Технология эффективного менеджмента

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    224,29 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технология эффективного менеджмента

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный институт электроники и математики

(технический университет)

Кафедра менеджмента и маркетинга







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента»

на тему: «ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»










Москва 2011

Оглавление

Введение

1.       Основная часть

1.1 Управление как система

.1.1 Наука и искусство управления

.1.2 Общая теория систем

.1.3 Общая теория управления

.1.4 Общие характеристики процесса управления организацией

.1.5 Современное развитие управления

2. Аналитическая часть

. Практическая часть

Заключение

Библиографический список

Введение

Эффективный менеджмент состоит из трех этапов: постановки цели, стратегии достижения и вознаграждения за результаты. Технологии эффективного менеджмента позволяют каждому предпринимателю по "шагам" усвоить, как осуществлять эти этапы, как эффективно управлять подчиненными, равными себе по уровню управления и даже выше. Поэтому цель данной курсовой работы состоит в систематизации и расширении теоретических знаний по дисциплине «Основы менеджмента», в применении этих знаний при решении конкретных практических задач. А также в подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра менеджмента и в формировании практических навыков ведения самостоятельной исследовательской работы по актуальным проблемам менеджмента, в частности одной из таких актуальных проблем является, непосредственно, управление и изучение его как системы.

Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму и определенное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении управления как системы. Естественно, всякое абстрактное рассмотрение явлений или процессов уводит от реальности, убивает конкретные характеристики и черты. Однако в тоже время оно позволяет лучше понять их сущность и природу, вскрывая и описывая, лежащие в их основе отношения, черты, которые определяют форму и содержание явлений и процессов, логику и направление их развития, а также их возможности и границы осуществления. [3]

1. Основная часть

.1 Управление как система

.1.1 Наука и искусство управления

«Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука - более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине», - Г. Флобер.

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в науку. И по мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, возможно ли это в реальности. Лютер Гьюлик, теоретик в области управления, заявляет, что управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что «стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества».

С другой стороны, многие специалисты выдвигают мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители-практики, включая целый ряд людей, добившихся очень больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организаций. Основа всякой науки - это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно оформилось в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких заданий. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако, этому оптимизму была уготована короткая жизнь.

Руководители-практики увидели, что, действительно, можно рационально спроектировать работу для наиболее эффективного выполнения ее, но не всегда удается заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписанное. Люди, как выяснилось, не так просты как машины. Нельзя вживлять счетчик в сознание человека, чтобы он объективно измерял свою собственную реакцию на предложенный метод работы. Более того, руководителям приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и с целыми группами. В большой группе действует так много социальных факторов, что их трудно даже просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, которые влияют на организацию, и о сложном потенциальном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже невозможно четко определить и отличие этих отношений.

Следовательно, управление является и искусством. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, однако, что теория в области управления бесполезна. Скорее это означает, что руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и научных исследований, и пользоваться ими только там, где это уместно. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучительных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал - успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т.е. при владении искусством управления. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что управление есть и древнейшее искусство, и новейшая наука. [8]

Научные основы управления.

Под научными основами управления понимается система научных знаний, составляющих теоретическую базу практики управления, а точнее обеспечения практики менеджмента научными рекомендациями.

В зарубежной практике сложились важные подходы, которые внесли значительный вклад в развитие современной теории и практики управления, а именно[9]:

. Классический подход, представители которого уделяли основное внимание целям, структуре и техническим требованиям организации и исходили из предположения о рациональном и логичном поведении людей на работе. (Ф.У. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер)

. Гуманистический подход: основатели этого подхода отмечали важность неформальной организации, а также психологических и социальных потребностей людей. (Дж. Мэйо, А.Г. Маслоу)

. Системный подход, который делает попытку объединить классический подход с гуманистическим. Внимание фокусируется на взаимодействии технических и социальных переменных. Организации рассматривается в постоянном взаимодействии с внешней средой. (Л.Ф. Берталанфи, Н. Винер, Ч. Барнард)

. Ситуационный подход: помогает развивать альтернативные структуры и системы управления в организациях. (Дж. Вудворл, И. Ансофф)

Также в настоящее время развивается и современный подход к управлению, который вобрал в себя все самое лучшее из предыдущих подходов. [1]

.1.2 Общая теория систем

Общая теория систем - это наука, изучающая закономерности функционирования сложных систем. Возможности ее применения основаны на том, что системность - объективное свойство всех сложных объектов, с которыми приходится иметь дело в реальной действительности.

У истоков системной методологии стоит наш соотечественник, выдающийся ученый и практик А.А. Богданов (1873-1928), который своими организационными принципами предвосхитил идеи общей теории систем. Наиболее широкая трактовка методологии системного подхода принадлежит профессору Людвигу фон Берталанфи (1901-1972). В 1937 году он выдвинул идею «общей теории систем». Эта теория была разработана Л. фон Берталанфи вне всякой связи с взглядами русского мыслителя А.А. Богданова, хотя в ней присутствует масса поразительных совпадений с его учением.

Ключевым понятием общей теории систем является термин «система» (от греч. соединенное в одно целое из многих частей).

Обычно под системой понимается совокупность взаимодействующих компонентов, обладающая интегральными свойствами, которые не присущи каждому из этих элементов в отдельности.

Особенностями любой системы являются:

• целостность (несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, невыводимость из последних свойств целого);

• обособленность (система имеет «границы», отделяющие ее от внешней среды);

• структурность (возможность описания системы через установление ее структуры);

• иерархичность (каждая часть системы выступает как своего рода подсистема, обладающая своими качествами (за исключением всей вселенной, все системы являются подсистемами)) и др.

Термин «система» охватывает очень широкий спектр понятий. Например, существуют солнечная система, экологическая система, государственная система, система здравоохранения, энергетическая система, нервная система и т.д. Совершенно очевидно, что и автомобиль, и яхта, и космический корабль, а также трудовой коллектив, город, государство - все это тоже системы.

Как было отмечено выше, система как целостность приобретает новые свойства, новые качественные характеристики, не содержащиеся в отдельности в образующих ее элементах.

Возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет системного эффекта называется синергией (от греч. synergos - вместе действующий). Ради этого свойства создается большинство систем.

Закон синергии заключается в том, что сумма свойств организационного целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов в отдельности.

Закон синергии проявляется в любой среде: в живых организмах, социальных сообществах и др. Примером, иллюстрирующим этот закон, может быть объединение людей в трудовой коллектив, где люди дополняют друг друга, складывают свои способности, в результате чего потенциал и возможности трудового коллектива как единого целого превышает сумму потенциалов и возможностей отдельных людей.

Следует отметить, что не всякое объединение дает синергетический эффект. Дело не в том, что соединяется, а в том - как. Главную роль здесь играют связи, которые устанавливаются между частями.

Важнейшей чертой общей теории систем является то, что она различает открытые и закрытые системы.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Она обменивается информацией, энергией или веществом со своим окружением. Например, биологические системы: люди, животные, или социальные системы: государство, организация являются открытыми системами.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Например, пружинный будильник, части которого двигаются непрерывно и очень точно, как только он заведен. Пока в будильнике имеется источник накопленной энергии, его система независима от окружающей среды и будильник является закрытой системой. [1]

.1.3 Общая теория управления

Общая теория управления представляет собой комплекс теоретических положений, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; также это совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления. Предмет изучения общей теории управления - специфическое явление общественной жизни, деятельности человека, которое имеет название «управление».

С позиций общей теории управления в расширенном понимании управлением называется деятельность по упорядочению процессов, протекающих в организованных системах различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Управление обеспечивает непрерывное и целенаправленное воздействие на управляемый объект, которым может быть, например, автомобиль, человек, организация или государство. [1] Свойствами любой системы является то, что ее элементы и система в целом обладают определенной внутренней организацией; система в целом обладает свойствами, которых нет у отдельных ее компонентов; каждая система имеет определенную цель своего функционирования. Любая крупная система может быть рассмотрена как совокупность отдельных подсистем, которые, в свою очередь, образованы из отдельных элементов, и т.д. Каждая подсистема при этом имеет определенную самостоятельность и решает свои задачи, но эти задачи или цели определены задачами и целями системы. [6]

Управление правомерно рассматривать как особую систему, включающую субъект и объект управления (например, руководитель и подчиненный, дирижер и оркестр, человеческий мозг и управляемые им через нервную систему органы), собственно процесс управления и обратную связь между объектом и субъектом (рис. 1).

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления. В свою очередь объект управления получает данные импульсы (команды) и действует в соответствии с ними. Информация о состоянии объекта управления по каналу обратной связи поступает субъекту управления, который может внести необходимые коррективы в процесс управления. [1] Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у субъекта управления потребности и возможности управлять объектом управления, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у объекта управления готовности и возможности эти команды выполнять.

Отметим, что субъект управления отличается от объекта не сам по себе как таковой, а выполняемыми функциями. Поэтому в зависимости от ситуации субъект управления может выступать в роли объекта управления и наоборот. [3]

Например, в организации субъектом управления является управленческий аппарат (администрация) во главе с директором, а объектом управления - отделы. В то же время администрация и директор организации будут «трансформированы» из субъекта в объект управления, когда они будут выполнять указания (распоряжения, решения и т.д.), поступающие от вышестоящих организаций.

Рис. 1. Схематическое изображение системы управления

Понятия «система управления», «процесс управления» и «механизм управления» отражают статику и динамику управления, движущие силы его осуществления, факторы эффективности и развития.

Понятие «система управления» характеризует статическую основу управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействия. «Процесс управления» показывает этапы формирования воздействия от цели до решения, отражает динамику и технологические особенности управления. Понятие «механизм управления» отражает рычаги или средства воздействия, без которых управление было бы невозможно.

В общей теории управления основным объектом изучения является социально-экономическая система. Иногда объектом изучения называют организацию, определение которой соответствует понятию социально-экономической системы. Организация считается открытой системой, потому что она динамично взаимодействует с внешней средой, частью которой является.

Управление организацией требует учета огромного числа факторов внутренней и внешней среды.

Важнейшая особенность организаций в том, что они создаются человеком для осуществления производства общественного продукта с целью удовлетворения определенных потребностей. Особенностью управления в социально-экономических системах (организациях) является то, что объектом воздействия со стороны управляющей подсистемы выступает человек в процессе своей трудовой деятельности; личность со своим внутренним миром, внешними связями и отношениями, но человек не изолированный, а в социальной группе, в определенном обществе. [1]

Принципы управления сложными социально-экономическими системами:

. Принцип целенаправленности, означающий целевую ориентацию организации и соответственно целевую ориентацию всех ее подсистем.

. Принцип необходимости и достаточности функции (наличие необходимых при отсутствии дублирующих функций или функций, без которых функциональность системы не нарушается).

. Принцип непротиворечивости одновременно осуществляемых управляющих воздействий.

. Принцип единства компетенции в принятии решений и ответственности за их последствия (например, когда принимается групповое решение, кто в таком случае несет ответственность).

. Принцип подчинения целей элемента (подразделения, отдела, конкретного исполнителя) целям системы (организации, подразделения, отдела - соответственно).

. Принцип «по команде» означает, что управленческое решение проходит все уровни иерархии, не пропуская их; то же касается и канала обратной связи.

. Принцип соответствия элемента системы (подразделения, отдела, конкретного исполнителя) его функции.

. Принцип соответствия функции, назначаемой элементу (отделу, конкретному лицу), его функциональной пригодности.

. Принципы начала, конца и бесконечности существования, означающие, что любая организация когда-то возникла, когда-нибудь, возможно, разрушится и перестанет существовать как система и теоретически (при определенных условиях) может существовать бесконечно долго.

. Принцип наличия стратегии (модели достижения цели) означает, что любая организация придерживается явно или неявно какой-либо модели поведения, пусть даже не сформулированной и не описанной с помощью какой-либо знаковой системы. [10]

Взаимодействие организации с внешней средой осуществляется через ее «входы» и «выходы» как социально-экономической системы. Входом организации как системы является поток материальных, финансовых, информационных, трудовых и энергетических ресурсов, выходом выступают результаты деятельности в виде определенных материальных и нематериальных продуктов и услуг, удовлетворяющих определенные потребности. Эти результаты могут быть положительными (общественно полезными, например выпуск партии обуви) и отрицательными (неполезными и даже общественно вредными, например загрязнение окружающей среды отходами производства).

Итак, рассматривая организацию как социально-экономическую систему, можно сделать вывод, что задача управляющего заключается в обеспечении взаимодействия всех взаимозависимых элементов организации с тем, чтобы достичь поставленных целей. Иными словами, работа управленца (менеджера) в организационной системе состоит в координации и интеграции всех видов деятельности, которые ведутся различными подразделениями организации. [1]

.1.4 Общие характеристики процесса управления организацией

Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т.е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации.

Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

получение и анализ информации;

выработка и принятие решений;

организация их выполнения;

контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход дальнейшей работы;

вознаграждение или наказание исполнителей.

Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они бывают первичными и производными; одноступенчатыми и многоступенчатыми; скоротечными и продолжительными; полными и неполными; регулярными и нерегулярными; своевременными и запаздывающими и т. п. Управленческие процессы содержат как жесткие (формальные) элементы, например, правила, процедуры, официальные полномочия, так и мягкие, такие, как стиль руководства, организационные ценности и прочее.

Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективными (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т.п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определение цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации, необходимая корректировка (обратная связь).

Целью конкретного управленческого процесса является изменение или, наоборот, сохранение управленческой ситуации, т.е. такой совокупности обстоятельств, которые оказывают (могут оказать в будущем) положительное или отрицательное влияние на организацию. Ситуация характеризуется количественными и качественными показателями (длительностью, остротой, местом и причинами возникновения, содержанием, кругом участников; важностью, сложностью, перспективами развития и т.п.).

К элементам процесса управления относятся управленческий труд, который реализуется в определенном результате (решении), его предмет и средства.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация о существующей проблеме и способах ее преодоления. Исходная информация является «сырой», а поэтому не может использоваться на практике. Но в результате обработки она превращается в управленческое решение, служащее основой осуществления конкретных действий.

Решения, получающие самостоятельное существование, могут накапливаться (кто не видел груду документов на столе!). Это приводит к росту масштабов и усложнению процесса управления.

В то же время решения формируют так называемый организационный порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание многих управленческих механизмов и выполнение необходимых действий без специальных распоряжений. Это полезно, так как ускоряет и упрощает работу менеджеров.

Средствами управленческого труда служит все то, что способствует осуществлению операций с информацией, - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер обеспечивает подготовку и реализацию отдельных решений.

Управленческая процедура представляет собой документально зафиксированную последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций. [2]

1.1.5 Современное развитие управления

Важная особенность экономического развития передовых стран в начале XXI  века заключается в переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике. При этом развитие средств коммуникации формирует совершенно уникальные условия для возникновения новых отношений как между работодателем и работником, так и между компаниями. Мы все стали свидетелями формирования единого мирового информационного пространства на базе сети Интернет, которое представляет питательную среду для развития новых бизнесов и услуг, например различные интернет-сервисы. Как известно, в 80-е годы основными направлениями совершенствования деятельности предприятий было тотальное управление качеством и применение минималистких стратегий, направленных на оптимальное управление различными ресурсами. В 90-е года основным лозунгом были принципы реинжиниринга бизнес-процессов, направленные на переход от функциональных подразделений к бизнес-процессам, состоящим из автономных междисциплинарных групп, ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков. К концу 90-х годов и началу 21-го века ключевой темой становится переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий. [11]

Управление - это постоянно развивающийся процесс, который является частью общего поступательного движения общества.

Развитие управления, возрастание его роли, постоянное расширение сети органов управления - закономерное выражение общественно-исторического прогресса. Организация управления становится все более сложным делом, постоянно растет число людей, занятых управленческим трудом, без которого не могут существовать процессы общественного производства; обогащается система знаний об управлении общественным производством.

Итак, управление - практика постоянно развивающаяся. Менялась практика управления - изменялось и учение об управлении; взгляды на управление развивались по мере развития общественных отношений, изменения бизнеса, совершенствования технологии производства.

Современной теорией управления социально-экономическими системами выступает менеджмент.

2. Аналитическая часть

Задание №1

Организационно-правовая форма - вид и способ структурного построения предприятия, компании, корпорации, предусмотренные законами и другими правовыми нормами страны, в частности Гражданским кодексом РФ.

Организационно-правовые формы юридических лиц можно представить в виде следующей таблицы:

Рисунок 2

Организационная структура - это состав взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений), аппарата управления, выполняющие различные функции менеджмента.

Рисунок 3

В зависимости от того, насколько организация адаптивна к изменениям в окружающей среде, выделяется 2 вида управления организации:

. Механическая (иерархическая).

. Органический (адаптивный).

Механический тип организации характеризует:

·        Четко определенные и устойчивые задачи организации;

·        Негибкая структура;

·        Сопротивление изменениям;

·        Иерархическая система контроля;

·        Командный тип коммуникации, содержащий преимущественно распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

Для органического вида управления организации характерно:

·        Динамические задачи;

·        Гибкие структуры;

·        Готовность к изменения;

·        Власть базируется на знании и опыте;

·        Самоконтроль и контроль коллег;

·        Много направлений в коммуникации, содержит информацию и советы.

Задание №2

Основные средства предприятия - совокупность производственных материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течении длительного периода времени, сохраняют при этом на протяжении всего периода натурально-вещественную форму и переносят свою стоимость на продукцию по частям, т.е. по мере износа, в виде амортизационных отчислений.

К основным производственным фондам относятся те основные средства, которые участвуют в производственном процессе непосредственно (т.е. станки, оборудование) или создают условия для производственного процесса.

Фондоотдача - это выпуск продукции на один рубль стоимости ОПФ по предприятию.


ВП - объем выпущенной продукции (товарной, валовой, реализованной);

ОПФСР.Г. - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.


ОПФНГ - стоимость основных производственных фондов на начало анализируемого периода года;

ОПФКГ - стоимость основных производственных фондов на конец анализируемого периода года.

Фондоёмкость - это показатель, характеризующий степень вооружённости рабочих основными производственными фондами.


Фондоворужённость - это показатель, характеризующий степень вооружённости рабочих основными производственными фондами.


rСР.Р. - среднесписочная численность рабочих основного и вспомогательного производства.

Задание №3

Оборотные средства предприятия - совокупность денежных и материальных средств, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт.

Коэффициент оборачиваемости - характеризует количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за период.

 

Т - объем реализованной продукции;

Со - остатки оборотных средств (среднегодовые или на конец периода).

Длительность одного оборота (в днях)

O= Со *

Д - число дней в отчетном периоде.

Задание №4

Финансовые ресурсы - денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества предприятия, а так же путем привлечения внешних источников финансирования.

Балансовая прибыль - общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированных в его бухгалтерском балансе.

ПБРПРИЦВО

ПРП - прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

ПРИЦ - прибыль от реализации иных материальных ценностей;

ПВО - доходы от внереализационных операций;

ПРП = В - С,

Где В - выручка от реализации продукции (работ, услуг);

С - затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Рентабельность - показатель экономической эффективности производства. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств.

 * 100%

Задание №5

Матрица Бостонской Консалтинговой группы (США) «Рост - доля рынка»

Рисунок 4

Матрицу «Рост - доля рынка» разработала и разрекламировала Бостонская консалтинговая группа в 1960-х г. Это графическая модель, отображающая позиции стратегической единицы бизнеса (продукта) в пространстве.

По оси ординат откладывается, значение темпов роста рынка (соответствующего исследуемой в данный момент области бизнеса). А по оси абсцисс выставляется измерение некоторых конкурентных позиций организации в данном бизнесе в виде отношения объема продаж организации в данной бизнес-области к объему продаж крупнейшего в данной бизнес-области конкурента организации. В оригинальной версии BCG шкала абсцисс является логарифмической. Поэтому обычно коэффициент, характеризующий относительную долю рынка, занимаемую бизнес-областью, изменяется от 0,1 до 10. Разбивка матрицы по оси абсцисс на две части позволяет выделить две области, в одну из которых попадают бизнес-области со слабыми конкурентными позициями, а во вторую - с сильными. Граница двух областей проходит на уровне коэффициента 1,0.

«Вопросительные знаки».

Продукты, попадающие в правую верхнюю клетку матрицы, называются «Вопросительными знаками». Высокие темпы роста делают их привлекательными с отраслевой точки зрения. Однако низкая относительная доля рынка поднимает вопрос о том, смогут ли они успешно конкурировать с крупными, более эффективно действующими соперниками - таково предназначение «Вопросительных знаков». Продукты на стадии «Вопросительных знаков», к тому же, является «захватчиком ресурсов» - их называют так, поскольку потребности их в финансировании высоки (по причине того, что быстрый рост и развитие производства новых товаров требуют значительных вложений), а размер их доходов низок (ввиду низкой доли на рынке, ограниченных возможностей использования эффекта кривой опыта и экономии на масштабах производства, а в результате - более низкого уровня прибыли). Кроме того, для них характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преимущества. Компания, породившая захватчика ресурсов, должна решить, стоит ли финансировать такое направление деятельности

Звезды.

Продукты с высокой относительной долей рынка в быстрорастущих отраслях названы в матрице БКГ «Звездами», поскольку они обещают наибольшие прибыли и перспективы роста. От таких продуктов зависит общее состояние хозяйственного портфеля компании. Заняв доминирующие позиции на быстрорастущем рынке, «Звезды» обычно нуждаются в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей и увеличения оборотного капитала. Но они также сами генерируют значительный приток наличности ввиду низкого уровня издержек за счет экономии на масштабах производства и накопленного производственного опыта. К «Звездам» относятся, как правило, новые продукты.

Дойные коровы.

К «Дойным коровам» относятся зрелые и успешные продукты, которые требуют меньше инвестиций для поддержания их рыночной доли. Хотя «Дойные коровы» и менее привлекательны с точки зрения перспектив роста, это очень ценные хозяйственные подразделения. Дополнительный приток средств от них может быть использован на выплату дивидендов, финансирование приобретений и обеспечение инвестирования в развивающиеся «Звезды» и в «Вопросительные знаки», из которых могут вырасти будущие «Звезды».

«Собаки»

Продукты с низкой относительной долей рынка в медленно растущих отраслях. Они могут генерировать достаточно денег для того, чтобы поддерживать самих себя, но не обещать превратиться в большие источники денежных средств. Слабеющие «Собаки» (они располагаются в нижнем правом углу квадранта «Собак») зачастую неспособны зарабатывать значительные средства в долгосрочной перспективе. Как правило, в «Собак» постепенно превращаются «Дойные коровы», так же это закономерный процесс в случае неверно выбранной политики в отношении «Звезд» и «Вопросительных знаков».

Классифицировав все основные продукты, организация должна принять решение, какую роль каждый из них будет играть в будущем. В отношении каждого продукта может быть использована одна из четырех стратегий:

«Строить» - организация может инвестировать больше в продукт с тем, чтобы увеличить его относительную долю, перевести его в «Звезды». (Тип стратегии наступательный).

«Держать» - организация инвестирует лишь столько, сколько необходимо для поддержания продукта (относительной доли) на текущем уровне. («Звезды» - инвестиционная стратегия, «Дойные коровы» -оборонительная стратегия).

«Собирать урожай» - организация может собирать краткосрочные денежные потоки, не заботясь о долгосрочном результате, т.е. не инвестировать продукт, а снимать сиюминутные «сливки» (Тип стратегии - оборонительный).

«Сокращать» - организация удаляет продукт с рынка, не вкладывает никаких инвестиций в его развитие. (Тип стратегии - отступление).

Задание №6

Модель General Electric/MсKinsey

Модель «Модель General Electric/MсKinsey» представляет собой матрицу, состоящую из 9 ячеек (квадратов) объединенных по тройкам в три зоны для отображения и сравнительного анализа стратегических позиций направлений хозяйственной деятельности организации.

В трех квадратах в верхнем левом углу указаны сильные стратегические подразделения бизнеса, в которые компании выгодно вкладывать средства для обеспечения их роста. В трех квадратах, расположенных по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний, указаны средние по своей общей привлекательности предприятия. В трех квадратах, расположенных в правом нижнем углу, указаны слабые по своей общей привлекательности предприятия.

По осям У и Х выставляются интегральные оценки, соответственно, привлекательности рынка (или отрасли бизнеса) и относительного преимущества корпорации на соответствующем рынке (или сильных сторон соответствующего бизнеса корпорации). В отличие от матрицы BCG, в модели «Модель General Electric/MсKinsey» каждая ось координат рассматривается как ось многофакторного, многоаспектного измерения. И это делает данную модель более богатой в аналитическом плане по сравнению с матрицей BCG и, одновременно, более реалистичной с точки зрения позиционирования видов бизнеса.

Главной особенностью этой модели явилось то, что в ней впервые для сравнения видов бизнеса стали рассматриваться не только «физические» факторы (такие, как объем продаж, прибыль, отдача инвестиций и т.п.), но и субъективные характеристики бизнеса, такие, как изменчивость доли рынка, технологии, состояние кадрового обеспечения и т.п.

Задание №7

В западной практике для предсказания банкротства широко используется многофакторные модели Э. Альтмана. В 1968 г. он предложил пятифакторную модель прогнозирования банкротства организации (эта модель называется - «Z-счёт») и имеет вид:

Z = 1,2 * К 1 + 1,4 * К 2 + 3,3 * К 3 + 0,6 * К 4 + 1 * К 5,

1) К 1 - доля оборотных средств в активах организации;

К 1 = ;

) К 2 - рентабельность активов, исчисленная по нераспределенной прибыли;

К 2 = ;

) К 3 - рентабельность активов, исчисленная по балансовой прибыли;

К 3 = ;

) К 4 - коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала организации;

К 4 = ;

) К 5 - отдача активов;

К 5 = .

В зависимости от значения z прогнозируется вероятность банкротства организации:

1 область -  (очень высокая вероятность банкротства, низкий индекс кредитоспособности)

2 область -

 (высокая вероятность банкротства, низкий индекс кредитоспособности)

область -

 (возможна низкая вероятность банкротства, средний индекс кредитоспособности)

область -

 (очень низкая вероятность банкротства, высокий индекс кредитоспособности)

Задание №8

В настоящее время общепризнанным инвестиционных процессов является метод дисконтирования, т.е. приведение разновременных доходов и расходов, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта, к единому базовому моменту времени. На его основе рассматриваются следующие 4 критерия:

. Чистый дисконтированный доход - суть критерия состоит в том, что происходит сравнение текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами необходимыми для его реализации и капитальных вложений.


 - поступления от реализации проекта

 - затраты на реализацию проекта

 - коэффициент дисконтирования

 - норма дисконта

 - капитальное вложение в проект

t - номер временного интервала реализации проекта

Т - срок реализации проекта во временных интервалах.

. Индекс доходности - данный показатель позволяет определить, сможет ли текущий доход от проекта покрыть капитальные вложения в него.


. Внутренняя норма доходности


 - внутренняя норма доходности проекта, которую необходимо определить.

. Срок окупаемости проекта:


 - первоначальные инвестиции

Задание №9

В начале 80-х годов появилась концепция «управленческой решетки», созданная американскими психологами Робертом Блэйком и Джейном Мутоном. Управленческая решетка включает 5 основных стилей руководства. Вертикальная ось решетки ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» так же по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Р. Блейк и Дж. Мутон описывают средние и четыре крайние позиции решетки так:

.1 - страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

.9 - дом отдыха. Руководитель сосредотачивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения задания.

.1 - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

.5 - организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

.9 - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Р. Блейк и Дж. Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они так же поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяют всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым повышая эффективность своей работы.

Задание №10

Основные показатели оценки эффективности управления (менеджмента):

). Динамический показатель эффективности менеджмента организации:

Э м = *100 %,

где П, П б - балансовая прибыль организации соответственно в данном и базисном годах (тыс. руб.);

Р, Р б - расходы на управление соответственно в данном и базисном годах.

Этот коэффициент показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменится конечный показатель (балансовая прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. (тыс. руб.).

). Показатель относительного изменения эффективности менеджмента организации:

∆ Э = * 100 %,

управление менеджмент финансовый

где Э м, Э мб - динамический показатель эффективности менеджмента организации соответственно в данном и базисном годах.

Этот коэффициент показывает динамику эффективности менеджмента организации за 2 периода. Он характеризует уровень функционирования системы управления организации.

Задание №11

Экономическая эффективность инвестиционного проекта определяется по совокупности следующих показателей: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости. При этом отметим, что ни один из перечисленных критериев сам по себе не является достаточным для принятия проекта. Поэтому решение об инвестировании средств в проект должно приниматься с учетом значений всех перечисленных критериев и интересов всех участников инвестиционного проекта.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) отражает общий финансовый итог от реализации проекта и определяется как разница между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений:


 - поступления от реализации проекта

 - затраты на реализацию проекта

 - коэффициент дисконтирования

 - норма дисконта

 - капитальное вложение в проект

t - номер временного интервала реализации проекта

Т - срок реализации проекта во временных интервалах.

Если ЧДД > 0, то проект эффективен, то есть отдача на капитал превышает вложенный капитал, если ЧДД < 0 - неэффективен. С чистым дисконтированным доходом тесно связан индекс доходности. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД. Если ЧДД положителен, то ИД > 1 и наоборот, если ЧДД отрицателен, то ИД < 1.

Индекс доходности (ИД) - это отношение отдачи капитала к вложенному капиталу, определяется по формуле


Внутренняя норма доходности (ЕВН) представляет собой проверочный дисконт, при котором отдача от инвестиционного проекта (величина приведенных финансовых итогов) равна инвестициям в проект (приведенным капитальным вложениям). Иными словами, ЕВН определяется решением уравнения


Согласно правилу принимают лишь те проекты, для которых значение ЧДД имеет положительное значение. Это же требование к инвестиционному проекту можно выразить и через дисконт. Для этого по вышеуказанной формуле простым подбором находят такое значение дисконта евнд, при котором отдача на капитал равна вложенному капиталу, а ЧДД = 0.

Таким образом, ЕВН выполняет проверочную функцию и выражает собой одно из значений дисконта.

Срок окупаемости капиталовложений (Ток) - это период, за который отдача на капитал достигает значения первоначальных вложений, то есть первоначальные вложения покрываются суммарными результатами осуществления проекта.

Срок окупаемости является альтернативным показателем ЧДД, но эти показатели характеризуют инвестиционный проект с разных сторон и измеряются в разных единицах. Ток показывает число лет, которое проходит, пока суммарный поток наличности от проекта не сравнится с первоначальной суммой инвестиций.


 - первоначальные инвестиции

Вывод: в аналитической главе мы рассмотрели основные методические подходы к проблемам, решаемым в процессе принятия управленческих решений и теперь применим теоретические знания в практической части.

3. Практическая часть

Задание №1

«Вимм-Билль-Данн - Продукты питания» (ВБД, WBD, nyse|WBD, micex|WBDF, rts|WBDF) - российская продовольственная компания. Полное наименование - "Открытое акционерное общество «Вимм-Билль-Данн - Продукты питания». Создана в 1992 году.

ОАО, или открытое акционерное общество, это форма собственности предприятия. Во главе предприятия - собрание акционеров. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставной капитал может быть внесен как денежными средствами (открытие накопительного счета для оплаты уставного капитала в банке), так и имуществом, имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества.

Устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции общества. При внесении не денежного вклада для определения рыночной стоимости требуется оценка, производимая независимым оценщиком и учредители, по соглашению между которым оценивается имущество, вносимое в оплату акций не могут оценить выше, чем оценил независимый оценщик.

Число акционеров открытого акционерного общества - не ограниченно.

Высшим органом управления в ОАО является общее собрание акционеров общества. Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции законом.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (например, генеральный директор) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (например, директор и дирекция, либо правление). Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания акционеров. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия общества. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. Акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора. Общее собрание акционеров утверждает аудитора. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Компания «Вимм-Билль-Данн» - лидер рынка молочных продуктов и детского питания в России и один из ведущих игроков рынка безалкогольных напитков в России и странах СНГ. «Вимм-Билль-Данн» принадлежит более 35-ти перерабатывающих заводов в России, на Украине и в Центральной Азии. На этих предприятиях и в торговых филиалах ВБД работают в общей сложности более 18 тыс. человек.

Наиболее узнаваемые бренды: «Домик в деревне», «Чудо», «Весёлый молочник», Вio-Мах, Imunelе и «Ламбер». Так же компании принадлежит самый известный российский соковый бренд - J7. Не менее популярны марки «Любимый сад», «Чудо-ягода», «Ессентуки». Марка «Агуша» - самый узнаваемый в России бренд детского питания.

1992 год - «Вимм-Билль-Данн» впервые в России выпустил соки в пакетах. Соки были разлиты на арендованной специально для этого технологической линии Лианозовского молочного комбината. Арендовали ее вовсе не иностранцы, а только что созданная российская компания, состоявшая из пяти человек. «Иностранное» название выбрали потому, что отечественный товар в то время не пользовался доверием у потребителей.

год - «Вимм-Билль-Данн» впервые в России начал производство йогуртов. 1994 год - «Вимм-Билль-Данн» создал первый российский соковый бренд- J7. До этого на пищевом рынке России не было брендов.

год - «Вимм-Билль-Данн» начал выпуск высококачественных традиционных молочных продуктов под маркой «Домик в деревне».

год - «Вимм-Билль-Данн» первым в мире начал индустриальное производство ягодных морсов по старинным русским рецептам. Бренд «Чудо-ягода» до сих пор остается уникальным, ведь только эти морсы делаются из свежих ягод. «Вимм-Билль-Данн» впервые в России начал производство брендированных йогуртов - под маркой «Чудо». «Вимм-Билль-Данн» перешагнул границы Московского региона, приобретя комбинат «Сибирское молоко» в Новосибирске. Это стало началом стремительной региональной экспансии ВБД. В течение нескольких лет были приобретены молочные заводы в Нижнем Новгороде, Владивостоке, Уфе, Краснодарском крае.

год - «Вимм-Билль-Данн» запустил в производство био-кефир Вio-Мах - это первая в России специализированная марка обогащенных молочных продуктов. 2000 год - «Вимм-Билль-Данн» начал выпуск молочных продуктов под маркой «Веселый молочник». «Вимм-Билль-Данн» начал приобретать заводы за рубежом - на Украине и в Центральной Азии.

год - «Вимм-Билль-Данн» первым в России создал соково-молочный напиток - «Мажитэль». «Вимм-Билль-Данн» зарегистрировал первый отечественный бренд молочного детского питания - «Агуша». Сформирована управляющая компания ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания». В ее задачи входит руководство предприятиями, контроль над их работой, определение стратегических направлений их деятельности. Компания получила международный сертификат соответствия стандарту BRC, который признается всеми торговыми сетями в странах ЕС.

2002 год - «Вимм-Билль-Данн» стал первой отечественной пищевой компанией, разместившей свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE). Акции были включены в котировки под символом «WBD».

2003 год - «Вимм-Билль-Данн» начал выпуск «Ламбера» - первого отечественного сыра, успешно конкурирующего на рынке с европейскими сырами. «Вимм-Билль-Данн» купил завод минеральных вод, разливающий знаменитые «Ессентуки».

год -«Вимм-Билль-Данн» первым в России вывел на рынок функциональные молочные продукты Beauty, специально предназначенные для поддержания красоты. «Вимм-Билль-Данн» открыл Экспериментальный комбинат детского питания в Курской области и его филиал в одном из цехов Царицынского молочного комбината в Москве. 2008 год - Линейка продуктов детского питания «Агуша» дополнена сухими молочными кашами и сухими молочными смесями для грудных детей. Отныне бренд «Агуша» представлен во всех категориях детского питания. [7]

ОАО «Вимм-Билль-Данн - Продукты питания» имеет иерархический (механистический) вид структуры управления. Для этого вида структуры управления характерно использование формальных правил и процедур, централизованное принятие решений, узко определенная ответственность в работе и жесткая иерархия власти.

Свои преимущества, например такие, как универсальность, предсказуемость и производительность, этот вид структуры может реализовать при следующих условиях: в организации известны общие цели и задачи; работа в организации может делиться на отдельные операции; чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования; выполнение работы индивидом может достоверно измеряться; денежное вознаграждение мотивирует работника; власть руководителя признается как законная.

ОАО«Вимм-Билль-Данн- Продукты питания» имеет дивизиональный тип структуры управления, а более конкретно региональную структуру. Все виды деятельности организации на определенной территории группируются и подчиняются управляющему. Основными преимуществами такой структуры являются: возложение на более низкий организационный уровень ответственности за получение прибыли, улучшение координации действий в рамках региона, повышение экономичности за счет повышения оперативности и снижения затрат на связь и т.п., появление возможности лучше учитывать местные интересы. К недостаткам можно отнести: усложнение проблемы подбора и расстановки руководящих кадров, потребность в создании вспомогательных служб, усложнение контроля за деятельностью со стороны руководителей высшего звена. [4]

Задание №2

Определите и проведите анализ показателей использования основных производственный фондов (ОПФ) организации «X»: фондоотдачу, фондоемкость и фондовооруженность.

Дано: Решение:

ВП = 8000 тыс.руб.

;

ОПФср.г. = 4000 тыс.руб.


Ответ: Фо = 2 руб/руб.; Фе = 0,5 руб./руб.; Фв = 4000 руб./чел.

Задание №3

Определите и проведите анализ коэффициента оборачиваемости и длительности одного оборота оборотных средств организации «X». Известно, что объем реализованной продукции за год составил (4+М) млн. руб. (N=4), а среднегодовой остаток оборотных средств равен (1+(0,5*М)) млн. руб. Условно принимается, что в году 360 дней.

Дано: Решение:

Т = 4+N = 4+2 = 6 млн.руб.


Д = 360 дней

Ответ: Ко=3 раза; О=120 дней.

Задание №4

Решение:

В=(500+(2*2))=504 тыс.руб.

Пб=Прп+Прмц+Пво

С=400+2=402 тыс.руб.

Прп= 504-402=102 тыс.руб.

Прмц= 1,5*2=3 тыс.руб.

Пб=102+3+2=107 тыс.руб.

Пво= 2 тыс.руб.


Ответ: Пб=107 тыс.руб.; Рп=25%.

Задание №5

Проведите анализ портфеля продукции, организации «X», используя классическую матрицу Бостонской консультативной группы» (США) «Рост - доля рынка».

Дано:

Продукт № 1 Тр=12%; Од = 0,3; Дд = 0,10; r=0,05;

Продукт № 2 Тр = 14%; Од = 6; ДД = 0,20; r=0,1;

Продукт № 3 Тр=5%; Од = 4; Дд=0,40; r=0,2;

Продукт № 4 Тр = 2%; Од = 0,3; Дд = 0,30; r=0,15.

Решение:

Продукт №1 находится в квадранте «Вопросительные знаки». Этот продукт занимает низкую относительную долю на быстрорастущем рынке. Для поддержания своей доли, а тем более роста, он требует много денег. Для «Вопросительных знаков» характерны слабая поддержка покупателями и неясные конкурентные преимущества. В нашем случае доля дохода в общем портфеле организации этого продукта очень низкая, поэтому целесообразнее использовать отступательный тип стратегии, т.е. удалить продукт с рынка, не вкладывая никаких инвестиций в его развитие.

Продукт №2 находится в квадранте «Звезды». Это быстрорастущие, имеющие высокую относительную долю на рынке продукты организации. К ним относятся, как правило, новые продукты. Доля дохода этого продукта в портфеле организации не очень велика, поэтому стратегия должна быть направлена на получение существенной доли на рынке. Основная задача организации должна быть направлена на поддержание отличительных преимуществ продукта в условиях растущей конкуренции, для этого может быть использована стратегия «держать», т.е. инвестирование необходимого количества денежных средств для поддержания продукта на текущем уровне, либо постепенно повышать этот уровень.

Продукт №3 находится в квадранте «Дойные коровы». Обычно «Дойные коровы» - это зрелые и успешные продукты, которые требуют меньше инвестиций для поддержания своей рыночной доли. Все усилия компании должны быть направлены на поддержание «Дойных коров» в процветающем состоянии, чтобы как можно дольше использовать их возможности в генерировании притока финансовых ресурсов. Эта задача может быть достигнута посредством стимулирования лояльных клиентов к повторным покупкам «напоминающей» рекламой. В данном случае могут быть выбраны стратегии «держать» и «жатва».

Продукт №4 находится в квадранте «Собаки». «Собаки» - это продукты, имеющие низкую относительную долю на рынке, работающие в убыток и способные генерировать достаточно денег для того, чтобы едва поддерживать самих себя, так как прибыли у них незначительны или вообще отсутствуют. Стратегия заключается в восстановлении усилий на рынке или ликвидации. В нашем примере, продукты этой категории можно сохранить, пока краткосрочная прибыль от них находится на приемлемом уровне и в конце концов дать «Собакам» спокойно «умереть».

Ответ:

Продукт 1 - вопросительные знаки;

Продукт 2 - звёзды;

Продукт 4 - собаки.

Задание №6

Проведите анализ портфеля продукции организации «X», используя модель «Дженерал Электрик/Мак Кинзи». Постройте матрицу «Привлекательность рынка - конкурентная позиция».

Решение:

I)   Для продукта 1:

1)Оценка привлекательности рынка

А)0,2*5=1; в)0,1*3=0,3;

Б)0,5*2=1; г)0,2*2=0,4. Итого: 2,7

)Оценка позиции бизнеса

А)0,2*5=1; в)0,5*1=0,5;

Б)0,2*5=1; г)0,1*1=0,1. Итого: 2,6

) квадрант - «Средний бизнес»

4) max =100 н.е.=0,5у.е. шкалы

н.е.=0,5 у.е. 1у.е.=22,5 мм

н.е.=х у.е.  х=0,15 у.е. 0,15у.е=умм  у=3,4 мм = r

) Определение доли продукции на рынке

° = 1

Х= 0,3 х=108°

II) Для продукта 2:

1)       Оценка привлекательности рынка

А)0,3*5=1,5; в)0,2*5=1;

Б)0,3*3=0,9; г)0,2*5=1. Итого: 4,4

) Оценка позиции бизнеса

А)0,2*5=1; в)0,2*5=1;

Б)0,3*5=1,5; г)0,3*3=0,9. Итого:4,4

) Квадрант - «рост»

4) max =100 н.е.=0,5у.е. шкалы

н.е.=0,5у.е. 1у.е.=22,5мм

н.е.=х у.е.  х=0,5 у.е. 0,5у.е=умм  у=11,3 мм = r

) Определение доли продукции на рынке

° = 1

Х= 0,2 х=72°

III)     Для продукта 3:

1)       Оценка привлекательности рынка

А)0.2*5=1; в)0,2*1=0.2;

Б) 0,3*3=0,9; г)0.3*3=0.9. Итого: 3

2) Оценка позиции бизнеса

А) 0.3*3=0.9; в)0.3*5=1,5;

Б) 0.2*5=1; г)0,2*5=1. Итого:4,4

) Квадрант - «подкрепление»

4) max =100 н.е.=0,5 у.е. шкалы

н.е.=0,5у.е. 1у.е.=22,5 мм

н.е.=х у.е.  х=0,25 у.е. 0,25 у.е.=умм  у=5,6 мм = r

) Определение доли продукции на рынке

° = 1

Х= 0,1 х=36°

IV)    Для продукта 4:

1)       Оценка привлекательности рынка

А) 0,3*2=0,6; в)0,3*1=0,3;

Б) 0,2*3=0,6; г)0,2*1=0,2. Итого: 1,7

) Оценка позиции бизнеса

А) 0,3*1=0,3; в)0,3*1=0,3;

Б) 0,2*2=0,4; г)0,2*3=0,6. Итого: 1,6

) Квадрант - «жатва»

4) max =100 н.е.=0,5 у.е. шкалы

н.е.=0,5 у.е. 1 у.е.=22,5 мм

н.е.=х у.е.  х=0,4 у.е. 0,4у.е.=умм  у=9 мм = r

) Определение доли продукции на рынке

° = 1

Х= 0,3 х=108°

Товар 1: - «средний бизнес» - применяется стратегия «избирательных вложений», т.к. судьба продукта еще не известна, не известно будет ли он приносить доход.

Товар 2: -«рост»- эта стратегия оправдана применительно к новому продукту. Продукт имеет хорошую конкурентную позицию в привлекательной отрасли, поэтому явно ему принадлежит будущее.

Товар 3: - «подкрепление» - применяется к более зрелому продукту, приносящему доход, но сталкивающийся с усилением конкуренции. В этом случае необходимо осуществлять торговую поддержку товару, например, при помощи новой рекламы.

Товар 4: -«жатва»- применяется, если у продукта есть приверженные покупатели, которые будут продолжать его покупать, несмотря на слабую рекламу.

Задание №7

Определите кредитоспособность организации «X», используя пятифакторную модель прогнозирования банкротства Э. Альтмана.

Дано:

Общая сумма активов организации = 23000 тыс. руб.

Текущие активы организации = 18000 тыс. руб.

Нераспределенная прибыль = 250 тыс. руб.

Балансовая прибыль = 600 тыс. руб.

Рыночная стоимость акционерного капитала = 800 тыс. руб.

Краткосрочные обязательства = 10000 тыс. руб.

Выручка от реализации = 50000 тыс. руб.

Найти: Z - ?

Решение:

Z= 1,2К, + 1,4К, +3,ЗК3 + 0,6К4 + 1,0 К5

= 0,96+0,014+0,099+0,048+2,2=3,3; т.е.

Ответ: Z=3,3. В этом случае очень низкая вероятность банкротства.

Задание №8

Дано:

Первый вариант оплаты товара: 50 000 сейчас, 50 000 через год.

Второй вариант оплаты товара: 10 000 сейчас, 50 000 через год, 50 000 в конце второго года.

Е= 2% = 0,2

Найти: какой вариант оплаты предпочтительнее ЗАО ПКП «Теплый дом», т.е. ЧДД 1вар., ЧДД 2вар.?


Решение:

Год

Первый вариант оплаты

Второй вариант оплаты

Коэффициент дисконтирования (норма дисконта Е = 2%)

ЧДД по первому варианту оплаты

ЧДД по второму варианту оплаты

0-й

50000

10000

50000 • 1 =5000010000 • 1 = 10000



1-й           50000    50000    0,980450000 • 0,9804 =

4902050000•0,9804 = 49020



 

2-й

-

50000

0,9612-50000•0,9612 = 48060



Всего

100000

110000

-

99020

107080


99020< 107080, следовательно, ЧДД 1вар. < ЧДД 2вар.

Таким образом, для нашей организации предпочтительней второй вариант оплаты партии товара по договору купли-продажи с ЗАО «Омега».

Задание №9


Для определения оптимального стиля руководства я выбрала, как пример компанию «Вимм-Билль-Данн - Продукты питания», т.к. это одна из самых известных компаний, лидер рынка молочных продуктов и детского питания в России и один из ведущих игроков рынка безалкогольных напитков в России и странах СНГ. Проанализировав данную организацию по управленческой решётке (Р. Блейка, Дж. Мутона), присваиваю ей значение 9,5. Первая оценка по оси X - 9, т.к. главной задачей компании «Вимм-Билль-Данн. Продукты питания» является качество продукции, разнообразность меню: молоко, кефир, йогурт, детские смеси, соки, морсы и т.д. (например, «Домик в деревне», «Чудо», «Весёлый молочник», «Ламбер» и т.д.), любой человек может выбрать для себя наиболее приемлемый по вкусу и цене продукт этой компании. Также эта продукция является полезной для здоровья всей семьи. В «Вимм-Билль-Данн - Продукты питания» всё направлено на потребителя, что бы он был доволен. Вторая оценка по оси У - 5. Данная отметка была выбрана по причине того, что неблагоприятные условия работы на заводе компании, тяжёлый труд, любое правонарушение (опоздание на незначительное время, нарушение дисциплины, некачественное выполнение работы), которое сопровождается контролем, может привести к уменьшению зарплаты. Также существуют меры поощрения работников в виде получения премий, повышения заработной платы, продвижения по службе; возможен карьерный рост.

Задание №10

Решение:

Пб=59 0 тыс.руб.


П=600 тыс.руб.

Рб=1050 тыс.руб.


Р=1100 тыс.руб.

Эмб=18%

Эм;  - ?

Ответ: Эм=20%, =10%.

Задание №11

Проведите оценку экономической эффективности инвестиционного проекта по совокупности следующих показателей: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, срок окупаемости, величина которых определяется в пределах периода (горизонта) расчета.

Дано:

Т=5 лет; Кt=460 млн.руб.; Зt=60 млн.руб.; Rt=230 млн.руб.; Е=15%

Найти: ЧДД, ИД, Евнд, Ток - ?

1)      Расчет чистого дисконтированного дохода (ЧДД)

Расчет чистого дисконтированного дохода (ЧДД)

Год

Единовременные капитальные вложения в проект (Кt), млн.руб.

Ежегодные текущие затраты на реализацию проекта (Зt), млн.руб.

Ожидаемые ежегодные поступления от реализации проекта (Rt) мли.руб.

Цикл платежей и поступлений, млн.руб.

Норма дисконта Е=15%

 

 

 

 

 

Коэффициент дисконтирован

Чистый дисконтированный доход (ЧДД), млн.руб.

                                                                           



 

1

2

3

4

5

6

7

0-й

 -460

-

-

-460

-

-460

1-й

 -

-60

+230

+170

0,8696

+148

2-й

 -

-60

+230

+170

0,7561

+129

3-й

 -

-60

+230

+ 170

0,6575

+ 112

4-й

 -

-60

+230

+ 170

0,5718

+97

5-й

 -

-60

+230

+170

0,4972

+85

итог

 -460

-300

+ 1150

+390


+111


ЧДД=111 млн.руб. > 0; значит, проект может быть принят

2)      Расчет индекса доходности


Т.к. ИД=1,24 > 1 проект может быть принят.

3)      Расчет внутренней нормы доходности (Евнд)

Расчет внутренней нормы доходности (Евнд)

Год

Цикл платежей и поступлений, млн. руб.

Норма дисконта Е=24%

Норма дисконта Е=25 %

 

 

Коэффициент дисконтирования

Чистый дисконтирован доход (ЧДД), млн.руб.

Коэффициент дисконтирования

Чистый дисконтированный доход (ЧДД), млн.руб.

                              





 

0-й

-460

-

-460

-

-460

1-й

+ 170

0,8065

+ 137

0,8

+136

2-й

+170

0,6504

+111

0,64

+109

3-й

+170

0,5245

+ 89

0,512

+87

4-й

+170

0,4230

+72

0,4096

+70

5-й

+170

0,3411

+58

0,3277

+56

итого

+390


+7


-2



Евнд = 25% > 15%, значит, проект может быть принят.

4)      Расчет срока окупаемости

Расчет срока окупаемости капиталовложений (Ток)

Год

Норма дисконта Е=15%


Чистый дисконтированный доход(ЧДД), млн.руб

Чистый дисконтированный доход с нарастающим итогом, млн.руб.

0-й

-460

-460

1-й

+148

-312

2-й

+129

-183

3-й

+ 112

-71

4-й

+97

+26

5-й

+85

+111

итого

+111



Ток = 3+71/97 = 3,75 года.

Экономическая эффективность инвестиционного проекта

Наименование показателя

Единица измерения

Значение

Чистый дисконтированный доход, (ЧДД)

Млн.руб

111

Индекс доходности, (ИД)


1,24

Внутренняя норма доходности, (Евнд)

%

25

Срок окупаемости,(Ток)

год

3,75


В результате проведенного исследования, на основе анализа таких показателей, как чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД), внутренняя норма доходности и срок окупаемости, можно сделать вывод, что наш инвестиционный проект экономически эффективный и осуществим.

Ответ: Чдд=111 млн.руб.; ИД=1,24; Еднд = 25%; Ток=3,75 года

Вывод: в практической части, я применила систематизированные и расширенные знания по дисциплине «Основы менеджмента» при решении конкретных практических задач, используя основные методологические подходы.

Заключение

Выполнив данную курсовую работу, я постаралась достичь поставленных целей, а именно систематизировать и расширить знания по дисциплине «Основы менеджмента», научиться выполнять самостоятельно исследовательскую работу по одному из вопросов менеджмента «Управление как система». Изучая данную тему, я пришла к выводу, что управление - это постоянно развивающийся процесс, который является частью общего поступательного движения общества. Развитие управления, возрастание его роли, постоянное расширение сети органов управления - закономерное выражение общественно-исторического прогресса. Организация управления становится все более сложным делом, постоянно растет число людей, занятых управленческим трудом, без которого не могут существовать процессы общественного производства; обогащается система знаний об управлении общественным производством. Также научилась применять основные методологические подходы менеджмента при решении конкретных практических задач. Данная курсовая работа явилась хорошей подготовкой к выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра менеджмента.

Библиографический список

1. А.М. Жичкин, С.Ю. Гурьянова Основы менеджмента (часть первая). Учебное пособие.- Московский государственный институт электроники и математики. М., 2006. - 6-10 с.

. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - 6-7 с.

. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2003. - 24-25 с.

. А.М. Жичкин, С.Ю. Гурьянова Основы менеджмента (часть вторая). Учебное пособие. - Московский государственный институт электроники и математики. М., 2008. - 30 с.

. А.М. Жичкин, С.Ю. Гурьянова Экономика предприятия. Учебное пособие. - Москва 2010 - 144 стр.

Похожие работы на - Технология эффективного менеджмента

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!