Возникновение письменности, появление документа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    102,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возникновение письменности, появление документа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра информационной безопасности в управлении






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Документоведение»

Возникновение письменности, появление документа

студентки 2 курса очной формы обучения

специальности «Документоведение и архивоведение»

Комаровой Елены Николаевны

Научный руководитель

старший преподаватель кафедры ИБУ

Волкова Ирина Алексеевна

.




Ижевск 2013

Оглавление

Введение

. Возникновение письменности

.1 Основные этапы развития письма

.2 Пиктографическое письмо

.3 Идеографическое письмо

.4 Силлабическое письмо

.5 Буквенно-звуковое письмо

. Появление документа

.1 Общая характеристика

.2 Документы Древнего Египта

.3 Документы Древней Месопотамии

.4 Документы Киевской Руси

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Письмо - это важнейшее средство передачи речи на расстояние, которое осуществляется при помощи графических знаков или изображений, передающих целые сообщения, отдельные слова, слоги и звуки.

Актуальность выбранной темы: Письмо играет важную роль в человеческом обществе, развивает человеческую культуру. Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, которое накопило человечество, и сохранять опыт многих поколений для будущего. Поэтому так важно знать истоки зарождения письменности и условия, в которых это всё происходило. А с документами различной степени важности, фиксирующими ту или иную информацию, мы сталкиваемся повсюду: дома, на работе, на предприятии. Ведь современному человеку сейчас без них не обойтись. Ни одно физическое и юридическое лицо не может существовать без документального подтверждения. Поэтому на сегодняшний момент исследование возникновения документа очень актуально.

Цель работы - выяснить, когда и при каких условиях возникли различные типы письменности, и что способствовало появлению первых документов.

Объектом исследования является письмо, как средство передачи информации, и документ, как средство фиксации информации.

Предмет исследования - истоки исторического развития письменности и документа.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

·        исследовать типы и разновидности письма;

·        выяснить причины, послужившие возникновению письменности;

·        рассмотреть первые документы Древнего Египта, Месопотамии и Киевской Руси;

·        выявить условия, способствовавшие появлению первых документов в этих государствах.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассказывается об этапах возникновения (пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое письмо) и эволюции письменности. Далее говориться о самом древнейшем типе письма - пиктографическом, его основу заключали рисунки. Затем рассматривается идеографическое письмо, в нем выделяется языковая единица - слово. В следующем разделе рассматривается слоговое письмо, в нем выделяется такая единица языка, как слог. Затем приводится буквенно-звуковое письмо.

Во второй главе рассматривается вопрос появления документа. Дается общая характеристика первых документов. После этого приводятся первые документы древнего Египта, древней Месопотамии, Киевской Руси.

При написании курсовой работы использовались необходимые источники и литература, включающие в себя труды отечественных и зарубежных учёных.

Так, например, книга «История письма», написанная выдающимся немецким языковедом И. Фридрихом, представляет собой своеобразную энциклопедию, в которой излагается история и теория письма, анализируется проблема его происхождения и развития. Рассматриваются практически почти все письменности населения земного шара с древности до наших дней - письмо Древнего Востока, Передней Азии, Европы, Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. Книга рекомендуется специалистам в области истории и теории письма, историкам языка, студентам и аспирантам языковых вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей древних цивилизаций.

Книга автора В.А. Истрина «1100 лет славянской азбуки» знакомит читателя с полной драматических событий историей жизни и деятельности создателей славянской азбуки, великих просветителей братьев Константина Философа (Кирилла) и Мефодия. Наряду с этим, в книге дается сравнительная характеристика двух древнейших славянских азбук - кириллицы и глаголицы и рассматриваются до сих пор еще не решенные наукой вопросы о том, какая из этих азбук была создана Константином, откуда появилась вторая из них и существовала ли письменность у славян, в том числе у русских. Автор излагает также дальнейшую судьбу кириллицы и глаголицы и дает краткий очерк письма в России и в СССР.

В книге Н.А. Павленко «История письма» освещается история возникновения и развития важнейших типов письма. Содержатся сведения и факты из предыстории письма.

Полный список литературных источников включает в себя 17 наименований.

1. Возникновение письменности

.1 Основные этапы развития письма

Письмо прошло длинный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет. Появилось оно на сравнительно поздней ступени развития человечества. История письма тесно связана с развитием языка, историей народа и его культурой.

Появление письма было вызвано практической потребностью расширения связей между людьми при их общении на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачи знаний будущим поколениям.

Собственно письмо, т.е. начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.

В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.

Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма:

·        пиктографическое;

·        идеографическое;

·        слоговое;

·        буквенно-звуковое.

Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в «чистом» виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа письма. Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки - цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма.

Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей:

·        Фразография - наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;

·        Логография - последующий тип письма, графические знаки которого передают отдельные слова;

·        Морфемография - тип письма, возникший на базе логографического для передачи графическими знаками наименьших значимых частей слова - морфем;

·        Фонография, или звуковое письмо, графические знаки которого обозначают обычно фонемы как типовые звуки.

В соответствии с другой классификацией эволюция письма представлена в виде следующей схемы:

.        предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктография и примитивная идеография;

.        собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях:

·        словесно-слоговое письмо;

·        буквенное письмо.

Однако эти классификации пока не получили широкого распространения в учебной литературе, где чаще пользуются традиционно установившейся классификацией.

Из того, что в истории письма последовательно устанавливаются четыре основных этапа, вовсе не следует, что каждый народ должен был непременно пройти все эти этапы развития письма. Дело здесь обстояло гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Тот или иной народ в силу разных причин, связанных как с особенностями грамматического строя его языка, так и с обстоятельствами исторического характера, мог остановиться на каком-нибудь из этих этапов. Так, например, произошло с китайцами, остановившимися на использовании идеографического письма, или с японцами и корейцами, применяющими наряду с идеографией национальные слоговые системы "кана" в Японии и "кунмун" в Корее. С другой стороны, многие народы смогли шагнуть непосредственно от низшего этапа в развитии письма к высшему, например, от пиктографии прямо к буквенно-звуковому письму, минуя идеографический и слоговый этапы. Речь идет о чукчах, эскимосах, эвенках, ненцах и других народах Крайнего Севера, получивших возможность совершить такой скачок после Октябрьской революции.

.2 Пиктографическое письмо

Древнейший, первоначальный тип письма - это пиктографическое письмо (от лат. pictus «картинный, нарисованный» и греч. grapho «пишу»). Основными средствами этого письма были более или менее сложные рисунки (серии рисунков) сюжетного, повествовательного характера. (Приложение 1). Они наносились на камень, дерево, глину. При помощи таких рисунков передавались на расстояние различные сообщения (например, военные, охотничьи) или же закреплялись во времени какие-либо памятные события (например, условие торгового обмена или сообщение о военных походах).

Пиктографическое письмо посредством рисунка, которое называется пиктограммой, передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы. В соответствии с этим отдельные элементы пиктограммы выступают как части единого целого и могут быть правильно поняты только в связи друг с другом. Иногда в этом письме использовались и простейшие условные знаки, например, черточки, указывавшие на количество предметов, о которых шла речь, условные знаки племенной собственности, календарные обозначения месяцев и т.п.

Пиктограмма представляла собой схематический рисунок, художественное достоинство которого не имело существенного значения. Здесь важно было только, чтобы рисунок что-то сообщал, а нарисованное правильно опознавалось теми, кому оно адресовалось.

Пиктография передавала только содержание высказывания, не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения (звучания слов, их грамматических форм, последовательности слов и т.д.).

Когда же и из каких источников возникло первоначальное пиктографическое письмо? Важнейшим источником его формирования послужила первобытная живопись. Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего (позднего) палеолита (40-25 тысяч лет до н.э.). До нас дошло много рисунков, но не все они являются письмом. Многие из них служили для выражения и удовлетворения только эстетических потребностей первобытных людей или использовались в магически-культовых целях.

Появление пиктографического письма связывается с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться как средство коммуникации, т.е. как средство передачи сообщений. Как полагают, это относится к эпохе неолита, который начался для большинства народов с 8-6 тысячелетия до н.э..

Судя по сведениям этнографов, можно заключить, что пиктографическое письмо выполняло самые разнообразные функции и имело следующие разновидности:

.        различные записи условий обмена предметов охоты, рыбной ловли;

.        сообщения о боевых походах, стычках;

.        разные письма, в том числе и любовные;

.        племенные летописи-хроники;

.        надгробные мемориальные надписи;

.        записи магических и заклинательных формул, легенд, обычаев, заповедей.

Первый этап в истории пиктографии представлен простейшими рисунками, изображающими события, вещи, явления.

Это первоначальное, зачаточное письмо обычно появлялось в период развития племенного строя. Формирование его было обусловлено превращением небольших и разрозненных родовых групп в более крупные племенные общины, а также развитием между ними постоянных торгово-обменных и иных связей. Пиктографическое письмо широко применялось еще в сравнительно недавнем прошлом племенами американских индейцев, многими народами Крайнего Севера и некоторыми африканскими племенами.

То, что пиктография обычно обладала наглядностью и была доступна для всех, являлось положительным фактором. Однако пиктографическому письму были свойственны и существенные недостатки. Будучи несовершенным и неупорядоченным письмом, пиктография допускала разное толкование сообщений и не давала возможность передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография была не приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению и является абстрактным (например, бодрость, храбрость, зоркость). По этой причине пиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого общества перестало удовлетворять потребности письменного общения. И тогда на его почве возникает другой тип письма, более совершенный, - письмо идеографическое.

.3 Идеографическое письмо

Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью.

Идеография - это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят. Поэтому, например, в китайской иероглифической письменности омонимы передаются разными иероглифами, а их звучание и морфологическое построение является одинаковым.

Идеография применяется в качестве дорожных знаков (например, зигзаг как знак поворота дороги, восклицательный знак как знак «осторожно»), условных знаков в картографии и топографии (например, знаки полезных ископаемых, точки для обозначения населенных пунктов), различных эмблем (например, знак черепа и костей на электросети высокого напряжения, эмблема медицины - змея и чаша с ядом).

Также идеография используется в научной области. Это объясняется тем, что науке необходимо выразить понятие, во-первых, точно; во-вторых, кратко; в-третьих, сделать понятие международным, понятным для всех.

Конечно, идеографическое письмо - это письмо для «посвященных» - надо знать знаки, соответствующие данной области знания.

В связи с тем, что идеограммы непосредственно связаны не со звучанием, как это наблюдается в звуковом письме, а со значением слова, они могут быть использованы в письменных системах различных языков для обозначения одних и тех же по значению, но разных по звучанию слов. Именно благодаря этой особенности идеографии многие идеографические знаки сохранились и получили широкое распространение в современных буквенно-звуковых системах письма. К числу таких знаков относятся цифры, алгебраические, химические, астрономические, картографические и топографические условные обозначения, знаки различия воинских званий, родов войск, а также условные обозначения в системе дорожных знаков и др. (Приложение 2).

Однако наряду с достоинствами идеографическая письменность обладает и рядом существенных недостатков по сравнению со слоговым и звуковым письмом. Важнейшими из них являются следующие:

Во-первых, громоздкий характер идеографических систем, порождающий сложность их усвоения. Пишущий не изобретает идеограмм, как это наблюдалось в пиктографии, а берет их из существующего подбора, т. е. иероглифического алфавита, выучивая и запоминая не только графический облик идеограммы, но и значение, и звучание обозначаемого ею слова. А это осуществить не так легко, если учитывать, что количество идеограмм (иероглифов) может исчисляться тысячами.

Во-вторых, трудность передачи при помощи идеограмм. В связи с этим грамматические значения приходится передавать специальными значками, которые также надо запоминать. Это еще более усложняет идеографическое письмо.

Эти недостатки все более давали о себе знать по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, увеличения числа людей, пользующихся письмом в практических целях. Они-то и послужили основной причиной перехода идеографических систем к слоговым и звуковым.

Новый этап развития письма возник в странах Ближнего Востока в связи с целым рядом исторических событий.

На данном этапе развития письменности главное было в том, что надо было письмо сделать более доступным для пользующихся им, а количество таких людей все возрастало в связи с развитием торговли, передвижений и, наконец, с установлением государственности.

В связи с этим были попытки упростить способ письма. Исходя из связи языка и письма, эти попытки могли быть разными.

Во-первых, в отношении к лексике. Таким путем пошла китайская письменность. Так, для обозначения понятия «слеза» нужно было сочетать два знака: «глаз» и «вода». Для того чтобы выразить понятие «лаять», надо было соединить знаки «собака» и «рот». Иногда логика этих сочетаний малопонятна. Например, в китайском письме иероглиф «корабль» в сочетании со знаком «пламя» надо понимать «пожар», а в сочетании со знаком «рот» - «болтливость».

Этот путь сокращения идеографического алфавита был малопродуктивным.

Другой путь сокращения и упрощения идеографического письма связан с грамматикой. Так, можно корням оставить их иероглифы, а в производных формах от этих корней употреблять дополнительные иероглифы со значением аффиксов. Однако такой метод в малой степени может обеспечить сокращение алфавита, так как количество корней почти безгранично, а для каждого корня нужен свой иероглиф.

Самый продуктивный способ оказался в фонографии, когда письмо стало передавать язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличии.

Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки «+», «-» или «=». Когда мы пишем цифру «5», мы передаем некоторую идею, не обращаясь к звучанию и к фонемному составу слова «пять», независимо от того, какой это язык: русский, английский или французский. Поэтому русский, англичанин или француз, читая цифру «5», произнесут ее по-разному, но поймут одинаково. В отличие от фонограмм идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определенным формам языка. Так, знак «=» может быть прочитан и как «равно», и как «равняется», и в соответствующем контексте как форма того или иного косвенного падежа.

Идеограммы, соотносимые с целыми словами, называют логограммами. Они являются важнейшим типом идеограмм. Встречаются также морфемограммы, служащие обозначением морфем. Особое место занимают идеограммы-разделители (пробел между словами, знаки препинания) и идеограммы-классификаторы, выделяющие какой-либо класс значащих единиц. Наконец, есть знаки, соответствующие целым сообщениям, их можно назвать фразограммами (например, стрелки - указатели направления, знаки запрета).

Идеограммы можно разделить на разновидности и по иному принципу. Некоторые из них содержат элементы наглядной изобразительности, то есть своим начертанием напоминают предмет, обозначаемый данным словом или словосочетанием (например, изображение очков как знак магазина оптики), или обозначают арифметические действия.

Зарождение государства, развитие общественного производства и торговли послужили стимулом для дальнейшего развития идеографического письма. Появилась потребность писать быстрее, передавать более сложные и длинные тексты. Это привело к большей схематизации рисунков, к превращению их в еще более условные знаки.

письмо документ информация

1.4 Силлабическое письмо

По мере дальнейшего развития общества, в частности по мере развития торговли, громоздкое и сложное идеографическое письмо обычно преобразовывалось в более простое для обучения и более удобное для пользования слоговое письмо. Впервые слоговые знаки получили широкое применение в III - II тысячелетиях до н.э. в переднеазиатской клинописи, а затем в критском письме.

Слоговым, или силлабическим (от греч. syllabē «слог»), называется такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог. (Приложение 3).

Такое более позднее формирование слогового письма объясняется рядом причин. Во-первых, относительно трудным разложением речи на фонетические единицы (слоги) по сравнению, например, с разделением ее на смысловые единицы (слова), поскольку членение на слоги предполагает более развитую способность мышления к анализу. Во-вторых, отсутствием непосредственной наглядной связи между слогом и слоговым знаком, тогда как между словом и соответствующей ему идеограммой такая связь существовала, особенно на начальной ступени развития идеографического письма. В-третьих, консервативным влиянием жреческих каст, профессиональных писцов (Египет, Вавилон) и ученой бюрократии (Китай), стремившихся к монополизации письма и препятствовавших его упрощению и общедоступности. В настоящее время слоговое письмо применяется в Индии, в Японии, в Эфиопии.

Слоговое письмо оказывалось удобным для тех языков (например, для японского), которые состоят из ограниченного количества разных слогов. Необходимо было создавать или огромный ассортимент слоговых знаков, что очень усложняло бы письмо, или же примиряться с неточной передачей языка. Особенно неудобно слоговое письмо для языков, в которых часто встречаются смежные или конечные согласные. Это обусловлено тем, что слоговые знаки, как правило, обозначают или изолированные гласные звуки, или сочетания согласного звука с гласным.

Исторически формирование слогового письма шло разными путями. Исходя из этого, все слоговые системы принято подразделять на четыре группы.

К первой группе относят слоговые системы (шумерская, ассиро-вавилонская, урарту, минойская, критская, майя), возникшие в результате внутреннего преобразования идеографических систем или образовавшихся на их основе, кипрского и библосского письма. Правда, ни одна из этих систем не является чисто слоговой. Поэтому их часто называют слого-идеографическими.

Вторую группу составляют слоговые системы (эфиопская, индийская, брахми), появившиеся на основе консонантно-звукового письма путем его вокализации. Возникновение слоговых систем данного типа относится к последним столетиям до нашей эры и первым векам нашей эры.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим, для обозначения грамматических аффиксов (японская кана, корейская кунмун). Появление их относится к еще более позднему периоду (конец I - середина II тысячелетия н.э.).

К четвертой группе относятся новоизобретенные в XIX - начале XX в. слоговые системы, предназначавшиеся для небольших народностей Америки, Африки и Азии.

.5 Буквенно-звуковое письмо

Буквенно-звуковые знаки впервые появились в древнеегипетском письме, а первая чисто звуковая система письма была создана в конце II тысячелетия до н.э. наиболее передовым торговым народом древности - финикийцами. От финикийцев это письмо было заимствовано евреями, арамейцами, греками, а затем получило распространение у большинства народов мира. Буквенно-звуковым письмом принято называть такое письмо, в котором каждый графический знак (буква) обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный типовой звук - фонему. (Приложение 4).

В общей истории развития письменности буквенно-звуковое письмо сформировалось значительно позднее слогового. Это, по мнению некоторых исследователей, объясняется тем, что буквенно-звуковые системы предполагают уже более развитую способность к разложению речи на простейшие ее элементы - звуки (фонемы), чем это наблюдалось в период формирования предшествующих письменных систем.

Возникновение буквенно-звукового письма в чистом его виде было для многих народов мира несомненным шагом вперед, так как существенно облегчало передачу языка на большие расстояния при помощи минимального набора письменных знаков, способствовало распространению грамотности и тем самым объективно содействовало поступательному движению общества к высотам цивилизации.

2. Появление документа

.1 Общая характеристика

С давних времен люди пытались передавать свои знания и опыт из поколения в поколение. Сначала, в первобытном обществе - с помощью нечленораздельных звуков, мимики и жестов. Затем появились наскальные изображения, чуть позднее, с появлением речи, накоплением знаний и опыта, возникает необходимость фиксации информации.

А в наше время можно выделить конкретную отрасль управленческой деятельности, занимающуюся фиксированием и обработкой информации (документированием). Это очень тяжелый, кропотливый труд, требующий большого внимания и напряжения.

С давних времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы имеем возможность узнать историю своей страны, ее героическое прошлое, особенности быта своего народа, правовые и этические нормы взаимоотношений между обществом и государством, а также между людьми.

Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании различных документов повлекла за собой появление письменности, как способа изложения информации не только личного, но и государственного значения.

Уже в V в. до н.э. древнеримский плебс требовал введения четких "писаных" законов. Создание зафиксированных на бумаге законов и правил было также главным требованием средневековых восстаний. Когда же появились законы, от делопроизводителя требовалась абсолютная точность формулировок и безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу.

С развитием письменности документы стали способом общения и передачи информации. До нас дошли такие документы, как письма о философской доктрине Эпикура, письма древнеримских государственных деятелей Цицерона и Плиния.

.2 Документы Древнего Египта

Ценнейшими источниками Древнего Египта являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве. Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее древним является архив, найденный в храме царя Нефериркара (V династия, XXV - XXIV вв. до н.э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.

Интересные документы о частном хозяйстве средних размеров, включая организацию рабочей силы, хозяйственных отраслей, связи с рынками, взаимоотношения владельца поместья с арендаторами соседних районов дошли от времен XI династии (XXI в. до н.э) и принадлежали архиву жреца Хеканахта.

Один из богатейших архивов был найден при раскопках города Ахетатона - столицы фараона Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н.э. Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии, которые характеризуют сложную международную обстановку на ближнем востоке в середине II тысячелетия до н.э.; дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад коалиций различных государств. Ценность документов из Ахетатона повышается еще потому, что некоторые письма этих фараонов обнаружены в архиве хеттских царей (около современной Анкары), что позволяет определить степень достоверности содержащейся в документах информации.

Дополнительно к дипломатическим материалам эль-амарнского архива служат сохранившиеся тексты договора (1280 г. до н.э.) между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н.э. - Хеттским царством. Тексты этого договора сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме).

В гробнице Рехмира, одного из визиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.

Для изучения ливийско-саисского времени (первая половина I тысячелетия до н.э.) большое значение имеют документы из архива богатой египетской семьи в северной части Верхнего Египта. По этим документам можно проследить быт, хозяйство жреческой и сановной семьи, ее взаимоотношения с номовой и центральной администрацией на протяжении почти двухсот лет (XXVI династии, VI - VII вв. до н.э.).

Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в фиванской тюрьме; документы, оформляющие куплю-продажу имущества, земли, рабов; протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие.

.3 Документы Древней Месопотамии

Дешифровка клинописи дала в руки ученых наиболее ценные источники древней Месопотамии, проливающие яркий свет на хозяйственную жизнь, общественный строй, на политическую историю и культуру страны.

Особенное значение для изучения экономики имеют документы хозяйственной отчетности, сохранившиеся в архивах различных городов древнего Шумера: в архивах Лагаша, Уммы, Ура, Ларсы и др. Среди этих документов выделяются сводки учета «производства операций с рабочей силой», договоры на продажу рабов и земельных участков, а также документы отчетности торговцев. Попытки проведения социальных реформ дает надпись Урукагины, правителя Лагаша (XXIV в. до н.э.). Большой материал для изучения дают тексты царских жалобных грамот на землю, сохранившиеся на межевых камнях XIV - XII вв. до н.э. Административная переписка вавилонского царя Хаммурапи с его чиновниками в Ларсе содержит сведения о системе искусственного орошения и административного управления в Вавилонии в первой половине II тысячелетия до н.э. Сохранившиеся арендные договоры позволяют установить формы аренды земли в эту эпоху.

Большое значение для изучения хозяйственного и общественного строя Шумера, Аккада и Вавилонии, а также права и судебного дела имеют отрывки шумерских законов, относящихся к XX - XVIII вв. до н.э., законы Липит-Иштар и сборник законов Хаммурапи - важнейший источник для изучения древневавилонского права. Это самый большой сборник законов, состоящий из введения, основной части, насчитывающей 282 статьи, и заключения, дошел до нашего времени. Сначала он был записан на глиняных табличках, а в конце царствования Хаммурапи приобрел «парадную форму». Он был высечен на черном базальтовом столбе, увенчанном вверху рельефом с изображением царя-законодателя в молитвенной позе перед богом Солнца, правды и справедливости Шамашем, вручающем ему свои символы власти. Столб с законами Хаммурапи нашли французские археологи в 1901 г. при раскопках эламской столицы - города Сузы, куда он попал в виде военного трофея эламитов в XII в. до н.э..

Многочисленные договоры и контракты этого времени показывают, как применялись на практике статьи законов. Некоторое значение имеют и архивы отдельных лиц, как, например, архив военного колониста, относящийся ко времени царя Аби-Эшуха. Эти документы содержат сведения о формах аренды и о хозяйственном положении тех вавилонских военных колонистов, которые, получая от царя земельные участки, обязаны были нести военную службу.

Очень интересны надписи, найденные в развалинах города Мари. Ведомости, отчетности по выдаче продуктов; документы, касающиеся поставки продуктов, заемные письма, долговые контракты рисуют яркую картину экономики государства Мари. Не меньшее значение имеют и дипломатические документы, проливающие свет на международные связи, существовавшие в те времена между государствами Передней Азии, между царством Мари, Северной Сирией и Вавилоном.

Надписи из Керкука и Нузи, относящиеся к середине II тысячелетия до н.э., позволяют изучить экономический строй и социальные отношения Северо-восточной Месопотамии и своеобразную хурритскую цивилизацию. Наконец, очень интересны и эламские деловые документы из Суз, написанные на старовавилонском диалекте аккадского языка. Они дают представление о долговом праве и о местных особенностях заемных сделок, а также о социально-экономических отношениях в Эламе во II тысячелетии до н.э. Более поздние клинообразные тексты, происходящие из Суз, написаны на эламском языке и характеризуют царское, общинное и частновладельческое хозяйство Элама в VII - VI вв. до н.э..

.4 Документы Киевской Руси

После образования древнерусского государства письменность стала необходимой для ведения переписки с другими странами, а также для заключения межгосударственных договоров. В условиях формирования классового общества возникла необходимость в составлении завещаний, записях о долгах, заключении торговых контрактов и т.п. Важные документы древнерусские князья сохраняли лучше, чем драгоценности. Известно, что во времена Ярослава Мудрого собрание наиболее давних грамот и договоров Руси хранилось в Михайловском приделе Софиевского собора. Ученые допускают, что именно здесь были сосредоточены документы и до владимирских времен. Одним из наиболее известных хранилищ является также Киево-Печерский монастырь, основанный выходцем из Черниговщины преподобным Антонием.

Из-за пожаров, княжеских междоусобиц и монголо-татарского нашествия большая часть памяток древнерусских времен погибла. До нашего времени дошли лишь отдельные памятки, судьба которых оказалась более удачной.

Среди этих документов наиболее древними рукописными книгами являются "Остромирово Евангелие" (1056-1057 гг.) и "Сборник Святослава" (1073 и 1076 гг.), произведения оригинальной древнерусской литературы - "Поучение к братии" епископа Луки, "Слово о законе и благодати" первого нашего митрополита Иллариона, "Житие Бориса и Глеба" и т.п. Все они на сегодняшний день являются не только памятниками письменности и литературы, но и документами той эпохи.

Одним из древних и важных документов норм права является "Правда Русская" или, по принятому в науке названию, "Русская правда" (термин "правда" здесь означает закон). Этот документ не сохранился. До нашего времени дошли лишь многочисленные (около 300 шт.) списки, то есть копии, из которых наиболее старинные относятся к XIII в.

Важными документами той эпохи были "княжьи уставы" и "уроки", а также церковные уставы. Княжьи уставы были направлены на дополнение или укрепление внутренних государственных норм и порядков, как, например, "Устав Владимира Мономаха", который стал дополнением и своеобразной частью "Русской правды". Под "уроками" подразумеваются постановления князей, преимущественно финансового характера, о налогах. Церковные уставы имели цель упорядочить правовое положение церкви в государстве, а также церковные суды, и обеспечить церковь материально. Сохранились церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Первый известен в копии XIII в., второй - XIV в.

Наиболее важным историческим документом является "Повесть временных лет", который дошел до нас не в оригинале, а в более поздних списках. Одним из них является Лаврентиевский список (назван по имени монаха Лаврентия), составленный в 1377 г., и Ипатьевский список (от Ипатьевского монастыря в Костроме, где он был найден), датированный началом XV в. Именно в этой летописи содержатся сведения о первых международных актах - договорах Руси с иностранными государствами. В частности, здесь есть сведения о четырех договорах Руси с могущественным государством того времени - Византией (соглашения 907 и 911 гг. князя Олега, 947 г. - князя Игоря и 971 г. - князя Святослава).

Уже в те давние времена документ служил гарантией выполнения обязанностей, и ему придавалось большое значение. В договоре с Византией (947 г.) читаем: "Отныне ж пусть приходят к князю русскому с грамотой, в которой будут свидетельствовать о своих мирных намерениях... Если же придут без грамоты, то пусть содержатся под стражей, пока не известим о них князя Игоря".

Заключение

В данной курсовой работе были исследованы условия и время возникновения различных типов письменности и причины, способствовавшие появлению первых документов.

Было выявлено, что упорядоченная письменность возникла в тот период, когда человеческое общество начало делиться на классы, когда появилось государство. Везде она брала свое начало из пиктографии. Постепенное развитие государственного и общественного строя, общей культуры, языка вело ко все большему усовершенствованию письма.

С ростом товарно-денежных отношений в эпоху развитого рабовладельческого хозяйства, когда у многих народов начал формироваться литературный язык и увеличился круг людей, пользующихся письмом как средством общения, иероглифическая и словесно-слоговая система письма стали не пригодны. Их сменили более совершенные - слоговая и буквенно-звуковая.

Ознакомившись с краткой историей некоторых наиболее распространенных систем письма, нельзя не видеть общей закономерности в их возникновении и развитии. Современное письмо, которым мы повседневно пользуемся, представляет собой результат творчества народов многих стран в течение десятков тысяч лет. Передача устной речи при помощи ограниченного количества знаков является огромным достижением человечества. И естественно, что без письма нельзя было бы даже говорить о документе. Его появление - это закономерный этап развития хозяйственных, деловых и межличностных отношений людей.

Было выяснено, что документ на раннем этапе развития человечества выполнял те же функции, что и сейчас. В нем отражались хозяйственные операции, велись статистические подсчеты, заключались договора, велась переписка, существовали сборники законов, в которых отражалось классовое и сословное деление общества, уклад их жизни.

Список использованных источников и литературы

. Источники

1.1. Древнерусские письменные источники X - XIII вв. / ред. Я.Н. Щапов // М.: Наука, 1991. - 80 с.

. Литература

2.2. Авдиев, В.И. Загадки Древнего Востока / В.И. Авдиев // М.: Высшая школа, 1970. - 607 с.

.3. Бойко, П.И. Загадки древних страниц / П.И. Бойко // М: Наука, 1996. - 254 с.

.4. Дойель, В. Завещание времен. Поиски памятников письменности / В. Дойель // М.: Наука, 1992. - 156 с.

.5. Дьяконов, И.М. История Древнего Востока/ И.М. Дьяконов // М.: Наука, 1983. - 534 с.

.6. Иванцов, В.П. От рисунка до азбуки / В.П. Иванцов // Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1957. - 306 с.

.7. Истрин, В.А. Возникновение и развитие письма / В.А. Истрин // М.: Наука, 1965. - 594 с.

.8. Истрин, В.А. 1100 лет славянской азбуки / В.А Истрин // 2-е изд. М.: Наука, 1988. - 192 с.

.9. Кузищин, В.И. Древний Восток / В.И. Кузищин // М.: Высшая школа, 2001. - 462 с.

.10. Люльфингс, Г. У истоков письменности / Г. Люльфингс // Перевод с нем. Милютина В.Г., 1981. - 108 с.

2.11. Павленко, Н.А. История письма / Н.А. Павленко. - Мн.: Вышэйшая школа, 1987. - 239 с.

.12. Пронштейн, К.Ю. История и лингвистика / К.Ю. Пронштейн // М.: Феникс, 1999. - 214 с.

.13. Фридрих, И. История письма / И. Фридрих // Перевод с нем. И.М. Дьяконова. - М.: Наука, 1979. - 463 с.

.14. Чудинов, В.А. Загадки славянской письменности / В.А. Чудинов // М.: Вече, 2002. - 528 с.

. Справочные и информационные издания

3.15. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: электронный ресурс/ глав. ред. Т.Г. Музрукова. М., 2004.

.16. Виноградова, Е. Б. Берестяные грамоты: вопросы документолога / Е. Б. Виноградова // Делопроизводство. - 2004. - № 1. - 156 с.

.17. Всемирная история: энциклопедия/ М. Аксенова. М.: Аванта+, 1997. - 688 с.

Приложение 1

Знаки пиктографического письма

Приложение 2

Знаки идеографического письма

Приложение 3

Знаки силлабического письма

Приложение 4

Знаки буквенно-звукового письма

Похожие работы на - Возникновение письменности, появление документа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!