Расчет экономической эффективности создания и использования программного продукта: WEB-сервер на базе микроконтроллера

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    158,42 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчет экономической эффективности создания и использования программного продукта: WEB-сервер на базе микроконтроллера












Пояснительная записка к курсовой работе

по дисциплине «Менеджмент»

на тему:

Расчет экономической эффективности создания и использования программного продукта: WEB-сервер на базе микроконтроллера

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПРОДУКТА

1.1 Сущность маркетинговых исследований

1.2 Назначение и основные свойства программного продукта

1.3 Требования к функциональным характеристикам, надежности, условиям эксплуатации

.4 Потребительские свойства программного продукта

.5 Оценка пыночной направленности

1.6 Конкурентоспособность программного продукта

1.7 Обоснование метода ценообразования

.8 Итого маркетинговых исследований

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

2.1 Расчет трудоемкости разработки ПП

.2 Расчет бюджета рабочего времени

3. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

.1 Расчет годовых эксплуатационных затрат

.2 Определение фонда оплаты труда проектировщиков

.3 Накладные расходы

4. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТЧИКА

. РАСЧЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Данный документ представляет собой пояснительную записку к курсовой работе на тему «Расчет экономической эффективности создания и использования программного продукта» по дисциплине «Менеджмент».

В данной пояснительной записке рассмотрена экономическая целесообразность создания продукта «Создание WEB-сервера на базе микроконтроллера», для чего применяется маркетинговый анализ и расчет показателей экономической эффективности разработки.

Данный программный продукт служит для удаленного управления физическими исполнительными устройствами любого рода, поддерживающими язык команд проектируемого программного продукта. Системы подобного рода очень актуальны на рынке информационных технологий.

Целью данной курсовой работы является расчет экономической эффективности создания данного продукт и внедрения его на рынок сбыта. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи, а именно произвести:

·    маркетинговые исследования проектируемого программного продукта;

·        определение затрат на проектирование программного продукта;

·        расчет эксплуатационных расходов;

·    формирование цены предложения разработчика;

·        расчет капитальных затрат;

·        Расчет эксплуатационных затрат пользователя;

·        оценку эффективности проектируемого программного продукта.

1    . МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПРОДУКТА


1.1 Сущность маркетинговых исследований

Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.

Маркетинговые исследования - форма бизнес исследований и направление прикладной социологии, которые фокусируются на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.

Существует много техник маркетинговых исследований, включая:

) Фаза инициации

·    Сегментирования (segmentation research) - определяет демографические, психологические и поведенческие характеристики потенциальных покупателей.

·        Оценка спроса (demand estimation) - определяет приблизительный уровень спроса на данный продукт.

·        Прогнозирование продаж (sales forecasting) - определяет ожидаемый уровень продаж при данном уровне спроса.

·        Исследование процесса принятия решения потребителями (consumer decision process research) - определяет мотивацию людей при покупке и процесс принятия решения, используемые покупателями

·        Исследование позиционирования продукта (positioning research) - как целевой рынок видит марку по отношению к конкурентам? Что марка значит для потребителя?

2)   Фаза разработки

· Исследование ценовой эластичности (price elasticity testing) - определяет, насколько потребители чувствительны к изменению цен.

·              Тестирование концепций (concept testing) - для оценки того, как потребители воспринимают конкретную концепцию.

·              Тестирование названия марки (brand name testing) - что потребители чувствуют по отношению к названию марки.

·              Исследование имиджа марки (brand equity testing) - насколько благоприятно потребители видят марку.

3)   Фаза опытного производства и тестирования

· Пробный маркетинг (Test marketing) - небольшой, ограниченный запуск продукта, используемый для определения возможного принятия продукта при запуске на более широкий рынок.

·              Тестирование практичности (usability testing) - определяет, смогут ли пользователи интуитивно использовать и ориентироваться на сайте или в программном обеспечении.

·              Тестирование рекламы и продвижения товара (advertising and promotion research) - насколько эффективна реклама и влияет ли она на поведение потребителя при покупке.

4)   Фаза промышленного производства и распространения.

·              Таинственный покупатель <#"829391.files/image001.gif">

Средний балл составил 5,2. При таком значении полученного среднего балла разрабатываемый программный продукт обладает рыночной направленностью, то есть имеет шанс быть принятым на рынок и успешно на нем зарекомендовать себя.

1.6 Конкурентоспособность программного продукта

На данный момент на рынке программных продуктов есть подобные аналоги. Данное направление в разработке такого программного обеспечения является новым и применяется на предприятиях различных форм собственности, так же данным продуктом может воспользоваться любое частное лицо, в личных целях. Так же данный продукт не требует больших экономических затрат. Т.к. данная сфера развития информационных технологий является довольно молодой, то рынок сбыта подобного программного обеспечения испытывает дефицит в разработках подобного рода.

На сегодняшний день схожие продукты нашли свое широкое применение только в странах Западной Европы и США, поэтому продукт конкурентоспособен на отечественном рынке, где подобного рода систем очень мало.

Для полного анализа конкурентоспособности продукта необходимо произвести сегментацию рынка сбыта.

Удаленной управление объектами реального мира применяются во многих отраслях, например в быту (умный дом), в промышленности, в военных учреждениях.

Круг потребителей довольно широк, но можно выделить наиболее значимые сферы сбыта, представленные в таблице 4.

Исходя из портрета потребителя и высокого спроса на данный вид программного продукта можно сделать вывод об объеме выпуска продукта. Т.к. основной покупатель данного ПП является бытовой потребитель рассчитаем приблизительные объемы выпуска продукта (для г. Севастополя). Численность Севастополя = 308 000 человек. Если учесть что в среднем семья это 3-5 человек, то в г. Севастополе 308 000 / 5 = 60 000 семей. В одну из функций ПП входит удаленное управление бытовыми электроприборами (чайник, тостер, холодильник, телевизор и т.д.). Т.о. если 1% семей сочтут нужным в приобретении ПП, то это составит 600 семей. Т.к. на рынке есть производители - конкуренты, то доля данного ПП составит приблизительно 20% от объема рынка, т.о. это 120 экземпляров ПП. В сегментации рынка (рис. 1.1) доля бытового потребителя составляет 60%, т.о. можно сделать вывод, что полный объем выпускаемой продукции составит 120 * 100 / 60 = 200 экземпляров.

Сегментирование рынка по поведенческому принципу представлена в таблице 4.

Таблица 4

Сегментация рынка по поведенческому принципу

Потребители

Количественное соотношение (из расчета Vвып. = 1200 шт.)

Процентное соотношение

Бытовой потребитель

30

2,5%

Промышленные предприятия

480

40%

Военные учреждения

480

40%

Др. Предприятия

210

17.5%


Рисунок 1.1 - Сегментация рынка по поведенческому принципу

Как видно из таблицы 4 основным потребителем является обычный бытовой потребитель. Из этого можно сделать вывод о портрете потребителя и в дальнейшем именно это будет решающим фактором при формировании цены на готовую продукцию и объемы выпуска.

Возможные причины финансовой неудачи:

·    выпуск конкурентами более эффективного программного обеспечения, чем разрабатываемый продукт;

·        создание новых или изменение старых технологий ко времени выхода готового ПП на рынок;

·        недостаточный анализ рынка;

·        неэффективность маркетинговых мероприятий;

·        чрезвычайные ситуации.

Для предотвращения финансовых неудач рекомендуется предпринять следующие действия:

·    для увеличения интереса у покупателей к ПП необходимо использовать рекламу;

·        постоянно следить за развитием технологий и своевременно предлагать новые решения.

Анализ тенденций рынка

Рынок цифровых технологий стремительно растет. Для конкурентоспособности продукта необходимо правильно представить его покупателю и следить за мнением покупателя по той или иной функции системы, указать на его преимущества перед аналогами. А так как данный продукт, это совершенно новые технологии, то не многие фирмы могут похвастаться такими разработками.

Процесс создания продукта поясняется на рисунке 1.2.

После стадии создания программного продукта следует стадия вывода продукта на рынок сбыта, его реклама и продвижении. Далее программный продукт закрепляется на рынке сбыта, т.е попадает в стадию зрелости после которой следует стадия спада спроса и вывода продукта с рынка сбыта. Полный жизненный цикл продукта представлен на рисунке 1.3.

Рисунок 1.2 - Процесс создания программного продукта

Рисунок 1.3 - Жизненный цикл программного продукта

1.7 Обоснование метода ценообразования

Цена - денежная сумма, которую потребитель должен выплатить для получения товара или услуги.

Понимание цены является очень важным фактором для специалистов по маркетингу и менеджменту, так как запрашивающий слишком много - теряет своих потенциальных потребителей, а требующий ничтожно мало может слишком быстро стать банкротом или оставить свою фирму без достаточного дохода, чтобы осуществлять в дальнейшем свою деятельность.

В мировой практике существует несколько методов ценообразования:

Расчет цены по методу средние издержки плюс прибыль заключается в том, что производится начисление определенной наценки на себестоимость товара. Размеры наценок колеблются в широких пределах в зависимости от вида товаров.

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли заключается в том, что фирма стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли. Этот метод основывается на графике безубыточности. По этому методу фирма может задать цену единицы товара и определить объем продаж при такой цене для обеспечения безубыточности, то есть для покрытия полных издержек.

При установлении цены на основе ощущаемой ценности товара основным фактором фирмы считают не издержки продавца, а покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара они используют в своих комплексах маркетинга неценовые приемы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценности значимости товара.

Установление цены на основе уровня текущих цен. Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен своих основных конкурентов. Этот метод ценообразования довольно популярен.

Установление цены на основе закрытых торгов. Конкурентное ценообразование применяется и в случаях борьбы фирм за подряды в ходе торгов. В подобных ситуациях при назначении своей цены фирма отталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не от взаимоотношений между этой ценой и показателями собственных издержек.

При помощи маркетинга руководству предприятия предстоит сделать выбор, какому их этих видов цен на новые продукты и соответствующих им подходах к ценообразованию отдать предпочтение.

Выбор зависит от многих факторов, среди которых можно отметить доля рынка сбыта, контролируемую данным предприятием, скорость внедрения на рынок нового изделия, период окупаемости капиталовложений, жесткость конкуренции.

На основе вышеуказанных подходов можно сделать выбор подхода к установлению цены. Так как предлагаемый продукт рассчитан для продажи широкому кругу потребителей и существенных конкурентов на рынке нет, то формирование цена на программный продукт будет осуществляться по методу безубыточности. Данный метод является наглядным, а точка безубыточности покажет нам какой минимальный объем продукции обеспечит предприятию безубыточность своей деятельности. Т.к. портрет потребителя известен и рынок ощущает дефицит продуктов данного рода (следовательно высокий уровень спроса), то мы можем сделать вывод о том, какой объем продукции можно будет выпускать, не опасаясь за то, что предприятие не окупит свои затраты. Рассмотрим данный метод поподробнее. Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:

Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль

График безубыточности - график, показывающий, какой уровень дохода от продаж должен быть достигнут, чтобы полностью покрыть постоянные и переменные издержки.

Рисунок 1.4 - Зависимость между прибылью, объемом реализации и себестоимостью

Графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, от уровня цен на продукцию. При повышении цен меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую выручку для компенсации постоянных издержек предприятия, А при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

Безубыточность объема продаж в стоимостном выражении:

Т = А / Дмд,

где А - постоянные затраты, Дмд - доля маржинального дохода, причем МД=В-Зпер

То же самое, но в натуральном выражении,

Т = А / Смд, А / (p - b)

где p - цена, b - переменные расходы на единицу продукции.

Точка критического объема:

Т = А / МД * 100%

Объем реализации (натуральный) при заданной сумме прибыли:

= (А + П) / (p - b)

где П - прибыль от реализации продукции.

То же, но в денежном выражении:

В = (А + П) / Дмд.

Зона безопасной стоимости:

натур. ЗБ = (VPN - Т) / VPП

Планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности.

Эффект производственного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффектасвязано снепропорциональнымвоздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.

Эффект операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли. Любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли в пропорциях. При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.

Более обстоятельный анализ риска в рамках анализа безубыточности можно провести с помощью так называемого операционного рычага.

Операционный рычаг показывает во сколько раз изменяется прибыль при увеличении выручки. Запас финансовой прочности - отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах. На практике для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

1.8 Итоги маркетингового исследования

На основе проведенных маркетинговых исследований можно сделать вывод об использовании и целесообразности разработки ПП. Исследуемый программный продукт - «Создание WEB - сервера на основе микроконтроллеров» находится на первом этапе жизненного цикла, т.е на стадии разработки. ПП имеет все шансы для продажи и получения прибыли от продаж. Данный продукт направлен на бытовых потребителей, промышленные предприятия, военные учреждения и др. Для формирования цены был выбран метод, основывающийся на точке безубыточности, который позволит определить количество потребляемого ПП и его цену.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

.1 Расчет трудоемкости разработки ПП

Трудоемкость проекта определяется, исходя из данных об используемых функциях ПП.

Первоначально определяются функции ПП (таблица 5)

Таблица 5

Список функций программных средств вычислительной техники

Наименование (содержание) функции

Объем функций, тыс. УМК

1. Организация ввода информации

0,335

2.Контроль

1,05

3. Управление внешними устройствами и объектами

3,250

4. Обработка ошибочных и сбойных ситуаций

2,600

5. Организация ввода-вывода информации в интерактивном режиме

1,650

6. Синтаксический и семантический анализ входного языка и генерация кодов команд

0,775


Общий объем разрабатываемого ПП определяется по формуле:


Где  - объем i функций ПП;

n - общее число функций ПП.

Для разрабатываемого программного продукта общий объем разрабатываемого ПП составит:

=10,085 тыс. УМК.

. Группа сложности - 1

. Нормы времени на разработку ПП определяются в зависимости от объема  и группы сложности :

 (чел-дн.)

. Значение коэффициента, учитывающего уровень повышения сложности ПС ВТ выберем = 0.7 (что соответствует обеспечению хранения, ведения и поиска данных в сложных структурах). Тогда:

Ксл=1+0.7=1,7

Общая трудоемкость:


. Код степени новизны - A.

Коэффициент новизны Кн=1.0.

. Рассчитаем трудоемкость:

Трудоемкость каждой стадии разработки ПП () определяют по формулам:

 - трудоемкость стадии ТЗ;

 - трудоемкость стадии ЭП;

 - трудоемкость стадии ТП;

 - трудоемкость стадии РП;

 - трудоемкость стадии ВН.

Где L - удельный вес трудоемкости соответствующей стадии разработки в общей трудоемкости;

 - поправочный коэффициент, учитывающий степень новизны ПП;

 - поправочный коэффициент, учитывающий степень использования в разработке типовых (стандартных) программ ПП.

 (чел-ч)

 (чел-ч)

 (чел- ч)

 (чел- ч)

 (чел- ч)

. Уточненная общая трудоемкость ПП (Тут.общ.) в человеко-днях определяется по формуле:


Где  - трудоемкость разработки i-той стадии;- число стадий разработки.

 (чел-ч)

. Исходя из трудоемкости  и численности исполнителей рассчитывают срок разработки ():

, месяцев

Где Ф - среднее количество рабочих дней в месяце, равное 21,8 дней;

Ч - численность разработчиков [чел], планируемая по трудоемкости работ.

 месяца

.2 Расчет бюджета рабочего времени

Расчет бюджета рабочего времени на 2012 год приведен в таблице 6.

Для расчета себестоимости часа машинного времени необходимо составить смету годовых эксплуатационных затрат.

Праздничные и нерабочие дни:

• 1 января - Новый год;

• 7 января - Рождество Христовое;

• 8 марта - Международный женский день;

• 15 апреля - Пасха;

• 1 и 2 мая - День международной солидарности трудящихся;

• 9 мая - День Победы;

• 3 июня - Троица;

• 28 июня - День Конституции Украины;

• 24 августа - День независимости Украины.

Таблица 6

Расчет бюджета рабочего времени на 2012 год

Эффективный фонд рабочего времени:

 [час]

Таблица 7

Данные для расчета годовых эксплуатационных затрат

Основные показатели

усл обоз

ед изм

Значение

Стоимость основного комплекта оборудования

C

грн

1500

Потребляемая мощность

W

кВт/час

0,5

Коэффициент использования по мощности

0,74



Цена 1кВт/час энергии

грн0,55



Номинальный фонд времени работы ЭВМ

час2001



Потери на ремонт и профилактику (% от Fном)

%3



Коэффициент годовых затрат на ремонт (от стоимости оборудования)

%6



Коэффициент сменности

1



Норма амортизационных отчислений на оборудование (за год)

%60



Норма амортизационных отчислений на здания (за год)

%8



Балансовая стоимость 1 кв.м.

грн120



Общая производственная площадь

S

15


Отчисления на социальные мероприятия

%25



Коэффициент накладных расходов (% от ФОТ)

%30



Коэффициент материальных затрат (% от стоимости оборудования)

%5.5



Оклад разработчика

грн1500




3. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

.1 Расчет годовых эксплуатационных затрат

Для того, чтобы определить сумму годовых эксплуатационных затрат необходимо выполнить следующие расчеты:

1) Расчет материальных затрат ():

 =1500*5.5/100=82.5 [грн]

) Расчет затрат на электроэнергию ():

=2001*0,55*0,5*0,74*1=407.20 [грн]

) Расчет оплаты труда (ФОТ):

 =11,8*1*1300=17 700[грн]

) Расчет отчислений от заработной платы ():

=17 700*25/100=4 425 [грн]

) Расчет затрат на ремонт ():

=1500*6/100=90 [грн]

) Расчет накладных расходов ():

=17 700*0,30=53 10 [грн]

) Расчет амортизационных отчислений прямолинейным методом

а) на здания ():

=8*15*120/100=144 [грн]

б) на оборудование ():

 =1500*0,6=900[грн]

Таблица 8

Смета годовых эксплуатационных затрат

Название расходов

Грн.

Материальные затраты

82.5

Затраты на электроэнергию

407.20

Расходы на оплату труда

17 700

Отчисления от з/п

4 425

Затраты на ремонт

90

Накладные расходы

5310

Амортизационные отчисления

1044

Итого

29058,7


Себестоимость часа машинного () времени рассчитывается по формуле:

 (грн/час)

где - годовые эксплуатационные затраты,

Время общего срока разработки ():

 месяц

Время на работы, выполняемые без применения вычислительной техники (ВТ) ().

Примем  равным 0,6:

 месяца

Время на работы, выполняемые с применением ВТ ().

Для моделирования работы системы, написания кода, отладки, тестирования программы необходимо использовать ВТ, то примем:

 месяцев

.2 Определение фонда оплаты труда проектировщиков

Определение фонда оплаты труда проектировщиков (за работы, выполняемые без применения ВТ).

Основная заработная плата разработчиков () определяется по формуле:

 (грн.)

Где Ч - количество исполнителей данного проекта, чел;

 - срок разработки без применения ВТ, мес.;

Оклад - оклад разработчика.

Кроме основной заработной платы, в расчет включаем доплаты в размере 30% от основной зарплаты. Тогда фонд основной зарплаты составит:

 (грн.)

Отчисления на социальные нужды определяются в процентах от ФОТ (37%):  (грн)

.3 Накладные расходы

Совокупность расходов на содержание помещений, на управление той организацией, в которой выполняется проект, относим к накладным расходам (Знакл):

 (грн.)

.4 Затраты на разработку ПП с применением ВТ

Затраты на разработку ПП с применением ВТ () определяются по формуле:

 (грн.)

Где  - срок разработки ПП с использованием ВТ, месяцев;

 - эффективный фонд рабочего времени за месяцы январь,февраль, и часть марта;

. - себестоимость часа машинного времени, грн.

Таблица 9

Смета затрат на проектирование

Наименование расходов

Сумма, грн.

1. Фонд оплаты труда проектировщиков, за работу, выполненную без применения вычислительной техники

3120

2. Отчисления на социальные мероприятия

1154

2. Накладные расходы

1282

3. Затраты на разработку ПП с применением ВТ

18126

Итого: Затраты на проектирование

23 682

программный функциональный капитальный эксплуатационный

4. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТЧИКА

Постоянные издержки составили: Ип.= 23 682[грн.];

Переменные издержки на производство, рекламу, хранение, реализацию единицы товара составят в среднем Иуд.пер. еден = 4 грн/ экз. При объеме выпуска, обозначенного в пункте 1.6 (1200 экземпляров) переменные издержки составят:

Иуд.пер.= 1200 шт. * 4 грн/шт.=4800 [грн.]

Отсюда полные издержки составят Ип = 23 682 + 4800 = 28482 [грн.]

Планируемая величина прибыли 30 - 35 % от полных издержек и составляет 9399 [грн.]

Построим график безубыточности.

Рисунок 4.1 - График безубыточности

Пусть Ц - цена единицы продукции, а N - объем производства за некоторый промежуток времени. Запишем основное уравнение модели, символизирующее тот факт, что прибыль до выплаты налогов NI определяется суммарной выручкой за вычетом всех постоянных и переменных издержек:

NI = Ц * N - Иуд.пер. еден *N - Ип;

где Ип - величина постоянных издержек за период времени, Иуд.пер. еден - величина переменных издержек на единицу продукции.

Точка безубыточности по определению соответствует условию NI = 0, откуда

Nmin = Ип /(Ц - Иуд.пер. еден )

рассчитаем Ц из графика безубыточности:

Ц = 37881 /1200 = 31.5675 [грн/экз.]

Отсюда точка безубыточности:

Nmin = 23682/(31,5675 - 4) = 859 экз.

экземпляров - минимальный объем продаж, гарантирующий безубыточность предприятия.

Из графика (рисунок 4.1) и расчета следует, что при цене, равной 25 грн. минимальный объем продаж составит 859 экземпляров.

При уменьшении цена на ПП возрастет минимальный объем выпуска, гарантирующий безубыточность предприятия, а при увеличении цена на ПП наоборот.

5. РАСЧЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

Капитальные вложения представляют собой:

а) для разработчика - расходы на покупку (), доставку () и монтаж () технических средств, а также на приобретение программного обеспечения (), необходимого для процесса создания программного продукта:

 (грн)

б) для пользователя - расходы на приобретение данного программного продукта (), его доработку и адаптацию (), привязку и освоение на конкретном объекте (), доукомплектование технических средств на объекте управления ():

 (грн)

6. РАСЧЕТ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

К эксплуатационным расходам относим те расходы потребителя, которые он несет при однократном обращении в ПП. Эксплуатационные расходы на одно обращение определяются по формуле:

Зобр.экспл. = tм×Счмв+(Цн×Nн)/Nобр +(tпод×Зпод×(1+Кн/100))/Nобр +

+ Цпп/(Т×Nобр),

где Зобр.экспл - эксплуатационные затраты на одно обращение к ПП, грн.;м - время одного обращения к ЭВМ, час;под - время на подготовку исходной информации, час. в год;

Зпод - ч зарплата персонала, занятого подготовкой исходной информации, гр.

Кн - процент отчислений на социальные мероприятия;

Цпп - цена программного продукта;

Т - планируемый срок службы продукта, лет;

Цн - цена носителя, грн.;н - количество носителей, используемых за год;обр - количество обращений к ПП за год.

Зобр. экспл. = 1 * 16,32 + (100*1) / 500 + (50*1500 * (1+0,37)) / 500 + 31,56 /

(5*500) = 49,83 [грн.]

Таблица 10

Смета эксплуатационных расходов

Направление расходов

Сумма, грн.

1. Затраты на машинное время

16,32

2. Материальные расходы

0,1

3. Заработная плата обслуживающего персонала с отчислениями на социальные мероприятия

34,25

4. Амортизация ПП

0,02

Итого:

49,83


Полученная сумма служит основанием для определения цены решения одной задачи.

7 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

Анализ эффективности проекта производится на основе показателей широкого применения в мировой практике, а именно: интегрального экономического эффекта за весь жизненный цикл продукта, периода возврата капитальных вложений, внутренней нормы рентабельности.

Задачей экономической оценки является определение динамики чистой текущей стоимости, т.е. суммы, ежегодно возвращающейся в виде отдачи от вложенных средств.

Предварительно следует отметить, в какой среде (разработки или использования продукта) будут оцениваться результаты и затраты по проекту.

В том случае, если возможно коммерческое использование продукта потребителем (оказание платных услуг), рекомендуется подвергнуть анализу затраты и результаты, сложившиеся в организации-пользователе продукта.

В противном случае рекомендуется определить затраты и результаты организации-разработчика.

. Определение показателей чистого денежного потока (ЧДП) за период реализации проекта по формуле:

ЧДПt = Рt - (Кt + Иt)

Где ЧДПt - чистый денежный поток года t, грн.;

Рt - выручка от реализации работ и услуг в году t, грн.;

Кt - капитальные вложения года t, грн.;

Иt - издержки года t (без амортизационных отчислений), грн.

) Капитальные вложения года К1 = 4300 (грн) (см. пункт 5)

При использовании технических средств, купленных за первый год

К2 = К3 = К4 = К5 = 0;

) Выручка Рt от реализации ПП определяется следующим образом:

для разработчика:

Рt = Цt * Nt

Где Цt - цена реализации одного изделия в году t, грн.;t - годовой объем реализации изделий (пакетов программ), шт.

Р2=0;

Р2=25*200=5000 (грн.);

Р3=25*180=4500 (грн.);

Р4=25*160=4000 (грн.);

Р5=25*140=3500 (грн.);

) Годовые издержки представляют собой расходы по проектированию, модернизации, продвижению программного продукта на рынке и др. Для расчета годовых издержек применяется следующая методика: в первый год годовые издержки равны 0. Во второй год годовые издержки равны затратам на проектирование (Зпр). В последующих годах годовые издержки равны затратам на реализацию и рекламу продукта.

Иt 1=0;

Иt 2= 3724 (грн.);

Иt 3= 720 (грн.);

Иt 4= 640 (грн.);

Иt 5= 560 (грн.);

Таким образом:

ЧДП1 = 0-(4300+0)=-4300 (грн.);

ЧДП2 = 5000-(0+3724)=1276 (грн.);

ЧДП3 = 4500-(0+720)=4780 (грн.);

ЧДП4 = 4000-(0+640)=3360 (грн.);

ЧДП5 = 3500-(0+560) =2940 (грн.);

. Определение показателей чистой текущей стоимости за период реализации проекта:

ЧТСt = ЧДПt * αt

Где ЧТСt - чистая текущая стоимость в году t, ден.ед.;

αt - коэффициент приведения по фактору времени, рассчитываемый по формуле:


Где Е - ставка дисконтирования или норма доходности (Е = 0.1);р - расчетный год;- данный год.

Т.к. в первый год (год разработки программного продукта) не предполагается его реализация, то tр = t  - 1;

Рассчитаем αt :

α1 = 1;

α2 = 0,91;

α3 = 0,82;

α4 = 0,75;

α5 = 0,68;

Определим чистую текущую стоимость:

ЧТС1= - 4300 (грн.);

ЧТС2= 1276*0,91 = 1161 (грн.);

ЧТС3= 4780*0,82 = 3920 (грн.);

ЧТС4= 3360*0,75 = 2520 (грн.);

ЧТС5= 2940*0,68 = 1999 (грн.).

Определим чистую текущую стоимость нарастающим итогом:

ЧТСни1=-4300 (грн.);

ЧТСни2=-4300 + 1161 = - 3139 (грн.);

ЧТСни3= - 3139 + 3920 = 781 (грн.);

ЧТСни4= 781 + 2520 = 3301 (грн.);

ЧТСни5= 3301 + 1999 = 5300 (грн.).

. Определение интегрального экономического эффекта по формуле


где T - жизненный цикл проекта (5 лет)

ЭИ = - 4300 + 1161 + 3920 + 2520 + 1999 = 5300 [грн];

. Определение годовой суммы амортизации прямолинейным методом по формуле


. Расчет годовой чистой прибыли по формуле


6. Расчет чистой рентабельности производства по формуле


Таблица 11

Расчет интегрального экономического эффекта


Годы

Показатели

2012

2013

2014

2015

2016

1. Цена, грн.

25

25

25

25

25

2. Объем реализации, грн. (Pt)

0

200

180

160

140

3. Капитальные вложения, грн. (Kt)

4300

0

0

0

0

4. Годовые издержки, грн. (Иt)

0

3724

720

640

560

5. Коэффициент приведения по фактору времени

1

0,91

0.82

0.75

0.68

6. Чистый денежный поток, грн. (ЧДП)

-4300

1276

4780

3360

2940

7. Чистая текущая стоимость, грн. (ЧТС)

-4300

1161

3920

2520

1999

8. Чистая текущая стоимость нарастающим итогом, грн. (ЧТСни)

-4300

-3139

781

3301

5300

9. Амортизация, грн. (Аt)

0

860

860

860

860

10. Чистая прибыль, грн. (Пt)

0

416

2920

2500

2080

11. Чистая рентабельность производства, % (Pt)

0

10

68

56

48


Рисунок 7.1 - Финансовый профиль проекта

. Определение внутренней нормы рентабельности

Рисунок 7.2 - График зависимости ЭИ(Е)

При увеличении Е значение ЭИ уменьшается и затем переходит через нуль. Внутренняя норма рентабельности может быть рассчитана по следующей формуле:

,

где  - норма дисконтирования, при которой интегральный эффект принимает ближайшее в нулю положительное значение;

 - повышенная норма дисконтирования, при которой интегральный эффект принимает ближайшее к нулю отрицательное значение;

 - значения интегрального экономического эффекта соответственно при  и

 = 0,435 + (25 * (0,440 - 0,435))/(25-(-27)) = 0,437

Таблица 12

Показатели эффективности проекта

Показатели

Единица измерения

Величина

1. Интегральный экономический эффект

грн

5300

2. Период окупаемости капитальных вложений

лет

1,8

3. Внутренняя норма рентабельности

%

44




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено обоснование экономической эффективности создания и эксплуатации программного продукта «WEB-сервер на базе микроконтроллера». Курсовая работа включает в себя маркетинговые исследования продукта, определение затрат на его проектирование, формирование цены предложения разработчика, расчет капитальных затрат, расчет эксплуатационных затрат пользователя и оценку эффективности продукта.

Маркетинговые исследования показали, что разрабатываемый программный продукт обладает рыночной направленностью, то есть имеет шанс быть принятым на рынок и успешно на нем зарекомендовать себя. Также были проанализированы методы ценообразования и выбран один из них для определения цены разрабатываемого программного продукта. Проанализированы возможные риски и причины финансовой неудачи. В результате был сделан вывод, что разрабатываемый продукт имеет шансы на успех. ПП обладает практически всеми необходимыми свойствами, чтобы составить конкуренцию товарам подобным себе.

В ходе проделанной работы были рассчитаны затраты на проектирование исследованного программного продукта, которые составили 3724 грн.

Потребительская цена составила 25 грн., что очень мало для программного продукта, но т.к. основной доход предприятия составит прибыль от реализации непосредственно технического устройства «WEB - сервер на базе микроконтроллера», то данная цена является приемлемой. При такой цене необходимо реализовать минимум 140 экземпляров ПП, чтобы окупить затраты на проектирования и достичь точки безубыточности.

Капитальные затраты для разработчика составили 4300 грн., для пользователя 50 грн.

ПП окупается начиная с 3 года (период окупаемости 1.8 года) от начала разработки проекта. Интегральный экономический эффект за период реализации проекта составил 5300 грн. Внутренняя норма рентабельности - 44%.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что проведенный экономический анализ эффективности создания и эксплуатации ПП доказывает целесообразность его разработки. Проектирование ПП «WEB-сервер на базе микроконтроллера» экономически оправдано, т.к. принесет прибыль разработчику при реализации ПП на рынке сбыта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Г.А. Раздобреева, Е.В. Коваль, Т.В. Кулешова. Методические указания к выполнению курсовой работы «Расчёт экономической эффективности создания и использования программного продукта». - Севастополь: СевНТУ, 2009.- 31с.

. Бревнов А.А. Маркетинг малого предприятия: практическое пособие. - К.: ВИРА-Р, 2008 - 384 с.

. А.С. Булатов. Экономика: учебник. - М.: БЕК, 2010 - 632 с.

Похожие работы на - Расчет экономической эффективности создания и использования программного продукта: WEB-сервер на базе микроконтроллера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!