Состояние рынка труда

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,14 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состояние рынка труда

ЦЕНТРОСОЮЗ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕБОКСАРСКИЙ  КООПЕРАТИВНЫЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра экономики предприятия






КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине: Сельскохозяйственная кооперация

на  тему: Состояние рынка труда в сельском хозяйстве




Выполнил/а  студент/ка:

гр. ЭК 32 С

Немцева Т.В.

Научный  руководитель:

Федорова Л.П.





Чебоксары

2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                               3

Глава 1. Теоретические аспекты рынка труда                                                  4

Глава 2. Состояние рынка труда в сельском хозяйстве                                 14

Глава 3. Меры по регулированию и совершенствованию трудовых отношений в сельском хозяйстве                                                                     22

Заключение                                                                                                         31

Список использованной литературы                                                               32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 


ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг, является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Ситуация на рынке труда находится в постоянном изменении: происходит изменение численности экономически активного населения, спроса и предложения рабочей силы, конкурентоспособности, профессионального уровня кадров и других факторов непосредственно влияющих на развитие рынка труда. В таких условиях изменяющейся ситуации на рынке труда его изучение остается актуальным и необходимым. Постоянное изучение рынка труда позволяет реагировать на сложившуюся ситуацию на рынке в данный момент и выявлять методы действия в области его регулирования.

Данная курсовая работа посвящена изучению рынка труда в сельском хозяйстве. Особое внимание в курсовой работе уделяется следующим важным моментам:

§ Сущности, содержанию рынка труда, т.е. рассматриваются понятия рынка труда, механизмы его функционирования;

§ Особенностям состояния рынка труда в сельском хозяйстве Российской Федерации, т.е. отражается сложная ситуация российского рынка труда, обусловленная переходом от плановой экономики (когда в стране была полная занятость в общественном производстве, требовавшем обязательности и всеобщности труда) к рыночной системе экономической активности;

§ Мерам регулирования рынка труда и совершенствованию трудовых отношений в сельском хозяйстве.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА


“Рынок труда представляет собой сферу рыночных отношений между работником (носителем рабочей силы) и работодателем (фирмой, предприятием), складывающихся по поводу купли-продажи рабочей силы под воздействием спроса и предложения”[1].

Рынок труда очень специфичен. Его специфика во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Что же продается и покупается на рынке труда? Сторонники марксистской теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая сила, т.е. способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель. Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата  есть плата за труд. Вот как отвечает на этот вопрос профессор Чепурин М.Н.: “Ответ как будто очевиден, - конечно же, труд. Но ведь труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе… Свободный человек не может быть продан (как это, например, было при рабовладении), и постольку не могут служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов – уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель покупает право на использование услуг труда продавца, а не на сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник”[2].

На рынке труда переплетаются интересы двух его субъектов: продавца и покупателя. В качестве продавцов выступают работники, предлагающие свои услуги труда (способности к труду), а покупатели – это работодатели (государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, кооперативы, частные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.) которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. Работодатели и трудящиеся ведут совместные переговоры, на которых обсуждаются вопросы относительно характера, условий труда и его оплаты.

Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рис.1):

1. отношения между наемными работниками и работодателями;

2. отношения между субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

3. отношения между субъектами рынка труда и государством.

 






Рис.1 Система отношений на рынке труда

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования.

Рынок труда выполняет ряд функций:

1. организация встречи работодателей и наемных работников;

2. обеспечение конкуренции на рынке труда как между работо-дателями, так и между наемными работниками;

3. установление равновесных ставок заработной платы;

4. решение вопросов занятости населения;

5. осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.

Организационной формой рынка труда является биржа труда, которая осуществляет посредничество между фирмами и предпринимателями, с одной стороны, и работниками с другой, по вопросам найма рабочей силы. Кроме того, здесь регистрируются безработные, выплачиваются им пособия, проводится переобучение лиц, ищущих работу, на профессии, необходимые рынку, оказывается помощь консультационного характера.

В рыночной экономике, в отличие от командной, рынок труда является свободным; отсутствует всякое принуждение к труду. Он создает такие условия для жизнедеятельности, которые побуждают работников к высокопроизводительному труду.

Позволяя работнику свободно предлагать свою рабочую силу по собственной цене, рынок дает ему возможность потребовать полную плату за свой талант, способности, квалификацию, трудолюбие, трудовое умение. В то же время, приобретая рабочую силу по цене спроса, рынок препятствует возможности получать за труд больше, чем он того стоит. Иначе говоря, рынок труда есть подлинный ценитель рабочей силы, формирующий, выявляющий естественную цену труда. Тем самым рынок побуждает человека повышать качество труда, совершенствовать себя как носителя рабочей силы, чтобы иметь основания дороже продать свой трудотовар нанимателю, уверенно состязаться с конкурентами, меньше опасаться попасть в число безработных. Поэтому и произрастают высокие показатели эффективности и качества труда в рыночной экономике.

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам предложения и спроса.

“Предложение рабочей силы – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования” [3].

Предложение труда обуславливается следующими факторами:

§  Численностью населения, прежде всего трудоспособного;

§  Средним количеством рабочих часов за определенное время;

§  Количественным составом населения, его квалификационным уровнем, соответствующей структурой.

Закон предложения характеризует прямую зависимость между величиной заработной платы и численностью работников: чем выше величина заработной платы, тем при прочих равных условиях величина предложения больше и наоборот.

Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом предложения труда выражается в кривой предложения труда, отраженной на рисунке 2.

Рис. 2 Кривая предложения труда

Кривая предложения (SL) показывает, что при повышении заработной платы возрастает величина предложения труда, а при ее снижении объем предложения труда уменьшается. Конфигурация кривой и ее положительный наклон показывают, что более высокой заработной плате соответствует большая величина предложения труда и наоборот.

В количественном выражении предложение рабочей силы равно числу лиц, выходящих на открытый рынок труда и обращавшихся по вопросам найма в службу занятости или непосредственно на предприятия и в организации. На перспективный период оно должно включать в себя лиц, не занятых трудовой деятельностью и ищущих работу, а также лиц, которые выйдут на рынок труда в течение прогнозируемого периода. К последним относятся:

§  высвобождаемые работники;

§  увольняемые работники (по причинам текучести и в связи с окончанием срока договора);

§  выпускники общеобразовательных учреждений; лица, прибывшие из других территорий;

§  лица, выходящие на рынок труда из домашнего и личного подсобного хозяйства.

“Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на данный период времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос должен быть количественно равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает он в силу наличия рабочих мест”[4].

Закон спроса выражается в обратной зависимости между величиной заработной платы и спросом на рабочую силу: чем выше заработная плата, тем при прочих равных условиях меньше величина спроса, и наоборот. Таким образом, получается, что при росте зарплаты, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении зарплаты спрос на труд возрастает.

Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в кривой спроса на труд (рис. 3).

DL

 

Рис.3 Кривая спроса на труд

На рисунке на оси абсцисс изображена величина требующегося труда (L), а на оси ординат – ставка заработной платы (W).

Каждая точка на кривой спроса DL, показывает, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы. Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что более низкой зарплате соответствует большая величина спроса на труд и наоборот.

Спрос на рынке труда зависит от множества факторов, в том числе от общей величины спроса в экономике, методов и технической оснащенности производства, производительности труда.

Рынку труда характерно такое понятие как сегментация. Сегментация рынка труда – это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда.

Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления и т.п.

Вторичный рынок труда – характеризуется большой текучестью кадров и нестабильностью занятости, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и технологий.

·   различие в уровне экономической эффективности производства;

·   различие в уровне социальной эффективности труда;

·   различие в уровне социальной эффективности производства.

Сегментация рынка труда предусматривает внутренний рынок труда, который можно охарактеризовать как систему социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами. Внутренний рынок труда обуславливается наличие и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест.

Внешний рынок труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу.

Под безработицей понимается несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос, причем это несоответствие может быть как в количественном, так и в качественном отношении.

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную неотъемлемую часть рыночной экономики. Она охватывает все сферы производства, включая сельское хозяйство и другие отрасли агропромышленного комплекса.

Выделяют несколько типов безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица – связана с изменением в предложении труда. Поскольку человеку предоставлена свобода выбора рода деятельности и места работы, то он обычно использует это право. Одни добровольно меняют место работы, другие ищут новую работу из-за увольнения, некоторые теряют временную, сезонную работу, а отдельная категория (молодежь) впервые ищет работу. Часть людей из этой категории трудоустраивается, другая продолжает искать работу. В то же время происходит увольнение новых работников в силу отмеченных выше причин, и так без конца. Рынок труда функционирует неповоротливо, со скрипом, не приводя в соответствие количество рабочих и рабочих мест. Фрикционная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива увольнения исходит от самого человека и многие работники переходят с низкооплачиваемой, малосодержательной на более высокооплачиваемую и содержательную работу.

Структурная безработица, иногда ее называют «составная». Сущность ее заключается в изменении со временем структуры потребительского спроса и технологии, которые влекут за собой изменения структуры общего спроса на труд. Предложение труда, будучи более инертным элементом рынка труда в силу устойчивости психологических стереотипов людей, зачастую не соответствует по качественным параметрам изменившемуся спросу на труд. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в различных отраслях. Структурная безработица более длительная и нежелательная.

Циклическая безработица – это безработица, которая вызывается спадом производства, снижением инвестиций в экономику. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет”[5].

Существует еще одна форма безработицы, которая называется сезонной. Она связанна с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени. В одни месяцы спрос на рабочую силу растет, в другие уменьшается. К отраслям, для которых характерны колебания объемов производства, а значит – и занятости, относится прежде всего сельское хозяйство.

Кроме того, имеет место скрытая безработица главной причиной, которой является спад производства и неадекватное ему сокращение занятости.

Показатель характеризующий безработицу называется уровнем безработицы. В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России уровень безработицы определяется как процентное отношение разницы численности экономически активного населения и численности занятых к численности экономически активного населения:


где Уб – уровень безработицы,

Эа – численности экономически активного населения ,

З – численность занятых.

Безработица несет с собой не только экономические, но и острые социальные проблемы. Главный негативный фактор безработицы – невыпущенная продукция. Но это еще и нечто большее, чем экономические издержки. Это также и социальная напряженность. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, росту бедности , к общественным и политическим беспорядкам.

Таким образом, занятость населения во многом определяет как экономическое, так и социальное благосостояние общества.

Вывод:

§  Рынок труда - наиболее сложный элемент экономики. Он представляет собой сферу рыночных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынок труда функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров и так далее. Его важными звеньями являются региональные и местные службы  труда (биржи труда), осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке – безработных, инвалидов, иммигрантов и нетрудоустроенной молодежи.

§  На рынке труда, так же, как и на других рынках действует закон спроса и предложения.

§  Рынку труда характерно явление сегментации, то есть разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами.

§  Рынку труда характерно такое специфическое явление как безработица.

Рассмотрим подробнее рынок труда в сельском хозяйстве во второй главе.

2.СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

На рынке труда в сельском хозяйстве, как и на рынке труда в целом, взаимодействуют два его основных участника: работодатели (как правило, это сельскохозяйственные предприятия: коллективные хозяйства, совместные хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и т.д.) и работники, являющиеся трудовыми ресурсами для предприятий.

Рассмотрим состояние рынка труда в сельском хозяйстве России.

Трудовые ресурсы на сельскохозяйственном рынке труда представлены совокупностью людей, обладающих способностью трудится. В их состав входят население, находящееся в возрасте: мужчины от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет, подростки и лица пенсионного возраста, проживающие в сельской местности.

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность населения Российской Федерации составила 145,2 млн человек, в том числе сельское население - 38,8 млн человек или 26,7% от общей численности (табл. 1)[6].

Таблица 1

Численность сельского населения России за 1989-2002 гг.

Показатели

млн. человек

в % к итогу

1989 г.

2002 г.

1989 г.

2002 г.

Все сельское население
в том числе в возрасте:

39,0

38,8

100

100

моложе трудоспособного

10,3

8,3

26,4

21,5

трудоспособном

20,1

21,7

51,5

56,0

старше трудоспособного

8,6

8,8

22,1

22,5


По данным таблицы можно сделать вывод, что численность трудо-способного населения в 2002 году составляет 21,7 млн. человек, или 56,0% к итогу, и увеличилась по сравнению с данными переписи за 1989 год на 1,6 млн человек, или на 4,5% к итогу. Одной из причин увеличения численности трудоспособного населения явилось вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы.

Кадры специалистов сельского хозяйства готовят в высших и средних учебных заведениях. Россия располагает широкой сетью высших и средних специальных учебных заведений. “По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ежегодно ими выпускается порядка 100 тысяч человек. Однако на работу в село из них идут не более 15-18%. Да и то часть из них в последующем уходит в другие отрасли. В конечном итоге, по оценкам специалистов областных управлений сельского хозяйства и продовольствия, лишь 6-8% выпускников вузов и средних специальных учебных заведений системы агропромышленного комплекса остаются работать в селе (это менее 0,3 человека в расчете на одно сельскохозяйственное предприятие страны). Разумеется, в большинстве своем не самых лучших. Село пока по-прежнему является крайне не престижным местом работы”[7].

В итоге возникает следующая картина занятости населения в сельском хозяйстве (табл. 2)[8]:

Таблица 2

Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям в России за 1998-2003 гг.

Показатели

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2003 г.

Всего в экономике

(тыс. чел.)


63812


63963


64327


64710


65359


65260

в том числе сельское хозяйство


8724


8495


8370


7936


7683


7334


в процентах к итогу


13,7


13,3


13,0


12,3


11,8


11,2


Статистические данные, приведенные в таблице, показывают, как из года в год постепенно происходит уменьшение численности занятых в экономике в целом, и в сельском хозяйстве в частности.

В 2003 году численность занятых в сельском хозяйстве уменьшилась на 349 тыс. человек, или на 0,6% по сравнению с предыдущим годом. В целом, по сравнению с началом 90-х годов численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 2,8%. Одними из причин являются сокращение численности населения, не престижность работы на сельскохозяйственных предприятиях, низкий уровень оплаты труда и т. д.

Одновременно на селе заметно выросла вторичная занятость, связанная преимущественно с трудом в личных подсобных хозяйствах и крестьянских подворьях.

Следует также отметить, что наряду со снижением занятости населения для российского рынка труда, в частности для рынка труда в сельском хозяйстве, характерна такая проблема занятости, как безработица. Причем на рынке труда наряду с низким уровнем регистрируемой безработицы сохраняется большой разрыв между числом регистрируемых безработных и числом лиц, квалифицируемых как безработные (табл.3)[9].

Таблица 3

Численность безработных в Российской Федерации на селе за 1998-2003 гг.

Показатели

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Безработные из них

2090,7

2225,2

1856,4

1843,4

1938,6

1886,4

безработные, зарегистри-рованные в органах государственной службы занятости, тыс.чел





494,0





362,9





325,3





388,1





603,0





732,8

отношение численности безработных, зарегистри-рованных в органах государственной службы занятости, к общей их численности,%






23,6






16,3






17,5






21,1






31,1






38,8


Таблица отражает разрыв между безработицей, зарегистрированной в органах государственной службы занятости, и реальной ее величиной. Он то увеличивается, то уменьшается. Максимальной своей величины он достиг в 2003 году. На конец 2003 года составил 38,8%, что по сравнению с предыдущим годом больше на 7,7%. В 2003 году численность безработных снизилась по сравнению с 2002 годом на 52,2 тыс. человек.

В чем же проявляются причины безработицы в России в сельском хозяйстве?

Причины безработицы Российской Федерации в сельском хозяйстве сводятся к следующим:

1.   На этапе смены экономической системы в России появилось большое количество проблем, ранее не известных плановой экономике – одной из проблем стал спад производства. Этот процесс во многом осложнил социально-экономическую обстановку в стране, в частности, негативно сказался на формировании рынка труда и процессах в занятости населения. Это явление усилило и без того характерное для переходной экономики высвобождение рабочей силы. “Разрыв хозяйственных связей между сельхозтоваропроизводителями и переработчиками сельско-хозяйственного сырья привел к монополизации перерабатывающих предприятий. Став монополистами, переработчики резко снизили закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, сделав, таким образом, его производство убыточным. Сельхозтоваропроизводители отреагировали сокращением посевных площадей и поголовья скота. Как следствие этого переработчики остались без отечественного сырья”[10].За неимением сырья они были вынуждены приостанавливать работу или вовсе останавливать, увольняя работников.

2.   “Для современной модели занятости на селе характерна преимущественно монопсоническая модель рынка труда, когда на нем действуют, как правило, один работодатель и большое количество работников. На локальных рынках труда наблюдается крайняя ассимитричность, при этом увеличивается доля хронически безработных и продолжительность поиска работы”[11].

3.   Низкий уровень заработной платы, длительная задолженность по оплате труда, отсутствие стимулирующих факторов для работы на сельскохозяйственных предприятиях, слабая активность профсоюзов, отсутствие организационных форм и механизмов согласования интересов работодателей и работников предопределяют снижение трудовой активности граждан, которая приводит к высвобождению рабочей силы.

Вследствие указанных факторов на предприятиях усиливается движение кадров, как правило, происходит так, что количество принятых на работу значительно меньше в сравнении с выбывшей частью рабочей силы (табл. 4)[12].

Таблица 4

Движение численности работников, занятых в сельском хозяйстве России за 2002-2003 гг.

Показатели

Принято работников в течение года

Выбыло работников в течение года

тыс. человек

тыс. человек

в процентах от среднесписочной численности

2002 г.

2003 г.

2002 г.

2003 г.

2002 г.

2003 г.

2002 г.

2003 г.

Всего в экономике, в том числе



12041,5



11534,9



29,6



29,2



12407,8



12358,1



30,5



31,3

Сельское хозяйство


1220,2


1019,1


29,8


28,5


1449,4


1388,2


35,4


38,8


         Исходя из данных таблицы можно сделать вывод: в сельском хозяйстве, как и в экономике в целом, за 2003 год произошло снижение принятых и выбытых работников по сравнению с 2002 годом. Однако, как в 2002году, так и в 2003 году численность выбытых работников, занятых в сельском хозяйстве превышает численность принятых: в первом случае на 229,2 тыс. человек или , во втором – на 369,1 тыс. человек.

“Несмотря на некоторое оживление отрасли в 2000 –2002 годах, производство сельскохозяйственной продукции остается нерентабельным, финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей ухудшается. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в 2002 году число убыточных сельскохозяйственных предприятий увеличилось по сравнению с 2001 годом на 6,9 пункта и составило почти 52% от их количества. Многие предприятия обанкротились и прекращают свое существование. Жизненный уровень работников сельского хозяйства продолжает снижаться”[13].

Заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий остается самой низкой. В 2003 году она составляла 39% от среднего уровня по России (табл.5)[14].

Таблица 5

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций России за 2000-2003 г.

Показатели

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего в экономике

2223,4

3240,4

4306,3

5508,6

в том числе сельское хозяйство, руб.


891,0


1306,4


1752,1


2145,2

В процентах к итогу, %

40,0

40,3

40,7

38,9


Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что среднемесячная заработная плата работников организаций сельского хозяйства растет из года в год. Рост заработной платы в отраслях аграрной сферы в последние годы происходил на фоне спада производства, то есть в отрыве от его конечных результатов. В 2003 год заработная плата работников сельского хозяйства возросла на 393,1 рублей, или на 22,4% по сравнению с предыдущим 2002 годом; и составляет 38,9% в сравнении со средним уровнем заработной платы по России. Кроме того, следует отметить, что начисленная заработная плата отличалась  от реально выплаченной.

Однако если сравнить вышеприведенные данные заработной платы работников предприятий сельского хозяйства с величиной прожиточного минимума, можно увидеть следующую картину (табл. 6).

Таблица 6

Соотношение величины прожиточного минимума со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой работников организаций сельского хозяйства, руб. за 2000-2003 гг.

Показатели

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Величина прожиточного минимума

1320,0

1629,0

1967,0

2304,0

Среднемесячная номинальная начи-сленная заработная плата работников организаций сельского хозяйства



891,0



1306,4



2145,2

Разница между величиной прожи-точного минимума и среднемесячной номинальной начисленной зарплаты



429,0



322,6



214,9



158,8


Исходя из данных таблицы видно, насколько несоответственна среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций сельского хозяйства величине прожиточного минимума. Нужно отметить, что это с 2000 года разница между величиной прожи-точного минимума и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы уменьшается. Это, безусловно, положительное явление. Но от этого явления рабочим легче не становится, их материальное положение не улучшается. Отрицательно сказывается и тот факт, что выплата заработной платы задерживается в большей степени из-за отсутствия собственных средств сельскохозяйственных предприятий. На 1 января 2004 года просроченная задолженность работникам предприятий сельского хозяйства составила 7918 млн рублей, в том числе из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней 8 млн рублей,7910 млн рублей из-за отсутствия собственных средств сельскохозяйственных предприятий.

Низкая оплата труда и бесперспективность улучшения социально-экономических условий жизни толкает на миграцию наиболее трудоспособную часть населения – молодежь. Следовательно, нужно принять соответствующие меры для того чтобы заинтересовать граждан в занятости в аграрной сфере.

Вывод:

§  Состояние рынка труда в сельском хозяйстве России крайне тяжелое. Россия столкнулась с невиданным в мире падением производства, обнищанием основной массы населения в стране с огромными ресурсами, многомесячными задержками заработной платы, занятостью в неформальном секторе экономики, скрытой формой безработицы. Все перечисленные факторы препятствуют формированию централизованного рынка труда.








3. МЕРЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В настоящее время рынок труда в сельском хозяйстве особенно остро нуждается в государственном регулировании.

Для России целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда становится все более настоятельной необходимостью. Государство должно быть гарантом обеспечения жизнедеятельности лиц наемного труда, выступать в роли главного «социального контролера», т.е. оно должно формулировать, определять и контролировать правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную избранную занятость. “Государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на:

§  развитие людских ресурсов для труда;

§  обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

§  создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

§  поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

§  обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; молодежь в возрасте до 18 лет; впервые ищущие работу, лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы; беженцы и вынужденные переселенцы и т.п.);

§  предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

§  поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

§  координацию деятельности в области занятости населения с деятель-ностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

§  координацию деятельности государственных органов, профес-сиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

§  обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости.”[15].

Таким образом, российская государственная политика регулирования рынка труда – представляет собой комплекс правовых, экономических, административных и организационных мер, направленных на: трудоустройство, подготовку и переподготовку кадров; развитие гибкого рынка труда, правовое обеспечение; социальную поддержку (рис.4).

 

Государство

на рынке труда

 

Трудоустройство,               Развитие гибкого                    

    подготовка                         рынка труда,                      Социальная

и переподготовка            правовое обеспечение                   поддержка

        кадров

 

Рис.4 Направления государственной политики на рынке труда

Как было отмечено выше, меры государственного регулирования рынка труда подразделяются на:

·   правовые меры – они имеют первостепенное значение в регулировании рынка труда. “Именно с помощью законов, постановлений и иных нормативных документов правительство выбирает принципы, цели и приоритеты своей политики занятости; создает общую благоприятную для развития тех или иных отношений, среду; обеспечивает в этой области определенный уровень социальных гарантий, определяет оптимальное соотношение между степенью государственного воздействия и общественными, частными инициативами, разграничивает функции общегосударственной и региональной политики занятости”[16]. Основу правовой базы регулирования рынка труда в России составляет Трудовой кодекс, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

·   экономические меры – выводят политику занятости непосредственно на управление народным хозяйством и его денежными средствами, все, что происходит в этих сферах, так или иначе, рано или поздно, отражается в системе занятости. Экономические меры регулирования рынка труда направлены на:

1)   увеличение размещения государственных заказов на сельско-хозяйственных предприятиях и инвестиций;

2)   обеспечение государственного субсидирования занятости работников предприятий сельского хозяйства;

3)   выделение из бюджета средств для создания новых и сохранение существующих рабочих мест в сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства;

4)   разработка социальных программ развития и выделение региональных субсидий для регионов с критической ситуацией на рынке труда;

5)   установление льгот и субсидий частным предприятиям и организациям, увеличивающим количество рабочих мест, в том числе для слабозащищенных групп населения;

6)   смягчение налогового бремени, разработка новой системы налогообложения, стимулирующей сельхозтоваропроизводителей создавать новые рабочие места и расширять выпуск продукции и услуг;

7)   разработка комплексной программы стимулирования развития предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, способного создать практически неограниченное количество рабочих мест и др.

·   организационные меры также являются важным направлением политики занятости. Ведущим началом здесь является государственная служба занятости населения. Данная организация обеспечивает проведение государственной политики в области занятости населения, содействует реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также других гарантий в вопросах труда и занятости.

Таким образом, управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости и другими министерствами и ведомствами.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест.

Следует отметить, что проблемы регулирования рынка труда в Российской Федерации находятся под постоянным контролем и поиском путей их решения. Так в 2003 году разработали Концепцию действий на рынке труда на 2003-2005 годы, в которой были отражены основные направления действий на рынке труда.

Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации:

1.“В области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения:

§ обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;

§ повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы профессионального непрерывного образования, включающей базовое и дополнительное, а также профессиональную подготовку;

§ поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;

2. В области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификаций:

§ разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

§ совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;

3. В области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствование форм социального партнерства на отраслевых рынках труда:

 

§ поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;

§ организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

4. В области развития региональных рынков труда:

§ разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения;

§ разработка местных программ и развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы”[17].

Изучив меры регулирования рынка труда, рассмотрим пути совершенствования трудовых отношений в сельском хозяйстве. Прежде всего, необходимо определить специфику труда в сельском хозяйстве.

В сельском хозяйстве труд имеет особенности, связанные с существенными отличиями сельского хозяйства от других отраслей экономики:

1. “эффективность труда в большей степени зависит не от интенсивности, а то природно-климатических условий расположения предприятия и плодородия почв. Эта особенность обуславливает снижение мотивации труда и требует создания иных стимулов для повышения его качества и интенсивности;

2. процесс труда в сельском хозяйстве носит ярко выраженный сезонный характер, что предопределяет неравномерное использование трудового потенциала в зависимости от времени года; кроме того, это делает невозможной узкую специализацию работников, занятых в производственном процессе. Последнее, в свою очередь, ведет к дополнительным затратам финансовых ресурсов для обучения работников по нескольким смежным специальностям и обуславливает сравнительно низкий уровень квалификации;

3. специфика технологии растениеводства ограничивает широкое использование автоматизации и комплексной механизации производственных процессов. Следовательно, наиболее вероятным направлением повышения производительности труда является его интенсификация;

4. большая часть производственных процессов осуществляется в природных условиях, что влечет за собой дополнительные затраты по обеспечению персонала специальной одеждой, специальной обувью и специальными приспособлениями. Кроме того, относительная незащищенность работников от погодных условий приводит к более высокому (по сравнению с другими отраслями) уровню потерь рабочего времени по болезни и временной нетрудоспособности. С другой стороны, это обстоятельство существенно снижает привлекательность сельскохозяйственного труда, что, в свою очередь, требует дополнительного стимулирования потенциальных работников;

Учет этих существенных особенностей в экономике, организации и управлении позволяет лучше использовать трудовые ресурсы, обеспечивать занятость и оплату труда.

В качестве возможных путей совершенствования трудовых отношений в сельском хозяйстве можно предложить следующие:

Во-первых, это совершенствование структуры сельскохозяйственного производства и расширение видов производства на отдельном предприятии с целью сглаживания влияния сезонного характера производства. В селе, как, например, в Китае, целесообразно развивать промышленное производство и промыслы, особенно для работы в зимние месяцы.

Во-вторых, необходимо совершенствовать систему экономического стимулирования работников посредством использования как традиционных методов (материальное стимулирование), так и нетрадиционных методов (например, выплата дивидендов по акциям акционерных обществ);

В-третьих, совершенствование трудовых отношений в сельском хозяйстве возможно путем развития системы подготовки и переподготовки кадров;

В-четвертых, развитие рыночных отношений и предпринимательской деятельности в масштабах сельскохозяйственного предприятия;

В-пятых, улучшение условий труда и быта работников. Здесь варианты могут быть любые – от финансирования строительства дорог до создания собственных санаториев и профилакториев.

Вывод:

§  С учетом сложности формирования российского рынка труда, роль на нем государства имеет особо важное значение. Государственное регулирование рынка труда означает целый комплекс экономических, законодательных и административных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку кадров, содействие найму рабочей силы. В настоящее время государство столкнулось с рядом проблем регулирования рынка труда: проблемой занятости, безработицы, неэффективностью использования трудовых ресурсов и т.д. Поэтому оно постоянно находится в поиске путей совершенствования трудовых отношений на рынке труда.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По курсовой работе подведем обобщающие итоги:

§ Рынок труда представляет собой систему отношений между покупателем рабочей силы и ее продавцом, складывающихся по поводу купли-продажи рабочей силы под воздействием спроса и предложения.

§ Рынок труда действует по законам спроса и предложения. Закон спроса выражается в обратной зависимости между величиной заработной платы и спросом на рабочую силу: чем выше заработная плата, тем при прочих равных условиях меньше величина спроса, и наоборот. Закон предложения характеризует прямую зависимость между величиной заработной платы и численностью работников: чем выше величина заработной платы, тем при прочих равных условиях величина предложения больше и наоборот.

§ Современный российский рынок труда в сельском хозяйстве формулировался в условиях реформирования рыночной экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемый безработицы.

§ Решение проблем рынка труда ложится на государство. В настоящее время особенно необходимо целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда. Государственная политика регулирования рынка труда должна базироваться на активной политике, которая включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов.-3-е изд. доп. –М.: Норма:Инфра-М, 2001.-431 с.

2. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Чепурина М.Н.- Киров,1994.- 231 с.

3. Микроэкономика: Теория и российская практика: Учеб. для вузов/ Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.-2-е изд.-М.: КноРус, 2001.-542 с.

4. Нуреев Д.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов.-М.:Норма:Инфра-М, 2000.-560 с.

5. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК: Курс лекций.-М.: ИКФ «Экмос», 2002.-368 с.

6. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: Учеб.-М.: Иэдательсвтво «Дело и сервис», 2000.-368 с.

7. Попов Н.А. Организация сельскохозяйственного производства: Курс лекций.-М.: ИКФ «Экмос», 2002.-352 с.

8. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация Учеб. пособ.-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.-304с.

9. Шуклин Н.Н. Экономика и социология труда: Учеб. пособ.-Киров, ВИТГУ, 2001.-212 с.

10. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.-407 с.

11. Экономика и управление в сельском хозяйстве: Учеб. для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/ Под ред. Г.А. Петраневой.- М.:Издательский центр «Академия», 2003.-352 с.

12. Экономика России: Учеб. пособ. для вузов/ Отв. ред. Б.М. Маклярский.- М.: Международные отношения, 2001.-303 с.

13. Экономика сельского хозяйства: Учеб. пособ./Под ред. В.В. Кузнецова.- Ростов на Дону: Финикс, 2003.-352 с.

14. Экономическая теория. Курс лекций: Учеб. пособ./ Отв. ред. проф. К.И.Вахитов, доц. Т.С. Ванеркина.- Чебоксары: Руссика, 2000.-137 с.

15. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учеб. пособ. Для вузов/ С.Ю. Рощин,Т.О. Разумова.-М.: Инфра-М, 2001.-398 с.

16. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда: что впереди// Вопросы экономики.-2003.-№4.-С.83-100

17. Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 г.//Российская газета.-2003.-№89.-С.9

18. Морозова Н, Шорохов В. Мотивация труда в аграрной сфере // АПК: экономика, управление.-2004.-№3.-С.51

19. Проблемы регулирования занятости населения (по опубликованным материалам) //Экономика и учет труда.-2002.-№4.-С. 57-58

20. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.- 450с.

21. Рыбаков Л.Н. Рынок труда и государственная политика занятости в регионах: Моногрфия.- Чебоксары: Руссика, 2001.-269 с.

22. Социально-экономическое положение России/ Госкомстат России.- М.: Б.и., 2003.-412 с.

23. Тарасов Н. Доходы работников сельскохозяйственных предприятий// АПК: экономика, управление.-2003.-№6.-С.57

24. Шуваев А. Детерминанты сельской занятости // Человек и труд.-2003.-№11.-С.67


[1] Экономическая теория. Курс лекций :Учебное пособие / Отв. ред. проф. К.И. Вахитов, доц.

Т.С. Ванеркина.- Чебоксары: Руссика, 2000.-137

[2] Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н.- Киров, 1994.- 231

[3] Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.- 53 с.

[4] Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.- 53 с.

[5] Экономика и социология труда: Учеб. для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина.-М.: Юнити, 1999.- 60 с.

[6] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.-75 с.

[7] Адуков Р., Адукова А. Кадровые сертификаты для сельской экономики // Экономика сельского хозяйства России.-2003.-№1.-С.16

[8] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.-85 с.

[9] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.-85 с.

[10] Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация Учеб.пособ.-2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.-38с.

[11] Шуваев А. Детерминанты сельской занятости // Человек и труд.-2003.-№11.-С.67

[12] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.-90 с.

[13] Тарасов Н., Молчанова Е. Доходы работников сельскохозяйственных предприятий // АПК: экономика, управление.-2003.-№6.-С.57

[14] Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России.-М.: Б.и., 2004.-106 с.

[15] Проблемы регулирования занятости населения (по опубликованным материалам) //Экономика и учет труда.-2002.-№4.-С. 57-58

[16] Шуклин Н.Н. Экономика и социология труда: Учеб. пособ.-Киров, ВИТГУ, 2001.-66 с

[17] Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 г.//Российская газета.-2003.-№89.- С.

[18] Экономика отраслей агропромышленного комплекса: Курс лекций/ Н.А. Попов.-М.:ИКФ Экмос, 2002.-184 с.

Похожие работы на - Состояние рынка труда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!