Пути совершенствования процесса управления муниципальной собственностью г. Челябинск

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    250,9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути совершенствования процесса управления муниципальной собственностью г. Челябинск

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования муниципальной собственности и распоряжения ею

1.1 Понятие муниципальной собственности

.2 Понятие управления собственностью

Глава 2. Особенности управления муниципальной собственности на примере г. Челябинск

2.1 Оценка эффективности управления собственностью на примере г. Челябинск

2.2 Исследование приоритетных направлений деятельности Администрации города в сфере муниципальной собственности

Глава 3. Направления совершенствования системы управления муниципальной собственностью

3.1 Оценка эффективности управления муниципальной собственностью (на примере Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска)

3.2 Рекомендации по совершенствованию управления муниципальной собственностью г. Челябинска

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Введение


Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Муниципальная собственность призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. Она охватывает умелое использование и распоряжение:

.        имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами;

.        муниципальными предприятиями и организациями;

.        зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения;

.        муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями;

.        а также другим движимым и недвижимым имуществом.

Сегодня существует множество проблем в управлении муниципальной собственностью. Местное самоуправление - это основной базовый, самый наглядный для населения элемент власти в стране. Это самый близкий к людям, самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Но при этом это - основа власти. Потому что дальше власть уже становится более государственная и менее общественная.

В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. В настоящее время приняты и действуют множество нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. Законодательная база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Проблема самостоятельности местного самоуправления в решении местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности. Но следует отметить, что вопрос о приобретении и отчуждении муниципальной собственности решен достаточно подробно и вряд ли будет вызывать затруднения при его решении. Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность.

Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность. И этому, в первую очередь, способствует грамотное и эффективное управление муниципальной собственностью.

Цель данной работы - выявление путей совершенствования процесса управления муниципальной собственностью г. Челябинск.

Задачи исследования:

.        Изучить вопрос формирования муниципальной собственности в Российской Федерации;

.        Рассмотреть сущность муниципальной собственности, как экономической основы МСУ;

.        Провести социально-экономический анализ муниципального образования г.Челябинск;

.        Сформулировать перспективные направления в сфере управления муниципальной собственностью в г. Челябинск;

.        Предложить новые пути совершенствования управления муниципальной собственностью.

Объектом выполняемой работы является муниципальная собственность.

Предметом исследования является деятельность Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями г.Челябинск.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

В первой главе рассматривались теоретические аспекты, касающиеся муниципальной собственности. Приведены понятие муниципальной собственности, основополагающие законодательные акты, постановления и указы.

Во второй главе подробно рассмотрена деятельность КУиЗО г. Челябинск и проведен анализ его деятельности.

В третьей главе предложены пути совершенствования управления муниципальной собственностью г.Челябинска.

При исследовании обозначенной выше темы возникли сложности, прежде всего с публикациями и другими источниками, посвящёнными проблеме управления муниципальной собственностью в Российской Федерации на современном этапе. Центральный вопрос исследования можно определить, как мало изученный в рамках экономической науки, особенно отечественной.

Тем не менее, в работе были применены следующие основные группы источников:

федеральные законы;

законы субъектов Российской Федерации; - муниципальные нормативные правовые акты;

книги и публикации отдельных авторов, посвящённые, как, правило, общеэкономическим вопросам;

периодические источники.

Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования муниципальной собственности и распоряжения ею

 

1.1 Понятие муниципальной собственности


Для рассмотрения вопросов, связанных с управлением муниципальной собственностью, мдолжны определить основные понятия, имеющие отношение к данному термину.

Ключевым в понятии «муниципальная собственность» является слово «муниципальный», поэтому для начала определим, что же такое муниципалитет. Происхождение упомянутого термина относится к довольно глубокой древности. Munis по-латыни означает тяжесть, тягота, бремя, a capio, recipio -беру, принимаю. Соответственно «городское управление, как бы берущее на себя, по уполномочию города и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения хозяйственных задач и распоряжения финансовыми средствами называется муниципалитетом, а его деятельность - муниципальным хозяйством». Из определения следует, что муниципалитет представляет собой структуру управления городским хозяйством, но здесь необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о городском хозяйстве, и это послужило одной из причин по которой термин «муниципалитет» был практически предан забвению в советский период. Связано это было с тем, что одной из задач построения социализма была «смычка города с деревней», а термин «муниципалитет», как бы выделяющий город, не вписывался в эту задачу. Поэтому термин «муниципальное хозяйство» заменили термином «коммунальное хозяйство», который как бы сглаживал различия между городскими и негородскими общинами. Обычная же система соотношений между различными видами государственного хозяйства, существующая в большинстве развитых стран, такова. Из государственного хозяйства с его центральными и централизованными органами управления (в качестве субъектов хозяйства), с государственными финансами (в качестве материальных средств) и с удовлетворением общих государственных потребностей (в качестве цели хозяйства) выделено местное хозяйство (с той или иной степенью самоуправления). Это последнее, хотя и носит в сущности тот же государственный характер, но имеет свой особый субъект (местное или коммунальное самоуправление), свои особые средства (местные или коммунальные финансы) и свою специальную цель (местное или коммунальное благоустройство). В общем и целом местное и коммунальное хозяйство между собой совпадают.

В свою очередь, местное или коммунальное хозяйство в городах принимает форму муниципального хозяйства, которое также имеет свой собственный субъект (особый орган самоуправления - муниципалитет), свои самостоятельные средства (городские или муниципальные финансы) и свою специальную цель, а именно благоустройство городов и социальное благосостояние горожан.

Согласно ст.209 ГК РФ «собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом». Причем собственник может передать право владения, пользования и распоряжения доверенным лицам. Поскольку местные органы самоуправления обычно являются выборными, то можно считать, что жители населенных пунктов путем свободного волеизъявления назначают их доверенными лицами в деле управления муниципальной собственностью. Под муниципальной собственностью подразумевается имущество принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Поскольку муниципальное образование само по себе не может осуществлять права собственности, то от его имени права собственника осуществляют местные органы самоуправления, то есть муниципалитеты. (ст. 125 ГК РФ) [18,c. 54].

Законодательством (ст. 15, 29 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») установлены такие специфические черты реализации права на муниципальную собственность, как:

исключительное право представительных органов местного самоуправления устанавливать порядок управления и распоряжения, а также приватизации муниципальной собственности;

обязательность поступления доходов от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме в местный бюджет;

право органов местного самоуправления определять в соответствующих договорах и соглашениях условия использования передаваемых в пользование или приватизируемых объектов муниципальной собственности.

Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею.

Владение означает хозяйственное господство собственника над вещью. Во владении выражается статика отношений собственности, закрепленность вещей за индивидами и коллективами. Пользование означает извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного и личного потребления.

Распоряжение означает совершение в отношении вещи актов, определяющих ее судьбу, вплоть до уничтожения вещи (отчуждение вещи, сдача ее в наем, залог). В пользовании и распоряжении выражается уже динамика отношений собственности.

Собственность - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника». При этом перечень действий собственника по отношению к принадлежащей ему собственности ограничен их не противоречим закону и иным правовым актам, а также не нарушением охраняемых законом прав и интересов третьих лиц. муниципальный собственность управление челябинск

Муниципальная собственность номинально принадлежит муниципальным образованиям (в лице их жителей). Таким образом право владения принадлежит социальной общности, состоящей из жителей муниципального образования. В то же время, поскольку непосредственное управление муниципальной собственностью со стороны упомянутой социальной общности нереально, оно осуществляется через создание органов местного самоуправления - муниципалитетов. Таким образом, право распоряжения муниципальной собственностью осуществляется населением муниципального образования опосредованно через муниципалитет. Причем степень этой опосредованности достаточно велика, и мы можем утверждать: реально право распоряжения муниципальной собственностью находится в руках муниципалитета. Каждый житель муниципалитета имеет право пользования объектами муниципальной собственности, при этом неся бремя по содержанию собственности либо путем непосредственной оплаты услуг муниципалитета, либо опосредованно, через муниципальный бюджет (оплачивая налоги). Доходы от налоговой составляющей покрывают наибольший объем расходов на содержание муниципальной собственности. На каждого жителя муниципального образования приходится неодинаковая сумма налогов, однако право пользования объектами муниципальной собственности распределяется примерно в одинаковом объеме на каждого человека. Муниципальная собственность (с экономической точки зрения) представляет собой форму коллективного присвоения. Вышеизложенное позволяет говорить о разделении субъектов муниципальной собственности. В качестве номинального субъекта муниципальной собственности будет выступать социальная общность, состоящая из жителей муниципального образования, в качестве реального собственника - управленческая структура - муниципалитет.

Если рассматривать муниципальную собственность не «с юридической, а с экономической точки зрения, то она будет представлять собой «форму коллективного присвоения». Она выражает отношения между экономическими субъектами городской социально-экономической воспроизводственной территориальной системы по совместному владению, распоряжению и пользованию природными условиями, коммуникациями, средствами связи и сообщения, производственными и социальными комплексами для обеспечения условий непрерывного воспроизводства этой системы.

1.2 Понятие управления собственностью

Основные принципы исследования теоретических основ управления исходят из базовых положений общеуправленческой науки - кибернетики. Она является философией всех управленческих дисциплин и выступает в роли методологии системного исследования управленческих процессов и явлений. Кибернетика может быть определена как теоретическая научная система, исследующая общие законы управления и исходящая из главного постулата-посылки - «управление присуще всем системам объективного мира».

Обычно под «управлением собственностью» понимают действия, направленные на ее сохранение и улучшение. Под термином «сохранение» можно понимать, с одной стороны, физическое сохранение того или иного объекта муниципальной собственности (включая поддержание его работоспособности). С другой стороны, любой объект муниципальной собственности представляет собой лишь часть всего комплекса муниципальной собственности. В этом плане «сохранение собственности» будет происходить и при изменении формы объекта, например, при продаже объекта осуществляется изменение его формы из вещественной в денежную. Что касается термина «улучшение», то здесь, в первую очередь, необходимо ответить на вопрос, для чего обычно приобретается любая собственность? Собственность обычно приобретается для какой-либо из двух целей (или для обеих целей сразу). Во-первых, для непосредственного использования, а во-вторых, для получения определенной прибыли. Таким образом, под улучшением можно понимать, с одной стороны, совершенствование эксплуатационных свойств собственности с целью ее наилучшего использования, а с другой стороны, повышение доходности собственности.

Муниципальная собственность фактически принадлежит муниципальным образованиям (в лице их жителей), однако находится в распоряжении местных органов самоуправления - муниципалитетов. Любая собственность должна управляться в интересах ее владельцев (в данном случае жителей населенных пунктов). Таким образом, под «совершенствованием управления», с юридической точки зрения, можно понимать стремление принести максимальную пользу населенному пункту и его жителям. Однако, поскольку к муниципальной собственности могут быть отнесены очень разнообразные объекты, то, соответственно и польза от эксплуатации этих объектов может быть совершенно разной. Например, при эксплуатации дорог польза может быть выражена в виде возможности перемещения людей и грузов, а при управлении пакетами ценных бумаг в виде прибыли.

В настоящее время имеется около 200 определений содержания понятия “управление”, исходя из них, можно утверждать, что:

• муниципальное управление - это функция муниципального образования (как организации), обеспечивающая достижение стоящих перед ним целей, и реализация соответствующих задач, как самоуправляющейся территориальной целостности;

• муниципальное управление - это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются органы муниципального управления (местного самоуправления) (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления;

• муниципальное управление служит интересам взаимодействия всех элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое - муниципальное образование, с общими для всех элементов целями и задачами;

• муниципальное управление - это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления;

• муниципальное управление предполагает, как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации муниципальное образование ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.

Кроме термина “муниципальное управление” стал широко использоваться также модный термин “муниципальный менеджмент”, в который вкладывается аналогичное содержание. Вот как он трактуется авторами, под редакцией Морозовой Т.Г., учебного пособия “Муниципальный менеджмент”. Они утверждают, что «Муниципальный менеджмент тождественен местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью. Особенно тесно связан муниципальный менеджмент с экономической географией и регионалистикой. Он дополняет и углубляет знания экономической географии и регионалистики.»

В этом определении с ними солидарны Иванов В.В. и Коробова А.Н., авторы справочного пособия «Муниципальный менеджмент», которые цитируют его на первой странице.

В первую очередь, управление муниципальной собственностью должно быть направлено на решение вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень этих вопросов определяется Уставом муниципального образования, а также законодательством РФ либо субъекта РФ. В общем случае можно выделить четыре группы таких вопросов:

а) по обеспечению условий жизни каждого из жителей (здравоохранение, образование, социальное и бытовое обслуживание, снабжение водой и энерго-носителями и т.д.);

б) по обеспечению условий жизни населения в целом (охрана общественного порядка, информационные службы, благоустройство и озеленение, транспортное обслуживание и т.д.)

в) по обеспечению деятельности населения как субъекта власти (установление норм, обязательных для исполнения на территории муниципального образования);

г) по обеспечению осуществления населением муниципального образования прав собственника в отношении муниципальной собственности.

Из вышеизложенного видна абстрактность термина «максимальная польза жителям муниципального образования». Постараемся конкретизировать это понятие. При этом необходимо учитывать тот факт, что муниципалитеты обладают ограниченными ресурсами, которые частично сформированы деятельностью предыдущих поколений граждан, а частично продолжают формироваться в настоящее время. Ограниченность ресурсов предполагает и ограниченность результатов их использования. Очевидно, термин «максимальная польза» может предполагать:

) увеличение ресурсов муниципалитета, что позволит увеличить результаты деятельности;

) более эффективное использование имеющихся и вновь получаемых ресурсов, то есть увеличение результата на единицу затрат.

Увеличение ресурсов возможно только за счет текущей деятельности. Причем наиболее универсальным показателем, характеризующим увеличение ресурсов, очевидно, является увеличение доходной части бюджета муниципального образования.

Наиболее распространенным критерием оценки эффективности деятельности муниципалитета является соотношение результатов и затрат. При этом считается, что понятие эффективности применительно к деятельности государства или муниципалитета должно предполагать «соответствие государственных (муниципальных) служб потребностям, желаниям и ресурсам общества».

Для полного представления об управлении муниципальной собственности необходимо рассмотреть его задачи.

Глава 2. Особенности управления муниципальной собственности на примере г. Челябинск

.1 Оценка эффективности управления собственностью на примере г. Челябинск

Город Челябинск основан 13 сентября 1736 года, является административным центром Челябинской области, включает в себя 7 районов.      Общая площадь Челябинска составляет 500,9 кв.км. Численность населения города на 1 января 2013 года составила 1131,1 тыс.чел. На рисунке 1 указано распределение населения по районам.

Рисунок 1 - Распределение населения по районам г Челябинска

Основные показатели социально-экономического развития г. Челябинска указаны ниже в табл. 1.

Таблица 1 - Основные показатели социально-экономического развития г. Челябинска

Показатели

Ед.изм.

2013 год

2013 год в % к 2012 году

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности в действующих ценах

млн.руб.

374645,5

119

Индекс производства

в % к предыдущему году

Х

110,1

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (в ценах соответствующих лет)

млн.руб.

68777

126

в сопоставимых ценах

% к предыдущему году

Х

116

Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования

тыс.кв.м. общей площади

752,4

154,5

Оборот розничной торговли во всех каналах реализации (в ценах соответствующих лет)

млн.руб.

259840,8

112,8

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

Х

101,7

Объем реализации платных услуг населению (в ценах соответствующих лет)

млн.руб.

41676,5

109,9

в сопоставимых ценах

в % к предыдущему году

Х

99,3

Среднемесячная начисленная заработная плата (по крупным и средним организациям)

руб.

23419,9

114,1

Реальная заработная плата (по крупным и средним организациям)

%

Х

103,1

Численность зарегистрированных безработных на конец периода

чел.

6139

63,2

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

1,04

Х

Индекс потребительских цен (инфляция) ср/год.

%

Х

110,7

Источник: Муниципальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономический портал <#"828806.files/image002.gif">

Рисунок 2 - Распределение объектов муниципального нежилого фонда в 2013г.

В прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2013 год были включены 34 нежилых помещения (здания) и 1 пакет акций. За год было продано 77 объектов недвижимости, 9 объектов - на аукционе и 68 объектов - в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2009 № 159-ФЗ.

От приватизации недвижимого имущества (Таблица 3)предполагалось получить в бюджет города 175,5 млн.руб. Фактически от продажи имущества поступило 193 млн.руб. Годовое плановое задание выполнено на 110%.

План поступления денежных средств от реализации муниципального недвижимого имущества перевыполнен благодаря досрочному погашению платежей по 11 договорам купли-продажи нежилых помещений согласно федеральному закону от 22.07.2009 № 159-ФЗ, по которому покупателям предоставлялась рассрочка платежа сроком до 5 лет.

В 2013 году от продажи акций открытых акционерных обществ предполагалось получить 3,5 млн.руб. в результате приватизации трех пакетов акций. Фактически было продано 2 пакета акций. Поступление неналоговых доходов в бюджет города от продажи - 2,7 млн.руб. от годового планового задания.

Таблица 3 - Приватизация муниципального имущества

Количество объектов муниципального имущества, включённых в Прогнозный план приватизации на 2013 год (шт.)

35

из них

пакеты акций ОАО

1


объекты недвижимого имущества

34

Количество объектов муниципального имущества, приватизированных в 2013 году (шт.)

79

из них

пакеты акций ОАО

2


объекты недвижимого имущества

77

Доходы от приватизации муниципального имущества (млн. руб.)

210,1

из них

от приватизации акций ОАО

2,7


от приватизации объектов недвижимого имущества

193,0


от процентов за предоставление рассрочки по выкупу имущества

14,4


Земля является одним из важнейших ресурсов города, поскольку именно она в наибольшей степени определяет инвестиционную привлекательность в городе и имеет значительный доход в пополнении бюджета города.

В 2013 году был принят Закон Челябинской области от 28 апреля 2013 года № 121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области», благодаря которому 44 земельных участка, предназначенных для продажи на аукционе, были переданы для бесплатного предоставления в собственность граждан.

Важнейшим источником пополнения доходной части бюджета муниципалитета являются поступления от аренды и продажи земельных участков.

За 2013 год проведено:

7 аукционов по продаже земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства;

3 аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для многоквартирного жилищного строительства;

1 аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

В 2013 году заключено 1592 договора аренды земельных участков для юридических и физических лиц и 2276 договоров купли-продажи, предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства 182 земельных участка в аренду и 17 земельных участков в собственность.

В 2013 году от продажи и аренды земельных участков в бюджет города поступило 1251,4 млн.руб. при плане 1168,5 млн.руб. Анализ налоговых поступлений от данных операции внесены в таблицу 4.

Таблица 4 - Поступление неналоговых доходов

Показатель

Поступило с начала года - всего

в том числе в бюджет города



план

факт

% выполнения

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

1310,6

934,6

1048,5

112,2

Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов

251,6

233,4

201,3

86,2

Доходы, получаемые в виде арендной платы, а так же средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов

1,6

0,5

1,6

321

Плановые показатели доходов от продажи земельных участков не выполнены из-за отсутствия заявок от юридических и физических лиц.

В 2013 году в бюджет города поступило 2341,6 млн.руб. земельного налога.

За 2013 год увеличение денежных поступлений от использования муниципального имущества по всем направлениям деятельности комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (Рис. 3).

Рисунок 3 - Поступление денежных доходов от использования муниципального имущества и земли в 2013 г.

В структуре поступлений денежных доходов от использования муниципального имущества наибольшую долю поступлений составляют аренда муниципального имущества: аренда земельных участков и нежилых помещений, а также продажа земельных участков (Рисунок 3).

В целях повышения эффективности использования муниципальной собственности, формирования благоприятного социального климата и культурного имиджа города Челябинска проводятся работы в сфере рекламной деятельности по оформлению правоустанавливающих документов, организации и проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и др. В 2013 году выдано 375 разрешений на установку рекламных конструкций и заключено 114 договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, проведено 3 открытых аукциона на 41 лот.

Уменьшение количества выданных разрешений, лотов, выставленных на торги, и заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций обусловлено применением новых требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

В бюджет города от размещения рекламных конструкций на территории города Челябинска поступило 127,9 млн.руб.

В рамках осуществления комплексных мероприятий по упорядочению размещения рекламных конструкций на территории города и повышения эффективности использования муниципальной собственности: проведены выездные проверки, выдано 501 предписание об устранении нарушений и демонтировано 2190 шт. самовольно установленных рекламных конструкций.

Рост количества демонтированных рекламных конструкции произошел в результате масштабного расширения основных магистралей, реконструкции дорог и строительства новых автомобильных развязок на территории города Челябинска. Организована претензионная работа по обращению в суд с исками о демонтаже рекламных конструкций, взыскании задолженности по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, неосновательного обогащения в связи с установкой и эксплуатацией рекламораспространителями рекламных конструкций без установленных законом или договором оснований.

За 2013 год были подготовлены 44 исковых заявления о принудительном осуществлении демонтажа рекламных конструкций, заключено 12 мировых соглашений, вынесено 7 решений, принято 11 отказов от исковых требований в ходе судебного разбирательства.

В рамках применения программно-целевых методов бюджетного планирования в 2013 году реализованы мероприятия по отраслевым целевым программам «Организация размещения информационных материалов в период проведения социально значимых мероприятий на территории города Челябинска на 2013-2014 годы», «О праздновании 275-летия города Челябинска», «Программа противодействия коррупции в городе Челябинске на 2013-2014 годы».

.2 Исследование приоритетных направлений деятельности Администрации города в сфере муниципальной собственности

Приоритетными направлениями деятельности Администрации города в 2014 году будут:

продолжение работ по реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности системы управления муниципальным имуществом;

развитие инфраструктуры города, привлечение частных инвестиций в муниципальный сектор, поддержка социально-значимых для города предприятий, общественных организаций инвалидов, субъектов малого и среднего предпринимательства, бюджетных учреждений всех уровней;

завершение работы по реализации Федерального закона от 22.07.2009 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества….», по предложениям о выкупе арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, активизации работы по продаже акций открытых акционерных обществ, находящихся в муниципальной собственности, реализации единой земельной политики города, формировании единого банка данных о наличии и состоянии муниципального земельного фонда.

В условиях сохраняющейся неопределенности на мировых экономических рынках, сокращения спроса на промышленную продукцию организации города демонстрируют достаточно скромные темпы выпуска. Для оживления спроса предприятия снижают цены. Это касается в первую очередь металлургии, традиционно формирующей основные прибыльные поступления. Прибыль по виду деятельности «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» составила 62,6% к уровню 2012 года. Снижение прибыли наблюдается практически по всем отраслям. В химическом производстве и производстве резиновых и пластмассовых изделий прибыль составила 91,4%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 98,2%, транспортных средств и оборудования - 62,1%, в строительстве - 60,5%. В целом по обрабатывающей промышленности - 72,9% к уровню прошлого года.

Рост прибыли показали виды деятельности: производство машин и оборудования - 149%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 122,3%, производство прочих неметаллических изделий - 117,8%.

Доля прибыльных организаций от количества обследованных в целом по городу составила 74,8%, в обрабатывающих производствах - 76,7%, в производстве и распределении электроэнергии - 83,3%, строительстве - 69,8%, в организациях транспорта и связи - 63,2%.

Убыточными оказались 25,2% обследованных крупных и средних предприятий. Общая сумма убытков 5,2 млрд.руб. Высокая доля убыточных предприятий в видах деятельности: прочие производства - 45,4%, производство транспортных средств и оборудования - 40% и издательская и полиграфическая деятельность - 40%.

В структуру суммарной прибыли организаций, получивших положительных финансовый результат, наибольший вклад внесли предприятия металлургического производства и производства готовых металлических изделий, ими получено 27% всей прибыли, 21,2% прибыли получено от производства и распределения электроэнергии, газа и воды, 14,1% - от предприятий транспорта и связи, 8,3% - от организаций оптовой и розничной торговли.

Всего на конец года задолженность крупных и средних предприятий по полученным кредитам и займам составила 211,3 млрд.руб., в том числе просроченная 0,6 млрд.руб., 75,8% просроченной кредиторской задолженности составляет задолженность организаций обрабатывающего сектора.

Кредиторская задолженность крупных и средних организаций на конец ноября составила 140,9 млн.руб. (на начало года она была 126,3 млн.руб.). Наибольшую долю кредиторской задолженности составила задолженность поставщикам - 79,9 млрд.руб. (56,7%), половина которой принадлежит обрабатывающим производствам. Задолженность по платежам в бюджет составляет 6,4% всей кредиторской задолженности, 2,3% - задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды.

Основной объем просроченной кредиторской задолженности принадлежит прочим производствам (39,3% от всей суммы), 26,3% занимает доля металлургического производства и производства готовых металлических изделий (в 2012 году - 17%), 5,9% - доля организации строительства (в 2012 году - 15,1%).

В налоговой политике сохранились тенденции предыдущего года, направленные на минимизацию объема предоставляемых налоговых льгот.

Большое внимание уделялось снижению задолженности и привлечению дополнительных поступлений доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Рост этих поступлений увеличился на 11,6% по отношению к 2012 году.

Решением Челябинской городской Думы от 15.12.2012 № 20/1 «О бюджете города Челябинска на 2013 год» был утвержден бюджет по доходам в размере 18,3 млрд.руб., с учетом межбюджетных трансфертов: по расходам - 19,3 млрд.руб. По итогам года плановые показатели уточнились соответственно до 27,8 млрд.руб. и 29,8 млрд.руб., фактические доходные поступления сформировались в сумме 27,9 млрд.руб., расходы составили 29,2 млрд.руб., объем дефицита бюджета города сложился в сумме 1,3 млрд.руб.

Поступление доходов в бюджет города с учетом средств, полученных из вышестоящих бюджетов, составило 100,3% к годовым плановым показателям. Налоговых и неналоговых доходов поступило 12,1 млрд.руб. при годовом плане 11,8 млрд.руб. Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов по отношению к 2012 году составил 6,7% в абсолютных значениях и 6,1% в сопоставимых условиях. Поступление межбюджетных трансфертов составило 15,8 млрд.руб., 98,7% годовых назначений.

Наибольшую сумму поступлений в бюджет города имеет налог на доходы физических лиц - 5,5 млрд.руб., по отношению к 2012 году его рост составил 12,2% и в абсолютных значениях и в сопоставимых условиях.

Таким образом, проводимая Администрацией города бюджетная политика позволила полностью выполнить задачи по финансированию приоритетных направлений при сохранении прочих принятых расходных обязательств.

Глава 3. Направления совершенствования системы управления муниципальной собственностью

3.1 Оценка эффективности управления муниципальной собственностью (на примере Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска)


Приоритетными направлениями деятельности Администрации в части управления имуществом и земельным отношениям являются:

      эффективное управление и распоряжение имуществом муниципальной казны;

2       формирование реестра муниципальной собственности;

         осуществление полномочий собственника в отношении имущества муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;

         развитие рынка аренды нежилых помещений;

         создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

         приватизация (аукционы, конкурсы) муниципального имущества;

         эффективное использование земли всех форм собственности.

Основной целью создания муниципальной казны Комитета является: укрепление материально-финансовой основы местного самоуправления, приумножение и улучшение муниципальной собственности, используемой для социально-экономического развития города, увеличение доходов бюджета от эффективного использования объектов муниципальной казны.

В муниципальной казне города Челябинска по состоянию на 01.01.2014г. учитывается 12 359 объектов движимого и недвижимого имущества общей остаточной стоимостью 7 662 160 тыс. руб. и 791 земельных участков общей стоимостью 89 952 184,88 тыс. руб.

В 2013 году в Реестр муниципальной собственности принято 4737 объектов (в 2012 году - 1694 объекта).

По данным на 01.01.2014 года в муниципальном секторе экономики города Челябинска функционирует:

- 19 муниципальных унитарных предприятий;

573 муниципальных бюджетных учреждений;

89 муниципальных автономных учреждений;

10 муниципальных казенных учреждений.

Комитетом предусматривается дальнейшая оптимизация количества муниципальных предприятий и передача ряда функций организациям частных форм собственности на конкурсной основе. К концу 2014 года количество действующих муниципальных унитарных предприятий составит 17 единиц.

Одно из направлений деятельности Комитета - создание муниципальных автономных учреждений, в том числе и путем изменения типа действующих бюджетных учреждений.

В целях эффективного развития инфраструктуры города Челябинска в последние годы активно ведутся работы по строительству и ремонту автомобильных дорог и транспортных развязок.

Управление муниципальным нежилым фондом города Челябинска является основным звеном в системе управления городом и подчинено стратегической цели развития - повышение качества жизни населения.

Общая площадь нежилого фонда Челябинска, сдаваемого в аренду, составляет 84 493,63 кв.м, это 656 объектов нежилого фонда.

В 2013 году наблюдалось значительное уменьшение площадей (на 33%), находящихся в собственности муниципального образования и сдаваемых в аренду, по сравнению с 2012 годом.

Связано это с продолжающейся приватизацией объектов муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2009 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения …», расторжением договоров аренды в соответствии со ст. 36 ЖК РФ как общих помещений многоквартирных домов, передачей нежилых помещений в хозведение и безвозмездное пользование.

В соответствии с действующими Федеральными законами от 24.07.2008 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции" в отчетном году в своей деятельности Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска оказывал всестороннюю поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.

В связи с этим в 2013 году 25 арендаторам предоставлена муниципальная преференция в цели поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в форме заключения договоров аренды на нежилые помещения общей площадью 3 402,2 кв. м. без проведения конкурсов и аукционов (по согласованию с УФАС России по Челябинской области).

Продолжает пополняться перечень муниципального имущества .предназначенного для передачи во владение (или)пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого среднего предпринимательства. утвержденный решением Челябинской городской Думы от 26.05.2011 № 3/16. На 01.01.2014 года в данный перечень включено 57 объектов муниципальной собственности.

Поступления от аренды нежилых помещений остаются одним из существенных источников пополнения бюджета города Челябинска. В 2013 году от сдачи в аренду муниципального движимого и недвижимого имущества в бюджет города Челябинска перечислено 178 871,65 тыс. руб. Кроме того, в бюджет города в 2013 году поступило 4 806,7 тыс. руб. от ранее действующих договоров на размещение временных некапитальных стационарных объектов.

Базовая ставка арендной платы в 2013 году за пользование муниципальными нежилыми помещениями за один квадратный метр в год составила 240 рублей, без учета НДС, стоимость одного квадратного метра в год составляла 827 рублей.

В прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2013 год было включено 34 нежилых помещений (зданий) и 1 пакет акций. За 2013 год продано 77 объектов недвижимости, из которых 9 объектов проданы на аукционе и 68 - в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2009 г. № 159-ФЗ. В 2013 году от приватизации недвижимого имущества планировалось получить 175 485,1 тыс.руб. Фактически за 2013 год от продажи имущества поступило 210.1 млн. руб. На 2014 год запланировано поступление неналоговых доходов от продажи муниципального имущества 130.0 млн.руб.

Земля является одним из важнейших ресурсов города, поскольку именно она в наибольшей степени определяет инвестиционную привлекательность и имеет значительный потенциал в пополнении бюджета города.

Управление земель Комитета осуществляет деятельность по регулированию земельных отношений в границах муниципального образования «город Челябинск».

На 2014 год разработана новая отраслевая целевая программа «Управление земельными ресурсами и регулирование земельных отношений в городе Челябинске (2014-2014 годы)». Мероприятия программы обеспечат реализацию государственной земельной политики, задач, поставленных органами местного самоуправления в сфере экономики земель.

В 2013 году был принят Закон Челябинской области от 28 апреля 2013г. №121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области», в связи с чем 44 земельных участка, предназначенных для продажи на аукционе, были переданы для бесплатного предоставления в собственность граждан.

Из архитектуры в Комитет поступило 1473 заявки на подготовку договоров аренды земельных участков для размещения (установку) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска. Из них оформлено 1373 договора. За 2013 год проведено 7 аукционов по продаже земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства. Продано 55 участков общей площадью 5,8 га.

Проведено 3 аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для многоквартирного жилищного строительства. Продано 16 земельных участков общей площадью 30 га.

Проведен 1 аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Продан 1 земельный участок общей площадью 46,786 га.

Заключено 1592 договора аренды земельных участков для юридических и физических лиц и 2276 договоров купли-продажи.

Всего в бюджет города от распоряжения и управления земельными ресурсами и муниципальным имуществом поступило 1 661 831,57 тыс.руб.

В целом за 2013 год увеличение денежных поступлений от использования муниципального имущества по отношению к плановым показателям 2013 года составило 6,6%.

На рисунке 4 Изображены поступление денежных доходов в 2013 году.

На диаграмме мы видим, что в структуре поступлений денежных доходов от использования муниципального имущества наибольшую долю поступлений составляют аренда муниципального имущества: аренда земельных участков (63,2%) и нежилых помещений (11,9%), а также продажа земельных участков (12,1%). 

Рисунок 4 - Оступление денежных доходов в 2013 году

3.2 Рекомендации по совершенствованию управления муниципальной собственностью г. Челябинска


Основными направлениями для совершенствования управления собственностью из вышеизложенного, необходимо посчитать следующее. Для более удобного анализа заключим их в таблицу 5, в зависимости от сферы деятельности муниципального образования.

Таблица 5 - Основные направления для совершенствования управления собственностью г. Челябинска

Основные показатели

Управление муниципальным имуществом и земельными отношениями

Повышение эффективности управления и распоряжения имуществом муниципальной казны

Повысить контроль осуществления полномочий собственника в отношении имущества муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений

Развитие рынка аренды нежилых помещений

Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства

Приватизация (аукционы, конкурсы) муниципального имущества

повышение эффективности использования земли всех форм собственности

Строительство жилья

Обеспечение устойчивого градостроительного развития территории города Челябинска в соответствии с основными принципами законодательства о градостроительной деятельности

Обеспечение открытости и доступности информации об инвестиционной деятельности в городе и реализации Плана мероприятий по привлечению инвестиций в экономику города

Обеспечение рационального использования земельных ресурсов при размещении объектов жилищного, промышленного, коммунального и иного назначения на территории города

Обеспечение реализации намеченных предприятиями города приоритетных инвестиционных проектов с высокой степенью готовности и обеспечение ввода в эксплуатацию всех намеченных объектов производственного и социального назначения

Внедрение механизма привлечения частного капитала для решения социально- экономических проблем (механизм государственно-частного партнерства)

Обеспечение эффективности использования муниципального имущества, находящегося в собственности города

Жилищные условия

Улучшение жилищных условий граждан, которые состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма в порядке очередности

Обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны

Обеспечение реализации права граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма

Улучшение жилищных условий работников бюджетной сферы города Челябинска путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, жилых помещений жилфонда коммерческого использования, а также путем предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья

Улучшение жилищных условий молодых семей города Челябинска путем предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья

Организация работы по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу, в рамках областных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Разработка и реализация подпрограммы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Челябинске

Участие в разработке и реализации городской целевой программы по обеспечению доступной среды для маломобильных групп населения в городе Челябинске на 2014-2015 годы

 Разработка и реализация порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства на территории города Челябинска

жилищно-коммунальное хозяйство

Привлечение средств внебюджетных источников на развитие жилищно-коммунального комплекса

Развитие системы ресурсо- и энергосбережения в сфере ЖКХ

транспорт

Повышение качества транспортного обслуживания населения: 1) оптимизация и совершенствование маршрутной сети городского пассажирского транспорта для удобства использования жителями города, проведение регулярных обследований пассажиропотоков, анализа обращений граждан, обеспечение работы сайта для оперативного реагирования на замечания граждан; 2) обновление парка подвижного состава за счет приобретения новых единиц транспортных средств (в 2013 году планируется с использованием лизингового механизма приобрести 50 автобусов ЛиАЗ - 5256 городского типа); 3) повышение технико-эксплуатационных показателей: 4) усовершенствование работы комплекса путем продолжения внедрения современных технологий и реализации проектов по безналичной оплате проезда граждан.

культура

Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, а также для массового отдыха жителей города

Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города Челябинска

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Челябинска, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Челябинска

Организация предоставления дополнительного образования детей на территории Челябинского городского округа, а также организации отдыха детей в каникулярное время


По состоянию на 01.07.2013 г. в муниципальной казне города Челябинска было закреплено 13304 объектов (в том числе 12595 объектов недвижимого и движимого имущества и 709 объектов земельных участков) остаточной балансовой стоимостью 95263,9 млн.руб. Для увеличения доходов от эффективного использования муниципального имущества объекты муниципальной казны переданы по договорам пользования, в том числе нежилые помещения и здания - 1241,5 млн.руб.. движимое имущество - 294,4 млн.руб., сооружения, коммуникации объектов ЖКХ и имущественных комплексов - 3347,6 млн.руб., жилой фонд - 2574,1 млн.руб., иное имущество - 115,3 млн.руб., земельные участки - 87691 млн.руб.

При осуществлении показателей приведённых в табл. 6, необходимо осуществить:

- дальнейшее обеспечения полного и непрерывного пообъектного учета и движения имущества муниципальной казны;

формирование Реестра муниципальной казны в части движимого и недвижимого имущества, а также земельных участков, на которые получены свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок.

Прогноз остаточно-балансовой стоимости имущества, находящегося в муниципальной казне, млн. руб. (Таблица 6).

Таблица 6 - Прогноз остаточно-балансовой стоимости имущества


2014 год

2014 год

2114 год

I вариант

87034

94800

94500

II вариант

86000

94560

91500


В I полугодии 2013 года в реестр муниципальной собственности включено 3592 объекта. Основной прирост муниципального имущества осуществляется за счет инженерных сетей (462 объекта), реализации приоритетных национальных проектов: образование, здравоохранение (1281 объект), сооружения, дороги (927 объекта), земельные участки (563 объекта).

На 2013-2014 годы планируется при совершенствовании управления:

дальнейшее обеспечение полного и непрерывного пообъектного учета муниципального имущества;

дальнейшее формирование реестра специализированных жилых помещений;

- осуществление мероприятий по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» (заключение соглашений с гражданами о предоставлении жилых помещений в связи с признанием жилых домов непригодными для проживания, снос ветхо-аварийных жилых домов);

участие в процессе развития инфраструктуры города путем принятия в муниципальную стоимость бесхозных объектов дорожного хозяйства, городской инфраструктуры.

Основной задачей деятельности в направлении осуществления полномочий собственника в отношении имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений является повышение эффективности функционирования муниципальных унитарных предприятий и учреждений, наиболее эффективное и рациональное использование муниципального имущества, а так же увеличение доходов бюджета города.

Работа по оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий включает в себя сокращение числа убыточных предприятий, не выполняющих социально-значимые для города функции и имеющих неустойчивое финансовое положение, а также создание специализированных муниципальных предприятий. К концу 2014 года планируется сократить число муниципальных унитарных предприятий до 13.

Осуществление контроля за планированием финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выполнением плановых мероприятий, эффективным использованием имущества позволит сократить общие убытки предприятий.

Таблица 7 - Платежи из чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий, тыс.руб.


Утверждено решением о бюджете на 2013 год

Ожидаемые поступления в 2013 году

прогноз




2014 год

2015 год

2000

2057,5

1500

1500


Одно из приоритетных направлений деятельности - создание муниципальных автономных учреждений. Данный тип учреждений характеризуется большей финансово-хозяйственной и предпринимательской свободой, что дает значительные возможности для привлечения дополнительных денежных средств (банковские кредиты, счета в коммерческих банках, получение дивидендов, приобретение акций) для обновления оборудования, проведения своевременного ремонта помещений, повышения заработной платы сотрудников учреждений, а так же обеспечивает возможность повышения качества предоставляемых услуг, привлечения новых потребителей, оперативного реагирования на возникающие потребности населения.

Надо осуществить работу по реализации мероприятий, направленных на:

повышение эффективности системы управления муниципальными унитарными предприятиями;

развитие инфраструктуры города, обеспечиваемое путем проведения инвентаризации объектов благоустройства и дорожного хозяйства с целью обеспечения надлежащего обслуживания, содержания;

привлечение частных инвестиций в муниципальный сектор;

поддержку социально-значимых для города предприятий, общественных организаций инвалидов, субъектов малого и среднего предпринимательства, бюджетных учреждений всех уровней.

Базовыми документами в системе распоряжения муниципальным имуществом в 2013 году являются Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Челябинск", постановление Администрации города от 22.02.2013 г. № 37-п «Об установлении размеров арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности города Челябинска, на 2013 год», решение Челябинской городской Думы четвертого созыва от 22.03.2013 г. № 23/4 «Об утверждении Положения о передаче в аренду муниципального движимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования «город Челябинск».

Одним из направлений деятельности в системе управления муниципальным имуществом является всесторонняя поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. На рисунке 5 мы можем увидеть рост количества субьектов малого предпринимательства при совершенствовании управления собственностью.

В связи с этим утвержден перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На 01.07.2013 г. в него включены 57 объектов муниципальной собственности.

Одним из основных показателей социально-экономического развития является пополнение доходной части бюджета города от аренды и продажи земельных участков.

Рисунок 5 - Субьекты малого предпринимательства

Земля является одним из важнейших ресурсов города, поскольку именно она в наибольшей степени определяет инвестиционную привлекательность и имеет значительный потенциал в пополнении бюджета города.

На 1 июля 2013 года было заключено 722 договора аренды земли, общей площадью 265,15 га. От арендной платы поступило в городской бюджет 434,6 млн.руб., что составляет 60,4% годового планового задания.

А так же было заключено 1236 договоров купли-продажи, общей площадью 429,2 га. От продажи земельных участков поступило в городской бюджет 123,9 млн.руб., что составляет 55,8% годового планового задания.

В настоящее время ведется разработка новой отраслевой целевой программы «Управление земельными ресурсами и регулирование земельных отношений в городе Челябинске (2014-2015 годы)». Мероприятия программы обеспечат реализацию государственной земельной политики, задач, поставленных органами местного самоуправления в сфере экономики земель, а также эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами на территории города и будут ориентированы на рост совокупных поступлений в бюджет города, получаемых от платежей за землю.

Необходимо считать основными направлениями деятельности на 2014-2014 годы для успешной реализации упраления:

предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной (до разграничения собственности на землю) и муниципальной собственности;

заключение договоров купли-продажи земельных участков в соответствии с утвержденным порядком;

разграничение государственной собственности на землю;

в установленном законодательством порядке на основании распоряжения Главы Администрации города предоставление земельных участков в постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование;

проведение геодезических и картографических работ по формированию земельных участков;

- контроль за управлением и распоряжением земельными участками в границах города Челябинска, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности.

С целью координации работы по обеспечению и своевременности поступления налогов и сборов в бюджет города была создана рабочая группа распоряжением Администрации города от 12.05.2011 г. № 1684.

В 2012-2013 годах рабочей группой проводилась постоянная работа по взысканию с задолжников средств по уплате земельного налога в бюджет города. В результате работы комиссии бюджет города был пополнен на 258,5 млн.руб., а за I полугодие 2013 года - на 92,6 млн.руб.

Кроме этого, из кадастрового плана территории города (более ста тысяч земельных участков) была проведена выборка только налогооблагаемых земельных участков. Сформированный реестр налогооблагаемых земельных участков позволил произвести выборку этих участков из материалов новой государственной кадастровой оценки земель Челябинской области. Информация, полученная по результатам новой государственной кадастровой оценки земель города, позволила:

- рассчитать изменения налоговой нагрузки в целом по группам разрешенного использования земель, по сравнению с предыдущей оценкой;

произвести расчет экономически обоснованных ставок земельного налога;

рассчитать размер возможного поступления в бюджет города земельного налога на предстоящий налоговый период.

В прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2013 год были включены 29 нежилых помещений (зданий) и 1 пакет акций. По состоянию на 01.07.2013 г. продано 47 нежилых помещения (в том числе нежилые помещения, включенные в прогнозные планы прошлых лет), из которых 3 помещения проданы на аукционе и 44 - в порядке, предусмотренном федеральным законом от 22.07.2009 г. № 159-ФЗ. В 2013 году от приватизации недвижимого имущества предполагается получить 145,9 млн.руб., от продажи акций открытых акционерных обществ - 3,5 млн.руб. Фактически на 01.07.2013 г. от приватизации нежилых помещений поступило 78,5 млн.руб., что составляет 53,8% выполнения планового задания, от продажи акций - 0,5 млн.руб., что составляет 14,3%.

По состоянию на 01.07.2013 г. было проведено:

- 3 аукциона по продаже земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства. Продано 33 участка общей площадью 3,7 га.

1 аукцион по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для многоэтажного жилищного строительства. Продано 7 земельных участков общей площадью 19,6 га.

За II полугодие 2013 года запланировано реализовать с торгов около 50 земельных участков под жилищное строительство, общей площадью 76,7 га.

Необходимо поставить основными задачами муниципальной политики в сфере приватизации муниципального имущества в 2014-2015 годах:

приватизация муниципального имущества, не задействованного в обеспечении муниципальных функций (полномочий) города;

формирование доходов городского бюджета.

Необходимо осуществить работу по реализации мероприятий, направленных на:

повышение эффективности системы управления муниципальными унитарными предприятиями;

развитие инфраструктуры города, обеспечиваемое путем проведения инвентаризации объектов благоустройства и дорожного хозяйства с целью обеспечения надлежащего обслуживания, содержания;

привлечение частных инвестиций в муниципальный сектор;

поддержку социально-значимых для города предприятий, общественных организаций инвалидов, субъектов малого и среднего предпринимательства, бюджетных учреждений всех уровней.

Одним из направлений деятельности в системе управления муниципальным имуществом является всесторонняя поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заключение


В заключении курсовой работы можно сделать выводы:

Муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления. Важным моментом является то, что посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат, а в конечном счете - на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество. Органы местного самоуправления, определяя порядок управления муниципальной собственностью, должны ставить своей основной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах (трудовых, материальных, финансовых). Как показывает российская практика не все муниципалитеты эффективно используют муниципальную собственность. На сегодняшний день, одной из важнейших задач, стоящих перед муниципалитетом, является вопрос построения системы управления, наиболее приемлемой и эффективной для муниципального образования, где любое управленческое решение должно быть направлено на развитие территории.

Основные задачи в части управления муниципальным имуществом предусматривают:

-продолжение работы по дальнейшему разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации и органами местного самоуправления в свете требований Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

-увеличение доходов бюджета города Челябинска от использования муниципального имущества г. Челябинска;

создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в г. Челябинска;

привлечение инвестиций в объекты муниципального имущества, путем проведения конкурсов на право заключения инвестиционных договоров на муниципальные объекты недвижимости;

сохранность и контроль за использованием муниципального имущества путем продолжения работы по государственной регистрации муниципального имущества, проведения инвентаризаций муниципального имущества;

повышение эффективности использования муниципального имущества.

Основные задачи в части управления земельными ресурсами предусматривают:

создание оптимальных условий для граждан по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки путем организации совместно с федеральными, государственными структурами, структурными подразделениями администрации г. Челябинска;

-повышение роста земельных платежей: арендной платы за земельные участки, земельного налога, поступлений от продажи земельных участков;

развитие интегрированной муниципальной системы по учету недвижимости (ИМИС);

усиление роли муниципального земельного контроля в области использования земельных участков;

дальнейшее формирование собственности г. Челябинска на земельные участки.

Основной экономический эффект от предлагаемого состоит в максимально выгодной схеме реконструкции ветхих объектов недвижимости - получение максимального дохода в бюджет. Важным является вопрос о соотношении доходов при сдаче в аренду земли или места под парковку.

Этот подход к управлению недвижимостью позволит обеспечить долгосрочные поступления в бюджет, т. к. является важнейшим рычагом регулирования экономики. Необходимо считать основными направлениями деятельности на 2014-2015 годы для успешной реализации упраления:

- предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной (до разграничения собственности на землю) и муниципальной собственности;

заключение договоров купли-продажи земельных участков в соответствии с утвержденным порядком;

разграничение государственной собственности на землю;

в установленном законодательством порядке на основании распоряжения Главы Администрации города предоставление земельных участков в постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование;

проведение геодезических и картографических работ по формированию земельных участков;

контроль за управлением и распоряжением земельными участками в границах города Челябинска, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности.

Социально-экономическое развитие г. Челябинска в 2013 году соответствовало целям, задачам и направлениям, обозначенным в Стратегии развития города Челябинска до 2020 года и Прогнозе социально-экономического развития города Челябинска на 2013 год.

Деятельность Администрации города в отчетный период была направлена на обеспечение устойчивой работы городского хозяйства, стабильного предоставления жилищно-коммунальных услуг, на создание условий для обеспечения потребностей населения в образовательных, медицинских и других услугах, на организацию адресной социальной помощи отдельным категориям граждан, а также на реализацию творческого потенциала населения и приобщения к культурному наследию.

В 2013 году продолжалось восстановление экономической активности, несмотря на неблагоприятное состояние внешней экономической среды.

Динамично развиваются сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. В 2013 году предприятиям пищевой промышленности города за счет начатой модернизации оборудования и расширения номенклатуры выпускаемой продукции, а также внедрения новых современных технологий удалось поддержать объемы производства. Проводились:

модернизация и обновление оборудования в цехе мороженого в ОАО «Челябинский городской молочный комбинат»;

реконструкция цеха № 1 (экспедиция) в ОАО «Первый хлебокомбинат»;

приобретение оборудования для обслуживания производственных процессов в ОАО «Хлебпром»;

модернизация линии розлива газированной воды в ОАО ЦПИ «Ариант»;

модернизация купажного отделения и расширение складских помещений в ООО ПК «Ниагара».

В целях насыщения рынка города сельскохозяйственной продукцией, поддержки сельхозпроизводителей были организованы и постоянно проводились субботние агроярмарки в районах города без оплаты за торговое место для сельских товаропроизводителей.

Потенциал Челябинска высок, но без внешних инвестиций не обойтись, поэтому в Администрации города постоянно ведется работа по созданию благоприятного инвестиционного климата. С этой целью Администрацией города создана рабочая группа по привлечению инвестиций в экономику города Челябинска, утвержден План мероприятий по привлечению инвестиций в экономику города Челябинска на 2013-2014 годы.

В 2013 году Администрацией города Челябинска проводилась работа по регулированию тарифов на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями города. С этой целью были разработаны и утверждены Челябинской городской Думой:

Положение о тарифном регулировании в городе Челябинске;

Положение о порядке разработки, утверждения, контроля реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры в городе Челябинске;

Порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг;

Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание муниципальных услуг муниципальными автономными учреждениями города Челябинска.

В 2013 году было организовано и проведено 10 открытых конкурса в отношении 101 многоквартирных домов, в том числе в отношении 32 домов-новостроек. В муниципальной казне города Челябинска по состоянию на 01.01.2014 учитывается 12359 объектов движимого и недвижимого имущества общей остаточной стоимостью 7,7 млрд.руб. и 791 земельный участок общей стоимостью 90 млрд.руб. Для увеличения доходов от эффективного использования муниципального имущества, объекты муниципальной казны переданы по договорам пользования, остаточной балансовой стоимость которых:

· недвижимого имущества - 1,1 млрд.руб.;

· движимого имущества - 0,3 млрд.руб.;

· сооружений, коммуникаций объектов ЖКХ, имущественных комплексов - 3,7 млрд.руб.;

· земельных участков - 90 млрд.руб., жилого фонда - 2,4 млрд.руб.

За 2013 год в казну муниципального образования передано 6071 объект движимого и недвижимого имущества, остаточной балансовой стоимостью 4,6 млрд.руб. Основным источником поступления муниципального имущества в казну города Челябинска являются принятое бесхозяйное имущество (дороги, сооружения, коммуникации и объекты ЖКХ) и земельные участки, принятые в муниципальную собственность, на которые получены Свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок.

В 2013 году в Реестр муниципальной собственности принято 4737 объекта.

В муниципальную собственность были приобретены следующие социально значимые объекты:

земельный участок и два расположенных на нем здания в поселке Чурилово, с целью создания лечебного учреждения для оказания медицинской помощи населению;

нежилое здание для размещения городского многофункционального центра;

спортивное сооружение - стадион для занятий массовой физической культурой и спортом различных возрастных групп населения;

коммунальная вакуумно-уборочная техника, предназначенная для всесезонной уборки дорог, дворовых территорий, парков.

В муниципальную собственность принято 2723 бесхозяйных объекта, в том числе сети водоснабжения и водоотведения, теплотрассы, дороги, воздушные кабельные линии и сети наружного освещения, газопроводы, объекты озеленения.

План поступления денежных средств от реализации муниципального недвижимого имущества перевыполнен, т.к. в 2013 году было произведено досрочное погашение рассроченных платежей по 11 договорам купли-продажи нежилых помещений, проданных в соответствии с федеральным законом от 22.07.2009 № 159-ФЗ, согласно которому покупателям предоставлялась рассрочка платежа сроком до 5 лет.

На 2013-2014 годы планируется при совершенствовании управления:

дальнейшее обеспечение полного и непрерывного пообъектного учета муниципального имущества;

дальнейшее формирование реестра специализированных жилых помещений;

осуществление мероприятий по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» (заключение соглашений с гражданами о предоставлении жилых помещений в связи с признанием жилых домов непригодными для проживания, снос ветхо-аварийных жилых домов);

участие в процессе развития инфраструктуры города путем принятия в муниципальную стоимость бесхозных объектов дорожного хозяйства, городской инфраструктуры.

Одно из приоритетных направлений деятельности - создание муниципальных автономных учреждений.

Библиографический список


Нормативно-правовые акты:

.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 13 мая 2009 г) // Российская газета. 1994.8 декабря; Российская газета. 2009.16 мая.

2.      Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001г. - № 44. Ст.

.        Конституция Российской федерации: принята общероссийским референдумом от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. от 25 декабря. С.3-6.

.        О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002г. № 48. Ст.4746.

5.   О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон РФ от 21 декабря 2001 годаN 178-ФЗ (в ред. от 27.07.2007 N 155-ФЗ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.consultant.ru

6.      О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: Закон РФ от 4 июля 1991 № 1541-1 (в ред. от 29.12.2004 № 189-ФЗ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.consultant.ru

.        Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 12.10.2006 № 129-ФЗ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.consultant.ru

.        Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 188-ФЗ (в ред. от 18.10.2008 N 230-ФЗ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.consultant.ru

9.   Об оценочной деятельности в РФ: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 135-ФЗ с учетом 143-ФЗ

Специальная литература:

10. Аноприенко А.В. Методы и механизмы повышения эффективности управления муниципальной собственностью. - СПб.: Питер, 2012. - 397 с.

11.    Атаманчук И.Г. Критерии социальной эффективности управления Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России. - Ростов-на-Дону, 2009. - 288 с.

.        Васильев А.А. Муниципальное управление. - М.: БЕК, 2011. - 329 с.

.        Вифлеемский А. Переход бюджетного учреждения в автономное // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. - №1. - С. 33-38.

.        Вобленко С.В. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью и муниципальными финансами как необходимое условие улучшения социально-экономического положения муниципального образования . - М., 2011. - 478 с.

.        Волик Б.Г. Экономическая эффективность управляющих систем // Автоматика и телемеханика. - 2011. - №4. - С. 12-16.

.        Григорьев В.В. Управление муниципальной недвижимостью - М.: Дело, 2012. - 386 с.

.        Гровер Р. Управление недвижимостью. - М.: БЕК, 2014. - 332 с.

.        Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М.: Юристъ, 2012. - 609 с.

.        Кошкин Л.И. Управление недвижимым имуществом организации: эффективность и результативность // Управление собственностью. - 2010. - №4. - С. 32-26.

.        Лапин Н. Модернизация ценностей России // Социс. - 2011. - № 5. - С. 33-38.

.        Леви А.В. Эффективное управление муниципальной собственностью. - М., 2009. - 239 с.

.        Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. - М.: ОМЕГА-Л, 2013. - 309 с.

.        Маленко Е. Инвестиционная привлекательность и ее повышение // Корпоративный менеджмент. - 2012. - №6. - С. 11-17.

.        Мельников С.Б. Муниципальный менеджмент. - М.: АСА, 2013. - 339 с.

.        Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. - М.: Экономика, 2011. - 110 с.

.        Мулагаева З.З. Способы эффективного управления муниципальной собственностью // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - №9. - С. 32-39.

.        Муниципальная собственность // Официальный сайт Администрации города Челябинска.

28.    Муниципальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономический портал <http://institutiones.com/>.

.        Налесная Я.А. Методы оценки эффективности и инструменты управления муниципальной собственностью // Местное самоуправление. - 2011. - №4. - С. 12-15.

.        Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. М.: Дело. 2012. - 451 с.

.        Перетокина Н.Н. Финансово-экономические основы местного самоуправления . - М., 2012. - С. 14-22.

.        Подберезняк И. Формирование муниципальной собственности через призму реформы местного самоуправления: взгляд со стороны инвестора // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - №10. - С. 54-55.

.        Чекалин В.С. Экономика городского хозяйства. - СПб.: СПбГИЭА, 2012. - 211 с.

Приложение 1

Таблица 1 - Состав базовых задач системы муниципального управления

Базовые задачи системы муниципального управления

1. Стратегическое планирование

разработка муниципальных политик в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработка программ и проектов, прогнозирование и сценирование социально-экономического развития. Необходимы как средства согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития. Они призваны переводить конфликты и проблемы в цели и задачи деятельности органов управления.

2. Формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления.

Работа с Уставом муниципального образования и создание условий для усиления регулирующей роли органов муниципального управления. Сбалансированное решение задач местного самоуправления требует установления четких правил деятельности со всеми местными ресурсами, вне зависимости от форм собственности. Развитая муниципальная нормативно-правовая база - важнейшее средство в освоении предметов ведения местного самоуправления.

3. Формирование базы социально-технических нормативов.

Определение социальных норм, по которым муниципальное образование предоставляет различные услуги населению за счет своего бюджета. Эта задача очень хорошо понимается управленцами из производственной сферы, поскольку ни один производственный процесс нельзя построить без описания составляющих его процедур и операций, а также определения стоимости каждой из них.

4. Анализ внешней и внутренней ситуации, как условие гибкого реагирования структуры муниципального управления на изменения.

Аналитическая работа. Если муниципальное образование не способно обеспечить аналитическое сопровождение своей деятельности, оно вынуждено заимствовать цели и задачи на вышестоящих уровнях управления, у других муниципальных образований. На практике это означает, что деятельность структур муниципального управления будет слабо ориентировано на собственную социально-экономическую ситуацию.

5. Планирование работы как условие согласования действий подразделений Администрации по используемым ресурсам и во времени.

Позволяет установить характеристики результативности работы. Этому способствуют унифицированные требования к разработке планов работы. Планы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций и т.д.

6. Контроль за исполнением нормативно-правовых актов и нормативных предписаний внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере.

Контроль в рамках системы делопроизводства, контроль за качеством управленческой работы, контроль за хозяйственной деятельностью, контроль за распределением и использованием финансовых ресурсов, нормативный контроль, технический контроль.

7. Управление персоналом, как условие мотивации муниципальных служащих и развития их компетентности.

Оценка и развитие профессиональных навыков; расширение компетенций; формирование объективной системы требований к продвижению по службе на основе публичных и прозрачных процедур и только в соответствии с компетенцией; разработка системы мотивации муниципальных служащих, включая поддержание необходимого уровня информированности; аттестация служащих.

8. Регламентация собственной деятельности и деятельности в подведомственной сфере, как условие для обеспечения нормального функционирования всей структуры муниципального управления.

Описание основных функциональных связей в терминах процедур и операций. Организация документопотоков, распределение обязанностей, ответственности и прав.

9. Система муниципального заказа, как обеспечение публичности в распоряжении средствами бюджета, минимизации расходов и создания конкурентной среды.

Первое условие исполнения расходной части бюджета является публичность. Если руководство муниципального образования считает необходимым привлекать к исполнению своих задач предприятия различных форм собственности для создания в городе и районе конкурентной среды и повышения качества услуг при одновременном уменьшении их стоимости, снижение накладных расходов, связанных с деятельностью муниципальных учреждений и предприятий, то для достижения этой цели существует одно средство - муниципальный заказ.

10. Публичность деятельности, как условие вовлечения муниципальных сообществ в решение муниципальных задач и расширения участия граждан

Принцип публичности деятельности органов местного самоуправления - эффективное средство установления отношений доверия между властью и населением. Информированность населения о намерениях власти повышает коэффициент реализации программ и проектов вдвое.



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!