижение выручки обусловлен уменьшением объемов реализации услуг. Коммерческие
расходы снизилисьна 10% в сравнении с фактом 2014 года, что связано с
уменьшением затрат на рекламу.
Прибыль от реализации снизилась на 11,3% или 441,1 тыс.руб.,
балансовый спад – на 11,3% или 440,5 тыс.руб., уменьшение чистой прибыли
составил 352,4 тыс.руб. или 11,3%.
Приведенные данные показывают более
сниженную деятельность предприятия в 2015 году в сравнении с 2014 годом, что
характеризует его деятельность как менее развивающуюся, направленную на
сохранение компании на рынке.
Подводя итоги, представим сводную
таблицу технико-экономических показателей деятельности предприятия за 2014-2015
годы (таблица 1.6).
Сводная таблица технико-экономических показателей деятельности
предприятия за 2014-2015 годы
№
|
Наименование показателя
|
Ед.
|
2014 год
|
2015 год
|
Изменения
|
пп
|
изм.
|
+/-
|
%
|
1
|
Выручка (без НДС)
|
тыс. руб.
|
62396
|
49586
|
12810
|
25,8
|
2
|
Себестоимость
|
тыс. руб.
|
58059
|
45690
|
12369
|
27,1
|
3
|
Стоимость основных фондов
(остаточная)
|
тыс. руб.
|
534
|
505
|
28
|
5,6
|
4
|
Численность работающих
|
Чел.
|
32
|
25
|
7,0
|
28,0
|
5
|
Фонд оплаты труда
|
тыс. руб.
|
12762
|
9064
|
3698
|
40,8
|
6
|
Прибыль от реализации (с.1 – с.2)
|
тыс. руб.
|
4338
|
3896
|
441
|
11,3
|
7
|
Рентабельность производства
(с.6/с.2)х100
|
%
|
7,47
|
8,53
|
-1,1
|
Х
|
8
|
Рентабельность продаж
(с.6/c.1)х100%
|
%
|
6,95
|
7,86
|
-0,9
|
Х
|
9
|
Производительность труда
(с.1/c.4)
|
Руб./чел.
|
1949,9
|
1983,5
|
-33,6
|
-1,7
|
10
|
Фондоотдача (с.1/с.3)
|
Руб./
|
116,9
|
89,2
|
18,8
|
19,1
|
11
|
Средняя заработная плата
(с.5/с.4)
|
тыс.руб./чел.
|
398,8
|
362,6
|
36,3
|
10,0
|
Приведенные данные показывают
уменьшение затрат в опережающем темпе в сравнении с темпом роста выручки. Но
также имеется потеря прибыли от реализации услуг на 441 тыс.руб.
Наблюдается снижение основных фондов
предприятия на 28 тыс.руб. или 5,6% и уменьшение фондоотдачи на 18,8 руб./руб.
или 19,1%. Данные показатели являются подтверждением того, что предприятие
замедляет основные средства и неэффективно их использует, о чем свидетельствует
также снижение фондоотдачи.
Снижение средней заработной платы
(10%) опережает прирост производительности труда, которая повышена на 1,7%.
Данный факт свидетельствует о том, что снижение численности в 2015 году на 7
человек не обеспечен спадом выручки от реализации услуг.
Приведенные данные показывают
незначительное снижение рентабельности производства на 1,1% и рентабельности
продаж на 0,9%, что вызвано опережающим ростом затрат в сравнении со спадом
объемов реализации услуг. Можно сделать вывод, что снижение рентабельности
свидетельствует о снижении конечной эффективности деятельности предприятия в
2015 году [3,121с].
Как известно, на
протяжении первых двенадцати лет двадцать первого века туристский рынок
Санкт-Петербурга и России успешно развивался. Эксперты связывают данный процесс
с ростом платежеспособности населения и социально-политической стабильностью,
которую не смогли поколебать даже кризисные явления 2008 года
[4,209 с].
Основные показатели деятельности туристских фирм
Таблица 6
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
Число туристских фирм (на конец
года), всего
|
6477
|
6897
|
9133
|
из
них занимались:
туроператорской деятельностью
|
928
|
906
|
1193
|
турагентской
деятельностью
|
4787
|
5238
|
6941
|
Средняя численность работников
(включая
внешних совместителей и работников
несписочного состава), тыс.человек
|
42
|
40
|
48
|
Число реализованных населению
турпакетов - всего,
тысяч
|
4305
|
3666
|
4389
|
из
них гражданам России:
по территории России
|
1030
|
830
|
872
|
по зарубежным
странам
|
3183
|
2772
|
3397
|
Стоимость реализованных
населению
турпакетов - всего, млн.рублей
|
117811
|
128243
|
169669
|
из
них гражданам России:
по территории России
|
17736
|
15558
|
18343
|
по зарубежным
странам
|
98940
|
111642
|
149883
|
Таблица 7.
Численность туристов, обслуженных туроператорами
и турагентами, тыс.человек
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
всего
|
в том числе
|
всего
|
в том числе
|
всего
|
в том числе
|
Граж-дане России
(от-правле-но)
|
граж-дане других стран
(приня-то)
|
Граж-дане России
(от-правле-но)
|
граж-дане других стран
(приня-то)
|
Граж-дане России
(от-правле-но)
|
граж-дане других стран
(приня-то)
|
Обслужено туристов,
всего
|
7668,6
|
7470,2
|
198,3
|
7008,8
|
6830,5
|
178,3
|
8499,5
|
8273,6
|
225,9
|
в том числе по
странам:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Россия
|
1924,0
|
1924,0
|
-
|
1585,4
|
1585,4
|
-
|
1741,0
|
1741,0
|
-
|
государства-участники СНГ
|
98,1
|
90,2
|
7,9
|
79,8
|
72,7
|
7,1
|
129,7
|
113,7
|
16,0
|
Европа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Австрия
|
32,7
|
31,3
|
1,4
|
30,4
|
29,3
|
1,0
|
31,6
|
30,4
|
1,2
|
Болгария
|
96,4
|
96,2
|
0,2
|
116,1
|
116,0
|
0,1
|
122,9
|
122,6
|
0,3
|
Великобритания
|
18,8
|
15,0
|
3,8
|
16,0
|
12,9
|
3,1
|
21,8
|
17,0
|
4,8
|
Германия
|
56,6
|
20,5
|
36,1
|
54,7
|
21,8
|
32,9
|
81,0
|
25,1
|
55,8
|
Греция
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
169,2
|
168,7
|
0,4
|
Испания
|
106,3
|
104,8
|
1,5
|
194,8
|
191,4
|
3,4
|
201,0
|
195,6
|
5,5
|
Италия
|
156,8
|
145,6
|
11,2
|
173,8
|
151,8
|
22,0
|
157,5
|
140,0
|
17,5
|
Норвегия
|
10,8
|
10,2
|
0,6
|
5,8
|
4,8
|
1,0
|
6,1
|
4,6
|
1,6
|
Польша
|
10,0
|
9,5
|
0,6
|
7,7
|
6,5
|
1,1
|
12,2
|
10,7
|
1,5
|
страны Прибалтики
|
16,7
|
14,8
|
2,0
|
16,4
|
14,9
|
1,5
|
38,9
|
36,2
|
2,7
|
Финляндия
|
60,4
|
47,5
|
12,9
|
59,6
|
47,4
|
12,1
|
72,7
|
59,3
|
13,4
|
Франция
|
122,4
|
104,3
|
18,0
|
94,4
|
77,6
|
16,8
|
77,4
|
60,0
|
17,5
|
Хорватия
|
51,7
|
51,6
|
0,1
|
44,4
|
44,4
|
0,0
|
29,4
|
29,4
|
0,0
|
Черногория
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
17,5
|
0,0
|
Чешская Республика
|
87,9
|
87,5
|
0,4
|
70,3
|
70,2
|
0,1
|
88,5
|
87,7
|
0,8
|
Швеция
|
31,9
|
31,3
|
0,5
|
29,3
|
28,8
|
0,4
|
53,2
|
50,9
|
2,3
|
другие страны Европы
|
260,8
|
254,6
|
6,2
|
199,7
|
195,6
|
4,1
|
114,1
|
106,6
|
7,5
|
Азия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Израиль
|
17,6
|
17,3
|
0,3
|
21,5
|
19,7
|
1,8
|
35,1
|
32,6
|
2,5
|
Индия
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
74,2
|
74,1
|
0,1
|
Кипр
|
35,4
|
35,4
|
0,1
|
58,6
|
58,6
|
0,0
|
45,9
|
45,9
|
0,0
|
Китай
|
1661,8
|
1606,6
|
55,2
|
704,5
|
666,7
|
37,8
|
915,0
|
878,7
|
36,3
|
Корея
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
4,1
|
3,9
|
0,2
|
ОАЭ
|
86,9
|
86,9
|
0,0
|
83,4
|
82,5
|
0,9
|
119,1
|
119,0
|
0,1
|
Таиланд
|
181,4
|
178,5
|
2,9
|
228,0
|
225,3
|
2,7
|
402,1
|
401,9
|
0,2
|
Турция
|
1473,9
|
1473,8
|
0,1
|
1650,9
|
1649,6
|
1,3
|
1919,3
|
1917,2
|
2,1
|
Япония
|
24,6
|
11,6
|
13,1
|
15,9
|
4,6
|
11,3
|
28,5
|
10,1
|
18,4
|
другие страны Азии
|
85,7
|
81,5
|
4,2
|
81,6
|
78,0
|
3,6
|
69,5
|
67,6
|
1,9
|
Африка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Египет
|
786,0
|
786,0
|
0,0
|
1207,7
|
1207,6
|
0,1
|
1537,3
|
1537,3
|
0,0
|
Тунис
|
61,8
|
61,8
|
0,0
|
53,8
|
53,8
|
0,0
|
70,0
|
70,0
|
0,0
|
другие страны Африки
|
7,8
|
6,9
|
0,9
|
16,3
|
14,5
|
1,9
|
18,0
|
17,4
|
0,5
|
Америка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Канада
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
1,3
|
1,1
|
0,3
|
США, включая Гавайские
острова
|
20,4
|
7,5
|
12,9
|
14,2
|
6,3
|
7,9
|
21,5
|
10,5
|
10,9
|
другие страны Америки
|
22,9
|
21,2
|
1,7
|
17,9
|
17,4
|
0,5
|
19,0
|
17,2
|
1,8
|
Австралия и Океания
|
6,8
|
3,3
|
3,6
|
4,7
|
3,1
|
1,6
|
15,3
|
13,9
|
1,4
|
с посещением нескольких
стран
|
53,0
|
53,0
|
-
|
71,2
|
71,2
|
-
|
38,4
|
38,4
|
-
|
Туристический рынок стал глобальным.
Региональные российские туррынки тоже теряют свою изолированность, постепенно
становясь частью общероссийского, макрорегионального и глобального рынков. В
сегменте выездного туризма вхождение в глобальный рынок уже произошло, и теперь
россияне имеют вполне реальную возможность выбирать между российскими и
зарубежными турпредложениями. Для российских компаний это означает появление
новых конкурентов, количество которых на каждом этапе будет последовательно
возрастать. На примере Северо-Запада в целом и Санкт-Петербурга, в
частности,эта ситуация представлена в таблице 2.3.
[5,184с].
2.1. Характеристики туристского рынка
Таблица 8.
Характеристики туристского рынка
Тип туризма
|
Регионы РФ
|
Конкуренты на туристическом рынке зарубежных
стран
|
2007
|
2012-2015
|
2020-2025
|
Культурно-познавательный туризм
|
Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская,
Новгородская, Псковская, Вологодская области
|
столицы Восточной Европы (Будапешт, Прага)
|
Столицы Прибалтики (Таллинн, Рига), Киев
(Украина)
|
Нестоличные города Европы и европейской части СНГ
(Краков, Львов)
|
Этнотуризм
|
Архангельская область, Карелия
|
страны Скандинавии
|
страны Прибалтики, Юго-Восточной Азии, Юг России,
Юг Сибири
|
-
|
Рыболовный, охотничий
|
Карелия, Мурманская область
|
страны Скандинавии, Астрахань
|
Канада, страны Африки, Тверская область, Сибирь
|
Северная Америка, Африка
|
Активный и экстремальный туризм
|
Карелия, Псковская, Мурманская, Ленинградская,
Архангельская, Новгородская, Вологодская области
|
страны Скандинавии
|
Урал, Юг России, Сибирь, Монголия
|
Американский континент, Африка
|
Оздоровительный туризм
|
Ленинградская, Калининградская, Новгородская
области, Карелия
|
страны Прибалтики
|
Московская агломерация, Украина
|
-
|
Конгресс-туризм
|
Санкт-Петербург,
Калининград,
|
Москва, страны Прибалтики
|
Сочи, Екатеринбург, Владивосток, Казань
|
-
|
В то же время глобализация рынка туристических услуг
открывает новые возможности для партнерских отношений, давая импульс
консолидационным процессам в отрасли. Вопрос заключается в том, как российские
регионы могут воспользоваться ситуацией и какие именно услуги они могут предложить
новому конкурентному рынку[6,191с].
Как показывает практика, на российском туристическом рынке
появляются крупные западные игроки, своими стандартами и высоким уровнем услуг
оказывающие мощное давление на всю рыночную ситуацию в отрасли. Так, приход в
Россию новых операторов авиа - и круизныхперевозок влечет за собой внедрение
новых стандартов работы. Они привнесены иностранными компаниями с наиболее
конкурентных рынков.В последнее время новые технологии внедряются и в
управление туристическим бизнесом. Отдельные российские регионы начинают
проектировать и создавать туристические кластеры – взаимосвязанные и
взаимодополняющие предприятия и организации, обеспечивающие функционирование
туристической индустрии[9].
Таблица 10.
Новые технологии управления в туризме
Организация и маркетинг
|
Транспорт
|
Размещение
|
Содержание турпредложений
|
Появляются «туристические фабрики полного цикла»,
объединяющие в рамках одной компании авиаперевозчиков, отельные сети,
туроператоров и обслуживание туристов.
Турпутевка – не перемещение и проживание, а
комплексный продукт, подразумевающий продажу нового опыта, переживаний,
определенного стиля потребления. Происходит трансформация «якоря», что дает
возможность нового подхода: вовлекаются территории, не обладающие традиционными
турресурсами, – за счет фальсификации смыслов, игры в историческое наследие,
где «якорем» становится идея (например, тематические парки, где «якорь» -
сказочные герои, игры, водные развлечения и т.д.) В России делаются первые
попытки коммерциализировать фольклор.
|
Увеличение доступности туристических дестинаций
за счет развития:
Системы высокоскоростных железнодорожных
магистралей
Сегмента low-coast на рынке
авиаперевозок
Внедрение и активное использование в западных
старнах систем онлайн-бронирования и оплаты авиа- и железнодорожных билетов.
В России данный сервис только начинает развиваться, доля в структуре
тикетинговых продаж мала.
|
С помощью систем
онлайн-бронирования происходит резервирование и оплата 60% гостиничных
номеров Европы. В России возможность покупки номера через сеть Интернет
имеется только в крупных городах у ограниченного количества гостиниц. В
структуре оплаты российскими туристами гостиничных номеров по России и в мире
доля 5%
|
Здоровье. Замещение традиционных
лечебных схем на технологии SPA-оздоровления.
Оздоровление из тяжелого и
скучного занятия с помощью новейших технологий и традиционной медицины
превращается в увлекательный процесс, доставляющий удовольствие.
|
Раздел 3. Рационализация документооборота в
туристской фирме
3.1. Рационализация документооборота
Каждая туристическая фирма стремится к увеличению
положительных отзывов от постоянных клиентов, пользующихся ее услугами из года
в год, повышению качества обслуживания и поддержанию хорошей репутации на рынке
туристических услуг. Компании крайне важно быть в курсе всех изменений,
касающихся ее деятельности и уметь оперативно отреагировать на них, быстро
находить необходимую информацию, четко и грамотно оформлять комплекты документации
по работе с клиентами и партнерами.
Внедрение системы электронного документооборота позволяет компании повысить
эффективность своей работы за счет рациональной организации работы с
документами.
Рассмотрим типовые функции сотрудников туристической фирмы,
которые можно автоматизировать с помощью системы электронного документооборота:
- Регистрация и обработка заявок от
клиентов, занесение в базу их персонифицированных данных
- Автоматическая загрузка документов
из электронной почты и
сканера
- Согласование, визирование, утверждение
документов. Автоматизация
этой функции особенно актуальна для больших компаний с развитой сетью филиалов
- Поиск и систематизация информации
- Учет входящих, исходящих и
внутренних документов
- Хранение файлов, их коллективное
рассмотрение и редактирование
- Формирование аналитических отчетов
Даже при условии автоматизации только вышеперечисленных
функций, сотрудники могут сэкономить большое количество времени, уходящее на
второстепенные задачи, а это значит, что электронный документооборот для
туристических фирм — это не простое следование модным веяниям, а насущная
необходимость по совершенствованию ежедневной работы.
Для более полной реализации всех возможностей по
рационализации работы в туристической фирме рационально будет использовать
комплексный подход, который включает в себя наряду с внедрением модуля
электронного документооборота, также модуля бухгалтерии и CRM (Customer
Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентами). Интеграция
этих трех составляющих позволяет автоматизировать не только управление
документопотоками, но и взаимоотношениями с клиентами, ведение бухгалтерского и
налогового учета и осуществление анализа всей финансово-хозяйственной
деятельности фирмы.
Вот ряд дополнительных возможностей, которые могут стать
доступными благодаря использованию комплексного подхода к автоматизации
бизнес-процессов:
- Единое для всей фирмы хранилище
информации, которые позволяет в любой момент получить все сведения о
взаимодействии с клиентом, как предыдущем, так и планируемом. Эта функция
удобна тем, что позволяет получить доступ к информации в отсутствии
ответственного сотрудника, конечно, при условии разрешенного доступа
- Специализированный интерфейс
(рабочий стол) для различных групп сотрудников (менеджеры, руководство) с
возможностью быстрого поиска и анализа информации о клиентах, контактах и
сделках
- Возможность интеграции с системами
заказа и бронирования билетов и номеров в гостиницах и отелях
- Ведение информационной или
СМС-рассылки о новых предложениях для клиентов, поздравлениях их с праздниками
- Возможность сопоставления анализа
истории взаимоотношений с клиентами и анализа данных о продажах
- Наличие системы напоминаний и календарного планирования
- Формирование аналитических отчетов
(количество заявок за определенный период, движение по счетам за период,
эффективность рекламы, структура продаж туров и услуг, билетов)
- Автоматизация системы скидок:
статистика выдачи клубных карт, дисконтов, бонусов
- Планирование и управление продажами
- Управление рабочим временем и
оценка эффективности работы персонала на основе ежедневных отчетов
- Отслеживание истории
взаимоотношений с клиентами
- Использование всех каналов
взаимодействия с клиентами: телефонные звонки, социальные сети, электронная
почта, встречи, мероприятия и т.д.
- Упрощение подготовки данных для
принятия организационных решений на основе анализа информации о клиентах
- Автоматизациябизнес- процессов, связанных с обменом информацией
между сотрудниками
- Повышение прозрачности и
управляемости предприятия
- Повышение качества управления
- Снижение риска утечки информации.
Используя средства автоматизации, менеджер туристической
фирмы оперативно находит актуальные сведения о предпочтениях того или много
клиента, истории его поездок и финансовых возможностях и может быстро подобрать
оптимальное предложение. Кроме того, можно построить работу с клиентами по
формализованному алгоритму, зависящему от совокупности параметров конкретного
клиента.
Подводя итоги, хочется отметить, что электронный
документооборот для туристических фирм, особенно при использовании в
совокупности с дополнительными модулями по автоматизации бизнес-процессов,
позволяет сократить время на выполнение рутинных операций, содержать в порядке
и под защитой всю ценную информацию. Все это способствует более эффективной
работе менеджеров, что в конечном итоге приведет к росту продаж и повышению
качества обслуживания клиентов.
На данный день для решения вышеописанных задач подходят
следующие программы:
- СЭД «Корпоративный документооборот»
- 1С:Документооборот Корп
- 1С:Корпоративный документооборот
- Аналитика: Документооборот
Как известно туроператоры и турагенты занимаются оказанием
туристских услуг. Факт оказания услуг должен быть документально подтвержден,
поскольку все хозяйственные операции, осуществляемые турфирмами, должны
оформляться оправдательными документами. В общепринятом значении под
документооборотом туристской организации понимается движение документов в
организации с момента их создания или получения от других субъектов
гражданско-правовых отношений до завершения их исполнения и передачи в архив.
Одновременно с учетной политикой турфирмы для целей
бухгалтерского учета согласно пункту 3 статьи 6 Закона N 129-ФЗ утверждаются:
- формы первичных учетных документов, применяемых для
оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы
первичных учетных документов;
- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности,
используемой в организации;
- правила документооборота и технология обработки учетной
информации.
Форма отчета не является унифицированной, поэтому ее можно
разработать самостоятельно, утвердив в виде приложения к договору.
Но при этом отчет должен содержать все обязательные реквизиты
первичных документов, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. Итак,
отчет агента может содержать:
- название документа;
- дату его составления;
- название турфирмы-агента;
- содержание операции (оказание услуг клиенту, поступление
выручки и т.п.);
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном
выражении;
- данные о состоянии расчетов между агентом и клиентами;
- сведения о расходах агента, которые принципал должен
возместить;
- сумму посреднического вознаграждения;
- наименование должностей лиц, которые составили документ, и
их личные подписи.
Завершающим этапом документооборота является хранение
документов. Как следует из статьи 17 Закона N 129-ФЗ, минимальный срок хранения
первичных бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности
составляет пять лет.
Сроки хранения конкретных бухгалтерских документов, которыми
должна руководствоваться туристская организация, установлены Приказом
Минкультуры Российской Федерации от 25.08.2010 г. N 558 "Об утверждении
"Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в
процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления
и организаций, с указанием сроков хранения" (далее - Перечень N 558).
Документооборот – движение документов на предприятии от их
создания или получения от других организаций до принятия к учету, обработки и
передачи в архив.
Документооборот предприятия должен отражать его
производственную деятельность, которая представляет собой производство
продукции или оказания услуг тех или иных ресурсов в ответственных
подразделениях посредством оборудования и с помощью персонала. Для
туристических предприятий – материальные потоки (переезды, путешествия граждан
РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в
познавательных, оздоровительных профессиональных и иных целях без занятия
оплачиваемой деятельности в страну (место) временного проживания). Другие
базовые (основополагающие) ресурсы, которые должны учитываться в
документообороте – услуги (работы), денежные средства (платежи), основные
средства и оборудование, рабочее время.
Согласно организационной структуре фирмы директор является
материально ответственным лицом и руководит деятельностью фирмы, поэтому любая
документация должна проходить через директора (просматривается, уточняется,
контролируется, подписывается и т.д.).
Директор заключает договора с поставщиками, оговаривает
условия приобретения туристических услуг. При выборе поставщиков туристических
услуг учитываются: репутация поставщика (опыт предыдущей совместной работы),
цена на тур, предлагаемый ассортимент, спрос на предлагаемую продукцию.
Заместитель директора ведет табель учета рабочего времени, в
конце месяца сдает в бухгалтерию для начисления заработной платы сотрудникам.
Для директора еженедельно составляет отчет о реализованной продукции.
Подписывает платежные поручения, приходные и расходные ордера во время
отсутствия директора.
Бухгалтер–кассир ведет кассовую книгу, на основе приходных и
расходных ордеров, составляет кассовый отчет для главного бухгалтера,
регистрирует приходные и расходные ордера в книге регистрации приходных и
расходных ордеров, выдает покупателям путевки после полной оплаты, составляет
отчет о проданных путевках, оформляет платежные поручения и отдает на подпись
главному бухгалтеру и директору.
Если необходимо приобрести товар за наличный расчет, то зам.
директора или любое подотчетное лицо подает заявку на необходимый товар
директору. Директор оценивает необходимость покупки и выносит решение (как при
наличном так и безналичном расчете за товар). Согласно учетной политике
предприятия хозяйственные товары, канцтовары стоимостью до двух тысяч рублей
разрешено приобретать за наличный расчет. Подотчетное лицо получает в кассе
деньги по расходному ордеру (расходный ордер подписывается директором или
зам.директора и главным бухгалтером). В течение трех дней подотчетное лицо
отчитаться за полученные денежные средства, составляет авансовый отчет. К
отчету прилагается чек и мягкий чек (в котором указан перечень, количество и
стоимость приобретенных материальных ценностей). Излишки денежных средств сдает
в кассу, кассир выписывает приходный ордер на сумму поступивших денег.
Зам. директора получает авансовый отчет со всеми документами и передает их в
бухгалтерию для отчетности по денежным средствам.
Если необходимо приобрести товара по безналичному расчету,
зам. директора утверждает заявку на приобретение товара (основного средства),
выписывает счет у внешней организации и отдает его на утверждение директору.
После утверждения счет поступает в бухгалтерию. От главного бухгалтера счет
поступает кассиру. Бухгалтер-кассир оформляет платежное поручение и отдает на
подпись главному бухгалтеру и директору. Подписанное платежное поручение
поступает в банк. Внешняя организация выдает счет-фактуру, расходную накладную,
материальные ценности. Документация поступает в бухгалтерию.
Рассмотрим подробнее документооборот при приобретении у
комитента.
По мере поступления заявки на индивидуальный приобретаемый
тур менеджер отправляет комитенту заявку на требуемый комплекс услуг.
Полученный от комитента счет ( счет-фактура) поступает в бухгалтерию для
расчета стоимости путевки. Стоимость путевки утверждается главным бухгалтером и
директором. Полученный счет (счет-фактура) после оплаты покупателем путевки
поступает директору. Директор дает разрешение на оплату данного счета
(счет-фактуры). Подписанное платежное поручение поступает в банк. Банк с
расчетного счета переводит деньги поставщику. Один экземпляр платежного
поручения с отметкой банка вместе с выпиской возвращается на предприятие. После
оказания комитентом услуг туристу предприятие получает акт выполненных работ.
Главный бухгалтер несет ответственность за ведение
достоверного учета и отчетности по всем средствам предприятия, денежным
средствам, видам имущества, расчетов, обязательств и источникам их образования
в соответствии с принятой учетной политикой, работа с банком, налоговой
инспекцией, органами социального страхования и пенсионным фондом, составление
достоверной бухгалтерской отчетности предприятия.
Ниже представлена таблица, в которой показан оптимальный
вариант документооборота на примере ООО «Аррива».
Таблица 11[12]
Как известно, туристическая фирма
«Аррива» работает на рынке Санкт-Петербурга с 2008 года.
Сфера
деятельности организации предлагает оказание таких услуг, как туры любой сложности, их расчет и
оформление. Офис турфирмы находится в центре города Колпино.
Турагентство является не
сетевым, а самостоятельным юридическим лицом, организационно-правовая форма –
общество с ограниченной ответственностью.
ООО «Аррива» работает
только с крупными туроператорами, работающими на данном рынке уже в течение
многих лет и хорошо себя зарекомендовавшими, хотя ситуация с некоторыми
туроператорами в течение последнего времени резко изменилась.
Туристское агентство
«Аррива» в качестве основного вида деятельности осуществляет работу с клиентами
по заключению с ними договоров на продажу турпакетов, сформированных
туроператорами-контрагентами. Поэтому в штате турфирмы не только менеджеры по
продаже туров, но и рекламный агент, а также on-line консультант
(системный администратор), в функции которых входит поиск максимального
количества клиентов и оптимизация затрат на рекламу.
Проведенный анализ
показал, что в отчетном периоде (2015 год) деятельность турагентства «Аррива»
можно характеризовать как очень успешную.
Для современной российской
туриндустрии несегментированный рынок с традиционными формами ведения бизнеса
постепенно уходит в прошлое. По мнению экспертов, Россия вступила в стадию
форматирования турбизнеса, и через 5-7 лет российский туристический рынок будет
разделен по профилю и сегментам. Перед региональной туриндустрией встает выбор:
существенно повысить уровень качества оказываемых услуг до западных стандартов
или, став неконкурентоспособными, уйти с рынка[14].
Рациональной организации
документооборота туристской фирмы необходимо уделять особое внимание. От
оперативности, полноты и точности обработки информации зависят правильность и
своевременность принятия управленческих решений.
- аутсорсинг
бухгалтерского учета в Санкт-Петерурге позволяет убрать необоснованно увеличенный
документооборот (т.е. существование большого числа документов, необходимость в
которых отсутствует);
- необоснованно завышенные сроки
формирования или обработки документов;
- «запутанный» документооборот (в
такой ситуации большинство работников гостиницы не понимает — от кого в
подразделение поступают документы, и куда они потом передаются);
- ненадлежащее хранение документов,
что затрудняет или делает невозможным обеспечение безопасности гостиницы и дает
массу возможностей для злоупотреблений.
Все это влечет несвоевременное предоставление документов (в
частности финансовых документов и первичной документации) в бухгалтерию.
Несвоевременная обработка таких документов может привести к искажению
отчетности и, как следствие, негативным финансовым последствиям.
1. Биржаков
М. Б. Введение в
туризм [Текст] : учеб. пособие / М. Б. Биржаков, Э. Н. Павлова. - 9-е изд,
перераб. и доп. - СПб : Невский Фонд, 2008. - 576 с.
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной
деятельности предприятия [Текст] : учебник / Г. В. Савицкая. - 4-е изд.,
перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 511, [1] с. - (Высшее образование). -
ISBN 978-5-16-002842-2 : 301.00 р.Тимохина Т.Л., Денисенко А.С. Организация
приема и обслуживания туристов / уч. пособие М.: Кинодел 2004 г.,
3. Григорьева,
Е.И. Современная индустрия туризма: опыт, проблемы, инновации. –
Тамбов: Першина, 2010. – 121 с.
4. Соколова,
Н.А. Туризм в Российской Федерации. – Москва: Волтерс Клувер, 2012. –
209 с.
5. Булатова,
М. А. Гостиничный
бизнес : учет и налоги [Текст] / М. А. Булатова. - М. : Налог Инфо, Статус-Кво
97, 2008. - 184 с.
6. Жукова,
М. А. Менеджмент в
туристском бизнесе [Текст] : учебное пособие / М. А. Жукова ; рец.: Р. М.
Качалов, И. А. Рябова. - М. : КНОРУС, 2008. – 191 с
7. Сервисная деятельность [Текст] :
учеб. пособие : рекомендовано УМЦ / В. К. Карнаухова, Т. А. Краковская ; под
общ. ред. Ю. М. Краковского. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2008. – 254 с
8. Чудновский А.Д., Жукова М.А.
Менеджмент туризма [Текст] -М.: Финансы и статистика, 2007.
9. http://archive.minregion.ru
12.http://mylektsii.ru/