Оценка профессиональной предрасположенности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    108,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка профессиональной предрасположенности















РЕФЕРАТ

Тема:

Оценка профессиональной предрасположенности










Саратов 2014

Содержание

Введение

. Выбор профессии

. Факторы выбора профессии и их классификация

. Типы профессий (по Е.А. Климову)

. Классификация профессий общая схема описания профессии

. Профессиология и профессиография

. Определение профессиональной предрасположенности и пригодности претендента

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Необходимость профориентационной деятельности как никогда актуальна в сложившихся экономических условиях. Высокая стоимость внебюджетного обучения заставляет задуматься о целесообразности ресурсовложений в то или иное образование. Выбор специальности, которой человек собирается посвятить свою жизнь, должен проводиться грамотно и осознано.

При выборе будущей профессии необходимо разобраться в своих способностях, предпочтениях и интересах, собрать как можно больше информации о различных специальностях и требованиях, предъявляемых к их представителям. После сбора необходимых данных можно будет провести оценку соответствия качеств человека выбранной профессии.

Но зачастую самостоятельно справиться с этой задачей человек не может. В этом случае необходимо прибегать к помощи психологов. Но консультации специалистов по профориентации не всегда доступны. Данную проблему можно решить при использовании экспертных систем.

Экспертная система - это интеллектуальная компьютерная программа, в которой используются знания и процедуры логического вывода для решения достаточно трудных задач и требующая для своего решения значительного объема экспертных знаний человека. Данные системы позволяют получать решения задач с нечеткой постановкой благодаря обращению к специальным базам знаний, в которых содержатся сведения той области, к которой принадлежит решаемая задача. Базы знаний составляются на основе знаний специалистов. Таким образом, при работе с экспертными системами необходимость обращения к экспертам возникает лишь в том случае, когда нужно модифицировать базу знаний, а в обычных условиях человек может получить ответ на интересующий его вопрос, не прибегая к помощи специалиста.

.       
Выбор профессии

Выбор профессии - это решение целого ряда жизненных и профессионально важных проблем:

. Прежде всего, необходимо ориентироваться в классах или типах профессий.

. Понимать систему требований, которые предъявляет та или иная профессия к профессионально-важным качествам и свойствам личности претендента.

. Проявлять устойчивый интерес и иметь необходимые психологические характеристики, удовлетворяющие требованиям конкретной профессии.

. Удостовериться в своей профессиональной предрасположенности, пригодности к выполнению действий, операций по избранной профессии.

. Пройти соответствующую подготовку по выработке необходимых знаний, умений и навыков выполнения профессиональных обязанностей.

Как показывает опыт профконсультационной работы, учащиеся, не выбравшие профессию, часто обращаются к психологу с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста-психолога.

Одно дело, когда профессию выбирает сам претендент, другое, дело когда выбор профессии осуществляется в тесном контакте с профессиональным психологом. Профориентация под руководством опытного психолога, во-первых, упорядочивает этот процесс, во-вторых, значительно ускоряет его, в третьих, уменьшается вероятность раннего разочарования в избранной профессии.

Ситуация выбора профессии - одно из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека, определяемое индивидуальной иерархией факторов выбора профессии для каждого конкретного человека.

.        Факторы выбора профессии и их классификация

Факторы выбора профессии - особые группы условий, влияющих на выбор профессии: субъективные (интересы, способности, темперамент, характер), объективные (уровень подготовки, состояние здоровья, информированность о мире профессий), социальные (окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей).

Однако не только низкая культура психологических знаний, но и слабое знакомство учащихся и их родителей с миром современных профессий затрудняет выбор жизненного пути. По данным разных исследователей, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.

Ознакомление с классификацией профессий.

В мире огромное количество профессий. По современным данным, их число превышает пятьдесят тысяч, и это число продолжает расти. Как же ориентироваться в этом сложном и многообразном мире профессий? Надежным ориентиром служит классификация профессий.

В настоящее время наиболее известной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Евгением Александровичем Климовым (известным российским психологом, доктором психологических наук, специалистом в области психологии труда). В основу классификации положены следующие критерии (предмет труда, его цели): средства и условия.

По предмету труда (по А.Н. Леонтьеву) все профессии подразделяются на:

· биономические (природа - “живая” природа или биологические объекты);

· техномические (техника - машины, механизмы, материалы, различные виды энергии;

· сигномические (знаки - различные информационные системы, цифры, формулы, тексты;

· артономические (художественные образы);

· социономические (взаимодействие людей).

В соответствии с указанными объектами труда Е.А. Климов выделяет пять сфер (типов) профессиональной деятельности человека (рис. 1)

Рис. 1. Классификация профессий по Е.А. Климову

Типы профессий (по Е.А. Климову):

. “Человек - Природа” (Ч - П);

. “Человек - Техника” (Ч - Т);

. “Человек - Человек” (Ч - Ч);

. “Человек - Знак” (Ч - З);

. “Человек - Художественный образ” (Ч - Х).

В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по целям (второй ярус):

гностические профессии (Г);

преобразующие (П);

изыскательные (И).

Целью труда определяются профессиональные задачи:

для гностических профессий это задачи распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить;

для преобразующих - обработать, упорядочить, организовать, воздействовать;

для изыскательных - изобрести, придумать, найти новый вариант.

По признаку основных орудий в рамках каждого класса выделяют четыре отдела (третий ярус):

профессии ручного труда (Р);

профессии машинного труда (машины с ручным управлением используются для обработки, перемещения, преобразования предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении являются водитель, машинист и т.д.) (М);

профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А) (операторы машин с числовым программным управлением и т.д.);

профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).

По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы (четвертый ярус в приведенной схеме):

работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, “комнатным” (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;

работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор ГИБДД;

работа в необычных условиях (на высоте, под землей, под водой, при повышенных и пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный);

работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей - взрослых или детей, большие материальные ценности (М): воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь.

Формула "вот этой" профессии в простейшем варианте может состоять из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно:

) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий (здесь очень важно не путать порядок позиций).

Теперь мы знаем, как классифицируются профессии, и попробуем рассмотреть на примере: если вам хотелось бы помочь подобрать кому-то профессию, предполагающую работу:

Во-первых, с символическими объектами (З);

Во-вторых, связанную с преобразованием знаков, символов (П);

В-третьих, с использованием автоматической техники (А);

В-четвертых, условия труда вам хотелось бы видеть приближающимися к бытовым (Б).

Тогда формула профессии будет такой - ЗПАБ.

З- знак, символический объект;

П - класс преобразующих профессий;

А - с применением автоматизированных и автоматических систем;

Б - работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому.

3.      Типы профессий (по Е.А. Климову)

Каждый тип профессии предъявляет определенные психологические требования к тем или иным способностям и качествам человека.

Профессии типа “Человек - Природа” - это профессии, труд в которых направлен на растительные и животные организмы, микроорганизмы и условия их существования. При выборе профессий данного типа необходимо учесть, что обычно живая природа выступает для человека с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом. Но стремление к отдыху еще не есть стремление работать в данной профессиональной сфере.

Профессиональная сфера “Человек - Природа” включает в себя такие виды труда, как рабочий-лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, садовод, плодоовощевод, виноградарь, цветовод-декоратор, шелковод, табаковод, чаевод, животновод с различными специализациями, пчеловод, рыбовод, биолог, биохимик, генетик и др.

Биологические объекты сложны, изменчивы, нестандартны, имеют большую вариативность относительно различий внутри одного класса и вида. Такая изменчивость живой природы осуществляется по собственным внутренним законам. Молодой человек, выбирающий профессию в этой сфере, должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность.

Психологические требования профессий типа “Человек - Природа”: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.

Профессии типа “Человек - Техника”. Специалисты данного типа профессий работают с неживыми, техническими объектами труда. К техническим профессиям относятся профессии, связанные:

) с добычей, обработкой грунтов и горных пород (например, проходчик, шахтер, бурильщик, бульдозерист);

) с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий и полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик);

) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

) с эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

) с ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Одно и то же техническое устройство может быть предметом труда для разных специалистов.

Человек, выбравший техническую профессию, должен интересоваться техникой и любить ее, иметь стремление к ручному труду, точности и измерительным действиям.

Психологические требования профессий типа “Человек - Техника”: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

Профессии типа “Человек - Человек” - это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной области позволяют ориентироваться такие школьные предметы, как история, литература, граждановедение и другие предметы общественного цикла.

Предметом интереса являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.

Большинство профессий этого типа связано: 1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); 2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); 3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); 4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор); 5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности (директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор) связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа “Человек - Человек”.

Психологические требования профессий типа “Человек - Человек”: стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Профессии типа “Человек - Знак”. Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и проч.

Большинство профессий связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть: 1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); 2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик); 3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); 4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий типа “Человек - Знак”: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

Профессии типа “Человек - Художественный образ”. Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей профессий этого типа. Большинство профессий этого типа связано: 1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); 2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); 3) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник). Это могут быть также профессии декоративного и прикладного искусства (декоратор, дизайнер), настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др. Следует особо отметить, что для достижения успеха в данной профессиональной сфере необходима природная одаренность: без хорошего, сильного голоса от природы не может быть певца, без определенных физических данных - балерины.

Психологические требования профессий типа “Человек - Художественный образ”: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

.       
Классификация профессий общая схема описания профессии

профессия выбор пригодность предрасположенность

Классификация профессий может быть и иной (табл. 5).

Таблица 5

Классификация профессий


Выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.

Для эффективного профессионального самоопределения необходимы следующие способности:

адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии;

изучать мир профессий, опираясь на неслучайные факторы, формировать адекватное представление о нем;

выделять главное для себя при выборе профессии, т.е. формировать индивидуальную иерархию факторов, максимально адекватно оценивать ситуацию выбора профессии.

Традиционно общая схема описания профессии подразумевает четыре аспекта:

социально-экономический (краткая история профессии, ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);

производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);

психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).

Практически при отнесении профессий к тем или иным типам можно учитывать наиболее специфические признаки профессиональной деятельности или компетентности профессионала, его основные (а не вспомогательные или подготовительные) функции втруде или функции, требующие наиболее длительного и изощренного специального образования (включая самообразование).

При внимательном анализе становится очевидным, что каждая профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере. Так, дирижер хора или оркестра - это и собственно музыкант, и организатор группы; ему приходится погружаться и в тонкости знакового отображения музыки (иной раз и "расписывать" партии для исполнителей, адаптировать нотную партитуру музыкального произведения к возможностям "вот этого" коллектива или создавать партитуру, если ее нет, и пр.).

Так что, группируя такие сложные многопризнаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков.

.       
Профессиология и профессиография

Требования, которые предъявляет та или иная профессия к профессионально-важным качествам и свойствам личности претендента.

В настоящее время все большее внимание уделяется синтетической науке профессиологии, задача которой - всестороннее изучение профессий, и ее отрасли - профессиографии, часть которой составляет психологическая профессиография.

Профессиография - это описание профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку.

Результатом профессиографии являются профессиограммы - описания и обоснования системы требований, предъявляемых определенной специальностью, профессией или их группой к человеку. Часть профессиограммы составляет психологическая профессиограмма, а ее часть - психограмма- краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, как перечень необходимых профессиональных способностей.

При разработке профессиограммы конкретной профессии (специальности) как источника информации для построения системы ориентации молодежи и последующего построения профессионального психологического отбора и профессионального обучения специалистов необходимо учитывать следующие данные:

целевое назначение профессиограммы;

место данной профессии (специальности) в общей системе отраслей народного хозяйства, учебных заведений;

типичные функциональные обязанности и задачи, выполняемые специалистом в обычных и экстремальных условиях;

привлекательные стороны работы, наличие элементов творчества, характер трудностей выполнения поставленных задач;

тенденции и перспективы развития выбираемой профессии (специальности);

краткую характеристику способов, приемов и средств, на которых работают специалисты данной области, специфические условия работы, условия обитаемости на рабочих местах, распределение рабочего времени, гигиенические и социальные условия деятельности;

характеристику типичных ошибок в работе в зависимости от информационной нагрузки, чрезмерного объема или скорости поступления информации, монотонности в работе, шумов, степени осознанности, функционального состояния специалиста (при нормальном состоянии организма, в результате утомления, эмоциональных влияний), пробелов в образовании;

характеристику рабочих мест и сигнальных устройств;

анализаторы, находящиеся под преимущественной нагрузкой и имеющие важность для обеспечения работы; пороги ощущения (абсолютный, дифференциальный и оперативный в анализаторах, ведущих для данной офицерской профессии);

характеристику динамики включения в работу различных анализаторов, их взаимодействия, степень напряжения в различные периоды работы, необходимую лабильность анализаторов.

Профессиограмма завершается формулировкой системы требований, предъявляемых к личности данной профессией. При этом учитываются:

психологические характеристики преимущественных способов переработки информации и принятия решения (широта ассоциаций, быстрота мыслительных операций, продуктивность мышления, его гибкость и критичность);

волевые качества и черты характера (смелость, решительность, настойчивость, самообладание, находчивость, уверенность в своих силах и т.п.);

социально-психологическая характеристика данной профессии (в том числе особенности трудовых коллективов, межличностные отношения);

наличие и частота ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность и требующих значительных усилий, большой ответственности, эффективной работы в условиях риска, опасности;

противопоказания к овладению данной профессией (специальностью);

специфика требований, предъявляемых к способностям, знаниям, навыкам и умениям специалиста (общетеоретическим, прикладным, специальным);

связь общих и специальных знаний, навыков и умений с предметами общеобразовательного цикла и трудовым обучением в школе;

объем знаний, навыков и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности по данной специальности;

основные пути получения данной профессии (специальности) с указанием условий и сроков обучения в вузе;

формы и методы совершенствования профессиональной подготовки и овладения профессиональным мастерством; перспективы продвижения по службе.

Профессиограммы могут составляться с целью:

) обоснования учебных программ, обеспечивающих необходимую подготовку кадров;

) учета и оздоровления гигиенических условий труда;

) обоснования профессиональной ориентации, профессиональной консультации и профессионального отбора.

Опираясь на ряд наук, профессиограмма в каждой своей отрасли должна пользоваться системой понятий соответствующей науки:

техники - при описании технологического аспекта профессии,

экономики - экономического значения,

социологии - социологического,

педагогики - подготовки специалистов,

медицины - гигиенических условий и медицинских противопоказаний.

Психологический аспект профессиограммы должен быть выдержан в системе психологических понятий.

Одним из видов профессиограммы является диагностическая профессиограмма.

Диагностическая профессиограмма - характеристика деятельности, призванная обеспечить подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров. Диагностическая профессиограмма чаще всего составляется в тех случаях, когда не ясны причины низкой производительности труда, травматизма, аварийности, конфликтности в коллективе, текучести кадров и др. Этот тип профессиограммы является ориентировочным, поисковым. Первоочередной целью психолога в данном случае является диагностика причин, обусловливающих наличие данных факторов.

Таким образом, профессиограмма- это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт, и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма включает два основных компонента: трудограмму (характеристики объективных сторон данной профессии) и психограмму (требования, которые данная профессия предъявляет к личности специалиста). Также в профессиограмме целесообразно указывать возможные пути профессионального обучения и переобучения, пути приобретения психологических качеств, необходимых для данной профессии, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии.

Психограмма - как уже было отмечено, это описание человека труда в профессии; выделение и описание психологических качеств человека, необходимых для эффективного выполнения данной трудовой деятельности, общения и профессионального роста.

Она является характеристикой мотивационной и операциональной сферы специалиста. Психограмма является психологическим портретом профессии, представленным группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией, а именно: мотивационной и операциональной сферы специалиста.

Психограмма позволяет:

выделить свойства личности, которые обеспечивают реализацию каждого профессионального действия, и определить степень важности различных психических функций для достижения конечного эффекта трудового процесса;

определить один или несколько интегральных показателей, характеризующих способности человека по выполнению наиболее ответственных сторон профессиональной деятельности.

В состав психологических качеств специалиста, отражаемых в психограмме, входят описание трудового поведения (особенности трудовой деятельности и условий труда, психологический анализ ошибочных действий), требований к особенностям психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.), описание типичных психологических состояний в труде (прежде всего утомления), специфика которых определяется спецификой профессиональной деятельности, и требования, предъявляемые к его личности (к ним относятся нравственные качества личности, особенности характера, индивидуального опыта), а также индивидные свойства, такие, как возраст, пол, темперамент.

.       
Определение профессиональной предрасположенности и пригодности претендента на ту или иную специальность

По мнению К.К. Платонова, профессиональная ориентация является одной из составных частей целостного процесса, названного им трудовой экспертизой.

Трудовая экспертиза- это определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии.

Пригодность к тому или иному виду труда (профпригодность) обусловливается: возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от социальных условий, и от пола свидетельствуемого.

Профессиональная пригодность - совокупность психических, психофизиологических и личностных особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.

В каждой профессии все перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы трудовой экспертизы различны. Для экспертизы привлекаются различные специалисты и организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры и другие специалисты, приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т.д.

Трудовая экспертиза независимо от её организационных форм решает следующие общие вопросы:

) может ли данный человек начинать выполнение определенной работы;

) может ли он продолжать работать в занимаемой им должности;

) на какой работе данного человека лучше использовать;

) если произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при допуске его к работе.

Эти вопросы определяют задачи трудовой экспертизы по данной профессии и методы их решения.

Основные задачи трудовой экспертизы во всех видах трудовой деятельности:

. Предотвратить поступление человека на работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или по каким-либо другим причинам.

. Отобрать для работы по данной профессии наиболее работоспособных людей, которые могут успешно выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда.

. Своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную для них работу.

. Определять, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, с тем чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации.

Каждая из этих основных задач трудовой экспертизы решается соответствующим ей методом. В одних случаях изучаются только документальные данные, в других - проводятся беседы с поступающим на обучение или работу или же работающим на производстве, в третьих - осуществляются врачебные и психологические исследования специалистами и экспертными комиссиями.

Наиболее четко организационно оформлена система врачебно-трудовой экспертизы, решающей свои задачи с помощью оценки состояния здоровья. Но врачебно-трудовая экспертиза с первых дней ее существования в той или иной форме всегда была связана с психологической экспертизой, потому что любой труд требует от человека не только физических, но и психических способностей, требования к которым в условиях механизации и автоматизации возрастают.

Однако методика и организационные формы психологической трудовой экспертизы все еще не удовлетворяют предъявляемым к ней требованиям.

Объект трудовой экспертизы - взаимоотношение человека (для психологической трудовой экспертизы - личности) и труда показан на (рис. 2).

Рис. 2. Психологическая трудовая экспертиза

Трудовая экспертиза, в том числе и психологическая, может быть как прогностической, так и ретроспективной.

Прогностическая психологическая трудовая экспертиза на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности обследуемого.Она начинается еще в средней школе с профессиональной ориентации подростков, а затем продолжается при поступлении их в профессионально-техническое училище и в процессе обучения в нем, завершаясь на производстве.

Предвидеть успехи или неудачи подростка в его предстоящем учебном или производственном труде, т.е. заниматься психопрогностикой, - задача весьма важная, но чрезвычайно сложная. Надо хорошо знать требования осваиваемой профессии к его личным качествам, наличие у него необходимых способностей к обучению и труду, знать, как развиваются его общие способности и формируются профессиональные, как он относится к данному виду обучения и труда. Знать все эти данные для психодиагностики и на основе таких знаний прогнозировать успешность учебной и трудовой деятельности подростка могут обучающие и воспитывающие его. Именно они, педагоги, вместе с экспертными комиссиями должны решать задачу прогностической психологической экспертизы.

Ретроспективная трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную или трудовую деятельность о свидетельствуемого и устанавливает связь допущенных им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества деятельности (браку, травмам, авариям), со свойствами личности.

Оценивают прошедшую учебную или трудовую деятельность подростка или взрослого рабочего и устанавливают связь допущенных им ошибочных действий со свойствами личности не только педагоги, но и инженеры-производственники, а также эксперты-врачи и психологи. Для ретроспективной трудовой экспертизы важно знать требования к качеству изучаемых действий, психические свойства и состояния обследуемого во время совершения анализируемых ошибок и происшествий.

Ретроспективная трудовая экспертиза важна для оценки способностей учащегося или рабочего, для прогнозирования его дальнейшей деятельности и решения о целесообразности дальнейшего обучения или производственной работы по той или иной профессии.

Заключение

Экспертные системы - один из немногих видов систем искусственного интеллекта, которые получили широкое распространение, и нашли практическое применение. В настоящее время уже существуют экспертные системы по военному делу, геологии, информатике, космической технике, математике, медицине, метеорологии, управлению, юриспруденции, и продолжается их дальнейшее изучение для решения задач в этих и других областях. Развитие этого направления является перспективным, потому что хорошая экспертная система в решении какой-либо проблемы может заменить специалиста.

Одной из областей, в которых решение многих задач связано с привлечением экспертов, является психология, в частности, психология профессиональной деятельности. Среди основных задач профессиональной диагностики можно назвать установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека, необходимое для осуществления профессиональной ориентации личности.

Похожие работы на - Оценка профессиональной предрасположенности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!