Комбинированный способ управления запасами
Минобрнауки России
федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Санкт-Петербургский
государственный технологический институт
(технический
университет)»
Курсовой проект
Тема Комбинированный способ
управления запасами
Студент Д.А. Земцов
Руководитель, А.Н. Гродинская
Санкт-Петербург
Задание на курсовой проект. Комбинированный способ управления
запасами
Исходные данные по проекту
Логистика управления материальными потоками в сферах
производства и обращения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
#"829710.files/image001.gif">
х
|
х
|
х
|
3
|
Интервал
времени между заказами, дни. (Исходные данные)
|
х
|
|
|
|
4
|
Время поставки,
дни;
|
Исходные данные
|
Исходные данные
|
Исходные данные
|
Исходные данные
|
5
|
Возможная
задержка поставки, дни
|
Исходные данные
|
Исходные данные
|
Исходные данные
|
Исходные данные
|
6
|
Ожидаемое
дневное потребление, физ. ед./день
|
[1]/
[количество рабочих дней]
|
[1]/
[количество рабочих дней]
|
[1]/
[количество рабочих дней]
|
[1]/
[количество рабочих дней]
|
7
|
Срок
расходования заказа, дни
|
[2]/ [6]
|
х
|
х
|
х
|
8
|
Ожидаемое
потребление за время поставки, физ. ед.
|
[4]х[6]
|
[4]х[6]
|
[4]х[6]
|
[4]х[6]
|
9
|
Максимальное
потребление за время поставки, физ. ед.
|
([4]+ [5])х[6]
|
([4]+ [5])х[6]
|
([4]+ [5])х[6]
|
([4]+ [5])х[6]
|
10
|
Гарантийный
(страховой) запас, физ. ед.
|
[9]- [8]
|
[9]- [8]
|
[9]- [8]
|
[9]- [8]
|
11
|
Пороговый
уровень запаса, физ. ед.
|
[10]+ [8]
|
х
|
[10]+ [8]
|
[10]+ [8]
|
Максимальный
желательный запас, физ. ед.
|
[11]+ [2]
|
[11]+ [2]
|
[11]+ [3]х[6]
|
[11]+ [3]х[6]
|
13
|
Срок
расходования запаса до порогового уровня, дни.
|
([12]- [11])/
[6]
|
х
|
х
|
х
|
14
|
Размер заказа,
физ. ед.
|
х
|
РЗ=МЖЗ-ТЗ+ОП
|
РЗ = МЖЗ - ТЗ +
ОП, РЗ = МЖЗ - ПУ + ОП
|
РЗ = МЖЗ - ПУ +
ОП
|
опт - оптимальный размер заказа, физ. ед.; С0
- издержки выполнения заказа; Q - количество товара реализованного за год; i -
издержки хранения; k - скорость пополнения запаса на складе; I - интервал
времени между заказами, дни; N - количество рабочих дней в году, дни; S -
потребность в заказываемом продукте, физ. ед.; РЗ - размер заказа, физ. ед.;
МЖЗ - максимально желательный запас; ТЗ - текущий запас; ОП - оптимальный
заказ; ПУ - пороговый уровень заказа.
Сравнив вышеприведенные системы управления запасами, можно
выделить их взаимные сильные и слабые стороны. Основным недостатком системы с
фиксированным размером заказа является необходимость регулярного учета запаса.
Отсутствие такой необходимости в системе с фиксированным интервалом времени
является ее основной сильной стороной перед первой системой. Следствием
недостатка системы с фиксированным интервалом времени между заказами является
то, что в системе с фиксированным размером заказа максимальный желательный
запас всегда имеет меньший размер, чем в первой системе. Это приводит к
экономии на затратах по содержанию запасов на складе за счет сокращения
площадей, занимаемых запасами, что составляет преимущество системы с
фиксированным размером заказа перед системой с фиксированным интервалом времени
между заказами. Преимущества и недостатки рассмотренных систем управления
запасами сведены в табл. 2.
Таблица 2 - Сравнение систем управления запасами
Система
|
Преимущества
|
Недостатки
|
С фиксированным
размером заказа
|
1)Меньший
уровень максимального желательного запасы; 2)Экономия затрат на содержание
запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы.
|
Введение
постоянного контроля за наличием запасов на складе
|
С фиксированным
интервалом времени между заказами
|
Отсутствие
постоянного контроля за наличием запасов на складе.
|
1)Высокий
уровень максимального желательного запаса; 2)Повышение затрат на содержание
запасов на складе за счет увеличения площадей под запасы.
|
Источник: [2].
Приоритет использования той или иной системы зависит от
следующих условий:
. Если издержки управления запасами значительнее и их можно
вычислить, то следует применять систему с фиксированным размером заказа.
. Если издержки управления запасами незначительные, то более
предпочтительной оказывается система с постоянным уровнем запасов.
. Если при заказе поставщик налагает ограничения на
минимальный размер партии, желательно использовать систему с фиксированным размером
заказа, т. к. легче один раз скорректировать фиксированный размер партии, чем
непрерывно регулировать его переменный заказ.
. Если налагаются ограничения, связанные с грузоподъемностью
транспортных средств, то более предпочтительной является система с постоянным
уровнем запасов.
. Если поставка товаров происходит в установленные сроки
более предпочтительна система с постоянным уровнем запасов.
Система управления запасами с фиксированным размером заказа
часто и система «Минимум - максимум» выбираются тогда, когда необходимо быстро
реагировать на изменение сбыта. [2].
Современные экономические реалии приводят компании к
использований сразу нескольких моделей управления запасами. Например, если
ассортиментный портфель состоит из групп разнородной продукции, а поставщиков
несколько - для разных номенклатурных групп применяется разная модель
управления запасами. Различное сочетание звеньев основных систем управления
запасами, а также добавление новых идей в алгоритм работы системы приводит к
возможности формирования огромного числа систем управления запасами, отвечающих
самым разнообразным требованиям.
1.3 Комбинированная система управления запасами
В данной системе, также как и в системе с фиксированным
интервалом времени между заказами, входным параметром является период времени
между заказами. Данная система, в отличие от основной, нацелена на работу при
существенных колебаниях потребления. Чтобы предотвратить завышение объемов
запасов, содержащихся на складе, или их дефицит, заказы производятся не только
в установленные моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня.
Таким образом, рассматриваемая система включает в себя элемент системы с
фиксированным интервалом времени между заказами и элемент системы с
фиксированным размером заказа.
При возникновении задержки поставки будет использоваться
гарантийный (страховой запас). Под задержкой поставки подразумевается
максимально возможная задержка. Восполнение гарантийного запаса производится во
время последующих поставок через пересчет размера заказа так, чтобы его
поставка увеличила запас до максимального желательного уровня. Гарантийный
запас не оказывает непосредственного воздействия на функционирование системы в
целом.
Из системы управления запасами с фиксированным размером
заказа рассматриваемая система заимствовала параметр порогового уровня запаса.
Пороговый уровень запаса определяет уровень запаса при достижении, которого
производится очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается исходя
из значения ожидаемого дневного потребления таким образом, что поступление
заказа происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня.
Таким образом, отличительной особенностью системы является то, что заказы
делятся на две категории. Плановые заказы производятся через заданные интервалы
времени. Возможны дополнительные заказы, если наличие запасов на складе доходит
до порогового уровня. Очевидно, что необходимость дополнительных заказов может
появиться только при отклонении темпов потребления от запланированных [4].
Максимальный желательный запас представляет собой тот
постоянный уровень, пополнение до которого считается целесообразным. Этот
уровень запаса косвенно (через интервал времени между заказами) связан с
наиболее рациональной загрузкой площадей склада при учете возможных сбоев
поставки и необходимости бесперебойного снабжения потребления.
Постоянно рассчитываемым параметром системы управления
запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного
уровня является размер заказа. Как и в системе с фиксированными интервалом
времени между заказами, его вычисление основывается на прогнозируемом уровне
потребления до момента поступления заказа на склад организации.
Расчет размера заказа в рассматриваемой системе производится
либо по формуле 6 (в зафиксированные моменты заказов), либо по формуле (в
момент достижения порогового уровни):
РЗ = МЖЗ - ПУ + ОП, (1)
где РЗ - размер заказа, шт.,
МЖЗ - максимальный желательный заказ, шт.,
ПУ - пороговый уровень запаса, шт.,
ОП - ожидаемое потребление до момента поставки, шт.
Как видно из формулы, размер заказа рассчитывается таким
образом, что при условии точного соответствия фактического потребления (до
момента поставки) прогнозируемому поставка пополняет запас на складе до
максимального желательного уровня.
Графически модель системы контроля за состоянием запаса с
фиксированной периодичность заказа представлена на рисунке 1.
Условные обозначения:
Т - интервал времени, через который повторяется заказ (в
нашем случае - 3 дня) - для данной системы величина постоянная;- время,
необходимое на размещение и выполнение заказа (в приведенном примере - 1 день);
Р1, Р2, …, Рi - величина
отдельного, i-го заказа;
З макс - предусмотренный нормой максимальный
запас;
З ф - фактический запас на момент проверки;
З t - запас, расходуемый за время t, необходимое
для размещения и выполнение заказа;
А - период времени с интенсивным спросом;
В - период времени с нулевым запасом [5].
2. Система управления материально-техническим
обеспечением в ОАО «Газпром нефть»
.1 Характеристика деятельности ВИНК ОАО
"Газпром нефть"
.1.1 Сфера и масштаб деятельности ОАО" Газпром
нефть"
«Газпром нефть» - это вертикально-интегрированная нефтяная
компания (ВИНК), организованная в виде открытого акционерного общества,
основными видами деятельности которой являются разведка и разработка
месторождений нефти и газа, реализация добытого сырья, а также производство и
сбыт нефтепродуктов. Краткая историческая справка компании приведена в таблице
3.
Таблица 3 - История компании[6]
Год
|
Событие
|
2005
|
Приобретение
Группой «Газпром» контрольного пакета акций ОАО «Сибнефть» (75,68%), и переименование
компании в Открытое акционерное общество «Газпром нефть»
|
2006
|
Выход на
розничный рынок Средней Азии, путем учреждения дочернего общества «Газпром
нефть Азия», реализующего нефтепродукты в Кыргызстане, Таджикистане и
Казахстане
|
2007
|
2008
|
Совместное
подписание с ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл», ТНК-ВР и ОАО «Сургутнефтегаз»
Меморандума о взаимопонимании, предусматривающем сотрудничество и совместное
участие в проектах в Венесуэле и на Кубе в рамках «Национального нефтяного
консорциума».
|
2009
|
Приобретение
активов «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS) и контрольного пакета акций
SibirEnergy, следствием чего явилось увеличение доли владения Московским
нефтеперерабатывающим заводом и получение доступа к разработке Салымских
месторождений. Приобретение у ChevronGlobalEnergy завода по производству
масел и смазокChevronItaliaS.p.A. в городе Бари (Италия). Запуск масштабной
программы ребрендинга сети АЗС «Газпромнефть».
|
2010
|
контракт на
разработку месторождения Бадра в Ираке приобретение доли в
геологоразведочном проекте на шельфе Кубы Назначение компанией-лидером
проекта «Хунин-6» в Венесуэле Приобретение розничная сеть из 20 АЗС и 9
земельных участков в Казахстане Участие в проекте по разработке перспективных
месторождений на севере ЯНАО, лицензии на разработку которых принадлежат ООО
«СеверЭнергия» Приобретение компании «СТС-Сервис» - подразделения шведской
компании MalkaOil, осуществляющей деятельность в Западно-Лугинецком,
Нижнелугинецком и части Шингинского месторождений Томской области.
|
2011
|
Приобретение
5,15% акций сербской NIS, при этом доля в ней увеличилась до 56,15%,
Становление единственным акционером SibirEnergy после уменьшения уставного
капитала компании на 86,25 млн акций (22,39%); Приобретение первых активы в
Оренбургской области - Царичанского и Капитоновскогоместорождениий, восточной
части Оренбургского месторождения; Начато бурение на месторождении Бадрав
Ираке; Выпуск топлив 4-го экологического класса на НПЗ; Запуск в
продажу нового моторного топлива премиум-класса под брендом G-Drive через
собственную сеть АЗС; Выход на рынок Южного федерального округа России
|
2012
|
Начата добыча
нефти в рамках опытно-промышленной эксплуатации крупных новых месторождений
на севере ЯНАО -Восточно- Мессояхском и Новопортовском. Ввод в промышленную
эксплуатацию первой очереди Самбургского НГКМ, принадлежащего
российско-итальянской компании «СеверЭнергия», где «Газпром нефть»
контролирует 25%. Продолжилось формирование и развитие нового
добывающего кластера в Оренбургской области; Участие в новых проектах по
разведке и разработке запасов углеводородов на территории Ирака. Переход
Московского НПЗ на производство автомобильных бензинов 4- го экологического
класса, на Омском НПЗ начато производство бензинов классов Евро-4 и Евро-5, а
также дизтоплива класса Евро-5; «Газпром нефть» приступила к развитию
сбытовой сети под брендом «Газпромнефть» на территорииУкраины, а также в
Европе (Сербии и Румынии) - под брендом GAZPROM. Ресурсная база компании «Газпром
нефть» значительная, объемы которой ежегодно увеличиваются благодаря активным
геологоразведочным работам, эффективной разработке собственных месторождений
и приобретению новых активов на территории России и за рубежом. По состоянию
на 31 декабря 2012 года суммарные запасы углеводородов компании, относящихся
к категориям «доказанные» и «вероятные», включая долю компании в запасах
зависимых обществ, учитываемых по методу долевого участия, по международным
стандартам составляют 2 128 млн т н. э. или около 1 666 млрд т нефти (15 773
млрд м3) без учета активов NIS. Деятельность компании осуществляется в
крупнейших нефтегазоносных регионах России, а именно в богатых
Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской, Омской и
Оренбургской областях. Поэтому основные перерабатывающие мощности
располагаются в Омской, Московской и Ярославской областях, а также в Сербии.
Кроме того, у «Газпром нефти» есть проекты в области добычи и за пределами РФ
- в Ираке, Венесуэле и других странах. В структуру ВИНК входит более 70
нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в России, в
странах ближнего и дальнего зарубежья. Компания перерабатываетпорядка 70%
добываемой нефти, демонстрирует лучшие в отрасли показатели эффективности
соотношения добычи и переработки. Экспорт продукции компании "Газпром
нефть" осуществляется в более чем 50 стран мира. На территории страны и
за ее пределами продукция реализуется через собственную разветвленную сеть
сбытовых предприятий, насчитывающую в настоящий момент 1 609 единиц в России,
странах СНГ и Европы. Крупнейший акционер «Газпром нефти» - ОАО
"Газпром", напрямую и косвенно контролирующий 95,68 % компании.
Остальная малая часть акций находится в свободном обращении[6].
|
2.1.2 Основные показатели деятельности
Среди ВИНК России ОАО "Газпром нефть" является
одной из лидирующих компаний по объемам добычи углеводородов. На конец 2012
года компания занимает пятое место с добычей в 60 млн тонн в год, а по темпам
роста добычи, который составил около 5% - лидер (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Добыча нефти и газа в России в 2011-2012 годах, тыс т
н.э. [7]
В январе - июле 2013 года нефтедобывающими предприятиями добыто
302,5 млн, что на 2,2 млн т (+0,7%) больше добычи за январь - июль 2012 года[8].
Таблица 4 - Добыча нефти по предприятиям России, тыс. тонн[8]
Рисунок 3 - Рейтинг нефтедобывающих компаний России по добыче
нефти с газовым конденсатом в январе - июле 2013года, % [8]
По объемам нефтепереработки компания находится на третьем
месте, при этом доля ОАО "Газпром нефть" составляет 10% от общего
объема переработки углеводородного сырья в России (Рисунок 4).
Рисунок 4 - Переработка нефти в РФ в 2011-2012гг., тыс т[8]
"Газпром нефть" также входит в число крупнейших
экспортеров сырой нефти с долей в 5,6 % от общего экспорта российской нефти по
системе АК "Транснефть"(Рисунок 5).
Рисунок 5 - Экспорт нефти Российскими компаниями в 2011-2012
годах, тыс т [8]
В 2012году на внутреннем рынке у компании выросли продажи
нефтепродуктов навнутреннем рынке, являющемся более доходным по сравнению с
зарубежным. Компания продолжила интенсивное развитие бизнес-единиц, работающих
в премиальных розничных продуктовых сегментах, таких как заправка «в крыло»,
бункеровка, производство и реализация масел и смазочных материалов. На
территории России продуктовыми бизнес-единицами ОАО «Газпром нефть» в 2012 г.
было реализовано на 22 % больше авиатоплива, на 28 % больше бункеровочного
топлива, на 25 % больше масел по сравнению с 2011 г. Объемы реализации
нефтепродуктов через АЗС в отчетном году выросли на 33 %. В 2012 г. Компания
укрепила позицию крупнейшего поставщика светлых нефтепродуктов на российский
рынок, нарастив рыночную долю до 21,6 %.
Общий рост премиальных продаж (включая продажи продуктовых
бизнес-единиц и NIS) в 2012 г. составил 15 % [9]. Основные финансовые
показатели ОАО «Газпром нефть» в 2012 г. также выросли по отношению к 2011
году: - выручка от продаж выросла на 19,5 % по отношению к результатам 2011
году - с 1030 млрд рублей до 1230 млрд рублей; - прибыль до налогообложения
выросла на 5,9 % с 207 млрд рублей до 220 млрд рублей; - чистая прибыль
увеличилась на 9,8 % с 160 млрд рублей до 176 млрд рублей. Увеличение
показателей стало одновременно результатом интеграции новых приобретений,
органического роста объемов добычи и переработки, улучшения структур
производства и продаж нефтепродуктов, а также реализованных мероприятий по
повышению эффективности производства и снижению издержек [10]. Масштабные планы
развития бизнеса по всем направлениям деятельности подразумевают значительные
инвестиции, общий объем которых в 2012 году составил 182,2 млрд руб., что на 8
% больше инвестиций в 2011 году. Рост инвестиций зафиксирован в сегменте как
добычи, так и переработки нефти, обусловленный реализацией ряда крупных
проектов добычи нефти и проектов программы качества моторных топлив в
нефтепереработке. Капитальные вложения в добычу нефти в 2012 г. составили 90,8
млрд руб. По сравнению 2011 году по данному направлению произошло увеличение
вложений на 29 % благодаря инвестициям в развитие новых активов в Оренбургском
регионе, приобретенных в конце 2011 г., а также вложениям в Новопортовское
месторождение и разработку месторождений в Курдистане на юге Ирака. В
нефтепереработку в 2012 году было направлено 41,8 млрд руб., что на 34 %
превышает сумму, выделенную на развитие этого направления в 2011 году. Рост
инвестиций произошел за счет увеличения вложений по МНПЗ, где в активной
строительной фазе реализации находятся проекты качества и экологические
проекты. На ОНПЗ были введены в эксплуатацию установка гидроочистки бензинов,
установка гидроочистки дизельных топлив. Основной проект по нефтепереработке
NIS, завершенный в 2012 году, - строительство комплекса гидрокрекинга легких газойлей
MHC/DHT. Капитальные вложения в реализацию нефтепродуктов в 2012 г. составили
16,2 млрд руб., что соответствует уровню 2011 г. Основными направлениями
инвестиций в области сбыта является развитие сети АЗС в Московском регионе и г.
Санкт- Петербурге, где активно проводится строительство и реконструкция
станций. В результате инвестиционной деятельности сеть АЗС в 2012 г.
увеличилась на 76 АЗС (построено 38 АЗС и приобретено 38 АЗС), реконструировано
87 АЗС, ребрендировано 55 АЗС. Прочие капитальные вложения составили 9,8
млрдруб (Рисунок 6).
Рисунок 6 - Инвестиции по сегментам бизнеса, млрд рублей [11]
2.1.3 Стратегия развития компании
Стратегическая цель «Газпром нефти» - cтать крупным
международным игроком российского происхождения, обладающим регионально
диверсифицированным портфелем активов по всей цепочке создания стоимости,
активно участвуя в развитии регионов, обладая высокой социальной и
экологической ответственностью.
Рисунок 7 - Основные стратегии развития компании
В мае 2013 года Совет директоров «Газпром нефти» принял
стратегию развития компании до 2025 года. Документ развивает стратегию до 2020
года, определяя пути достижения ранее намеченных целей в основных сегментах
бизнеса - добыче углеводородов, нефтепереработке и сбыте нефтепродуктов - с
учетом изменившихся условий в отрасли и мировой экономике. До 2025 года
компания продолжит активно наращивать акционерную стоимость [9].
2.2.1 Организационная структура компании
Перечень основных дочерних обществ ОАО «Газпром нефть»:
ООО «Газпром нефть Новый Порт»
ООО «Арчинское»
ОАО «Меретояханефтегаз»
ООО «Заполярнефть»
ООО «Газпромнефть-Ангара»
ООО «Газпромнефть-Сахалин»
ЗАО «Сибирская геологическая компания»
ОАО «Южуралнефтегаз»
ЗАО «Центр наукоемких технологий»
Переработка
ОАО «Газпромнефть - Омский НПЗ»
ОАО «Газпромнефть - Московский НПЗ»
Многопрофильные компании
Нефтяная индустрия Сербии» (NIS)
Совместные предприятия
ОАО «НГК «Славнефть»
ОАО «Томскнефть» ВНК Petroleum Development (SPD)
ООО «Север Энергия»
ОАО «Мессояханефтегаз»
Реализация нефтепродуктов
ООО «Альянс-Ойл-Азия»
ОсОО «Газпром нефть Азия»
ЗАО «Газпромнефть - Альтернативное топливо»
ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт»
ТОО «Газпромнефть-Казахстан»
ООО «Газпромнефть-Красноярск»
ЗАО «Газпромнефть-Мобильная карта»
ОАО «Газпромнефть-Новосибирск»
ООО «Газпромнефть-Региональные продажи»
ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад»
ООО «Газпромнефть-Таджикистан»
ЗАО «Газпромнефть-Терминал»
ОАО «Газпромнефть-Урал»
ООО «Газпромнефть-Юг»
ОАО «Моснефтепродукт»
ЗАО «Мунай-Мырза»
Смазочные материалы
ООО «Газпромнефть Лубрикантс Украина»
ЗАО «Газпромнефть МЗСМ»
Заправка авиатопливом
ЗАО «Газпромнефть-Аэро»
ТОО «Газпромнефть-Аэро Астана» (СП)
ООО «Газпромнефть-Аэро Брянск» (СП)
ООО «Газпромнефть-Аэро Душанбе» (СП)
ООО«Газпромнефть-Аэро Кемерово» (СП)
ОсОО «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан»
ЗАО «Газпромнефть-Аэро Новосибирск» (СП)
ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск»
ООО «Газпромнефть-Аэро Томск» (СП)
ООО «Газпромнефть-Аэро Ульяновск»
ООО «Газпромнефть-Аэро Чита» (СП)
ООО «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» (СП)
ООО ТЗК «Северо-Запад» (СП)
ЗАО «Совэкс» (СП)
Бункеровка
ООО «Газпромнефть Марин Бункер»
ООО «Газпромнефть-Шиппинг»
ООО «Газпромнефть Терминал СПб»
ЭкспортNeft Trading Gmbh
Зарубежная деятельностьNeft North Africa B.V.Neft Equatorial
B.V.Neft CDP B.V.Neft Badra B.V.Neft Middle East B.V.Neft Finance B.V.
Нефтесервис и геологоразведка
ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика»
ООО «Газпромнефть-Нефтесервис»
Прочая деятельность
ООО «Газпромнефтьфинанс»
ООО «Газпромнефть-ЗС»
ООО «Газпромнефть НТЦ»
ООО «Газпромнефть Инвест»
ООО «Газпромнефть Бизнес-сервис»
ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта»
ООО «Комплекс Галерная 5»
ООО «Газпромнефть-Развитие»
ООО «Газпромнефть-Логистика»
ООО «Газпромнефть-Cнабжение»
ООО «ИТСК»
«Сибирь Энерджи» (Sibir Energy Ltd.) [12]
2.2.2 Система управления компанией
Система управления компании «Газпром нефть» строится в
соответствии с действующим российским законодательством, Уставом и внутренними
документами, а также положениями Кодекса корпоративного поведения,
рекомендованного к применению Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг [13].
Рисунок 8 - Система управления компанией [13]
2.3 Управление запасами в ОАО «Газпром нефть»
Реорганизация системы материально-технического обеспечения
(МТО) велась в «Газпром нефти» с 2006 года. За несколько этапов реализации
проекта были регламентированы процедуры обеспечения дочерних предприятий,
стандартизировано управление, сформированы полнофункциональные службы
материально-технического обеспечения с типовой структурой и четким разделением
зон ответственности. Однако несмотря на это, по оценке руководства компании,
затраты на транспорт и склад оставались высокими, что стало поводом для
принятия компанией решения в русле основных рыночных тенденций.
Высокая конкуренция на мировых и региональных рынках
вынуждает компании направлять основные ресурсы на повышение ключевых компетенций,
а второстепенные - отдавать на аутсорсинг. Так, на Западе наблюдается тенденция
полной или частичной передачи функций складирования и транспортировки
материально-технических ресурсов в управление так называемому оператору
комплексной логистики (ОКЛ). Российские нефтяные компании занимаются этим либо
самостоятельно, либо с привлечением подрядчиков, чаще всего аффилированных
компаний. Проект ОКЛ подразумевает, что провайдер полностью берет на себя
заботу о логистике заказчика и самостоятельно выстраивает для него цепи
поставок. При этом компания может использовать как собственные активы, так и
возможности субподрядчиков в лице перевозчиков, экспедиторов, складских
операторов. Такая модель позволяет решить целый ряд задач: улучшить качество
предоставляемых услуг, обеспечить требуемый уровень затрат и реинвестировать
прибыль в развитие системы логистики [14].
2.3.1 Оптимизация управления
материально-техническим обеспечением в ОАО «Газпром нефть»
Трудно переоценить важность процессов управления логистикой в
ВИНК, ведь от эффективности логистических процессов будет зависеть и
эффективность бизнеса компании в целом. Подтверждением этих слов являются
данные по потерям от «неправильных» процессов, выражающиеся в десятках
миллионов долларов каждый год.
Сложившаяся изначально схема, при которой стихийные заявки от
подразделений консолидируются в корпоративном центре, утверждаются, проводятся
закупки и списания, неэффективна в современных условиях тенденций сокращения
жизненного цикла продукции.
Помимо классических издержек, сопутствующих такому подходу
(хаотичность закупок, срыв сроков поставок, затоваривание складов неликвидом и
невостребованным товаром и т. д.), эта схема не дает ни четкого представления о
том, для каких целей закупаются ресурсы, ни понимания, использованы ли
запланированные и закупленные товары по целевому назначению. Основная причина
указанных проблем - безадресность и изолированность процессов планирования
материально-технического обеспечения (МТО) в дочерних и головной компаниях.
В ОАО «Газпром нефть» была поставлена задача оптимизировать
управление МТО. Для этого необходимо:
· снизить стоимость закупок,
· увеличить оборачиваемость средств за счет
введения системы «поставок с колес»,
· уменьшить долю неликвидных складских
запасов, тем самым осуществить экономию на арендных платежах за складские
помещения.
В основу решений по оптимизации системы МТО легли концепция
адресности любых логистических транзакций и сквозной процесс контроля полного
цикла МТО (от возникновения потребности до списания) по всем компаниям холдинга
в рамках единой вертикально интегрированной системы управления, которая
охватывает не только внутренние подразделения, но и работу с поставщиками
(Рисунок 9).
Рисунок 9 - Система управления МТО
В единой системе осуществляются годовое и оперативное
планирование, закупки, управление складами, контролируется движение материалов.
При этом на всех стадиях планирования и исполнения проекта в онлайн-режиме
можно получить аналитические отчеты в различных комбинациях: компания - проект
- мероприятие - затраты - план/факт, что позволяет гибко корректировать
стратегию.
Реализация этих подходов стала возможной в результате
развертывания единой информационной системы, состоящей из портального решения
компании SAP, ERP-системы на базе SAP в головной компании, предприятиях
нефтедобычи и нефтепереработки, учетных систем на базе 1С в нефтесервисных
предприятиях и предприятиях НПО, и создания единых для всей компании
справочников материалов, контрагентов, подразделений, бюджетных адресов и
единиц финансового менеджмента. Для всей компании используются единые протоколы
интеграции: портальное решение, внедренное в головной компании, интегрируется с
системами дочерних предприятий, независимо от типа ERP-системы (SAP или другого
вендора) по единой схеме. Кроме того, те же протоколы применяются для
интеграции ERPсистем дочерних компаний уже с их дочерними обществами. Таким
образом, система становится легко масштабируемой: сколько бы ни появлялось
новых подразделений, всегда используется четкий и надежный алгоритм для
интеграции.
При этом вследствие централизованного ведения
нормативно-справочной информации, номенклатурных документов для головной
компании и всех ее дочерних и зависимых структурных подразделений (автоматически
обновляющиеся справочники «вшиты» в их учетные системы), сквозной нумерации
документов данные во всех учетных системах всегда коррелируют между собой. В
результате каждый документ имеет свою историю появления (заявка, план и т. д.),
которую всегда можно отследить. Все это обеспечивает единую структуру работы
подразделений в холдинге и практически полностью исключает влияние
человеческого фактора на качество данных, хранящихся в системе.
С помощью созданной системы увязано в единое целое управление
как внутренними бизнес-процессами, так и бизнес-процессами взаимодействия с
партнерами. В настоящее время она обеспечивает взаимодействие с более 80%
поставщиков компании. Система способствует созданию единого информационного
пространства. Оптимизированы документооборот и процесс бюджетирования,
устранено дублирование данных, повысились точность, скорость учета и обмена
информацией.
Таким образом, появилась возможность полностью контролировать
ситуацию на всем участке создания себестоимости, проводить непрерывный мониторинг
всей логистической цепи в рамках МТО, видеть, насколько эффективно используются
ресурсы, выявлять источники потерь, оптимизировать деятельность сотрудников и
поставщиков. Это позволяет быстро принимать обоснованные управленческие решения
и максимально эффективно использовать ресурсы компании.
Организация процесса годового планирования МТО
Процесс годового планирования МТО состоит из нескольких
основных стадий: формирование мероприятий; предварительная и финальная
заявочные кампании; составление и корректировка планов МТО. При этом годовое
планирование реализовано как единый сквозной процесс от возникновения
потребности до списания. В него вовлечены практически все подразделения
компании: материально-технические управления и департаменты закупок, участники
процесса планирования и реализации производственной программы, капитального
строительства, технического обслуживания и ремонта оборудования, инвестиционных
проектов, учета и контроля поставок и передачи материально-технических ресурсов
(МТР). В основу планирования положено мероприятие, за счет чего достигается
адресность каждого логистического процесса.
Это означает следующее. Деятельность всех функциональных
единиц в компании рассматривается с точки зрения реализации в указанные сроки
отдельных проектов. Каждый из них состоит из определенного перечня мероприятий,
выполнение которых позволит реализовать проект и таким образом достичь
поставленных целей. Например, в качестве мероприятий могут выступать программы
и подпрограммы деятельности подразделений. Так, для подразделений капитального
строительства - строящиеся объекты и их подобъекты, для бурения - скважина. При
этом каждое мероприятие должно быть отнесено либо к нуждам капитального
строительства, либо к ремонтно-экплуатационным нуждам.
Уровень детализации мероприятий в каждом случае определяется
отдельно в зависимости от того, до какого уровня необходимо анализировать
затраты и осуществлять контроль. Затраты на проект определяются с помощью
оценки затрат по мероприятиям (потребность в работах, услугах, материалах и
оборудовании). Общие затраты по компании рассчитываются путем консолидации
затрат по проектам. Корректировка сумм по смете затрат осуществляется либо
путем корректировки потребности на мероприятие, либо исключением/дополнением
мероприятия. Поскольку становится четко видна зависимость между мероприятиями и
показателями деятельности, у руководства появляется возможность принимать
обоснованные решения с пониманием того, как это отразится на реализации проекта
и в итоге на прибыли компании.
Управление ходом заявочной кампании
Перед началом процесса годового планирования МТО главные
специалисты структурных подразделений и сервисных предприятий, ответственные за
реализацию проектов, формируют систему соответствующих мероприятий, для каждого
из которых указывается лимит затрат. Последний не должен превышать лимита
финансирования, установленного планово-бюджетным департаментом. После это
потребности могут формироваться только под мероприятия, для которых они
указаны, что позволяет четко определить исполнителей и ответственных и в
дальнейшем контролировать исполнение плана. Укрупненная функциональная модель
взаимодействия предприятий показана на рисунке 10.
Рисунок 10 - Укрупненная функциональная модель взаимодействия
предприятий
Структурные подразделения и сервисные предприятия формируют
заявки первичных потребностей (годовые заявки) на МТР с привязкой к
мероприятиям и детализацией до конкретного материала или оборудования в
разбивке по месяцам. Сформированная годовая заявка направляется на утверждение
главному специалисту, затем формируется и согласовывается сводная потребность
по всем главным специалистам и далее по цепочке вверх потребность всей
компании. Согласование сводных потребностей проводится по реестру заявок.
Кроме того, при поступлении новых заявок ссылки на них
автоматически отправляются по электронной почте всем лицам, участвующим в
процессе согласования. Контроль за ходом согласования осуществляется через
систему статусов и отслеживаний (ССО), которая включает рассылку
соответствующих уведомлений по электронной почте всем участникам
бизнес-процесса.
Система полномочий разграничивает доступ к заявкам.
Структурные подразделения не имеют доступа к информации по другим структурным
подразделениям, а главный специалист - к информации по другим главным
специалистам. Вышестоящий сотрудник дополнительно имеет доступ к информации
нижестоящих. На основании утвержденных годовых заявок планово-бюджетное
подразделение формирует план списания материалов и направляет его в
подразделение по материально-техническому снабжению, где автоматически
создается план финансирования приобретения МТР с учетом планируемых остатков на
начало года, сезонности завозов и условий платежей.
Организация закупок и учет запасов
Все закупки компании условно можно разделить на две группы:
централизованные закупки, которые осуществляются через головную компанию, и
децентрализованные, или собственные, закупки подразделений по
материально-техническому снабжению. Процесс централизованной закупки полностью
реализован в системе, децентрализованной - находится в процессе опытной
эксплуатации.
При централизованной закупке после утверждения плана МТО
необработанные позиции, сгруппированные по группам закупок и базису поставки,
отправляются в центральное закупочное подразделение головной компании для
обработки. После получения реестра невыполненных заказов трейдер обрабатывает
позиции на предмет наличия их на рынке и возможности закупки. Здесь же
происходит проверка бюджета (цена поставщика не должна значительно отличаться
от плановой цены).
Рисунок 11 - Работа с поставщиками
Отправив товар заказчику, поставщик вводит в систему
счет-фактуру в электронном виде, которая регистрируется в качестве
предварительной. При поступлении документа в дочернюю компанию происходит его
регистрация со ссылкой на приложение к соответствующему договору, после
подтверждения поставки товара статус автоматически обновляется и в дочерней, и
в головной компаниях. Далее бухгалтерия осуществляет проводку документа
поставщика и выставляет сбытовую фактуру в адрес дочерней компании.
Для контроля процесса доставки товара в дочернюю компанию в
систему вводятся номера накладных и реквизиты транспортных средств. После этого
товар считается отгруженным и отправляется к месту приемки. В момент прихода
МТР в дочернюю компанию происходят их регистрация и обновление статуса фактуры
в головной компании. Кладовщик создает первичный приемный акт (ППА), где
указывает фактически поступившее количество товара (при этом система создает
документ «Авизо об отправке») со ссылкой на предварительную счет-фактуру или
заказ на поставку и подтверждает, что товар получен. На этом основании
оформляется поступление материалов на склад и их списание на ответ-хранение.
Одновременно изменение статуса видит и бухгалтерия, которая получает основание
требовать оригиналы закрывающих документов. Поставщик в свою очередь может
контролировать отгрузку с помощью отчетов.
Информация о поступлении материала инициирует в системе
бухгалтерские проводки по дебету счета запасов и кредиту перерасчетного счета,
таким образом количественно увеличивая запас материала. Вместе с поступлением
материалов создается входящая партия материала с классификацией признаков
партии (дата поступления, направление деятельности, главный специалист и т.
д.). Процессы перемещения в структурные подразделения, списания и продажи
материалов дочерним и сторонним предприятиям, а также сбора фактических затрат
также фиксируются в системе.
Основанием для осуществления платежей является счет-фактура
поставщика (последняя в свою очередь создается на основе заказа на поставку).
По неоплаченным счетам-фактурам формируются задания на платеж. В рамках системы
реализована функция электронного согласования заданий на платеж. В результате
распечатывается весь выбранный блок утвержденных счетов-фактур (например, на
конкретную дату), а на подпись руководителю приносятся только уже заранее одобренные
им счета. Утвержденный платеж передается в бухгалтерию на оплату. После
оформления платежных документов бухгалтер подтверждает платеж.
С помощью бумажных вариантов предварительного счета-фактуры,
ППА кладовщика, приходного ордера проводится проверка счетов-фактур в системе,
вносятся необходимые корректировки и осуществляется бухгалтерский учет. При
этом в системе выполняются бухгалтерские проводки по дебету перерасчетного
счета и кредиту счета поставщика, а также проводки по входящему НДС,
формируется кредиторская задолженность. Данные механизмы позволяют организовать
единый стоимостной и количественный учет запасов материалов в режиме реального
времени.
Интеграция с системами складского учета
Единая система управления МТО интегрирована с подсистемами управления
складом, планирования и учета материально-производственных запасов (МПЗ), а
также с системой штрих-кодирования. При этом в системе отражаются реальное
поступление товарных позиций, их местоположение на складах, а при проведении
очередной закупочной кампании можно эффективно использовать невостребованные
остатки товарно-материальных ценностей (ТМЦ), сократив при этом объем средств,
затраченных на приобретение материалов и оборудования.
При поступлении МТР на склад (Рисунок 12) материалы
идентифицируются путем чтения штрихкода, ввода артикула или кода. Кладовщик
получает данные о местах, где может находиться данный материал и перемещает его
к соответствующей полке. Процессы размещения, приемки и описания груза
протекают параллельно. При укладке материала проводится его пересчет, в системе
подтверждается количество полученного товара и вводится необходимая
сопроводительная информация. Материалы, требующие проведения процедуры контроля
качества, принимаются в специальный вид запаса, что не позволяет осуществлять
их выдачу со склада. После проверки партии товара он переводится в
соответствующий вид запаса: «Свободно используемый» (автоматически становится
доступным для выдачи) или «Брак» (блокируется).
Рисунок 12 - Схема складского учета
В процессе отпуска МТР со склада заказ поступает на склад из
SAP R/3 и отправляется в работу оператором склада. Система автоматически
распределяет задания между сотрудниками и выдает каждому указания на отбор ТМЦ
из конкретных ячеек (Рисунок 13). Затем система формирует задания на
перемещение набранных МПЗ в зону контроля комплектации. После этого заказ
проходит проверку по упаковочному и комплектовочным листам и выдается со склада
с автоматическим возвратом данных в SAP R/3.
Рисунок 13 - Складской учет оборудования
Использование технологии автоматической идентификации
материалов во всех складских процессах (за исключением приемки) позволяет
значительно сократить процент ошибок, связанных с возникновением пересортицы.
Полная маркировка грузов проводится на складе при контрольном пересчете,
вследствие чего этап идентификации материалов выполняется только при приемке.
Маркировка мест хранения и использование единой методики адресации пространства
позволяют значительно сократить время на поиск необходимых материалов. Функция
динамического размещения дает возможность не закреплять материалы за
конкретными местами, а использовать все возможное пространство, что актуально в
условиях отсутствия информации о массогабаритных характеристиках грузов. Каждый
сотрудник склада имеет собственный штрих-код, который сканируется в начале
работы. Таким образом, персонифицируется ответственность и есть возможность
просмотреть авторов различных операций, включая оперативную инвентаризацию
(контрольный пересчет), изъятие МПЗ из ячеек и их размещение, информацию о
текущих работах на складе и занятости сотрудников.
Документооборот
Концепция документооборота, заложенная в системе, охватывает
весь «жизненный» цикл договора с момента его создания до списания товара. За
счет этого устраняются несоответствия между финансовыми и логистическими
операциями, появляется возможность планировать платежи, сроки поставок и работ
по договорам. Вся работа по договору выполняется в электронном виде. Для
хранения и поиска необходимых документов (в том числе в отсканированном виде)
ведутся единый реестр и архив договоров, а также функционируют единые на всю
компанию справочники контрагентов, материалов, финансовых позиций и единиц
финансового менеджмента. Для облегчения поиска документов используется
штрих-кодирование.
В системе автоматически формируются сообщения с напоминаниями
или задачи определенным пользователям о необходимости выполнения какого-либо
действия при поступлении закупаемых материалов, счетов-фактур, наступлении
сроков оплат по договору или других предопределенных событий.
Аналитическая составляющая позволяет постоянно контролировать
и анализировать маршруты прохождения документов, платежи и исполнение бюджетов
при заключении договоров и др.. Кроме того, система накапливает статистику и
позволяет формировать отчетность: по исполнению договоров, документам к
контракту на закупку, исполнению бюджета, в том числе бюджета подразделений.
Аналитические отчеты
Эффективное управление МТО немыслимо без получения регулярной
и достоверной аналитической отчетности. В рамках единой системы компании
«Газпром нефть» реализованы различные формы отчетности в рамках каждой стадии
процесса управления МТО. Так, в части управления запасами реализованы такие
варианты отчетности, как динамика невостребованного и неликвидного имущества,
отчет об остатках МТР, динамика движения МТР за период, отчет о поступлении и
реализации МТР за период. В области закупок реализовано более 20 вариантов
отчетов, в том числе сводный отчет по поставщикам, отчет по неисполнению
договоров, анализ закупок для отдела поставок, сравнительный анализ цен и т. д.
Это дает возможность ежедневно контролировать закупочный процесс и мгновенно
получать информацию, необходимую для управления данным процессом и принятия
решений по его оптимизации, а также эффективно реализовывать такие функции, как
контроль платежей и качества исполнения договорных обязательств.
Кроме того, есть возможность контролировать исполнение
бюджета, анализировать корректность бухгалтерского учета как в дочерних, так и
в головной компаниях, формировать документы для государственной и
статистической отчетности. При этом соответствующие отчеты могут быть построены
в любом ракурсе и с любым уровнем детализации.
Таким образом, проконтролировать процесс МТО «от» и «до»
позволяют, во-первых, процедуры формирования адресной потребности (планирование
под мероприятие), отслеживание соответствия затрат лимиту на мероприятие,
формирование единых плановых цен на материалы с учетом индекса дефлятора и
коэффициента транспортных расходов, просмотр расхода средств и материалов через
множество оперативных и аналитических отчетов (план/факт). Например, анализ
исполнения договоров поставки МТР осуществляется в различных разрезах:
состояние оплат, общая стоимость заказа, стоимость материалов по предварительно
зарегистрированным и проведенным счетам и т. д. Немалую роль играют и меры
консолидации информации от всех подразделений в единой системе, наличие единого
справочника контрагентов, единого справочника материалов, а также единой
системы ведения справочника мероприятий для ремонтно-эксплуатационных нужд и
объектов капитального строительства. Все это создает возможности для
существенной оптимизации процессов компании, что в итоге отражается на ее
финансовых показателях.
В успешных результатах, которые получены уже сегодня, большая
заслуга не только специалистов департамента материально-технического
обеспечения ОАО «Газпром нефть» - главного бизнес-заказчика проекта, но и
департамента информационных технологий компании, сотрудники которого оказывали
максимальное содействие в проведении всех необходимых работ. Для участия в
реализации проекта создания единой вертикально интегрированной системы МТО на
базе решений SAP также были привлечены Информационно-технологическая сервисная
компания (ИТСК) и компания EPAM Systems, один из крупнейших разработчиков
заказного программного обеспечения в Центральной и Восточной Европе.
Перспективное развитие системы
В настоящее время единая система управления МТО компании
«Газпром нефть» развивается в нескольких направлениях. Одно из них - дополнение
функционала системы в дочерних компаниях за счет включения в единую цепочку
процессов децентрализованных закупок.
Второе важное направление развития - расширение функциональных
возможностей контроля, в том числе за счет интеграции системы управления МТО с
решениями по управлению проектами (Primavera), приложениями 1С. В первом случае
появится возможность четко отследить использование заказанных и приобретенных
оборудования и материалов на мероприятия по капитальному строительству и
ремонту, во втором - факт исполнения платежей.
Наконец, еще одно важное направление - усовершенствование
системы отчетности [15].
управление запас комбинированный документооборот
Заключение
В данной курсовой работе были изучены основные системы
управления запаси, изучены сильные и слабые стороны каждой из них. В теории
управления запаси выделяются две основные системы -система управления запасами
с фиксированным размером заказа и система управления запасами с фиксированным
интервалом времени между заказами. В чистом виде применение любой из этих
теорий на практике не представляется возможным, в силу изменяющихся условий
внешней и внутренней среды компании. В связи с этим, чаще всего применяется комбинированная
система управления запасами.
В данной системе, как и в системе с фиксированным интервалом
времени между заказами, входным параметром является период времени между
заказами. В отличие от основной системы, она ориентирована на работу при значительных
колебаниях потребления. Чтобы предотвратить завышение объемов запасов,
содержащихся на складе, или их дефицит, заказы производятся не только в
установленные моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня.
Таким образом, рассматриваемая система включает в себя элемент системы с
фиксированным интервалом времени между заказами (установленную периодичность
оформления заказа) и элемент системы с фиксированным размером заказа
(отслеживание порогового уровня запасов).
В компании ОАО «Газпром нефть» применяется именно этот способ
управления запасами. Однако в силу территориальной распределнности многих
подразделений компании, а также масштаба самой компании, данная систему
претерпевает изменения, направленные на учет всех особенностей деятельности ОАО
«Газпром нефть» и ее дочерних зависимых компаний. Проблема разобщенности, порой
неверной трактовки информации, при передачи от головной компании дочерней
существует и у других российских вертикально-интегрированных компаний, поэтому
рассмотренные в работе пути решения данной проблемы могут быть актуальны и для
других крупных участников нефтегазового рынка России.
Глоссарий
Управление запасами - деятельность, направленная на
обеспечение требуемого уровня запаса.
Запас (stock, inventory) в работе логистических систем и
цепей поставок - товарно-материальные ценности, ожидающие потребление.
Запас страховой (гарантийный запас) (buffer stock;
contingency stock; cushion stock; protective stock; safety stock) - запас,
предназначенный для непрерывного обеспечения потребления при появлении
возможных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий
поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки
поставок в пути и др.
Модель с фиксированным интервалом времени между заказами
(fixed-order-interval model) - модель управления запасами, основанная на выдаче
периодически пересчитываемого заказа в заранее определенные моменты времени.
Модель с фиксированным размером заказа - модель управления
запасами, основанная на выдаче фиксированного размера заказа при снижении
запаса до порогового уровня.
Список использованных источников
1
Логистика управления материальными потоками в сферах производства и обращения
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apmath.spbu.ru/ru/staff/morozov/lection10.pdf
Аникин
Б.А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 2004. 378 с.
Щербанин
Ю.А. Основы логистики: учеб. Пособие для студентов вузов/Ю. А. Щербанин. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 295 с.
Ушакова
Н.Н. Совершенствование анализа и планирования товарооборота - Киев, 2003, 125с
Алесинская
Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 79 с.
ИСТОРИЯ
КОМПАНИИ/ Официальный сайт ОАО «Газпром нефть» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.gazprom-neft.ru/company/history.php, свободный. - Загл. с
экрана.
Годовой
отчет 2012 / Официальный сайт ОАО «Газпром нефть» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: wwwhttp://www.gazprom-neft.ru/annual-reports/2012/Gazprom-
Neft_Annual_Report_2012_rus.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
24
Итоги производственной деятельности отраслей ТЭК в январе-июле 2013 // ТЭК
России. - 2013. - №8. - С.57-102
РЕАЛИЗАЦИЯ
СТРАТЕГИИ/ Стратегия / Газпром нефть вкратце / Главная / Официальный сайт ОАО
«Газпром нефть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ir.gazprom-neft.ru/azprom-neft-at-a-glance/strategy/implementation,
свободный. - Загл. с экрана.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MD&A / Официальный сайт ОАО «Газпром нефть» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://ar2012.gazprom-neft.ru/mda/operating- results,
свободный. - Загл. с экрана.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ / Официальный сайт ОАО «Газпром нефть»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ar2012.gazprom-
neft.ru/overview/investment-activities, свободный. - Загл. с экрана.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА КОМПАНИИ/ Официальный сайт ОАО «Газпром нефть» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.gazprom-neft.ru/company/organization.php
РУКОВОДСТВО
/ Официальный сайт ОАО «Газпром нефть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gazprom-neft.ru/company/management/
«Газпром
нефть» совершенствует схему обеспечения материально-техническими ресурсами.
ЖУРНАЛ «СИБИРСКАЯ НЕФТЬ» - ONLINE №89 (МАРТ 2012) [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://pda.gazprom-neft.ru/sibneft-online/arhive/192/808284/
«Газпром
нефть»: единая вертикально интегрированная система управления
материально-техническим обеспечением в компании. Журнал «Нефтяное хозяйство» №
10/2013, стр. 99-103
Букан
Д., Кенигсберг Э. Научное управление запасами. Пер. с англ. М.: 2007
Гаджинский
А.М. Логистика. - М.: ИД «Дашков и Ко», 2006
Григорьев
М. Н., Долгов А. П., Уваров С. А. Управление запасами в логистике. М.
Бизнес-пресса. 2006
Приложение А
Т-анализ ОАО "Газпром нефть"
Таблица А.1 - Базовая матрица SWOТ-анализа
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
1.Высокое
качество ресурсной базы, обеспечивающее низкий уровень издержек на добычу
нефти 2.Высокие темпы добычи нефти 3.Мощный перерабатывающий сектор:
"Газпром нефть" владеет самым современным НПЗ в России - ГПН-ОНПЗ,
а также ГПН-МНПЗ в самом платежеспособном регионе России 4.Отсутствие
политических рисков: контрольный пакет акций "Газпром нефти"
принадлежит "Газпрому", поэтому компания может рассчитывать на
поддержку со стороны государства 5.Высокий коэффициент восполнения запасов
6.Добыча за рубежом, опыт успешного участия в совместных предприятиях и
интеграции приобретенных активов в России и за рубежом 7.Работающая
инновационная политика
|
1.Низкие объемы
добычи газа, поскольку месторождения компании, в основном, нефтяные 2.Низкое
количество акций в свободном обращении (около 5%) 3.Низкая степень
обеспеченности легкодоступными запасами нефти 4.Слабая дивидендная политика
5.Ограниченная диверсификация 6.Зависимость от мощностей Транснефти
|
Возможности
|
Угрозы
|
1.Разработка
крупных месторождений в ЯНАО и на арктическом шельфе, подлежащих налоговым
льготам, добыча за рубежом 2.Улучшение корпоративного управления и
значительный рост стоимости акций 3.Диверсификация деятельности
4.Модернизация действующих и создание новых производственных мощностей
5.Газпром нефть может получить нефтяные месторождения Газпрома, что позволит
компании наращивать добычу 6.Выделение Транснефтью мощностей для прокачки на
экспорт нефти по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО)
|
1.Снижение
рентабельных запасов нефти 2.Изменение конъюнктуры цен на нефть и
нефтепродукты 3.Повышение цен на отечественное и импортное оборудование и
нефтесервисные услуги 4.Изменение политической ситуации и режима
налогообложения 5. Конкуренция за лицензии 6.Утрата контроля над издержками
7.Газпром может перевести экспортные потоки Газпром нефти на свою дочернюю
компанию Газэкспорт
|
Проведем классификацию возможностей и угроз, чтобы
определить, какие имеют первостепенное значение. Факторы располагаются в
матрице в зависимости от степени воздействия и вероятности наступления. Оценим
параметры и факторы и расположим их по квадратам.
Таблица А.2- Анализ угроз
со стороны конкурентных сил
Вероятность
реализации угроз
|
Влияние угроз
|
|
Разрушительное
(Р)
|
Тяжелое (Т)
|
Среднее (С)
|
Высокая (В)
|
Изменение
политической ситуации и режима налогообложения
|
|
Средняя (С)
|
Снижение
рентабельных запасов нефти
|
Повышение цен
на отечественное и импортное оборудование и нефтесервисные услуги
|
Утрата контроля
над издержками
|
Низкая (Н)
|
Конкуренция за
лицензии
|
Газпром может
перевести экспортные потоки Газпром нефти на свою дочернюю компанию
Газэкспорт
|
|
Таблица А.3 - Анализ
возможностей, предоставляемых рынком
Вероятность
реализации возможности
|
Влияние
возможности
|
|
Сильное (С)
|
Умеренное (У)
|
Малое (М)
|
Высокая (В)
|
Разработка
крупных месторождений в ЯНАО и на арктическом шельфе, подлежащих налоговым
льготам, добыча за рубежом
|
Модернизация
действующих и создание новых производственных мощностей
|
|
Средняя (С)
|
Диверсификация
деятельности
|
Выделение
Транснефтью мощностей для прокачки на экспорт нефти
|
|
Низкая (Н)
|
Получение
нефтяных месторождений Газпрома
|
Рост стоимости
акций
|
Улучшение
корпоративного управления
|
Для того, чтобы комплексно оценить маркетинговые стратегии
для предприятия, исходя из слабых и сильных сторон компании с учетом угроз и
возможностей, рассмотрим подробно угрозы, представляющие серьезную опасность
для предприятия и требующие обязательного, в комплексе с имеющимися ресурсами.
На пересечение разделов образуются четыре поля, для которых
следует рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые
должны быть учтены при разработке стратегии предприятия:
сила и возможности. Для таких пар следует прорабатывать
стратегию по использованию сильных сторон предприятия, для того чтобы для того
чтобы получить результат от возможностей, выявленных во внешней среде;
сила и угрозы. Стратегия должна предполагать использование
сильных сторон предприятия для устранения угроз;
слабость и возможности. Стратегия должна быть построена таким
образом, чтобы предприятие могло использовать появившиеся возможности для
преодоления имеющихся слабостей;
слабость и угрозы. Стратегия должна быть построена таким
образом, чтобы предприятие избавилось от слабостей и преодолело имеющуюся
угрозу.
Таблица 22 - Комплексная оценка возможностей и угроз с учетом
сильных и слабых сторон
|
Возможности:
|
Угрозы:
|
|
Разработка
крупных месторождений в ЯНАО и на арктическом шельфе
|
Модернизация
действующих и создание новых производственных мощностей
|
Диверсификация
деятельности
|
Изменение
конъюнктуры цен на нефть и нефтепродукты
|
Изменение
политической ситуации и режима налогообложения
|
Снижение
рентабельных запасов нефти
|
Сильные стороны
Высокие темпы добычи нефти
|
Стратегия
географического расширения (освоение новых месторождений)
|
Стратегия
увеличение перерабатывающих мощностей (закупка нового оборудования по
переработке нефти)
|
|
Стратегия
дальнейшего увеличения темпов добычи нефти или сохранение на существующем
уровне позволит сократить издержки добычи на тонну и при падении цен
сохранить свое положение на некоторое время
|
|
Стратегия
внедрения инновационных методов ГРР, разработка технологий добычи
трудноизвлекаемых запасов нефти
|
Мощный
перерабатывающий сектор
|
Стратегия
увеличения объемов нефтепереработки на новых месторождениях
|
Использование
опыта и собственных технологий при модернизации / строительстве мощностей
|
Скупка
нефтехимических предприятий
|
|
|
Внедрение
технологий глубокой переработки нефти
|
Участие в
совместных предприятиях и добыча за рубежом
|
|
Использование
опыта зарубежных компаний и их технологий
|
Географическая
диверсификация и повышение стабильности доходов
|
Повышение цен
на нефть способствует резкому увеличению доходов от экспорта
|
Стратегия
адаптации позволит в зависимости от изменений в законодательстве компания
может увеличивать объемы экспорта/импорта
|
Стратегия
приобретения активов за рубежом в период спада - возможность стать лидером
на зрелом рынке Европы
|
Слабые стороны
Низкие объемы добычи газа
|
Стратегия
увеличения разработки газовых месторождений
|
|
Стратегия
проникновения в активы смежных отраслей
|
|
|
Стратегия
наращивания мощностей по добыче и переработке газа позволит увеличивать
доходы компании
|
Низкая степень
обеспеченности легкодоступными запасами нефти
|
|
Использование
иностранных и отечественных технологий для извлечения нефти с особыми
свойствами / в особых географических условиях
|
|
|
|
Стратегия
внедрения инновационных технологий ГРР и добычи нефти и газа позволит
увеличить количество рентабельных месторождений, что увеличит объемы добычи и
доходов предприятия
|
Ограниченная
диверсификация
|
|
Возможно
расширение линейки продуктов благодаря внедрению новых/ модернизации
перерабатывающих мощностей (например более глубокая переработка нефти в
бензин высокого качества)
|
Стратегия
диверсификации в области научно-исследовательских работ с целью создания
потенциала научных исследований и разработок, ориентированных на новые
технологии и рынки сбыта
|
|
|
|
|
Возможности:
|
Угрозы:
|
|
Разработка
крупных месторождений в ЯНАО и на арктическом шельфе
|
Модернизация
действующих и создание новых производственных мощностей
|
Диверсификация
деятельности
|
Изменение
политической ситуации и режима налогообложения
|
Снижение
рентабельных запасов нефти
|
Сильные стороны
Высокие темпы добычи нефти
|
Стратегия
географического расширения (освоение новых месторождений)
|
Стратегия
увеличение перерабатывающих мощностей (закупка нового оборудования по переработке
нефти)
|
|
Стратегия
дальнейшего увеличения темпов добычи нефти или сохранение на существующем
уровне позволит сократить издержки добычи на тонну и при падении цен
сохранить свое положение на некоторое время
|
|
Стратегия
внедрения инновационных методов ГРР, разработка технологий добычи
трудноизвлекаемых запасов нефти
|
Мощный
перерабатывающий сектор
|
Стратегия
увеличения объемов нефтепереработки на новых месторождениях
|
Использование
опыта и собственных технологий при модернизации / строительстве мощностей
|
Скупка
нефтехимических предприятий
|
|
|
Внедрение
технологий глубокой переработки нефти
|
Участие в
совместных предприятиях и добыча за рубежом
|
|
Использование
опыта зарубежных компаний и их технологий
|
Географическая
диверсификация и повышение стабильности доходов
|
Повышение цен
на нефть способствует резкому увеличению доходов от экспорта
|
Стратегия
адаптации позволит в зависимости от изменений в законодательстве компания
может увеличивать объемы экспорта/импорта
|
Стратегия
приобретения активов за рубежом в период спада - возможность стать лидером
на зрелом рынке Европы
|
Слабые стороны
Низкие объемы добычи газа
|
Стратегия
увеличения разработки газовых месторождений
|
|
Стратегия
проникновения в активы смежных отраслей
|
|
|
Стратегия
наращивания мощностей по добыче и переработке газа позволит увеличивать
доходы компании
|
Низкая степень
обеспеченности легкодоступными запасами нефти
|
|
Использование
иностранных и отечественных технологий для извлечения нефти с особыми
свойствами / в особых географических условиях
|
|
|
|
Стратегия
внедрения инновационных технологий ГРР и добычи нефти и газа позволит
увеличить количество рентабельных месторождений, что увеличит объемы добычи и
доходов предприятия
|
Ограниченная
диверсификация
|
|
Возможно
расширение линейки продуктов благодаря внедрению новых/ модернизации
перерабатывающих мощностей (например более глубокая переработка нефти в
бензин высокого качества)
|
Стратегия
диверсификации в области научно-исследовательских работ с целью создания
потенциала научных исследований и разработок, ориентиров анных на новые
технологии и рынки сбыта
|
|
|
|