Характеристика основных экономических теорий

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    506,19 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика основных экономических теорий

Содержание

Введение

1. Потребительский выбор и потребительское поведение. Спрос и полезность; теории предельной полезности: от кардинализма к ординализму

2. Бюджетные линии и кривые безразличия. Правило максимизации полезности

3. Аксиомы ординалистской теории спроса

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.

В ряде существующих теорий полезности величине полезности придаётся значение. Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным, а потому актуальным, и основывается на гораздо менее жёстких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения.

Цель работы - охарактеризовать аксиомы ординалистской теории спроса.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

а) рассмотреть теорию потребительского выбора и потребительского поведения (спрос и полезность), а также теории предельной полезности (от кардинализма к ординализму);

б) выяснить роль бюджетных линий и кривых безразличия;

в) уточнить правило максимизации полезности;

г) расписать аксиомы ординалистской теории спроса.

Информационную основу для выполнения данной работы составили учебники, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.

1. Потребительский выбор и потребительское поведение. Спрос и полезность; теории предельной полезности: от кардинализма к ординализму


Поведение потребителя описывается и при помощи кривой спроса.

Кривая индивидуального спроса показывает, каким образом количество блага, которое покупается данным потребителем или группой потребителей, связано с ценой данного блага. Кривая рыночного (суммарного) спроса получается в результате горизонтального сложения кривых индивидуального спроса (рисунок 1.1) .

Рисунок 1.1 - Кривые индивидуального и рыночного спроса

В ряде существующих теорий полезности величине полезности придаётся значение. Теории известны как количественные теории полезности. В такой теории предполагается, что существует определённая зависимость между разностью значений полезности для двух наборов благ.

Кардиналистской (количественной) полезностью называют субъективную полезность, или удовлетворение, получаемые потребителем от потребления благ, которые измеряны в абсолютных величинах. Здесь имеется в виду возможность измерить точную величину полезности, извлекаемую потребителем из потребления блага.

Полезность (U) - это способность блага (товара) к удовлетворению человеческих потребностей. Полезность является суждением человека о благе. Это понятие субъективное понятие, ведь одним и тем же товаром может выражаться разная полезность для разных людей.

Условная единица измерения полезности - это ютил (util)  - выдуманная единица измерения удовлетворения от потребления блага. Хотя позже было доказано, что создание точного измерителя количественной полезности невозможно, данная теория исходит всё же из того, что полезность измерима. Однако возникновение ординалистской (порядковой) теории полезности обусловлено как раз невозможностью точно измерить количественную.

Согласно первой, определение стоимости (ценности) блага происходит не за счёт трудовых затрат, а с помощью важности потребности, удовлетворяемой данным благом, и зависимость субъективной полезности блага существует от степеней редкости блага и насыщения в нём потребности.

Количественным подходом к анализу полезности не исходится из объективного измерения полезности блага в ютилах по причине того, что одно и то же благо одному потребителю больше ценно, а другому - вообще не ценно.

Количественная оценка в ютилах полезности может быть выражена в виде функции общей полезности. Общая полезность (TU - total utility) - это общее удовлетворение от всех единиц (наборов) потребляемых благ в данный временной период (рисунок 1.2).

Функция полезности выражается так:

= F (QA, QB, …, Qz),

где TU - общая полезность данного набора благ;A, QB, QZ - объёмы потребления благ А, В, Z во временную единицу.

Данная функция фактически является целевой функцией потребительских действий в процессе выбора, количество которой у него есть стремление максимизировать. Функция полезности по сути представляет собой определённую форму выражения упорядочения потребительских предпочтений. Предельная полезность является дополнительным увеличением данного уровня благосостояния, которое получается в процессе потребления дополнительной единицы блага данного вида и неизменных единицах потребляемых благ остальных видов (рисунок 1.3) :

MU = ∆TU / ∆Q,

где ∆TU - приращение общей полезности;

∆Q - приращение количества блага на 1 единицу.

теория потребительский спрос ординалистский

Рисунок 1.2 - Общая полезность

Рисунок 1.3 - Предельная полезность

Законы Госсена:

) полезность каждой последующей получаемой в данный момент единицы блага меньше полезности единицы предыдущей (предельная полезность блага убывает с увеличением потребления, то есть это закон убывающей полезности);

) указан ниже (правило равновесие потребителя).

Согласно ординалистской (порядковой) теории потребителем измеряется полезность не отдельных благ, а их наборов. Измеримый только порядок предпочтения наборов. Критерием данной теории полезности предполагается упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребителем систематизируется выбор набора благ по уровню удовлетворения (1-й набор благ - удовлетворение наибольшее, 2-й - меньшее, 3-й - ещё меньшее и т.п.). Следовательно, благодаря подобной систематизации даётся представление о потребительских предпочтениях в отношении набора благ, а не о различиях удовлетворения данными наборами. На практике потребителем может быть определено, какой набор он предпочитает другому, однако не может быть определено, степень превосходства одного набора лучше другого.

 

2. Бюджетные линии и кривые безразличия. Правило максимизации полезности


Кривые безразличия характеризуют систему предпочтений потребителя. Кривая безразличия (U) является совокупностью наборов потребителя, у каждого из которых одинаковая полезность для потребителя. Кривой безразличия показывается все возможные комбинации товаров с одинаковой полезностью, соответственно, для потребителя как бы "безразличен" выбор (рисунок 2.1) .

Рисунок 2.1 - Линия кривой безразличия

Карта кривых безразличия является множеством кривых безразличия, каждой из которых представляется различный уровень полезности (рисунок 2.2) .

Рисунок 2.2 - Карта кривых безразличия

Предельная норма замещения двух благ (рисунок 2.3) :

MRS = - (dY / dX),

где MRS - предельная норма замещения (всегда отрицательна);

(dY / dX) - наклон кривой безразличия.

Рисунок 2.3 - Кривые безразличия и MRS

Бюджетное ограничение - это линия (BL), а в самом простом случае - прямая, точками которой показываются наборы благ, при покупке которых полностью расходуется выделенный доход (рисунок 2.4) :

P1 * X1 + P2 * X2 = I => X2 = (I / P2) - (P1/P2) * X1,

 

где I - доход;

P - цена;

X - товар.

Рисунок 2.4 - Линия бюджетного ограничения

В точках X1 = I / P1 и X2 = I / P2 бюджетной линией пересекаются оси координат. Этими точками показываются возможные количества блага X1 и X2, которые возможно купить на доход I при ценах P1 и P2.

О том, как при помощи кривых безразличия и линий бюджетного ограничения определить равновесие потребителя, было сказано во второй главе, однако напомним, что кривой безразличия показывается, что потребитель хотел бы купить, бюджетной линией - что потребитель может купить. Две эти кривые одновременно могут ответить на вопрос возможности обеспечения максимального удовлетворения от покупки при ограниченном бюджете (рисунок 2.5).

Рациональным потребителем максимизируется совокупная полезность при равенстве отношений предельной полезности товара к его цене для всех приобретаемых потребителем товаров. Потребителем достигается равновесное состояние, то есть состояние, когда потребителем невозможно увеличение совокупной полезности, получаемой при данном органичении бюджета и при увеличении или уменьшении покупки одного или другого товара.

Правило максимизации полезности, или равновесие (оптимум) потребителя:

(MUa / Pa) = (MUb / Pb) = (MUc / Pc),

Р - цена этих благ.

Равновесие потребителя представляет собой точку, где потребителем максимизируется своя общая полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Требования оптимального набора благ потребителя, обеспечивающие оптимальный выбор точки на бюджетной линии (рисунок 2.5) :

а) лежать на бюджетной линии;

б) предложить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Рисунок 2.5 - Равновесие потребителя

На рисунке 2.5 изображены линия бюджетного ограничения и кривые безразличия.

3. Аксиомы ординалистской теории спроса


На рисунке 3.1 изображено множество точек, представляющих соответствующие товарные наборы (или товары) с порядковыми номерами.

Рисунок 3.1 - Ранги предпочтений, ненасыщенность и безразличие

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие - три аксиомы.

. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности, или сравнимости предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б (на рисунке 3.1 - А и В) или А ≻ Б, или Б ≻ А, или А ~ Б, где знак "≻" выражает отношение предпочтения, а знак "~" - отношение равноценности или безразличия.

Стоит обратить внимание, что символы А и Б здесь обозначают не отдельные товары, а товарные наборы. Очевидно, что данная аксиома не является слишком жёсткой. Она исключает возможность ответа "не знаю" на вопрос: "Какой из этих двух товарных наборов Вы предпочитаете?". Потребитель может выбрать любой из них, либо сказать, что оба для него представляют одинаковую ценность.

Аксиома сравнимости должна быть дополнена и уточнена рядом других аксиом. Аксиома сравнимости создаёт фундамент для выбора и дополняется аксиомой транзитивности.

. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определённого решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А ≻ Б, а Б ≻ В (исходя из рисунка 3.1 - В и С), то всегда А ≻ В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б - большее, чем В. Следовательно, А даёт большее удовлетворение, чем В.

Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.

Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: А ≻ Б, а Б ≻ В и одновременно В ≻ А.

Очевидно, что на рисунке 3.1 товары А и В предпочтительней товара С: большее предпочтительней меньшего. Однако данная посылка не является абсолютной.

Люди могут потреблять какие-то блага в определённых объёмах и считать дополнительные объёмы нежелательными. Такие вещи, например, как мусор и загрязнения, нежелательны абсолютно, а такие, как сигареты, желательны для одних и нежелательны для других.

. Аксиома о ненасыщаемости потребностей (аксиома перенасыщения) гласит, что при прочих равных условиях потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 году.

. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.

Это прежде всего означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания. В принципе и от этой аксиомы можно отказаться, что иногда и делается, в частности при анализе процессов потребления, сопровождающихся внешними эффектами и внешними затратами.

. Аксиома рефлективности означает, что любой товар не может быть предпочтительней относительно самого себя.

. Аксиома непрерывности обеспечивает существование функции полезности.

На рисунке 3.1 видно, что, согласно принципу ненасыщения, F предпочтительней, чем С, а С предпочтительней, чем G.

Заключение


Поскольку темой реферата являются аксиомы ординалистской теории спроса, то в ходе выполнения работы было выяснено, что ординалистской теории предшествует кардиналистская. При помощи кривой спроса описывается поведение потребителя.

Для того, чтобы подойти к рассмотрению аксиом ординалистской теории, нужно было рассмотреть понятия, касающиеся потребительского поведения.

В первом разделе была рассмотрена теория потребительского выбора и потребительского поведения (спрос и полезность), а также теории предельной полезности (от кардинализма к ординализму).

Во втором разделе выяснена роль бюджетных линий и кривых безразличия, а также указано правило максимизации полезности.

В третьем разделе расписаны аксиомы ординалистской теории спроса.

Итак, аксиомы ординалистской теории спроса:

) аксиома полной упорядоченности, или сравнимости: для наборов А и В или А предпочтительнее В, или В предпочтительнее А, или А и В предпочтительны одинаково;

) аксиома рефлективности: например, товар А (а вообще любой) относительно самого себя предпочтительнее быть не может;

) аксиома транзитивности: при предпочтительности товара А товару В и товара В товару С, предпочтительности товара С товару А невозможна;

) аксиома ненасыщения: при прочих равных условиях потребителем обычно выбирается большее количество данного товара, а не меньшее;

) аксиома непрерывности: обеспечивает наличие функции полезности;

) аксиома независимости: иногда от этой аксиомы отказываются.

Из всего вышеперечисленного следует, что поставленные цели были достигнуты.

Список использованных источников


1. Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия [электронный ресурс]. - Режим доступа: #"826391.files/image010.gif">

Рисунок 1.1 - Изменение средних издержек в долгосрочном периоде

Изменение LATC предполагает изменение масштабов производства. С этими изменениями связано понятие "эффект масштаба", который бывает положительным и отрицательным.

LATC показывает минимальные долгосрочные средние издержки (LATCmin) производства каждого объёма выпуска, когда все факторы являются переменными. Перемещения вдоль кривой этих издержек, в ходе которых допускается свобода выбора объёмов всех используемых видов затрат, и получили название изменений в масштабе производства, с изменением которого меняются и LATC. Если в каком-либо диапазоне выпуска LATC уменьшаются с ростом объёмов выпуска, то имеет место экономия (обусловленная ростом масштабов производства). Если в каком-либо диапазоне выпуска LATC увеличиваются с ростом объёмов производства, то имеет место ущерб. Если в каком-либо диапазоне выпуска LATC не изменяются с изменением объёма выпуска, то имеет место постоянный эффект от изменения масштаба производства.

Условием сокращения всех издержек всегда являются такие меры, как:

) совершенствование производственных процессов на предприятии;

) экономия и рациональное использование ресурсов;

) рост производительности труда;

) наличие современного оборудования;

) тщательное изучение потребительского поведения.

Положительный эффект масштаба обусловлен:

преимуществами крупного производства, позволяющего осуществлять специализацию труда, производства и управления и на этой основе снижать затраты;

возможностями использования на крупных предприятиях специализированного, более производительного оборудования;

возможностью использования отходов основного производства для выпуска побочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба связан с ростом управленческих расходов, обусловленных возрастанием масштабов производства, снижением эффективности взаимодействия между отдельными подразделениями.

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме.

Пока положительный эффект масштаба превалирует над отрицательным, LATC снижаются, когда отрицательный эффект масштаба превышает положительный - LATC возрастают, когда положительный и отрицательный эффекты равны, LATC постоянны.

Наименьший объём производства, при котором фирма минимизирует свои LATC производства определяет минимальный эффективный размер предприятия.

Оптимальный размер предприятия является критерием эффективности масштаба производства. Оптимальный размер предприятия - это размер, обеспечивающий LATCmin, критерий которых, в свою очередь, во многом определяет поведение предприятия в долгосрочном периоде.

Алгоритм принятия конкретных управленческих решений по поводу планируемых фирмой объёмов производства может быть следующим. Если значительный рост или существенное сокращение объёмов производства предполагаются, по оценке руководителей предприятия, не слишком положительными, фирме целесообразно сохранить свой масштаб, "переместившись" в первом случае вправо (рисунок 1.1), а во втором - влево вдоль соответствующей краткосрочной кривой валовых издержек предприятия (TC).

Если же речь идёт об устойчивом значительном изменении объёма производства, например, о его росте, минимизация издержек фирмы может быть осуществлена на пути расширения размеров предприятия. При резком и устойчивом снижении объёмов производства предприятию целесообразно, видимо, пойти на закрытие некоторых своих производств.

Задача № 1.

Экономика обладает производственными возможностями (таблица 246.1).

Таблица 1

Вид продукта

Производственные альтернативы


A

B

C

D

E

Инвестиционные блага

5

4

3

2

1

0

Потребительские блага

0

5

9

12

14

15


. Начертите кривую производственных возможностей для данной экономики (ось ординат - инвестиционные блага, ось абсцисс - потребительские блага).

. Может ли экономика в условиях безработицы находиться в точке D? В точке С?

. Если производятся продукты в сочетании (3;7), то есть 3 единицы инвестиционных благ и 7 единиц потребительских благ, значит ли это, что ресурсы используются оптимально?

. Может ли экономика в результате более эффективного использования ресурсов достичь производства продуктов (4;10), если она находится в точке С?

. Если в результате экономического роста достигается точка (4; 10), значит ли это, что производственные ресурсы экономики используются оптимально?

. Когда экономика находится в точке D, движение в каком направлении - к точке С или к точке Е - может обеспечить более высокие темпы экономического роста?

. Экономика производит 3 единицы инвестиционных благ и 9 единиц потребительских благ (то есть находится в точке С). Определите вменённые издержки производства 10-й единицы потребительских благ и 4-й единицы инвестиционных благ.

Рисунок 1 - Кривая производственных возможностей (КПВ) для данной экономики

Точка D и точка С находятся на КПВ, потому что все точки возможных комбинаций находятся на её границе. Если существует безработица, то точка D и/или С должна была бы находится левее границы КПВ, то есть внутри неё. Вывод - экономика в условиях безработицы не может находиться ни в точке D, ни в точке С.

Рисунок 2 - КПВ с точкой (7; 3)

Как видно из рисунка 246.2, если производятся продукты в сочетании (7; 3), то ресурсы используются не полностью или нерационально, то есть не оптимально.

Рисунок 3 - КПВ с точкой (10;4)

Как видно из рисунка 246.3, если экономика находится в точке С, то экономика в результате более эффективного использования ресурсов не может достичь производства продуктов (10;

), поскольку точка G лежит выше КПВ. Она недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). Значит, и производственные ресурсы экономики не используются оптимально по определению, ведь эта точка недостижима.

При движении по КПВ возможен только один, лучший вариант движения, который даёт максимальный результат при минимальных затратах:

потребительских благ (ПБ) в точке D - 9 ПБ в точке С;

1 ПБ в точке D - X ПБ в точке С => ПБ в точке С = (9 * 1) / 12 = 0,75, значит на 1 ПБ в точке C приходится 0,75 ПБ в точке D;

ПБ в точке D - 14 ПБ в точке Е;

ПБ в точке D - X ПБ в точке Е => ПБ в точке Е = (14 * 1) / 12 = 1,17, значит, на 1 ПБ в точке Е приходится 1,17 ПБ в точке D > 0,75;

инвестиционных блага (ИБ) в точке D - 3 ИБ в точке С;

ИБ в точке D - X ИБ в точке С => ИБ в точке С = (3 * 1) / 2 = 1,5, значит, на 1 ИБ в точке С приходится 1,5 ИБ в точке D;

ИБ в точке D - 1 ИБ в точке Е;

ИБ в точке D - X ИБ в точке Е => ИБ в точке Е = (1 * 1) / 2 = 0,5, значит, на 1 ИБ в точке Е приходится 0,5 ИБ в точке D < 1,5.

Итак, при движении от точки D в направлении к точке С экономика может обеспечить более высокие темпы роста инвестиционных благ, а при движении от точки D в направлении к точке Е - более высокие темпы потребительских благ.

ПБ - 3 ИБ; 10 ПБ - X ИБ => вменённые издержки производства 10-й единицы потребительских благ = (10 * 3) / 9 = 3,33.

ПБ - 3 ИБ; X ПБ - 4 ИБ => вменённые издержки производства 4-й единицы инвестиционных благ = (9 * 4) / 3 = 12.

Задача № 2.

Ценовая эластичность спроса на блокноты при текущей цене блокнотов 8 р. /шт. и объёме продаж 12 тыс. шт. в месяц составляет - 0,9. В каком направлении следует изменить цену на блокноты - увеличить цену или снизить её, чтобы доходы торговли возросли?

Если ценовая эластичность спроса = - 0,9, то это неэластичный спрос, поскольку - 1 < - 0,9 < 0. В этом случае объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).

Неэластичный спрос предполагает, что снижение цены блага будет сопровождаться снижением величины общей выручки продавца (соответственно, увеличение цены повлечёт за собой и увеличение выручки).

TR = P * Q,

где TR - общая выручка;

P - цена;

Q - объём продаж.

Поскольку в условии задачи говорится только об изменении цены, значит, чтобы доходы торговли возросли, нужно увеличить цену.

Похожие работы на - Характеристика основных экономических теорий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!