Фирма как субъект рыночных отношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    156,2 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фирма как субъект рыночных отношений

Оглавление

Введение

1. Фирма как субъект рыночных отношений

1.1 Понятие фирмы, ее сущность и роль

1.2 Принятие фирмой решения о вступлении в отрасль

1.3 Издержки производства, валовой доход и прибыль фирм

2. Основные проблемы функционирования фирм в России

2.1 Особенности деятельности фирм в России на современном этапе

2.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России

Заключение

Список использованных источников

Введение


К экономическим агентам относят всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической деятельности практические мероприятия.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты принято различать: домашние хозяйства, предприятия или фирмы <#"825872.files/image001.gif">

Рисунок 1.3 - Получение прибыли фирмой в условиях совершенной конкуренции

Итак, базовой формой предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики является фирма.

Фирма - это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

2. Основные проблемы функционирования фирм в России


2.1 Особенности деятельности фирм в России на современном этапе


В России деятельность субъектов малого и среднего бизнеса регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [1].

Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства [2].

Если рассмотреть подробнее малые и средние предприятия, то они отличаются между собой:

формой собственности (частные, государственные, муниципальные и иные);

целями деятельности (коммерческие и некоммерческие);

отраслевой принадлежностью (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, строительные и другие);

характером деятельности (исследовательские, конструкторские, проектные, производственные, торговые и другие);

структурой деятельности (специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках).

Малый и средний бизнес обеспечивает большое число новых рабочих мест, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, насыщает рынок новыми товарами и услугами, - в этом заключается его главная роль. Для МСБ также большое значение имеет социальная функция, которая состоит в том, что через малые и средние формы предпринимательской деятельности люди реализуют и раскрывают творческий потенциал.

Малые и средние предприятия являются местом обучения и испытания молодых кадров. На них часто используется труд так называемых социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, инвалидов, беженцев и пр.), которые не могут найти себе работу и применение на крупных предприятиях.

Малые и средние предприятия распространены во всех областях экономики. Основными сферами их деятельности являются:

оптовая и розничная торговля;

ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования;

строительство;

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

обрабатывающие производства;

здравоохранение и предоставление социальных услуг

и др.

Основными потребителями услуг малого и среднего бизнеса является местное население. Их услугами также пользуются государственные учреждения и организации, частные фирмы и предприниматели, торгово-посреднические организации.

Но малый и средний бизнес имеет также определенные недостатки, к которым относятся:

высокий уровень риска, повышенный риск в конкурентной борьбе, зависимость от крупных компаний. Это приводит к постоянному обновлению в малом и среднем бизнесе, вследствие массовых банкротств;

слабая компетентность и невысокая квалификация предпринимателей. Это недостаток образования или его отсутствие, нехватка опыта в коммерции, финансах, управлении; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. На практике, именно с этим связано большинство неудач малых и средних фирм;

высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов;

различные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства;

множество различных происшествий, связанных с нарушениями техники безопасности,

криминальная составляющая.

Предприятия малого и среднего бизнеса в России сталкиваются в своей деятельности с большими трудностями. Основные проблемы таких предприятий некоторые авторы располагают в следующем порядке:

) административные барьеры;

) недоступность кредитных ресурсов;

) высокий уровень налогообложения [3, с.31 - 34].

В обследовании, организованном Всемирным банком, в ответ на просьбу составить список основных препятствий на пути развития бизнеса по степени их важности, предприниматели перечислили свои основные проблемы:

)        несовершенство законодательства;

2)      бюрократические процедуры;

)        взятки должностным лицам;

)        высокий уровень налогов;

)        криминал;

)        отсутствие необходимых финансов;

)        проверки госорганами;

)        недобросовестная конкуренция.

В настоящее время малый и средний бизнес в России все еще находится в отдаленных условиях от рыночных отношений, присущим европейским и западным странам. Поддержка МСБ еще слабо осуществляется в регионах России. Также можно отметить слабость и несовершенство законодательной базы, которая далеко не везде претворяется в жизнь. Несвоевременно и в недостаточном объеме также осуществляется материально-техническое обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса. Покупка высоких технологий требует значительных материальных затрат.

В качестве мер и рекомендаций по улучшению и развитию предприятий малого и среднего бизнеса, можно отметить следующее. В первую очередь, необходимо продолжать искоренять коррупцию и бороться с бюрократией. Они и по сей день остаются серьезными проблемами абсолютно любого, в том числе малого и среднего бизнеса. Согласно данным неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследования уровня коррупции по всему миру Transparency International за 2010 г., Россия заняла 154-е место из 178.

Коррупция препятствует экономическому росту и существенно извращает конкуренцию и удорожает производство. В этой связи необходимо упростить процедуру регистрации и сократить число проверок. Еще один немаловажный момент - необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для тех, кто решил впервые открыть собственное дело. Существуют также проблемы в получении кредитов у малых и средних предприятий. Зачастую, либо им отказывают в кредите, либо выдают под большие проценты.

В малый и средний бизнес с каждым годом приходит все больше людей. Свыше 70% начинающих предпринимателей считают, что им необходимо приобрести образование и получить реальные знания именно для условий России. Поэтому работа в области подготовки и обучения кадров также является важной мерой по развитию малых и средних предприятий.

В выступлении Президента РФ Д.А. Медведева на заседании президиума Госсовета в Тобольске "О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста" 27 марта 2008 г. было отмечено, что "малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа расширения среднего класса, который к 2020 г. должен составить в России до 60-70%". Но для этого, в первую очередь, надо устранить административные барьеры. Отмечалось также, что около 43% предпринимателей на открытии собственного дела вынуждены занимать средства у друзей или родственников. В то же время, получить кредит в банке на эти цели весьма сложно и накладно.

Собираясь начать собственный бизнес, предприниматель сталкивается с массой проблем: проблемой доступа к инфраструктуре, поиском, приобретением и арендой помещений, подключения к электросетям и пр.

В последнее время появилась еще одна серьезная проблема, которая тормозит развитие малого и среднего бизнеса - кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально требуется российской экономике.

Д.А. Медведев в свое время призвал малые предприятия активно включаться в проблемные сферы современной экономики России: промышленность, строительство, ЖКХ, а самим производителям заняться повышением рабочей ответственности. По его мнению, без участия малого бизнеса в России невозможно построить инновационную экономику.

В мае 2009 г. Правительство РФ одобрило "проектную карту" развития малого и среднего бизнеса на 2009-2012 г. Этот ненормативный документ - обобщение намерений власти по развитию предприятий с численностью не более 100 человек, которые прозвучали в апрельской правительственной программе премьер-министра В.В. Путина, объявленные им 22 апреля 2009 г. на форуме по малому и среднему предпринимательству.

В соответствии с этой стратегией доля малого и среднего бизнеса должна достигнуть 60% к 2020 г. Главными целями данной "проектной карты" названы повышение спроса и снижение издержек на продукцию малого и среднего бизнеса. Цель предполагается считать достигнутой, если доля работников, занятых на малых предприятиях, увеличится с 13% от экономически активного населения в 2008 г. до 28% в 2012 г., а доля выпуска продукции к 2012 г. достигнет 32% ВВП.

В любом случае, можно сделать вывод, что, несмотря на серьезность вышеперечисленных проблем, малый и средний бизнес в России имеет серьезные перспективы для дальнейшего развития. Главное - это создание благоприятных условий для его развития и улучшение существующих.

 

2.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России


Правовой основой оказания мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

)        микропредприятия - 60 млн. рублей;

2)      малые предприятия - 400 млн. рублей;

)        средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Различают три уровня программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [8, с.12 - 14]:

федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий;

муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства определен Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178.

Конкретные формы, требования и условия предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Таким образом, в каждом отдельно взятом регионе могут быть установлены различные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

По данным мониторинга, проведенного компанией РФЭС, среди субъектов Российской Федерации наиболее распространенными являются следующие направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

)        субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам;

2)      субсидирование части лизинговых платежей;

)        субсидирование части расходов по обновлению (модернизации) основных средств.

В меньшей степени используются формы финансовой поддержки непосредственно из бюджетов регионов, например, бюджетное кредитование юридических лиц. Указанное направление поддержки реализуется, как правило, в формах предоставления гарантий по кредитам, выданным кредитными организациями, и микрокредитования бизнеса. Более того, по итогам проведенного компанией РФЭС исследования в настоящее время бюджетное кредитование юридических лиц не используется более чем в 90% регионов Российской Федерации.

Инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства образует система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Заключение


Задача первой главы заключалась в том, чтобы определить сущность, роль фирмы, исследовать принятие решения фирмой о вступлении в отрасль, проанализировать влияние ценовых изменений на прибыль фирмы;

Фирма, как субъект рыночных отношений, является ключевым звеном. Это объясняется тем, что в современной экономике фирмы производят основную массу товаров и услуг. Функционирование фирм обеспечивают предприниматели. Предпринимательские способности - это экономический ресурс, в состав которого следует включать, прежде всего, предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

Фирмы представляют собой самостоятельные, хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, и прежде всего, за счет максимализации прибыли.

Получение максимальной прибыли - это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

увеличение объема продаж;

достижение более высоких темпов роста;

увеличение доли рынка;

увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);

увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);

изменение структуры капитала.

Во второй главе ставились задачи рассмотреть эффективность деятельности предприятий разной отраслевой принадлежности и разных организационно-правовых форм. Объектом исследования выступает деятельность российских предприятий.

Проводя сравнительный анализ деятельности Российских предприятий, выявляется следующие:

-        Закрытие предприятия может осуществляться как добровольно, то есть решение о закрытие компании принимается учредителями, так и принудительно, на основании решения суда.

-        Добровольное закрытие фирм проводится при убыточности бизнеса, потери интереса со стороны учредителей или любые другие причины. При этом в некоторых случаях закрытие ООО и акционерных обществ согласно действующему законодательству является обязательным.

Закрытие фирм, то есть ликвидация предприятий не менее сложный и длительный процесс, чем открытие бизнеса. Юридически грамотное закрытие предприятия на основе всех законодательных норм и требований позволяет избежать лишних неприятностей с налоговыми и правоохранительными органами, а также выйти из бизнеса с минимальными потерями.

В заключение, обобщая сказанное, можно сказать, что предмет данной работы - фирма - суть институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.

Список использованных источников


Нормативно-законодательные документы

1.      Сафронова Е.Г., Щепотьев А.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". - М.: Юстицинформ, 2009.

Учебники и учебные пособия

2.      Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. - Чита, 2011. - 441 с.

3.      Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник / Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.

.        Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова - М.: Эксмо, 2010. - 448 с.

.        Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. - М.: КНОРУС, 2010. - 544 с.

.        Экономика организации (предприятия, фирмы): учебник / Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 536 с.

.        Экономическая теория: учебник / А.Г. Грязнова [и др.]; под ред.А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Экзамен, 2010. - 260 с.

.        Малый бизнес: Учебное пособие. / Под редакцией В.Я. Горфинкеля. - М.: Кнорус, 2010.

.        Малый бизнес: Учебное пособие. / Под редакцией В.Я. Горфинкеля. - М.: Кнорус, 2010.

Книги с одним автором

10.    Индивидуальный предприниматель: практическое руководство. Под общей ред. Ю.Л. Фадеева. - М.: Эксмо, 2010. - 224 с.

11.    Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике // Проблемы современной экономики. - 2009. - №2

.        Калинин А.В. Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России // Российское предпринимательство. - 2011. - № 1 Вып.2 (176). - c.30-35.

.        Управление развитием конкурентных преимуществ коммерческой фирмы в условиях глобализации экономики: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.05/Скловец Владимир Давидович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. М., 2011. - 176 с.

.        Фирма: институциональный и финансовый механизмы функционирования: / автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.01/Ругачева Анжела Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им.А.И. Герцена]. СПб., 2010.20 с.

Статьи из сборников и журналов

15.    Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. - M., 2009. - 151 с. Управление развитием конкурентных преимуществ коммерческой фирмы в условиях глобализации экономики: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.05/Скловец Владимир Давидович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. М., 2011.176 с.

16.    История предпринимательства России: курс лекций.С.И. Сметанин. - М.: КНОРУС, 2010. - 192 с.

Книги с соавторами

17.    Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации. - 2010. - № 9.

18.    Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации. - 2009. - № 9.

Электронные ресурсы

19.    Экономический словарь 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari. yandex.ru <http://slovari.yandex.ru> (дата обращения: 2.05.2014).

.        Экономическая теория 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: <http://modern-econ.ru> (дата обращения: 29.04.2014)

.        Министерство экономического развития. [Электронный ресурс]. URL: <http://www.economy.gov.ru> (дата обращения: 29.04.2014)

Похожие работы на - Фирма как субъект рыночных отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!