Управление качеством продукции на ОАО 'БКК'
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1
Понятие качества и показатели качества продукции
1.2
Основные положения управления качеством
1.3
Механизм управления качеством
1.4
Методы управления качеством
1.5
Контроль качества продукции
Глава
2. Управление качеством продукции на ОАО «БКК»
2.1
Общая характеристика предприятия
2.2
Исследование системы управления качеством на ОАО «БКК»
2.3
Система менеджмента качества на ОАО «БКК»
2.4
Недостатки в системе управления качеством
Глава
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА
ОАО «БКК»
3.1
Область улучшения системы менеджмента качества на ОАО «БКК»
3.2
Пути улучшения системы управления качеством на ОАО «БКК» на примере процедуры
проведения внутренних аудитов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время мы всё чаще встречаемся с
такими понятиями как качество, конкурентоспособность и безопасность продукции,
говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения законов и защите прав
потребителей. Всё это свидетельствовало об изменении нашего отношения к
качеству товаров и услуг. В рыночных условиях никакие инвестиции не спасут
предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей
продукции или услуг, и поэтому именно качеству отдают предпочтение покупатели и
заказчики. Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством.
Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством, осознавших истину:
нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения
системы в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню
организации работ. При внедрении тотального управления качеством главным в
работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству
продукции. Основой обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятия в
условиях рынка служит конкурентоспособность, а значит, стабильность требуемого
качества выпускаемой продукции. Качество продукции - это совокупность свойств,
обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в
соответствии с ее назначением. Улучшение качества выпускаемой продукции -
важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка. Изделия
наших объединений (предприятий) должны удовлетворять требованиям мировых
образцов. Качество продукции - это не просто частная проблема, для отдельных
производителей, это проблема общенациональная. И наиболее наглядно это можно
видеть на примере послевоенного экономического развития Японии, которая стала
признанным лидером в области качества.
Конкуренция - это тонкий механизм, реагирующий
на любые изменения рыночной ситуации, стимулирующий адаптацию организаций к
новым рыночным условиям. ориентация на самые высокие показатели в производстве
продукции и оказании услуг должна стать стратегическим направлением
деятельности всех субъектов российской экономики.
Всё это требует умения гибко и оперативно
управлять качеством. Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск добротной
продукции диктуется необходимостью обеспечения её безопасности и экологической
чистоты, что контролируется государственными органами на основе законов. И для
того чтобы успешно работать в условиях рынка предприятие должно организовать у
себя современное управление качеством и знать, как практически его организовать
на предприятии. Поскольку качество формируется в процессе создания продукции,
первостепенное значение для управления качеством имеет значение технологических
работ и организации производства. Управление качеством связано так же со
стандартизацией, так как его основной нормативной базой является стандарты, в
которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки и
оценки качества. Одной из основных функций управления качеством является
контроль качества, который осуществляется соответственными измерениями. Отсюда
- необходимость значений метрологического обеспечения. Управление качеством
обязательно требует знания действующего законодательства в области качества.
Основу конкурентоспособности продукции составляет и качество, стабильность
которого достигается путем внедрения на предприятии систем качества. [9, с. 86]
Цель работы: исследование системы управления
качеством на промышленном предприятии с целью совершенствования управленческой
деятельности на исследуемом предприятии.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
.1 Понятие качества и показатели качества
продукции
Качество - емкая, сложная и универсальная
категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Научное
обоснование термина о качестве дается в философии:
Качество как философская категория выражает
неотделимое от бытия предмета его существенную определенность, благодаря чему
он является именно данным, а не иным предметом.
Качество продукции (услуги) - определенная
совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в
той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по
назначению, включая утилизацию или уничтожение. [11, с. 271]
Проблема качества продукции и услуг была и
остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой
зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества,
объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы
услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг,
но главное - обществу в целом и его интересам.
Решение любой крупной проблемы невозможно без
эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на
основном направлении. Поэтому,
Управление качеством продукции (услуги) - это
целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при
создании и использовании продукции (услуги), в целях установления, обеспечения
и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям
потребителей и общества в целом.
Для управления качеством продукции и его
повышения необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная
с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка
уровня качества продукции является основой для выработки необходимых
управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.
Целью оценки обусловливается: какие показатели
качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью
определять значения этих показателей, какие средства для этого потребуются, как
обработать и в какой форме представить результаты оценки.
Для объективной оценки качества продукции её
свойства необходимо охарактеризовать количественно и качественно. Качественные
характеристики - это, например, соответствие изделия современному направлению
моды, дизайну, цвету и т.д.
Количественная характеристика одного или
нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая
применительно к определенным условиям её создания и эксплуатации или
потребления (например, безотказность работы, трудоемкость, себестоимость,
масса, размер изделия и т.п.), называется показателем качества продукции.
.2 Основные положения управления качеством
Понятие качества сформировалось под воздействием
историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело
свои объективные требования к качеству продукции III.
Рыночная экономика также внесла свои коррективы
и усилила внимание общества к качеству. Основной задачей производителя
продукции в рыночных условиях стала задача удовлетворения требований
потребителей, решить которую возможно лишь при предоставлении продукции
требуемого качества. Предприятия, находящиеся в условиях острой конкуренции,
обязаны не только следовать за требованиями потребителя, но также идти впереди
этих требований, чтобы выжить и успешно конкурировать на динамичном, постоянно
развивающемся рынке.
Под управлением качеством продукции понимают
постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях
на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и
полноценное ее использование.
.3 Механизм управления качеством
Механизм управления качеством продукции -
совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, принципов,
способов и схем управления на различных фазах жизненного цикла продукции и
уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию
основополагающих функций управления качеством, в первую очередь таких как:
) прогнозирование потребностей рынка,
технического уровня и качества продукции;
) планирование повышения качества продукции;
) нормирование требований к качеству товара и
стандартизация;
) технологическая подготовка производства;
) разработка и постановка продукции на
производство;
) обеспечение стабильности намеченного уровня
качества изделий на всех фазах жизненного цикла;
) внутрипроизводственная аттестация продукции,
технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
) сертификация продукции, работ, услуг, систем
качества и производств;
) контроль качества и испытания продукции;
) профилактика брака в производстве;
) формирование взаимоотношений по качеству
продукции между поставщиками сырья, ресурсов, полуфабрикатов и комплектующих
изделий, фирмами-производителями и потребителями товара;
) специальная подготовка и повышение
квалификации работников;
) стимулирование труда и ответственность за
достигнутый уровень качества;
) внутрипроизводственный учет и отчетность по
качеству продукции;
) технико-экономический анализ изменения
качества товара;
) информационное обеспечение управления
качеством продукции;
) метрологическое обеспечение качества изделий;
) правовое обеспечение управления качеством
продукции;
) материально-техническое обеспечение качества
товара;
) технологическое обеспечение управления
качеством продукции;
) финансовое обеспечение управления качеством
изделий;
) организационное обеспечение управления
качеством продукции.
Сущность любого управления состоит в выработке
управленческих решений и их последующего осуществления на обусловленном объекте
управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами
управления, обычно, являются процессы, от которых зависит качество продукции.
Они формируются и проходят как на допроизводственной, так и на производственной
и послепроизводственной фазах жизненного цикла продукции.
Управляющие решения складываются на базе
сравнения информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его
признаками, установленными проектом (прогнозом, планом) управления. Нормативную
документацию, регламентирующую значения коэффициентов качества продукции
(технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия,
чертежи, условия транспортирования), необходимо анализировать как основной
элемент проекта управления качеством продукции.
Главной задачей любой фирмы (предприятия)
является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг.
.4 Методы управления качеством
Качество формируется под влиянием множества
факторов на всех этапах жизненного цикла продукции и для предоставления
потребителю продукции требуемого качества на предприятии формируется система
качества.
Система качества представляет собой совокупность
управленческих органов и объектов управления, мероприятий и средств,
направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого качества
поставляемой продукции. Эволюция подходов к менеджменту качества позволяет
выделить четыре этапа в развитии систем качества:
статистический контроль качества;
тотальный контроль качества;
всеобщий менеджмент качества .
Рассмотрим подробнее современную концепцию
управления качеством TQM, а также получившие широкое распространение стандарты
серии ИСО 9000. Система TQM является комплексной системой, ориентированной на
постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку
точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе -улучшению нет
предела. Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к 0
дефектов, 0 непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок. Основной
упор делается на полное удовлетворение потребностей потребителя.
В TQM существенно возрастает роль человека и
обучение персонала. Существенно изменяются формы обучения, становясь все более
активными -используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и
т.д. Обучение превращается в часть мотивации. Разрабатываются специальные
приемы развития творческих способностей работников.
Появление в это время серии новых международных
стандартов на системы качества ИСО 9000 было связано, прежде всего, с
необходимостью упрощения взаимоотношений между потребителями и поставщиками,
путем подтверждения последним своей способности обеспечивать заявленное
качество продукции. Для того, чтобы доказательства такой возможности
предприятия имели объективный характер, была введена сертификация систем
качества и продукции, которую поручили осуществлять специально созданным
независимым организациям - органам сертификации. Эти сертификаты как раз и
предназначены для сокращения затрат потребителей на проверку возможностей своих
поставщиков. При этом сегодня стандарты ИСО стали не только основой для
доказательства обеспечения качества внешним потребителям, но и практическим
руководством для создания систем менеджмента качества на предприятиях.
Родоначальником стандартов ИСО серии 9000,
первая версия которых вышла в 1987 году, является английский стандарт BS 5750
(1979г.).
В семейство стандартов ИСО 9000:1987 включены:
ИСО 9001-9003, ИСО 9004, словарь терминов и определений ИСО 8402. В стандарте
ИСО 9000 изложены общие положения по содержанию и принципам построения системы
качества, стандарт ИСО 9001 назван "Система качества. Модель для гарантии
качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и
обслуживании", стандарт ИСО 9002 - "Система качества. Модель для
гарантии качества при производстве, монтаже и обслуживании", стандарт ИСО
9003 -"Система качества. Модель для гарантии качества при окончательном контроле
и испытаниях". Стандарты группы ИСО 9004 представлены в виде руководящих
указаний для внутреннего пользования. Из всех моделей стандартов ИСО 9000,
только ИСО 9001, 9002, 9003, а также стандарт ИСО 10012 "Требования,
гарантирующие качество измерительного инструмента" предназначены для
сертификации, и их требования являются обязательными для выполнения, остальные
имеют характер руководящих указании и рекомендаций. [7, c. 154]
Подходы к управлению стандартов ИСО недостаточны
для достижения конкурентоспособности, но являются обязательными признаками
успешно работающей организации.
Системы качества по МС ИСО 9001 представлены
двадцатью элементами, содержащими требования к важным для обеспечения качества
функциям и некоторым процессам. Таким образом, они ориентированы на усиление
функционального управления за счет улучшения распределения полномочий и
обязанностей .
Элементная структура системы качества в
стандартах ИСО имела небольшой срок жизни - около 15 лет. В 2000 году приняты
новые стандарты семейства ИСО, признанные на сегодняшний день более
перспективными.
Цель стандарта ИСО 9001:2000 - установить
минимальный набор требований, который бы позволил доказать заинтересованным
сторонам, что в компании реализована система менеджмента качества, способная выполнить
указанные в контракте требования потребителя, а также требования
соответствующих законодательств.
Стандартом ИСО 9001:2000 уже не предполагается
обеспечение качества продукции, а поставлена задача удовлетворения потребителей
путем выполнения и перевыполнения их требований с помощью постоянного улучшения
системы управления и предупреждения несоответствий между ожиданиями
потребителей и качеством выпускаемой продукции. Семейство стандартов 2000 года
имеет ограниченное количество стандартов: ИСО 9000:2000 "Системы
менеджмента качества. Фундаментальные принципы и словарь", ИСО 9001:2000
"Системы менеджмента качества. Требования", ИСО 9004:2000
"Системы менеджмента качества. Руководящие указания по совершенствованию
характеристик деятельности". Стандарт ИСО 9001:2000, в отличие от
предшествующих стандартов, содержит не двадцать элементов, а пять комплексных
разделов. В целом, новый стандарт включает в себя элементы предшествующих
стандартов, только сформированные с точки зрения процессного подхода, который
позволяет связать систему менеджмента качества с системой управления на
предприятии. Отобразим цепочку развития стандартов с помощью рисунка 1.
ИСО
9000:1987
|
Пересмотренные
и дополненные
|
ИСО
9000:1994
|
Процессный
подход
|
ИСО
9000:2000
|
Рис. 1 - Цепочка развития МС ИСО
Таким образом, эволюция систем качества идет в
ногу со временем и учитывает все более возросшие требования к качеству жизни.
Завершая рассмотрение современных подходов к
управлению качеством продукции, выделим положения, которые соответствуют
современному пониманию этой проблемы: процесс важнее, чем результат, то есть
качество всех категорий продукции определяется качеством процессов ее создания,
производства, транспортировки, хранения и применения в соответствии с
назначением; горизонтальные организационные связи важнее вертикальной иерархии,
то есть качество требует проектирования горизонтально интегрированной
структуры; главная цель компании - удовлетворение требований потребителей и
общества.
.5 Контроль качества продукции
Целью контроля качества является обеспечение
установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска
недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции несут все
работники предприятия.
Средствами контроля качества продукции являются
контрольно - измерительные приборы, инструменты и автоматически контрольные
устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в
технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в
процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров
и предупреждает появление брака.
Хотя общие принципы контроля качества в течение
многих лет остаются неизменными, в настоящее время вместо понятия «контроль»
зачастую используется понятие «обеспечение».
В словарях термину «обеспечивать» (to assure)
сопоставляется значение «гарантировать», тогда как «контролировать» (to
control) означает управлять, регулировать в рамках определенных полномочий. В
связи с этим термин «обеспечение» представляется более подходящим, поскольку
управление в рамках данных полномочий зачастую не гарантирует хороших
результатов (что стоит иметь в виду менеджерам по контролю качества).
В последние годы, как и в течение многих лет до этого, нам приходилось
посещать крупные и мелкие предприятия разных стран. Подходы к соблюдению
качества на них существенно различаются - кое-где контроля вообще почти нет, а
на иных предприятиях имеются лаборатории, выполняющие многочисленные анализы,
но зачастую эти анализы не имеют никакого отношения к качеству продукта.
Иногда работники предприятий слабо знакомы с
научными основами и технологией производства, имея минимальные представления о
таких фундаментальных свойствах, как относительная влажность, активность воды,
охлаждение, растворимость и значение рН.
На крупных фабриках средства контроля и
регулирования встроены в производственные линии, что позволяет постоянно
осуществлять технологический мониторинг. Сигналы об отклонении от заданных
характеристик конечного продукта поступают на ранние технологические стадии,
где автоматически выполняется коррекция тех или иных параметров. Примером может
служить непрерывное производство помадной массы, в котором незначительные
изменения содержания влаги могут привести к заметным отклонениям текстуры
конечного продукта. Датчики температуры на стадии уваривания сиропа передают
информацию, позволяющую регулировать расход сиропа и давление пара.
Значительно большее внимание уделяется в настоящее время микробиологическим
показателям, так как имелись случаи пищевого отравления из-за сальмонеллы,
кишечной палочки (Escherichia coli) и других патогенных микроорганизмов.
Значительные изменения произошли в упаковке.
Если прежде многие упаковки представляли собой просто перекрывающие бумажные
обертки, в настоящее время большинство кондитерских изделий, в том числе
шоколад, выпускают в защитной термосвариваемой упаковке. Такой упаковочный
материал (пленка или ламинат) характеризуется непроницаемостью для водяного
пара и газов, а также защищает изделия от большинства насекомых.
Глава 2. Управление качеством продукции на ОАО
«БКК»
.1 Общая характеристика предприятия
ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» - крупнейшее
предприятие в Волго-Вятском регионе по производству кондитерских и
хлебобулочных изделий.
Предприятие производит большой ассортимент
продукции - сухари, сушки, вафли, пряники, печенье сдобное и овсяное, восточные
сладости, зефирно-пастильные и хлебобулочные изделия. ОАО «БКК» - это
современный комбинат, где устанавливается передовое российское и импортное
оборудование, идет совершенствование форм управления и процессов. Предприятие в
2008 году сертифицировало свою систему менеджмента качество на соответствие
требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000). Стремление коллектива
перенять лучший мировой опыт в хлебопекарной и кондитерской промышленности
позволяет использовать высокотехнологичное импортное оборудование с применением
продуктов натурального происхождения при строгом контроле качества на всех
стадиях производства, что обеспечивает высокие потребительские свойства
продукции. Ассортимент продукции постоянно обновляется с учетом требований
потребителей. Вся упакованная продукция имеет привлекательную упаковку. Она
узнаваема и представлена не только на рынке г.Кирова, но и во многих регионах
РФ.
Сегодня ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» -
это динамично развивающееся предприятие во главе с генеральным директором
Журавлевым А.В. Благодаря высокому профессионализму, энтузиазму и творческой
работе специалистов ОАО «БКК» является новатором во всех видах деятельности,
что позволяет производить конкурентоспособную продукцию высокого качества и
занимать лидирующее положение на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий.
Стратегическая цель предприятия - производить и
продавать продукцию, обеспечивая рост дохода, прибыльность и устойчивую
репутацию надежного поставщика продукции высокого уровня качества.
Задачи и цели предприятия формируются, исходя из
долгосрочной рыночной ориентации Предприятия и занимаемого им места на рынке,
по принципу маркетингового подхода к управлению. Принцип основан на анализе
нужд, потребностей и запросов покупателей
На предприятии используется стратегия
дифференцированного маркетинга, т.е. для каждого покупателя используются
собственные инструменты маркетинга, индивидуальная ценовая политика.
Конкурентными преимуществами выбраны: высокое качество продукции,
удовлетворение потребностей покупателей, поставка продукции точно в срок (РК .
ОАО«БКК».01-07).
Основные каналы сбыта - иногородние, кировские,
областные и иностранные покупатели.
Постоянные иногородние покупатели: Архангельская
, Владимирская, Московская, Пермская, Свердловская, Тверская области,
Башкортостан, республика Коми, Удмуртия, Приморский край, Татарстан. Кроме
того, продукция отгружалась в Вологодскую, Костромскую, Курганскую,
Нижегородскую, Тюменскую области, в республики Саха и Марий Эл, Камчатский
край, Ненецкий автономный округ.
В 2011 году наблюдался рост объемов отгрузки
продукции по иностранному сегменту , в частности , в республику Беларусь,
Азербайджан, Казахстан. Начата работа с Западной Европой - Германией.
В 2011 г. вся работа по расширению ассортимента
и повышению качества выпускаемой продукции проводилась согласно планов работы
ОП и К, и технических заданий, поступающих от отдела продаж и маркетинговой
службы, на основании изучения покупательского спроса и поддержания
конкурентоспособности продукции нашего предприятия.
Весь ассортимент выпускаемой продукции
вырабатывался строго согласно принятым технологическим инструкциям.
Проводились работы по подготовке документации и
продукции на хлебные сертификаты для отправки продукции за границу, как в
страны таможенного союза, так и за его пределы .
Разработана и внедрена маркировка продукции на
этикете формата, позволяющего наносить информацию на языке страны - импортера.
С целью поиска новых прогрессивных методов
ведения технологических процессов, снижению себестоимости продукции, расширению
ассортимента постоянно ведется поиск новых видов сырья и ингредиентов.
Вся продукция, выпускаемая в 2011 г,
контролировалась согласно Программе производственного контроля, признана
экологически чистой и безопасной. На всю продукцию имеются сертификаты
соответствия или декларации о соответствии.
На предприятии внедрена и успешно действует
система менеджмента качества применительно к разработке, производству и
поставке кондитерских и хлебобулочных изделий в соответствии с требованиями
ГОСТ Р ИСО 9001.
На предприятии действует система контроля за
ходом ведения технологического процесса на каждом этапе, начиная с контроля
качества сырья, заканчивая качеством готовой продукции и упаковочных
материалов.
Работниками ОПиК систематически проводятся
технологические учёбы с работниками производственного персонала по технологии
изготовления новых видов изделий.
В 2011 г. внедрены новые виды изделий: 5 видов
хлебов, 6 наименований печенья
КХЗ - 5 видов хлебов, 6 наименований печенья
НХЗ - 2 наименования вафель; разработаны и будут
выпущены в ближайшее время вафельные конфеты,
ЛХЗ - расширен ассортимент пряничных изделий - с
клюквенной начинкой, начинкой из черной смородины, шоколадно- ореховой
начинкой.
Принято участие в расчетах и разработке проектов
в технологической части на 2 поточно-механизированные лини - по производству
сухарных и бараночных изделий и по производству пряничных изделий.
Для оперативного отслеживания качества
поступающего сырья, и соответствия качества готовой продукции отдел ОП и К
укомплектовывается новым современным оборудованием:
Приобретен прибор Инфра-Люм для оперативного
анализа качества муки и готовой продукции.
Этот прибор позволил значительно сократить время
на проведение таких сложных анализов как определение содержания сахара и жира в
готовом продукте.
Приобретены 2 новых прибора Кварц -21-М-33,
(аналога устаревшего прибора Чижовой) для определения сухих веществ (влаги) в
полуфабрикатах. Приборы установлены непосредственно в производстве для
оперативного контроля за соблюдением технологических параметров ведения
технологического процесса.
Модернизация процессов контроля за
технологическими параметрами и качеством сырья позволила сократить численность
отдела.
В 2012 году общество будет и в дальнейшем
придерживаться следующих направлений, ведущих к его дальнейшему и динамичному
развитию:
постоянная и гибкая работа с покупателями
снижение себестоимости продукции за счет
снижения затрат
повышение производительности труда
совершенствование форм управления
постоянная работа над ассортиментом
постоянная работа и строгий контроль над
качеством выпускаемой продукции, производства, процессов на всех стадиях
производства
использование высокотехнологического
оборудования и новых технологий, интенсивное техническое перевооружение
поиск и заключение новых договоров с дилерами,
занимающимися оптовой и мелкооптовой торговлей в регионах.
Для воплощения в действие этих направлений на 2011
год обществом намечены следующие мероприятия:
Перспективные направления развития ОАО «БКК» на
2011 год.
. Завершение реконструкции линии по производству
бараночных изделий в части замены делительно-закаточных машин.
. Завершение работ по реконструкции
автоматизированной системы отопления и горячего водоснабжения.
. Реконструкция и реорганизация складского
хозяйства.
По ЛХЗ
. Внедрение в производство автоматизированной
линии по производству мучных кондитерских изделий (пряники).
. Перевод производства овсяного печенья с НХЗ на
существующую линию. Реконструкция существующего оборудования.
. Завершение работ по реконструкции
автоматизированной системы отопления и горячего водоснабжения.
. Реконструкция и реорганизация складского
хозяйства.
.2 Исследование системы управления качеством на
ОАО «БКК»
Независимо от размеров предприятия,
направленности его деятельности, численности персонала на любом предприятии
существует система менеджмента качества. СМК можно определить как систему
взаимоотношений внутри предприятия, установление полномочий, распределение
обязанностей и определение взаимосвязей для руководства и управления
предприятием применительно к качеству выпускаемой продукции и оказываемой
услуги. Данные руководящие действия организованы и на предприятии ОАО
«Булочно-кондитерский комбинат»:
существует управленческая организационная
структура организации (рис. 3);
в каждом подразделении разработаны «Положения о
подразделении», в которых определены функции подразделений и установлены
задачи, решаемые подразделениями и определены взаимосвязи;
внутри подразделений распределение обязанностей
и прав установлено в «Должностных инструкциях».
Рис. 3 Организационная структура ОАО «БКК»
Вопрос о создании на предприятии СМК наиболее
остро встал в 2007 году. К этому времени на предприятии уже функционировал
отдел менеджмента качества, но процесс разработки и внедрения СМК можно было
определить как вялотекущим. Внешним толчком развития СМК послужило желание
выйти на рынки стран ближнего зарубежья, таких как Белоруссия, Казахстан,
Азербайджан и т.д. В 2008 году предприятие успешно прошло сертификацию на
соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2000.
На этапе разработки СМК для выполнения
требований ГОСТ Р ИСО 9001:2000 и для реализации процессного подхода было
выделено три группы процессов:
) Процессы управления:
менеджмент руководства;
менеджмент ресурсов;
менеджмент документации.
) Основные процессы:
маркетинг;
подготовка производства;
закупки;
производство;
хранение и отгрузка готовой продукции;
) Процессы мониторинга:
технический контроль;
управление несоответствующей продукцией;
внутренний аудит;
управление корректирующими и предупреждающими
действиями;
анализ данных.
Взаимосвязи классифицированных процессов
графически отражены в «Структуре процессов СМК» (см. рисунок 4).
Процессы
управления
|
Процесс
управления СМК, мониторинга и измерения
|
Процесс
управления персоналом
|
Процесс
управления корректирую-щими и предупреждающими действиями
|
Процесс
планирования производства
|
Процесс
внутреннего аудита
|
Рис. 4 Схема процессов СМК
Для анализа системы менеджмента качества на
предприятии разработана процедура внутреннего аудита. Существует мнение, что
внутренний аудит - рентген производства. Он "высвечивает" сильные и
слабые стороны деятельности предприятия, является источником его жизненной
силы, заключает в себе тот потенциал, который дает возможность предприятию
функционировать и выживать в условиях рынка.
Аудит качества ориентирован на выявление причин
возникновения несоответствий в системе качества, процессах или продуктах
(услугах) организации. Отсюда возникает и основная цель аудита - собрать
объективные свидетельства, которые позволят выявить несоответствия в процессах,
продуктах (услугах) или системе качества.
Исходя из основной цели, определяются и задачи
аудита:
В ходе аудита необходимо определить действие и
результативность системы менеджмента качества. Т.е. в ходе аудита определяется
насколько внедрена система качества в организации, работает ли она, и помогает
ли система качества достигать результатов по основной деятельности организации.
Аудит должен дать информацию об эффективности
системы качества - т.е. аудит должен показать работает ли система качества
именно как система, либо от этой системы работают только отдельные элементы, а
все остальные требования выполняются только формально, либо не выполняется
вовсе.
Необходимо определить уровень соответствия
стандартам и процедурам СМК - т.е. аудит показывает, насколько близко к
правилам, установленным в процедурах системы качества, выполняется работа в
организации и есть ли различия между реальной работой и тем, что установлено в
документации системы качества.
Следующей задачей является проверка качества
выполнения работ - т.е. в ходе аудита может проверяться соответствие
результатов работ, тем требованиям, которые установлены в договорах или
технических заданиях.
Аудит должен позволить оценить влияние изменений
в организации на систему менеджмента качества - организация никогда не стоит на
месте, в любой организации происходят какие-либо изменения. Эти изменения в той
или иной степени могут влиять на систему качества. Аудит системы качества может
показать, как эти изменения отразились на системе качества, происходят ли в
системе качества изменения, адекватные изменениям организации.
Итак, главный результат, к которому должен
приводить аудит - это определение возможностей для улучшения в работе
организации. Поэтому в любом аудите существенное значение имеют объективные
свидетельства, которые аудиторы обнаруживают в ходе проведения аудита. Получить
такие свидетельства можно только в том случае, когда критерии аудита и правила
оценки несоответствий являются четкими и не допускают различного толкования.
.3 Система менеджмента качества на ОАО «БКК»
Система менеджмента качества (СМК) - система
управления качеством производимой продукции в какой-либо организации.
Суть СМК- система уровня менеджмента,
соответствующая конкретной редакции стандарта. Это задокументированный «образ»
предприятия как организма, то есть саморегулирующегося механизма,
приспособленного к жизни в конкретной экономической среде. Естественно, для
жизни оно должно производить услуги и/или продукцию не хуже определенного
уровня качества, а для хорошей жизни - хорошего качества.
На ОАО «БКК» применяется следующая тактика СМК:
Предупреждение причин дефектов
Вовлечение всех сотрудников в деятельность по
улучшению качества
Активное стратегическое управление
Непрерывное совершенствование качества продукции
и процессов
Использование научных подходов в решении задач
Регулярная самооценка
Используя для этого следующие средства:
Сбор данных
Статистическая обработка данных
Теория общего менеджмента
Теория мотиваций и межличностных отношений
Экономические расчеты
Системный анализ производства
Управление с помощью планирования
Основные составляющие систем менеджмента
качества на ОАО «БКК»:
Наличие политики и целей, соответствующими
удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и
внутренних)
Постановка процессов и ответственных за них,
необходимых для достижения целей организации. Реализация процессного подхода
при достижении этих целей.
Определение необходимых ресурсов и обеспечение
ими ответственных за процессы для достижения целей организации
Разработка и применение методов для измерения
результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых
показателей качества.
Определение механизмов, необходимых для
предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных
механизмов в процессах СМК.
Разработка и применение процесса для постоянного
улучшения всей СМК.
Назначением системы качества является создание
организационной структуры, распределение ответственности, документирование
процедур, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Функционирование системы качества осуществляется
под общим руководством директора предприятия.
Функции представителя руководства по качеству -
его полномочия и ответственность за функционирование системы качества -
возлагаются на директора по производству.
Главным условием обеспечения эффективности
функционирования системы качества и взаимодействия всех ее элементов является
координация действий всех подразделений предприятия, унификация и оптимизация
методов реализации ими своих функций, обеспечение направленности их
деятельности на максимальное удовлетворение потребностей потребителей при
оптимальных материальных и трудовых затратах.
Система качества на предприятии представлена
следующими документами:
. Руководство по качеству РК-2008;
. СК. Маркетинг РД 1001-08;
. СК. Управление разработкой РД 1002-08;
. СК. Планирование и разработка процессов РД
1003-08;
. СК. Материально-техническое обеспечение РД
1004-08;
. СК. Производство продукции РД 1005-08;
. СК. Контроль качества продукции РД 1006-08;
. СК. Упаковка и хранение продукции РД 1008-08;
. СК. Регистрация и распределение продукции РД
1009-08;
. СК. Утилизация изделий РД 1011-08.
.4 Недостатки в системе управления качеством
Исследовав систему менеджмента качества на
предприятии, одним из недостатков можно выявить излишнюю документированность
процедуры внутреннего аудита, вследствие чего ухудшается отношение персонала к
этой процедуре, и как следствие снижается его эффективность. А как мы выяснили
ранее, внутренний аудит играет важную роль в системе управления качеством.
Поэтому на этом этапе предлагаю заострить внимание. Но помимо этого, существуют
и следующие недостатки в системе управления качеситвом:
) пассивность руководителей предприятий в
вопросах создания и совершенствования системы;
) формальное отношение к организации систем
управления качеством;
) громоздкость системы, вызванную созданием
большого количества стандартов предприятия, зачастую дублировавших друг друга;
) выхолащивание и исключение из разрабатываемых
документов ценных и необходимых положений для работы в области качества
продукции при согласовании их с заинтересованными службами;
) неполный охват управления условий и факторов,
влияющих на качество продукции;
) недооценка роли учебы по управлению качеством,
что вело к непониманию работниками необходимости проведения работ в области
качества продукции, важности соблюдения и исполнения стандартов предприятия;
В системе управления качеством не нашли должного
отражения значение и роль персонала в обеспечении качества продукции.
управление качество менеджмент
Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОАО «БКК»
.1 Область улучшения системы менеджмента
качества на ОАО «БКК»
Рассмотрим процедуру проведения внутреннего
аудита на предприятии подробнее.
Внутренний аудит (систематический, независимый и
документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их
оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев
аудита) осуществляется аудиторской группой из числа специалистов предприятия
согласно реестра аудиторов, не несущих непосредственную ответственность за
проверяемую деятельность. Члены аудиторской группы не могут быть работниками
проверяемого подразделения и должны быть независимыми от лиц, несущих
непосредственную ответственность за проверяемую деятельность.
На основании плана внутренних аудитов главный
аудитор (лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита и назначенное
руководителем группы аудита) разрабатывает программу аудита (1 документ).
Основной целью программы является информирование
проверяемого подразделения о порядке проведения и объектах предстоящего аудита.
Программа аудита должна быть подписана главным
аудитором, утверждена директором по качеству и предоставлена руководителю
проверяемого подразделения в срок не позднее 5 рабочих дней до предстоящего
аудита.
Аудиторская группа перед проведением аудита должна
изучить информацию о подразделении, проработать все относящиеся к данному
аудиту документы и составить перечень контрольных вопросов (систематизированный
перечень вопросов, ответы на которые позволяют аудиторам получить необходимую
информацию о степени соответствия характеристик обследуемого объекта
установленным требованиям) - (2 документ).
В процессе аудита необходимую информацию о
состоянии проверяемого процесса СМК по ГОСТ Р 9001:2000 аудиторы получают в
результате опроса, экспертизы документов, наблюдения мероприятий и условий в
проверяемых подразделениях.
В результате аудита руководитель аудита
оформляет Аудиторский отчет (3 документ), в котором перечисляются все
выявленные несоответствия (невыполнение установленных требований), рекомендации
по улучшению деятельности (наблюдение, сделанное аудитором в целях
предотвращения возможного несоответствия), назначается срок для разработки
корректирующих и предупреждающих действий. При этом на каждое несоответствие
оформляется протокол несоответствия (4 документ) Руководитель аудита в 3х -
дневный срок направляет Аудиторский отчет в подразделение для описания причин
возникновения обнаруженных несоответствий, разработки КД и ПД, установления
ответственных и сроков выполнения.
На основании полученного отчета руководитель
подразделения разрабатывает план корректирующих действий (действия,
предпринятые для устранения причин существующего несоответствия, дефекта или
другой нежелательной ситуации с тем, чтобы предотвратить их повторное
возникновение)- (5 документ). После выполнения которых, оформляет отчет о
выполнении корректирующих действий (6 документ).
Главный аудитор при этом контролирует выполнение
корректирующих и предупреждающих действий.
Как можно увидеть, в такой на первый взгляд
простой процедуре внутреннего аудита, такое количество записей по качеству,
заполнить которые требует определенное время, которое у руководителей
проверяемых подразделений не всегда есть свободное, и, как правило, это
вызывает их недовольство, и отрицательное отношение к такой процедуре.
Поэтому для повышения эффективности внутренних
аудитов, можно предложить более простой процесс.
Вообще, в современной практике давно уже
применяются автоматизированные системы по управлению несоответствиями,
выявленными при внутренних аудитах, но можно обойтись и без покупки таких
программ, всего лишь несколько формализовав процедуру.
.2 Пути улучшения системы управления качеством
на ОАО «БКК» на примере процедуры проведения внутренних аудитов
Начнем с уменьшения количества записей по
качеству, необходимых для фиксации этапов внутреннего аудита. 1 документ-
программа аудита, необходимая для информирования руководителя подразделения о
целях, сроках и этапах аудита. Этот документ вполне можно совместить с
вопросником по аудиту, который необходим для фиксации требований стандарта ИСО
9001:2000, тем самым, при рассылке данного документа руководителям
подразделений, мы поставим их в известность не только об этапах аудитов, но и о
предполагаемых вопросах, дав возможность более лучше подготовиться к проверке.
Итак получаем первый документ- назовем его план проведения аудита (1 документ).
Далее проработаем форму отчета о проведении
внутреннего аудита таким образом, чтобы в ней учитывалось:
все выявленные несоответствия и рекомендации
аудиторов
было зафиксировано подробное описание каждого
несоответствия
были зафиксированные разработанные
корректирующие и предупреждающие действия по каждому несоответствию, с
указанием ответственных за их выполнение и сроков выполнения.
фиксация выполнения корректирующих и предупреждающих
действий.
В итоге получаем второй документ- отчет о
проведении внутреннего аудита.
Итак, переработав 6 форм записей по качеству, на
выходе получили всего две. Каким образом изменилась при этом процедура
проведения внутреннего аудита описано ниже.
На основании годового графика внутренних аудитов
главный аудитор разрабатывает план аудита (табл. 1)- (1 документ), в которой
расписывает этапы проведения, аудиторов, участвующих на каждом этапе, и
расписывает в вопроснике по каким пунктам стандарта ИСО 9001:2000 будет
осуществляться проверка.
Таблица 1
План проведения внутреннего аудита
Внутренний
аудит №
|
ОАО
«БКК»
|
Проверяемое
подразделение
|
Руководитель
подразделения
|
Дата,
время проведения
|
Цель
аудита
|
Этапы
аудита и группа аудиторов:
|
П.п.
|
Контрольный
вопрос
|
Документация
СМК
|
Ответы
|
Оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программа аудита должна быть подписана главным
аудитором, утверждена директором по качеству и предоставлена руководителю
проверяемого подразделения в срок не позднее 5 рабочих дней до предстоящего
аудита.
После проведения аудита руководитель аудита
оформляет Аудиторский отчет (2 документ, табл.2), в котором перечисляются все
выявленные несоответствия, рекомендации по улучшению деятельности, и совместно
с руководителем подразделения на заключительном совещании после аудита, по
каждому несоответствию разрабатываются корректирующие и предупреждающие
мероприятия, назначаются ответственные за их выполнение. После чего
руководитель аудита (лицо ответственное за ведение базы несоответствий) заносит
все выявленные несоответствия в электронную базу, где фиксирует сроки
выполнения корректирующих и предупреждающих мероприятий и осуществляет
мониторинг этой базы. Когда подходит срок выполнения того или иного
мероприятия, руководитель аудита организует рассылку по электронной почте
ответственным за выполнение, и те в свою очередь, предоставляют информацию о
выполнении мероприятия, прислав копии подтверждающих документов.
Результативность тех или иных мероприятий проверяется при проведении последующих
аудитов.
Таблица 2
Форма отчета о проведении внутреннего аудита.
ОАО
«БКК»
|
АУДИТОРСКИЙ
ОТЧЕТ №
|
Стр.
из
|
Несоот-ветствие
|
п.п.
стандарта
|
Описание
несоответствия
|
Коррекция
|
Причина
несоответствия
|
Корректирующее/
предупреждающее действие
|
Срок
выполнения
|
Ответственный
|
Проверка
выполнения и результативности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕКОМЕНДАЦИИ:
|
Руководитель
проверяемого подразделения: «___» _______ 20__ г. Руководитель внутреннего
аудита: «___» _______ 20__ г. Руководители других подразделений (при
необходимости): «___» _______ 200__ г.
|
Таким образом, сокращается время на оформление
результатов аудита, руководителю подразделения не нужно больше заполнять
большое количество бумаг и ломать голову над правильной и адекватной
разработкой корректирующих и предупреждающих мероприятий, аудиторы ему помогают
в этом. (Прим.: вообще, в практике, аудитор- лицо только фиксирующее выполнение
того или иного требования ИСО 9001:2000, но при проведении внутреннего аудита
возможно сделать исключение, и аудитор полномочен давать рекомендации, как лицо
более компетентное в области СМК, нежели руководители среднего звена). Чем
проще и понятней процедура для персонала, тем лучше и легче она им
воспринимается.
Также важным фактором при проведении внутреннего
аудита является доведение до персонала организации аудиторами той мысли, что
аудит- это не процесс поиска несоответствий, а процесс поиска путей улучшения
деятельности компании. Если внедрить эти рекомендации в жизнь, то отношение к
внутреннему аудиту поменяется, станет более благожелательным, руководители
подразделений, начнут видеть в нем плюсы, используя результаты внутренних
аудитов, как реальные пути улучшения деятельности своего подразделения.
Организация должна не только отслеживать
возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства
предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для
предотвращения повторного появления таких проблем в будущем.
Цели и задачи основываются на результатах оценки
степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на
показателях деятельности самой организации. Улучшение должно сопровождаться
участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами,
необходимыми для реализации поставленных целей.
Принципом процесса постоянного улучшения
является оптимизация добавленной стоимости. При этом наиважнейшим фактором
остается качество. В рамках цепочки добавленной стоимости, в которой действия и
их результаты рассматриваются с точки зрения качества, следует избегать затрат
(издержек) или минимизировать их. Под издержками в данном случае понимается
любое действие, требующее времени, ресурсов, не приводящее к повышению
стоимости продукта или услуги.
Основываясь на таком понимании можно выделить
семь групп издержек: перепроизводство, запасы, транспорт, бездействие (время
простоя), тип производства, лишние действия, несоответствия.
В отличие от традиционного подхода, такой подход
отображает необходимость тесной взаимосвязи с потребителями в процессе создания
добавленной стоимости.
При реализации принципа постоянного улучшения
можно выделить два подхода:
подход с точки зрения процесса - оптимальные
процессы;
подход с точки зрения результата - оптимальные
результаты.
Общей целью, процесса постоянного улучшения
системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения
удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
Руководители должны создать и поддерживать
внутреннюю среду, в которой сотрудники могут стать полностью вовлеченными в
достижение целей организации.
Существует предел, до которого можно улучшать
качество, имея в виду соотношение достигнутого эффекта и потраченных средств.
Предприятие должно постоянно стремится к достижению все нового и нового уровня
качества, опираясь на то, что является для потребителя особенно важным.
Эффективность - один из важнейших параметров
системы управления качеством. Эффективность - характеристика способности
системы производить экономический эффект, равный разности между результатом
экономической деятельности и затратами, произведенными для его получения и
эксплуатации.
Оценим эффективность системы управления
качеством на ОАО «БКК». Для этого рассчитаем экономический эффект, производимый
этой системой.
Э = Р - З = Р - (ЗП + ЗЭ),
где Э - экономический эффект, Р - результат
экономической деятельности, З - затраты, ЗП - затраты, произведенные для
получения товара, а ЗЭ - затраты, произведенные для эксплуатации товара.
Для вычисления экономического эффекта единичного
акта производства, продажи и потребления продукции введем в формулу продажную
цену продукции:
Э = (Ц - ЗП) + (Р - (Ц + ЗЭ)), где Ц - продажная
цена товара.
Рассчитаем экономический эффект производства
хлеба высшего сорта.
Продажная цена 5 р. 50 коп., затраты,
произведенные для получения товара 2 р. 30 коп., затраты, произведенные для
эксплуатации товара 1 р. 10 коп., результат экономической деятельности 9 р. 15
коп., тогда:
Э = (5,50 - 2,30) + (9,15 - (5,50 + 1,10)) =
5,75
Для увеличения экономического эффекта необходимо
повысить качество продукции, что приведет к увеличению затрат, вследствие чего
повысится и цена, но снизится количество брака.
Продажная цена 6 р., затраты, произведенные для
получения товара 2 р. 51 коп., затраты, произведенные для эксплуатации товара
70 коп., результат экономической деятельности 9 р. 15 коп., тогда:
Э = (6 - 2,51) + (9,15 - (6 + 0,70)) = 5,94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раздел 8.5 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2000
называется «улучшение». Это кульминация построения всей системы управления
качества, после того как вся деятельность находится под управлением, ее
необходимо постоянно улучшать, так как требования потребителя растут с каждым
днем, и необходимо постоянно ориентироваться на него.
За счет постоянного улучшения процессов
производства продукции или технологии оказания услуг, как следствие, происходит
постоянное улучшение самой продукции или услуг.
Постоянное улучшение СМК обеспечивается за счет
улучшения элементов системы менеджмента качества, т.е. мы улучшаем какие-либо
компоненты системы. Данные для анализа «зон совершенствования» поступают из
систем внутренних аудитов и анализа СМК со стороны руководства.
Постоянное улучшение, как понятие, предполагает
как «мелкие» улучшения в масштабе рабочего места или цеха, так и достаточно
«прорывные», охватывающие всю систему управления предприятием.
Таким образом, улучшив только процедуру
внутреннего аудита, можно улучшить пусть не намного, но деятельность всего
предприятия в целом.
Еще немного и мы проснемся в проснемся в мире,
который потребует нового качества жизни. Один из его составляющих компонентов -
качество продукции. Для модернизации последнего и постоянного обновления «в
ногу» с потребностями рынка необходимо эффективное управление этим качеством.
Управление качеством на предприятии - это
руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и
реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и
удовлетворяющих запросы потребителей.
Низкое (неконкурентноспособное) качество
продукции - не абстрактная категория, а вполне конкретная причина нежизнеспособности
предприятия. Поэтому проблема качества осознается уже как стратегическая
проблема.
Способность предприятия достигать своих целей,
обеспечивая конкурентноспособность выпускаемой продукции, определяется
действующей на нем системой организации и управления - системой управления
качеством.
Эффективным методом повышения управления
качеством на ОАО «БКК» будут стандарты ИСО серии 9000. Их главная цель -
обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему
доказательств в способности предприятий сделать это.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000 - ИСО 9004,
ИСО 8402. - М.: Изд-во стандартов, 1998. - 132 с.
.
МС ИСО 9001: 2000 "Системы менеджмента качества. Требования".
.
МС ИСО 9004: 2000 "Системы менеджмента качества - руководящие указания по
улучшению деятельности".
.
МС ИСО 9000: 2000 "Словарь менеджмента качества - основные положения и
словарь".
.
Амиров Ю.Д., Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика //
Стандарты и качество. - 2009. - №10. - с. 53-55.
.
Версан В.Г., Чайка И.И. Системы управления качеством продукции. М.:
Изд.стандартов, 2008. - 150с.
.
Глазунов А.В. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество. - 2007. -
№6. - с. 56-60.
.
Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд. Стандартов, 2008. -
80с.
.
Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. М.: Изд. Стандартов,
2009. - 200с.
.
Система сертификации ГОСТ P. Основные положения и порядок сертификации услуг.
М.: Госстандарт России, 2008. - 250с.
.
Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: сокр. пер .с англ. М.:Экономика,
2009. - 471с.
.
Окрепилов, В.В. Управление качеством / В.В. Окрепилов. - М: Экономика, 2008. -
360с.
.
Ильенкова, С. Д. Управление качеством. Учебник /С.Д. Ильенкова, Н. Д.
Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др./ под ред. доктора экономических наук, профессора
ИльенковойС.Д. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 180с.
.
#"826349.files/image001.gif">
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отчет о прибылях и убытках