Тенденции цикличного развития организации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,81 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тенденции цикличного развития организации

Содержание

Введение

. Цикличность экономического развития

. Жизненный цикл организации, оценка его этапов

. Стратегия на различных этапах жизненного цикла организации

Заключение

Список литературы

Введение

В развитии социально-экономической системы (организации) существует множество циклов, которые переплетаются друг с другом, накладываются друг на друга или расходятся. Поэтому исследование функционирования социально-экономических систем и тенденций их развития составляют определенные трудности.

В литературе существуют различные методы выделения циклов развития социально-экономических систем. Один из наиболее рациональных - пятиэтапный цикл развития. Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния социально-экономической системы. Эти особенности характеризуют и тип фирмы.

Жизненный цикл организации - совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития: становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.

Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости.

Цель работы - изучить тенденции цикличного развития организации и дать оценку каждого цикла.

1. Цикличность экономического развития

Общественное производство развивается по восходящей линии. В основе прогрессивной эволюции экономики лежат производительные силы, научно-технический прогресс, совершенствование организационной структуры производства, развитие интеллектуального потенциала общества. Они придают хозяйству деловую активность. Благодаря действию названных факторов общественное производство, рассматриваемое в пространстве и во времени, всегда динамично. Если же анализировать экономику в более узких временных границах, положение меняется. Здесь мы сталкиваемся и с периодами подъема, и с периодами спада, иногда весьма продолжительного застоя. Причин этому множество. Экономисты разных времен предлагали различные теории колебаний в экономике. Одни авторы связывали это с нововведениями в народном хозяйстве, утверждая, что время от времени осуществляются крупномасштабные мероприятия, такие, как строительство железных дорог, производство синтетических волокон, аэрокосмическое производство и т.д., которые требуют больших инвестиций, продолжительных сроков отдачи фондов и оказывают существенное воздействие на занятость населения и уровень цен. Поскольку такие крупные действия осуществляются нерегулярно, они способствуют появлению нестабильности в экономике.

Другие исследователи нестабильность связывают с политическими событиями или стихийными явлениями в природе. Войны, например, вызывают структурные сдвиги в производстве. Резко возрастает спрос на продукцию военного характера, но с окончанием войны многие отрасли приходят в упадок, а часть производств разоряется. Столь же катастрофичны последствия засух, наводнений.

Чтобы устранить причинённый урон, необходимо перепрофилировать многие производства, переориентировать материальные ресурсы и финансовые средства. Всё это сказывается на механизме функционирования хозяйственных структур, отражается на темпах развития, и как следствие этого - колебание рыночной конъюнктуры.

Имеют место рассуждения о том, что экономическая нестабильность обусловлена монетарной политикой государства. В тот период, когда правительство выпускает в обращение много денег, возникает инфляция, вызывающая спад производства. Если в обороте находится мало денег, это вызывает сокращение инвестиций, ограничение производства и расширение безработицы. Мероприятия по стабилизации денежного обращения вызывают подъем экономики.

Конечно, названные факторы влияют на экономическую активность, но называй какой-то из них определяющим, наверное, не следует. Не случайно большинство исследователей считает, что определяющим моментом, с которым связано колебание общественного производства, является объем общих или совокупных расходов. Высокий уровень совокупных расходов обусловливает прибыльное ведение производства и поэтому поднимает деловую активность. Если же общие расходы падают, деловая активность снижается, производство сужается. На этой основе возникает цикличность в экономике.

Первой сформировавшейся теорией циклов можно назвать теорию «недопотребления». Ее, вообще-то, придерживался и марксизм. У истоков этой теории стояли английский исследователь Т. Мальтус и швейцарец Ж. Ш. Сисмонди. Т. Мальтус полагал причиной экономических циклов то, что господствующий класс и государство свои средства используют непроизводительно, расходуя их на приобретение предметов роскоши, ведя праздный образ жизни или ведя войны (со стороны государства). Ж. Ш. Сисмонди критиковал капитализм за то, что он, внедряя машинную технику, вытесняет из производственного процесса работников, порождает безработицу, формирует «недопотребление» народных масс. Во избежание этого призывал государства отказаться от капиталистического развития и вернуться к мелкому производству.

В конце XIX - начале XX и. сформировалась концепция перенакопления капитала. Т.e разработкой занимались М. И. Тугаи-Бараневский, Г. Кассель и др. Они обращали главное внимание на особенности накопления основного капитала, которое и считали основной причиной экономических циклов.

Разработкой теории длинных волн в экономике занимались в России Н. Д. Кондратьев и Й. Шумпетер в Австрии. Обобщив огромный статистический материал по экономике Англии, Франции, США с конца XVIII в. и первой четверти XX в. по динамике цен, процента на капитал, заработной плате и объему производства, Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что экономике свойственны «большие циклы» обшей продолжительностью 48-55 лет В каждой из подобных волн имеются повышательная и понижательная фазы. Основой периодичности долгосрочных колебаний Н.Д Кондратьев считал обновление основного капитала с длительными сроками службы. Его идеи дальше развивал Й. Шумпетер. Им была обоснована концепция о волнообразной динамике технических и технологических нововведений. Под воздействием нововведений образуется рыночный дисбаланс, лежащий в основе волнообразного движения экономики.

С середины 30-х гг. XX в. доминирующее положение в теории циклов занимает кейнсианство. Дж. Кейнс своей теорией опроверг закон Ж.Б Сэя, лежащий в основе концепции классиков, о том, что производство создает свой собственный спрос. Наоборот, именно спрос, по Дж. Кейнсу, задает динамику развитию производства. Поэтому государство должно следить за спросом и регулировать его развитие. Теория экономического цикла, согласно Дж. Кейнсу, включает четыре компонента - инвестиционный, потребительский, концепцию мультипликатора и концепцию акселератора.

Инвестиционные функции введенные в кейнсианскую модель, исходят из деления всех инвестиций на производные (индуцированные) и автономные. Такой подход обусловливается различием факторов, определяющих движение каждой из них. Динамика индуцированных инвестиций связывается с внутренними, эндогенными факторами системы: импульсом для производных инвестиций служат изменения в размере национального дохода или потребительского спроса. Движение автономных инвестиций определяют факторы внешнего, экзогенного характера. Толчком для них могут служить технический прогресс и перевороты, рост населения, политика государства. Кроме того, к автономным относят инвестиции, вызванные выбытием основного капитала.

Потребительская функция связывается с действием основного психологического закона, согласно которому люди склонны тратить средства медленнее, чем растут их доходы. Поскольку расходуется не весь прирост доходов, а только его часть, то в соответствии с этим законом доля потребления в национальном доходе постоянно снижается.

Следующий момент в теории Кейнса - мультипликатор, связывающий динамику инвестиций и национального дохода, т.е. первоначально инвестированная сумма денег превращается в первичные доходы, затем часть их, расходуясь, трансформируется во вторичные, третичные и т.д. Одновременно должны увеличиться занятость и производство при условии, что существуют незанятая рабочая сила и резервные производственные мощности. Продолжительность и общий эффект мультипликационного процесса зависят от того, в какой пропорции доход делится на потребление и сбережения. Тенденция здесь такова: чем большая часть дохода потребляется, тем больше доходов будет порождать первоначально инвестированная сумма денег и тем продолжительнее мультипликационный процесс. Следовательно, чем выше склонность к потреблению, тем значительнее величина мультипликатора.

Завершающим моментом кейнсианской теории цикла является концепция акселератора, отражающего воздействие прироста национального дохода, вызванного увеличением первоначальных инвестиций, на новый прирост инвестиций. Таким образом, благодаря введению Дж. Кейнсом принципов мультипликации и акселерации процесс инвестиции - доход - инвестиции получил замкнутый характер.

На основании изложенного выше сформулируем основные идеи кейнсианства. Величина национального дохода и объем занятости зависят от величины совокупного спроса. Последний слагается из расходов общества на потребление и накопление. В силу «основного психологического закона» расходы общества на потребление отстают от роста дохода, что является первой причиной недостаточности совокупного спроса. Увеличение разрыва между суммой дохода и расходами общества влечет за собой и увеличение инвестиций, которые должны заполнить этот разрыв. В реальности насыщенность капитала и стабильность нормы процента в развитых странах ведут к тому, что предприниматели не могут совершать инвестирование в должных размерах. Это является второй причиной недостаточности совокупного спроса. Дж. Кейнс делает вывод, что если полагаться на действие стихийного рыночного механизма, то экономическая система обречена на хроническую недостаточность совокупного спроса и безработицу. Выход из ситуации ученый видит в активном вмешательстве государства в экономику с целью регулирования эффективного спроса, как потребительского, так и инвестиционного. Основными инструментами регулирования должны стать бюджетная политика, т.е. манипулирование государственными расходами и доходами, а также налоговыми ставками в целях расширения или сокращения спроса, и меры денежно-кредитной политики, предусматривающей изменения учетной ставки процента и операции на открытом рынке.

Монетаристская теория экономических циклов основана на идеях М. Фридмена и сводится к тому, что рыночная экономика способна к саморегулированию и государство не должно манипулировать спросом. Но государство должно нести полную ответственность за количество денежной массы, находящейся в обращении. Рост денежной массы должен быть обусловлен увеличением объема производства и умеренной инфляцией. Количество денежной массы, по теории монетаристов, должно быть приспособлено к меняющемуся уровню цен. Денежный спрос должен обгонять в своем движении денежное предложение. В тех случаях, когда возникает расхождение между спросом на деньги и предложением денег, появляются циклические колебания в экономике.

Психологические концепции экономических циклов главную причину циклов видели в наличии спекулятивных мотивов на товарных рынках и фондовой бирже. По мнению У. Джевонса и В. Парето, оптимистические настроения провоцируют спекулятивное раздувание спроса, толкают производство к расширению, отклоняя экономику от равновесной траектории. Здесь и зарождается экономический цикл. Согласно воззрениям А. Пигу, причина цикличности кроется в несоответствии между фактической и ожидаемой величинами дохода, что отражается на размере инвестиций и порождает циклы. Равновесная теория цикла Р. Лукаса исходит из того, что увеличение или уменьшение государственных расходов отражается на поведении производителей, вводит их в заблуждение.

. Жизненный цикл организации, оценка его этапов

Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности [1]. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, технический уровень, общее состояние рыночной конъюнктуры и многие другие.

Жизненный цикл организации  достаточно подробно описан в российской и мировой литературе. В идеологии жизненного цикла организации определено, что каждая имеет определенную стадию развития на своем жизненном пути и, исходя из стадии, строится система управления в ней (рис.1). [2]

Рассмотрев различные модели жизненного цикла организации, видим, что в основе каждой из них лежит особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени отражают сущность эволюции компании.

Рис.1- Жизненный цикл организации

Формирование организации - начало деятельности компании, зарождение организации. На данном этапе компания либо несёт убытки, либо получает незначительную прибыль вследствие небольшого объёма продаж и высоких расходов, связанных с организацией сбыта и рекламой. [4]

Соотношение затрат на продвижение товаров и объём продаж в этот период максимально, поскольку необходимо:

. Информировать потенциальных потребителей.

. Убедить их опробовать товар и обеспечить сбыт через предприятия розничной торговли.

Основные усилия по сбыту товаров компания направляет на привлечение потребителей, обычно это представители групп с высоким уровнем дохода, так как цены на данном этапе достаточно высоки.

Структура неформальна, во главе стоит менеджер-собственник. Бюджет организации небольшой, четко отлаженных бизнес-процессов нет. Когда денежные потоки увеличиваются, а деятельность стабилизируется, организация переходит на следующий этап развития.

Интенсивный рост - организация переходит на этап бурного развития, бизнес-процессы начинают формализоваться, преодолевается нехватка денежных средств. Перед компанией открываются огромные перспективы, и главное здесь - определиться с областью деятельности, а не распылять внимание на все возможные варианты. На данном этапе отличается резкое увеличение объёма продаж. Потребители, признавшие товар с момента его появления на рынке, будут продолжать покупать его, и их примеру последуют другие. На рынке появляются конкуренты, которых привлекают возможности производства товара в большом объёме и получение высоких прибылей. Они предлагают товар, наделённый новыми свойствами, и находят новые каналы сбыта. Цены остаются на прежнем уровне или немного снижаются по мере увеличения спроса. Компании удерживают затраты на продвижение товара на прежнем уровне или немного увеличивают их, чтобы выдержать конкуренцию, и продолжают привлекать потенциальных потребителей рекламы и других маркетинговых стратегий. Прибыли от увеличения объёма продаж растут намного быстрее, чем издержки, что приводит к уменьшению соотношения издержек на рекламу и объёма продаж [4].

Прибыли на этом этапе растут, поскольку:

издержки на рекламу приходятся на больший объём продаж;

издержки производства как следствие его расширения сокращаются быстрее, чем уменьшаются цены;

Стабилизация - организация все еще растет, но темпы роста падают. Формируется организационная структура, налицо рост продаж и прибыли. Организация достигает своего пика, после чего начинается этап спада [4].

На данном этапе выделяют три фазы:

. Фаза «взросления» - темпы роста продаж начинают замедляться, сбытовая сеть стабилизируется.

. Фаза «стабильной зрелости» - объём продаж держится на постоянном уровне вследствие насыщения рынка. Большинство потенциальных потребителей уже опробовали товар, и показатели объёмов продаж зависят от численности населения и потребности в приобретении нового товара взамен старого.

. Фаза « старения» - абсолютный уровень объёмов продаж начинает снижаться, поскольку интересы потребителей переключаются на другой товар.

Замедление темпов роста объёмов продаж приводит к увеличению запасов готовой продукции, что ведёт к обострению конкуренции. Конкуренты стремятся найти и занять свободные ниши рынка. Они всё чаще прибегают к продаже товара по сниженным ценам, усиленно рекламируют продукт. Растут ассигнования на исследования и разработки в целях усовершенствования товара, создания их новых модификаций и расширения их ассортиментной группы. Из борьбы выбывают наиболее слабые конкуренты. В итоге на рынке остаются только прочно закрепившиеся конкуренты, основная цель которых - получение конкурентных преимуществ. Господствующее положение на рынке занимают несколько гигантов, на долю которых приходится большая часть выпускаемых товаров. Они обслуживают весь рынок и получают прибыль главным образом за счёт большого объёма производства и низких издержек. Таким образом, руководители фирмы, работающей на «зрелом» рынке должны решить: стоит ли вступать в борьбу за место в «большой тройке» и получать прибыль от больших объёмов и низких издержек производства или обратиться к стратегии занятия ниши и получать прибыль от высоких наценок.

Кризис - данный этап характеризуется увеличением уровня бюрократизации, большим количеством ненужных и лишних процессов, падением продаж. Организация находится на развилке: либо бороться за свое выживание и перейти на более высокую ступень развития, либо разрушиться [7].

Неизбежен тот момент, когда объём продаж большинства разновидностей товаров или марок начинает снижаться. Это объясняется достижениями в области развития технологий, изменения вкуса потребителей - это приводит к затовариванию, снижению цен и сокращению прибыли. На данном этапе некоторые фирмы покидают рынок. Оставшиеся могут сократить число предлагаемых товаров, уйти с незначительных сегментов рынка и ещё более снизить цены.

При данном подходе предназначение подразделения в организации определяется только, как объект управления. Но при этом оговаривается, что  подразделение может так же иметь свой жизненный цикл, который может не совпадать с жизненным циклом организации.

В приведенной ниже таблице отражены основные критерии, по которым можно определить стадию, на которой находится исследуемая организация [3].

Таблица 1.1

Критерии определения стадии развития организации

Фазы развития

Критерии

Рождение

Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления - менеджер-собственник

Развитие

Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована

Зрелость

Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организация

Расцвет

Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования

Кризис, спад


Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о пребывании организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства. Также это позволяет предусмотреть негативные явления, ожидающие компанию на следующей стадии и заблаговременно предупредить их появление, либо (при неизбежности их возникновения) предотвратить возможные последствия.

. Стратегия на различных этапах жизненного цикла организации

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла фирмы как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы, либо кризисы при переходе от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а неслучайными.

На этапе формирования организации руководители могут задать очень высокий или низкий уровень каждой из маркетинговых переменных (цены, продвижение, распределение, качество товара). Если рассматривать только ценообразование и продвижение товаров, то руководители фирм используют одну из следующих стратегий. [5]

. Стратегия быстрого «снятия сливок с рынка». Организация устанавливает высокие цены на новый товар и усиленно рекламирует его во всех средствах массовой информации. Высокая цена даёт возможность получить соответствующую прибыль на единицу товара. Усиленное продвижение необходимо, чтобы убедить рынок в достоинствах товара, даже при высоких ценах. Данный подход целесообразно использовать в случаях когда: жизненный цикл организация

большая часть потенциального рынка ещё не знакома с товаром;

потребители, которые знакомы с товаром, намерены приобрести его, и могут заплатить запрашиваемую цену

фирма сталкивается с потенциальными конкурентами и намерена завоевать лидирующие позиции на рынке.

. Стратегия быстрого проникновения на рынок. Фирма устанавливает низкие цены на новый товар и усиленно рекламирует его во всех средствах массовой информации, стимулируя желание приобрести новинку. Данная стратегия способствует быстрейшему проникновению товара на рынок и завоеванию наибольшей его доли. Её целесообразно использовать в следующих случаях:

рынок имеет значительные размеры;

большинство покупателей чувствительны к ценам;

есть опасность выхода на рынок сильных конкурентов;

сокращаются издержки компании на производство товара с увеличением масштабов производства и приобретением опыта.

. Стратегия медленного проникновения на рынок. Фирма устанавливает низкие цены на товар и усиленно рекламирует его в средствах массовой информации. Низкие цены будут способствовать быстрому признанию товара, а небольшие издержки на продвижение приведут к росту прибыли. Компания считает, что спрос весьма чувствителен к цене, но минимально восприимчив к рекламе. Данную стратегию используют в следующих случаях:

рынок имеет значительные размеры;

рынок чувствителен к ценам;

существует угроза выхода на рынок конкурентов.

Для того чтобы максимально продлить этап роста, фирма может прибегнуть к нескольким стратегиям [7]:

. Улучшить качество товаров, придать ему новые свойства и «укрепить» его положении на рынке.

. Выпустить новые модели и модификации, а так же расширить номенклатуру, чтобы защитить основной товар.

. Выйти на новые сегменты рынка.

. Расширить действующие каналы сбыта и найти новые.

. В рекламе перейти от осведомления к стимулированию предпочтения.

. Снизить цены, чтобы привлечь потребителей, для которых их уровень является доминирующим фактором приобретения товара.

Компания на этапе роста должна решить проблему выбора между большой долей рынка и высокими текущими прибылями. Вкладывая деньги в усовершенствование товара, стимулирование его сбыта и распределение, она имеет возможность занять господствующее положение на рынке. Но при этом фирма отказывается от сиюминутной прибыли в надежде получить намного больший доход от внедрения перспективных стратегий.

На этапе зрелости некоторые компании отказываются от производства товаров, пользующихся наименьшем спросом у потребителей, предпочитая направить ресурсы на производство наиболее прибыльных или новых товаров. Продавцам необходимо постоянно искать новые пути в использовании неисчерпаемых возможностей модификации рынка, продукта и маркетинга. [7]

. Модификация рынка. Компания может увеличить число покупателей «зрелых» марок товаров, оперируя двумя составляющими, которые определяют объём продаж: число потребителей марки и интенсивность потребления одного потребителя

Выделяют три способа увеличения числа потребителей марки:

Завоевание доверия потребителей, не пользующихся товаром.

Выйти на новые сегменты рынка. Фирма выходит на новые сегменты рынка, выделенные по географическому, демографическому или иным принципам, на которых используют такой еж товар, но другой марки.

Переманить на свою сторону клиентов компаний - конкурентов. Компания призывает оценить её товар с точки зрения сравнения с конкурентами.

Увеличение интенсивности потребления одним потребителем достигается следующими стратегиями:

Более частое использование. Компания пытается убедить потребителей увеличить частоту использования товара.

Более интенсивное потребление товара.

Новые и более разнообразные способы использования. Компания стремится открыть новые возможности использования товара и убедить потребителей не упускать их.

. Модификация продукта. Стратегия повышения качества направлена на совершенствование функциональных характеристик товара - его долговечности, надёжности, вкуса.

Эта стратегия эффективна:

пока существует возможность улучшить качество;

пока покупатели верят утверждениям о повышении качества;

пока достаточно много потребителей готовы заплатить за более высокое качество.

Стратегия улучшения свойств направлена на придание товару новых свойств (например, размер, добавки, аксессуары), делающих его более универсальным, безопасным или удобным. Периодически модернизируя товар, фирма приобретает имидж компании - новатора и завоёвывает приверженность тех сегментов рынка, которые ценят именно эти свойства. Основной недостаток заключается в том, что новые свойства легко копируются конкурентами, и если фирма не будет постоянно стремиться к лидерству, свойства перестанут приносить прибыль.

Стратегия улучшения внешнего оформления заключается в том, что она способствует выделения товара, придания ему черт уникальности и завоеванию приверженности потребителей. Однако, реализуя её, компания сталкивается с рядом проблем. Во-первых, предугадать, понравится потребителям внешний вид и какой именно они предпочитают, весьма непросто. Во-вторых, изменение внешнего вида товара обычно подразумевает отказ от старого, что может вызвать негативную реакцию у потребителей. Например, покупателей, возможно, привлечёт на первый взгляд совсем незначительное усовершенствование.

Существуют пять стратегий, которые используют фирмы на этапе спада [7].

. Увеличение инвестиций с целью захватить лидерство или укрепить позиции на рынке.

. Сохранение определённых уровней капиталовложений, пока не прояснится ситуация в отрасли.

. Сокращение инвестиций, отказ обслуживать группы менее выгодных потребителей и одновременно увеличить капиталовложение в прибыльные ниши.

. Отказ от инвестиций в целях быстрого пополнения денежных средств.

. Отказ от производства товара и продажа освободившихся основных средств с наибольшей выгодой.

Если компания принимает решение об исключении товара из номенклатуры продукции, ей необходимо продумать, как это произвести с наибольшей выгодой. Если товар реализуется через каналы сбыта и имеет хорошую репутацию, его можно продать другой фирме. Если производитель не в состоянии найти покупателей на свой товар, ему приходится решать, насколько быстро необходимо изымать его из ассортимента, в каких объёмах сохранять товарно-материальные запасы и на каком уровне поддерживать обслуживание бывших потребителей.

Разработка стратегии должна затрагивать все уровни управления предприятия, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании, имеют отношение ко всем сотрудникам организации. Поэтому необходимо согласование интересов при выработке стратегии Групповое обсуждение, кроме того, позволяет рассмотреть большое число альтернатив. Но и сходимость при групповом выборе существенно ниже, чем при единоначалии. Поэтому обычно имеет место групповое обсуждение и единоличное принятие окончательного решения.

Заключение

Таким образом, в жизненном цикле организации отчетливо выделяются пять этапов:. Предпринимательский этап - период становления организации, осознания своих целей, творческого подъема (цели двусмысленны, высокий творческий подъем).. Этап коллегиальности - период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства).. Этап формализации деятельности - период стабилизации роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).. Этап реструктуризации - период замедления роста и струк-турных изменений, дифференциация товаров (рынков), предви¬дение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).. Этап спада - период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).

Кривая жизненного цикла характеризует основную тенденцию изменений (исторического развития) организации. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствовании ее структуры и системы управления.

Список литературы

Акимова Т.А. Теория организации. Учебн. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 367 с.

Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Жизненный цикл организационного развития // Организационное развитие, 2008, №2.

Иванов Д.Е. Жизненные стадии и циклы организации. - М.: Парта, 2007. - 75 с.

Ивашковская И.В., Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Становление корпорации в контексте жизненного цикла организации. - СПб.: Нева. - 348 с.

Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Теория жизненных циклов организации и российская действительность. // Социс. - 2007. - № 10. - 63-71 с.

Моргунов Е.Б. Модели жизненного цикла организации - http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/198166.html

Пятенко С. В. Жизнь и смерть организаций. - http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_2845/

Похожие работы на - Тенденции цикличного развития организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!