Фирма как субъект рыночных отношений
Оглавление
Введение
1. Фирма как субъект рыночных отношений
1.1 Понятие фирмы, ее сущность и роль
1.2 Принятие фирмой решения о вступлении в отрасль
1.3 Издержки производства, валовой доход и прибыль фирм
2. Основные проблемы функционирования фирм в России
2.1 Особенности деятельности фирм в России на современном этапе
2.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
в России
Заключение
Список использованных источников
Введение
К экономическим агентам относят всех, кто самостоятельно принимает
решения, планирует и реализует в сфере экономической деятельности практические
мероприятия.
В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты
принято различать: домашние хозяйства, предприятия или фирмы
<#"825872.files/image001.gif">
Рисунок 1.3 - Получение прибыли фирмой в условиях совершенной
конкуренции
Итак, базовой формой предпринимательской деятельности в реальном
секторе экономики является фирма.
Фирма - это организация, владеющая одним или несколькими
предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью
получения прибыли.
2. Основные
проблемы функционирования фирм в России
2.1
Особенности деятельности фирм в России на современном этапе
В России деятельность субъектов малого и среднего бизнеса
регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [1].
Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства
[2].
Если рассмотреть подробнее малые и средние предприятия, то
они отличаются между собой:
формой собственности (частные, государственные, муниципальные
и иные);
целями деятельности (коммерческие и некоммерческие);
отраслевой принадлежностью (промышленные, транспортные,
сельскохозяйственные, строительные и другие);
характером деятельности (исследовательские, конструкторские,
проектные, производственные, торговые и другие);
структурой деятельности (специализированные, производящие
ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую
номенклатуру товаров и работающие на разных рынках).
Малый и средний бизнес обеспечивает большое число новых
рабочих мест, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, насыщает
рынок новыми товарами и услугами, - в этом заключается его главная роль. Для
МСБ также большое значение имеет социальная функция, которая состоит в том, что
через малые и средние формы предпринимательской деятельности люди реализуют и
раскрывают творческий потенциал.
Малые и средние предприятия являются местом обучения и
испытания молодых кадров. На них часто используется труд так называемых
социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, инвалидов, беженцев и
пр.), которые не могут найти себе работу и применение на крупных предприятиях.
Малые и средние предприятия распространены во всех областях
экономики. Основными сферами их деятельности являются:
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов
личного пользования;
строительство;
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление
услуг;
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
обрабатывающие производства;
здравоохранение и предоставление социальных услуг
и др.
Основными потребителями услуг малого и среднего бизнеса
является местное население. Их услугами также пользуются государственные
учреждения и организации, частные фирмы и предприниматели,
торгово-посреднические организации.
Но малый и средний бизнес имеет также определенные
недостатки, к которым относятся:
высокий уровень риска, повышенный риск в конкурентной борьбе,
зависимость от крупных компаний. Это приводит к постоянному обновлению в малом
и среднем бизнесе, вследствие массовых банкротств;
слабая компетентность и невысокая квалификация
предпринимателей. Это недостаток образования или его отсутствие, нехватка опыта
в коммерции, финансах, управлении; неумение заводить и поддерживать деловые
связи и контакты. На практике, именно с этим связано большинство неудач малых и
средних фирм;
высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых
технологий, ограниченность собственных ресурсов;
различные административные барьеры на пути развития малого и
среднего предпринимательства;
множество различных происшествий, связанных с нарушениями
техники безопасности,
криминальная составляющая.
Предприятия малого и среднего бизнеса в России сталкиваются в
своей деятельности с большими трудностями. Основные проблемы таких предприятий
некоторые авторы располагают в следующем порядке:
) административные барьеры;
) недоступность кредитных ресурсов;
) высокий уровень налогообложения [3, с.31 - 34].
В обследовании, организованном Всемирным банком, в ответ на
просьбу составить список основных препятствий на пути развития бизнеса по
степени их важности, предприниматели перечислили свои основные проблемы:
) несовершенство законодательства;
2) бюрократические процедуры;
) взятки должностным лицам;
) высокий уровень налогов;
) криминал;
) отсутствие необходимых финансов;
) проверки госорганами;
) недобросовестная конкуренция.
В настоящее время малый и средний бизнес в России все еще
находится в отдаленных условиях от рыночных отношений, присущим европейским и
западным странам. Поддержка МСБ еще слабо осуществляется в регионах России.
Также можно отметить слабость и несовершенство законодательной базы, которая
далеко не везде претворяется в жизнь. Несвоевременно и в недостаточном объеме
также осуществляется материально-техническое обеспечение предприятий малого и
среднего бизнеса. Покупка высоких технологий требует значительных материальных
затрат.
В качестве мер и рекомендаций по улучшению и развитию
предприятий малого и среднего бизнеса, можно отметить следующее. В первую
очередь, необходимо продолжать искоренять коррупцию и бороться с бюрократией.
Они и по сей день остаются серьезными проблемами абсолютно любого, в том числе
малого и среднего бизнеса. Согласно данным неправительственной международной
организацией по борьбе с коррупцией и исследования уровня коррупции по всему
миру Transparency International за 2010 г., Россия заняла 154-е место из 178.
Коррупция препятствует экономическому росту и существенно
извращает конкуренцию и удорожает производство. В этой связи необходимо
упростить процедуру регистрации и сократить число проверок. Еще один
немаловажный момент - необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на
малый бизнес. Это особенно важно для тех, кто решил впервые открыть собственное
дело. Существуют также проблемы в получении кредитов у малых и средних
предприятий. Зачастую, либо им отказывают в кредите, либо выдают под большие
проценты.
В малый и средний бизнес с каждым годом приходит все больше
людей. Свыше 70% начинающих предпринимателей считают, что им необходимо
приобрести образование и получить реальные знания именно для условий России.
Поэтому работа в области подготовки и обучения кадров также является важной
мерой по развитию малых и средних предприятий.
В выступлении Президента РФ Д.А. Медведева на заседании
президиума Госсовета в Тобольске "О преодолении административных барьеров
в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на
стимулирование его роста" 27 марта 2008 г. было отмечено, что "малый
бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа
расширения среднего класса, который к 2020 г. должен составить в России до
60-70%". Но для этого, в первую очередь, надо устранить административные
барьеры. Отмечалось также, что около 43% предпринимателей на открытии
собственного дела вынуждены занимать средства у друзей или родственников. В то
же время, получить кредит в банке на эти цели весьма сложно и накладно.
Собираясь начать собственный бизнес, предприниматель
сталкивается с массой проблем: проблемой доступа к инфраструктуре, поиском,
приобретением и арендой помещений, подключения к электросетям и пр.
В последнее время появилась еще одна серьезная проблема,
которая тормозит развитие малого и среднего бизнеса - кадровая.
Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально
требуется российской экономике.
Д.А. Медведев в свое время призвал малые предприятия активно
включаться в проблемные сферы современной экономики России: промышленность,
строительство, ЖКХ, а самим производителям заняться повышением рабочей
ответственности. По его мнению, без участия малого бизнеса в России невозможно
построить инновационную экономику.
В мае 2009 г. Правительство РФ одобрило "проектную
карту" развития малого и среднего бизнеса на 2009-2012 г. Этот
ненормативный документ - обобщение намерений власти по развитию предприятий с
численностью не более 100 человек, которые прозвучали в апрельской
правительственной программе премьер-министра В.В. Путина, объявленные им 22
апреля 2009 г. на форуме по малому и среднему предпринимательству.
В соответствии с этой стратегией доля малого и среднего
бизнеса должна достигнуть 60% к 2020 г. Главными целями данной "проектной
карты" названы повышение спроса и снижение издержек на продукцию малого и
среднего бизнеса. Цель предполагается считать достигнутой, если доля
работников, занятых на малых предприятиях, увеличится с 13% от экономически
активного населения в 2008 г. до 28% в 2012 г., а доля выпуска продукции к 2012
г. достигнет 32% ВВП.
В любом случае, можно сделать вывод, что, несмотря на
серьезность вышеперечисленных проблем, малый и средний бизнес в России имеет
серьезные перспективы для дальнейшего развития. Главное - это создание
благоприятных условий для его развития и улучшение существующих.
2.2
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России
Правовой основой оказания мер государственной поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона
под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается
деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных
федеральными программами развития субъектов малого и среднего
предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и
среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов
малого и среднего предпринимательства.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся
внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские
кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и
муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в
единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее -
индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства,
соответствующие следующим условиям: для юридических лиц - суммарная доля
участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и
религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в
уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не
должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных
инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия,
принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами
малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять
процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества,
деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении)
результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных
вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных
образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов
производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям
(участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или
созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным
образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным
государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего
профессионального образования); средняя численность работников за
предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные
значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и
среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек
включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых
предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до
пятнадцати человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета
налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная
стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий
календарный год не должна превышать предельные значения, установленные
Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и
среднего предпринимательства.
) микропредприятия - 60 млн. рублей;
2) малые предприятия - 400 млн. рублей;
) средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Различают три уровня программ поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства [8, с.12 - 14]:
федеральные программы развития субъектов малого и среднего
предпринимательства - нормативные правовые акты Правительства Российской
Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на
достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего
предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и
среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, с
указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности
федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию
указанных мероприятий;
региональные программы развития субъектов малого и среднего
предпринимательства - нормативные правовые акты органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий,
направленных на достижение целей государственной политики в области развития
малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий
субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах
Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования,
результативности деятельности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
муниципальные программы развития субъектов малого и среднего
предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного
самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на
достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в
том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства,
и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников
их финансирования, результативности деятельности органов местного
самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
Порядок распределения и предоставления субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную
поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские
(фермерские) хозяйства определен Правилами распределения и предоставления
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную
поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские
(фермерские) хозяйства, утвержденными Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178.
Конкретные формы, требования и условия предоставления
государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
устанавливаются в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в каждом отдельно взятом регионе могут быть установлены
различные направления поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства.
По данным мониторинга, проведенного компанией РФЭС, среди
субъектов Российской Федерации наиболее распространенными являются следующие
направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
) субсидирование части процентных выплат по банковским
кредитам;
2) субсидирование части лизинговых платежей;
) субсидирование части расходов по обновлению
(модернизации) основных средств.
В меньшей степени используются формы финансовой поддержки
непосредственно из бюджетов регионов, например, бюджетное кредитование
юридических лиц. Указанное направление поддержки реализуется, как правило, в
формах предоставления гарантий по кредитам, выданным кредитными организациями,
и микрокредитования бизнеса. Более того, по итогам проведенного компанией РФЭС
исследования в настоящее время бюджетное кредитование юридических лиц не
используется более чем в 90% регионов Российской Федерации.
Инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства образует система коммерческих и некоммерческих организаций,
которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве
поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных
нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего
предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего
предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и
среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов
малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию
предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки
предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды
поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные
фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего
предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические
центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки
субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке
экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные
организации.
Заключение
Задача первой главы заключалась в том,
чтобы определить сущность, роль фирмы, исследовать принятие решения фирмой о
вступлении в отрасль, проанализировать влияние ценовых изменений на прибыль
фирмы;
Фирма, как субъект рыночных отношений, является ключевым
звеном. Это объясняется тем, что в современной экономике фирмы производят
основную массу товаров и услуг. Функционирование фирм обеспечивают
предприниматели. Предпринимательские способности - это экономический ресурс, в
состав которого следует включать, прежде всего, предпринимателей,
предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и
культуру.
Фирмы представляют собой самостоятельные, хозяйственные
единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для
осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельности
по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и
юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно
прибыль.
Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её
позиций на рынке, и прежде всего, за счет максимализации прибыли.
Получение максимальной прибыли - это конечная
цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения и
реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического
порядка. Ими являются:
увеличение объема продаж;
достижение более высоких темпов роста;
увеличение доли рынка;
увеличение прибыли по отношению к
вложенному капиталу;
увеличение дохода на акцию компании (если
это акционерная компания);
увеличение рыночной стоимости акций (если
это открытое акционерное общество);
изменение структуры капитала.
Во второй главе ставились задачи
рассмотреть эффективность деятельности предприятий разной отраслевой
принадлежности и разных организационно-правовых форм. Объектом исследования
выступает деятельность российских предприятий.
Проводя сравнительный анализ деятельности
Российских предприятий, выявляется следующие:
- Закрытие предприятия
может осуществляться как добровольно, то есть решение о закрытие компании
принимается учредителями, так и принудительно, на основании решения суда.
- Добровольное закрытие
фирм проводится при убыточности бизнеса, потери интереса со стороны учредителей
или любые другие причины. При этом в некоторых случаях закрытие ООО и
акционерных обществ согласно действующему законодательству является
обязательным.
Закрытие фирм, то есть ликвидация предприятий
не менее сложный и длительный процесс, чем открытие бизнеса. Юридически
грамотное закрытие предприятия на основе всех законодательных норм и требований
позволяет избежать лишних неприятностей с налоговыми и правоохранительными
органами, а также выйти из бизнеса с минимальными потерями.
В заключение, обобщая сказанное, можно
сказать, что предмет данной работы - фирма - суть институциональное образование
рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев
производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой
плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются
собственниками.
Список
использованных источников
Нормативно-законодательные
документы
1. Сафронова
Е.Г., Щепотьев А.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. №
209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации". - М.: Юстицинформ, 2009.
Учебники и
учебные пособия
2. Буров,
В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. - Чита, 2011. -
441 с.
3. Вечканов
Г.С. Экономическая безопасность: Учебник / Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2010.
- 384 с.
. Вечканов
Г.С. Экономическая теория: учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова -
М.: Эксмо, 2010. - 448 с.
. Круглова
Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. - М.:
КНОРУС, 2010. - 544 с.
. Экономика
организации (предприятия, фирмы): учебник / Под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я.
Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 536 с.
. Экономическая
теория: учебник / А.Г. Грязнова [и др.]; под ред.А.Г. Грязновой, Т.В.
Чечелевой. - М.: Экзамен, 2010. - 260 с.
. Малый
бизнес: Учебное пособие. / Под редакцией В.Я. Горфинкеля. - М.: Кнорус, 2010.
. Малый
бизнес: Учебное пособие. / Под редакцией В.Я. Горфинкеля. - М.: Кнорус, 2010.
Книги с одним
автором
10. Индивидуальный
предприниматель: практическое руководство. Под общей ред. Ю.Л. Фадеева. - М.:
Эксмо, 2010. - 224 с.
11. Крутик
А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике
// Проблемы современной экономики. - 2009. - №2
. Калинин
А.В. Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в
России // Российское предпринимательство. - 2011. - № 1 Вып.2 (176). - c.30-35.
. Управление
развитием конкурентных преимуществ коммерческой фирмы в условиях глобализации
экономики: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.05/Скловец Владимир
Давидович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. М., 2011.
- 176 с.
. Фирма:
институциональный и финансовый механизмы функционирования: / автореферат дис.
кандидата экономических наук: 08.00.01/Ругачева Анжела Владимировна; [Место
защиты: Рос. гос. пед. ун-т им.А.И. Герцена]. СПб., 2010.20 с.
Статьи из
сборников и журналов
15. Малое
и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. - M., 2009.
- 151 с. Управление развитием конкурентных преимуществ коммерческой фирмы в
условиях глобализации экономики: диссертация. кандидата экономических наук:
08.00.05/Скловец Владимир Давидович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при
Президенте РФ]. М., 2011.176 с.
16. История
предпринимательства России: курс лекций.С.И. Сметанин. - М.: КНОРУС, 2010. -
192 с.
Книги с
соавторами
17. Никитина
Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации. - 2010.
- № 9.
18. Никитина
Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации. - 2009.
- № 9.
Электронные
ресурсы
19. Экономический словарь
2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://slovari. yandex.ru <http://slovari.yandex.ru> (дата обращения: 2.05.2014).
. Экономическая теория
2013 г. [Электронный ресурс]. URL: <http://modern-econ.ru> (дата обращения: 29.04.2014)
. Министерство
экономического развития. [Электронный ресурс]. URL: <http://www.economy.gov.ru> (дата обращения: 29.04.2014)