Система мотивации ОАО 'Керамин'
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт бизнеса и менеджмента технологий
ОТЧЕТ
по
преддипломной практике в ОАО «Керамин»
Руководитель
практики
от
института Капорцева О.Н
Руководитель
практики
от
предприятия Горчаков А.Ю
Исполнитель
Студентка
ИБМТ 4 курса
Лябик
Т.А
Минск
- 2015
РЕФЕРАТ
Цель преддипломной практики состоит в том, чтобы
систематизировать, закрепить и углубить теоретические знания, полученные по
дисциплинам специализации; подготовиться к выполнению выпускной дипломной
работы; приобрести практические навыки, необходимые для будущей
производственной деятельности в качестве менеджера-экономиста.
Объектом отчёта по преддипломной практике
является производственная деятельность ОАО «Керамин».
Основные задачи преддипломной практики можно
сформулировать следующим образом:
· получение студентами навыков
управленческой деятельности в качестве линейного руководителя определенного
уровня управления в организации;
· сбор, обобщение и систематизация
материалов для всех разделов дипломного проекта.
Теоретической и методологической основой
исследования послужили положения, концепции и гипотезы, содержащиеся в трудах
отечественных и зарубежных ученых. В первой главе приведена краткая характеристика
ОАО «Керамин», проанализированы основные экономические показатели деятельности.
Во второй главе изучена система мотивации и стимулирование труда в ОАО
«Керамин». В третьей главе выделены предложения по совершенствованию системы
мотивации ОАО «Керамин».
ВВЕДЕНИЕ
В качестве объекта преддипломной практики мною
было выбрано ОАО «Керамин». Это предприятие по производству высококачественных
строительных материалов: керамической плитки, керамического гранита, изделий
санитарной керамики, керамических камней и кирпича. В соответствии с учебным
планом я проходила преддипломную практику в ОАО «Керамин» с 23.03.2015 -
18.04.2015.
Целью прохождения преддипломной практики
является: подготовка к написанию дипломного проекта, сбор материалов к
дипломному проекту и получение практических навыков.
Практические навыки играют определяющую роль в
профессиональной деятельности любого специалиста. Чем больший опыт накоплен
человеком по практическому использованию своих теоретических знаний, тем более
эффективна работа такого сотрудника.
Подготовка к написанию дипломного проекта
предусматривает изучение темы будущей работы, знакомство со всеми ее тонкостями
и нюансами. Необходимо составить наиболее полное представление о предмете
работы и хорошо ориентироваться в данном вопросе. Одно из главных требований к
подготовке специалистов высшей квалификации - её связь с практикой, знание
конкретных задач, особенностей будущей практической деятельности. Важным звеном
этой связи является производственная практика.
Цели преддипломной практики - это
систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных по
дисциплинам специализации; приобретение практических навыков работы.
Объект анализа - ОАО «Керамин».
Предмет анализа - финансово-экономическая
деятельность ОАО «Керамин».
Задачи практики, проводимой в ОАО «Керамин»:
закрепление теоретических знаний и умений
студентов по экономике, организации производства и управления, по специальным и
общепрофессиональным дисциплинам;
приобретение практических навыков и подготовка к
самостоятельной профессиональной деятельности;
сбор необходимой информации для выполнения
дипломной работы;
изучение финансово-экономических показателей ОАО
«Керамин»;
изучение системы мотивации в ОАО «Керамин».
Сбор материалов к дипломному проекту является
одной из составляющих подготовки к дипломному проектированию. На этом этапе
ставится задача составить базу будущей работы, состоящую из нормативно-правовых
актов, собственных наблюдений, материалов и информации используемых в работе
фирмы.
. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КЕРАМИН»
ОАО «Керамин» - стабильное, крупное, динамично
развивающееся предприятие по производству высококачественных строительных
материалов: керамической плитки, керамического гранита, изделий санитарной
керамики, керамических камней и кирпича. Производство ведётся в тесном
сотрудничестве с ведущим мировым производителем оборудования для керамической
отрасли - итальянской фирмой «SACMI»
ОАО «Керамин» - старейшее производство в
Беларуси. Свою историю развития предприятие ведёт с начала 20-го века, с каждым
годом усиливая свои позиции на рынке, наращивая производственные мощности,
укрепляя доверие покупателей и деловой авторитет среди партнёров.
Преемственность профессионализма и высокий
уровень ценности качества продукции определяют ОАО "Керамин" как
ведущего производителя отечественной керамической отрасли.
Сегодня "Керамин" - это современный
стиль и дизайн, создающий новую эстетику восприятия интерьера, это качество
надёжное и доступное, по привлекательной для покупателя цене, это престиж и
достоинство выбора. А значит - это выгодность бизнеса и признание потребителя.
На предприятии разрабатываются и
совершенствуются специальные программы гибкого реагирования на запросы
дистрибьюторов, стандарты брэнда в мерчендайзинге и чёткая, современная система
логистики бесперебойных поставок продукции.
ОАО «Керамин» - лидер в странах
СНГ по объёмам выпуска керамической плитки: не менее 15 млн. м2. в год, и
санитарной керамики - 1 500 000 единиц в год. Миллионы квадратных метров
первоклассной керамической продукции «Керамин» и современные изделия санитарной
керамики доставляются зарубежным потребителям на обширной территории от
Архангельска до Северного Кавказа, от центральных областей России до Поволжья и
Урала, Астаны и Бишкека, Кишинёва и Душанбе. Сегодня белорусскую керамику знают
даже на Сахалине, по достоинству её оценили в странах Балтии, в Дании, Швеции,
Польше. В минувшем году почти 80% продукции реализовано в странах ближнего
зарубежья.
Основные внешнеторговые партнеры
предприятия - Россия и Украина, где, как и в Беларуси, создана и действует
специализированная сеть товаров.
Данные, представленные в приложении В, отражают увеличение объемов экспорта в
период с 2007 по 2013 гг.
Организационная структура
предприятия отражена в приложении Г. По состоянию на 1 января 2014 г.
численность работников ОАО «Керамин» составляла 3449 человек. Списочная
численность руководителей, специалистов и других служащих составила 603
человека.
За январь-октябрь 2014 года
фактическая среднемесячная заработная плата по предприятию достигла 4542420
рубля, что составило к запланированному на этот период по отрасли в целом 135,8
%. Средняя заработная плата работников ОАО «Керамин» за сентябрь 2014 года
составила 5152520 рубля, что составило 162,6 % к уровню, достигнутому в целом
по Республике.
Далее перейдём к анализу
основных показателей работы изучаемого предприятия.
Таблица 1.1 - Основные показатели работы ОАО
«Керамин»
Показатели
|
Год
|
|
2011
|
2012
|
2013
|
|
Факт
|
Факт
|
Темп
роста к факту, %
|
План
|
Факт
|
Изменение
|
|
|
|
|
|
|
абсолютное
|
темпа
роста, %
|
Выпуск
продукции (работ, услуг) в действующих ценах, млн. руб.
|
179963
|
194546
|
108,10
|
260580
|
262584,2
|
+2004,2
|
100,77
|
Выручка
от реализации продукции (работ, услуг), млн. руб.
|
142564
|
147249
|
103,29
|
188000
|
189587
|
+1587
|
100,84
|
Среднесписочная
численность персонала, чел.
|
3140
|
3202
|
101,97
|
3230
|
3232
|
+2
|
100,06
|
Среднегодовая
выработка на 1 среднесписочного работника, млн. руб./чел
|
64,479
|
62,74
|
97,30
|
74,303
|
76,05
|
+1,75
|
102,35
|
Среднегодовая
стоимость основных средств, млн. руб.
|
365485
|
398946
|
109,16
|
398000
|
398657
|
+657
|
100,17
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
активной
части
|
255839,5
|
279262,2
|
109,16
|
278600
|
279059,9
|
+459,9
|
100,17
|
Фондоотдача,
руб.
|
0,554
|
0,504
|
90,90
|
0,603
|
0,617
|
+0,0136
|
102,25
|
Фондовооруженность
труда по активной части основных средств, млн. руб.
|
81,48
|
87,215
|
107,04
|
86,25
|
86,34
|
+0,089
|
100,10
|
Стоимость
израсходованных на производство продукции материалов, млн. руб.
|
129276
|
155739
|
120,47
|
170800
|
167835
|
-2965
|
98,26
|
Материалоотдача
с 1 руб. израсходованных материалов, руб.
|
1,566
|
1,29
|
82,37
|
1,405
|
1,465
|
+0,059
|
104,23
|
Себестоимость
реализованной продукции, млн. руб.
|
116975,95
|
126454,9
|
108,10
|
172000
|
170679,7
|
-1320,27
|
99,23
|
Себестоимость
выпущенной продукции (работ , услуг), млн. руб.
|
125974,1
|
136182,2
|
108,10
|
185000
|
183808,9
|
-1191,06
|
99,36
|
Прибыль
от реализации продукции, млн. руб.
|
25588,05
|
20794,1
|
81,26
|
16000
|
18907,27
|
+2907,27
|
118,17
|
Рентабельность
продукции (окупаемость затрат), %
|
21,87
|
16,44
|
75,17
|
9,30
|
11,08
|
+2
|
119,08
|
Оборачиваемость
активов, дней
|
398,71
|
438,054
|
109,87
|
382,98
|
390,21
|
+7,23
|
101,89
|
Прибыль
(убыток), млн. руб.
|
15890
|
15073
|
94,86
|
18000
|
19701
|
+1701
|
109,45
|
Рентабельность
активов, %
|
10
|
8
|
83,59
|
9
|
10
|
+1
|
106,52
|
Анализируя таблицу 1.1, можно сделать следующие
выводы: выручка от реализации продукции имеет тенденцию к росту. В 2013 году
темп роста выручки от реализации продукции относительно 2012 года составил
100,84%. Положительная тенденция также наблюдается в объемах выпуска продукции
(как в действующих ценах, так и в сопоставимых). Это говорит о том, что предприятие
расширяет свою деятельность. Так, в 2012 году темп роста выпуска продукции
составил 108,1%. Среднесписочная численность персонала выросла на 100,06%.
Среднегодовая выработка 1 среднесписочного работника предприятия в 2013 году
выросла на 102,35%, что говорит об улучшении производительности труда на
предприятии.
Взаимосвязь себестоимости реализованной
продукции и прибыли от реализации продукции отражена в показателе
рентабельность продукции, который показывает, сколько прибыли мы получаем на 1
рубль затрат. Здесь наблюдается тенденция к увеличению. Рентабельность
продукции (окупаемость затрат) снизилась на 5,43 процентных пункта в 2012 году
по сравнению с 2011 годом. Темп роста рентабельности продукции в 2013 году
составил 119,08%. Аналогичная ситуация наблюдается в расчетах показателя
рентабельности продаж. Данный показатель отражает, сколько прибыли приходится
на 1 рубль выручки от реализации продукции.
Что касается стоимости активов, то она имеет
тенденцию к повышению. Темп роста данного показателя в 2013 году составил
102,75%. Расчет рентабельности активов позволяет определить, сколько прибыли мы
получаем от использования активов. Можно заметить, что данный показатель
снизился на 2 процентных пункта в 2012 году по сравнению с 2011 годом и вырос
на процентный пункт в 2013 году. В целом, можно сделать вывод, что руководство
компании эффективно использует свои активы для получения прибыли.
Принципы работы ОАО «Керамин»:
1. Современное
производство;
2. Экологичность;
3. Контроль
качества.
· На предприятии функционирует система менеджмента
качества производства всех видов продукции в соответствии с требованиями СТБ
ISO 9001-2009, сертифицированная в Национальной системе сертификации Республики
Беларусь (сертификат соответствия № ВY/112.05.01.003 00047).
· Этот сертификат гарантирует
соответствие предприятия всем жёстким требованиям международных стандартов на
стадиях производства, транспортирования и хранения продукции.
· Вся продукция имеет Белорусские и
Российские сертификаты соответствия, керамическая плитка и керамогранит также
сертифицированы Литовским сертификационным центром на соответствие керамических
плиток требованиям стандарта EN 14411 (Certificate of conformity № SPSC-7715В).
· Наличие указанных документов дает
право на маркировку продукции знаком СЕ, что открывает возможности осваивать
рынки стран Евросоюза и повышает конкурентоспособность производимой продукции
на внутреннем рынке и рынке стран СНГ.
. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
В ОАО «КЕРАМИН»
Основные цели кадровой политики ОАО «Керамин»:
• привлечение квалифицированного персонала для
решения текущих и перспективных задач Компании;
• создание условий для закрепления и
оптимального использования высококвалифицированного персонала;
• обеспечение постоянного роста
профессиональной подготовки работников и высокого качественного уровня
персонала для решения задач по повышению уровня надежности эксплуатации
объектов ОАО «Керамин»;
• создание и совершенствование системы
кадрового резерва для наиболее эффективного использования кадрового потенциала
Общества;
• развитие корпоративной культуры и поддержание
благоприятного морально-психологического климата.
Система мотивации в ОАО «Керамин» включает
материальное стимулирование, нематериальное стимулирование и социальный пакет.
Материальное стимулирование труда осуществляется
в форме заработной платы. Заработная плата относится к денежному
вознаграждению, выплачиваемому работнику за выполненную работу. Она, будучи
основным источником доходов работников, является формой вознаграждения за труд
и формой материального стимулирования их труда.
На предприятии используется простая повременная
система оплаты труда. При простой повременной оплате заработок сотрудника
рассчитывается исходя из установленной ставки и фактически отработанного
времени. Главное преимущество для работника ОАО «Керамин» при повременной
оплате труда состоит в том, что он имеет гарантированный ежемесячный заработок,
не зависящий от возможного снижения деловой активности предприятия в данный
период времени. Недостатком является то, что работник не имеет возможности
повысить свой заработок путем увеличения личной доли участия в
торгово-производственном процессе. С точки зрения предприятия главный
недостаток повременной оплаты в том, что она не стимулирует повышения выработки
сотрудников. [2, стр. 168]
В компании существует программа поощрения лучших
сотрудников:
• за достижения, превышающие поставленные перед
ними цели,
• за выполнение сотрудниками работы сверх
установленных должностных обязанностей.
Награждения происходят по итогам каждого
квартала. В качестве призов выступают подарки с логотипом компании,
дополнительные денежные премии. Лучший сотрудник по итогам года получает
туристическую путевку на всю семью.
Система нематериального стимулирования ОАО
«Керамин» включает следующие элементы:
· Гарантию различных социальных выплат: оплата
больничных листов; оплачиваемый отпуск; выплаты при увольнении; поощрение за
длительный стаж работы в компании (награды и ежемесячные начисления за выслугу
лет);
· Определенные льготы в зависимости от
должности и статуса (служебный автомобиль, мобильный телефон и пр.);
· Оплату обедов для работников завода
в ночную смену;
· Программу предоставления бесплатных
санаторно-курортных путевок;
· Программы обучения;
· Корпоративные праздники с вручением
подарков (Новый год, День рождения компании, День защитника Отечества, 8
Марта);
· Корпоративный отдых;
· Гарантию нормированного рабочего
дня, пятидневной рабочей недели.
Под социальным пакетом понимают набор социальных
льгот и услуг, которые организация предоставляет своим работникам. Задача
социального пакета - заинтересовать работника, ведь далеко не каждого работника
интересует только размер зарплаты. В настоящее время социальный пакет
воспринимается как стандартная составляющая системы мотивации персонала и одно
из базовых требований, предъявляемых квалифицированным кандидатом к месту
работы. [9, стр. 93]
Перед принятием решения об обновлении программы
нематериальной мотивации в ОАО «Керамин» проводится анонимный опрос сотрудников
(анкетирование), выясняются их мнения и пожелания по изменению соцпакета.
Наиболее интересные предложения (в пределах финансовых возможностей компании)
становятся частью программы мотивации.
Службой управления персоналом было проведено
исследование мотивации труда в зависимости от принадлежности к определенной
группе работников ОАО «Керамин». Данные представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Мотивация труда в зависимости от
принадлежности к определенной группе рабочих в ОАО «Керамин»
Фактор
мотивации
|
Социальная
группа, для которой значимость указанной мотивации наиболее высока
|
Повышение
размера заработной платы
|
Рабочие,
стаж работы на предприятии 3-4 года
|
Улучшение
социально-бытовых условий
|
Рабочие,
ИТР, мужчины 25-29 и 40-49 лет, стаж работы на предприятии свыше 15 лет
|
Отсутствие
угрозы сокращения
|
ИТР,
женщины 45 лет и более, стаж работы на предприятии менее 5 лет
|
Усиление
связи заработной платы от результатов работы
|
Рабочие,
ИТР, мужчины 25-39 лет, стаж работы на предприятии 10-15 лет
|
Получение
более интересной творческой работы
|
ИТР,
молодежь до 30 лет, стаж работы до 2-х лет
|
Улучшение
условий труда
|
Рабочие,
мужчины, женщины не зависимо от стажа
|
Возможность
обучения, повышения квалификации
|
Рабочие,
ИТР, мужчины 25-29 лет, стаж работы 1-2 года и 10-15 лет
|
Улучшение
организации труда
|
Рабочие,
мужчины 25-29 лет, стаж работы 3-4 года
|
Как видно из результатов опроса, мотивация,
отражающая ценности рыночной экономики - усиление связи заработка от
результатов работы, характерна для мужчин 25-39-летнего возраста. Молодежь
придает большое значение творческой части работы. Для женщин в возрасте более
45 лет отмечается сужение мотивационной сферы, для них ценным мотивом трудовой
деятельности становится угроза увольнения, следовательно, основная
мотивационная способность этой группы - безопасность и защищенность. Более 40%
опрошенных рабочих ответили, что трудиться лучше с большей отдачей им также
помогли бы уверенность в стабильности своего рабочего места и улучшение условий
труда.
Структура мотивации труда персонала представлена
на рис. 1.
Рисунок 1 - Структура мотивации труда персонала
в ОАО «Керамин»
Исследования показывают, что общей
закономерностью, которая прослеживается у всех групп респондентов, является
наличие ярко выраженных материальных потребностей, но не менее важное место
занимают гарантии безопасности. Последние особенно свойственны рабочим и
служащим, начавшим свою трудовую деятельность при плановой экономике СССР.
Наименьший процент сотрудников отличает потребность сделать карьеру, несмотря
на то, что многие имеют высшее образование, а часть учится в институтах. Это
можно объяснить тем, что руководство компании не стремится проводить ротацию
кадров и использовать свои внутренние резервы при освобождении вакансий более
высокого порядка.
Однако потребности высшего порядка превышают
потребность в самовыражении, и, следовательно, сотрудники ОАО «Керамин» - люди
активные, знающие, что они хотят от жизни. Это обстоятельство является важным
мотивирующим фактором, и руководству следует более тщательно наблюдать за
желаниями каждого работника в отдельности.
Анализ системы оплаты и стимулирования труда
позволил выделить следующие проблемы:
· высокий процент текучести кадров;
· отсутствие условий для
самореализации потенциалов сотрудников;
· низкий уровень удовлетворенности
трудом.
Систему стимулирования труда нельзя признать
эффективной, у работников низкий уровень мотивации. Существует низкий уровень
гарантированной оплаты труда, а также существует низкая доля тарифа, которая
свидетельствует о том, что на предприятии нормы труда начинают все более и
более перевыполняться вследствие их малой напряженности и постепенно
устаревать, что рост заработной платы обусловливают факторы, зависящие не от
работника, а от предприятия в целом, и не учитываемые в нормах труда
работников.
В тоже время, на предприятии низкая доля тарифа,
что негативно влияет на организацию оплаты труда: обесценивается значимость
квалификации, возрастает субъективизм, становится бесполезным весь накопленный
арсенал норм и нормативов трудовых затрат. Для устранения этих недостатков
необходимо разработать мероприятия по созданию эффективной системы управления
персоналом и мотивации на предприятии.
Итак, в системе управления персоналом и
мотивации работников ОАО «Керамин» существует много нерешенных проблем,
обусловленных, в первую очередь социальными изменениями. В результате таких
изменений персонал организаций оказался в большей части недомотивированным, что
выражается в недостаточно высокой самооценке, недооценке своей значимости в коллективе.
Служба управления персоналом ОАО «Керамин»
является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется
непосредственно Совету Директоров. Служба управления персоналом в равной
степени с другими службами предприятия несет ответственность за решение задач
по достижению экономических, технических и социальных целей предприятия и его
работников. Структура и штаты службы управления персоналом утверждаются советом
директоров в рамках утверждения организационной структуры и штатного расписания
всего предприятия.
Анализ эффективности проведенных изменений -
обязательная часть работы директора по персоналу, он проводится раз в полгода,
обычно в конце сезона. Оценка эффективности системы нематериального
стимулирования дается на основании:
· результатов анонимного
анкетирования;
· показателей заинтересованности
сотрудников в конкретных программах (количество пользователей; например, число
сотрудников, воспользовавшихся санаторно-курортными путевками, их отзывы);
· коэффициента текучести кадров.
. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ОАО «КЕРАМИН»
Основной проблемой в системе управления
персоналом является психологическая неудовлетворенность персонала рабочей
обстановкой. Не проводя специальных психологических исследований, можно сделать
некоторые промежуточные выводы и рекомендации по усовершенствованию системы
управления персоналом. Основной проблемой системы управления персоналом
является неблагоприятная психологическая обстановка, ведущая к напряженности и
конфликтным ситуациям. Механизм трансформации системы управления персоналом
должен основываться на стремлении к унификации целей руководителей и интересов
работников. Сохранение баланса интересов в течение длительного времени
невозможно, поскольку система управления и, в большей степени, персонал
подвержены воздействию со стороны внешних факторов. На практике это означает,
что система ценностных ориентаций индивидов меняется, и то, что вчера
устраивало работника, сегодня уже не устраивает. Это означает необходимость
выработки новых подходов и инструментов, а также, возможно, корректировку
целей. [6, стр. 38]
Психологический климат коллектива,
обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему
делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях
людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь
может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся
членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным
образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из
отношений кристаллизуется и определенную ситуацию - общественную форму
самоотношения и самосознания личности.
Каждый из членов коллектива на основе всех
других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее
этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках
данной конкретной общности людей. Часто в коллективе появляются люди, которые
недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных
личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п.
могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта. [7,
стр. 134]
Для того, чтобы исправить существующее
негативное положение на предприятии, необходимо разработать ряд мер,
способствовавших бы повышению корпоративной культуры в целом и снижению
количества конфликтов в коллективе в частности. Существует несколько
эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Не следует считать причиной
конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать
единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь
один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить
соответствующую методику.
В целях создания мотивированной рабочей среды я
предлагаю провести следующие мероприятия:
• Дополнительное повышение материального
стимулирования.
• Улучшение условий труда (рабочее
место).
• Вовлечение персонала в процесс
управления.
• Моральное стимулирование.
• Планирование карьеры.
Первое направление отражает роль мотивационного
механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно
включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы,
предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли
предприятия.
Улучшение условий труда - острейшая проблема
сегодняшнего дня. На этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда
как одной из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости
индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда,
выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с
определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием
определенной производительности труда и его эффективности.
Состояние рабочего места оценивается ежедневно
при проверке по балльной оценке на соответствии его содержания указанным
правилам. Рабочие прямо заинтересованы в постоянном поддержании в хорошем
состоянии своего рабочего места, так как в этом случае увеличивается на 10%
тарифная часть его заработка. Применение такой системы позволяет повысить
уровень культуры производства и способствует росту производительности труда.
Вовлечение персонала неразрывно связано с
лидерством руководителя и доверием к нему. Основу деятельности любой
организации составляют люди, и вовлечение персонала является ключевым фактором
ее успеха.
Опыт внедрения улучшений в различных странах
говорит о том, что преобразования начинаются тогда, когда примерно 20-25%
персонала готовы к переменам и принимают непосредственное участие в их
разработке и внедрении. Такое число персонала часто называют «критическая
масса».
Они связаны с удовлетворением потребностей
наемных работников в признании, участии в принятии решений, их самих
касающихся, а также с необходимостью находить баланс между временем, проводимым
на работе, и посвященным заботе о близких, об их благополучии.
Планирование карьеры - это процесс сопоставления
потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями
организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении
программы профессионального и должностного роста.
Мотивированный персонал, обладающий
квалификацией необходимого уровня, делает возможным развитие организации и обеспечивает
ей конкурентное преимущество на рынке.
На основании программы можно выделить следующие
положительные эффекты от создания мотивированной рабочей среды:
• Улучшение психологического комфорта.
• Рост удовлетворительности трудом.
• Рост производительности труда.
• Снижение текучести.
• Сокращение потерь от нетрудоспособности.
• Повышение заинтересованности.
• Изменение форм ответственности.
• Освобождение времени руководителя для
решения стратегических задач.
В качестве способа, предотвращающего само
появление конфликтных ситуаций, предлагается использовать метод межличностного
контакта, который носил бы организованный характер.
Таблица 3.1 - Мероприятия, направленные на
улучшение психологической обстановки в коллективе ОАО «Керамин»
Название
мероприятия
|
Дата
проведения
|
Цель
проведения
|
1.
Спортивные соревнования между подразделениями
|
ежеквартально
|
Ничто
не сплачивает коллектив лучше, чем единая цель и условия соревновательности.
В этом качестве спортивные мероприятия идеальны
|
2.
Выезды на природу
|
В
зависимости от сезонных и погодных условий, не реже чем раз в полгода
|
Неформальная
обстановка всегда помогает найти общий язык, отвлечься от рабочих проблем и
способствует поиску общих интересов, областей соприкосновения поведения людей
|
3.Корпоративные
вечеринки
|
Раз
в квартал, может быть приурочено к какому-то событию, при этом не обязательно
официальному.
|
Имеет
примерно те же цели, что и предыдущая группа мероприятий, в целом направлены
на установления межличностных контактов в неформальной обстановке
|
4.
Семейные праздники
|
День
отца - третье воскресенье июля, День матери - последнее воскресенье ноября,
День защиты детей - 1 июня
|
Проведение
семейных мероприятий дает еще одну дополнительную возможность налаживать не
только межличностные, но и межсемейные связи, что усиливает связь поколений.
И способствует развитию рабочих династий на предприятии
|
Этот план является примерным, важно при его
реализации не переусердствовать с частотой проведения подобных мероприятий, так
как это тоже вызывает дополнительную усталость в коллективе, и соответственно
формирование негативного отношения к работе.
Среди частных способов решения конфликтных
ситуаций и улучшению психологической обстановки в коллективе можно выделить:
· формирование общеорганизационных
комплексных целей. Эффективное осуществление этих целей требует совместных
усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе
этой методики - направить усилия всех участников на достижение общей цели;
· выработка межличностных стилей
разрешения конфликтов, среди которых стиль уклонения, сглаживания, принуждения,
компромисса и решения проблемы. [8, стр.
197]
Персонал организации и его руководство,
независимо от численности группы должны всегда помнить о важности
положительного морально-психологического климата в коллективе, сознательно
строить свое поведение и выбирать наиболее оптимальный стиль управления
коллективом для повышения эффективности рабочего процесса и рентабельности
всего предприятия. А подчиненные стремились к нововведениям и улучшениям, было
желание работать и быть востребованным.
Одна из главных задач, стоящих перед службой
управления персоналом - разработка мотивационных инструментов. Мотивация в
современном ее понимании - эта система мер, направленных на создание условий,
побуждающих персонал к наиболее эффективному, добросовестному и инициативному
исполнению своих должностных полномочий, а также на адекватное поощрение этих
действий.
Основные компоненты системы мотивационного
воздействия:
· объект - персонал предприятия;
· субъект - работодатель;
· меры материального, нематериального,
организационного и социального характера.
Сочетание всех мотивационных мер образует
мотивационные программы. Реализация их нацелена на побуждение персонала к
эффективному исполнению своих обязанностей и на рост самомотивации. Показатели,
которые применяются в компании, должны быть просты и понятны. Финансовые
службы, которые рассчитывают и отслеживают достижение показателей, должны
информировать обо всех промежуточных результатах руководителей структурных
подразделений и сотрудников, которые благодаря этому могут корректировать в
течение года свою деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преддипломная практика является
заключительным этапом подготовки студента к его дальнейшей профессиональной
деятельности. Она необходима, так как студенту следует не только теоретически
изучить будущую профессию, но и на практике ознакомиться с ней. Следовательно,
целью практики является закрепление и углубление полученных теоретических
знаний, возможность применения их на практике.
Преддипломная практика была
пройдена в соответствии с установленной программой и календарным графиком. В
ходе практики я составляла финансовые документы, юридическую отчетность,
заносила информацию в автоматизированную систему финансово-хозяйственной деятельности,
вела переговоры и выполняла технологические операции, разработала программу
мотивации сотрудников.
За время прохождения
преддипломной практики в ОАО «Керамин» мне удалось:
· изучить структуру
предприятия;
· приобрести
практические навыки работы в предстоящей должности;
· развить
профессиональные качества, необходимых для работы в соответствующих должности
структурах;
· ознакомиться с
основными сферами деятельности предприятия;
· ознакомиться с
различными документами по основным направлениям деятельности организации.
Преддипломная практика, на мой
взгляд, оказалась весьма полезной, так она:
1. Формирует профессиональные
качества, необходимые для работы в дальнейшем.
2. Формирует
ответственность, дисциплинированность, исполнительность.
. Учит грамотно
оформлять входящую и исходящую документацию.
. Закрепляет и углубляет
теоретические знания.
. Дает необходимые
практические навыки.
Цели практики и ее задачи были
успешно выполнены. На преддипломной практике был приобретен реальный
практический опыт самостоятельной работы и профессиональные навыки, которые
будут необходимы в моей дальнейшей трудовой деятельности.
кадровый мотивационный стимулирование трудовой
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кибанов
А.Я. Основы управления персоналом: Учебник А.Я. Кибанов. Москва: ИНФРА-М, 2012.
- 304 с.
. Библиотека
журнала «Отдел кадров»: Комментарий к изменениям и дополнениям в Трудовой
кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Авторский коллектив - ОДО «Профигруп», 2011.
- 492 с.
. Скляревская
В.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: Учебник В.А.
Скляревская. - М.: Дашков и К, 2012. - 340 с.
. Средний
заработок: отпуск, компенсация, выходное пособие. - Мн.: Амалфея, 2011. - 168
с.
. Иванова
Н. Европейские системы оплаты труда: Учебное пособие Н. Иванова, Е. Жулина. -
Москва, 2013. - 235 с.
. Алехина
О.Е. Стимулирование развития работников организации// Управление персоналом/ №
1. - Москва, 2012. - 230 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Бухгалтерский баланс оао «Керамин» на 01 января 2014 г.
Активы
|
Код стр
|
На
31 декабря 2013г.
|
На
31 декабря 2012г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I. ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Основные средства
|
110
|
110767
|
101452
|
Нематериальные активы
|
120
|
50
|
28
|
Доходные
вложения в материальные активы
|
130
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
инвестиционная недвижимость
|
131
|
|
|
предметы финансовой аренды
(лизинга)
|
132
|
|
|
прочие
доходные вложения в материальные активы
|
133
|
|
|
Вложения в долгосрочные активы
|
140
|
11126
|
9896
|
Долгосрочные финансовые вложения
|
150
|
|
|
Отложенные налоговые активы
|
160
|
|
|
Долгосрочная дебиторская
задолженность
|
170
|
|
|
Прочие долгосрочные активы
|
180
|
|
|
ИТОГО по разделу I
|
190
|
121943
|
111376
|
II. КРАТКОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Запасы
|
210
|
27751
|
23148
|
В том числе:
|
|
|
|
материалы
|
211
|
23436
|
21028
|
животные
на выращивании и откорме
|
212
|
|
|
незавершенное производство
|
213
|
4315
|
2120
|
готовая продукция и товары
|
214
|
12742
|
13956
|
товары отгруженные
|
215
|
|
|
прочие запасы
|
216
|
|
|
Долгосрочные
активы, предназначенные для реализации
|
220
|
|
|
Расходы будущих периодов
|
230
|
|
|
Налог
на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам
|
240
|
|
|
Краткосрочная дебиторская
задолженность
|
250
|
31593
|
23130
|
Краткосрочные финансовые вложения
|
260
|
129
|
153
|
Денежные
средства и их эквиваленты
|
270
|
6796
|
2616
|
Прочие краткосрочные активы
|
280
|
|
|
ИТОГО по разделу II
|
290
|
83553
|
67799
|
БАЛАHС (190+290)
|
300
|
205796
|
179175
|
Собственный капитал и
обязательства
|
Код стр
|
На
31 декабря 2013г.
|
На
31 декабря 2012г.
|
III. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
|
|
|
|
Уставный капитал
|
410
|
36728
|
36728
|
Неоплаченная часть уставного
капитала
|
420
|
|
|
Собственные
акции (доли в уставном капитале)
|
430
|
81
|
81
|
Резервный капитал
|
440
|
|
|
Добавочный капитал
|
450
|
106316
|
74698
|
Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)
|
460
|
36111
|
31218
|
Чистая
прибыль(убыток) отчетного года
|
470
|
|
|
Целевое финансирование
|
480
|
717
|
3682
|
ИТОГО по разделу III
|
490
|
179791
|
146246
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
Долгосрочные кредиты и займы
|
510
|
|
|
Долгосрочные
обязательства по лизинговым платежам
|
520
|
|
|
Отложенные налоговые обязательства
|
530
|
|
|
Доходы будущих периодов
|
540
|
430
|
-
|
Резервы предстоящих платежей
|
550
|
680
|
715
|
Прочие долгосрочные обязательства
|
560
|
|
-7
|
ИТОГО по разделу IV
|
590
|
600
|
-137
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
Краткосрочные кредиты и займы
|
610
|
-
|
5050
|
Краткосрочная часть долгосрочных
обязательств
|
620
|
|
|
Краткосрочная кредиторская
задолженность
|
630
|
25105
|
28017
|
В том числе:
|
|
|
|
поставщикам, подрядчикам,
исполнителям
|
631
|
22407
|
24762
|
по авансам полученным
|
632
|
14
|
13
|
по налогам и сборам
|
633
|
1062
|
1435
|
по
социальному страхованию и обеспечению
|
634
|
351
|
262
|
по оплате труда
|
635
|
735
|
520
|
по лизинговым платежам
|
636
|
-
|
-
|
собственнику имущества
(учредителям, участникам )
|
637
|
15
|
8
|
прочим кредиторам
|
638
|
535
|
1030
|
Обязательства, предназначенные для
реализации
|
640
|
|
|
Доходы будущих периодов
|
650
|
|
|
Резервы предстоящих платежей
|
660
|
|
|
Прочие краткосрочные обязательства
|
670
|
|
|
ИТОГО по разделу V
|
690
|
25105
|
33067
|
БАЛАHС (490+590+690)
|
700
|
205496
|
179175
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Отчет о прибылях и убытках за январь - декабрь
2013 года
Наименование
показателей
|
Код
строки
|
За
январь-декабрь 2013 года
|
За
январь-декабрь 2012 года
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Выручка
от реализации продукции, товаров, работ, услуг
|
010
|
189587
|
147249
|
Себестоимость
реализованной продукции, товаров, работ, услуг
|
020
|
163448
|
127159
|
Валовая
прибыль (010-020)
|
030
|
26139
|
20090
|
Управленческие
расходы
|
040
|
-
|
-
|
Расходы
на реализацию
|
050
|
6054
|
5622
|
Прибыль
(убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг (030-040-050)
|
060
|
20085
|
14468
|
Прочие
доходы по текущей деятельности
|
070
|
4897
|
3871
|
Прочие
расходы по текущей деятельности
|
080
|
24049
|
17734
|
Прибыль
(убыток) от текущей деятельности (+060+070-080)
|
090
|
885
|
605
|
Доходы
по инвестиционной деятельности
|
100
|
2535
|
|
в
том числе: доходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и
других долгосрочных активов
|
101
|
2535
|
|
доходы
от участия в уставном капитале других организаций
|
102
|
|
|
проценты
к получению
|
103
|
|
|
прочие
доходы по инвестиционной деятельности
|
104
|
|
|
в
том числе: расходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и
других долгосрочных активов
|
111
|
|
|
прочие
расходы по инвестиционной деятельности
|
112
|
|
|
Доходы
по финансовой деятельности
|
120
|
552
|
453
|
в
том числе: курсовые разницы от пересчета активов и обязательств
|
121
|
531
|
463
|
прочие
доходы по финансовой деятельности
|
122
|
40
|
|
Расходы
по финансовой деятельности
|
130
|
7840
|
210
|
в
том числе: проценты к уплате
|
131
|
3540
|
|
курсовые
разницы от пересчета активов и обязательств
|
132
|
665
|
|
прочие
расходы по финансовой деятельности
|
133
|
365
|
212
|
Иные
доходы и расходы
|
140
|
|
|
Прибыль
(убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности
(100-110+120-130+140)
|
150
|
-1088
|
293
|
Прибыль
(убыток) до налогообложения (+090+150)
|
160
|
26030
|
20833
|
Налог
на прибыль
|
170
|
6329
|
5760
|
Изменение
отложенных налоговых активов
|
180
|
|
|
Изменение
отложенных налоговых обязательств
|
190
|
|
|
Прочие
налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода)
|
200
|
|
|
Чистая
прибыль (убыток) (+160-170+180+190-200)
|
210
|
8744
|
13941
|
Результат
от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток)
|
220
|
2149
|
1132
|
Результат
от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток)
|
230
|
8808
|
|
Совокупная
прибыль (убыток) (+210+220+230)
|
240
|
19701
|
15073
|
Базовая
прибыль (убыток) на акцию
|
250
|
|
|
Разводненная
прибыль (убыток) на акцию
|
260
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Экспорт продукции оао «Керамин» 2007-2013 гг.
Годы
|
Плитка
керамическая, Всего тыс.м2
|
Для
внутренней облицовки, тыс.м.2
|
Для
пола, тыс.м.2
|
Кирпич,
тыс. шт.
|
Санизделия,
тыс. шт.
|
2007
|
Выпуск
|
6072
|
2529
|
59931
|
614
|
|
Экспорт
|
2536,7
|
1865,1
|
666,8
|
1575,1
|
139,7
|
|
%
|
29,4
|
30,7
|
26,4
|
2,6
|
22,8
|
2008
|
Выпуск
|
9348,6
|
5878,9
|
3456,5
|
48341
|
490
|
|
Экспорт
|
4073,1
|
2303,4
|
1767,8
|
573,3
|
45
|
|
%
|
43,6
|
39,2
|
51,1
|
1,2
|
9,2
|
2009
|
Выпуск
|
10045
|
6007
|
4038
|
60840
|
600
|
|
Экспорт
|
6854
|
3804,6
|
3049,1
|
2217
|
47,6
|
|
%
|
68,2
|
63,3
|
75,5
|
3,6
|
7,9
|
2010
|
Выпуск
|
13208,5
|
7561,2
|
5647,3
|
55169
|
451,9
|
|
Экспорт
|
10320,7
|
5596,4
|
4724,3
|
3652
|
69
|
|
%
|
78,1
|
74,0
|
83,7
|
6,6
|
15,3
|
2011
|
Выпуск
|
13430,4
|
7461,6
|
5968,8
|
53098
|
566
|
|
Экспорт
|
11145,5
|
6247,0
|
4898,5
|
5276
|
274
|
|
%
|
83,0
|
83,7
|
82,1
|
9,9
|
48,4
|
2012
|
Выпуск
|
14369,0
|
8546,1
|
5822,9
|
57561
|
646,5
|
|
Экспорт
|
11126,6
|
6217,6
|
4909
|
11980
|
426,0
|
|
%
|
77,4
|
72,7
|
84,3
|
20,8
|
65,9
|
2013
|
Выпуск
|
15299,1
|
9006,0
|
6293,1
|
57848
|
716,6
|
|
Экспорт
|
13221,7
|
7758,6
|
5463,1
|
25988
|
469,9
|
|
%
|
86,4
|
86,1
|
86,8
|
45,0
|
65,6
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Организационная структура управления оао «Керамин»