Роль государства в стимулировании экспорта

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    79,66 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль государства в стимулировании экспорта

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Внешнеэкономическая политика государства»

на тему: "Роль государства в стимулировании экспорта"

Выполнила студентка

группы ДМГ-402

Хлынина Н.С.

Научный руководитель

Файншмидт Е.А.

доцент кафедры ГиМУ



Москва, - 2014 г.


Содержание

Введение

Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность России

.1 Торговый оборот

.2 Сальдо платежного баланса: тенденции и основные выводы

Глава 2. Внешняя политика России на современном этапе

.1 Инструменты внешней политики России: сущность и формы реализации

.2 Таможенное регулирование экспорта

Глава 3. Внешнеторговая деятельность в России в 2014-2016 гг.

.1 Общие факторы формирования таможенно-тарифной политики

.2 Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Целью исследования данной курсовой работы является определение теоретических и методических основ роли государства в стимулировании экспорта, выявление направлений совершенствования механизма обеспечения экспорта в России, разработка методических и практических рекомендаций для повышения внешнеторговой деятельности РФ и пути совершенствования экономического развития России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

. рассмотреть внешнеэкономическую деятельность России;

. изучить внешнюю политику России на современном этапе;

. проанализировать внешнеторговую деятельность РФ в 2014-2016 гг. и выявить пути совершенствования экономического развития.

Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа состоит из следующих частей:

. введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;

. глава 1, в которой описывается внешнеэкономическая деятельность России;

. глава 2, в которой проводится анализ внешней политики России на современном этапе;

. глава 3, в которой представлено совершенствование внешнеторговой деятельности в России;

. заключение, содержащее общие выводы по работе;

. список использованной литературы, включающий 50 наименований.

Целесообразность решения проблем, возникающих в практике внешнеторговой деятельности и неполнота имеющихся разработок в области стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, определили актуальность исследования роли государства в стимулировании экспорта.

Информационной базой данной курсовой работы стали монографии, учебники, исследования Брячака М.В., Баландиной Г.В., Абрамова М.Д., Нигматулина Р.И., Холопова К.В. и других авторов.

Таким образом, теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные вопросам в области внешнеэкономической деятельности России, теории и практики журналистики, периодические издания и электронные ресурсы.

Нормативно-правовой базой курсовой работы стали данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, информационные и статистические материалы Министерства финансов Российской Федерации, публикации в экономических изданиях и др.

Объектом настоящей курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность России.

Предметом исследования курсовой работы является роль государства в стимулировании экспорта.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке методики совершенствования внешнеэкономической деятельности РФ; рекомендаций по совершенствованию экспортной деятельности и экономического развития России.


Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность России

1.1 Торговый оборот

внешнеэкономический торговый политика международный

Внешняя торговля любой страны является одним из важнейших показателей состоятельности ее экономической системы, ибо объем внешнеторгового оборота, и в особенности экспорта, служит мерилом востребованности, конкурентоспособности производимой ею продукции на внешнем рынке. На первый взгляд, по этому показателю в последнее десятилетие российская экономика демонстрируют достаточный рост валовых значений со 149,9 в 2000 г. до 845,8 в 2011 г. млрд. долл. США, т.е. в 5,64 раза. При сопоставлении с ростом ВВП за тот же период (ВВП выросло в 7,5 раз в текущих ценах) заметно отставание роста внешней торговли от уровня роста ВВП, что свидетельствует об отсутствии прямой зависимости ВВП от уровня ее конкурентоспособности на внешних рынках. Положительным достижением экономической системы РФ во внешнеторговой деятельности является улучшение структуры внешнеторгового оборота за исследуемый период 2000-2011 гг. за счет опережающего роста экспорта по сравнению с ростом объемов импорта (рис.1). Данное соотношение обусловило рост положительного сальдо торгового баланса.


Рис. 1. Показатели внешней торговли РФ в период с 2000-2011гг. (млрд. долл.)

Объем внешнеторгового оборота характеризовался поступательным ростом с 2000 г. по 2008 г. со 149,9 млрд. долл. до 763,5 млрд. долл., в 2009г. под воздействием мирового финансово-экономического кризиса величина торгового оборота сократилась на 263,8 млрд. долл. или 35,1%. С 2010г. в соответствии с общемировым трендом начался восстановительный период, когда рост оборота составил 154 млрд. долл. по сравнению с 2009 г., однако достигнуть предкризисного 2008 г. не удалось, со 114,3 млрд. долл. отставанием. Этот разрыв удалось перекрыть в 2011 г. с опережением 82,3 млрд. долл. по сравнению с 2008 г., т.е. темп прироста за три посткризисных года составил 10,8%. Сальдо торгового баланса в течение всего периода исследования с 2000-2011гг. сохраняет положительное значение.

Именно этот факт обуславливает стимулирующий эффект результатов внешнеторговых операций на экономику за счет формирования положительного платежного баланса страны. Положительное сальдо торгового баланса РФ за исследуемый период выросло с 60,1 до 198,2 млрд. долл. или в 3,3 раза. Отставание темпов роста сальдо внешнеторгового баланса по сравнению с его оборотом свидетельствует о наличии зависимости российской экономики от импорта.

В период с 2000-2011гг. объем экспорта вырос в 5 раз со 105 млрд. долл. до 522 млрд. долл. и импорта в 7,2 раза с 44,9 до 323,8 млрд. долл., то есть, несмотря на превышение объемов экспорта над импортом, скорость роста импортных поставок превышает темпы роста экспорта. Данная тенденция чревата серьезными негативными последствиями для экономической системы России.

Характер цикличности динамики показателей внешнеторговой деятельности России в период 2000-2011 гг. (рис. 2) демонстрирует прямую зависимость циклических спадов величины внешнеторгового оборота от экспорта, так как кривая темпа роста совокупного торгового оборота совмещена с кривой темпов роста экспорта, что требует дополнительного исследования экспортных операций, их характера и структуры.

Рис. 2. Темпы роста показателей внешней торговли РФ в период с 2000-2011 гг.

Рост импорта характеризуется равномерностью, что отражается в большей сглаженности кривой импорта. Кривая темпа роста экспорта, напротив, имеет выраженный характер циклических периодов, больший шаг и глубину спада, что и обуславливает аналогичный тренд кривой внешнеторговых операций. В период роста экспорта увеличивается поступление валютной выручки, что создает финансовую основу роста импортных поставок, как в сфере потребления, так и в сфере средств производства. То есть рост финансовых возможностей за счет экспорта приводит к увеличению спроса на более конкурентную по техническим характеристикам (соответственно и по качеству) продукцию. Отсюда и несовпадение периодов роста импорта и экспорта. При этом валовое превышение экспорта над импортом позволяет снижать негативное влияние циклических спадов.

Основной торговый оборот России приходится на страны ЕС, в частности, на Германию, Нидерланды, Италию, Францию, Польшу, Великобританию, Финляндию. Доля этих семи стран составила в 2011 году 41,23%, против 38,99% в 2005 году. Причины доминирования стран ЕС во внешней торговле с Россией заключаются в том, что именно страны ЕС являются основными покупателями российских экспортных товаров (энергоносителей и металлургической продукции), а также основными поставщиками в Россию импорта (машиностроительной продукции, автомобилей, продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, продукции лёгкой промышленности).

Китай также традиционно является крупным торговым партнёром России, причём его доля во внешнеторговом обороте постепенно возрастает: с пятого места в 2005 году он переместился на третье место в 2011 году. Вплотную подойдя к Германии и Нидерландам, занимающим, соответственно, первое и второе место, в ближайшие годы Китай имеет все шансы стать лидером по внешнеторговому обороту с Россией среди всех прочих стран.

Третье направление внешней торговли России - страны СНГ. Основные торговые партнёры здесь - Белоруссия, Украина и Казахстан. Доля всех этих стран во внешнеторговом обороте с Россией с 2005 по 2011 год постепенно снижается: в меньшей степени это касается Казахстана, в большей степени - Украины и Белоруссии. Причина заключается как в сокращении относительных объёмов экспорта России в эти страны, так и в снижении доли основных товаров, импортируемых из стран СНГ (сельскохозяйственная продукция, чёрная металлургия) в структуре российского импорта.

1.2 Сальдо платежного баланса: тенденции и основные выводы

Динамика стоимостных объёмов экспорта и импорта в целом ведёт себя синхронно по отношению друг к другу (рис. 3). Сальдо торгового баланса, достигнув 201,15 млрд. долл. в 2008 году, в 2011 году вновь вышло примерно на этот же уровень, достигнув 210,73 млрд. долл.

Рис. 3. Динамика стоимостного объёма экспорта, импорта и сальдо торгового баланса.

При этом с точки зрения динамики физических объёмов экспорта и импорта и средних цен на товары, ситуация у экспорта и у импорта несколько различается. Экспорт основных товаров (энергоносители, продукция чёрной и цветной металлургии) в целом демонстрирует, с одной стороны, резкое падение цен в кризис 2008 года и затем быстрое посткризисное восстановление цен, которые в настоящий момент для большинства данных товаров достигли докризисного уровня. С другой стороны, экспорт демонстрирует относительно незначительное изменение объёмов в кризис и после кризиса (по сравнению с изменением цен). Импорт же основных товаров (автомобили, продукция животноводства, продукция лёгкой промышленности) обнаруживает другие тенденции: слабое влияние кризиса на динамику цен многих товаров и существенное снижение объёмов импорта, которые по многим товарным группам пока ещё существенно уступают докризисному уровню.

В этой связи риски для России заключаются в следующем. Цены на основные экспортные товары России подвержены резким колебаниям. С другой стороны, как в сфере наращивание физических объёмов экспорта энергоносителей, так и в сфере наращивания физических объёмов экспорта металлургической продукции Россия в настоящий момент подошла к пределу своих возможностей. Потребности в этих же товарах на внутреннем рынке со временем будут только расти, и этот рост будет как минимум не уступать росту производственных возможностей, а скорее всего, превосходить его.

Цены на основные статьи российского импорта: на конечные товары массового потребления и на продукцию высокотехнологичных отраслей, машиностроения и автомобилестроения, - в долгосрочном периоде будут только расти. Их динамика, в отличие от цен на сырьевые товары, намного более устойчива во времени и значительно меньше подвержена изменениям на мировом финансовом рынке. Что касается спроса на импортные товары, то со временем, с ростом российской экономики, этот спрос также будет только возрастать, поскольку экономика пока что зависит как от импорта машиностроительной продукции, так и от импорта автомобилей. И если в некоторых секторах и возможно импортозамещение, то это верно далеко не для всех отраслей российской промышленности, поскольку, в частности, в машиностроении Россия за последние 30 лет серьёзно отстала от ведущих индустриальных стран.

Таким образом, при неблагоприятной ценовой конъюнктуре Россия рискует столкнуться с тем, что экспортные поступления начнут уступать затратам на импорт. И текущий профицит торгового баланса может смениться его дефицитом.

.1 Инструменты внешней политики России: сущность и формы реализации

Широкий спектр национальных интересов России вынуждает ее применять практически весь арсенал средств их реализации на международной арене. Набор инструментов достижения внешнеполитических целей при ближайшем рассмотрении не так уж ограничен, как это может показаться на первый взгляд.

Среди традиционных инструментов внешней политики военная сила занимает одно из первых мест. Оценка военной силы как рычага принуждения тесно связана с вопросом о выборе форм ее реализации. В теории и практике внешней политики принято различать три такие формы: применение военной силы, ее угроза и демонстрация силы.

Военная сила как средство достижения национальных интересов используется в следующих случаях: 1) когда иные средства, кроме военной силы, отсутствуют или неэффективны; 2) когда имеются другие средства, но роль военной силы абсолютизируется и признается более совершенной и продуктивной; 3) когда государство вынуждено отвечать адекватно на военный вызов другого государства; 4) когда стечение обстоятельств подталкивает государство к применению военной силы без риска получить ответный удар.

Большинство экспертов ставят под сомнение целесообразность прямого использования военной силы в качестве инструмента внешней политики. С их точки зрения, наиболее рациональным является не столько прямое обращение к силе, сколько запугивание с целью заставить противника поддаться давлению.

Другой формой реализации военной силы является ее демонстрация. Главная цель демонстрации силы состоит в том, чтобы показать потенциальному противнику способность в случае необходимости атаковать его в том или ином критически важном регионе.

Оказание военно-технической помощи зарубежным государствам представляет собой особый инструмент укрепления военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира. Военно-техническая помощь определяется как предоставление иностранным государствам продукции военного назначения на безвозмездной или иной льготной основе. Получателями военно-технической помощи России являются преимущественно государства - члены ОДКБ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан). Так, с 2006 по 2008г. Минобороны России оказало на безвозмездной основе военно-техническую помощь Киргизии на сумму 27,3 млн.долл.

Среди инструментов внешней политики России особое место занимает военное присутствие. Одним из его видов является постоянное присутствие, которое включает создание военных баз за пределами страны на чужой территории. Другим видом военного присутствия является оперативное реагирование на изменение обстановки в том или ином регионе мира с помощью вооруженных сил.

Набор экономических мер, к которым прибегают государства для защиты собственных интересов, достаточно широк. Применение таких санкций призвано оказать давление на государство для обеспечения внешнеполитических приоритетов без применения военной силы. К специальным экономическим мерам можно отнести запрет на въезд в страну представителей органов власти того или иного государства и должностных лиц. Отдельно хочется выделить такой инструмент воздействия на политику других государств, как эмбарго. Самым радикальным средством использования экономической силы является блокада.

Прямые зарубежные инвестиции служат мощным инструментом влияния на экономику и политику зарубежных стран. Их основной формой сегодня являются частные инвестиции, которые контролируются политиками страны-инвестора и играют свою роль в проведении внешнеполитического курса в отношении той или иной страны. Так, объем инвестиций России в экономку стран СНГ в 2007 г. составил более 2,6 млрд.долл.

Хорошо известно, что международная репутация любого государства определяется не только политическим весом и экономической мощью, но и культурным потенциалом. Пропаганда в зарубежных странах своего культурного достояния входит в число внешнеполитических приоритетов крупных и малых государств и по праву рассматривается неотъемлемой и полноценной частью стратегии действий на международной арене.

В реализации внешнеполитической стратегии России особая роль принадлежит внешней культурной политике. Под ней понимается система мер, предпринимаемых Правительством РФ для распространения и популяризации национальной культуры за рубежом. Посредством использования специфического инструментария, форм и методов осуществления внешняя культурная политика способна внести существенный вклад в обеспечение национальных интересов и повышение эффективности российской внешней политики.

Вещание русскоязычных СМИ за рубежом представляет собой инструмент влияния на общественное мнение и политику зарубежных стран. Российские телевидение, радиовещание и печатные издания являются для соотечественников не только поставщиками достоверных новостей из России, но и постоянным каналом связи с исторической родиной. Во многом благодаря русскоязычным СМИ соотечественники, живущие за пределами страны, не чувствуют себя оторванными от нее.

Особое значение для реализации геополитических и экономических интересов страны имеют связи в области науки и образования, которые становятся все более важным и эффективным средством внешней политики России. Значительную роль в обеспечении прав наших соотечественников, в том числе права на получения образования на русском языке, играет зарубежная сеть филиалов российских вузов. В настоящее время практически во всех государствах СНГ и странах Балтии существуют филиалы российских высших учебных заведений и постоянно создаются новые. На основании российских лицензий действуют 37 филиалов, созданных 29 российскими высшими учебными заведениями (15 государственных и 14 негосударственных вузов), такими как Московский государственный университет имени Ломоносова, Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и др. В этих филиалах обучаются 25 тыс. человек.

Среди форм реализации внешней культурной политики экспорт образования в зарубежные страны занимает одно из центральных мест. Россия занимает восьмое место по численности обучающихся иностранных граждан после США (586 тыс. человек), Великобритании (233), Германии (200), Франции (160), Австралии (157), Испании (124) и Канады (100). В настоящее время в вузах Российской Федерации обучается около100 тыс. иностранных граждан, в том числе около70 тыс. на контрактной основе и свыше 30 тыс. за счет федерального бюджета.

Формирование у зарубежной аудитории положительных взглядов на проводимую государством внешнюю и внутреннюю политику относится к сфере публичной дипломатии. Целью публичной дипломатии является обеспечение поддержки конкретных акций данного государства в международном масштабе.

Выбор средств внешней политики зависит от материальных и политических возможностей государства, которыми располагает правительство данного государства, от готовности военно-политического руководства воспользоваться имеющимися в его распоряжении средствами, от ситуации, в которой должны использоваться избираемые инструменты.

2.2 Таможенное регулирование экспорта

Экспорт России в январе-марте 2014 года составил 122,7 млрд.долларов США и по сравнению с январем-мартом 2013 года снизился на 3,0%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в январе-марте 2014 года приходилось 86,5%, на долю стран СНГ - 13,4%.

Основу российского экспорта в январе-марте 2014 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 75,2% (в январе-марте 2013 года - 75,8%).

В январе-марте 2014 года по сравнению с январем-мартом 2013 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров снизился на - 3,7%, а физический возрос - на 1,2%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса увеличились объемы экспорта угля каменного - на 14,7%, бензина автомобильного - на 11,4%, газа природного - на 8,4%, дизельного топлива - на 6,7%. При этом снизились физические объемы экспорта электроэнергии - на 37,2%, кокса - на 16,7%, нефти сырой - на 7,0%, топлив жидких - на 1,8%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в январе-марте 2014 года составила 7,3% (в январе-марте 2013 года - 7,2%). Стоимостной объем экспорта указанных товаров снизился по сравнению с январем-мартом 2013 года на 1,0%, а физический возрос - на 4,0%. Возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали - на 15,7%, ферросплавов - на 15,4%, меди и медных сплавов - на 14,9%. Физические объемы экспорта алюминия сократились - на 15,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 6,6%.

Доля экспорта продукции химической промышленности в январе-марте 2014 года составила 5,0% (в январе-марте 2013 года - 5,1%). По сравнению с январем-мартом прошлого года стоимостной объем экспорта этой продукции снизился - на 4,8%. При этом возросли физические объемы экспорта органических химических соединений - на 12,5%, метанола - на 40,9%, пластмассы и изделий из них - на 53,9%, фото и кинотоваров - на 21,0%, калийных удобрений - на 47,9%. Физический объем экспорта каучука сократился - на 11,3%, аммиака - на 27,4%.

Доля экспорта машин и оборудования в январе-марте 2014 года составила 2,7% (в январе-марте 2013 года - 3,6%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы снизился на 27,9%. Возросли физические объемы поставок оборудования электрического - на 33,8%, моторных транспортных средств - в 5,5 раза.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе-марте 2014 года составила 2,8% (в январе-марте 2013 года - 1,9%). По сравнению с январем-мартом 2013 года стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 42,8%, за счет увеличения физического объема поставок в 2,3 раза.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-марте 2014 года составила 2,1% (в январе-марте 2013 года - 1,7%). Стоимостной и физический объемы экспорта данной товарной группы возросли по сравнению с январем-мартом 2013 года на 21,5% и 18,1% соответственно. Физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов возросли на 23,3%, фанеры - на 22,0%, пиломатериалов на - 19,1%, бумаги газетной - в 1,8 раза. Объем экспорта целлюлозы снизился - на 6,5%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-марте 2014 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года по основным укрупненным товарным позициям снижение стоимостных объемов поставок сопровождалось ростом их физического объема: топливно-энергетические товары, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности.

Одновременно с этим в экспорте продовольственных товаров и сырья для их производства, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий отмечалось увеличение как стоимостных, так и физических объемов.


Глава 3. Внешнеторговая деятельность в России в 2014-2016 гг.

.1 Общие факторы формирования таможенно-тарифной политики

В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере модернизации и диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке.

Таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться под влиянием совокупности факторов институционального характера, обеспечивающих дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Наиболее значимыми среди таких факторов являются:

повышение прозрачности и предсказуемости таможенно-тарифной политики при общей тенденции к снижению уровня тарифной защиты в процессе выполнения обязательств по ВТО;

следование принципам единой торговой политики государств-участников Таможенного союза во взаимоотношениях с иностранными государствами и их объединениями на площадке ВТО, а также других международных экономических организаций;

разработка промышленной и аграрной политики, согласованной с мерами таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта, в целях поддержания отраслевых приоритетов в рамках Единого экономического пространства.

Меры таможенно-тарифной политики должны быть нацелены на решение задач модернизации и повышения конкурентоспособности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы сформировать экспортный потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение и микро - и оптоэлектроника, биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика и прочие), а также служить целям обеспечения продовольственной безопасности страны.

Определенные подходы к реализации политики будут обусловлены происходящими в мировой экономике процессами. Несмотря на имеющиеся глобальные и локальные риски, мировое экономическое развитие в среднесрочной перспективе оценивается как умеренно благоприятное. С 2014 года ожидается некоторое улучшение экономической динамики в США и странах - членах ЕС. Главными локомотивами мировой экономики останутся Китай со среднегодовым темпом прироста ВВП в размере 7,5% в 2014-2016 гг. и Индия - 6,7%.

По сравнению с 2013 годом, начиная с 2014 года, ожидается оживление международной торговли. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении ее увеличение составит 5,5% в 2014 году, при этом быстрее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и 7% соответственно в 2014 году.

Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств. Это будет означать увеличение конкурентного давления на российских производителей для внутреннего рынка и экспортеров в условиях реализации стимулирующих стратегий развития экспорта странами-партнерами.

В силу вялого спроса, в ряде случаев избыточного предложения и высокого уровня запасов в среднесрочной перспективе существенного роста мировых цен на крупнейшие позиции российского экспорта и импорта не ожидается.

Маловероятно и сильное падение цен, поскольку прогнозируется высокий спрос со стороны развивающихся рынков. Вместе с тем возможны временные скачки цен на рынках стратегического промышленного сырья и продовольствия под влиянием военно-политических, финансовых (для биржевых товаров) и климатических факторов.

В структуре экспорта в рассматриваемый период увеличатся доли продовольствия, машин и оборудования, химической продукции, металлов и изделий из них, доля минеральных продуктов к 2016 году несколько снизится.

В импорте сохранится тенденция постепенного снижения доли продовольствия, текстиля, металлов, и химической продукции при увеличении доли машин, оборудования и транспортных средств.

3.2 Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации

Принципы формирования российской позиции при осуществлении таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах будут определяться растущей привлекательностью России и Единого экономического пространства как крупного рынка сбыта для несырьевой продукции зарубежных стран, в первую очередь товаров высокой степени переработки.

Среди задач и мер по адаптации экономик государств-членов Таможенного союза к условиям членства в ВТО и функционирования в рамках Единого экономического пространства необходимо выделить следующие:

а) содействие диверсификации российской экономики.

Реализация таможенно-тарифной политики должна быть нацелена на достижение результатов по диверсификации экономики, привлечение в нее высоких технологий и ускоренное развитие экспортноориентированных промышленных производств. В этой связи принципиальными задачами в сфере таможенно-тарифного регулирования представляются следующие:

содействие увеличению добавленной стоимости, создаваемой на территории Российской Федерации и в целом на единой таможенной территории Таможенного союза;

содействие повышению конкурентоспособности выпускаемой в Российской Федерации и других государствах-членах Таможенного союза готовой продукции;

устранение барьеров для развития конкуренции, а также создание условий для замещения отсталых технологий в высококонцентрированных отраслях, где преобладает небольшое количество производителей.

Наряду с учетом национальных отраслевых и секторальных приоритетов развития, среднесрочная таможенно-тарифная политика Российской Федерации в Таможенном союзе должна обеспечивать и поддерживать согласованные направления промышленного сотрудничества, сформулированные в Решении Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 30 января 2013 г. №4.

б) либерализация импортного режима в рамках выполнения обязательств России и Таможенного союза перед ВТО.

Определяющее влияние на таможенно-тарифное регулирование импорта Таможенного союза будут оказывать обязательства России в ВТО.

Средневзвешенный уровень тарифной защиты, зафиксированный в ЕТТ ТС, по промышленным товарам снизится с 8,5 до 6,0%, а по продовольственным - с 11,2 до 8,7% в среднем до 2016 года.

Несмотря на общее снижение уровня тарифной защиты в ближайшие годы, ее изменение для разных категорий товаров будет осуществляться в различных временных периодах, что должно создавать условия для постепенной адаптации отраслей и секторов российской экономики к новым условиям. Как следует из обязательств России в ВТО, средний срок адаптации к новым тарифам составляет 3 года, при этом он существенно выше по продовольственной группе товаров: например, по мясу, молоку, растительным маслам, изделиям из сахара, винам срок адаптации достигает 5-8 лет. Наиболее короткий переходный период - 2 года в продовольственной группе товаров предусмотрен в отношении импорта цветов, тропических фруктов, кофе, семян некоторых масличных, тропических масел, мюсли и соков, а также - для шерсти.

в) совершенствование Единой системы преференций Таможенного союза.

Действующий в соответствии с Протоколом о единой системе тарифных преференций в Таможенном союзе от 12 декабря 2008 г. и Решением Коллегии ЕЭК от 16 мая 2012 г. № 46 преференциальный режим применяется в отношении импорта отдельных промышленных и сельскохозяйственных товаров, происходящих из 151 развивающихся и наименее развитых стран дальнего зарубежья, и распространяется на импорт товаров, классифицируемых по 300 товарным линиям ТН ВЭД ТС на уровне 4-го знака.

Совершенствование системы тарифных преференций будет происходить за счет упорядочения стран-бенефициаров и оптимизации предоставления тарифных преференций развивающимся и наименее развитым странам, направленным на их вовлечение в международную торговлю.

г) совершенствование таможенного администрирования.

В российском законодательстве заложены основы для продолжения работы по созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности для предпринимателей, упрощению таможенных процедур, внедрению электронного документооборота, сокращению необходимых документов и сроков совершения таможенных операций.

Сохраняет актуальность задача совершенствования правоприменительной практики, решение которой осложняется необходимостью одновременно проводить унификацию таможенного регулирования с государствами - членами Таможенного союза.

Для комплексного решения данной задачи распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р утвержден План мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» (далее - «Дорожная карта»).

«Дорожная карта» направлена на ускорение и упрощение, обеспечение прозрачности таможенных операций и процедур, на повышение эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. В результате должны быть существенно сокращены издержки предпринимателей, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

В рамках исполнения «Дорожной карты» принимаются меры, направленные на совершенствование условий осуществления деятельности в области таможенного дела, совершенствование системы разрешения таможенных споров, вырабатываются подходы к внедрению персональной ответственности сотрудников таможенных органов за принимаемые решения. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведется работа по упрощению ввоза и вывоза материалов для лабораторных и научных исследований.

д) заключение соглашений о преференциальной торговле.

Одно из главных направлений торговой, в том числе в таможенно-тарифной политики Таможенного союза в среднесрочной перспективе - совершенствование позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе для получения преимуществ от расширения торговли и улучшения доступа на внешние рынки.

В рассматриваемый период предстоит завершить консультации о присоединении к Договору о свободной торговле СНГ Узбекистана, в результате чего зона свободной торговли СНГ охватит свыше 95% взаимной торговли стран Содружества. Реализация Договора о свободной торговле СНГ станет основой для постепенной либерализации других сфер экономического сотрудничества государств Содружества, включая торговлю услугами.

В среднесрочной перспективе возможно расширение состава Таможенного союза за счет других членов ЕврАзЭС, что окажет определенное влияние на параметры таможенно-тарифной политики. В настоящее время ведется работа по присоединению Киргизской Республики к Таможенному союзу. Аналогичное желание присоединиться к Таможенному союзу демонстрирует Таджикистан.

е) отладка наднационального механизма взаимодействия и принятия решений в сфере внешнеторгового регулирования ЕЭК для своевременного введения мер защиты внутреннего рынка и интересов отечественных производителей.

Будет проведена работа по оптимизации перечня чувствительных товаров, в отношении которого решения об изменении ставок ввозных таможенных пошлин принимаются только при наличии согласия всех государств-членов Таможенного союза. В основу данной работы будет положен принцип создания транспарентных механизмов защиты интересов производителей с учетом фискальной составляющей данной работы.

С учетом вышеизложенного в краткосрочной перспективе необходимо разработать основные принципы, подходы и направления таможенно-тарифной политики Таможенного союза, в основу которой должны быть положены национальные таможенно-тарифные политики государств-членов Таможенного союза.

ж) адаптация будущих тарифных обязательств Казахстана перед ВТО в законодательство Таможенного союза.

Договоренности Республики Казахстан отличаются от договоренностей, достигнутых Российской Федерацией при присоединении к ВТО. Так, из 4116 ставок начального уровня связывания по 1885 тарифным линиям обязательства Казахстана являются более либеральными, из 5032 ставок конечного уровня связывания аналогичная ситуация складывается по 2490 тарифным линиям.

В целях минимизации негативных эффектов от снижения ставок ЕТТ ТС ввиду начала применения обязательств Казахстана в ВТО представляется необходимым рассчитать ставки начального и конечного уровней связывания консолидированных тарифных обязательств России и Казахстана в ВТО путем взвешивания объемов импорта каждого государства в совокупном объеме их импорта.


Заключение

Таможенное регулирование в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации металлов и изделий из них оказывает непосредственное влияние на доходы федерального бюджета, что обусловлено размером устанавливаемых ставок ввозных и вывозных пошлин.

В то же время имеется ряд факторов, негативно сказывающихся на доходах федерального бюджета.

Действующая ставка вывозной таможенной пошлины в отношении лома черных металлов установлена более 10 лет назад в размере 15% таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 т. За период применения указанной ставки вывозной таможенной пошлины произошел рост цен как на сырье, так и на производимую продукцию металлургических предприятий.

При сложившихся ценах на мировом рынке металлов и незначительности размера специфической составляющей комбинированной ставки вывозной таможенной пошлины недобросовестные участники ВЭД имеют возможность минимизировать таможенные платежи, занижая таможенную стоимость лома черных металлов. Цена закупки лома черных металлов на внутреннем рынке у ряда участников ВЭД нередко превышает цену его последующей продажи на экспорт.

Применение более высокой специфической ставки таможенной пошлины при вывозе лома черных металлов может гарантированно обеспечивать уплату таможенных платежей в федеральный бюджет за каждую экспортируемую тонну вне зависимости от заявленной величины таможенной стоимости, исключив возможность «манипулирования» экспортной ценой как базой для расчета размера уплачиваемой пошлины.

В законодательном порядке не урегулирован вопрос определения начала срока переработки при замене иностранных товаров эквивалентными товарами в случае вывоза с таможенной территории Российской Федерации товаров в качестве продуктов переработки до ввоза сырья для переработки согласно пункту 5 статьи 248 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Указанное фактически исключает в настоящее время применение замены иностранных товаров эквивалентными товарами (эквивалентной компенсации) при процедуре переработки на таможенной территории, предусмотренной статьей 248 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 251 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Организация взаимодействия министерств и ведомств по вопросам, связанным с применением мер таможенно-тарифной политики, а также выработкой и обоснованием предложений по изменению ставок пошлин в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории металлов и изделий из них, строилась на основе Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260.

На все проекты постановлений Правительства Российской Федерации, касающиеся вопросов изменения ставок таможенных пошлин в отношении металлов и изделий из них, Министерством юстиции Российской Федерации подготовлены заключения, свидетельствующие об отсутствии положений, способствующих созданию условия для проявления коррупции.

Список использованной литературы

1. http://www.customs.ru - официальный сайт Федеральной таможенной службы.

. http://www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

. Абрамов М.Д. Виноват не только кризис. Журнал НЭА, № 3, 2011.

. Белоусов А. Бизнес-идея развития, "Эксперт", 2012.

. Баландина Г.В. Таможня не может развиваться сама для себя, «Эксперт» №45, 2012.

. Благодарный Г. Партнерство - партнерством, а табачок… Транспорт России, № 4, 21 января 2010.

. Брячак М.В. Таможня и коммерция - вещи несовместные, Интервью, Транспорт России, №30, 26.07.2012.

. Вержбицкий А. 7 июня 2012. Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития. URL: http://www.ved.gov.ru (дата обращения: 26.05.2014).

. Кисс Р.Ю. Государство должно услышать участников ВЭД. URL: http://www. провэд.рф (дата обращения: 26.05.2014).

. Кисс Р.Ю. Таможня для бизнеса или бизнес для таможни. URL: http://www. провэд.рф (дата обращения: 26.05.2014).

. Мальцев А. Белоус А. Пресечение «серых» схем как фактор пополнения бюджета, «Таможенное регулирование. Таможенный контроль», № 4, 2011.

. Номоконов В. Заказное правосудие или "Законность по приказу?", «Новая газета во Владивостоке». 15.10.2009.

. Нигматулин Р.И. Модернизация России: проблемы и пути их решения. Изд. «Модернизация», М., 2012.

. Петраков Н.Я. Проблемы модернизации экономики России: Монография - М.: ЦЭМИ РАН, 2011.

. Полякова И. «Логистика для апельсина», газета «Транспорт России»,

декабря 2012.

. Романов А. Проблемы предварительного информирования на море.

.11.12.

. Романчук Я. Расцвет «серых» схем. Руководитель белорусского Научного исследовательского центра Мизеса, 17 января 2012.

. Рубченко М. Реквием по «Ростэку», «Эксперт», №19 (802) от 14 мая

.

. Титаренко М.Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы, М.: ИД «ФОРУМ», 2012. - 544 с.

. Холопов К.В. Зарубежный опыт и направления развития международных контрейлерных перевозок в России. Российский внешнеэкономический вестник, № 9, 2011.

. Холоша М. Российский транзит под разными углами зрения. Морские порты, №6, 2010, стр. 38-44.

. Ценжарик М.К., Ефимова Е.Г., Проблемы формирования единой таможенной территории СНГ и ЕврАзЭС, журнал «Проблемы современной экономики», № 1/2, (17/18), 2010.

. Чурсина А. Выступление на конференции Moscow Times «Таможня и

бизнес. Итоги и перспективы», состоявшейся 5 декабря в Москве.

. Шмагин Е.А. Культура и дипломатия // Международная жизнь. 2012. №3. С.61.

. Виртуальная таможня. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. URL: http://www.vch.ru. (дата обращения: 25.04.2014).

. Национальные интересы во внешней политике России («круглый стол») // Международная жизнь. 2010. №3. С.3-23.

. Российско-киргизское военное и военно-техническое сотрудничество. URL: http://www.kyrgyz.mid.ru (дата обращения: 25.04.2014).

. Объем инвестиций России в экономику стран СНГ. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.04.2014).

. О мерах по развитию и совершенствованию экспорта российских образовательных услуг: выступление Директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России В.В. Ничкова на заседании коллегии Министерства. URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения: 25.04.2014).

. По численности иностранных студентов Россия пока еще на восьмом месте в мире. URL: http://russia.edu.ru (дата обращения: 25.04.2014).

. Федеральная таможенная служба. Таможенная статистика внешней торговли. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 26.05.2014).

. Решение Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 30 января 2013 г. №4.

Похожие работы на - Роль государства в стимулировании экспорта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!