Роль самомотивации в развитии личностных качеств

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,28 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль самомотивации в развитии личностных качеств

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»

факультет управления

кафедра социального менеджмента




КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Самоорганизация

Тема: Роль самомотивация в развитии личностных качеств










Санкт-Петербург

Содержание

Введение

Глава 1. Индивидуальные особенности личности и их влияние на рабочий процесс

.1 Психологические характеристики личности в работе менеджера

.2 Модели организационного поведения сотрудников и их профессиональные кризисы

.3 Изучение основных психологических характеристик сотрудника и их использование в управлении организацией

.4 Факторы влияющие на самомотивацию. Внимание и характер сотрудника. «Индикаторы самомотивации»

.5 Виды самомотивации и саморазвитие личности

.6 14-элементная структура самосознания личности. Виды «Я»

.7 Демотивация

.8 Анализ национальных особенностей самомотивации личности

Глава 2. Моя личная самомативация

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Самомотивация - это побуждение и подталкивание себя к исполнению назначенных целей, внутренний запуск энергии в том или ином направлении.

Все общественные (и естественные) науки опираются на философский фундамент базисных, направляющих их развитие, концепций. Организационное поведение и управление им основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций, которые и являются теми самыми «проверенными временем» принципами. Они складываются из человеческой природы, куда входят индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивированное поведение, стремление к соучастию и ценность личности, а также из природы организации, включающей в себя социальные системы, взаимный интерес и этические принципы.

Природа человека - основополагающий элемент любой организации.

Глава 1. Индивидуальные особенности личности и их влияние на рабочий процесс

.1 Психологические характеристики личности в работе менеджера

Индивидуальные особенности. Идея индивидуальных особенностей родилась в психологии. Со дня своего рождения каждый человек уникален, а приобретаемый индивидуальный опыт делает людей еще более отличающимися друг от друга. Наличие индивидуальных особенностей предопределяет тот факт, что наиболее эффективная мотивация работников предполагает специфический подход менеджера к каждому из них. Положение об уникальности каждого человека обычно называется законом индивидуальных особенностей.

Восприятие. Каждый человек индивидуально воспринимает происходящие вокруг события. Наше отношение к объективной реальности проходит через фильтр индивидуального восприятия, представляющего собой уникальный для каждого человека, формирующийся на основе накопленного опыта способ видения, систематизации и интерпретации вещей и событий. Уникальное видение каждого из нас доказывает, что мы ведем себя не как машины, а как человеческие существа.

Целостность личности. Конечно же, организации с радостью ухватились бы за возможность «принимать на работу» только квалификацию индивида или его способность к анализу, но в реальности компаниям приходится иметь дело с целостной личностью, а не с отдельными ее качествами. Профессиональное мастерство не существует без опыта и знаний, личная жизнь человека не может быть полностью отделена от процесса труда, моральные условия неотделимы от физических. Каждый из нас - целостное человеческое существо. Реализация управления организацией предполагает, что администрация организации нуждается не просто в квалифицированных сотрудниках, но в развитых личностях.

Мотивированное поведение. Одно из основных положений психологии гласит, что нормальное поведение человека формируется под воздействием определенных факторов, которые могут быть связаны с потребностями индивида и/или последствиями его поступков. Когда мы имеем дело с человеческими потребностями, необходимо помнить, что побуждения людей отнюдь не таковы, какими, как мы считаем, они должны быть; они являются тем, чего желают сами люди. Мотивация сотрудников - обязательный атрибут любой организации. Вне зависимости от находящихся в ее распоряжении технологий и оборудования, ресурсы эти не могут быть использованы до тех пор, пока к ним не приложится труд предварительно мотивированных людей.

Стремление к соучастию. Многие сотрудники активно стремятся, используя свои таланты и идеи, способствовать успеху организации, поделиться с коллегами тем, что они узнали и чему научились на своем опыте. Организации должны предоставлять максимально благоприятные возможности таким работникам, ибо речь идет о выгодной обеим сторонам практике.

Ценность личности. Каждый сотрудник организации хотел бы внимательного и уважительного отношения со стороны руководства. Теория о том, что человек - один из экономических инструментов, давно утратила популярность. Сегодня в «моде» высокая ценность квалификации и способностей, возможности для саморазвития каждого работника.

«Природа» организации. Фундамент организационной концепции образуют три основных «камня» - положение о том, что организации представляют собой социальные системы, которые формируются на базе учета взаимных интересов, а отношения менеджмента и наемных работников основываются на определенных этических принципах.

Социальные системы. В социологии принято считать, что организации являются социальными системами, деятельность которых регулируется как законами общества, так и психологическими законами. Фактически в организации бок о бок существуют две социальные системы. Одна из них - формальная (официальная) социальная система, другая - неформальная.

Социальная система предполагает, что окружающая среда организации подвержена динамическим изменениям, все ее элементы взаимозависимы и каждый из них подвержен влиянию любого другого элемента.

Общность интересов. Организации нуждаются в людях, в свою очередь, люди нуждаются в организациях. Каждая организация имеет определенные социальные цели. Они формируются и ведут свою деятельность на основе определенной общности интересов их членов. Менеджерам необходимы наемные работники, ибо без них невозможно выполнение задач организации; сотрудники нуждаются в компании, так как она способствует достижению их личных целей. При отсутствии взаимности отсутствует и общая база, на которой создается нечто ценное для социума.

Общность интересов определяет сверхзадачу организации, которая решается только объединенными усилиями наемных работников и работодателей.

Этические принципы. Для того чтобы привлечь и удержать ценных сотрудников (спрос на которых постоянно возрастает), организации строят свою деятельность на соблюдении этических принципов. Все большее число фирм осознают эту необходимость и разрабатывают различные программы, способствующие обеспечению высоких моральных стандартов, как для менеджеров, так и для работников. Компании принимают этические кодексы, проводят обучение этике отношений, поощряют сотрудников за этичное поведение, рекламируют положительные образцы поведения и устанавливают внутренние процедуры, призванные контролировать соблюдение моральных принципов.

Этичность целей и действий организации является основной предпосылкой возникновения системы тройного вознаграждения, т.е. достижения целей индивидов, организаций и общества. Сотрудничество и работа в командах способствует повышению степени удовлетворения индивидов характером труда, ибо они получают возможность обучения и личностного роста, ощущают, что вносят ценный вклад в достижение общих целей. В свою очередь, возрастает и эффективность организации в целом: повышается качество продукции, улучшается обслуживание, сокращаются затраты. Но, возможно, наибольшую выгоду получает общество, пользующее высококачественными товарами и услугами, возрастают потенциальные возможности его граждан, формируется атмосфера сотрудничества и прогресса.

Таким образом, мы видим, что люди, работающие в организации, их личностные характеристики и качества - это тот элемент, от которого зависит эффективность работы организации. Сотрудники организации образуют ее внутреннюю социальную систему, включающую в себя индивидов и группы (большие и малые, формальные и неформальные). Одна из основных характеристик групп - их высокая динамика (формирование, развитие и распад). Люди (сотрудники) - это живые, думающие, чувствующие существа, деятельность которых направлена на достижение поставленных перед организацией целей. Необходимо помнить, что организация существует, чтобы служить людям, и никак не наоборот.

Современные организации существенно отличаются от своих предшественниц. Менеджерам приходится решать все более сложные задачи. Они должны не только осознавать неизбежность различных образцов поведения сотрудников, но и быть готовыми адаптироваться к ним.

.2 Модели организационного поведения сотрудников и их профессиональные кризисы

Среди наиболее распространенных образцов поведения можно выделить отдельные типы, характеризующиеся определенным набором социально-психологических качеств. В одной и той же организационной среде разные люди ведут себя по-разному. Человек всегда обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой - он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие основы поведения, специалисты выделяют четыре модели организационного поведения человека.

Первая модель организационного поведения: преданный и дисциплинированный член организации. Он полностью принимает все организационные ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли и функций в организации.

Внимательный подход к изучению личностных особенностей преданного типа сотрудников и подбор им соответствующих функциональных обязанностей может во многом улучшить результативность его работы.

Вторая модель организационного поведения: приспособленец. Человек не приемлетценностей организации, однако, старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца. Он делает все правильно и по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, тем не менее, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, которые могут противоречить интересам организации, но соответствовать его собственным интересам. Например, такой человек с легкостью покинет фирму, как только в другом месте ему предложат несколько лучшие условия или без особых угрызений совести продаст корпоративные секреты конкурентам. Приспособленцы - самый распространенный тип поведения среди персонала любой организации.

Менеджеру необходимо знать, какие из его сотрудников принадлежат к такому типу. Ведь умелое обращение с ними, основанное на изучении особенностей их личности может либо перевести такого сотрудника в разряд преданных, либо минимизировать потери для организации при его уходе.

Третья модель организационного поведения: оригинал. Человек приемлет цели деятельности организации, но не приемлет существующие в ней традиции и нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, в коллективе он выглядит «белой вороной», оригиналом. Однако если руководство организации находит в себе силы отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным сотрудникам и дать им свободу в выборе форм поведения, то они могут найти свое место в организации и приносить ей значительную пользу. К этому типу относится много талантливых людей креативного (творческого) склада, способных генерировать новые идеи и оригинальные решения.

Креативные сотрудники могут стать для менеджеров настоящей находкой, поскольку оригинальность и новизна идей могут сыграть не последнюю роль в развитии организации.

Четвертая модель: бунтарь. Индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый мятежник, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Очень часто «бунтари» своим поведением рождают множество проблем, которые существенно усложняют жизнь организации и даже наносят ей ущерб. Однако было бы неверно считать, что такой тип организационного поведения абсолютно неприемлем, и люди, ведущие себя таким образом, не нужны организации. Среди них часто встречается много одаренных личностей, присутствие которых в организации приносит большую пользу, несмотря на все создаваемые ими неудобства. Так, например, в корпорации IBM принята специальная программа «Вольный сотрудник». Отобранные из числа отъявленных «бунтарей» вольные сотрудники получают полную свободу действий на пять лет с единственной целью - постоянно сотрясать систему организации сверху донизу.

Изучение индивидуальных психологических особенностей сотрудников необходимо для оптимизации их деятельности по основными характеристикам, которыми являются:

целенаправленность (стремление к основной значимой цели),

мотивированность (действенное отношение к совместной деятельности),

интегрированность (взаимосвязанность и взаимозависимость членов коллектива),

структурированность (четкость взаимного распределения функций, ответственности),

согласованность (взаимная обусловленность действий взаимодействующих субъектов),

организованность или управляемость (подчиненность определенному порядку деятельности),

результативность (способность достигать положительного результата).

Основной принцип, используемый при оценке личных качеств специалистов, касается взаимосвязи между характеристиками личности человека и его деятельностью: деятельность формирует многие профессионально значимые качества личности, изучение и оценка которых позволяют сделать вывод о возможностях реализации профессионального потенциала человека и эффективности его деятельности в этой сфере. Поэтому в целях оценки прежде всего должна быть создана модель личности специалиста, определен перечень эталонных (профессионально важных) качеств, необходимых для успешного осуществления данной деятельности.

Для того чтобы оценка персонала в любой области была обоснованной и полной, представим алгоритм комплексной оценки:

üЦель оценки, основные задачи - зачем оцениваем

üОбъект оценки - кого оцениваем

üМетоды оценки - каким способом оцениваем

üСубъект оценки - кто оценивает

üВремя, место, порядок проведения оценки - где и каким образом оцениваем

Процедура оценки эффективна тогда, когда в ней содержатся все без исключения этапы алгоритма комплексной оценки. Ключевой позицией в алгоритме является выбор способов оценки (методов). В настоящее время используется более 20 методов оценки кадров (например, биографический, анкетирование, экспертные оценки, тестовые методы, деловые игры), не говоря уже о бесчисленном количестве частных методик. Применительно к процедуре оценки персонала, методы по возможности должны быть простыми, оперативными, гибкими и достаточно универсальными. Как в любом социально-психологическом исследовании, они должны иметь описание правил сбора, обработки и оформления информации.

В практической деятельности при подборе специалиста менеджеру важно установить уровень развития профессионально значимых качеств личности специалиста и соотнести его с эталонной моделью. Адекватной модели будет считаться характеристика, соответствующая этой модели по основным параметрам. Причем важно расставлять приоритеты в исследуемых качествах в соответствии с типом должности и типом организации.

Всегда стоит помнить, что категоричные и поспешные выводы в оценке специалистов вредят делу. Вполне естественно желание руководства организации как можно быстрее получить результаты, однако необходимо понимать, что полученная информация о специалисте не может быть абсолютно полной и с течением времени она может быть уточнена, углублена и расширена. Прогноз не может быть идеально верным, а заключение - окончательным.

Важно отметить, что полученная информация может быть доверена лишь крайне ограниченному числу лиц. Это требование связано с обеспечением «психологической безопасности» для всех прошедших процедуру оценки. В круг лиц, кому может быть доверена информация, включаются, как правило, директор организации, психолог, менеджер по персоналу, члены аттестационной комиссии. Способы выборочного ознакомления с материалами могут быть различными, как правило, они носят конфиденциальный характер и зависят от задач оценки. Результаты оценки личностных качеств сотрудников научными методами всегда должны быть конфиденциальны и не должны использоваться в личных целях - это этическое правило исследователя.

Оценка индивидуальных качеств может привести к перестановке, которая должна соответствовать взаимным интересам работника и организации. На практике это должно выражаться в приведении в наибольшее соответствие места работы способностям и склонностям специалиста, что, как правило, отражается на эффективности его деятельности. Здесь должен быть реализован принцип «универсальной одаренности» - нет людей без способностей, а есть люди, занятые не своим делом.

Важно помнить, что психологическая оценка не отражает всего спектра факторов, влияющих на эффективность деятельности специалиста. Однако она имеет решающее значение при осуществлении индивидуального подхода в работе с персоналом.

Что касается способов проведения, то на первых этапах процедура оценки должна быть ограничена по своим масштабам. Она будет внедрена в организации быстрее и безболезненнее, если вначале ее провести в отдельных подразделениях и продемонстрировать результаты этой работы на практике, а затем распространить оценочную работу на всех сотрудников организации.

Правильная оценка личности и возможностей специалиста несет воспитательную и коррекционную функцию. Она является рычагом воздействия руководства на взаимоотношения в организации, отражается на успешности индивидуального и общего труда. Оценка персонала не должна носить характера кампании, она должна быть регулярной и проводиться параллельно с социально-психологической диагностикой процессов, происходящих в организации. Ведь именно люди являются основной составляющей организации, и относится к сотрудникам пренебрежительно - значит лишить свою организацию возможности роста.

Таким образом, можно говорить о том, что научный подбор и расстановка персонала являются факторами, непосредственно влияющими на эффективность и продуктивность деятельности организации. Они повышают дисциплину труда, улучшают психологический климат, становятся фактором развития всей организации и отдельной личности, являются основанием для формирования организационной культуры.

.3 Изучение основных психологических характеристик сотрудника и их использование в управлении организацией

Для эффективной организации работы хороший менеджер должен изучить работу каждого из своих подчиненных, определить его техническую компетентность и потенциальные возможности.

Изучение сотрудников в процессе работы, когда они уже прошли отбор, осуществляется как специально организованными научно-исследовательскими методами (биографический метод, анкетирование, экспертные оценки, тестовые методы, деловые игры и пр.), так и в процессе обычного наблюдения и изучения поведения сотрудника в повседневной трудовой деятельности.

При оценке основных психологических характеристик сотрудников, важным является определение интересов и мотивов, побуждающих человека к труду. Определяя направленность личности, следует исходить, прежде всего, из совокупности интересов как важнейшего психологического свойства, характеризующего человека. Интерес проявляется в склонности человека к деятельности, преимущественно связанной с предметом интереса, в постоянном переживании приятных чувств, вызываемых этим предметом, в стремлении к постоянным разговорам о нем и о делах, связанных с ним. Интерес выражается в наибольшей сосредоточенности внимания на предмете интереса, в постоянных мыслях о том, что имеет близкое к нему отношение.

Интерес, являясь индивидуальной особенность личности, проявляется во всех сферах человеческой психики - во внимании, в чувствах, в стремлениях, в мыслях и в деятельности человека. Он в значительной степени определяет многие черты характера и развитие способностей. Изучая интересы своих сотрудников, можно определить способы влияния на человека.

Интересы людей различаются, прежде всего, их содержанием, т.е. предметом (в широком понимании) или областью действительности, на которую эти интересы направлены.

Оцениваются интересы по их общественной значимости: одни - как положительные, высокие, благородные, другие - как отрицательные, мелкие (и даже низменные). Индивидуальность человека характеризуется не только наличием общественных интересов, но и их соотношением с личными. Наиболее духовно богатым является человек, у которого общественные интересы стоят выше личных или совпадают с ними.

Другим свойством интересов является их широта, которая нисколько не исключает наличия одного, главного, центрального интереса как основного жизненного стержня, объединяющего все другие интересы. Широта интересов говорит о разносторонней личности, а значит более развитой, социально адаптированной, устремленной. Отсутствие интересов или их узость может говорить об ограниченном развитии или вялой жизненной позиции, однако, делать однозначные выводы, опираясь на такие данные необъективно.

Интересы людей характеризуются также их устойчивостью, т.е. степенью постоянства, и силой. Сильный интерес побуждает человека к активности, помогает преодолевать всякие препятствия, закаляет волю и характер. Сильный и устойчивый интерес к профессиональной деятельности, мастерству и совершенству зачастую является основой общей направленности работника, составляет главное содержание его жизни, определяет формирование всех сторон его психики. Познание этой направленности и влияющих на нее факторов помогает определить устремления работника. Неустойчивостью в интересах в основном обладают люди непостоянные или ищущие себя. К таким сотрудникам стоит приглядеться более внимательно.

.4 Факторы, влияющие на самомотивацию. Внимание и характер сотрудника. «Индикаторы самомотивации»

Из мотивов, побуждающих человека к труду, преобладающими должны быть те, которые вызывают у него удовлетворение от самого процесса работы и ее результатов, а не степень вознаграждения или занимаемое им общественное положение. Если работник, приступая к определенной работе, руководствуется лишь заработком и не находит привлекательности в функциях, им выполняемых, качество работы, касающейся переданных ему полномочий, будет низкое из-за безразличия к конечным результатам, а иногда и прямого уклонения от работы.

В связи с этим следует установить:

üквалификацию и целеустремление работника;

üналичие черт характера, позволяющих сотрудничать с ним в этом плане;

üстабильность его отдачи, возраст, желание удовлетворять духовные потребности;

üвозможность применения им своих творческих сил именно в данной работе, степень ее содержательности и привлекательности;

üсоциально психологическую атмосферу и эргономические условия труда, их влияние на передачу полномочий данному работнику;

üинтерес работника к перспективам роста и повышению квалификации, наличие и возможность создания условий для этого.

Нефинансовая мотивация в работе является важным аспектом. Она перекликается с заинтересованностью сотрудника. Если правильно воспользоваться этими знаниями о сотрудниках, можно поддерживать их мотивацию к труду нефинансовыми способами.

При оценке личности сотрудника необходимо также определить такую характерную черту личности, как степень развития внимания и внимательности. Внимание - это направленность сознания на определенный объект. Объектами внимания могут быть любой предмет или явление внешнего мира, трудовая деятельность, представления и мысли. Нередко внимание рассматривается как психический процесс. Однако его нельзя назвать процессом в таком же смысле слова, как ощущение, восприятие, память и мышление. Это особая сторона всех психических процессов, которая обеспечивает сосредоточение на том, что для нас наиболее важно в данный момент. Если в трудовом процессе внимание сотрудника направлено в другие сферы его жизни, то это может снизить его результативность. Однако внимание бывает разным, и требовать от сотрудников полного сосредоточения на работе будет также неверным.

Различают два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольным называется внимание, направленное на данный объект без сознательного намерения и усилий. При этом наиболее характерными свойствами объектов или явлений, которые непроизвольно привлекают внимание, являются сила раздражителя, движение объекта, внезапность появления, контрастность и величина. В жизни людей и, в частности, в деятельности руководителя непроизвольное внимание обычно играет положительную роль, обеспечивая своевременный ответ на неожиданные события.

Произвольное же внимание сознательно направляется на определенный объект, и для этого требуются волевые усилия, старание. Именно произвольному вниманию принадлежит основная роль во всякой деятельности. Основными свойствами внимания являются концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Концентрация, или сосредоточенность внимания, - это степень напряжения человека при восприятии объекта или выполнении действия. Высокая концентрация внимания улучшает качество восприятия. Однако излишняя сосредоточенность на одном действии затрудняет выполнение других действий или приводит к быстрой утомляемости.

Устойчивость внимания - это сохранение необходимой сосредоточенности на данном предмете или действии в течение определенного времени. При пассивном наблюдении неподвижного предмета полная устойчивость внимания сохраняется не более 5 10 секунд, при активном наблюдении - до 20 минут, а при возможности периодически отвлекаться на несколько секунд - в течение ряда часов. Для поддержания длительной устойчивости внимания важны его правильная организация и значение не только тех моментов, когда нужно сконцентрировать внимание, но и тех, когда его можно ослабить.

Объемом внимания называют количество объектов, которое может восприниматься нашим сознанием одновременно. Практикой установлено, что это количество обычно колеблется от 4 до 6. Понятие «объект» определяется опытом человека. Средством увеличения объема внимания является выработка умения воспринимать предметы комплектно, т. е. видеть группу предметов как одно целое.

Под распределением внимания понимают одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах или действиях. Выполнение сразу двух различных действий возможно лишь тогда, когда одно из них хорошо заучено и выполняется автоматически.

Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно дает возможность воспринимать те объекты, которые нельзя охватить одновременно.

Важно отметить, что у каждого человека каждое из свойств внимания представлено в различной степени. Одни могут хорошо сосредотачиваться, другие - переключать внимание с одного объекта на другой, третьи - распределять его на несколько объектов. Если знать эти особенности сотрудников и доверять им соответствующие обязанности, можно сэкономить усилия сотрудника на выполнение работы.

В соответствии с развитием представленных качеств внимания можно выделить различные типы людей - внимательные, невнимательные и рассеянные:

üдля первой категории людей характерна целенаправленность, организованность, повышенная устойчивость, стремление осуществить определенные сознательные цели, т. е. преобладание произвольного и послепроизвольного внимания;

üвторой категории (невнимательным) присущи поверхностность в суждениях и выводах, ограниченный запас знаний, недостаток воли, неумение сосредоточиться на той или иной деятельности, мысли;

üтретьей категории (рассеянным) свойственны общая неустойчивость внимания, недостаточная сила воли, отвлекаемость.

Следует учесть, что снижение уровня внимания наблюдается при выраженном утомлении, кислородном голодании, укачивании, болезненном состоянии, уменьшении интереса к выполнению задачи, а также при монотонной или очень простой работе. Опыты показали, что, если перед операторами поставлена задача нажимать кнопку в ответ на появление однообразных сигналов, бдительность их снижается (появляются пропуски) уже в течение первого получаса. При усложнении задачи бдительность тех же операторов сохраняется в течение шести часов. Последние обстоятельства имеют значение для правильной организации работы.

При оценке сотрудников важно очень внимательно подойти к оценке характера человека. Черты характера - это сложившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль поведения, который выражает отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе и к своему делу. Можно сказать, что характер - это личность, воспринимаемая другими, психическая физиономия, «печать человека», как говорили в древности.

Менеджеру необходимо изучить и составить мнение относительно черт характера подчиненного с целью использования его достоинств для повышения эффективности труда и целесообразной деятельности. При этом стоит учитывать, что сформировавшийся характер - это наиболее яркая сторона индивидуальности. От него в наибольшей степени зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в каких-либо обстоятельствах и на что способен.

В то же время характер - это наиболее изменяемое по сравнению с другими свойство личности. Если темперамент тесно связан с врожденными особенностями нервной системы, то характер, хотя и зависит в какой-то степени от них, определяется, прежде всего, воспитанием. Если темперамент сам по себе не может быть плохим или хорошим, то в отношении характера вполне правомерно говорить, что он «хороший», «плохой» или «трудный». Темперамент определяется природными свойствами, а за характер несет ответственность сам человек и его окружение.

В любом успешном менеджменте, руководитель обязан знать и четко понимать, кто именно из всех его сотрудников наиболее способен к самомотивации. Во-первых, подобное поможет ему в будущем сформировать наиболее эффективную команду единомышленников. Во-вторых - безошибочно «взять на заметку» всех возможных кандидатов на повышение, а также создать определенный кадровый резерв. Здесь огромную помощь способны оказать, так называемые, «сигнальные маячки», которые всплывают в повседневной модели поведения каждого сотрудника. Их возможно условно именовать "индикаторами самомотивации".

. Общая картина внутренних установок человека. Здесь речь идет непосредственно о склонности различать все хорошее и плохое вокруг себя, определенный настрой на оптимизм или на пессимизм. Человек, который способен к такой самомотивации, постоянно мыслит исключительно позитивно, ведь даже в самых тяжелых и неприятных ситуациях он вполне способен извлечь для себя какой либо положительный опыт, или, как минимум, уверенность в том, что больше такого не повторится.

. Принципы решения человеком проблем. Только с ними и связан наш следующий индикатор самомотивации. Возможность к самомотивации больше всего проявляют те люди, которые в таком словосочетании, как «решение проблем» главным определяют слово «решение». Подобные специалисты никогда в жизни не станут зацикливаться на чем-то конкретном, и постоянно находятся в поиске альтернативы. Подобное личностное качество особо необходимо для успешной дистанционной работы.

. Постоянная готовность брать ответственность на себя. В случае со многими сотрудниками такое явление тоже является потенциальным плацдармом для прогрессирования. Часто источник многих проблем в компании заключается в излишне строгом начальстве, которое отказывается как-либо делегировать некоторые полномочия и никогда не побуждает своих подчиненных к такой самомотивации.

. Тип поведения в конфликтных ситуациях. Человек с ярко выраженными навыками к самомотивации никогда не станет заниматься поисками виновных и попусту не тратит драгоценное время на всяческие обвинения самого себя, он лишь внимательно анализирует сложившуюся ситуацию и старается решить, что стоит предпринять для того, чтобы ее улучшить.

. Наличие оригинального мышления, умения отказываться от стереотипов. Бытует мнение, что любого сотрудника можно мотивировать возможностью карьерного роста. Однако в действительности, хороший специалист, который способен к саморазвитию и самомотивации, часто даже отказывается от развития своей карьеры, так сказать, «по вертикали».

Человеку нужны два вида энергии: энергия, чтобы двигаться вообще (это определяется понятием "энергичность", или базовая самомотивация), и энергия, чтобы двигать себя в определенном направлении, управляющая самомотивация - например, чтобы усадить себя за уроки либо поднять себя со стула, оторвавшись от компьютера.

Когда человек бодр и энергичен, ему нужна только управляющая самомотивация. Избыток внутренней энергии нередко мешает управлению собой, однако недостаток внутренней энергии, апатия и вялость, в принципе останавливает движение жизни. Как заботиться о поддержании высокого уровня жизненной энергии

.5 Виды самомотивации и саморазвитие личности

Управляющая самомотивация, или просто самомотивация, бывает позитивная и негативная.

К позитивной мотивации чаще относят такие приемы, как копилка позитивной энергии и поддержка своих достижений: визуализация мечты, поощрения и награды.

К негативной мотивации - контроль собственного поведения: напоминалки, отрицательное подкрепление своих ошибок, наказания самого себя, штрафы.

Негативная мотивация - обычно сильнее, а позитивная - экологичнее и более долгоиграющая. В практике лучше объединять и позитивную, и негативную самомотивацию, подбирая между ними наиболее подходящий для вас баланс.

Базовая самомотивация

У здорового человека с целями направление жизни определено, и, когда он бодр и энергичен, ему никакая дополнительная самомотивация не нужна. Он общается, завязывает отношения, предпринимает дела, он не может без движения и дел.

Маленьким детям самомотивация не нужна также - они, как маленькие живчики, проявляют активность во все стороны. Их, скорее, нужно только останавливать. Спортсменов-чемпионов, людей с личностной установкой "непобедимость", также не нужно мотивировать: они заряжена на борьбу и победу всегда. Это у них - в крови. Здоровый и бодрый человек в мотивации не нуждается, его внутренний моторчик работает без перебоев. Когда здоровый человек выходит на пенсию, он вдруг понимает, что без работы он не может и не хочет, что работать ему хочется и естественно.

Но бывает, и с возрастом все чаще, когда внутренний источник движения у человека ослабевает, когда человек как будто изнутри останавливается, и тогда человеку для тех или иных дел уже нужна мотивация - побуждение, которое будет его к чему-то двигать. Конечно, речь идет не о том, что такой человек уже ничего не делает: у взрослых людей есть ум, есть воля, есть понимание необходимости, но внутренний моторчик сбавляет обороты...

Встаю, потому что нужно идти на работу. А на работу нужно идти, чтобы было чем кормить семью. Кушаю, чтобы были калории...

Все понятно - но драйва нет. А делать что-то только потому, что это нужно, совсем не то же, что делать в охотку, с интересом и желанием. Хочется бежать на работу, потому что любимая. Мечтается бежать на свидание, потому что соскучился и тянет. Настоящий вкус у той воды, которую очень хочется пить. Хочется, чтобы хотелось. Без мотивации жить и работать можно, но с мотивацией, с желанием - проще, живее и вкуснее.

Здоровый и энергичный человек, знающий свои цели, в самомотивации не нуждается. Человек, который говорит, что он нуждается в мотивации - это человек либо заболевший, либо желающий получить какие-то блага. Чтобы за работу людям платили деньги, они говорят, что без денег они работать не будут, а игра "Нехватка мотивации" ("Мне не интересно, сделайте мне интересно, создайте мне мотивацию") - одна из распространенных социальных игр, где разыгрывающий заболевшего то ли привлекает к себе внимание, то ли манипулирует, перекраивая отношения в свою пользу.

Для человека, который чего-то хочет на самом деле, все преграды преодолимы и несущественны, а вопрос с самотивацией он решит всегда. Согласитесь, если человек очень хочет в туалет, смешно слышать фразы типа: "Я описался, потому что "не было времени сходить в туалет", "я был слишком уставший", "потерял надежду. Я не верил, что смогу добежать..."... Кто хочет, ищет возможности, кто не хочет - оправдания.

Люди часто жалуются на то, что не могут себя поднять, не могут себя заставить делать даже то, что нужно, жалуются на нехватку жизненной энергии - и спрашивают: "Где мне найти мотивацию?" Такой вопрос может направить их поиск не туда, поскольку мотивация здесь может быть вовсе ни при чем. Мотивация - одна из главных, но не единственная движужая сила человеческого поведения, только один из источников жизненной энергии. Решением может быть когда-то переход в режим миссии, когда-то - наработка нужных привычек. Когда-то нужно убрать внутренние блоки, и жалость, а когда-то нужно просто отдохнуть.

Чтобы уверенно достигать своих целей, имеет смысл к самомотивации добавлять самоорганизацию.

Самоизменение личности - процесс неизбежный: он может осуществляться произвольно, но даже если человек и не думает меняться, самоизменение все равно происходит в неосознаваемой форме. Неосознаваемое самоизменение осуществляется вследствие периодического включения более или менее развернутых в психике личности неосознаваемых механизмов психологической защиты (рационализации, проекции, сублимации и др.), а также вследствие детерминации мыслительных и поведенческих процессов системой добровольно выбираемых ценностей и создаваемых личностных установок, т.е. опосредованно.

Ключевым моментом в процессах целеориентированного саморазвития личности является самомотивация: и как фактор выбора целей, и как основа принятия решений, и как наиболее важный «двигатель» целенаправленных систематических усилий, и как способ самоконтроля, самокоррекции и самоподдержки.

Безусловно, каждая личность использует несколько механизмов самомотивации, но к зрелому возрасту формируются один-два механизма как приемлемые для большинства внутриличностных и социальных ситуаций. Доминирование этих механизмов в значительных временных интервалах приводит к выработке стилей самомотивации.

Стиль самомотивации представляет собой комплексную характеристику специфических процессов мотивирования личностью своей деятельности, включая как выдвижение мотивов и их борьбу, так и мотивационную презентацию их социуму.

В качестве важнейших стилеобразующих признаков самомотивации могут быть признаны:

) тип самомотивации (позитивная, негативная);

) принципиальные ориентации самомотивирования (рациональная, эмоциональная);

) доминирующие источники мотивации (мотивация, идущая изнутри; инструментальная мотивация; внешняя самоконцепция, внутренняя самоконцепция; мотивация вследствие интернализации цели).

Использование отмеченных выше стилеобразующих признаков в качестве оснований для типологии позволяет обнаружить 20 типовых стилей самомотивации личности, каждый из которых может быть исследован, оснащен диагностическим инструментарием, рекомендациями и тренинговыми алгоритмами, позволяющими в случае необходимости их корректировать. Преимущества предлагаемого подхода к определению стилей заключаются в сравнительной простоте анализа процедур самомотивации, возможности создания достаточно простого инструментария для самооценки и самокоррекции ее стиля без участия психоаналитика или консультанта.

Более сложный подход к изучению стилей мотивации, требующий профессиональной подготовки и сложного диагностического инструментария (прежде всего - компьютерного программного обеспечения), может быть осуществлен на основе введения в качестве дополнительных стилеобразующих признаков, задействованных при самомотивировании потребностей. В данном случае имеются в виду прежде всего вторичные (психогенные) и третичные (социогенные) потребности. Что касается первичных (висцерогенных) потребностей, то они, безусловно, могут быть мощнейшим стимулом самомотивации, но в современной культуре они задействуются в качестве основных лишь в экстремальных экзистенциальных ситуациях. Относительно психогенных потребностей можно сказать, что они представляют собой базу самомотивации личности и в стадии развития «потребность-цель» могут обладать значительной мотивационной силой. Однако представляется недостаточным объяснение процессов самомотивации личности только при помощи упомянутых трех видов потребностей. На наш взгляд, следовало бы анализировать и персонально-контекстные потребности. Под термином «персонально-контекстные потребности» мы будем понимать те из потребностей личности, которые сформированы вследствие воздействия конкретного социального окружения или текущей социальной ситуации. Персонально-контекстные потребности - это сложные межуровневые потребности: потребность в профессионализме, в моральном поощрении, потребность быть (слыть) модным, быть современным или «быть в курсе дела» (т.е. потребность в информационном обеспечении и видении конкретной ситуации) и т.д. В этой связи не может не возникать вопрос о том, не являются ли персонально-контекстные потребности личности простым дублем психогенных или социогенных потребностей? - Нет. К примеру, такая потребность, чаще всего определяемая как психогенная - потребность в познании - может быть понята в качестве базовой для потребности «быть в курсе дела», но далеко и далеко не во всех персональных контекстах.

Персонально-контекстные потребности могут, как усиливаться за счет потребностей первичного, вторичного и третичного уровней, так и наоборот, - противоречить им. Как представляется, именно в этих взаимодействиях элементов потребностной сферы личности и следовало бы искать начальные (исходные) пред-импульсы деятельности. Как именно будут формироваться мотивы и антимотивы поведения, какие из них в конечном счете выполнят функции побудителя конкретных действий, зависит от того, имеем ли мы дело с гармоничным или простым соответствием, противостоянием или противоречием разноуровневых потребностей личности.

Поскольку персонально-контекстные потребности личности могут не образовывать ее органичных, глубинных подструктур, они могут быть преходящими, поверхностными. Однако это вовсе не означает, что персонально-контекстные потребности обладают меньшей детерминационной силой, подчас наоборот: они-то и выполняют роль тех самых канальных факторов, слабо учитываемых при анализе поведения личности. С одной стороны, изучение данного вида потребностей значительно расширяет поле анализа личности, с другой - делает его необычайно сложным. Отсюда - необходимость привлечения профессиональных психологов.

Разновидности социально-контекстных потребностей как оснований мотивационных механизмов личности могут быть выявлены на базе анализа уровней и видов социальных ситуаций.

Один из наиболее авторитетных зарубежных исследователей, занимающихся проблемами анализа социальных ситуаций, Д. Магнуссон предложил различать два вида социальных ситуаций: актуальные и воспринимаемые социальные ситуации. Представляется, что в таком различении мы имеем дело не с видами, а с двумя уровнями восприятия социальных ситуаций: актуальная социальная ситуация (весь комплекс психофизиологических данных органов чувств, социокультурных констант, нормативов, правил поведения, социальных статусов, ролей и окружающих факторов, доступных восприятию и осмыслению) и фиксируемая социальная ситуация (комплекс фиксируемых факторов в контексте субъективных ценностей, установок восприятия и мышления и интерпретаций). Воспринимаемая социальная ситуация - это своего рода конструкт, выстроенный на основе актуальной социальной ситуации по определенному проекту, задаваемому субъективными параметрами личности, прежде всего - установками восприятия.

Помимо этого представляется также возможным говорить о третьем уровне восприятия социальных ситуаций - мнимой социальной ситуации, которая выступает как неповторимый индивидуализированный комплекс представлений о социальной ситуации, реконструированных (домысленных, дополненных) в соответствии с глубинными ценностями, ориентациями, установками и предпочтениями личности. Фокус внимания личности может находиться на различных уровнях восприятия, а в процессе активного ее анализа - произвольно перемещаться с одного уровня на другой. В этом - одна из причин непроизвольного оценивания ситуации и неадекватных решений, связанных с ней. Именно поэтому В. Вундту, Э.Б. Титченеру, Т. Липсу, О. Кюльпе и другим психологам, применявшим интроспекцию (специально тренируемое самонаблюдение) в качестве научного метода исследования, приходилось перед проведением исследований нацеливать испытуемых различению уровней восприятия социального контекста и организовывать обучающие программы для отработки навыков произвольной канализации, например, восприятия актуальной или мнимой социальной ситуации.

Социальные ситуации, представленные в сознании на всех трех уровнях, оцениваются субъектом самосознания по ряду позиций:

) дружественная - враждебная;

) кооперативная - соревновательная;

) глубокая - поверхностная;

) равная - неравная;

) формальная - неформальная;

) ориентированная на задачу - не ориентированная на задачу.

Особое внимание следовало бы уделить анализу мнимых персонально-контекстных факторов, которые могут играть даже более значимую роль в мотивации поведения, нежели факторы, адекватно соответствующие действительности. Поэтому ряд мотивационных программ детерминирован именно оценками ситуации, в которой пребывает личность.

Не менее значимым фактором, оказывающим влияние на мотивацию саморазвития личности, является особенность структуры ее самосознания, причем важна не столько представленность элементов, сколько центрированность структуры на тех или иных элементах.

.6 14-элементная структура самосознания личности. Виды «Я»

Исследовательских подходов к изучению структурных элементов и композиции Я-концепции может быть достаточно много. Предложим 14-элементную структуру самосознания личности и вкратце рассмотрим каждый из ее элементов на предмет наличия мотивационного потенциала саморазвития.

Реальное Я - это система психоэмоциональных представлений и отношений к своим характеристикам (тем, что человек дает себе сам, а также тем, которые ему дают другие и с которыми он согласен), основу которых составляют вербальные утвердительные высказывания-констатации и «утвердительные» образы.

Реальное не-Я, наоборот, содержит отрицательные высказывания и образы, выстроенные на основе суждений типа: «Я - не "новый русский"», «Я не имею опыта работы», «Я не кажусь очень красивым», и т.д. Реальное Я и реальное не-Я являются взаимодополняющими структурами самосознания. В какой-то части они являются взаимопересекающимися. В каждом из этих реальных Я есть составляющие, представляющие собой противоположные высказывания, но вместе с тем могут содержаться и такие высказывания, которые противоречат друг другу. Мотивационная сила обеих рассмотренных структур вследствие их реальной привязанности достаточно велика, если только между ними не наблюдаются значительные противоречия.

Особой подструктурой самосознания является также ситуативное Я - т.е. структура, отражающая комплекс свойств личности, актуализированных в данный момент времени под воздействием ситуативных факторов разнообразной природы: личного настроения, специфики межличностных отношений, деловых проблем, актуальных задач, физического самочувствия, погодных и иных условий. В структурах самосознания ситуативное Я выражается конструкциями типа: «Я сегодня рассеянна и невнимательна»; «Что-то сегодня я удивительно быстро все сделал, да к тому же не устал». Несмотря на то, что действие ситуации, недолговременно, сформированные в ее ходе впечатления и оценки самосознания могут быть устойчивыми и даже пополнять структуры реального и эталонного Я. Ситуативное Я обладает огромным мотивационным потенциалом на этапе реализации намеченных программ саморазвития личности.

Помимо реально-ориентированных структур самосознания необходимо обозначение и исследование особой сферы самосознания, условно названной не познанное Я. Данная сфера представляет собой зону сомнения, неясности, неопределенности, непонимания и неидентифицированности. Она особенно значима на ранних этапах формирования интереса, осознания возможностей личностного роста.

Эталонное позитивное Я и эталонное негативное Я - это противоположные полюса самооценивания, включающие представления и образы того, какими характеристиками мог бы обладать субъект самооценки при данных конкретных обстоятельствах. Иными словами, это должное и не должное Я: представления человека о том, каким ему следовало бы быть сегодня. Представляются, что именно эти две взаимодополняющие структуры и являются основной сферой мотивационной активности при саморазвитии личности.

В конкретных актах самосознания (самооценивания, самоанализа, самокритики, самонаблюдения и т.д.) и позитивных, и негативных эталонных оценок может быть достаточно много, следствие этого формируются многие эталонные Я. Однако в целом у человека всегда имеется некое суммирующее понимание того, в сторону какого эталонного Я он изменяется (эволюционирует). Осознание направления и скорости этого движения и есть одна из точек отсчета, своего рода клавиша пускового механизма мотивации саморазвития.

Нереализованное позитивное Я - дистанция от реального позитивного Я до эталонного позитивного Я - это поле персонального психосоциального прогрессивного саморазвития. Нереализованное негативное Я - это дистанция от реального негативного Я до эталонного негативного Я, или поле падения (регресса, провала, неудачи). Обе стороны нереализованного Я напрямую могут и не взаимодействовать в самосознании личности, но сплошь и рядом напрямую канализированы в самосознании. Это достаточно заметно при прямых мотивационных переходах. Объем нереализованного позитивного Я - это поле поиска мотивов, тогда как объем нереализованного позитивного Я - поле поиска антимотивов саморазвития. Вместе с тем очевидно, что и в том, и в другом случаях превышение оптимума объемов чревато снижением мотивационной активности.

Идеальное Я включает такие характеристики свойств личности, которыми, по мнению субъекта самосознания, он мог бы обладать в идеальных, максимально благоприятных условиях. Количество образов идеального Я у субъекта самосознания варьирует от двух-трех до двух-трех десятков в зависимости от потребностей, широты кругозора, доминирующего стиля мышления, уровня развития воображения и склонностей к фантазированию. Идеальное Я выполняет психостимулирующие функции (главным образом, позитивного самооценивания), а также функции коррекции эталонного и реального Я.

Прошедшее (бывшее) Я - комплекс представлений о себе в различных ситуациях прошлого. По преимуществу оно включает те характеристики личности, которые на настоящий момент не включены в реальное Я или по тем или иным причинам остались неидентифицированными (формы поведения в исключительных и экстремальных ситуациях, нестандартные и нетипичные для данной личности характеристики и модели поведения, а также те черты, которые уже преодолены или утрачены). Представляется, что прошедшее Я мотивационные функции выполняет, прежде всего в тех социально-контекстных ситуациях, которые требуют от личности подтверждения ее статусов и характеристик, ставших уже формальными или воспринимающихся как таковые значимым социальным окружением.

Фантастическое Я - комплекс образов, отражающий представления человека о том, какими чертами он обладал бы, случись с ним что-то необычайное или невозможное (утопическое Я). С одной стороны, фантастическое Я выполняет функции рекреации, психологической защиты и измерения границ возможного, с другой - это своеобразная форма осмысления и оценивания реального Я посредством активизации ситуативного мышления и гипотетического развития реальных наличных свойств личности применительно к исключительным обстоятельствам. Таким образом, фантастическое Я может рассматриваться и как форма проектирования развития личностных свойств. Поэтому такой личностный феномен, как остановленное саморазвитие, можно диагностировать по представленности и активности в самосознании фантазийных структур. Мотивационный потенциал фантазий в силу их образности, эмоциональности и объективной непредвзятости (вследствие «снятости» объективных ограничений) огромен, но существуют значительные ограничения в его использовании.

Если описанные выше структуры самосознания эго-центрированы и представляют собой относительно изолированное самоопределение, то следующие три структуры самосознания личности активно социально соотнесены и могут быть социо-центрированы и поэтому их наиболее значимой функцией является формирование мотивировок.

Историческое Я представляет собой некоторую обобщенную оценку значения личности в истории данного социума. Оно, с одной стороны, есть форма воплощения уровня притязаний личности и, одновременно, способ видения себя-в-мире, а также не что иное как инструмент осмысления главного в своей жизни и своей социальной миссии. Историческое Я играет особую роль в мотивации таких программ саморазвития, которые являются своего рода глобальными трансперсональными проектами.

Структуры Я-как-Мы и Я-как-не-Они позволяют осуществлять (и завершать) самоидентификацию и социальную адаптацию отнесением себя к группе людей, обладающих сходными характеристиками и, соответственно, исключая или даже противопоставляя себя людям с иными характеристиками. Вербально данные структуры воплощаются в самых разнообразных формах, представляя собой комплекс в той или иной мере упорядоченных «Мы» - суждений, «Они» - суждений, «Я-Мы»- и «Я-не-Они» -суждений. При нормальном развитии и высоком уровне активности мотивационной сферы личности например, в процессе самоописания характеристик личности, число Мы-ориентированных суждений преобладает над числом Они-ориентированных. Мы-ориентированные суждения во многих социокультурных контекстах, в частности, в общинных культурах, в обществах с доминирующими коллективистскими ценностями, в традиционных культурах становятся самым мощным мотиватором саморазвития личности. Поэтому в прикладных отраслях гуманитарного знания (в педагогике, управлении человеческими ресурсами, психологии рекламы, политической психологии, экономической психологии и т.д.) при формировании самоинициированного поведения следовало бы активнее использовать механизмы мотивации социальной значимостью.

При социально-психологических личностных девиациях, наоборот, личность чаще использует Они-суждения. И это значительно ослабляет мотивационную сферу саморазвития личности. Мотивационный потенциал как бы перерасходуется за счет затрат на двойное стимулирование (мотивационная поддержка «не-Мы» и мотивационная поддержка «Мы»). Так как ни одна из форм негативной мотивации не может напрямую стимулировать развитие личности, формируются усложненные маршруты косвенной мотивации.

Динамика представленной структуры самосознания может быть положена в основу типологии различных социальных субъектов, прежде всего - личности. Центрирование, акцентирование, доминирование и активизация каждого из четырнадцати элементов и связанных с ними процессов самомотивации соответственно приводят к формированию устойчивых социально-психологических механизмов мотивации. Например, достаточно четко прослеживаются:

мотивация социальным самоутверждением (реалистический тип);

мотивация самозащитой (отступающий тип);

мотивация неопределенностью (бездействующий тип, безвольная или противоречивая личность);

мотивация нереалистическим будущим (утопический тип);

мотивация самофантазированием возможного будущего (фантазирующий тип);

мотивация собственными негативными эмоциями, внутренней неудовлетворенностью, душевным беспокойством (неудовлетворенный, самокритичный тип);

мотивация собственными положительными эмоциями и возможностью самоудовлетворения (самоудовлетворяющийся тип);

мотивация прошлым опытом (инертный тип);

мотивация коллективными социальными интересами (коллективистский тип); и т.д.

Доминирование двух и более сходных по какому-либо признаку мотивационных структур обязательно приводит к усилению (акцентуации) этих структур в сознании, а их различные сочетания могут являться основанием формирования иных, более сложных комбинированных типов самомотивации.

Если процессы самосознания гармоничны, пропорциональны и непротиворечивы, то субъект такого сознания будет представлять собой последовательную личность. В случае однозначного доминирования одного или нескольких сходных процессов формируется акцентуированная личность. В случае дисбаланса, дисгармонии и противоречий самосознания - противоречивая и даже патологическая, например, невротическая личность.

.7 Демотивация

Структуры самосознания, базирующиеся на отрицательных суждениях, играют особую роль в демотивации саморазвития, которая в мотивационых процессах личности выполняет важнейшие функции.

Демотивация - это процесс снятия, ослабления психофизиологического напряжения, сформировавшегося как форма опережающего действия, предшествующего осуществлению запланированных (целеориентированных) действий.

Несмотря на то, что процессы мотивации поведения личности все больше привлекают внимание исследователей, обратные им процессы демотивации остаются за исключением немногих работ практически без внимания. Вместе с тем, очевидно, что во многих случаях как в процессе самомотивации, так при мотивации поведения другой личности, в первую очередь возникает именно необходимость вытеснения, нивелирования, устранения существующих сильных (доминирующих) мотивов, подчас сформировавшихся задолго до предпринимаемого мотивационного действия. Иными словами, демотивация, как правило, предшествует мотивационной деятельности.

Демотивация представляет собой комплекс сложных процессов, включающих выявление и периферирование доминирующего мотива, снижение его мотивационной силы, ослабление мотивационных установок, формирование когнитивного, эмоционального и побудительного диссонанса, снижение субъективной значимости, а в качестве результирующего этапа - полную декомпозицию мотива. Из этого следует, что объяснение функционирования этого комплекса процессов не может быть сведено лишь к объяснению механизмов и способов формирования антимотивов.

Демотивация, как и любой другой индивидуальный процесс, в результате практического применения закрепляется в поведенческих клише, и во взрослом человеке может представлять собой достаточно жесткий ригидный алгоритм поведения со сниженными контекстными адаптивными характеристиками. Это и дает основание надеяться на возможность изучения демотивационных процессов личности. С другой стороны, демотивация представляет собой процесс, закрытый для стороннего наблюдателя, так как люди не стремятся раскрывать причины задуманных, запланированных, нацеленных действий, которые не принесли значимых результатов. Поэтому процессы демотивации могут изучаться, прежде всего при помощи лабораторного эксперимента, что, конечно же, снижает интерес исследователей и самих информантов к данной теме.

Негативные социально-психологические последствия демотивации: усиление неуспешного Я; апробация форм непродуктивной деятельности; снижение побудительной силы вытесненных (декомпенсированных) мотивов; формирование новых форм напряжения вследствие развития эффекта незавершенного действия. Эффект незавершенного действия, который имеет место даже в случае успешной демотивации с полной декомпозицией ведущих мотивов, в ряде случаев может быть минимизирован за счет рационализации, быстрого забывания, а также за счет ускоренного и активизированного процесса выбора нового объекта деятельности (и мотивации). Видимо, этот последний процесс и следует считать одним из наиболее значимых конструктивных эффектов демотивации.

В этой связи возникает ряд вопросов: имеем ли мы дело с демотивацией, если меняются ведущие мотивы при сохранении объекта деятельности? Каковы основные этапы демотивации и последовательность их смены? В каких случаях невозможнадемотивация с полной декомпозицией мотива? и т.д. Исчерпывающие ответы на эти вопросы нельзя получить без учета характеристик и особенностей (формирования, развития, ситуативных воздействий и т.п.) ведущих мотивов - объектов демотивации, а также без рассмотрения типологии демотивации.

В целом, оценивая демотивацию как соцально-психологический процесс, следует подчеркнуть, что он выполняет в индивидуальной психике важнейшие функции, подготавливая процесс заполнения мотивационного поля личности и может подлежать только контекстному оцениванию (для данной ситуации, личности, данного места, времени, мотивационного объекта и т.п.). Вместе с тем можно утверждать, что высокая частота и медлительность разворачивания процессов демотивации могут свидетельствовать о тенденциях к снижению социальной активности личности, ее мотивационного потенциала, о наличии противоречий между социальными восприятиями, социальными реалиями и ценностной сферой личности. Крайняя форма развития (доминирование) демотивационных процессов приводит к социальной апатии, социальному инфантилизму и депрессивным состояниям. Основная форма пропедевтики доминирования демотивационных процессов - формирование успешного Я с применением тактики «малых шагов». Успешное Я - это комплексная подструктура самосознания личности, базирующаяся на восприятии реального Я, эталонного позитивного Я как активно взаимодействующих (сближающихся) и поступательно направленных на осуществление (реализацию) идеального Я.

.8 Анализ национальных особенностей самомотивации личности

У каждого этноса складываются особые паттерны самомотивации. Среди факторов, влияющих на отражение национальных особенностей и национальной самобытности посредством таких паттернов самомотивации, можно назвать:

национально-ориентированные программы мировосприятия;

национальные представления о чертах национального характера;

представления о должных и недостойных формах поведения представителей данного народа (более глубоко - система национальных ценностей, в том числе основанных как на религиозных, моральных, так и на политико-правовых и экономических представлениях);

сложившиеся у других народов стереотипы восприятия представителей этого народа и связанные с ними социальные ожидания;

часто воспроизводящиеся из поколения в поколение образцы самостимулирования (в том числе: образцы самопоощрения, самовосхваления, самонаказания, самоистязания и самопрощения).

Формирование национальных особенностей мотивации саморазвития личности во многом основывается на формировании определенных типов ориентаций как тотально доминирующих в структурах самосознания личности.

Ориентация субъекта - это его нацеленность на реализацию готовности и способности определенным образом реагировать на различные ситуации и априорно их оценивать. Мотивационные ориентации складываются на базе эмоциональных установок и ориентаций, на основе формирования общей эмоциональной направленности личности. Общая эмоциональная направленность личности является важной ее характеристикой. Известны результаты исследований Б.И.Додонова, который выявил 10 типов общей эмоциональной направленности 10 типов общей эмоциональной направленности личности:

) альтруистический;

) глорический (потребность в самоутверждении, славе);

) праксический (потребность в общей активности);

) пугнический (потребность в преодолении опасности, в борьбе);

) романтический (потребность в идеалах);

) гностический (потребность в познании);

) эстетический (потребность в прекрасном);

) гедонистический (потребность в наслаждении);

) акзитивный (интерес к накоплению, склонность к приобретательству, коллекционированию и т.п.). Можно дополнить:

) эгоистический;

) эвдемонистский (ориентация на счастье);

) критический (установка на поиск недостатков и возможностей улучшения);

) прагматический (потребность в получении практической выгоды);

) аскетический (потребность в ограничениях, поисках аскезы), и др.

Эмоциональные ориентации, с одной стороны, раскрывают сложившееся, с другой - детерминируют будущее видение мира. Отсюда - их значимость для мотивации целеориентированного саморазвития.

Мотивационные ориентации личности могут быть явными, акцентированными и скрытыми. Явная направленность личности не скрывается самим человеком и очевидна для большинства окружающих. Акцентированная направленность личности для большей очевидности даже подчеркивается ею. Это, как правило, такие виды направленности, которые признаются и одобряются в обществе, референтной или значимой малой группе, а также модные формы поведения. Наоборот, скрытая направленность личности представляет предмет тайны личности и обнаруживается окружающими далеко не всегда.

Скрытая направленность личности обычно проявляется при следующих обстоятельствах:

üв условиях экстремальности (ситуации, требующие ответственности, риска, срочной мобилизации всех сил, вынужденности действия, опасности, представления шансов);

üв условиях свободы (ситуации изменения статуса; появления объективных и субъективных возможностей, обеспечивающих достижение целей и удовлетворение потребностей, которые ранее были или представлялись недоступными, скрытыми, маскируемыми; свобода от страха, стереотипов, внешнего и внутреннего контроля);

üв условиях успеха (признание заслуг, достижения, карьерного движения, открывающие широкие возможности, допускающие переоценку ценностей, изменение самооценки, уровня притязаний);

üпри вынужденных действиях в условиях неопределенности (например, при необходимости срочного принятия решения).

самомотивация личность управление

Глава 2. Моя личная самомативация

Я занимаюсь спортом, конечно мне нужен какой-то стимул, чтобы достичь своей цели. Поэтому я введу дневник тренировок, где записываю все свои силовые показатели, сравниваю их и делаю выводы где нужно поднажать. За успехи в тренировках поощряю себя вкусным спортивным коктейлем.

Также я работаю на заводе ЖБИ формовщиком, стимулом мне служит Водительское удостоверение. Поэтому каждый день я знаю, что цель становится всё ближе.

В жизни у каждого человека есть груз, который тянет его вниз по «лестнице успеха» - это ЛЕНЬ. Именно из-за лени люди не могут добиться желаемого. Но есть те, кто день из-за дня борется с ней, преодолевает себя и идёт к поставленным целям. Можно начать с малого. Например, для того чтобы выглядеть целый день привлекательно, а чувствовать себя свежо, необходимо утром встать по-раньше и принять душ. Встать раньше с утра - лень, тратить время на душ, Чистить зубы - тоже, но мотивация выглядеть успешно, заставляет меня это делать.

Подумайте, чего именно вы себя лишите и как накажете, если не выполните задуманное?

Можно оштрафовать себя на деньги, можно лишить себя сладкого на неделю или любимого сериала.

Фокусируя свой разум на достижении позитивной цели вместо того, чтобы зацикливаться на неопределенных опасениях, мы заставляем свой мозг работать. Он незамедлительно начинает разрабатывать план действий по достижению успеха <#"justify">§простое повторение вашей цели. Это один из самых старых приёмов мотивации. Вам нужно только просто повторять вашу цель и всё. Да, и в цели должно быть прописано вознаграждение за её достижение. Которое и будет вас мотивировать. Это такой чисто технический приём, и он работает.

Например, я ставлю себе цель отжаться 50 раз и отжимаясь считаю про себя, зная, что останавливаться и бросать на пол пути - нельзя. Раз в неделю количество отжиманий растёт. Вознаграждение - новая цветная футболка, чем больше футболок - тем выше результат, тем ярче и многообразней летом будет внешний вид и красивее натренированное тело.

§повторение ваших целей с желанием их прочувствовать. Это страстное повторение, вы не просто повторяете свою цель, а вы пытаетесь немного почувствовать, как вы себя будете чувствовать, когда её достигните и как будете наслаждаться вознаграждением за неё. Это приём действительно отлично работает. Но тут потребуются несколько недель тренировок, а иногда и месяцев, чтобы реализовать весь потенциал этого приёма. Но первые результаты появятся уже через пару дней. Главное продолжать дальше, пока цель не будет достигнута.

Данный приём я использую при избавлении от своих комплексов и страхов.

§доска визуализации. На эту доску вы вешаете рисунки и картинки всех ваших вознаграждений, которые вы хотите получить за достижения своих целей. И потом смотрите на неё и как бы начинаете чувствовать, что уже владеете этими предметами и чувствуете себя так, как будете себя чувствовать, когда будете владеть этой вещью. Ещё можно закрыть глаза, что представить и почувствовать, как вы владеете этой вещью. Этот метод лучше комбинировать со вторым методом, чтобы ваше подсознание чётко понимало: какая вещь на вашей доске визуализации связана из ваших целей. Это очень сильный метод, и он способен творить чудеса.

Я составляю план своих желаний и того что я хочу достигнуть за год, чтобы стать успешней, например, достичь определённых результатов в тренировках (конкретных результатов), получить водительские права, выучить английский язык. Для достижения всех этих целей - нужны усилия и план действий. Даже, если в этом году все цели не удастся достичь, я уже к ним иду и достижение двух целей из трёх можно воспринимать уже как успех.

§умственные зарядки или эмоциональная визуализация ваших целей. Один из самых мощных методов в мотивации. Каждый день вы закрываете глаза и начинаете чувствовать себя, так как будто вы уже достигли своей цели. И главное вызвать как можно более чёткие и сильные эмоции. С первого раза может и не получиться, всё придёт с практикой. Главное как минимум 3 месяца делать такие умственные зарядки, и тогда вы сможете полностью раскрыть их потенциал. На самом деле у этого приёма много применений: достижение целей и мотивация, эмоциональный настрой на успех или удачу (удачный день), изменение взаимоотношений с людьми.

Используя этот метод я поставил немало экспериментов над собой и результаты меня до сих пор впечатляют.

§метод благодарности. Его можно использовать в двух вариантах: для переключения сознания с плохого на хорошее или же для мотивации других людей. Первый вариант: если вы чем-то недовольны в своей жизни и постоянно на этом концентрируетесь. То проделайте такое простое упражнение: составьте список всего, за что вы благодарны в жизни и каждое утро начинайте с его прочтения используя второй приём «повторение ваших целей с желанием их прочувствовать». Это придаст вам дополнительной бодрости и переключит с негатива на позитив. Второй вариант: если вам надо, чтобы кто-то за вас что-то сделал. Начните его благодарить за то, что он уже сделал вам до этого. Особенно это хорошо работает на мужчинах.

Только начав целенаправленно что-то делать, мы меняем свою жизнь. Знания мы получаем по ходу своих действий, в помощь конкретным действиям. Только такой алгоритм приводит к успеху.

Также есть определённые приёмы для чтения книг:

) начинай с небольших текстов постепенно увеличивая нагрузку.

) представить, что эта книга это, например штанга и тебе надо сделать 3 подхода по 10 раз. Таким способом в день ты будешь читать как минимум 30 страниц. Со временем можно увеличивать количество страниц.

) за каждую прочитанную страницу вознаграждать себя чем-нибудь сладким.

) поспорить со своим другом, что прочитаешь какую-либо книгу в течение 2 недель - это будет прекрасным стимул, чтобы доказать себе и окружающим, что можешь достичь желаемого.

Таким образом, что бы быть успешным человеком в будущем, иметь хорошую высокооплачиваемую работу, крепкую семью, хороших друзей и вообще иметь в жизни то, что захочешь, нужно поставить определённую цель и следовать ей несмотря ни на что, ошибаться, но повторять снова и снова.

Моя самомотивация по достижению поставленных жизненных целей состоит в

)общение с людьми, в том числе разных поколений, которое помогает понимать другого человека, уважать и учитывать его точку зрения, узнавать историю жизни и жизненные принципы прошлых поколений (родителей, бабушек и дедушек, прабабушки), обсуждать волнующие моих современников темы и через общение с другими людьми также развивать свою личность;

)чтение литературы, которая помогает расширять кругозор, стать более интересным собеседником, развивать личность, составлять своё мнение по разнообразным жизненным ситуациям и вопросам, анализировать опыт и осмысливать поступки других людей (исторических личностей и т.п.), брать положительный пример и стремиться быть хоть чуточку похожим на героев прошлого, например, восхищаясь силой воли и духом Алексея Мересьева из книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»;

)просмотре научно-познавательных, документальных и художественных фильмов, которые также как и литература помогают узнавать новое о разных сторонах мироздания (нашей планете, других государствах, религии, науке, медицине, культуре и т.п.), думать и сопереживать героям, брать что-то новое для себя;

)учёбе, т.к. верна поговорка «век живи, век учись» или как говорил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю» и надо учиться всю жизнь от рождения (первые шаги, слова до глубокой старости);

)занятиях спортом, т.к. они не только тренируют моё тело, но и воспитывают силу воли, терпение, помогают бороться с ленью, преодолевать себя, развивают самоуважение;

)работе над собой с психологической точки зрения, а именно: не унывать, не сдаваться, не отступать от намеченной цели, радоваться каждому дню, воспринимать позитивно любой свой опыт (даже неудачный), верить в победу.

Заключение

Предпринятый анализ может иметь практическое применение. Дело в том, что многие люди не задумываются о том, как они мотивируют свой выбор при принятии решений и вообще, как они мотивируют свою деятельность. Внимание и особый интерес к данной сфере управления своей личностью проявляется обычно лишь в ситуации сбоев, социального и личностного неуспеха; спонтанного совершения неожиданных, нерациональных, алогичных поступков; повторения уже имевших место серьезных ошибок и т.д.

Современные подходы к менеджменту личности и, в частности, самоменеджменту предполагают применение более эффективных методик и технологий не управления «по ситуации», а управления опережающего, пропедевтического, антикризисного.

Знание особенностей функционирования своей мотивационной сферы значительно повышает потенциал саморазвития личности за счет своевременного учета своего «индивидуального» фактора и грамотной мотивационной поддержки

Список использованной литературы

1.Мотив и мотивация: восемь основных проблем / Х. Хекхаузен // Хекхаузен Х.

.Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - С. 33-48.)

.Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. - Эксмо, 2010. - 160 с

.Журнал о поиске работы «JobJornal» статья Самомотивация

.Г.В.Черняева. Мотивация саморазвития личности//Полигнозис, 2(22), 2003

.Додонов Б.И. 1987, Библиотека учебной и научной литературы.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!