Характеристика монопольного рынка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    379,18 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика монопольного рынка

Введение


На современном этапе развития в Российской Федерации происходит формирование стабильного эффективного рыночного хозяйства. Рынок - это не только новая форма экономических отношений, новые связи в производстве, но и новые экономическое сознание, мышление и психология. Основой такого мышления служат знание тенденций развития экономики, сущности и механизмов действия экономических законов, умение использовать эти знания па практике. Необходимые знания и умения можно приобрести в процессе изучения экономической теории, которая не только служит базой для разработки современной экономической политики, по и помогает каждому субъекту рыночных отношений понять суть происходящих процессов.

Закономерности становления и развития современного рыночного хозяйства нельзя понять, не имея представления о сущности таких основных понятий рынка, как товар, деньги, капитал, конкуренция, о процессах производства и воспроизводства, о роли собственности в развитии всех экономических явлений и процессов. В единстве и взаимозависимости эти явления и процессы формируют различные экономические системы, которые постоянно совершенствуются, сменяя одна другую, поэтому тема данной работы является актуальной.

Монополия - тип рынка, на котором только одна фирма является продавцом товара, на который не существует близких заменителей.

Выделю основные причины возникновения монополий.

Во-первых, конкурентное противоборство приводит к тому, что крупные фирмы вытесняют из отрасли или поглощают малые фирмы, в результате отрасль становится более монополизированной.

Во-вторых, научно-технический прогресс приводит к монополизации отрасли, поскольку внедрение новых технологий требует дополнительных затрат, и кроме того, увеличивается минимально эффективный объём производства.

В третьих, ХХ веке стали быстро развиваться типы долевой и общественной собственности (ООО, АО), что позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы.

Цель работы - изучить сущность монополистического рынка.

Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач:

•        Установить сущность монополии,

•        выделить основные черты монополии,

•        охарактеризовать основные виды монополий,

•        изучить особенности деятельности монополий, способы определения цены и оптимальных объемов производства.

1      Характеристика монопольного рынка


1.1   Основные виды рыночных структур


Рыночная структура - особый механизм конкуренции, который определяет поведение фирмы, поиск ею оптимального объема производства и цены, и результате достижение экономического равновесия в краткосрочном периоде.

Выделяют четыре вида рыночных структур. Рассмотрим их основные черты.

) Чистая конкуренция (фондовые рынки (биржи, акции, облигации),

·  существует множество мелких фирм, ни одна из которых не занимает значительную долю рынка, и не одна из фирм не может оказывать влияние на рыночную цену. Рыночная цена формируется спросом и предложением,

·        производит однородную продукцию. Основным методом конкуренции является ценовой,

·        в отрасль легко войти и выйти, не существует административных барьеров (кроме лицензирования),

·        равный доступ к информации и ее полный характер.

2) Чистая монополия - рынок, на котором существует одна единственная фирма:

·  Количество и размер фирм в отрасли не имеет значения,

·        Производит уникальную продукцию,

·        Проникновение других фирм в отрасль полностью заблокировано,

·        Вся информация находится в руках фирмы.

3) Для монополистической конкуренция (моно - один) характерны следующие черты:

·  на рынке имеется сравнительно большое количество мелких фирм,

·        производится дифференцируемая продукция (по качеству, по техническим характеристикам),

·        На рынок относительно легко войти, и из него достаточно легко выйти,

·        Существует коммерческая тайна, не равный и не полный доступ к информации.

4) Для олигополии (олиго - несколько) характерны:

·  Небольшое количество крупных фирм,

·        Фирмы могут производить как стандартизированную продукцию, так и дифференцируемую продукцию,

·        Вход на рынок крайне затруднен из-за экономических барьеров.

1.2   Основные черты монополии


Монополизм - преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.

Фирма-монополист сама формирует рыночные условия. Он означает определенную степень контроля над ценами и объемами производства.

Фирма навязывает потребителю условия производства и продажи. Целью монополии является получение монопольной сверхприбыли.

Источниками монопольной власти являются:

·        Степень рыночной концентрации (доля фирмы на рынке),

·        Эластичность спроса,

·        Конкурентная стратегия фирмы.

Причиной монополизма является конкуренция. Можно выделить следующие причины конкуренции:

) Экономические - благодаря снижению конкуренции производители стремятся создать благоприятные условия воспроизводства капитала и получить монопольную сверхприбыль.

) Производственные, производители стремятся получить положительный эффект масштаба производства. Для общества выгодно наличие крупных фирм, но это может привести к монополизму - технологический монополизм, а сами компании - естественные монополии).

В условиях монополии потребителям противостоит единственный производитель - гигант, поэтому потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста и соглашаться на его ценовые условия, так как отсутствует конкуренция.

Основные черты монополии отражены на рисунке 1.

Всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость производимого им блага, а также полнота имеющейся информации об объеме рынка, изменениях объемов продаж и сведения о ценах, которые он сам же и устанавливает.

Рисунок 1. Черты монополии

Монополистическая структура рынка защищена целой системой практически непреодолимых барьеров для вхождения в отрасль независимых конкурентов.

Основные барьеры - это:

. преимущества крупного производства;

. легальные барьеры:

монопольное владение источниками сырья, землей;

права на научно - технические достижения;

санкционированные государством исключительные права;

. нечестная конкуренция.

Монополия может иметь следующие последствия:

) Покупка товаров по более высокой цене.

) Монополист максимизирует свой доход, за счет создание небольшого дефицита продукта, и вынуждает потребителя покупать товар по более высокой цене.

) Неполное удовлетворение потребностей

) Ценовая дискриминация - если это возможно, монополисты разделяют рынок на сегменты и продают всем по достатку.

Рынок с чистой монополией характеризуется отсутствием какой-либо конкуренции, наличием одного единственного производителя и в силу этого могущего в значительной степени регулировать цену. Эта цена определяется рыночной кривой спроса на его продукцию, т.е. он может повышать цену, сокращая объём продаж. Другими словами производитель обладает монопольной властью над рынком, так как может повышать цену путём ограничения предложения своего продукта или, не изменяя его размеры.

Модель монополистического рынка. Этот рынок имеет дело с дифференцированными продуктами. Отсюда возникает монополистический элемент. Поскольку фирма продает не полностью взаимозаменяемый продукт, то она имеет определенную власть над ценой. В то же время присутствие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены. При наличии на рынке сходных продуктов потребители весьма чувствительны к их цене. Кроме того, фирма в условиях монополистической конкуренции - одна из многих производителей дифференцированного продукта, неспособная оказывать какое-либо воздействие на другие фирмы и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке.

Следовательно, в краткосрочном периоде равновесное состояние на рынке, которое максимизирует прибыль фирм, также достигается при соблюдении правила MR=MC. Это же правило используется для минимизации убытков.

В долгосрочном периоде на монополистически конкурентном рынке равновесие будет достигнуто при равенстве цены и долгосрочных средних издержек (Р = АТС). Пока цена отличается от долгосрочных средних издержек, равновесие не наступает.

Возможность получения экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, убытки принуждают их покидать отрасль. Если экономическая прибыль нулевая, то фирма не имеет оснований покидать отрасль или входить в неё.

Если цена на продукцию фирмы выше средних издержек, то фирма присваивает экономическую прибыль, если ниже - несёт потери. При равенстве цены средним издержкам, фирма имеет нормальную прибыль.

Модель рынка чистой монополии. На таком рынке производитель обладает значительной властью над ценами, потому он ищет и устанавливает такую цену, при которой прибыль была бы максимальной.

Таким образом, на первый взгляд, в условиях монополии фирма будет производить каждую последующую единицу товара до тех пор, пока прирост предельного дохода будет выше, чем прирост предельных издержек. Но монополистическая фирма не может беспредельно увеличивать цены, поскольку она ограничена платежеспособностью покупателей и действием закона спроса, согласно которому фирма должна снижать цены для увеличения объёма продаж. Иными словами, власть над ценой у этого монополиста не абсолютна.

.        Объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена - выше, чем при совершенной конкуренции. Это в итоге приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и часть продукции, в которой нуждается общество, не производится. Таким образом, максимальная производственная эффективность не достигается.

. Поскольку монополист является единственным продавцом на рынке, то он не стремится к снижению производственных издержек.

. Барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, затрачиваемые монополистами на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, сдерживают экономическую эффективность.

1.3        Виды монополий


Открытыми называют монополии, источники монопольной власти которых не могут обеспечить им долгосрочного монопольного положения (например, инновации, нечестная конкуренция или неинформированность покупателей, как правило, обеспечивают временные монопольные преимущества). Закрытые монополии - те, которые меньше опасаются потенциальной конкуренции, опираются на более устойчивые барьеры (например, собственность на уникальный участок земли), имеют более долговременный характер.

. Закрытые (юридические) монополии:

А) Монополии, непосредственно регулируемые государством

Эти монополии создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.

. Государственные монополии

Это монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющем товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах и направлены на обеспечение публичных интересов. Государственная монополия - это искусственная монополия.

. Естественные монополии

Естественными монополиями называют отрасли (и производителей в этих отраслях), в которых одна крупная фирма, производящая с наименьшими долгосрочными издержками, способна удовлетворить весь рыночный спрос.

Яркий пример естественной монополии - водоснабжение населённых пунктов. Чтобы обеспечить водой жителей города, фирма должна построить водопроводную сеть, охватывающую все его здания. Если бы в предложении данной услуги конкурировали две или более фирмы, каждая из них должна была бы нести постоянные издержки на строительство своего водопровода. Средние совокупные издержки на водоснабжение минимальны в том случае, когда весь рынок обслуживается единственной фирмой.

Б) Монополии обладателей исключительных прав

Возможность занятия на рынке монопольного положения вследствие обладания данными правами связана с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага.

. Открытые (рыночные, временные) монополии

Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции.

Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов и не регулируются государством. В зависимости от того, складывается ли монополия на стороне продавца или на стороне покупателя.

Рассмотрим взгляды на естественную монополию с точки зрения различных школ.

Несмотря на длительную эволюцию теории естественной монополии в экономической науке, тем не менее, до сих пор нет однозначного толкования ее сущности. В современных условиях существует большой разброс мнений относительно самого определения естественной монополии.

Неоклассики рассматривали естественную монополию как частный случай монополистической фирмы, для которой долгосрочные средние издержки падают при росте объема продаж (выпуска), а увеличивать объем производства экономически целесообразно вплоть до полного насыщения рыночного спроса.

Дальнейшим развитием неоклассического анализа естественной монополии стало применение к ней теории отраслевых рынков (Ф. Шерер,
 Д. Росс). Согласно данной теории, функционирование отрасли зависит от поведения продавцов и покупателей, которое, в первую очередь, определяется структурой рынка. Факторами, детерминирующими структуру отраслевого рынка, являются особенности производственной технологии и спрос на отраслевой продукт. Развитие монополистических процессов на рынке находится в зависимости от эластичности спроса на продукцию, производимую в отрасли. Особенности отраслевой структуры естественной монополии определяют различные формы проявления монопольной власти: установление монополистической цены, создание барьеров для входа на рынок, дифференциация продукции и др.

Институционалисты противопоставили свой подход к проблеме монополии неоклассической трактовке. Они не придавали особого значения границам рынка, считали, что экономическая власть монополии связана, в первую очередь, с концентрацией материальных, финансовых, человеческих и информационных ресурсов на уровне крупных компаний, позволяющей создавать барьеры для входа потенциальным конкурентам в отрасль.

Во второй половине XX в. Появилась теория «оспариваемого» рынка. Тип рыночной ситуации, рассматриваемый этими экономистами, характеризуется как конкуренция, складывающаяся между доминирующими фирмами и фирмами-новичками в условиях отсутствия экономических барьеров входа-выхода в отрасль. Экономические барьеры понимаются как разновидность условно-постоянных издержек, рассматриваемых на краткосрочном периоде времени, когда они не успевают полностью окупиться.

Важнейшими признаками «оспариваемого» рынка являются положительный эффект масштаба производства, наличие потенциальных конкурентов, отсутствие барьеров для входа. В отличие от совершенной конкуренции данный тип рынка является высококонцентрированным, что роднит его с рынком монополии.

2. Особенности функционирования чистой монополии

 

2.1 Оптимизация объемов производства

При совершенной конкуренции удельный вес фирмы на рынке ничтожен (менее 1%), поэтому она не в состоянии воздействовать на рыночную цену, т.е. выступает как ценополучатель. В другой ситуации находится монополист: он является единственным продавцом на рынке и обладает такими большими объемами производства, что в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос. Таким образом, фирма становится ценоискателем, т.е. может не только определять объемы производства, но и назначать цену, соответствующую получению наибольшей массы прибыли.

Как и в условиях совершенной конкуренции, оптимальный для фирмы объем производства достигается в точке равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=МС), но при несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR < Р). Следовательно, в условиях чистой монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с совершенной конкуренцией (Р > MR = МС).

При этом в условиях монополии фирма всегда стремится к получению экономической прибыли, не доступной для рынка совершенной конкуренции. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (средними издержками) (Р > АС), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.

Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так:

Р> MR= MC<AC

Она характеризует ситуацию, при которой фирма-монополист выбирает такие объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли.

Достижение такого равновесия предпочтительно для любой фирмы в условиях несовершенной конкуренции, будь то чистая монополия, олигополия или монополистический конкурент. Однако в условиях монополии долгосрочное получение экономической прибыли более вероятно в силу отсутствия конкуренции на рынке. Если конкуренция на рынке все же существует (как в случае олигополии и монополистической конкуренции), то экономическая прибыль в долгосрочном периоде сокращается и, возможно, даже исчезает.

Считается, что существование предпринимательских монополий снижает экономическую эффективность отрасли. В доказательство этому приводятся следующие аргументы.

♦ Если действие эффекта масштаба при расширении деятельности фирмы невелико (например, в розничной торговле), то объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, устанавливается ниже, чем в условиях конкуренции, а цена - выше. При этом большая часть доходов потребителей расходуется на покупку товара производителя-монополиста за счет сокращения потребления других товаров.

Действительно, предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы продукции MR = Р. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы меньше цены единицы продукции MR < Р. Следовательно, сохранение равенства предельного дохода предельным издержкам MR = МС становится возможным, только если фирма на рынке несовершенной конкуренции повысит цены. Но при более высокой иене Р1 сократится и объем продаж - с Q0 до Q1. Значит, наиболее выгодные позиции производителя будут достигаться, если он снизит выпуск продукции до Q1 и будет продавать его по более высокой цене Р1 (рис. 2). При увеличении цены до Р1 фирма начинает получать экономическую прибыль, так как цена единицы продукции устанавливается выше средних издержек (Р1 > АТС), что показано на рис. 2 б жирной линией.

Рис. 2. Сравнение условий максимизации прибыли у совершенного конкурента (а) и несовершенного конкурента (б)

В условиях чистой монополии, когда отрасль представлена всего одной фирмой и выпускаемый товар не имеет близких товаров-заменителей, спрос становится неэластичен по цене, монопольная власть фирмы на рынке возрастает. Если фирма пользуется монопольной властью на рынке, устанавливает высокие цены на продукцию и сокращает выпуск, то тормозится развитие смежных отраслей и в конечном счете экономики в целом.

Монополия может сама препятствовать вхождению новых фирм в отрасль, используя рычаги нечестной конкуренции, т.е. силовое давление, сговор с деловыми партнерами (например, с поставщиками сырья) с целью не допустить на рынок новую фирму-конкурента.

Однако можно выявить и достоинство чистой монополий.

С ростом объема производства вступает в действие положительный эффект масштаба предприятия, ведущий к сокращению средних издержек производства по мере увеличения его объёмов.

Как следствие, в отраслях с длительным действием положительного эффекта масштаба объем производства в условиях несовершенной конкуренции становится выше объема производства совершенно конкурентного рынка, а средние издержки - ниже.

.2 Контроль за ценами

В условиях монополии ценовая дискриминация является не только стратегией максимизации прибыли, но дает реальный метод формирования цен, который совместим с эффективным распределением ресурсов. Как известно, монополия не может восстановить свои издержки, если цены будут на уровне предельных издержек, иными словами первое наилучшее решение практически недостижимо, оптимальность ограничена вторым наилучшим решением.

Один малореалистичный путь выхода на первое наилучшее решение - выплата субсидии фирме из государственных фондов, которая бы покрыла убытки, неизбежные при ценах, равных предельным издержкам. Другое, более реалистичное решение - это дискриминация. Монополист получает возможность восстановить все издержки, не отталкивая тех потребителей, которые готовы платить только по ценам, равным предельным издержкам. Допущение ценовой дискриминации расширяет возможности в отношении эффективности, устраняет многие проблемы по созданию стимулов и мотивации фирмы, не требует дорогостоящих механизмов регулирования.

Рис. 3. Первое и второе наилучшее решение в условиях конкуренции

Рис.4. Ценовая дискриминация

Рассмотрим, как ценовая дискриминация (продажа части выпуска по цене, равной предельным издержкам, а части - по гораздо более высокой цене) может повысить эффективность деятельности монополии - рис.4. Продажа части выпуска по цене P1 дает возможность получить высокую прибыль (Р1ВЕМ), которая перекроет убытки, неизбежные при реализации продукции по предельным издержкам (ECKR). Результатом является одновременное достижение эффективного, с точки зрения распределения ресурсов, уровня производства и финансовой самоокупаемости.

Есть, конечно, и обратная сторона медали. Неконтролируемая ценовая дискриминация обеспечивает эффективность за счет «изъятия» монополией и обращения в собственную прибыль всего потребительского излишка. Здесь вступают в силу соображения социальной справедливости, которые традиционно придают термину «ценовая дискриминация» как таковому негативный оценочный аспект.

Условия, при которых ценовая дискриминация возможна

) между сегментами рынка должна отсутствовать возможность перепродажи услуг, или она должна быть значительно ограничена.

) Фирма должна иметь возможность вычленения групп потребителей по степени интенсивности их спроса.

) интенсивности потребительского спроса должна быть различна.

) Фирма должна обладать монопольной властью.

.3 Эффективность деятельности монополий

В условиях чистой монополии соперники отсутствуют, потому монополист сможет получать положительную экономическую прибыль и в длительном периоде, хотя она может также быть и отрицательной.

На рисунке 5 D и MR - кривые спроса и предельной выручки монополиста соответственно, LATC и LMC - кривые его средних общих и предельных затрат длительного периода. Наличные мощности монополии характеризуют кривые средних общих и предельных затрат короткого периода SATC1, и SMC1. В данной ситуации оптимальный объем выпуска будет равен Q, но при таком объеме производства удельные (средние) общие затраты окажутся выше цены и монополия понесет убытки, равные площади прямоугольника Р1С1Е1А1.

Из рисунка ясно, что имеющиеся мощности монополии недостаточны для обеспечения положительной экономической прибыли. Но у монополиста есть и перспектива, на оси выпуска существует участок Q'Q", в рамках которого кривая средних общих затрат длительного периода лежит ниже кривой спроса, являющейся и кривой средней выручки. Другими словами, существует участок, в пределах которого:


Рис. 5. Оптимум монополиста в длительном периоде

Из всех возможных размеров производственных мощностей, удовлетворяющих условию (1), позволит получать максимальную долгосрочную прибыль только соответствующий пересечению кривых LMC и MR (точка Е). Поскольку долгосрочный оптимум предполагает также и краткосрочный оптимум, кривая краткосрочных предельных затрат SMC2 будет пересекать кривую MR в той же точке Е.

В длительном периоде монополист максимизирует прибыль, производя и продавая такой объем продукции, который соответствует равенству предельной выручки и предельных затрат длительного периода. Оптимальная мощность его предприятия находится в точке Курно - Е, где краткосрочные предельные затраты равны предельной выручке.

Заключение


Монополизм - тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.

В соответствии с причинами возникновения монополии бывают: естественные, административные и экономические.

Естественная монополия возникают в результате объективных причин.

Во-первых, она может появиться в случае, когда весь объем определенного товара или услуги является продуктом одной или нескольких фирм. Во-вторых, эта форма монополии возникает в сельском хозяйстве и добывающих отраслях промышленности.

Экономическая монополия, которая является наиболее распространенной, вырастает на основе закономерностей хозяйственного развития.

Отрицательные последствия монополий:

Во-первых, монополия уничтожает конкуренцию, устанавливая жесткие барьеры для проникновения соперников в монополизированную отрасль.

Во-вторых, монополии ограничивают выпуск продукции, устанавливают монопольно высокие цены на готовую продукцию.

В-третьих, при монополиях усиливается неравенство в доходах и снижается жизненный уровень всего населения, в среднем.

В-четвертых, монополии не всегда заинтересованы в применении достижений научно-технического прогресса.

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

. Стимулирование предпринимательства

. Развитие конкурентных начал

. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Чтобы избежать негативных последствий от монопольной деятельности, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

Суммируя вышеизложенное, повторюсь, что антимонопольное законодательство в России как инструмент развития конкуренции применяется в сложной ситуации. Особенности структуры российских рынков объективно затрудняют развитие на них конкуренции. Большинство факторов, препятствующих конкуренции, не может быть устранено с помощью даже идеального применения идеального антимонопольного законодательства. Для решения этой задачи требуются меры активной конкурентной политики, - включая повышение защиты прав собственности, расширение экономической свободы, снятие инфраструктурных ограничений, - на протяжении многих лет. Антимонопольная политика - лишь один из инструментов развития конкуренции, играющий чрезвычайно важную роль, но инструмент не единственный.

конкурентный монополия цена рыночный

Список литературы


1.   Авдашева С.Б., Шаститко А.Е., Кузнецов Б.В. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 4.

2.      Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х томах. - Санкт-Петербург: Институт "Экономическая школа", 2004.

.        Краткий конспект лекций по дисциплине «Основы экономической теории» для студентов инженерных специальностей вуза /Сост.: Л.В. Родичева, O.K. Гаршина. - Краматорск: ДГМА, 2004. - 132с.

.        Королькова Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция. Лекционные и методические материалы. //Экономический журнал ВШЭ, 2000, №2.

.        Кунцман, М.В. Микроэкономика: курс лекций/ М.В. Кунцман; МАДИ. - М., 2010 - 193 с.

.        Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б. А. Райзбсрга.- ИНФРА-М. 1997. - 720 с.

.        Микроэкономика: учебное пособие/ А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. - Мн.: БГЭУ,2007.

.        Нигмаджанов У.Х. Экономическая теория: Учебник. - Т.: «IQTISOD-MOLIYА», 2010.

.        Пеганова О.М. Лекции по экономике. М.: Московский государственный университет им. Ломоносова, 2011.

.        Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой.- М.: ЮНИТИ-ДАНЛ, 2008. - 527 с.

.        Соловьева О.А. Монополизация и демонополизация как направления государственного регулирования предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2012. - № 13 (211). - c. 19-24.

Похожие работы на - Характеристика монопольного рынка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!