Региональный бюджет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    740,08 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональный бюджет

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра национальной экономики





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Региональная экономика»

Региональный бюджет


Исполнитель студент группы 10 НЭк

О.В. Зозуля





Оренбург 2013

Содержание

Введение

1.    Теоретические основы регионального бюджета как инструмента социально-экономической политики

.1    Понятие и сущность регионального бюджета, его функции

1.2    Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов

.3      Бюджетная система, ее принципы и бюджетное устройство РФ

2.    Анализ эффективности бюджетного процесса в Оренбургской области

.1    Методы составления и утверждение проекта бюджета РФ

2.2    Состояние и анализ регионального бюджета Оренбургской области по доходам и расходам за 2012 г.

2.3 Характеристики и пропорции бюджета г. Оренбурга

3.    Бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования

.1    Характеристика бюджета РФ, его оценка

3.2    Проблемы повышения эффективности бюджетного процесса в России

.3      Методы борьбы с дефицитом бюджета и рекомендации по его совершенствованию

Заключение

Список использованных источников

Введение

Рассматривая взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления необходимо иметь представление понятия «межбюджетные отношения», которое толкуется как взаимоотношения между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями по поводу распределения и закрепления доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Налогоплательщики озадачены формированием, утверждением и исполнением бюджета. Для них необходимо знать, на какие цели пойдут и насколько эффективно для населения будут использованы налоговые поступления. Решение проблемы, связанной с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, гарантирует снижение социальной напряженности. Именно поэтому представители различных уровней власти обязаны детально представлять, как формируются и на какие цели пойдут бюджеты.

Бюджет субъекта РФ прочно связан с движением и перераспределением ВВП и национального дохода, формируемого в секторе материального производства. Совокупный объем бюджета закреплен с уровнем развития общественного производства в регионе. Объем субфедерального бюджета также зависит от величины совокупных потребностей всего населения.

Региональный бюджет представляет собой второй уровень бюджетной системы, что является его особенностью. Он обладает самостоятельными источниками формирования доходов и направления расходования средств. Получая помощь из федерального бюджета, региональный бюджет оказывает аналогичное финансирование местным. Он необходим для обеспечения решения финансовых задач государственных органов управления субъектов Российской Федерации.

В современных условиях наблюдается регионализация социальных и экономических процессов: задачи регулирования данных процессов перетекают от центральных уровней государственной власти к региональным. Возрастает значение региональных бюджетов, через которые активно проводится экономическая политика, а область их использования расширяется.

Региональный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. На основе передачи органам власти средств, для увеличения их бюджетов, осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, содержания дорог и охраны окружающей среды. Благодаря региональным уровням государство имеет возможность выравнивать уровни экономического и социального развития территорий, которые по многим причинам отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для совершенствования ситуации такой отсталости применяют программы, финансируемые из бюджетов региона.

Представление регионального бюджета в качестве финансовой категории предполагает исследования качественных признаков и свойств, раскрывающих ее специфику и способных выделить ее из системы финансовых групп. Специфичность является основным отличием сущности регионального бюджета от бюджетов других уровней.

Актуальность темы объясняется тем, что региональный бюджет представляется одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства, является фондом, благодаря которому финансируется выполнение функций и задач региона.

Целью работы является рассмотрение экономического понятия и значения регионального бюджета, проведение анализа бюджетов РФ, Оренбургской области, г. Оренбурга.

Объектом выступает регион страны, а предметом - бюджет.

Задачи: 1) рассмотреть сущность регионального бюджета и определить его значение в экономическом и социальном развитии;

) провести анализ бюджета РФ, Оренбургской области и г. Оренбурга;

) выявить проблемы эффективности бюджета и дать рекомендации по его совершенствованию.

региональный бюджет экономический

1.      
Теоретические основы регионального бюджета как инструмента социально-экономической политики

1.1    Понятие и сущность регионального бюджета, его функции

Бюджет (от старонормадского термина «bougette» - кошелек, мешок с деньгами) представляет собой систему доходов и расходов определенного лица (семьи, организации, государства), устанавливаемую на определенный временной период.

Региональный бюджет - бюджет национально-государственных и административно-территориальных преобразований - республик РФ, ее краев, областей, автономных образований.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет данных преобразований как:

.        бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет);

.        форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач региона;

.        основной централизованный денежный фонд на территории, из которого происходит финансирование территориальных потребностей;

.        составная часть финансовой системы РФ.

К региональному бюджету РФ относятся бюджеты 83 субъектов, которые включают в себя бюджеты 21 республики, 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты 4 автономных округов и 1 автономной области. Бюджетный фонд субъектов представляется государственной собственностью. В последнее время возрастает значимость региональных и местных бюджетов, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти.

Через систему региональных бюджетов устанавливается связь между юридическими и физическими лицами, между государственной, акционерной, частной и другими формами собственности в результате изъятия доходов и их перераспределения.

Бюджет каждого субъекта Российской Федерации имеет свои особенности. Структура и размер расходов определяется множеством причин: уровнем развития экономики, ее отраслевой структурой, природными и демографическими особенностями, прогнозными темпами освоения и развития территорий и др.

К основным функциям регионального бюджета относят:

.        создание условий для повышения уровня и качества жизни населения региона;

.        развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администраций, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

.        выравнивание условий предпринимательства в территориальных преобразованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.

Возрастают требования к финансовому обеспечению полномочий органов власти субфедерального уровня, устойчивости их бюджетов, обоснованности планирования доходов и расходов. Необходимость финансирования социально-экономических расходов проявляется, прежде всего, в финансировании национальной экономики, социальной сферы (социальная политика, здравоохранение и спорт), охраны окружающей природной среды.

Современные экономисты предполагают, что системная оценка каждого бюджета должна исследоваться как:

денежные отношения (как финансовая категория экономической науки);

фонд денежных средств, централизуемых органами власти соответствующего уровня (то есть бюджет в материальном смысле);

плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня.

Региональный бюджет и свод муниципальных образований, располагающихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. [1]

Устройство региональных бюджетов показывает специфику экономики территории. Бюджетные доходы европейских районов значительно выше, чем в среднем по стране доля главных налогов (на прибыль, НДС и подоходный налог). Доля основных налогов восточных районов ниже, так как имеют свое место налоговые льготы при экспортной ориентации хозяйства. Завышена доля расходов на социальные нужды депрессивных районов и районов с неблагоприятными природно-климатическими условиями.

Региональные бюджеты подразделяются на текущий бюджет и бюджет развития. Текущий бюджет показывает доходы и расходы, обеспечивающие необходимую деятельность. Исполнение принципа экономической самостоятельности региона значительно повышает значимость регионального бюджета:

.        Является главной основой финансирования развития социальной сферы и инфраструктурного обустройства территорий;

.        Доходы бюджета зависимы от эффективности хозяйственной деятельности региона;

.        У региональных органов власти появляются инструменты экономического воздействия на предпринимательскую активность региона. Бюджет развития региона необходим для поддержания приоритетных инвестиционных проектов, финансирования социально-экономических мероприятий. [2]


1.2    Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов

Главным методологическим документом, на основе которого строятся и исполняются бюджеты, отчетности является бюджетная классификация, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы.

Доходы бюджета - это денежные средства, которые поступают в безвозмездных и безвозвратных условиях в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Доходы подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они делятся на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы представлены следующими подгруппами:

.        налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

.        налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

.        налоги на совокупный доход;

.        налоги на имущество;

.        платежи за пользование природными ресурсами;

.        налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

.        прочие налоги, пошлины и сборы

Неналоговые доходы, в свою очередь, подразделяются на:

.        доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности;

.        доходы от продажи земли и нематериальных активов;

.        поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

.        административные платежи и сборы;

.        штрафные санкции, возмещение ущерба;

.        доходы от внешнеэкономической деятельности;

.        прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления классифицируются на следующие подгруппы:

.        от нерезидентов;

.        от бюджетов других уровней;

.        от государственных внебюджетных фондов;

.        от государственных организаций;

.        от наднациональных организаций;

.        средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды (дорожные фонды, экологические фонды, Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой политики РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов).

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Например, «налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Подгруппа «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями; подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами; налог на игорный бизнес. [3]

Расходы бюджета - это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение целей и функций государственного и местного самоуправления. В зависимости от их экономического содержания они подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие идут на текущее финансирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, государственную поддержку другим бюджетам и отдельным отраслям экономики (субсидии, дотации, субвенции). Капитальные расходы идут на инновационную и инвестиционную деятельность, предоставление в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

К основным формам расходов бюджетов относят ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансферты населению; бюджетные кредиты физическим лицам, а это налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств, в т.ч. государственных или муниципальных гарантий.

Практика экономического анализа использует следующие показатели финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности развития:

.        Объем финансовых ресурсов на душу населения;

.        Средний душевой доход;

.        Средний бюджетный доход на душу населения;

.        Средний бюджетный расход на душу населения;

.        Средняя заработная плата;

.        Стоимость потребительского набора;

.        Удельный вес потребительского набора в среднедушевых доходах;

.        Прожиточный минимум. [4]

Эти показатели, рассчитанные по конкретному региону, сравниваются с соответствующими средними значениями по стране и по регионам соответствующей группы. Если эти показатели по региону ниже, чем в среднем по группе, то считается, что финансовая обеспеченность региона находится на недостаточном уровне.

Функциональная классификация - система бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных операций государства. Система имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

государственное управление и местное самоуправление;

судебная власть;

международная деятельность;

национальная оборона;

правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

промышленность, энергетика и строительство;

сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Пример, раздел «Международная деятельность» состоит из следующих подразделов:

международное сотрудничество;

участие в миротворческой деятельности;

реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ;

международные культурные, научные и информационные связи;

экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета. [5]

Сбалансированность бюджета означает равенство государственных доходов и расходов. Случай, когда доходы больше расходов, является профицитом бюджета (положительное сальдо бюджета). Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Бездефицитность бюджета не означает здоровую экономику. Всякий раз следует обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный или консолидированный) бюджет исполняется с профицитом или с дефицитом. Утверждение бюджета с профицитом нежелательно, так как это может быть связано с чрезмерной налоговой нагрузкой на экономику и снижением обоснованности и эффективности использования бюджетных средств. В случае возникновения профицита бюджета субъекта федерации целесообразно его использовать на создание и пополнение бюджетных резервов. В сложные периоды развития экономики, когда стоимость привлечения финансовых ресурсов существенно растет, использование бюджетных резервов позволяет минимизировать дополнительные расходы на привлечение источников финансирования дефицита бюджета и не допустить резкого снижения качества сбалансированности бюджета.

В экономической практике выделяют следующие виды бюджетного дефицита:

циклический дефицит государственного бюджета. Выражается в автоматическом сокращении поступлений на фоне спада (подъема) деловой активности. На фазе циклического подъема налоговые отчисления увеличиваются, а трансфертные платежи снижаются. В итоге повышается излишек бюджета и инфляционный бум сдерживается. На фазе спада цикла налоги автоматически снижаются, но растут трансферты. В результате повышается дефицит бюджета на фоне роста совокупного спроса и величины производства, что ограничивает глубину спада. Объем циклических дефицитов и излишков определяются уровнем «крутизны» графиков налоговой и бюджетной функций;

структурный дефицит государственного бюджета проявляется во время коренной ломки отраслевых структур экономик, повторяющиеся с периодичностью в 45-55 лет. Рассчитывается как текущие расходы за вычетом доходов, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости;

операционный дефицит государственного бюджета - общий дефицит бюджета за минусом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию долга;

квазифискальный дефицит государственного бюджета существует совместно с измеряемым (официальным). Данный скрытый дефицит бюджета обуславливается квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью.

Наличие бюджетного дефицита объясняется следующими причинами:

)        общий спад производства в экономике;

)        увеличение издержек общественного производства;

)        превышающий норму выпуск денег в обращение, не покрываемые товаром;

)        значительные объемы финансирования военных расходов для содержания военно-промышленного комплекса;

)        большой масштаб оборота теневой экономики;

К способам покрытия бюджетного дефицита относят:

государственные займы;

повышение ставок налогообложения;

эмиссия денег, выражаемая как в прямом выпуске, так и в косвенном - путем выпуска ценных бумаг и реализации их коммерческим банкам, которые увеличивают свои резервы и с помощью банковского мультипликатора повышают количество денег в обращении. [6]

Практически редко бюджет сбалансирован. Чаще всего возникают ситуации, когда преобладает дефицит, т.е. имеется отрицательное сальдо доходов и расходов.

1.3    Бюджетная система, ее принципы и бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.

К элементам бюджетного устройства РФ относятся:

.        Бюджетная система РФ;

.        Бюджетная классификация РФ;

.        Принципы бюджетной системы РФ.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая основана на экономических отношениях и государственном устройстве в соответствии с российским законодательством.

Она включает в себя бюджеты трех уровней:

.        Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов;

.        Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

.        Местные бюджеты.

Консолидированный бюджет это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. К примеру, консолидированный бюджет РФ состоит из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы. Данная группировка применяется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, которая обеспечивает сопоставимость данных бюджетов бюджетной системы РФ. Установление принципов назначения, устройство кодов бюджетной классификации РФ и присвоение кодов структурным частям бюджетной классификации РФ принимает на себя Министерство финансов РФ.

Бюджетная классификация определяется как сумма следующих составляющих:

.        Классификация доходов бюджетов;

.        Классификация доходов бюджета;

.        Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

.        Классификация операций публично-правовых образований. [7]

Бюджетная система России соответствует следующим принципам:

.        Единство бюджетной системы, характеризующееся единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, бюджетной отчетности, политики и т.д.

.        Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

.        Принцип самостоятельности бюджетов каждого уровня. Всякий бюджет имеет право лично расходовать их по своим потребностям, определять источники финансирования дефицита бюджета;

.        Сбалансированность бюджета говорит о том, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования бюджета. Тем временем бюджеты всех уровней должны утверждаться без профицита бюджета.

.        Эффективное и экономное использование бюджетных средств;

.        Принцип достоверности бюджета обозначает надежность и достоверность показателей бюджета, их адекватность соответствующему положению экономики. Нарушение данного принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Пример, бюджетный кризис 1997 г. (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

.        Полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и обязательном порядке;

.        Гласность, т. е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати;

.        Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств говорит о том, что бюджетные средства должны выделяться в адрес конкретных получателей с обозначениями цели их использования.

Консолидированный бюджет региона состоит из самого бюджета региона, бюджетов городов регионального подчинения, а также консолидированных районных бюджетов, каждый из которых объединяет административно входящие в состав района бюджеты местных органов власти.

Консолидированный бюджет региона (применительно к области) складывается за счет следующих налогов и сборов:

)        Налог на прибыль (по ставке 22%: для бюджетных организаций - 19%, для брокерских организаций - 25, для банков - 30%);

)        Налог на доходы видеосалонов;

)        Налог на доходы игорных домов;

)        Госпошлины за исключением госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, - 100%;

)        НДС (кроме импорта) - 25%;

)        Акцизы на спирт, водку и ликеро-водочные изделия - 50%;

)        Прочие акцизы, за исключением акцизов на нефть, бензин, газ, автомобили - 100%;

)        Налог на имущество предприятий, исчисленного по ставке 1%;

)        Налог на имущество физических лиц - 100%;

)        Подоходный налог с физических лиц, удерживаемого налоговыми органами с граждан, имеющих предпринимательский доход, - 100%;

)        Подоходный налог с физических лиц, удерживаемого предприятиями, - 90%;

)        Транспортный налог - 100%;

)        Плата за пользование природными ресурсами - 60% от общей суммы поступления, в том числе местные бюджеты - 30%;

)        Лесной доход и плата за воду - 100%;

)        Отчисления на производство минерально-сырьевой базы - 100%.

В структуре доходов консолидированного бюджета региона главное место занимает налог на прибыль. Далее, по мере снижения значимости, идут: НДС, подоходный налог с физических лиц, сборы и разные неналоговые доходы, налог на имущество. Остальные доходы бюджета составляют в его структуре менее 1/10.

В структуре расходов основное место занимают расходы на социально-культурные мероприятия (43%), на народное хозяйство, причем основную часть в расходах на народное хозяйство составляют государственные дотации, а в них, в свою очередь, большую часть занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. [8]

Региональная бюджетная система может организовываться таким образом, что все доходы изначально поступают на высший уровень, а затем распределяются по низшим бюджетам. Может существовать и такая бюджетная система, при которой верхние и нижестоящие уровни власти законодательно неограниченны в способах формирования своих доходов.

Бюджетное устройство это организация бюджетной системы, включающая три важнейших характеристики:

а) структура бюджетной системы;

б) организационные принципы построения бюджетной системы;

в) взаимосвязи бюджетов, которые объединены в бюджетной системе.

Вид бюджетного устройства устанавливается типом устройства государства. Бюджетная система унитарного государства включает два уровня - государственного бюджета и местных бюджетов органов местного самоуправления. В федеративном государстве бюджетная система состоит из трех уровней - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и юридических нормах, является частью финансовой системы РФ. Это совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. [9]

2.      
Анализ эффективности бюджетного процесса в Оренбургской области

2.1    Методы составления и утверждение проекта бюджета РФ

Главные характеристики бюджета включают общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также другие показатели, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

К основному методу создания регионального бюджета относится сценарное прогнозирование, суть которого состоит в рассмотрении нескольких вариантов развития экономики региона. Один из этих вариантов базируется на предпосылке, что ход развития регионального сообщества не будет нарушаться изменениями внутриполитической ситуации в стране, что даст возможность за год достичь стабилизации финансового и хозяйственного положения дел. Иной вариант основывается на действиях неблагоприятных факторов, препятствующих стабилизации положения дел в экономике региона.

Наблюдение за исполнением бюджета осуществляется местными органами. Помимо этого, региональная администрация осуществляет и текущий контроль, в большинстве случаев проводит оперативные исследования целевого использования выделенных бюджетных средств.

Построение бюджетов и внебюджетных фондов органами власти основывается на принципах реальности, гласности, единства и полноты. Принцип реальности определяет правдивое отражение в бюджете финансовых действий правительства, соответствие утвержденным по бюджету суммам. Принцип гласности означает доступ представителей общественности к бюджетной документации и выводам исполнения бюджета. Принцип единства и полноты предопределяют сосредоточение в бюджетах и во внебюджетных фондах всех производимых органом власти расходов и собираемых доходов, существование единой системы государства, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации. Важнейшей долей бюджета региона является региональный бюджет развития, отражающий возможности воздействия государства на инвестиционный процесс в регионе.

Целями разработки бюджета развития региона являются:

поддержка важных (приоритетных) для экономики региона инвестиционных проектов;

финансирование неэффективны, но необходимых мероприятий по развитию экономики региона;

предоставление возможности получения гарантий под кредиты на реализацию эффективных инвестиционных проектов. [10]

Право на создание проектов бюджетов берут на себя Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Составление проектов соответствующих бюджетов выполняют Министерство финансов, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Формирование бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития, прогнозе сводного финансового баланса, объем внутреннего продукта на год и темп его роста, уровень инфляции.

Первый этап составления бюджета включает разработку федеральными органами исполнительной власти и выбор прогнозного плана функционирования экономики страны на очередной год. Министерством финансов разрабатываются основные характеристики бюджета, распределяются его расходы в соответствии с функциональной классификацией расходов и рассчитываются основные доходы и расходы на средний срок. Далее в течение двух недель полученные проектировки бюджета направляются федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета.

На втором этапе распределяются предельные объемы бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям бюджетных средств, а также разрабатываются указанными органами предложения о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере. На данном этапе Министерство экономического развития и торговли РФ вырабатывает список федеральных целевых программ, надлежащих финансированию из бюджета в очередном году. Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета завершаются не позднее 15 июля настоящего года.

Правительство Российской Федерации предлагает на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на последующий год не позднее 26 августа текущего года вместе с материалами, предполагающими предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития, главные направления налоговой и бюджетной политики, прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированного бюджета РФ, расчеты по доходам и расходам бюджета.

Комитет ГосДумы, который отвечает за рассмотрение бюджета, представляет заключения о соответствии предоставленных документов и материалов требованиям статьи 192 Бюджетного Кодекса. Советом Думы выдвигается решение о принятии законопроекта на рассмотрение нижней палатой либо его возвращении в Правительство РФ на доработку. Проект в течение трех дней посылается в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам для возможных замечаний и предложений, а потом и в Счетную палату РФ на заключение.

Государственной Думой рассматривается проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях, на которые отводятся соответственно 30,12,25 и 15 дней с даты его внесения или принятия в предстоящем чтении.

В первом чтении рассматриваются концепция проекта федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, главные направления бюджетной и налоговой политики, а также основные характеристики федерального бюджета (доходы по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов, дефицит бюджета в процентах к расходам и источники его покрытия, общий объем расходов бюджета).

При отклонении в первом чтении проекта закона палата может передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, которая включает представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для выдвижения наилучшего варианта в соответствии с изложенными предложениями и рекомендациями. Возможен возврат в Правительство РФ на доработку.

В момент второго чтения утверждаются затраты федерального бюджета по разделам видов расходов в пределах общей величины расходов, утвержденного в первом чтении. При отклонении Государственной Думой во втором чтении проекта о федеральном бюджете, последний передается в согласительную комиссию.

Во время третьего чтения утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и основным распорядителям средств бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов, расходы на финансирование целевых программ и проектов, программа предоставления средств федерального бюджета на условиях возвратности по каждому виду расходов, программа внешних заимствований и т.д.

Четвертое чтение охватывает голосование за проект закона о федеральном бюджете на рассматриваемый финансовый год. Внесение в него изменений не допустимо. После принятия Государственной Думой закона он в течение пяти дней передается в Совет Федерации, так как по правилам Конституции необходимо рассмотрение его верхней палатой. В течение двух недель со дня предоставления Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете и проходит голосование за его принятие, после чего проект в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и всеобщего обнародования. [11]

Составление и утверждение бюджетов регионального и местного уровня проходит в соответствующем порядке с учетом определенных особенностей, связанных с однопалатной системой представительных органов, меньшим количеством чтений, подписанием решения о бюджете высшим должностным лицом субъекта РФ или главой муниципального образования и т.д.

При создании проектов принимаются во внимание положения и правила Бюджетного Кодекса РФ, другие нормативные акты.

2.2    Состояние и анализ регионального бюджета Оренбургской области по доходам и расходам за 2012 г.

Оренбургская область трактуется как стабильный регион. Во многом это объясняется итогом стратегического планирования и командной работы власти, как исполнительной, так и представительной. Основной план развития региона - увеличить социальную защищенность людей, обеспечить выполнение обязательств за счет устойчивого развития экономики.

В 2012 году общий объем доходов в областном бюджете составил 65,5 миллиарда рублей, что на 4,4 миллиарда выше, чем в 2011 г. Плановые назначения по доходам исполнены на 101,9 %. Расходы в сумме составили 68 миллиардов рублей, а это 93,9% от их плановых назначений. В сравнении с 2011 годом расходы увеличились на 5,7 млрд. рублей или на 9%. Большой объем принятых в области социальных обязательств и необходимость финансовой поддержки ряда отраслей экономики не дали возможности завершить 2012 год без дефицита, объем которого составил 2,5 миллиарда. Однако Оренбургская область - один из регионов-лидеров по эффективности бюджетных расходов и качеству управления региональными финансами.

Касательно промышленности, так в 2012 году произведено и отгружено товаров собственного производства на сумму 562 млрд. рублей. Индекс промышленного производства равен 100,6%. Рост незначительный, но экономика Оренбургской области сильно завязана на экономику страны, в которой сейчас сложилась непростая ситуация, особенно с учетом присоединения к ВТО.

Общий объем продукции сельского хозяйства в 2012 году составил 62,9 млрд. рублей, а индекс производства продукции животноводства увеличился до 103,6%. Поголовье мясного скота за три последних года вырос на 23%. АПК Оренбуржья в 2012 году получил около 4,5 миллиарда от государства.

В 2012 году на развитие экономики и социальной сферы Оренбургской области инвестировано более 150 миллиардов рублей - это плюс 25% к 2011 году. На сегодняшний день в области вводятся в исполнение более десятка перспективных инвестиционных проектов.

Главным успехом реализации транспортной сферы является реализация проекта возрождения региональных и местных авиаперевозок. Менее чем за год было организовано авиасообщение с городами Приволжья и Урала.

За 2012 год работы областного дорожного фонда финансирование дорожного строительства возросло в сравнении с 2011 годом более чем в два раза и превысило 6 млрд. рублей. Было капитально отремонтировано 525 км автодорог. За счет субсидий в размере 141 млн. рублей, привлеченных из федерального бюджета, обеспечена круглогодичная связь с областным и районными центрами 13 населенных пунктов, в которых проживает 3000 человек.

Касательно строительства контрольный показатель по вводу жилья в 2012 году не был исполнен. Вместо намеченных 810 тысяч было введено 704 тысячи квадратных метра. На 2013 год запланирована передача 772 тысяч квадратных метров жилья. Для наилучшего выполнения поставленного плана нужно решить проблему дефицита земельных участков, которые обеспечены инфраструктурой. Объемы жилья характеризуют динамику совершенствования региона и она должна быть положительной.

В 2012 году на восстановление инженерных систем и объектов коммунальной инфраструктуры было направлено свыше 1,0 млрд. руб. За счет средств федерального, областного и местных бюджетов проложено около 242 километра тепловых, водопроводных сетей и 9,6 километра канализационных сетей. Также было построено 42 новых котельных, а реконструировано 11.

В 2012 году Оренбургской областью получено из Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов 315 миллионов рублей, на перемещение граждан из аварийных домов 224 миллиона рублей. В нынешнем, 2012, году направлено более 1 миллиарда рублей на капитальный ремонт и реконструкцию 223 многоквартирных домов и переместить из 97 аварийных жилищ 646 семей. В итоге улучшены жилищные условия более 23 тысяч оренбуржцев. До 2015 года Оренбуржье примет еще порядка 2 миллиардов рублей на уничтожение ветхого и аварийного жилого фонда.

Денежные доходы на душу населения в 2012 году в сравнении с 2011 годом возросли на 14,5% и были равны 16350 рублям. Увеличение реально располагаемых денежных доходов составило 8,3%. Среднемесячная заработная плата на декабрь составила 19500 рублей. Рост - 14,2% к 2011 году. Число безработных в декабре 2012 года равно 11 тысячам человек. Уменьшение по сравнению с 2011 годом - 21 процент. Степень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 января 2013 года составила 0,9%. [12]

Касательно демографии, так в 2012 году впервые за много лет в Оренбургской области был замечен естественный прирост населения. Число родившихся возросло в сравнении с 2011 годом на 7%, число умерших сократилось почти на два. В результате население Оренбуржья было увеличено на 1511 человек. Средняя продолжительность жизни - 69 лет.

Рисунок 1 - Данные по исполнению консолидированного бюджета Оренбургской области на соответствующие месяца и года, млрд.руб.

Анализируя исходные данные по представленным месяцам можно сделать вывод о том, что фактическое выполнение бюджета имеет скачкообразный характер. Фактическое исполнение бюджета за декабрь 2011 составило 105,9% в сравнении с планом (+5,9%); июль 65,6% (-34,4%); фактический бюджет декабря 2012 года увеличен на 4,2% по сравнению с планом; август 2013 года характеризован 54,4% (-45,6%). Притом консолидированный бюджет августа 2013 года значительно мал, в сравнении с исходными данными.

По прогнозам на 2014-2015 гг. доходная часть Оренбургской области будет напряжена, и во избежание этого необходимо умножение всех сил по мобилизации доходов в казну области. Доходы 2014 года составят 73,4 млрд. рублей, на 2015 год - 78,9 млрд. рублей. Расходы прогнозируются в объемах: 82,3 и 88,6 млрд. рублей по годам соответственно.

Бюджет области по доходам описан следующим образом: на 2014 год - 62,5 млрд. рублей, на 2015 год - 67,3 млрд. рублей. Расходы: 2014 год - 71,1 млрд. рублей; 2015 год - 76,6 млрд. рублей.

Прогнозы налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет таковы: 2014 год - 58,5 млрд. рублей, в 2015 году - 63,3 млрд. рублей.

Как и прежде, основными доходами бюджета будут налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и акцизы. Их совокупная часть объема налоговых и неналоговых доходов бюджета области равна 96%, что значительно завышает их значимость. [13]

.3 Характеристики и пропорции бюджета г. Оренбурга

Бюджет города Оренбурга за 2009 год исполнен по доходам на 100,2% от годовых назначений. Общая сумма доходов за 2009 год фактически составила 7972,8 млн. руб. Исполнение бюджета города Оренбурга за 2009 год по расходам составило 7 952,8 млн. руб. при уточненном плане 8 415,9 млн. руб., выполнение составило 94,5 % от годового плана.

Исполнение бюджета города Оренбурга за 2010 год по доходам составило 9084,5 млн. руб. или 103% от плановых назначений. Исполнение бюджета по расходам составило 9055,6 млн. руб. или 98% от плановых назначений.

Бюджет города Оренбурга за 2011 год исполнен по доходам на 104,2% от годовых назначений. Общая сумма доходов за 2011 год фактически составила 4906,3 млн. руб. Исполнение бюджета города Оренбурга за 2011 год по расходам составило 435,9 млн. руб. при уточненном плане 463,3 млн. руб., выполнение составило 94,1 % от годового плана.

 Рисунок 2 - Доходы г. Оренбурга за первые 3 месяца и 1ое полугодие соответствующего года (тыс. руб.)

В соответствии с рис. 2, доходы г. Оренбурга за первые 3 месяца 2012 года снизились на 70837 тыс.руб., по сравнению с 2011 г., и составили 941674 тыс. руб. Доходы первого полугодия соответствующего года снизились на 214156 тыс.руб. и составили 2164950 тыс.руб.

Доходы г. Оренбурга за первые 3 месяца 2013, по сравнению с 2012 г., увеличились на 172880 тыс.руб. и составили 1114554 тыс.руб. Доходы первого полугодия соответствующего года увеличились на 250943 тыс.руб. и составили 2,415 млн.руб.

Расходы г. Оренбурга за первые 3 месяца 2012 года увеличились на 11031 тыс.руб., по сравнению с соответствующим периодом 2011 года, и составили 101015 тыс.руб. Расходы за первое полугодие 2012 года снизились на 1042 тыс.руб., по сравнению с первым полугодием 2011 года, и составили 204690 тыс.руб.

Рисунок 3 - Расходы г. Оренбурга за первые 3 месяца и 1ое полугодие соответствующего года (тыс.руб.)

Расходы г. Оренбурга за первые 3 месяца 2013 года увеличились на 6746 тыс.руб., по сравнению с соответствующим периодом 2012 года, и составили 107761 тыс.руб. Расходы за первое полугодие 2013 года увеличились на 81955 тыс.руб., по сравнению с первым полугодием 2012 года, и составили 286645 тыс.руб.

При анализе дефицита и профицита бюджета необходимы точные данные по доходам и расходам бюджета г. Оренбурга как для выявления наименьших расходов и доходов и соответствующих им годам, так и для наибольших расходов и доходов.

Таблица 1 - Дефицит и профицит г. Оренбурга за 2009-2012 гг. (тыс.руб.)

Наименьший доход приходится на 2009 год и составляет 7972,8 тыс.руб.; профицит бюджета в этот период составляет 20 тыс.руб., за вычетом расходов 7952,8 тыс.руб. из доходов.

На 2010 год также приходится положительное сальдо, равное 28,9 тыс.руб., рассчитанное как доходы 9084,5 тыс.руб. за вычетом расходов 9055,6 тыс.руб.

год, аналогично, охарактеризован профицитом бюджета, равным 205,2 тыс.руб., где доходы 2011 года, равные 10493,4 тыс.руб., максимальны в сравнении с рассматриваемыми годами.

Дефицит бюджета, составляющий 219,8 тыс.руб., приходится на 2012 год, где разница между доходами 10283,8 тыс.руб. и расходами 10503,6 тыс.руб. и составляют отрицательное сальдо.

Рисунок 4 - Доходы и расходы бюджета г. Оренбурга (тыс.руб.)

Начиная с 2009 года по 2012 год постепенно увеличились налоговые доходы и безвозмездные поступления.

На 2014 и 2015 год были оглашены главные характеристики бюджета Оренбурга, который характеризует общий объем доходов на 2014 год в сумме 9,4 млрд. руб. в том числе безвозмездные поступления от иных бюджетов бюджетной системы РФ (4,3 млрд. руб.);

год - общий объем доходов 9,8 млрд. руб., в том числе безвозмездные поступления от иных бюджетов бюджетной системы РФ (4,4 млрд. руб.).

Общий объем расходов на 2014 год исчислен на сумму 9,7 млрд. руб., включающие условно утвержденные расходы на сумму 404 млн. руб.; 2015 год - 10,1 млрд. рублей, включающие условно утвержденные расходы на сумму 649 млн. руб.

Дефицит бюджета города Оренбурга составит в 2014 году 256 млн. руб., а в 2015 году - 271 млн. рублей. Таким образом наблюдается постепенное увеличение дефицита. [14]

3.     
Бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования

3.1    Характеристика бюджета РФ, его оценка

Федеральный бюджет Российской Федерации является ведущим звеном бюджетной системы, которое объединяет основные финансовые категории: государственный кредит, расходы, налоги. Федеральный бюджет также характеризуется как главный финансовый план государства на финансовый год, который после его утверждения Федеральным Собранием имеет силу в виде федерального закона. С экономической точки зрения федеральный бюджет - форма образования и использования централизованного фонда денежных средств РФ. Через него мобилизуются финансовые ресурсы для регулирования экономики страны, реализации социальной политики, укрепления обороны. Распределительная функция федерального бюджета заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, регионами, производственной и непроизводственной сферами, перераспределении национального дохода и валового внутреннего продукта. В Конституции РФ закреплено право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет (статья 71), а в Бюджетном кодексе регламентирован последовательность его формирования и исполнения.

Структура доходов федерального бюджета определяется как потребностями государства в финансовых ресурсах, так и особенностями проводимой экономической политики. Расходы федерального бюджета определяются функциями государства.

Отчет бюджета состоит из:

)        отчет об исполнении бюджета;

)        баланс исполнения бюджета;

)        отчет о финансовых результатах деятельности;

)        отчет о движении денежных средств;

)        пояснительную записку.

Федеральным казначейством составляется и представляется в Министерство Финансов бюджетная отчетность Российской Федерации, затем в Правительство. Отчет об исполнении федерального бюджета за определенный промежуток времени (первый квартал, полугодие, девять месяцев текущего года) утверждается Правительством РФ и направляется в Государственную Думу и Счетную палату РФ. Годовой отчет об исполнении федерального бюджета рассматривается Государственной Думой и утверждается федеральным законом. [15]

Необходимо более подробно рассмотреть, какая сумма была зачислена в федеральный бюджет Российской Федерации с помощью налоговых и неналоговых поступлений, а какая сумма была израсходована на государственные нужды.

Рисунок 5 - Доходы и расходы государственного бюджета РФ, млрд. руб.

Рисунок 5 показывает динамику доходов и расходов бюджета России 2008-2013 гг., которая выражает следующие данные: максимальные доходы бюджета приходятся на 2011 год, равные 14 106 млрд. руб., однако к 2012 году наблюдается стремительное снижение этого показателя на 22,7% и составляет 9 503 млрд.руб. В то же время происходит постепенное увеличение расходов бюджета России. 2012 год характеризуется отрицательным сальдо федерального бюджета, разница которого составляет 1 734,4 млрд.руб. Дефицит бюджета в 2013 году сокращен на 40,3% в сравнении с 2012 годом, что улучшает финансовое положение.

Таблица 2 - Консолидированный бюджет доходов РФ, млрд.руб.


Практически все показатели доходов имеют всеобщую тенденцию к постепенному увеличению. Налоги на прибыль и доходы в 2010 году были снижены, в сравнении с 2009 годом, на 19,2%, а это на 82 млрд. руб.; в 2011 году, в сравнении с 2010 годом, на 11,2%, т.е. на 47,7 млрд. руб.; в 2012 году произошло увеличение данного показателя, в сравнении с 2011 годом, на 30%, а это на 163,2 млрд. руб.

Налоги на товары (работы и услуги), реализуемые на территории РФ в 2012 году увеличены, по сравнению с данными на 2009 год, на 54,9%, что вдвое больше; с данными на 2011 год, на 11%.

Категория «Прочие доходы» в 2010 году снижена, по отношению, к 2009 году, на 39,3% или на 387,6 млрд.руб. [16]

Для вычисления факта, бюджет какого года является дефицитным, а какой профицитным, необходимо также рассмотреть бюджет расходов Российской Федерации.

Большими темпами возрастают межбюджетные трансферты и затраты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата. Уменьшались расходы на строительство дорог, развитие экономики, а также процентные расходы (обслуживание внешнего долга).

Таблица 3 - Консолидированный бюджет расходов РФ, млрд.руб.


Расходы 2012 года превышают расходы 2011 на 13,8%. Затраты на национальную безопасность, в этот период, увеличены на 400 млрд.руб. В свою очередь были снижены расходы на 11,2% на жилищно-коммунальное хозяйство. Финансирование образования в 2012 было увеличено на 12,8%, охрана окружающей среды на 10,6%, социальная политика на 15,8%, национальная экономика на 14,7%, национальная безопасность и правоохранительная деятельность на 21,3%, национальная оборона на 16,4%, общегосударственные вопросы на 5,6%. В целом, консолидированный бюджет характеризуется всеобщим увеличением расходов.

Рисунок 6 - Динамика государственного внешнего долга России за период 1991 - 2013 гг. (млрд.долл. США)

Начиная с 2000 года внешний долг стремительно сокращался, а в 2005 году и вовсе вызвал падение примерно на 30%, с 114,1 до 76,5 млрд.долл. Пик максимального долга пришелся на 1999 год, равный 158,7 млрд.долл. Минимальный государственный внешний долг приходится на 2012 год, а это 33,5 млрд.долл. США, однако в дальнейшем идет его увеличение.

Рисунок 7 - Общий внешний долг (частного и федерального сектора) России, млрд. долл.США

Анализ данных о государственном долге показывает, что с каждым годом происходит стремительное увеличение показателя. Минимальный государственный долг, равный 126,7 млрд.долл. США, приходится на 1995 год. Наблюдается понижение данного показателя с 188,4 млрд.долл. в 1999 г. до 146,3 млрд.долл. в 2002 году. Резкий рывок показал 2008 год, где государственный долг составил 471 млрд. долл. США. На данный период, сентябрь 2013 года, этот показатель составляет 720 млрд. долл. [17]

В сентябре 2013 года на пленарном заседании Госдумой РФ был принят закон «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый 2014-2015 годы». За принятие документа проголосовали 299 депутатов, против - 147. Дефицит бюджета России ожидается в размере 512,4 млрд. руб., что является 0,8% от общего объема ВВП. Доходы прогнозируются в объеме 12 трлн. 866 млрд. руб., расходы - 13 трлн. 387 млрд. руб. Ожидаемый объем ВВП ожидаем на сумму 66 трлн. 515 млрд. руб., уровень годовой инфляции примерно равен 5,5%. [18]

Верхняя граница внутреннего государственного долга равна 6 трлн. 601 млрд. руб., внешнего госдолга - 66,2 млрд. долларов или 53 млрд. евро.

В 2014 и 2015 гг. ожидается увеличение государственных расходов в область образования, здравоохранения, ЖКХ, что приведет к улучшению жизнедеятельности населения.

3.2    Проблемы повышения эффективности бюджетного процесса в России

Повышение эффективности расходов бюджета на предоставление услуг населению является одной из основных задач современной политики бюджетного планирования и реформирования всех уровней системы общественных финансов. Государство должно приводить доказательства того, что потраченные средства бюджета приносят какой-либо результат. Выраженные результаты должны быть правдивы и подтверждаться определенными цифровыми данными по статьям, программам, проектам финансирования бюджета. Здесь и возникает проблема, которая является повышением эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы. Эффективность понимается как соотношение результата от какого-либо мероприятия и его затрат, как количественно, так и качественно.

Бюджетная эффективность выражается в виде преобладания доходов бюджета над его расходами, связанных с необходимостью решения поставленных задач. Бюджетный дефицит также может быть представлен как разница между расходами правительства и действующими налогами. К тому же, если объем расходов правительства и ставки налогов не изменяются, то дефицит бюджета способен увеличиваться посредством иных факторов, влияющих на производство национального дохода.[19]

В отечественной практике способом повышения эффективности расходов бюджета являются также притягивание к предоставлению бюджетных услуг частного сектора, изменение организационно-правовой формы бюджетных учреждений, что влечет за собой увеличение их самостоятельности в распоряжении ресурсами, ответственности за достижение результатов и повышению эффективности расходования бюджетных средств.

Довольно часто происходит несвоевременное выплачивание средств на финансирование сельского хозяйства, рыболовства, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Увеличение временного запаздывания между установленными и фактическими сроками выдачи бюджетных ассигнований ведет к повышению задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Неосуществление государством собственных обязательств ведет к нарушению денежного оборота и финансовой стабильности. Многие вопросы могут быть разрешены при снижении встречных финансовых потоков, так как на сегодняшний день их достаточно много. [20]

Основными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время включают в себя:

закрепление доходных источников за бюджетами соответствующего уровня;

отработка устройства определения фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

выявление финансовых полномочий по расходованию средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.

На сегодняшний момент существуют такие главные направления повышения эффективности расходов бюджета, как:

.        Внедрение инструментов бюджетного регулирования. В условиях рыночной экономики важное место в бюджетных доходах и в регулировании межбюджетных отношений отводят налогам.

Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке; это основная форма доходов государства, помимо этого налоговый механизм необходим для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Основные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль.

.        Реформирование бюджетного сектора, к которому относили систему бюджетных учреждений, но после вступления в силу закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений» от 8 мая 2010 года следует говорить не о бюджетном секторе, а о секторе государственных и муниципальных учреждений. Этот сектор включает организации разного профиля, однако основную его часть занимают учреждения отраслей социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта.

В региональной бюджетной системе значительную долю занимают учреждения социальной политики (29,1%), образования (18,4%), здравоохранения (10,9%) и занятости (8,3%) и иные сферы деятельности (33,3%). На финансирование перечисленных отраслей идут огромные средства, поступающие из разнообразных, прежде всего бюджетных источников. В настоящее время доля расходов на эти отрасли в затратах консолидированного бюджета включают более 50%.

Соответственно, под реформированием бюджетного сектора понимается реформирование сектора государственных и муниципальных учреждений отраслей социальной сферы.

.        Развитие финансового менеджмента в государственном секторе. В РФ на сегодняшний день регулирование финансового менеджмента в государственном секторе находится на начальной стадии формирования. Главные усилия по внедрению оценки качества финансового менеджмента в практику работы прилагаются, большей частью, на федеральном уровне - Минфином Российской Федерации. Здесь необходимо повышение качества финансового менеджмента, так как одной из главных проблем является малый уровень менеджмента в общественном секторе.

Финансовый менеджмент - устройство, с помощью которого управляются и контролируются финансовые аспекты деятельности государственного органа по решению поставленных задач. Система предполагает предоставление большой свободы принятия решений тем, кто управляет бюджетными расходами и результатами. Финансовый менеджмент в общественном секторе - это процессы и процедуры, способствующие результативности использования ресурсов: выявление наилучших способов применения ограниченных ресурсов для достижения целей социально-экономической политики; предоставление эффективного исполнения принятых решений; поручение ответственности за деятельность и ее результаты. Для того, чтобы предоставлять общественные услуги наилучшего качества при повышении эффективности и результативности бюджетных расходов, необходимо поэтапно реформировать все фазы бюджетного цикла путем введения современных процедур и процессов финансового менеджмента в общественный сектор. [21]

В.В. Путин раскритиковал исполнение бюджета РФ, заявляя, что некоторые федеральные программы никак не реализовываются, а только остаются на бумаге. «Мы постоянно говорим об одном и том же - исполнение бюджетов идет хаотично, крайне неравномерно. В конце года начинается аврал, спешное освоение средств. Если что-то здесь и меняется, то недопустимо медленно и микроскопическими шагами… Многие бюджетные статьи и программы страдают некорректностью и аморфностью», - заявил Владимир Путин. Были даны поручения ужесточить ответственность в сфере финансов.

Актуальный механизм бюджетного финансирования является неэффективным, так как не связан с результатами деятельности бюджетных учреждений. Содержание квазибюджетных организаций (наибольшую долю доходов которых составляют доходы от платных услуг) тормозит увеличение объемов финансирования тех учреждений, которые создают государственные услуги на нерыночной основе. Недостаток правовой регламентации действий администрации бюджетной организации по распоряжению доходами от предпринимательской деятельности ведет к безрезультатному использованию данных средств.

3.3    Методы борьбы с дефицитом бюджета и рекомендации по его совершенствованию

Под дефицитом понимается превышение расходов над доходами в пределах полного бюджетного года. В случае превышения доходов над затратами говорят о бюджетном профиците.

В идеале бюджет любого уровня сбалансирован, но из-за воздействия разнообразных факторов (политических, экономических, природных и т.д.) часто возникает ситуация, при которой доходы бюджета не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Выделяют множество причин, которые вызывают дефицит бюджета:

.        Уменьшение общественного производства;

.        Массовый выпуск денег;

.        Беспричинно раздутые социальные программы;

.        Завышенные затраты на финансирование ВПК;

.        Оборот в больших масштабах «теневого» капитала;

.        Непроизводительные расходы, приписки, хищения и т.д. [22]

Для финансирования дефицита бюджета используются разнообразные источники, которые подразделяются на внешние и внутренние.

К источникам внутреннего финансирования регионального бюджета относят:

)        Разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

)        Разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

)        Разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта РФ другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

)        Разница между полученными и погашенными субъектом РФ в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

)        Разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

)        Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ в течение соответствующего финансового года;

)        Иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.

Источники внешнего финансирования включают в себя:

)        Разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

)        Разница между полученными и погашенными субъектом РФ кредитами иностранных банков в иностранной валюте;

)        Иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации; объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта РФ в иностранной валюте, в случае если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу; объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте. [23]

К основным методам борьбы с бюджетным дефицитом и государственным долгом относят:

а) принятие ежегодно сбалансированного государственного бюджета;

Одинаковое повышение государственных расходов и доходов ведет к увеличению равновесного реального ВВП на величину, эквивалентную этому увеличению. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Ежегодное принятие сбалансированного бюджета не является экономически нейтральным. Рекомендации о внесении поправки в конституцию, предполагающей обязательный ежегодно сбалансированный бюджет, широко поддерживаются.

б) увеличение доходов за счет установления новых федеральных налогов или введение более высоких ставок существующих налогов;

Налоговые доходы бюджетов включают предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства Российской Федерации. По экономическому определению налоговые доходы бюджетов - это финансовые средства, собираемые в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней бюджетной системы Российской Федерации в процессе налогообложения.

В России налоговые доходы составляют свыше 90% поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны, что может обеспечивать значительное увеличение объема бюджета.

в) использование методов разумной приватизации экономики с помощью продажи государственных активов;

д) снижение военных затрат. Под военными расходами следует понимать общие текущие и капитальные затраты на содержание вооруженных сил, министерства обороны и прочих государственных учреждений, занимающихся оборонной деятельностью, военный космос, снабжение военнослужащих, содержание армии, закупку вооружений, исследования и разработки, военную помощь другим государствам. [24]

Военные затраты присутствуют в государственных бюджетах большинства стран мира. Их объем колеблется от страны к стране в пределах 0,5-10% внутреннего валового продукта. По величине объема данных расходов РФ поднялась на шестое место в мире, опустив Германию на шестое место. В долларовом выражении военные затраты России в 2012 году превысили показатели докризисного 2008 года.

Сбалансированность бюджета можно достигнуть как при его составлении, так и при его исполнении. При его формировании необходимо принять во внимание следующие рекомендации:

.        Лимитирование планируемых расходов, установление предельных объемов финансирования, нормативов финансовых затрат;

.        Создание эффективного механизма разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и наделение этих органов адекватными доходными источниками;

.        Изыскание резервов роста доходов, поступающих в бюджет;

.        Совершенствование механизма предоставления финансовой помощи из бюджетов других уровней;

.        Использование эффективных форм бюджетных заимствований.

При создании бюджета он должен быть сбалансирован не только в сумме годовых назначений по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, но и при поквартальном разделении. В данном случае органам, составляющим бюджет, нужно использовать оборотную кассовую наличность, свободные остатки бюджетных средств, которые образовались на начало текущего финансового года.

При исполнении бюджета главными рекомендациями, позволяющими поддерживать его баланс, считаются:

.        Установление и ознакомление бюджетополучателей с лимитами бюджетных обязательств;

.        Использование процедуры принятия и подтверждения исполнения денежных обязательств;

.        Снижение расходов бюджета при невыполнении;

.        Применение дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов;

.        Задействовать налоговое законодательство за соблюдением контроля, а также за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. [25]

Как было отмечено ранее, сбалансированность бюджета является довольно редким случаем в практике составления. Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально- экономическому развитию государств.

Заключение

Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты. Бюджет субъекта РФ или региональный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В расходах бюджета выражаются две стороны единого распределительного процесса: деление бюджетного фонда на составные части, связанные с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, а также используемые на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы и формирование денежных средств для оказания государственных услуг социального характера (текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, государственная поддержка другим бюджетам и т.п.), ведь для эффективного функционирования бюджетной системы особое значение имеет правильное, с наибольшей отдачей, расходование.

Часто возникает ситуация, когда преобладает дефицит, то есть расходы превышают доходы. Отрицательному сальдо способствуют массовый выпуск денег, снижение общественного производства, хищение и непроизводительные расходы.

Главные методы борьбы с дефицитом бюджета и государственным долгом включают в себя принятие ежегодно сбалансированного баланса, повышение доходов за счет введения новых федеральных налогов или увеличения ставок действующих, снижение военных затрат и выход правительства на мировой рынок.

В последние годы была решена задача определения финансовой стабильности. Бюджетная политика РФ направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ в соответствии с программой социально-экономического развития, которая включает:

)        Усовершенствование управления действующей сети получателей бюджетных средств;

)        Введение новых механизмов финансирования бюджета;

)        Расширение возможностей привлечения организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет государственного финансирования;

)        Создание условий для преобразования организаций бюджетного сектора в иные организационно-правовые формы.

Таким образом, выделяются следующие аргументы, раскрывающие роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии:

Во-первых, формирование финансовой базы функционирования региональных органов власти, благодаря чему образуются денежные фонды административно-территориальных образований, способствующие выполнению задач общего назначения.

Во-вторых, создание региональных бюджетов дает возможность регионам проявлять самостоятельность в финансово-хозяйственной сфере в расходовании средств на социально-экономические программы развития региона, в том числе на развитие образовательных и медицинских учреждений, культуры, муниципального жилищного фонда и выполнение вопросов местного назначения.

В третьих, благодаря региональным бюджетам происходит выравнивание уровней экономического и социального развития регионов: обеспечивается благоустройство сел и городов, развитие сети дорог и т.д.

В четвертых, органы власти могут повышать или снижать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

В пятых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы могут воздействовать на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, а также создавать новые рабочие места и влиять на решение проблемы снижения безработицы на территории региона.

Значение бюджета субъекта Российской Федерации заключается в том, что он является основным инструментом, через который осуществляется региональная финансовая политика, которая направлена на обеспечение экономического роста и стабилизацию производства.

Список использованных источников

1     Региональная экономика. Основной курс: учеб. для вузов/ под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.:ИНФРА-М, 2012. С. - 348-350

2       Региональная экономика: учебник/ Т.Г. Морозова. - М.:ЮНИТИ, 2006. - С. -12

         Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2012. С. - 225

4     Шиканов К.Ю. Показатели бюджетной эффективности и их характеристика/ К.Ю. Шиканов// Региональная экономика, 2012. -№11. - С. 23-24

5     Родионова И.А. Региональная экономика: учеб. пособие для вузов/ И.А. Родионова. - М.: Экзамен, 2004. С. - 176

6       Мамий Е.А. Анализ регионального бюджета: теория и практика/ Е.А. Мамий // Региональная экономика: теория и практика, 2007. -№ 12. С. 47-51

         Турумова К.Д. Бюджетное устройство России (федеральный аспект)/ К.Д. Турумова// Региональная экономика, 2010. - №14. С. -11-12

         Евсеева И.В. Влияние налогов и сборов на формирование доходной части бюджетов/ И.В. Евсеева// Налоги, 2009. -№4. -С. 14-19

9     Лахтин В.М. Основы бюджетного устройства/ В.М. Лахтин// Экономист. - М.,2010.-№10.-С.-13

10     Василькевич А.Л. Методы формирования бюджета/ А.Л. Василькевич// Финансы. - 2010. - №12. - С. 14-15

11   Арбатская Ю. Реализация федерального бюджета (федеральный аспект)/ Ю.А. Арбатская// Финансовое право, 2006. - С. 30-34.

12     Портал правительства Оренбургской области. Бюджет Оренбургской области

         Власенкова Е.А. Бюджет Оренбургской области/ Е.А. Власенкова // Региональная экономика: теория и практика, 2013. - №16. - С. 45-49

         Бюджет города Оренбурга

         Сазонов С.П. Финансовое обеспечение федерального бюджета. Взаимоотношение федерального и региональных бюджетов/ С.П. Сазонов// Финансы, 2009. -№10. -С. 7-11

         Министерство финансов Российской Федерации. Федеральный бюджет

         Бюджетный калькулятор РИА Новости - россияне смогут сверстать бюджет РФ

         Татуев А.А. Бюджет РФ и его экономические программы/ А.А. Татуев// Финансы и кредит, 2013. - №5. - С. 27-35

         Господарчук Г.Г. Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления/ Г.Г. Господарчук //Финансы и кредит, 2013. -№4. - С. 29-34.

         Истомина Н.А. Бюджет субъекта Федерации как инструмент регулирования социальной сферы региона/ Н.А. Истомина// Региональная экономика: теория и практика, 2012.-№35. - С. 57-62

         Замятина Н.В. О повышении эффективности бюджетов / Н.В. Замятина // Региональная экономика: теория и практика, 2012. - №7. - С.37-44

         Кривоносова Н.Я. Методика оценки эффективности региональной бюджетной политики/ Н.Я. Кривоносова// Известия Иркутсткой государственной экономической академии, - 2009. - №3. -С. 20-23

         Обсуждаются проблемы финансирования региональных и местных бюджетов // Финансы, 2010. -№7. - С. 10-19

         Перонко И.А. Поддержание финансово-экономической стабильности региона/ И.А. Перонко// Финансы, 2011. -№5. -С. 13-17

25 Филимонов А.А. Стабильность баланса как основная цель бюджетной политики/ А.А. Филимонов// Региональная экономика: теория и практика, 2012. - №8. - С. 31

Приложение А

Таблица 4 - Сведения об исполнении бюджета г. Оренбурга по доходам за 2009 - 2012 гг. (тыс.руб.)


Приложение Б

Таблица 5 - Исполнение бюджета г. Оренбурга по расходам за 2009 - 2012 гг. (тыс.руб.)

Похожие работы на - Региональный бюджет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!