.
Существует и специальный налоговый режим, который действующее законодательство также предусматривает. Это определенная последовательность исчислений и уплат налогов и сборов в продолжении определенного периода времени, применяющаяся в соответствии с НК РФ, а так же в соответствии с федеральными законами.
Существуют следующие специальные режимы: - упрошенная система налогообложений субъектов малых предпринимательств; - система налогообложений в свободно экономических зонах (СЭЗ), закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО); - система налогообложений при выполнении договора концессии соглашения о распределении продукции (СРП).
Специальный налоговый режим приводит в действие регулирующую или стимулирующую функцию налогов. Данные режимы решают задачи по вовлечению инвестиций, образованию наиболее благоприятной налоговой атмосферы и к социальному прогрессу территорий. Так же специальный налоговый режим нарушает принципы равной конкуренции и возможности субъектов экономики по ведению бизнеса. И из-за этого он вводятся на некоторый срок достижения окупаемости инвестиций и определенного усовершенствования производства и социальной сферы.
2. Роль налоговой системы в рыночной экономике
.1 Налоговые системы в рыночной экономике, общее и различие
Рыночная экономика в наиболее развитых странах является регулируемой экономикой. В современном мире представить эффективно действующую рыночную экономику не регулируемую государством, нельзя. Другое дело - каким образом она регулируется, каким способом и в какой форме. Но, не смотря на эти формы и методы, главное место в системе регулирования будет принадлежать налогам.
Обращение к рыночным отношениям вынуждает нас обратить свое внимание на опыт зарубежных стран в развитии экономики, а именно в области финансов. Отдельное место здесь заняла налоговая система - наиважнейший инструмент экономической политики государства и регулятор рыночных отношений.
Во всех странах существует свой определенный вид налоговой системы, порой эти системы сильно отличаются друг от друга. Особое место занимают налоговые системы США, Франции, Великобритании и Германии. В большинстве своем это связанно со сложившимися традициями, накладывающими след на количественную и качественную характеристику, а также с конкретными социально-экономическими ситуациями и непосредственно с теми задачами, которые в определенный период времени решает налоговая система. Но не смотря на это у налоговых систем есть и общие, объединяющие черты, свойственные для всех стран.
На сегодняшний день в странах с развитой экономикой характерны расширенные и усиленные вмешательства государства в разные сферы экономической жизни. Разные составляющие только в уровне этих вмешательств. Например, в США они будут меньше, в Германии на среднем уровне, а во Франции они наоборот больше. Финансовое воздействие на индивидуальных предпринимателей и на предприятия является главным инструментом государственного регулирования через налоговую политику.
Для каждой страны присуща своя, отличающаяся от остальных налоговая система, которая складывается под влиянием разнообразных экономических и политических социальных условий, с характерными ей налогами, их ставкой, способами взиманий, структурой, налоговой базой, сферами действий налогов, льготами и фискальными полномочиями разных уровней власти.
В основе формирования налоговой системы закладываются разные параметры. Как пример: отношение ВВП к совокупности налогового изъятия, регресс, прогресс и пропорциональность налоговой ставки и так далее. Соотношение прямого и косвенного налогообложения - один из важнейших параметров, который во многом определяет налоговую систему какой-либо страны.
Система налогообложения это механизм аккумуляции доходов государственного бюджета и влияние на общественное производство, в частности на его структуру, локализацию и на темпы НТР. Налоги ограничивают развитие определенных отраслей или наоборот, стимулируют их развитие, образуют предпосылки для понижения издержек производства и обращения фирм и предприятий, улучшение их конкурентоспособности на мировом рынке.
Налоги дают возможность к ограничению или стимулированию деловой активности. Порой налоги используются для выяснения довольно частных проблем. Например, в начале этого века в Германии был введен налог на уксусную кислоту для того, чтобы прекратить расходование вина на изготовление уксуса. Денежные доходы от этого налога едва успевали покрывать расходы на его взимание, но установленная задача была разрешена. Так же в Германии налоги используются и для решения определенных социальных задач. Так в Германии после резких увеличений акцизов на табачную продукцию некурящих стало намного меньше. Налогообложение используется и для решений проблем экологии. В США с 70-х годов применяются дифференцированные налоги на автотранспорт, которые учитывают экологическую чистоту двигателя.
Многолетняя практика улучшения налоговой системы в странах с развитой рыночной экономикой разработала отдельные показатели, за границами которых невозможна результативная предпринимательская деятельность. Мировая практика налогообложения показывает, что взимание у налогоплательщика до 40% дохода есть та черта, за границами которой начинается прогресс уменьшения сбережений и инвестиций в экономику. Но если ставки налогов и их значение достигают такого уровня, что у налогоплательщиков взимается более 50% его дохода, то это в полной мере ликвидирует мотивацию к предпринимательской инициативе и увеличению производства.
Другими словами мы можем сказать что, грамотная налоговая система обязана обеспечить умеренные потребности государства, взимая у налогоплательщиков не более 30% их доходов. Естественно, для этого правила существуют и свои исключения, которые лишь укрепляют достоверность данного правила. Налоговая система других стран, а именно Швеции, построена так, что налогоплательщики отдают в государственную казну половину и более своего дохода, и это не снижает их стимулы к развитию производства. Ничего странного в этом нет, потому что в данных странах государство за счет налогов решает огромное количество экономических и социальных задач, которые в других странах налогоплательщик вынужден решать лично, за счет своих доходов, которые остались у него после уплаты всех обязательных налогов. Так что равенство интересов в этом случае все же сохраняется.
При этом нам надо иметь ввиду то, что показатели налоговых изъятий, определяемые в целом по налоговой системе, страдают довольно таки серьезным недостатком, который заключается в том, что они определяют уровень налогового гнета обычного налогоплательщика, не учитывая личных особенностей определенного налогоплательщика. Но и с этим данный налоговый показатель необходим, потому что налоги устанавливаются государством и оно обязано учитывать среднестатистических налогоплательщиков.
Государственные органы, ответственные в стране за организацию налоговой политики и осуществляющие контроль за исполнением налогоплательщиками налогового законодательства, вместе с применением показателей налоговой нагрузки осуществляют дополнительные обследования обширного круга налогоплательщиков.
Основываясь на таком обследовании можно определить уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков разных групп, и сделать выводы о целесообразности или нецелесообразности введения поправок в налоговую систему страны.
В мировой налоговой практике как показатель налоговой нагрузки на макро уровне выступает отношение суммы взимаемых с налогоплательщиков налогов, не зависимо от того, в бюджет какой степени или в какой не входящий в бюджет фонд они поступают, к величине полученного ВВП.
Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в табл. 1.
Таблица 1. Удельный вес налоговых поступлений в разных странах по отношению к ВВП (%)
СтранаДоля налогов и обязательных платежейДоля налогов без обязательных платежейАвстрия45.629.8Бельгия46.531.2Великобритания33.827.8Германия 42.823.2Дания52.949.8Испания35.621.8Италия42.827.5Канада36.431.1Нидерланды44.926.7США31.922.8Франция46.424.8Швеция54.338.2Япония28.718.3Россия (2002)30.822.2
Исходя из этих данных мы можем сделать несколько выводов.
Первое, большинство стран мира с развитой экономикой на данный момент, можно сказать, достигли максимально допустимого уровня перераспределений через налоговую систему ВВП и национального дохода. Из-за этого обеспечение дальнейшего прироста поступлений доходов в бюджет этих стран возможно по большей части за счет изменений структуры налоговых изъятий, а так же обеспечения на данной основе непосредственной зависимости роста налогов от роста ВВП. Прирост же ставок налогов, так же как и отмена льгот по ним сказываются для данных стран как экономическими, так и отрицательными социальными последствиями.
Второе, можно сделать вывод о том, что налоговая ноша для налогоплательщиков в России не столь велика, как это часто трактовалось в экономической литературе. И вправду, уровень налоговых изъятий в России в недавние годы не превышает 32% ВВП.
Так же и с показателем налогового поступления в ВВП - в среднем по России. На первый взгляд все вроде бы в норме, налоговая нагрузка находится в рамках допустимой нормы, как и показатели остальных стран. Но только прямой анализ данного показателя в России показывает, что ситуация намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Рассмотрим, какие все таки факторы оказывают положительное влияние на показатель изъятий налогов в налоговой системы России.
Таблица 2. Уровень собираемости отдельных видов налогов, %
Вид налога200720082009201020112012НДС на товары производимые на территории Российской Федерации75.663.769.168.865.182.6НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации90.190.180.680.571.188.1Налог на доход/(прибыль) предприятий87.283.575.174.482.182.6Акциз на нефть81.390.490.181.390.1100,0Акциз бензин98.160.192.460.193.6-Акциз на газ69.587.262.988.273.392.1Акциз на спирт и ликероводочные изделия60.573.786.887.986.390.1Налог на пользование недрами83.696.470.183.670.178.4
Так же необходимо учесть то, что этот показатель в России формируется в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины. По данным МНС России где-то 16-18 % налогоплательщиков исправно платят в бюджет полный объем причитающихся налогов. Около половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми возможными им законными, а чаще всего незаконными способами уменьшают свои налоговые обязательства. Другие же налогоплательщики вообще уклоняются от уплаты налогов, одни предоставляя так называемые нулевые балансы, а другие и вовсе не становятся на учет в налоговых органах.
По разным оценкам в экономике России от 25 до 41 % ВВП образуется в теневом секторе экономики, большая часть которого не охватывается налогами.
По данным Министерства финансов России из-за сокрытий доходов и объектов налогообложений в консолидированный бюджет страны не доходит ежегодно от 30 до 50 % налогов. От этого законопослушные налогоплательщики, а это в основной своей массе легальные производители, отчисляют в государственную казну налоги, составляющие около 50% произведенного ВВП. В общем же получается, что в бюджет отчисляется около 30% ВВП.
Третье, совокупный показатель налогового бремени в России является недоработанным еще и потому, что существуют существенные погрешности в измерении самого ВВП. При этом нельзя определить количественное воздействие этой погрешности на размеры перераспределяемого через систему налогов ВВП. В свою очередь это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России осуществляет досчет своих официальных показателей на сумму произведенного ВВП в теневой экономике.
Как говорилось ранее, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 26 до 40 % ВВП. Госкомстат осуществляет свой расчет исходя из меньшей из этих показателей - 25 %.
Четвертое, немалое значение здесь имеет и та экономическая сфера, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и оплачивать налоги российским налогоплательщикам. Не полная развитость рыночных отношений, социальная нестабильность, общественная нестабильность, постоянные изменения в налоговой системе страны, ее несовершенство, разрушение экономических отношений между предприятиями, неугасающий спад производства и многие другие немаловажные факторы, не воздействуя на абсолютный объем показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговую нагрузку российского налогоплательщика.
Большое количество косвенных налогов и налогов с выручек в российской налоговой системе еще больше отягощает положение, заставляя предприятия в условиях с низкой рентабельностью, а чаще с убыточностью, платить налоги за счет уменьшения собственных оборотных средств. Поэтому, перед налоговой системой России стоит задача постепенного ограничения части косвенного налогообложения, что по идее должно, с одной стороны, снизить относительное налоговое воздействие на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, уменьшить ограничения спроса и способствовать этим подъему экономики в России.
Налоговый кодекс России слегка улучшает структуру налоговой системы во благо налогоплательщика, в целом отменяя налоги, уплачиваемые с выручки. Вместе с этим налог эксплуатацию автомобильных дорог, а так же дорожный налог будут еще существовать и применятся не менее 2 лет, хоть и с заниженной ставкой обложения.
И, пожалуй, последний из факторов, в немалой величине искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в налоговой системе России, - неоднородность экономического прогресса определенных отраслей экономики России, регионов и разновидностей хозяйственной деятельности, а именно получаемых ими доходов. При всем этом российская налоговая система предусматривает возможность предоставления большого количества налоговых льгот и преференций в образе инвестиционного налогового кредита, налоговой отсрочки и рассрочки и других форм независимо от уровня получаемых доходов. Часто подобные преференции получают предприятия и организации с относительно большим доходом. Немаловажное значение здесь имеет и то обстоятельство, что в Российской Федерации установлен различный налоговый режим для предприятий различных отраслей экономики. А именно, освобождены от большинства разновидностей налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию и предприятия, перерабатывающие данную продукцию.
Из всего сказанного я могу сделать небольшой вывод, что налоговая система в России построена таким образом, что реальное давление налогов на предприятия в большей мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
В связи с этим, при анализе воздействий налогов на предпринимательскую деятельность в России необходимо учитывать особенность российской экономики, обязывающие сопоставлять не степень среднего налогового бремени, не размер налоговых ставок наиважнейших видов налогов, а распределение данных налогов между различными категориями плательщиков и специфичность формирования налогооблагаемой базы.
Можно сделать вывод, что в общем налоговая система РФ построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует никаких «дискриминаций» налогоплательщиков, например, по форме собственности или по территориальному расположению. Но вместе с этим, в российской налоговой системе налоговая нагрузка перекладывается на отдельный круг налогоплательщиков, вследствие чего данные налогоплательщики испытывают чрезмерное налоговое давление. В то же время отрицательное влияние на сборы налогов и формирование показателя средней налоговой нагрузки во все большей степени оказывает теневой сектор экономики. Из-за этого проблема понижения налогового бремени в российской налоговой системе в большей степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, фиксирования налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для существования легальной экономики и законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения данных проблем.
.2 Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
Органы внутренних дел - родовое понятие, обозначающее систему органов, осуществляющих борьбу с преступностью и правонарушениями, обеспечивающих общественную безопасность и правопорядок. Систему ОВД России возглавляет МВД России. Решение задач, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений в системе МВД России возложено на Департамент экономической безопасности. Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России. Он является оперативным подразделением криминальной милиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ. Организационными звеньями ДЭБ МВД России являются оперативно-розыскные бюро (ОРБ) и центры проверок налогоплательщиков. В структуре криминальной полиции региональных ГУВД наряду с управлениями по борьбе с экономическими преступлениями созданы управления по налоговым преступлениям. Полномочия органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
При проведении выездной налоговой проверки должностные лица оперативных подразделений ОВД имеют возможность, выполнить следующие действия:
осуществить доступ на территорию и в помещения проверяемого лица и произвести их осмотр;
воспрепятствовать совершению правонарушения;
проверить у граждан документы, удостоверяющие личность;
провести личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей и досмотр принадлежащих им транспортных средств;
произвести проверку и изъятие необходимых документов и предметов;
проверить наличие лицензий и специальных разрешений;
направить требование или самостоятельно произвести проверку финансово-хозяйственной документации, а также ревизию деятельности проверяемого лица;
получить устные и письменные объяснения от проверяемых лиц;
применять меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
использовать средства документирования произведенных действий. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Органы внутренних дел лишены права проводить самостоятельно налоговые проверки в режиме налогового контроля.
Расследуя дело о налоговом преступлении, должностные лица органов внутренних дел также имеют возможность: - вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве полиции; - подвергать приводу в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; - производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия; - задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления; - осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.
Заключение
Проанализировав налоговую систему, определив ее цели, содержание и роль можно сказать, что создание эффективной системы налогообложения - это одна из важнейших задач любой страны. Так как ситуация постоянно меняется, то существует необходимость непрерывного совершенствования налоговой системы с учетом перспективы развития национальной экономики. В то время как налоги служат не только основным источником пополнения государственных доходов, но и одним из главных рычагов воздействия государства на рыночную экономику.
В современных условиях главным рычагом, регулирующим финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условии перехода к рыночному хозяйству, образуется налоговая система. Она служит для обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важных экономических и социальных задач. Благодаря налогам, льготам и финансовым санкциям, являющимися неотъемлемой частью системы налогообложения, государство влияет на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия для всех участников общественного воспроизводства. Налоговые способы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с остальными экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для развития и функционирования единого целостного рынка, способствующего образованию рыночных отношений.
Подводя итоги, можно охарактеризовать особенности налоговой системы государств с развитой рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования:
затраты на взимание налогов обязаны быть по возможности минимальными;
налоговая система должна служить более честному распределению доходов, не позволяя двойное обложение налогоплательщиков;
налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь строго очерченные экономические цели;
порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.
Необходимо отметить, что системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структурам, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям разных уровней власти, налоговым базам, налоговым льготам.
Так, например, во Франции большее внимание уделяется НДС, в то время как в США такой вид налога отсутствует.
Обеспечение экономической безопасности органами внутренних дел представляет собой весьма многогранную деятельность, в которой должны участвовать самые разные субъекты. При этом, организуя деятельность по обеспечению экономической безопасности, следует иметь в виду, что высокий уровень защищенности интересов одного субъекта при низком уровне защищенности другого не может обеспечить необходимый общий уровень безопасности. Поэтому органы внутренних дел обязаны осуществлять свою деятельность в постоянном взаимодействии с другими государственными органами, а также налоговыми службами других государств. Приоритетными направлениями деятельности органов внутренних дел в процессе реформирования налоговой политики на ближайшую перспективу должны стать: совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства гражданами; разоблачение и привлечение к уголовной ответственности крупных дельцов криминального бизнеса; проведение совместно с другими правоохранительными и контролирующими органами операций по предотвращению и пресечению деятельности преступных сообществ в сфере экономики и предпринимательской деятельности; и др. Цели и задачи данной работы были так же достигнуты при анализе налоговых систем наиболее развитых стран.
Система налогообложения является механизмом аккумуляции доходов госбюджета и воздействия на общественное производство: на его структуру, его размещение, на темпы научно-технического развития. Налоги стимулируют или, напротив, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М: Проспект, 2013.
3. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
5. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. проф. А.И. Добрынина, проф. Л.С. Тарасевича. - 3-е издание. - СПб.: Питер, 2008.
6. Экономика и право. Теневая экономика: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Н.В. Артемьева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
7. <http://www.nalog.ru>www.nalog.ru- Министерство по налогам и сборам
. http://economic-info.biz/
9. Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы. - ПЕНЗА, 2010.
. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М: ЮНИТИ, 2008.
. Якобсон Л.П. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М: ГУВШЭ, 2009.
. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М: Проспект, 2013.
13. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М: ЮНИТИ, 2010
14. Горбунов А.Р. «Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом. Под ред. Р.Т. Юлдашева» 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1995;