Исследование отрасли - машиностроения, как основы экономики страны.
1. Понятие отрасли и факторы ее определяющие
1.1 Понятие отрасли
Современная экономика представляет собой совокупность множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.
Отрасль - часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, характеризующиеся единством назначения производимой продукции, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров. Необходимо отметить, что такое деление достаточно условно, поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль, может изменяться.
Общественное разделение труда осуществляется в различных формах. С общей формой разделения труда связано формирование крупных отраслей народного хозяйства - промышленности, транспорта, строительства. С частной формой связано выделение самостоятельных отраслей производства внутри каждой сферы народного хозяйства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая промышленность и другие отрасли. Под воздействием частного разделения в машиностроении постоянно создаются новые отрасли.
Производство обособляется в отрасль при наличии ряда предприятий, специально занятых изготовлением определенного вида продукции.
Отрасли, в состав которых входит несколько специализированных отраслей, называют комплексными отраслями. В состав специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узко специализированными. Они выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают меньшим количеством предприятий. При структуризации экономики по отраслям следует иметь в виду, что понятие "отрасль" может иметь три значения:
"чистая" отрасль - совокупность всех производств одного вида продукта - монопродукта (уголь, нефть, газ);
хозяйственная отрасль - совокупность предприятий, на которых производство отраслевого продукта составляет большую часть их выпуска;
административная отрасль - совокупность предприятий, находящихся в ведении одного министерства (или другого административного органа).
К комплексным отраслям относятся: тяжелое, транспортное и энергетическое машиностроение; электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; сельскохозяйственное машиностроение; автомобильная промышленность; машиностроение для легкой и пищевой промышленности; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; прочие отрасли машиностроения.
Комплексные отрасли, в свою очередь, включают ряд специализированных первичных отраслей. Например, в станкостроительную и инструментальную промышленность входит: производство металлорежущих станков, деревообрабатывающего оборудования, кузнечно-прессового оборудования, литейного оборудования, а также инструментального оборудования.
Количественные соотношения между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения, называются отраслевой структурой. Она отражает степень общественного разделения труда, дифференциации и специализации отраслей. Отраслевая структура позволяет судить о пропорциях и взаимосвязях отраслей, о распределении общественного труда между отраслями и производствами, а также дает возможность определить их роль в промышленном производстве.
Для характеристики отраслевой структуры машиностроения и ее изменений используются следующие показатели:
удельный вес выпуска продукции отдельной отрасли в общем объеме выпуска продукции машиностроения;
удельный вес численности работающих, занятых в той или иной отрасли, в общей численности работающих в машиностроении;
удельный вес стоимости основных производственных фондов отрасли в общей стоимости основных производственных фондов машиностроения;
отраслевой коэффициент опережения (отношение темпов роста производства каждой отрасли к темпам роста производства машиностроения либо промышленности в целом).
Наряду с отраслевой существует также региональная (территориальная) структуризация экономики страны на части по территориальному признаку.
Повышение эффективности производства связано с совершенствованием территориального размещения производственных сил. Поэтому размещение машиностроительных предприятий, как и вообще промышленности, осуществляется на основе определенных принципов.
К наиболее важным принципам размещения промышленности относятся: приближение промышленного производства к источникам сырья и районам потребления продукции, рациональное разделение труда между экономическими регионами и комплексное развитие хозяйства в экономических регионах, сближение уровней развития экономических регионов.
1.2 Факторы, определяющие отрасль
Отрасль в современной экономике определяется как совокупность предприятий и организаций, для которых характерно общность выпускаемой продукции, технологий, основных фондов и профессиональных навыков работающих, при этом большая часть выручки приходится на долю основной деятельности.
Таким образом, признаками отрасли являются:
) наличие уникальной функции в области производства товаров и оказания услуг;
) наличие специализированной материальной базы, выполняющей роль материально-вещественной основы отрасли, специфика которой обусловлена производством определенных видов продукции и оказанием услуг;
) применение в деятельности предприятий уникальных видов сырьевых ресурсов и полуфабрикатов, технологических процессов и технологий для реализации функций отрасли;
) использование трудовых ресурсов, имеющих специальную подготовку и ориентированную на реализацию функций отрасли;
) организационное единство, то есть наличие отраслевой организационной структуры.
Возникновение отраслей народного хозяйства и их отраслевая дифференциация - это постоянный процесс, обусловленный разделением общественного труда. Разделение общественного труда проявляется в трех формах: общее, частное, единичное.
Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и так далее.
Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производства внутри промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей материального производства.
Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.
Предприятия, занимающиеся несколькими видами производственной деятельности, для отнесения к соответствующим отраслям распределяются на заведения, но это делается лишь в тех случаях, когда информация о деятельности многопрофильного предприятия обладает "свойством делимости", то есть если продукция, затраты, численность работников учитываются на предприятии по подразделениям. В тех случаях, когда выделение подразделения из общей деятельности предприятия в качестве заведения невозможно, его деятельность учитывается вместе с основной деятельностью данного юридического лица.
Факторами, определяющими границу и структуру отрасли народного хозяйства, являются:
. Научно-технический прогресс;
. Планируемые темпы развития всей промышленности и ее отдельных отраслей;
. Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства;
. Рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;
. Общественно-исторические условия, в которых идет развитие промышленности;
. Сырьевые ресурсы страны;
. Международное разделение труда;
. Укрепление позиций России на мировом рынке.
Под структурой отрасли понимается состав, количественное соотношение и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств.
Экономическая структура отрасли имеет огромное значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного устройства. В отраслевой структуре отражаются уровень индустриального развития и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности и ведущая роль это отрасли в народном хозяйстве.
Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используют следующие показатели:
) доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме производства и ее изменение в динамике;
) в соотношении численности работающих и стоимости основных производственных фондов между отраслями;
) доля прогрессивных отраслей в общем объеме производства и ее изменение в динамике.
К прогрессивным отраслям обычно относят машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Увеличение их доли в динамике означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, что благоприятно сказывается на экономике страны.
) Коэффициент опережения, выражающий темпы роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности.
) Коэффициенты опережения по отдельным отраслям на плановый период позволяет переходить от базисной к плановой структуре промышленности.
) Темпы развития отрасли в целом за какой-либо период времени рассчитывается путем сравнения объема производства на конец и начало данного периода или объема производства за отчетный период по сравнению с базисным.
) Соотношения между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности, по сравнению с добывающими, обычно характеризуют положительной тенденцией в развитии экономики в стране.
) Соотношение между группами А и Б. Группа А - отрасли, производящие средства производства; группа Б - отрасли, производящие предметы потребления.
Россия находится на входе в постиндустриальное общество, когда есть стремления и возможности развивать информационные технологии, но основной технологической базой всех отраслей остаются устаревшие машины и оборудование. Это естественно складывается на отраслевой структуре.
В стране развиваются сырьевые отрасли, в упадке находятся отрасли по переработке сырья и в зачаточном состоянии отрасли информатики и вычислительной техники.
Наличие сырьевых ресурсов позволяет определить прогрессивные направления экономической политики на базе инновационных процессов. Развитие специализации, кооперации и концентрации дает возможность участия в транснациональных компаниях (ТНК), создания интегрированных бизнес групп, финансово-промышленных групп и так далее.
В совокупности все перечисленные факторы предопределяют темпы развития отраслей и коэффициенты опережения, коэффициенты удовлетворения потребностей и размеры спроса на продукцию. К показателям, характеризующим отраслевую структуру, относят:
) темпы роста объема производства отраслей (цепные и базисные);
) удельные веса отраслей в общей совокупности отраслей по численности, по объему производства, по стоимости основных фондов;
) динамику изменения числа предприятий в отрасли (малых, средних, крупных);
) динамику реструктуризации слияний, поглощений и объединений предприятий в отраслях;
) коэффициенты опережения (соотношение темпов роста отраслей к темпам роста прогнозируемой совокупности отрасли);
) коэффициенты удовлетворения заявленной расчетной потребности на продукцию отрасли и другие.
машиностроительная отрасль перевооружение российская
2. Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства
2.1 Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ
Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.
Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции (в 1990 г. - 30%) и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%).
Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
Факторы размещения машиностроения
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.
Наукоёмкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Металлоёмкость Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.
Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения
Фактор размещенияДоля отраслей, размещаемых с учетом данного фактора, в производстве продукции комплекса, %Тяготение к: районам с развитой научной базой районам сосредоточения трудовых ресурсов районам потребления продукции металлургическим базам 42 24 22 12
Особенности отраслевой структуры и география комплекса
За годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу натурального хозяйства, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов.
Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования (Уралмаш, Санкт-Петербургский металлический завод и др.).
В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное - в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.
Горное занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.
Профиль заводов подъемно-транспортного машиностроения - машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Они, как правило, расположены в районах потребления - на Урале и в Сибири и др. Отечественному машиностроению принадлежит приоритет в разработке и широком промышленном освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге (Уралмаш), Шахтах, Киселевске и Перми.
Продукция имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Мостовые электрические краны выпускаются в Центральном районе (Узловской завод), на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и во многих других городах. Стационарные и ленточные конвейеры - в Волго-Вятском, Центральном, Уральском районах.
Тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т.д. Магистральные тепловозы производятся на одном из старейших машиностроительных заводов - Коломенском, маневровые промышленные тепловозы - в основном, в Центральном районе (Брянск, Калуга, Людииово, Муром) и на Урале.
Грузовое вагоностроение сконцентрировано в Западной Сибири (Новоалтайск), в Восточной Сибири (Абакан). Пассажирские вагоны производят Тверской, Демиховский и Санкт-Петербургский заводы. Путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др. машины изготовляются пока в недостаточном количестве и ассортименте, их производство сосредоточено в городах европейской части России - в Калуге, Туле, Вятке, Саратове, Энгельсе, Армавире, Тихорецке.
Котлостроение, турбостроение поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными объединениями Cанкт-Петербургский металлический завод, Санкт-Петербургский завод турбинных лопаток, Екатеринбургский турбомоторный завод, Дальэнергомаш (Хабаровск). Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Основные факторы размещения - наличие квалифицированных кадров и научно-конструкционных организаций.
Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных объединений Ижорский завод" (Санкт-Петербург) и Атоммаш (Волгодонск). Заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.
Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно в европейской части страны - в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске.