8,4
Рис. 2. Структура занятого
населения
Рис. 3. Возрастная структура занятого населения
Рис. 4. Структура занятого
населения по образованию
Рис. 5. Структура занятого
населения
2.3 Уровень безработицы в Нижнем
Новгороде
Нижний Новгород находится на 8 месте среди 11-ти
городов-миллионников с наиболее низким уровнем безработицы.
По данным службы занятости официально
зарегистрированных безработных в 2012 году было 4000 человек. 95,3% из них
получало пособие по безработице. Уровень официально зарегистрированной
безработицы составил 0,94%. Ниже нижегородского показателя среди городов-миллионников
официальный уровень безработицы в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону,
Екатеринбурге, Самаре, Казани и Челябинске. Более высокая официальная
безработица в Уфе и Новосибирске.
По сравнению с 2011 годом количество официально
зарегистрированных безработных Нижнего Новгорода уменьшилось на 1900 человек.
Наибольшее количество безработных это женщины (63,6%) и молодые люди в возрасте
до 29 лет (17,3%). По данным Нижегородстата 18,2% работающего населения Нижнего
Новгорода занято на предприятиях обрабатывающего производства, 14,0% - в
транспорте и услугах связи, 11,4% - в сфере образования, 9,7% - в системе
здравоохранения, 9,9% - в оптовой и розничной торговле.
В 2012 году в Нижнем Новгороде было принято на
работу 118 759 человек. Наибольший прием работников (19,6%) был отмечен на
предприятиях транспорта и связи, 18,1% принятых на работу пришлось на
предприятия оптовой и розничной торговли и 15,8% на обрабатывающие
производства. На дополнительно введенные рабочие места было принято 5 854 человек
(4,9%).
Уволенных в 2012 году оказалось более чем на 3
тысячи меньше, чем принятых на работу (всего115 297 человек). По собственному
желанию уволено 71,8% и 3% уволилось из-за сокращения штата. Больше всего
увольнений оказалось в обрабатывающей отрасли (19,4%), в транспорте и связи
(17,1%).
Безработица в России в целом (по данным годового
отчёта премьер-министра РФ Дмитрия Медведева за 2012 год) около 4 миллионов
человек, что составляет 5,5 % от общего трудоспособного населения страны. Самый
большой уровень безработицы в России (9%) был зарегистрирован в 2009 году.
Количество безработных в тот год составило 7 миллионов 49 тысяч человек.
В 2012 году снижение уровня безработицы
отмечалось в 78 регионах страны. Наибольшее снижение зафиксировано в Астраханской,
Волгоградской, Тамбовской, Магаданской областях, Алтайском крае и республике
Калмыкии. Рост безработицы был отмечен в Дагестане, республике Саха-Якутия,
Ненецком автономном округе, Новгородской и Сахалинской областях.
Десятка рейтинга российских городов-миллионников
с наиболее низким уровнем безработицы:
. Москва - 0,4%
. Санкт-Петербург - 0,4%
. Ростов-на-Дону - 0,4%
. Екатеринбург - 0.49%
.Самара - 0,52%
. Казань - 0,85%
. Челябинск - 0,79%
. Нижний Новгород - 0,94%
. Уфа - 1,33%
. Новосибирск - 1,34%
социальный экономический занятость
безработица
Глава 3. Методы борьбы с
безработицей
.1 Состояние и прогнозирование
ситуации на рынке труда
Не все из мер активной политики считаются
эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия на
уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного
влияния на рынок труда, вот некоторые из них:
Монетаристы считают такие меры несостоятельными,
указывая на большие задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению,
ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект
вытеснения частных инвестиций в сферу государственных операций, опасаясь, что
то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций теряется из-за
сокращения инвестиций из частного сектора.
) Непосредственное создание новых рабочих мест
за счёт государственных расходов, чаще всего для выполнения работ в интересах
общества.
) Стимулирование большого и малого
предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места.
Предполагается, что, развиваясь, предприятия будут создавать новые рабочие
места, содействуя занятости населения. Основным источником стимулирования
малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является в
основном государственной прерогативой. В странах с рыночной экономикой
вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий носит
преимущественно косвенный характер, то есть путём регулирования налогообложения
и кредитно-финансовых механизмов. Наряду с финансовыми, существуют
административные методы регулирования, которые в странах с рыночной экономикой
сводятся к корректировке законодательства и контролю за его соблюдением. В
целом чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение
налогов.
Меры, объединённые общим названием экономическая
дипломатия, заключающиеся в продвижении товаров данной страны на внешнем рынке,
поддержке инвестиционных проектов в других странах и привлечении иностранных
инвестиций, обеспечении наилучших условий торговли на внешних рынках.
Протекционизм, то есть меры по защите
внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Позволяет защитить неразвитые и
неэффективные отрасли хозяйства страны, снижая безработицу, вызванную
поражением предприятий в конкурентной борьбе. Вместе с тем снижается
конкурентоспособность национальных предприятий, подрывается международная
торговля, монополизируется производство, приводя к различным негативным для
экономики последствиям.
Выплата государственных субсидий предприятиям. В
данном случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями
или премиями) используются для стимулирования предприятий к совершению
действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие
подобной помощи ввиду их экономической неоправданности, субсидии начисляются
определённым категориям лиц, а не по географическому признаку. Субсидии,
выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:
Субсидии, позволяющие избежать ликвидации
рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.
Освобождение предприятий от налогов и выплаты,
упрощающие их создание.
Полная или частичная выплата государством
зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не
может этого сделать.
) Воздействие на рынок труда, в том числе с
целью его развития. Это принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на
труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных
работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих
мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования.
Помощь молодым специалистам в интеграции на
рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении
по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема
стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.
Устранение препятствий мобильности рабочей силы.
Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и
межпрофессиональная мобильность. Существует тенденция миграции рабочей силы из
экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и
там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по
борьбе с безработицей в тех районах, где она выше. Существует особый вид
мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником.
Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое
задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют
определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно
оценить результат, если дело не касается обработки информации. Отсутствие
активной государственной политики на рынке труда в сочетании с сокращающейся
мобильностью населения может привести к социальным конфликтам.
Развитие системы профессионального образования
позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к
изменениям рынка труда. Особое внимание должно уделяться дефицитным
специальностям и профессиям. Недостатком этого метода является то, что он не
даёт быстрого результата и увеличивает неравенство среди работников, так как
вероятность получения образования повышается в соответствии с занимаемым
положением. Однако, безработица вызванная спадом производства или резким
увеличением численности трудоспособного населения не может быть снижена таким
образом.
Снижение пенсионного возраста. Это позволяет
освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на
систему пенсионного обеспечения.
) Монетарные и фискальные меры, направленные на
повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. Такая политика,
позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового баланса, мало влияет на
уровень безработицы Сторонники монетарной теории экономики критикуют такие
меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь
к росту цен.
) Политика дерегламентации, предлагаемая
либеральными экономистами, предполагает принятие следующих мер:
уменьшение влияния профсоюзов;
сокращение разного рода компенсаций;
отмена минимума заработной платы;
смягчение правил найма и увольнения работников.
А.С. Пигу и его последователи, считающие, что
проблема в слишком высокой заработной плате, предлагают снижать заработную
плату и разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они
добиваются, влечёт рост безработицы. Ещё они предлагают государству
трудоустраивать безработных, претендующих на невысокий доход, в частности,
содействовать развитию социальной сферы. Такая политика является спорной и
приводит к состоянию неуверенности работников в завтрашнем дне, побуждает
домохозяйства к сбережению доходов, снижая потребление.
Поскольку многие описанные в этой статье меры
осуществляются с помощью заёмного капитала, то развитие системы кредитования
может помочь их реализации.
3.2 Основные методы борьбы с
безработицей
Методы борьбы с безработицей определяет
концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Пигу и его последователи, считающие, что корень
зла в высокой заработной плате, предлагают:
. содействовать снижению заработной платы;
. разъяснять профсоюзам, что рост заработной
платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
. государству трудоустраивать работников,
претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной
сферы.
Из рекомендаций Пигу широко применяется деление
ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками.
Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении
неблагоприятной конъюнктуры.
В мире накоплен богатый опыт борьбы с
безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на
практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время
нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с
точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.
В 1950-х годах в политике государственного
регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что
саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости
зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня
потреблений и инвестиций).
Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция
к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в
недопотреблении".
Недопотребление выражается в том, что по мере
повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов
"склонность к сбережению" превышает "побуждение к
инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность
кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость
государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего, следует повысить эффективный
спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят
понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как
прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно
взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.
Согласно взглядам автора "Общей
теории", "подлинная" инфляция возникает только тогда, когда
экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост
денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая
("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный
эффект, сопутствуя росту производства и дохода.
В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода
использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу
и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.
Монетаристы выступили против кейнсианского
истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора
целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как
"неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967
году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня
безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может
быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается
поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью
традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут
иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции,
тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих
действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью
специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с
течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор
кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено
прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным
дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность"
политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной
занятости.
Среди аргументов монетаристов по поводу
несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость
результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении
эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения
частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу
государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения
госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Монетаристские методы регулирования занятости
достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной
эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от
работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти
пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от
стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика
ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.
Как показал анализ ситуации в сфере занятости
России, безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления,
превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в
России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая
способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как
неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство
оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается
пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.
Суть в том, что действенная политика занятости
должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый
комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и
ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт
регулирования безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем
стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую
неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы
компенсировать затраты на прием новых работников.
. Бюджетное субсидирование дополнительной (по
отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно
может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых
рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом
году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена
дополнительно занятым на производстве.
. Снижение фактического предложения рабочей силы
за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект
может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
. Предоставление рабочих мест, не
ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах
общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
. Переход к созданию системы социального партнерства,
в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели
- профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С
работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на
заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Решениями проблемы молодежной безработицы могут
стать:
раннее привлечение подростков к труду;
механизма как квотирование рабочих мест для
выпускников;
трудоустройства для рядовых запаса российской
армии;
введенная на муниципальном уровне система
налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов;
предоставление кадровыми агентствами услуги по
лизингу персонала;
специальную программу по адаптации на рынке
труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии;
создание при общественных организациях
консультативных центров по вопросам занятости населения - молодежных бирж труда
Расширение занятости в будущем зависит и от
иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое
переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение
капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Решение проблемы "очаговой"
безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет
осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне
регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Сегодня результативная политика занятости должна
идти впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые
могут подхлестнуть безработицу.
Современная политика российского государства в
области занятости осуществляется по следующим направлениям:
. Развитие трудовых ресурсов;
. Обеспечение равных возможностей граждан в
реализации права на добровольный труд и свободный выбор профессии независимо от
национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и
отношения к религии;
. Поддержка трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона;
. Обеспечение социальной защиты в области
занятости, особенно для граждан, нуждающихся в этом: инвалидов, молодёжи, лиц
предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобождённых из мест
лишения свободы, многодетных родителей;
. Поощрение работодателей, сохраняющих
действующие и создающих новые рабочие места;
. Предупреждение массовой и сокращение
длительной безработицы;
. Осуществление программ содействия занятости,
включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение
расходов, предупреждение инфляции;
. Координация деятельности государственных
органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников;
. Международное сотрудничество в решении проблем
занятости и др.
Российское государство гарантирует своим гражданам
свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от
необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. В целях регулирования
занятости государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной,
инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение
производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие
временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов,
развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких
режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство
создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из
представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятости и др.
Универсального рецепта сокращения безработицы
нет. Ясно одно: осуществить политику продуктивной занятости можно только при
условии сочетания взвешенных экономических реформ и адекватной социальной
политики.
Заключение
Разработка основных направлений, путей и методов
сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики,
структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший
экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации
экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной
возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация
государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического
климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна
проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на
долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность
государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от
особенностей и перспектив региональных рынков труда.
Не все виды безработицы рассматриваются
экономистами как однозначно отрицательные явления. Согласно концепции
монетаристов фрикционная безработица, способствует поддержанию гибкости рынка
труда, структурная безработица является признаком развития рынков и может
привести к увеличению трудового потенциала. Скрытая безработица также может
выполнять позитивные функции: поддержание хотя бы на минимальном уровне
благосостояния людей, сохранение кадрового потенциала экономики и сдерживание массовой
явной безработицы во время экономического спада. Относительно данных видов
безработицы позиция должна быть всесторонней, в то время как циклическая
безработица по-прежнему считается отрицательным макроэкономическим явлением.
Таким образом, чтобы избежать атмосферы
напряженности в стране, вызванной безработицей, государство должно различать
виды существующей безработицы, их причины и влияние на экономику в целом, как
положительное, так и отрицательное, а также должно иметь эффективный аппарат
регулирования.
Список использованной литературы
1.
Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»:
учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2004
.
Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.: Наука, 2007
.
Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлёва Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая
теория - М., 2005. - С. 489.
4. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные
последствия безработицы. Человек и труд // Человек и труд. - №3. - 2009 г.
. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости
населения в Российской Федерации»
. Иванов В.П. Социально-экономические
последствия безработицы // Экономика и жизнь. - №14. - 2008
. Козырев В.М. Основы современной экономики:
Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005
. Матвеева Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для
экономистов
. Ржаницына Л.К. «Безработица в России: причины,
особенности, пути сокращения» // Экономист.- №4.-2008
Похожие работы на - Рынок труда: занятость, безработица
|