Деятельность центра детского творчества
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Оренбургский
государственный институт менеджмента
Учебно-методическое
управление отдела практики.
Отчет
О
преддипломной практике
На
(в) Предприятии Центр Детского Творчества Промышленного района
Выполнила студентка:
Соловых Ольга Александровна.
VI курс группа УСС 61 З
Руководитель от базы практики:
Трунилова Н. В.
Содержание
Введение
. Характеристика
учреждения
.1 Аналитическая справка
1.2 Законодательная
основа деятельности учреждения
1.3 История развития учреждения
2. Организационная
структура и управление кадрами центра детского творчества
2.1 Организационная структура
.2 Управление кадрами Центра
. Финансово-хозяйственная
деятельность учреждения
.1 Материально-техническое обеспечение ЦДТ
.2 Источники финансирования учреждения
. Анализ профессионально-педагогического
обеспечения
. Анализ контингента воспитанников
.1 Социальная характеристика контингента
учащихся
. Анализ деятельности Центра
.1 Образовательная деятельность
.2 Научно-методическая деятельность
.3. Информационно-методическая деятельность
.4 Психолого-диагностическая деятельность
.5 Культурно-досуговая
деятельность
.6 Деятельность отдела «Орден Милосердия»
Заключение
Литература
Введение
Муниципальные учреждения
дополнительного образования детей и подростков уже в своем названии содержит
смысл. Его суть в содержании возможностей для творческой реализации ребят, как
здоровых физически, так и ребят с ограниченными возможностями. Согласно
концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации
до 2010 года под «дополнительным» понимается мотивированное образование за
рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую
потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя,
самоопределиться предметно, сознательно, профессионально, личностно. Для
удовлетворения данной потребности необходимы особые условия, позволяющие
реализовать интересы каждого ребенка. И такие условия созданы и постоянно
совершенствуются в Центре детского творчества Промышленного района, города
Оренбурга.
1.
Характеристика
учреждения
1.1 Аналитическая
справка
Полное название учреждения -
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского
творчества» Промышленного района г. Оренбурга.
Учредитель Центра - Управление
образования администрации города Оренбурга. Отношения между учредителем и
Центром определяются учредительным договором от 17.01.2003г.,
зарегистрированным под №1-17\065УО. Адрес учредителя: 460000 г. Оренбург, ул.
Советская 60. В соответствии с Уставом учреждения (разработанным и принятым на
общем собрании трудового коллектива 11.10.2005г. и утвержденным приказом
начальника Управления образования администрации г. Оренбурга № 47 от
20.02.2006г.). Центр является многопрофильным учреждением дополнительного
образования детей, который осуществляет образовательный процесс и обеспечивает
воспитание учащихся.
В соответствии с установленным
государственным статусом ЦДТ реализует программы дополнительного образования
детей по следующим направлениям:
· туристско-краеведческие;
· эколого-биологическое;
· физкультурно-спортивное;
· художественно-эстетическое;
· культурологическое;
· социальное
- педагогическое.
Юридический адрес учреждения:
г. Оренбург, ул. Магнитогорская, д.80 Директор - Трунилова Наталья Владимировна
(руководитель высшей категории)
Количество воспитанников - 6147
(мальчиков 35%,девочек 65%).
Возраст воспитанников от 5 до
16 лет (средний возраст- 12-14 лет)
Количество творческих
объединений по интересам- 132.
Кадровый состав ЦДТ- 258
сотрудников (19% мужчин, 81%
женщин)
Средний возраст 36-38 лет.
Уровень квалификации
сотрудников:
· высшая
категория - 9%
· первая
категория - 28%
· -вторая
категория- 33%.
Образование сотрудников:
· высшее
58%
· среднее
специальное 39%
· кандидаты
наук 1%.
· обучаются
в ВУЗах - 2 %
Перечень отделов ЦДТ:
· Декоративно-прикладное
творчество
· Детские
общественные организации
- Музыкальная студия «Элегия».
· Методический
· Новые
технологии
· Социально-педагогические
формы работы по месту жительства.
- Спортивный
· Театр
моды
· Туристско-краеведческий
· Художественно-музыкальный
· Эколого-натуралистический
· Хобби-центр.
Здания ЦДТ, в которых
осуществляется образовательный процесс:
· основной
корпус (ул. Магнитогорская, д.80)
· филиал
ЦДТ (ул. Григорьевская, д.4.
· детский
оздоровительный лагерь «Заря» (з/о «Дубки»).
· детские
клубы, включенные в состав ЦДТ:
· «Росинка»
- пр. Бр. Коростылевых, д.44
· «Юниор»-
ул. Бр. Башиловых, д. 15/3
· «Юность»-
ул. Народная, д. 14
· «Икар»
- ул. Терешковой, д.263
· «Надежда»-
ул. Ноябрьская, д.58а
· детский
клуб им. Котова - ул. Котова, д.97.
Основной корпус Центра детского
творчества включает в себе:
· большой
и малый зрительные залы;
· библиотеку
с книгохранилищем;
· два
танцевальных зала;
· два
спортивных зала;
· студию
звукозаписи;
· учебные
кабинеты и административные помещения;
· парк.
1.2 Законодательная
основа деятельности учреждения
Так как Центр детского
творчества Промышленного района г. Оренбурга является не частным учреждением, а
муниципальным. Он действует в соответствии с Гражданским кодексом,
законодательными нормативными актами Российской Федерации, законодательством
Оренбургской области, Уставом, определяющим его статус как государственного
учреждения и правоспособность юридического лица (дата регистрации 20.02.2006г.)
и Договором с учредителем (Рег.№ 1-17/065 ОУ от 17.01.2003г.). А так же в
соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности
№2801 от 01.07.2005г.(Приказ Департамента образования от 01.07.2005г.
№01/05-386) и свидетельством об аккредитации №2071 от 14.11.2006г.
Нормативно - правовой базой
деятельности ЦДТ Промышленного района г. Оренбурга является:
. Закон
РФ «Об образовании» (1993,1996гг.)
. Российской
Федерации (1998г.)
. Примерная
номенклатура дел в образовательном учреждении дополнительного образования
(2000г.)
. Типовое положение об
образовательном Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)
. Конституция
РФ (1993г.)
. Концепция
модернизации Российского образования на период до 2010г. и Комплексный план
формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации
на 2009-2012 годы и на плановый период до 2020 года.
. Методические
рекомендации Департамента государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования проведенного августовских педагогических
совещаний работников образования от 8.05.2008г. №03-946 «Актуальные задачи
современной модели образования».
. О государственной
аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования (2000
г.)
. Об аттестации
образовательных учреждений дополнительного образование детей (1999
г.)
. Об основных гарантиях
прав ребенка в учреждении дополнительного образования (1997г.)
Региональная нормативно-правовая
документация:
1.
Закон
Оренбургской области « О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений Оренбургской области
2.
Межведомственная
программа развития систем дополнительного образований детей в Оренбургской
области
3.
Областная
программа «Дети Оренбуржья» (и подпрограммы «Дети сироты», «Дети инвалиды»,
«Одаренные дети», «Летний отдых детей», «Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.»
. Программа
патриотического воспитания граждан Оренбургской области на 2006-201 годы.
. Программа
стабилизации и развития системы дополнительного образования детей в
Оренбургской области на 2005-20Югоды.
. Указы,
постановления, распоряжения администрации Оренбургской области.
Локальные акты ЦДТ
Основной нормативный документ,
созданный самим учреждением - Устав. Он был разработан и принят на общем
собрании трудового коллектива 11.10.2005 г.
Утвержден приказом начальника Управления образования администрации г. Оренбурга
№ 47 от 20.02. 2006г. Согласно п.7.1. Устава для обеспечения Уставной
деятельности Центр издает локальные правовые акты:
правило поведения учащихся;
правило поощрения и взысканиях
учащихся и педагогов;
· правило
внутреннего трудового распорядка для работников;
· положение
о структурных подразделениях Центра;
· должностные
инструкции;
· правило
охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
· приказы
и распоряжения.
1.3
История
развития учреждения
управление кадры
финансовый хозяйственный
Центр Детского творчества
Промышленного района имеет свою сорокалетнюю историю.
В 1969 году, решением
администрации г. Оренбурга был учрежден Дом Пионеров Промышленного района по
адресу: пр. Парковый д. 24 (ныне Художественная школа). На момент открытия Дома
Пионеров в нем функционировало - 12 кружков, которые посещало 287 ребят, в
возрасте от 9 до 12 лет. Педагогический коллектив Дома пионеров состоял из
директора (Казакова Т. Ф.), завуча и 12 руководителей кружков (кукольного,
драматического, танцевального, кройки и шитья, мягкой игрушки, футбола, КИДа).
В последующие годы Дом Пионеров возглавляли - Феопемптова И.Ф.
и
Логинова А. П.
В 1985 году Дом пионеров был
переименован в Центр Детского и Юношеского творчества Промышленного района и
сменил свой адрес. Теперь он стал располагаться по адресу ул. Курочкина 2(ныне
городской центр «Подросток»). Директором Центра стала Трунилова Наталья
Владимировна, которая руководит ЦДТ и по настоящее время. Заметно увеличилось
количество кружков и секций; их стало более 50, контингент воспитанников
увеличился до 2000, педагогический коллектив состоял из 46 педагогов. Именно в
это время Центр Детского и Юношеского Творчества стал очагом культуры, как для
ребят п. Маяк, так и для их родителей.
района вновь переезжает. На сей
раз в здание бывшего дома культуры ТРЗ, по адресу Магнитогорская 80. Теперь в
Центре работают уже не разрозненные кружки, а целые отделы. Первоначально было
открыто 5 отделов:
· спортивный;
· декоративно-прикладной;
· художественно-музыкальной;
· театральный;
· туристический.
На данный момент в Центре
функционирует 14 отделов, 6 детских домовых клубов, телестудия «Окно», детский
оздоровительный лагерь «Заря». Изменились и формы работы. На смену кружкам,
пришли секции, студии, школы, научные общества учащихся.
Увеличился спектр, предлагаемых
Центром, образовательных услуг; расширен диапазон обучающихся; обновлен сам
образовательный процесс на основе введения долгосрочных образовательных
программ и соответствующих им инновационных педагогических технологий. Сегодня
концепция деятельности Центра детского творчества выстроена в соответствии с
социальным заказом общества.
Основной концептуальной идей в
деятельности учреждения, на современном этапе, является интеграция общего и
дополнительного образования.
Главный концептуальный
приоритет - гуманистическая, личностная центрированность, единство процессов
социализации и воспитания личности.
Основной образовательной
технологией стало формирование базовых компетентностей современного человека:
· коммуникативной;
· организационной;
· образовательной.
Итак, к 2009 году Центр занял
ведущее место в процессе формирования единого информационного, культурного и
научно- методического пространства по дополнительному образованию учащихся
района
2.
Организационная
структура и управление кадрами Центра Детского Творчества
2.1
Организационная
структура
2.2 Управление
кадрами Центра
Во главе Центра стоит директор,
который управляет работой учреждения и координирует ее. Ему подчиняются заместители:
· по
учебно-воспитательной работе;
· по
научно-методической работе;
· по
организации массовых мероприятий;
· по
работе с кадрами;
· по
административно-хозяйственной части.
Сферы деятельности каждого из
зам. директоров четко разделены и обозначены в должностных инструкциях.
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе управляет процессом обучения и воспитания, а так
же контролирует его, совместно с заведующими отделов и клубов по месту
жительства. Организует мероприятия по повышению профессионального уровня
педагогов, проводит контрольные срезы,
контролирует личностные достижения педагогов и воспитанников. Осуществляет
непосредственное руководство заведующими отделов и клубов.
Заместитель директора по
научно-методической работе управляет методической и диагностической службами,
контролирует методическую активность педагогов, на основе диагностических
срезов выстраивает стратегию развития, как отдельных творческих объединений,
так и отделов Центра в целом. Непосредственно руководит психологами и
методистами. Так же управляет процессом создания образовательных программ, по
которым работают п.д.о.
Заместитель директора по
организационно-массовой работе управляет процессом подготовки и проведения
досуговых мероприятий различных уровней и для разных возрастных аудиторий.
Руководит непосредственно педагогами-организаторами центра.
Заместитель директора по
административно-хозяйственной части создаёт условия для стабильною
функционирования центра. Контролирует световой, тепловой, питьевой,
санитарно-гигиенический режимы; обеспечивает необходимыми материалами все
отделы центра. Отвечает за противопожарную и антитеррористическую безопасность.
Руководит младшим обслуживающим персоналам.
Непосредственное управление
педагогическими кадрами, осуществляется заведующими отделов и заведующими
клубов по месту жительства. Именно они планируют деятельность всех творческих
объединений, контролируют качество преподавания, нормируют рабочее время
п.д.о., составляют и корректируют расписание работы творческих объединений,
контролируют сохранность детского континента и личностный рост каждого педагога
и воспитанника, принимают управленческие решения по всем вопросам стабильного
функционирования отдела.
О результатах деятельности
отчитываются еженедельно на совещаниях при заместителях директора и директоре,
а также на педагогических советах и общих собраниях коллектива.
Руководство педагогическими
кадрами осуществляется в соответствии с принципами:
-открытости;
-гласности;
-коллегиальности принятия
решений.
Права и интересы работников
представляет профсоюзный комитет Центра Детского творчества.
3.
Финансово-хозяйственная
деятельность
3.1
Материально-техническое
обеспечение ЦДТ
Центр распоряжается объектами
собственности, переданными ему в оперативное
управление, в пределах, определенных действующим законодательством.
Материально- техническое оснащение процесса
осуществляется согласно нормативным требованиям, предъявляемым
к учреждениям дополнительного образования.
Во всех зданиях, в которых
осуществляется образовательный процесс созданы
комфортные, безопасные и соответствующие современным
требованиям
условия пребывания воспитанников. Сегодня все кабинеты
и залы Центра по мере возможности, оснащены полностью
инвентарем
и мебелью. Освещение и
оборудование кабинетов и залов соответствует нормам.
С
целью создания оптимальных и безопасных условий для осуществления
образовательной деятельности на базах Центра Детского Творчества было выделено
из бюджета города (за последние три года) 7,2 млн. рублей, (см. таблицу № 1).
Особо следует отметить, что
2005-2007гг. был проведен капитальный
ремонт Центра, на общую сумму 3
мл.850тыс. рублей, в результате которого:
- произведена полная замена
электропроводки;
- осуществлен ремонт фойе;
- осуществлен ремонт
зрительного зала;
- оборудована сцена;
- осуществлен ремонт столовой
ДОЛ «Заря».
- произведена частичная замена
кровли;
- произведена замена
отопительной системы;
- осуществлен ремонт клубов.
Таблица 1.
|
2006\2007
|
2007/2008
|
2008/2009
|
|
уч.
год
|
уч.
год
|
уч.
год
|
Капитальный
|
2
млн.
|
1,5млн.
руб.
|
350тыс.
руб.
|
ремонт
|
руб.
|
|
|
Текущий
ремонт
|
55тыс. руб.
|
100
тыс. руб.
|
650тыс.
руб.
|
Закупка
|
500
тыс. руб.
|
400тыс.
руб.
|
1,4млн.
руб.
|
оборудования
и мебели
|
|
|
|
Таблица 2. Приобретение технического
оборудования.
2006/2007 уч. год
|
2007/2008 уч. год
|
2008/2009
уч.г.
|
5
компьютеров
|
2
компьютера
|
2
компьютера
|
1
ксерокс
|
1
ксерокс 2 принтера
|
1принтер
|
2
телевизора
|
2
сканера
|
Музыкальная аппаратура
|
2
цифровых фотоаппаратов
|
1
видеопроектор
|
Технические
средства обучения
|
Комплект
оборудования для столовой
|
7
комплектов звуковой аппаратуры
|
6
музыкальных центров
|
2
холодильные камеры
|
7
цифровых фотоаппаратов
|
Кроме этого, техническое
оснащение Центра на сегодня представлено:
-комплектом профессиональной
телевизионной аппаратуры для создания и редактирования видеофильмов;
-спортивными и тренажерными
комплексами;
-цветомузыкальными и световыми
установками;
-профессиональной концертной
аппаратурой;
-специальным оборудованием для
организации питания и отдыха детей в условиях работы детского оздоровительного
лагеря «Заря».
3.2 Источником
финансирования учреждения
-Бюджетные средства;
-Внебюджетные средства
(спонсорская помощь, добровольные взносы родителей)
-Средства грантовой поддержки;
-Средства от реализации путевок
в загородный оздоровительный лагерь «Заря».
Все услуги оказываемые Центром
бесплатны.
4.
Анализ
профессионально-педагогического обеспечения
В ЦДТ сложился мобильный
педагогический коллектив, готовый к работе в режиме поиска.
На сегодняшний день кадровый
состав (включая администрацию)-258 сотрудников, из них 19% мужчины и 81%
женщины. В возрасте от 21 года до 60 лет. Средний возраст 36-38 лет.
Нельзя не отметить, что общее
количество сотрудников за три года сократилось с 311 до 258 человек. В основном
сократилось доля сотрудников, возраст которых до 30 лет. (причина-недовольство
небольшой заработанный платой)
Данное сокращение не сказалось
на деятельности. Центра в целом, т.к. остались, в основном, сотрудники уже
имеющие достаточный опыт. Уровень образования педагогических работников
достаточно высок: 58% имеют высшее образование 39% среднее специальное 1%
кандидаты наук 2% обучаются в ВУЗах.
62% в 2009 году прошли курсы
повышения квалификации, 27 из них, совместно с аттестационными.
Постепенно растет и количество
педагогов награжденных и премированных за плодотворную работу. По сравнению с
2007-2008 уч. годом (28% награжденных) к 2009 году, эта цифра выросла до 43%.
5.
Анализ
количества воспитанников
Общее количество воспитанников
за последние три года снизилось с 9207 в 2005/2006 учебном году до 6147 в
2008/2009 уч.году, что связанно, в основном, с общим демографическим спадом.
Возраст воспитанников
разнообразен:
-самая немногочисленная группа
18 % (дети от 5 до 7 лет)
-33% 7-11 лет
-49% 11- 16 лет
Хочется отметить, что
воспитанникам Центра Детского творчества является учащихся интернатов,
общеобразовательных школ, детских домов, не только Промышленного района, но и
других районов города.
5.1
Социальная
характеристика континента учащихся
Отрицательное значение на
социальную структуру континента учащихся оказывает их семейное и социальное
положение. По данным социологических опросов в Промышленном районе, где расположен
Центр, весьма высок процент детей из неблагополучных семей, неполных и
многодетных. Высок процент детей с ограниченными возможностями.
Таблица 3. Сведения о
воспитанниках
параметры
|
2006/2007
учебный год
|
2007/2008
учебный год
|
2008/2009
уч. год
|
Имеющих отклонения в развитии
|
148
|
1,6
%
|
156
|
1,9
%
|
206
|
2,1%
|
Из
многодетных семей
|
92
|
1%
|
102
|
1,2%
|
147
|
1,8%
|
Из
неполных
семей
|
238
|
3,1%
|
255
|
3,3%
|
279
|
3,7%
|
Как видно из таблицы, доля
таких воспитанников не так уж велика.
Однако в абсолютных показателях
это около 200 человек. На основе приведенных данных, Центром был сделан акцент
на работу с детьми, нуждающимися в особом внимании и поддержке.
Таблица 4. Распределение дом
воспитанников по социальном статусу
Опекаемые и сироты
|
Инвалиды
|
Дети
с задержкой умственного
развития.
|
2006\2007
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
|
90
|
1%
|
97
|
1,1%
|
107
|
1,9
%
|
2007-2008
|
96
|
1,1%
|
97
|
1,1%
|
108
|
1,9
%
|
2008-2009
|
98
|
1,2%
|
100
|
1,3%
|
108
|
1,9
%
|
6. Анализ
деятельности Центра
Декоративно-
|
ИЗО,
театр моды, тестопластика,
|
прикладное
|
бисероплитение,
флористика.
|
творчество
|
|
Художественное
|
Хореография,
вокал, гитарная песня,
|
творчество
|
организация
досуговых программ.
|
Предметные
|
Информатика,
химия, биология, НТ.
|
объединения
|
|
Программа творческого
объединения «Пятый угол» знакомит ребят с телевидением, спецификой
телевизионного творчества и осуществляет допрофессиональную подготовку по
телевизионным специальностям. Данная программа является самой популярной среди
подростков. О её качестве свидетельствует награды воспитанников ТО «Пятый
угол».
Международный открытый
фестиваль программ и фильмов школьных телестудий стран СНГ и Балтии «Мир
глазами детей» (г. Сочи-диплом 1 степени)
Международный фестиваль фильмов
о правах человека «Сталкер» (г. Москва-диплом 1 степени)
Международный фестиваль
телепрограмм для детей и юношества (ассоциации «До 16 и старше... г.
Москва-диплом 2 степени).
Программы научных обществ
учащихся (по химии, биологии, географии, математике)
Данные программы формируют из
учащихся ощущение значимости и престижности работы в области фундаментальных
наук, помогают им выбрать профессию, а также способствуют поддержанию высокого
профессионального и социального статуса Российской науки. Деятельность в
научных обществах учащихся осуществляется через:
-включение в
научно-исследовательскую деятельность способных воспитанников в соответствии с
их научными интересами;
-обучение воспитанников работе
с научной литературой, культурой научного наследования;
-организацию научных
индивидуальных консультаций в ходе самостоятельных исследований воспитанников;
-подготовку, организацию и
проведение научно-практических конференций;
-рецензирование научных работ
воспитанников при подготовке их к участию в конкурсах и конференция.
Практические занятия проводятся
в лабораторных ОГПУ, ОГМА, ОГАУ. Исследовательская работа учащихся даёт
стабильные положительные результаты :
2006г. воспитанники НОУ «Химия»
стали лауреатами во Всероссийской конференции «Первые шаги в науке» г.
Геленджик лауреатами Российского заочного конкурсе « Познание и творчество» г.
Обнинск; 2008г. воспитанники НОУ «Биология» Всероссийская конференция «Юность.
Наука. Культура». Крюков Виталий
получил Гранд в размере З0тыс. рублей. 2009 НОУ «Экология» Диплом лауреатов
Международного детского форума юных исследователей « Зелёная планета-2009».
Лауреаты научно-практической конференции - «Юность. Наука- 3 тысячелетие».
6.2
Научно-методическая
деятельность
Одним из приоритетных
направлений деятельности Центра является научно-методическое обеспечение
образовательного процесса. Научно-методическая деятельность ЦДТ представляет
собой систему взаимосвязанных компонентов, направленную на оказание помощи
педагогическому коллективу в повышении качества образовательного процесса, на
создание условий для профессионального роста, развития и саморазвитие
педагогических работников. В структуру методической службы ЦДТ входят:
- Педсовет
-Методический совет
-Административно-методические
совещания;
-МО структурных подразделений;
-Школа-пед. мастерства;
-Школа управленческого
мастерства;
-Научно-методическая
конференция;
-Курсы повышения квалификации
педагогов;
-Аттестация;
-Проблемный семинар
Основными направленными
методической службы Центра является:
-Программно-методическое
обеспечение образовательного процесса.
-Повышение профессионального
мастерства педагогов.
Обобщение, систематизация и
распространения педагогического опыта.
-Оказание
информационно-методической помощи педагогам в процессе обучения и воспитания
учащихся.
-Изучение уровня
профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и
проблем.
Одним из связывающих звеньев
научно-методического обеспечения является работа над единой методической целью
«Освоение и внедрение современных педагогических технологии в образованный
процесс». Результатом работы по данной теме стала разработка и реализация
проектов и программ по следующем направлениям:
-Интеграция основного и
дополнительного образования (7 проектов по сотрудничеству с ОУ);
-Организация летнего
оздоровительного отдыха школьников (14 летних программ);
-Организация содержательного
досуга детей и подростков (более 40 сценариев;
25 образовательных программ;
150 методических разработок и
рекомендаций; сборников конкурсных и игровых программ.
За последний учебный год
внедрены несколько новых дополнительных образовательных программ: - Школа юных
организаторов досуга «Парус»; Казачья школа «Атаман»; Фольклорный театр.
6.3 Информационно-методическая
деятельность
Информационно-методическая
деятельность Центра включает в себя: - выпуск методической продукции, по всем
направлениям деятельности; выпуск рекламных проектов;
создание картотек в помощь
руководителям, методистам, педагогам, по различным проблемам дополнительного
образования;
создание образовательных,
досуговых, игровых и других программ;
оформление выставок,
посвященных календарным и юбилейным датам. За 2007-2009 г. выпущено:
- дополнительных
образовательных программ-38
-программ развития отделов
(клубов)-17
-программ летнего отдыха - 14
-методических рекоминдаций - 83
-методических разработок - 61
-сценариев - 403
-дидактических пособий - 18
-методических пособий - 12
-описаний педагогического опыта
- 8
-информационных бюллетеней - 14
-сборников досуговых программ -
16
-положений - 28
-календарей - 3
-разработок тематических дней -
12
-картотек - 4
Уровень подготовки
информационных и методических материалов достаточно высокий. Они актуальны,
целесообразны, научны, практиконаправлены, и самое главное, востребованы
педагогами округа.
6.4
Психолого-диагностическая деятельность
Данная работа ведется
традиционно по четырём направлениям:
-психолого-педагогическое
просвещение;
-психолого-диагностическая
работа;
-коррекционная деятельность;
-профилактические мероприятия.
Во всех отделах Центра создана
система просветительской работы с педагогами и родителями, которая включает в
себя:
-семинарские занятия для
педагогов аттестующихся на категорию;
-учебу педагогического
персонала по направлениям;
-консультации для родителей (по
педагогическим, психологическим, социальным и медицинским вопросам.)
Традиционными стали и тренинги
для сплочения коллектива «Стратегия сотрудничества».
Созданы:
-банк методик и методических
материалов по исследованию развития личности детей и педагогов;
- банк педагогического
передового опыта;
-лаборатория мониторинговых
исследований результативности деятельности педагогов и воспитанников;
-экспериментальная площадка
психолого-диагностического сопровождения образовательного процесса.
Результаты исследования данных
структур подтвердили положительную динамику в формировании устойчивого интереса
воспитанников к различным видам творческой деятельности.
Также прослеживается
положительная динамика в формировании высокого уровня знаний, умений и навыков
воспитанников Центра. По результатам диагностических срезов, также очевидно,
что воспитанники, занимаются в Центре более 2 лет и имеют ярко выраженные
способности, что свидетельствует о высоком качестве преподавания и высоком
уровне полученных знаний, умений и навыков.
6.5 Культурно -
досуговая деятельность
Одним из важнейших направлений
деятельности ЦДТ, является организация культурного досуга детей и подростков.
Досуг рассматривается как возможность дополнительного образования и развития
ребенка. Исследователи проблемы организации свободного времени отмечают, что
дети зеркально отражают досуг взрослых, характеристиками которого является,
потеря его национальной самобытности, духовная бедность, однообразие, тяготение
к массовой культуре. Семья практически уклонилась от участия в досуговых
радостях детей и тратит на это не более полутора часов в месяц. Объектной
реальность является и тот факт, что семьи, проживающие в Промышленном районе г.
Оренбурге, имеют весьма ограниченные возможности в плане организации свободного
времени своих детей.
Т.О. Центр: был призван
организовать такой досуг, который бы являлся профилактикой правонарушений,
бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической
ограниченности. Исследование спроса на организацию культурного досуга выявило,
что младшие школьники склонны к игровым и развлекательным видам досуговой
деятельности, старшие предпочитают зрелищные мероприятия. Средний школьный
возраст тяготеет к поиску своего интереса в тех видах досуговой деятельности, в
которых максимально возможно проявление их творческой индивидуальности.
На основе этих данных были
разработаны и внедрены программы всех требуемых типов, для различных возрастных
категорий. Кроме того, ЦДТ работает сегодня не только как Центр досуга детей,
но и взрослого населения. Значительно увеличилась доля семейных праздников
вечеров семейного отдыха. Праздников для детей - инвалидов.
Рейтинги досуговых программ
довольно высоки. Охват ребят, посетивших досуговые мероприятия Центра в 2009
году составил 8763чел.
6.6 Деятельность
отдела «Орден Милосердия»
Одним из важнейших направлений
государственной политики в социальной сфере является реабилитация лиц с
ограниченными возможностями. Особого внимания требуют дети - инвалиды. Именно
их современная ситуация поставила в жёсткие условия.
В связи с этим и был создан
отдел «Орден Милосердия», который работает по программе СПО - ФДО - ДОМ
(детский орден милосердия)
В отделе 22 педагога, врачи -
консультанты, педагоги - организаторы.
Суть деятельности отдела-
создание условий и атмосферы, способствующих нормальной адаптации и интеграции
тех детей, чьи возможности здоровья ограничены.
Это не только организация
досуга и проведение культурно - массовых мероприятий, но и творческая работа,
широкий спектр дополнительных образовательных услуг, консультационная работа с
родителями.
Работа отдела строится, прежде
всего, с учётом специфики заболеваний детей.
Главная цель работы отдела:
Коррекция психофизических нарушений, развитие личности ребёнка - инвалида и его
интеграция в социокультурной среде.
Работа в отделе ведётся по
четырём направлениям:
- психологический тренинг «Я и
мир вокруг меня»;
- работа кружков и секций по
интересам;
- консультации для родителей;
- летний лагерь общения.
Широко представлены в отделе
кружки и секции по интересам.
Для дошкольников и младших
школьников: ИЗО, Оригами, Лепка.
Для ребят старшего возраста:
Домоводство, Компьютерная графика, Ландшафтный дизайн.
Консультации для родителей
проводятся педагогами отдела совместно с различными специалистами.
Психологический тренинг состоит
из серии массовых досуговых мероприятий.
Многие из них стали
традиционными. Как, например, фестиваль творчества детей - инвалидов «Передай
добро по кругу».
Подготовка к этому мероприятию
и его проведение пришлись как раз на период преддипломной практики.
Хочется отметить, что данное
мероприятие было очень серьёзно подготовлено и проведено на самом высоком
уровне. В его подготовке приняли участие все отделы ЦДТ, различные общественные
организации и предприятия района. Получился очень яркий, тёплый и добрый
праздник, где ребята с ограниченными возможностями смогли обменяться своим
творческим опытом, пообщаться за чашкой чая, получить приятные сувениры.
На данном этапе отдел «Орден
Милосердия» разрабатывает ещё одно направление деятельности - профилактическая
работа по предупреждению распространённых детских заболеваний. В следующем
учебном году будет открыт профилактический клуб «Преодоление». Сейчас программа
его деятельности находится в стадии разработки.
Заключение
Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей « Центр детского творчества» Промышленного
района г. Оренбурга является многопрофильным. Учредитель - Управление
образования администрации города. ЦДТ действует в соответствии с Федеральными
нормативно-правовыми документами, внутренними локальными актами. За последние
три года наблюдается значительное укрепление материально-технической и учебной
базы ЦДТ, за счет бюджетного финансирования, спонсорских средств и грантов
Общий сравнительный анализ
данных о кадрах учреждения показал, что уровень образования и квалификация
педагогических кадров соответствует современным требованиям, предъявляемым к
учреждениям дополнительного образования детей. Количественные и качественные
показатели имеют тенденцию к росту.
Контингент воспитанников,
имеющих отклонения в психофизическом развитии, в районе не высок. Однако
большая его часть находится под патронажем отдела «Орден Милосердия».
Наибольший процент воспитанников - девочки среднего и старшего возраста,
которые посещают творческие объединения художественного творчества и
декоративно - прикладного направления. В связи с этим одной из главных задач
педагогов отдела является привлечение мальчиков и юношей с ограниченными
возможностями в различные творческие объединения.
Приоритетными направлениями
деятельности Центра выступают:
· научно-
исследовательская деятельность;
· художественно
- эстетическое творчество;
· физкультура
и спорт;
· туризм
и краеведение
· работа
с детьми с ограниченными возможностями.
К числу достижений в
образовательной деятельности Центра относятся:
· увеличение
спектра образовательных услуг;
· повышение
профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования;
· обновление
образовательного процесса на основе введения долгосрочных образовательных
программ соответствующих им инновационных педагогических технологий;
· повышение
интереса обучающихся и увеличение на этой основе стабильных детских
коллективов.
Однако существует и ряд проблем
в организации учебно- воспитательного процесса
· недостаточное
обеспечение образовательных и досуговых программ методическими и дидактическими
материалами;
· преобладание
в процессе обучения традиционных форм, методов и методик;
· превалирование
процесса обучения над воспитательной функцией образования;
· недостаточное
количество комплексных детских объединений, направленных на предпрофильную
подготовку и профессиональную ориентацию детей - инвалидов.
Научно- методическая
деятельность Центра ведется на достаточно высоком, профессиональном уровне, что
способствует созданию оптимальных условий для развития творческого потенциала
педагогов и воспитанников.
Но также необходимо:
· усилить
работу по обобщению, систематизации и распространению перспективного педагогического
опыта;
· продолжить
работу по разработке системы мониторинга образовательной деятельности;
· создать
условия для непрерывного совершенствования профессиональной компетентности
п.д.о.
Социальный заказ позволил
выявить следующие задачи дальнейшего развития деятельности Центра:
· повышение
и обеспечение качества и доступности образовательных услуг для всех детей и для
детей - инвалидов, в частности.
· интеграция
общего и дополнительного образования;
· формирование
системы предпрофильной подготовки детей-инвалидов;
· развитие
и внедрение информационных технологий.
Т.О. для решения данных задач
необходима разработка концепции дальнейшей деятельности учреждения, которая бы
обозначила основную миссию Центра и стратегию его развития.
Данный документ находится в
стадии разработки и увидит свет в сентябре 2009 года.
Литература
1. Анализ деятельности Центра Детского
Творчества Промышленного района города Оренбурга за период с 2006 по 2009 год,
стр. 4 -32.
. Бюллетень «Центр Детского Творчества Промышленного
района города Оренбурга - 2009». стр. 4-8.
. Закон Российской Федерации « Об образовании»
(1993, 1996). стр. 5 -9.
. Концепция модернизации дополнительного
образования детей Российской Федерации до 2010 года. стр. 6 -12.
. Устав Центра Детского Творчества Промышленного
района города Оренбурга. стр. 2 - 15.