специализированный ассортимент зоотоваровРозничная продажа, по принципу через прилавок
Планировочное решение не только отвечает требованиям рациональной организации, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать не только оформление торгового зала, но и организацию внутреннего пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов - отделки, освещения, торгового оборудования и т.д.
Основные технико - экономические показатели магазина «Зоотовары» за 2011 - 2012 гг. представим в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ технико-экономических показателей магазина зоотовары за 2012 -2013 гг.
Показатели2012 год2013 годИзменение (+,-)Темп роста%Выручка, тыс.руб.1283312031-80293,75Издержки обращения, тыс.руб.94609174-28696,98Прибыль, тыс.руб.33732857-51684,70Рентабельность,%26,2823,75-2,5390,37Стоимость основных производственных фондов37623256-50686,55Среднесписочная численность9112108,00Производительность труда, тыс. руб./ чел.1425,891093,73-332,1676,71Фондовооруженность, тыс. руб. /чел.418296,0-122,070,82
Таким образом, из проведенного анализа видно, что выручка магазина снизилась на 802 тыс. руб. или на 7,25%. При этом издержки обращения снижалась более медленными темпами (3,01%). В силу этого прибыль снизилась на 6,3% или на 516 тыс. руб.
В 2013 г. производительность труда в магазине «Зоотовары» снизилась на 332,16 тыс. руб. или на 23,29%, что обусловлено снижением выручки на 6,25% и ростом численности на 8%.
В связи со снижением стоимости основных средств произошло снижение фондовооруженности в магазине «Зоотовары» в 2013 г. на 19,18%.
2.2 Анализ эффективности применения общих функций управления
Организационная структура - форма разделения и кооперирования управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.
Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру, то есть наряду с линейным подчинением своему непосредственному руководителю, например, зав. Отделом продавцы, подчиняются еще и директору.
С учетом численности персонала и иерархии подчинения организационная структура магазина «Зоотовары» будет не такой разветвленной.
Организационная структура достаточно простая имеет функциональный характер, где каждый из сотрудников принимая участие в торгово-технологическом процессе четко выполняет свои функции не касаясь работы других отделов. Функции каждой категории сотрудников четко изложены в должностных инструкциях.
Директор управляет работой всех подразделений предприятия, осуществляя ее через Заведующих отделов либо непосредственно. Она определяет основные задачи для достижения главных целей предприятия, устанавливаемых руководством: повышение прибыли на основе увеличения товарооборота и наиболее полного удовлетворения покупательского спроса.
Свои функции Директор осуществляет посредством подразделений предприятия: бухгалтерии и торгового отдела. Каждый из этих отделов выполняет соответствующие ему функции и задачи. Финансовый контроль осуществляет бухгалтерия во главе с главным бухгалтером. Функции бухгалтерии - учет и отчетность.
Общая численность организации составляет 11 человек:
Директор - 1 чел;
Главный бухгалтер - 1 чел;
Зав. Отделом - 2 чел;
Продавец - 4 чел;
Товаровед - 1 чел;
Водитель - 1 чел;
Грузчик - 1 чел.
Формирование планирвоания ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса.
Организация коммерческой работы в розничном предприятии «Зоотовары» основывается на товароснабжении, управлению ассортиментом, товарными запасами и сбытом продукции (табл.3)
Торгово-технологический процесс в магазине «Зоотовары» можно разделить на три основные части:
операции с товарами до предложения покупателю;
операции непосредственно связанные с обслуживанием;
дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
На качество торгового обслуживания в магазине «Зоотовары» существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения покупателю к ним относят:
разгрузку транспортных средств;
доставку товаров в зону приёмки;
приёмку товаров по количеству и качеству;
доставку товаров в зону хранения, подготовки товаров непосредственно в торговом зале;
хранение товаров;
подготовку товаров продаже;
перемещение товаров в торговом зале;
выкладку товаров на торговом оборудовании.
Таблица 3 - Организации коммерческой деятельности в магазине «Зоотовары»
ЭтапыВыполняемые операцииИсследование рынка- анкетирование покупателей - мониторинг цен - формирование ассортимента товаровЗакупка товара- поиск поставщиков - анализ предложений от поставщиков - отбор поставщиков - заключение договоров -контроль исполнения обязательствОрганизация транспортировки товара- доставка товаров - приемка товаров - проверка качестваОрганизация товара и стимулирования сбыта- маркировка товара -выкладка товара - ответы на вопросы покупателей - презентация товара - проведение ценовых акцийАнализ эффективности продаж- анализ продаж по группам товаров - формирование финансовых результатов деятельности магазина
После того как проведен сбор первичной информации о поставщиках товаровед приступают к проведению деловых переговоров. Основными способами их проведения являются: запрос коммерческого предложения, телефонные переговоры, в некоторых случаях при сотрудничесве с производителями коммерческий директор посещает предприятие лично. По результатам преговоров для дальнейшего сотрудничесва стороны заключают договор поставки.
Документы регулирующие отношения между коммерческими организациями - прежде всего хозяйственные договоры. Под хозяйственными договорами следует понимать соглашения, заключаемые между организациями, предприятиями с целью обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения их взаимных обязательств в процессе экономической деятельности.
Учет - одна из важнейших функций осуществляемых при управлении коммерческой деятельностью, руководителем магазина «Зоотовары». Здесь можно сказать о поступлении, приемке товара, его реализации и товародвижения в целом. Директор магазина «Зоотовары» осуществляет учет материальных ценностей организации, денежных средств и осуществляет контроль за торговыми процессами и результатами коммерческой деятельности. Руководитель осуществляет контроль за исполнением управленческих воздействий, проверку соответствия сопроводительных документов, контроль за своевременностью исполнения обязательств по срокам. Контроль и учет позволяют получить общую картину о деятельности предприятия для принятия оперативных мер.
задачи;
функции (работы) в отдельных звеньях соответственно задачам;
построение организационной структуры, обеспечивающей способность адаптироваться к изменениям условий производства и коммерции;
распределение ответственности за коммерческую деятельность;
создание системы передачи информации, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации. В магазине «Зоотовары», просматривается четкая взаимосвязь всех элементов, организационная структура построена таким образом, что ответственность за коммерческую деятельность распределена в соответствии с возложенным на подразделение функционалом, между руководящим составом и подразделениями налажена система передачи информации для возможности оперативно действовать.
Рассмотрим функцию мотивации.
Рассмотрим способы оформления отношений с работниками магазина «Зоотовары» ИП Пустовалова О.В..
Работодатель имеет право проводить профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 196 Трудового кодекса РФ).
Заключив с новым сотрудником ученический договор, можно сэкономить на уплате взносов. Также снизить сумму страховых взносов позволяет оформление данного договора с работником, которому требуется переподготовка. На основании ст. 198 ТК РФ фирма имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
. Трудовая функция некоторых работников магазина «Зоотовары» ИП Пустовалова О.В. носит разъездной характер. Согласно ст. 168.1 Трудового кодекса РФ работодатель может компенсировать расходы по покупке месячных и квартальных проездных билетов (при условии документального закрепления компенсации), которые не облагаются страховыми взносами (Письмо ФСС РФ от 02.04.2011 N 02-03-16/08-526П).
. На основании ст. 188 Трудового кодекса РФ руководство магазина «Зоотовары» ИП Пустовалова О.В. может компенсировать работнику расходы за использование личного транспорта или мобильного телефона в служебных целях. Для этого нужно составить соглашение, в котором следует предусмотреть ограничение размеров сумм компенсации таких расходов (Письма Минздравсоцразвития России от 12.03.2011 N 550-19 и от 06.08.2011 N 2538-19). Организация должна располагать копиями документов, подтверждающих право собственности работника на используемое имущество. Также необходимо иметь документы, подтверждающие понесенные расходы при использовании личного имущества в служебных целях.
Компенсационные выплаты работникам в виде полевого довольствия, а также выплаты, произведенные лицам, выполняющим работы вахтовым методом (надбавка взамен суточных), не подлежат обложению страховыми взносами (пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
.Руководство магазина «Зоотовары» ИП Пустовалова О.В. может выдавать сотрудникам премию в виде материальной помощи. Сумма данной помощи в пределах 4000 руб. за год не облагается страховыми взносами (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Выплата материальной помощи сверх указанного ограничения, даже если она не будет прямо предусмотрена в трудовом договоре, подлежит обложению страховыми взносами. Выдачу материальной помощи работникам нужно оформить соответствующим приказом.
Высокий профессиональный уровень сотрудников - одна из важнейших составляющих успешной деятельности любой современной компании. Но мало регулярно отправлять своих сотрудников на различные курсы, тренинги, выделять существенные средства на их профессиональную подготовку и переподготовку. Важно еще и правильно квалифицировать и документировать такие расходы, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, а также грамотно использовать возможности учета таких затрат, предоставляемые налоговым законодательством.
3. Пути совершенствования системы функций управления предприятием
.1 Рекомендации
Таким образом, на основе проведённого анализа во второй главе работы для повышения эффективности деятельности магазина «Зоотовары» разработаем следующие предложения:
. воскресенье сделать рабочим днем с графиком работы с 20 до 16.00, в связи с этим необходимо будет организовать посменный график работы персонала.
. установка терминал оплаты по банковским картам.
Рассмотрим подробно каждое предложение.
Установка терминала по оплате банковскими картами. Оплата товаров и услуг банковскими картами является прогрессивной формой расчетов между продавцом и покупателем. Карты все больше становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, количество их держателей неуклонно растет. Это и сотрудники фирм, получающие заработную плату на банковские карты, и иностранные туристы, привыкшие именно к данной форме расчетов, и просто граждане, предпочитающие не носить с собой большие суммы наличных денег.
Банк предлагает повысить эффективность бизнеса магазина «Зоотовары», принимая в качестве платежного инструмента карты международных платежных систем Visa International, MasterCard Worldwide. Заключив с нами договор на обслуживание, ваша организация без дополнительных затрат не только внедрит удобную и современную форму оплаты, но и получит ряд конкурентных преимуществ:
улучшение имиджа вашего предприятия за счет использования современных технологий и предоставления клиенту возможности выбора способа оплаты;
держатели карт легче решаются на незапланированные, спонтанные покупки, а также приобретают более дорогие товары;
появляется потенциальная возможность стабильного увеличения товарооборота; операции по банковским картам не требуют «сдачи»;
используя карты, магазин «Зоотовары» сокращает расходы за счет снижения объема инкассируемой наличности;
минимизация рисков по операциям, связанным с наличными денежными средствами.
Для установки терминала выберем Сбербанк, поскольку у ИП Пустовалова О.В. в нем отрыт расчетный счет.
По мнению экспертов, выручка компаний и индивидуальных предпринимателей, которые начинают принимать к оплате пластиковые карты, в первый момент увеличивается в среднем на 30 процентов.
Сравним два одинаковых магазина, одинаково расположенных и продающих аналогичные товары, только один из них работает с терминалом для приема пластиковых карт, а другой - без него. Тогда у первого выручка всегда будет больше примерно на 10 процентов в месяц. Объяснить это просто: имея возможность заплатить картой, клиенты, как правило, покупают больше, поскольку они не ограничены наличностью. К тому же владельцы "пластиковых" денег легче решаются на незапланированные покупки: предъявить к оплате карту психологически легче, чем расстаться с наличными денежными средствами.
Кстати, эквайринг может не только расширить клиентскую базу и увеличить прибыль, но и повысить безопасность бизнеса.
Чтобы иметь возможность принимать к оплате своих товаров или услуг пластиковые карты, бизнесмену надо, в первую очередь, заключить с банком договор эквайринга. На его основании банк бесплатно предоставит и установит клиенту-предпринимателю все необходимое оборудование и обучит его сотрудников правилам обслуживания и оформления «пластиковых» операций. В дальнейшем бизнесмен сможет консультироваться с банком по любым возникающим вопросам.
Помимо оборудования, банк бесплатно снабдит клиента-предпринимателя расходными (чеками, чековыми лентами) и рекламно-информационными (наклейками и плакатами платежных систем) материалами, которые будут полезны как самому коммерсанту, так и его клиентам.
Услуга эквайринга предоставляется не безвозмездно. С каждой безналичной операции банк удерживает свою комиссию (торговую уступку) в размере порядка 1,5 процентов от суммы платежа.
Изменение графика работы магазина «Зоотовары». Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням неделе, сезонам. При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу.
Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу.
3.2 Эффективность рекомендаций
Для установки терминала по оплате пластиковыми картам у магазина «Зоотвары» возникнут следующие затраты:
POS-терминал
·Установка POS-терминала. Приобретение, установка, текущее обслуживание и обеспечение расходными материалами POS-терминалов производится за счет Банка.
·Канал связи. Подключение POS-терминала может быть осуществлено через телефонные сети, через сеть Интернет, через мобильные сети. Режим подключения определяется по согласованию с предприятием.
·Обучение кассиров предприятия. Обучение проводится в момент установки терминала и в процессе текущей работы. Кассиры будут обеспечены необходимыми инструктивными материалами и рекомендациями для качественного и безопасного обслуживания банковских карт. Обеспечивается круглосуточная поддержка предприятия.
В таблице 3.1 представим затраты
Таблица 3.1 - Анализ затрат на терминал оплаты по банковским картам
Вид затратСумма, руб.Терминал25000 единовременноИнтернет1500 в месяцОбучение персонала5000 единовременноИтого48000
Таким образом, затраты на установку терминала составят 48 000 рублей в год. При этом по экспертным оценкам произойдет рост продаж на 2% в год.
Также произойдет снижение расходов на инкассацию 1000 рублей в месяц.
Также планируется организовать работу магазина в воскресенье. Для этого необходимо установить посменный график работы и принять в штат еще 1 продавца. Следовательно расходы магазина «Зоотовары» вырастут в части расходов на оплату труда на 15 000 *12 = 180 000 рублей в год.
Следующее мероприятие это рост продаж товаров группы А на 5%.
Таблица 3.2 - Прогноз экономических показателей магазина «Зоотовары» ИП Пустовалова О.В. на 2014 г.
Показатели2013 год2014 годИзменение (+,-)Темп роста%1. Товарооборот, тыс.руб.64176545,3128,3102,00В т.ч. товары группы А2524,22650,4126,2105,002.Издержки обращения, тыс.руб.45754816,4241,4105,283.Затраты на терминал04848100,004. Рост затрат на персонал180180100,005. Инкассация120-120,003.Прибыль, тыс.руб. (п.1-п.2)14291500,971,9105,03
Таким образом, за счет реализации предложенных мероприятий прибыль магазина вырастет на 71,9 тыс. руб. в год или на 5,03%.
Выводы и предложения
Исследование систем управления, как правило, осуществляется с практической целью, а именно для того, чтобы выбрать наилучший вариант и освоить его в какой - либо организации. Окончательный вывод о том, что выбор сделан правильно, возможен только после некоторого опыта применения системы управления.
Как следует из названия данной работы, необходимо соотнести систему управления с теми функциями, которые она выполняет.
На основании проделанной работы можно сделать следующие важные выводы.
Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.
Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.
Магазин ИП Пустовалова О.В. «Зоотовары» находится на первом этаже пяти этажного жилого дома.
Для повышения эффективности использования торговых и складских помещений в магазине «Зоотовары» ИП Пустовалова О.В. можно организовать работу в воскресенье по сокращенному графику с 9.00 до 15.00, что повысит объемы реализации и соответственно эффективность использования торговых и складских помещений.
Ассортиментная политика магазина «Зоотовары» на сегодняшний достаточно продумана.
В дальнейшем при увеличении объемов продаж целесообразно будет расширить ассортимент товаров за счет группы товаров А (грызуны, переноски, домики).
Организация коммерческой работы в розничном предприятии «Зоотовары» основывается на товароснабжении, управлению ассортиментом, товарными запасами и сбытом продукции
Торгово-технологический процесс в магазине «Зоотовары» можно разделить на три основные части:
операции с товарами до предложения покупателю;
операции непосредственно связанные с обслуживанием;
дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Таким образом, из проведенного анализа видно, что эффективность деятельности магазина «Зоотовары» ИП Пустовалова О.В. снижается, что обусловлено в первую очередь снижением выручки и прибыли.
Таким образом, на основе проведённого анализа во второй главе работы для повышения эффективности деятельности магазина «Зоотовары» разработаем следующие предложения:
. воскресенье сделать рабочим днем с графиком работы с 20 до 16.00, в связи с этим необходимо будет организовать посменный график работы персонала.
В работе предложены мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия. Опираясь на результаты анализа деятельности предприятия, разработаны основные направления и мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности.
Список использованной литературы
1. Александров Л.А., Стрыгин А.В. Анализ и проектирование организационных структур управления. - М.: МИУ, 2008.
. Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология. - М.: ИНФРА-М, 2009.
. Бойдейл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей. - М.: АО "ИНФРА - М" - АОЗТ "Премьер", 2011. - 204 с.
. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: Политехника, 2013.
. Валуев С. А, Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. - М.: Машиностроение, 2009.
. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ 2009.
. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 2008.
. Исаев А.С. Организация управления производством - основной рычаг экономики предприятия. - Л.: Знание, 2014.
. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 2013.
. Короткое Э.М. Исследование систем управления. - М.: "ДеКА", 2009.
. Короткое Э.М. Концепция менеджмента. - М.: "ДеКА, 2013.
. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М. ИНФРА - М, Новосибирск: НГАЭ и У, 2009.
. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент, М.: ЮНИТИ, 2008.
. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
. Смолкин A. M. Менеджмент: основы организации. - М.: ИНФРА-М, 2009.
. Страхова О.А. Организационное развитие как элемент управления предприятием // Всероссийская межвузовская конференция "Управление персоналом и занятость". Спб., 2012.
. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2011.