Тенденции, проблемы и перспективы информационного общества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,13 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тенденции, проблемы и перспективы информационного общества

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

.1 Понятие и сущность информационного общества

.2 Возникновение и основные этапы развития информационного общества

.3 Информатизация общества в настоящее время. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

.1 Практика становления информационного общества

.2 Влияние информационных технологий на мировую экономику

.3 Информация как оружие. Информационные войны. ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

.1 Современные тенденции информатизации

.2 Проблемы информационного общества

.3 Перспективы развития информационного общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Понятие информационное общество сегодня уже перестало быть метафорой или обозначением мегатенденций развития современного мира. Происшедшие в последней трети ХХ века в ряде развитых стран глубокие структурные преобразования экономического механизма, выдвинувшие на первые позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, сопровождались бурным развитием индустрии знаний и связанных с ней технологий передачи и обработки информации, глобальной компьютеризацией и появлением разветвленных информационных систем. С созданием всемирной компьютерной сети Интернет человечество практически вступило в фазу формирования и поддержания в актуальном состоянии единой общемировой информационно-коммуникационной среды, и киберпространство, еще совсем недавно доступное лишь высококвалифицированным программистам, на наших глазах трансформируется в информационное поле социально-экономического, политического и культурного развития всего сообщества, позволяющее обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их различные объединения, предприятия, органы власти и управления. Нас постоянно окружают компьютеры, интернет, телевидение, сотовые телефоны, пейджеры - всё это стало неотъемлемой частью современного человека и формируют информационное общество.

Все выше сказанное определяет актуальность исследования данной темы. В свою очередь актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы обусловили цель работы: на основании литературных источников изучить особенности, проблемы и перспективы информационного общества и его влияние на мировую экономику.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотреть понятие и сущность информационного общества, а также его основные этапы возникновения и развития;

проанализировать процесс информатизации в настоящее время;

исследовать практику становления и влияние информационных технологий на мировую экономику;

определить перспективы, проблемы и тенденции информационного общества.

Предметом исследования являются информационное общество и его основные характеристики

Объектом исследования в курсовой работе является мировая экономика.

Методологическую базу работы составляет диалектический метод познания, общенаучные приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), системный анализ.

Структура работы состоит из трёх глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

.1 Понятие и сущность информационного общества

Начиная с конца 60-х годов XX века в развитых капиталистических странах (прежде всего, в Японии и США) становится очевидным, что информация и информационные ресурсы начинают играть особую самостоятельную роль, не привязанную более к материальному производству. При этом информационные ресурсы приобретают статус определяющего фактора развития материального производства, а не наоборот, как это было ранее. Все это вызвало появление нового подхода к оценке влияния информации и информационных процессов на общество - концепции информационного общества, в котором информация занимает главенствующее положение. Изобретение термина приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций, в частности Агентством экономического планирования и Советом по структуре промышленности. Показательны названия отчетов: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.). В этих отчетах информационное общество представлялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство - продукт его станет более «информационноёмким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Именно тогда впервые была сформулирована ныне общепризнанная идея о том, что «производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества».[ 1, с. 20]

Позже термин «информационное общество» получил широкое распространение, и настоящее время используется в различных контекстах. Часто также употребляются близкие понятия «общество знания» и «постиндустриальное общество».

Можно выделить пять определений информационного общества, каждое из которых представляет критерий для понимания того, что в этом обществе является новым. Это технологическое, экономическое, культурное определения и определения, базирующиеся на структуре занятости и пространственного распределения информационных технологий.

Наиболее распространенное определение информационного общества обращает внимание на технологические инновации. Ключевая идея этого определения заключается в том, что прорывы в обработке, накоплении и передаче информации привели к тому, что информационные технологии применяются во всех аспектах общественной жизни.

Экономическое определение связано с подразделом экономики, называемым экономика информатизации. Основатель этого направления Фриц Махлап посвятил большую часть своей профессиональной карьеры оценке размера и роста информационной индустрии. Его работа «Производство и распределение знаний в Соединенных Штатах» заложила основы измерению информационного общества в экономических величинах.

Культурное определение информационного общества обращает особое внимание на рост информации в общественном обращении.

Другой популярный признак информационного общества - изменение в структуре занятости. Согласно этому определению, информационное общество возникает тогда, когда большая часть населения занята в работе, связанной с обработкой информации.

Определение, основанное на пространственном распределении информационных технологий, особое внимание обращает на информационные сети, связывающие различные географические пункты и имеющие последствия для организации времени и пространства. Для этого необходимо наличие четырех элементов. Информация должна занимать центральное место как стратегический ресурс, от которого зависит организация мировой экономики. Компьютерные и коммуникационные технологии предоставляют инфраструктуру, которая позволяет обрабатывать и распространять информацию. Имеется стремительный рост информационного сектора экономики. Растущая информатизация экономики способствует интеграции национальных и региональных экономик. [6, c. 34].

Несмотря на многообразие взглядов различных исследователей, все же можно выделить некоторые общие фундаментальные черты информационного общества:

·изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся, прежде всего, в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально-экономического развития;

·превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства;

·возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг;

·нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

·создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

·глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию. [13, с. 116 ]

Таким образом, несмотря на то, что термин «информационное общество» и имеет некоторую эвристическую ценность для исследования черт современного мира, пока еще он слишком неточен и неопределенен. Пока еще отсутствует общепринятый критерий, выделяющий принципиальную новизну этого общества и его отличие от предыдущих. Большинство этих определений оперирует с количественными характеристиками («больше информации»), а не качественными показателями.

1.2 Возникновение и основные этапы развития информационного общества

Впервые об обществе, основанном на работе с информацией, заговорили в начале 50-х годов прошлого столетия - в связи с появлением кибернетики и математической теории связи. Впрочем, сам термин «информационное общество» стал обиходным значительно позднее - ближе к концу XX столетия, в период «всеобщей информатизации и компьютеризации».

В известном смысле пионерами и пророками информационного общества следует считать основоположников кибернетики и математической теории связи - американских ученых Клода Шеннона, Норберта

Винера, Джона фон Неймана, Алана Тьюринга, а также советских математиков школы А.Н. Колмогорова, прежде всего - самого Андрея Николаевича Колмогорова. Именно их работы и изыскания сделали возможным тот бум компьютерных технологий и программного обеспечения, свидетелями которого мы являемся сегодня. Не лишним, пожалуй, будет вспомнить и Билла Гейтса - главу компьютерной корпорации «Microsoft», ведущего современного теоретика и практика электронного бизнеса [11, c. 5-8].

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций (преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации).

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая революция (середина XVIв.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья революция (конец XIXв.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XXв.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Результатом происходившей в конце XX века информационной революции станет в XXI веке новый тип общества - информационное общество. [1, с. 19]

Следует отметить, что информационное общество не отменяет индустрию, сельское хозяйство и вообще материальное производство, хотя большинство граждан начинают участвовать в процессе создания, сбора, хранения, обработки и распространения информации, а не в непосредственном производстве. В этой связи следует привести классификацию технологических укладов.

Таблица 1.2 - Классификация технологических укладов

УкладПериод развитияПреобладающая инфраструктураВедущие отрасли народного хозяйства1-ыйКонец 17 - начало 19 вв.Дороги, ирригационные каналыСельское хозяйство, текстильная промышленность2-ойВторая половина 19 в.Железные дороги, судоходные линииЛёгкая промышленность, металлургия, химия, судостроение, общее машиностроение3-йКонец 19 - середина 20 в.Энергосистемы, почта, телеграф, радиосвязь, телефон, железные дорогиХимия, металлургия, машиностроение, ТЭК, электротехника4-й30-е - 80-е годы 20 векаСкоростные автодороги, энергосистемы, трубопроводы, радио и телевизионная связь, судоходные и авиалинииЭлектроэнергетика, точное машиностроение, производство новых синтетических материалов, приборостроение, радиоэлектроника5-й80-90 годы 20 векаСредства телекоммуникаций, глобальные энергосистемы, экологические системы, авиалинииМикроэлектроника, информатика, биотехнология, аэрокосмическая промышленность6-йНачало 21 векаИнтернет, глобальные энергосистемы, экологические системы, авиалинииИнформатика, генная инженерия, образование, здравоохранение, электроника, коммерцияПримечание - Источник :[ 20,с.232.]

Можно сделать вывод о том, что с течением времени в мире был накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это в свою очередь привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному.

информационный общество технология экономика

1.3 Информатизация общества в настоящее время

Современное общество переживает один из самых противоречивых и неоднозначных периодов своего развития. На смену постиндустриальному обществу последних десятилетий постепенно приходит информационное, одной из основных характеристик которого является его глобальный характер. Степень готовности к полномасштабному переходу к обществу знания, модель его становления в огромной степени обусловлены уровнем социально-политического развития того или иного социума, и далеко не все страны могут считаться полностью готовыми к новой ступени эволюции человеческого общества. Тем не менее, процессы глобализации экономических отношений и научно-технологический прогресс позволяют свести к минимуму временные затраты государств на подготовку к этому этапу развития. Применение новых информационно-телекоммуникационных технологий приобретает решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. И эта роль новых технологий, в первую очередь Интернета, будет стремительно усиливаться. Одновременно возрастающую роль станет играть фактор интерактивности источников информации в Сети. В данных условиях средствам массовой информации предоставляется уникальная возможность наиболее полно реализовать свою «власть», максимально способствуя глобальному информационному обмену.

Термин «глобальное информационное общество» достаточно широк и включает в себя, прежде всего, глобальную унифицированную информационную индустрию, развивающуюся на фоне непрерывно возрастающей роли информации и знаний в экономическом и социально-политическом контексте. Особую роль в информационном обществе приобретет фактор социального устройства, который получит свое отражение в принципиально новых «электронных» формах демократии и коренном переломе в структуре занятости населения.[27, с.120]

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками, создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества. [33]

Процесс информационных преобразований в мире необратим, однако пока им охвачены далеко не все страны. Создается новая карта мира - информационная, которая показывает состояние данной сферы в каждом его регионе. Согласно ей, высокая плотность информации, интенсивность развития и использования новых информационных технологий приходится сегодня, в первую очередь, на США, страны ЕС, Японию. Во всех других местах эти показатели значительно ниже, а кое-где и совсем сходят на нет. Вместе с тем даже в этих развитых странах общество на самом деле еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать информационным. До сих пор значительное количество людей в этих странах заняты простым трудом, во многих сферах используются старые технологии, недостаточно развита коммуникационная инфраструктура [ 27, c. 121].

Таким образом, можно говорить о том, что стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в информационной сфере на глобальном уровне. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества, информационно-коммуникационные технологии становятся важным стимулом развития мировой экономики. Они являются одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих функционирование мировых рынков информации и знаний, капитала и труда. В этих условиях известная фраза «кто владеет информацией - владеет миром», обретает совершенно новый смысл и становится актуальной как никогда раньше.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

2.1 Практика становления информационного общества

Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями.

В последнее десятилетия XX века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. Именно это фиксирует Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества, которая подписана руководителями 8 ведущих июле 2000г. В большинстве стран (США, Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Чехия, Финляндия, Япония, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии и в других) разработаны и реализуются государственные программы формирования информационного общества. Каждая страна разрабатывает свою концепцию, вхождения в информационное общество, исходя из своих собственных конкретных условий (развитости телекоммуникационной инфраструктуры, информационной индустрии, законодательной базы и т.д.). [1, с. 55-56]

Цель работы Форума - проследить процесс становления информационного общества в шести направлениях:

) воздействие на экономику и занятость;

) основные социальные и демократические ценности в виртуальном сообществе;

) воздействие на общественные, государственные службы;

) образование, переквалификация, обучение в информационном обществе;

) культурное измерение и будущее СМИ;

) устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

По всей Европе началась подготовка национальных программ построения информационного общества.

В 1995 году Финляндия подготовила свою программу Финский путь в информационное общество , в феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий Путь Германии в информационное общество .

В марте 2000 года Европейская Комиссия приняла новую десятилетнюю программу Электронная Европа, основной целью которой является ускорение движения Европы к информационному обществу и цифровой экономике. Ее ключевые цели состоят в следующем:

обеспечить каждой школе, каждому предприятию, каждому гражданину выход в online новую среду;

поддерживать распространение европейской культуры через создание цифровой литературы, финансирование и развитие новых идей;

гарантировать социальную направленность информационному обществу, содействовать росту доверия граждан к государству и укреплению социального согласия.

Программа Электронная Европа сконцентрирована на 10 ключевых областях, в которых могут быть предприняты различные действия:

наличие доступа в Интернет и к мультимедиа во всех школьных классах;

удешевление пользования Интернетом;

ускорение внедрения электронной торговли;

развитие высокоскоростного доступа для исследователей и студентов;

использование смарт-карт для безопасности электронного доступа;

изыскание рискового капитала для маток и средних предприятий, действующих в сфере высоких технологий;

вовлечение в электронное сообщество нетрудоспособных граждан;

онлайновая медицина;

интеллектуализация транспорта.

онлайновое правительство (электронное правительство). [2, с. 69]

Однако, развитие информационного общества выдвигает новые социальные опасности, связанные с доступностью информации. В то же время необходимо искать пути их разрешения, преодоления одного из главных конфликтов, вызванных усиливающимся разделением населения по степени включенности в информационную среду. Опасность усиления разрыва между информационно бедными и информационно богатыми слоями общества вызвала к жизни специальные программы Европейского Союза, направленные на сглаживание этого противоречия. Это различие проявляется на разных уровнях: богатый информационный Запад - бедный Восток, богатый Север - бедный Юг. То же внутри стран: более богатые в информационном отношении - люди образованные, среднего достатка и выше, менее богатые - те, кто не имеет доступа к компьютеру и к Интернету.

.2 Влияние информационных технологий на мировую экономику

Долгое время аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение, электротехническое машиностроение являлись приоритетными отраслями, на каждую из которых приходилось от 10 до 15 % расходов на исследования и разработки в отраслях хозяйства США, Японии, и ЕС. К середине 90-х годов ситуация изменилась сначала в США, а затем и в европейских странах и Японии: лидером научно-технического развития становится сфера услуг, представленная в основном информационными технологиями.

Разработка и совершенствование информационной технологии, её массовое воспроизводство в товарах и услугах, масштабы и эффективность её использования - вот современное приоритетное направление в развитии мировой экономики.

Информационная технология - это технология сбора, обработки и передача информации. Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для появления новых фирм, специализирующихся на разработке и продаже новых технологий, а не производстве продукции, как это было ране. Информационные технологии привели к появлению также новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Главным преимуществом в развитии информационных технологий становится не их собственное совершенствование, а комплексное применение уже имеющихся технических решений. [22, с. 237-238]

Начиная с середины 90-х годов, во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование, в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Появилось большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков и видеокассет, винные магазины. Сейчас практически любые товары можно купить через Сеть.

Применение глобальных коммуникаций в реальной жизни и коммерческой деятельности обусловило появление новых экономических и правовых категорий, как "экономика в режиме реального времени" и "электронная коммерция".

По мере своего развития и продвижения на рынке электронная коммерция оказывает все большее воздействие на отдельные сектора экономики и на общее макроэкономическое окружение.

Почти половина крупных международных компаний активно работают сегодня на рынке электронного бизнеса, при этом цена их акций не имеет первостепенного значения, поскольку инвесторов больше интересуют новые модели ведения бизнеса через Интернет и возможность его использования для выхода на новые рынки и их освоения. Лидирующее положение в области электронной коммерции, как и в области распространения информационных технологий в целом, занимают США.

При этом небольшие европейские государства, например Нидерланды, Финляндия и Исландия, находятся среди самых динамично развивающихся на рынке электронной коммерции; в Нидерландах 33% работающих в Сети совершают электронные покупки, в то время как в США эта цифра составляет только 22%.

Электронная коммерция в США менее экспортоориентирована по сравнению с другими странами. Так, в США доля экспортных продаж в общем объеме электронной коммерции составляет только 10%, в то время как в Канаде - 83%, в Латинской Америке - 79%, в Азии и странах Тихоокеанского региона - 38 %.[27, с. 26-27] <#"justify">·Реализовать альтернативные формы взаимодействие как внутри компании, так и с внешним миром посредством организации внутренних сетей;

·Изменить методы управления (контроль, анализ, планирование);

·Постепенно преодолевать ограничения, обусловливаемые необходимостью находится в физическом контакте при совместной работе.

Взамен функциональных иерархических структур возникает более динамичные и гибкие организации, пронизанные сетевой информацией, способные ощущать потребности рынка и реагировать на них, вместо того чтобы просто производить какую-то продукцию и продавать её через отдельные функциональные подразделения, как и в прошлом.

В результате и в сфере мирохозяйственных отношений обеспечиваются доступность и оперативность информации, существенная экономия.

Экономический аспект организационных изменений в производстве, производящих при внедрении информационных технологий , состоит не столько в возможности снизить издержки производства (за счёт роста скорости обработки и передачи информации), сколько в повышении рыночной привлекательности товаров и услуг, например путём сокращения времени разработки новых продуктов или улучшения работы сервисных подразделений. Главные причины использования телекоммуникационных технологий при осуществлении внутренней перестройки компаний - необходимость поддержания конкурентоспособности или уменьшения стратегического отставания.

При этом конечной целью оказывается создание добавленной стоимости и обеспечение экономического роста, а не уменьшение занятости.

Появились первые конкретные свидетельства положительной корреляции между ростом показателей добавленной стоимости кампаний, производительности труда их сотрудников и инвестициями в телекоммуникационные технологии, а также внедрением новых моделей организации производства. Бурный рост сектора информационных технологий привёл к беспрецедентно высоким котировкам акций новых высокотехнологичных компаний. Результат этого процесса - своеобразное разделение всей экономики на «старую» (традиционные производства и услуги) и «новую» (новые наукоёмкие и специализирующиеся на работе Интернете компании.) Так, большая тройка автомобильной промышленности США («Дженерал Моторс», «Форд», «Даймлер-Крайслер»), которая производит половину мирового выпуска автомобилей, обеспечивает занятость почти полутора миллионов человек, имеет фабрики и заводы по всему миру, оценивается финансовым рынком своей страны в три раза ниже (около 200 млрд. долл.), чем тройка молодых Интернет- компаний («Яху», «Америка он лайн», «Циско») с числом занятых 34 тыс. человек, и все имущество которых - компьютеры, да несколько офисных помещений, а продукцию нельзя даже увидеть, если у вас нет доступа в сеть. [22, с.239-240]

Информационные технологии оказывают влияние и на финансовые и фондовые рынки.

Интернет-банкинг становится одной из наиболее перспективных форм банковской деятельности. Его основное преимущество заключается в скорости и дешевизне обслуживания. себестоимость банковских услуг в интернет снижается по сравнению с традиционным обслуживанием в 8-10 раз. это побудило большинство банков войти в сеть, а некоторых из них начать сетевое обслуживание клиентов. Например, самый крупный и консервативный банк Германии Deutsche Bank расстается с традиционным банковским бизнесом и делает ставку на развитие интернет-банкинга. он освобождается от большей части своей филиальной сети и переносит значительную часть операций в интернет. инвестиционные планы банка в сети оцениваются в 1 млрд. евро в год. фактически, Deutsche Bank меняет свои реальные филиалы на виртуальные системы.

Все большее распространение получают системы электронных платежей. Их можно разделить на кредитовые, дебетовые и системы, работающие с цифровыми наличными. [2, с. 73] <#"justify">2.3 Информация как оружие. Информационные войны

Последнее время всё большую популярность получает термин «Информационная война». В общем смысле информационная война - это любая деятельность в информационном пространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальное превосходство; решение, принимаемое человеком или группой людей и пр.).

Следует отметить, что сама по себе идея информационного противоборства существовала всегда. Информация использовалась как оружие в войнах и инструмент политической борьбы (сбор секретных сведений, агитация, дезинформация, пропаганда т. д.). Однако в конце 20 века в условиях формирования глобального информационного пространства идея информационного противоборства выходит на новый уровень.

Появляется новый тип войны - информационная война. Эта война ведётся не обычным оружием, и в неё даже может не быть человеческих жертв. Однако в противостоянии государств эта война может быть куда более эффективна.

Бывший директор ФАПСИ Александр Старовойтов определял информационное оружие как совокупность средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Информационная атака грозит выведением из строя всех электронных систем управления страной, её вооружёнными силами, государственной инфраструктурой и т.д. Разрушаются транспортная и энергетическая (в том числе атомная) системы. Армия и флот будут беспомощны в отражении агрессии. Руководители страны окажутся не в состоянии получать необходимую информацию, принимать и реализовывать какие-либо решения. Использование такого оружия по своим катастрофическим последствиям вполне сопоставимо с применением средств массового поражения. [38]

Однако, информационное оружие, прежде всего, может быть направлено не только на разрушение государственной инфраструктуры, экономики и прочего. Оно может быть направлено непосредственно на людей. Посредством различных рекламных акций, пропаганды, дезинформации и т.п формируется общественное мнение, меняются ценностные ориентиры. Воздействие различной информации через телевидение, Интернет и другие средства на подсознание может быть столько велико, что его можно сравнить с «зомбированием» людей. А это приводит к тому, что война в классическом понимании вообще не будет иметь смысла.

В качестве одного из первых ярких примеров информационной войны обычно приводят противостояние СССР и США в период холодной войны, в частности программу Стратегической Оборонной Инициативы (известной как «Звёздные войны»), о которой президент США Р. Рейган объявил 23 марта 1983 года. Значительно позже стало ясно, что программа представляла собой не более, чем мистикацию - на тот момент США не имели технических, ни финансовых возможностей её реализации. Однако, военным руководством СССР идея СОИ была воспринята всерьёз, и в опредлённых кругах возникло представление о существенном технологическом отставании СССР, что, по мнению ряда экспертов, в дальнейшем негативно сказалось на развитии страны и , в конечном счёте, способствовало краху государственной системы на рубеже 90-х годов. [26, с. 94 ]

Подводя итог, можно с уверенностью сказать о том, что за последние 20 лет информационные войны (часто связанные с «правильным» освещением в СМИ каких-либо событий, яркий пример - война в Южной Осетии летом 2008 года) стали обычным явлением. Однако, важным моментом является то, что информационные войны - не всегда могут быть инструментом политической борьбы. Часто к подобным методам прибегают и в сфере бизнеса, чтобы заполучить лидерство на рынке, устранить конкурентов и т. п.

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

3.1 Современные тенденции развития информатизации

Информатизация в современном мире становится неотъемлемой частью реальности. Информационные технологии, распространяясь во всех сферах жизни общества, качественно отражаются на способах и формах жизни конкретного индивида. Информационное общество наряду с упорядоченными функциональными потоками информации характеризуется также хаотичными информационными волнами, заполняющими свободное культурное пространство индивида. Этот информационный хаос часто превалирует над функциональным порядком. [37]

Следует отметить, что важнейшей современной тенденцией является развитие глобальных телекоммуникационных сетей и конвергенция на их основе самых разных телекоммуникационных услуг, в том числе и традиционных - телефонной связи, телевидения и т.д. Если в 1970-1980 годах компьютерные сети существовали в основном в рамках отдельных корпораций, ведомств и государственных структур, то с начала 1990-х годов, наблюдается развитие сетей на новом глобальном уровне. Важнейшим катализатором этого процесса стало мировое признание компьютерной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования.

В настоящее время можно с полной уверенностью говорить о становлении всеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, которая получила название «глобальная сетевая экономика». Компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с меньшими затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для осуществления торговли или обмена идеями. Разворачивающийся прогресс в формировании и расширении масштабов сетевой экономики обусловлен, во-первых, непрекращающимся развитием и быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий, а также постоянным снижением цен на их приобретение и использование, что повышает их доступность. Во-вторых, наблюдается значительное перемещение различных видов социально-экономической деятельности в электронную среду, которая уже сегодня представляет тысячи видов бизнеса. Унификация правил электронной торговли в мировом масштабе пока представляется отдалённой перспективой, но в этом направлении ведётся сотрудничество по линии ряда международных организаций.

Вторая половина 90-х годов ознаменовалась массовым слиянием компаний, которой проходило, главным образом, в двух направлениях. Во-первых, начался процесс объединения фирм, занятых производств содержания и телекоммуникационных операторов, обладающих средствами его доставки населению. Яркий пример - операторы мобильной связи, зарабатывающие на продаже развлекательного и делового контента суммы, сопоставимые с оплатой непосредственно самих услуг связи. Во-вторых, происходит слияние компаний, владеющих различными частями информационной индустрии: производителей компьютерной техники, программного обеспечения, систем кабельного вещания, спутниковой и мобильной связи. Главной целью подобных объединений является увеличение капитала и повышение за счёт этого конкурентноспособности. Как пример можно рассматривать такие кампании, как «Microsoft» и «IBM», интегрирующие в себе множество подразделений, занимающихся разработкой аппаратных и программных средств, различного контента и т.д.

Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Это создаёт основу развития дистанционных трудовых отношений, иначе называемых удалённой работой. Согласно некоторым оценкам, численность удалённо работающих сотрудников в США составляет порядка 20-25 % от общего числа. Удалённая работа имеет массу преимуществ, прежде всего, социально-экономических - отсутствие транспортных издержек, возможность получить работу в любом районе мира, расширение возможностей трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями. Всё более популярным становится дистанционное обучение.

Важную роль играет развитие современных наукоёмких технологий, которые тесно связаны с информационной индустрией. Возрастающие объёмы информации требуют более производительных вычислительных устройств, что в свою очередь тянет за собой развитие технологий производства микропроцессоров и других электронных компонентов. Для обеспечения более совершенно технологического процесса производства создаются новые системы автоматического управления, искусственного интеллекта и т. д. Автоматически также процессы разработки и проектирования новых изделий, которые уже сейчас во многом выполняются с минимальным участием человека. При этом коренным отличием информационного общества от индустриального является то, что автоматы самостоятельно начинают добывать и использовать знания (информацию) без участия человека. При индустриализации идёт автоматизация ручного труда и, как следствие повышается уровень жизни людей. Информационное общество предполагает автоматизацию умственного труда, который ранее мог выполнять только человек.[23, с. 54]

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

·все большее влияние на общество средств массовой информации;

·информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

·существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

·многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества;

·существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями. [36]

Таким образом, следует подчеркнуть, что отмеченные негативные тенденции информатизации, например, такие как автоматизация или отчуждение, являются естественной реакцией индивида на ломку уже ставших традиционными социальных связей. Описанные процессы есть своего рода болезнь роста новой социальной среды информационного общества, дальнейший прогресс которого приведет к очевидным качественным позитивным социокультурным и, как следствие, психологическим трансформациям человека.

3.2 Проблемы информационного общества

Информационная революция очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во всех сферах его жизнедеятельности. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими ожидаемыми в будущем, информационная революция несет с собой и совершенно новые проблемы. Среди них - цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, возможность психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание c целью навязывания своего видения характеристик противника, его образа, используя современные информационно-коммуникационные технологии. Успешность их решения остается одним из основных факторов, влияющих на развитие глобального информационного общества.

Существенной проблемой в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом. [27, с. 82-83]

Решение этой проблемы зависит прежде всего от информационной политики как отдельных государств, так и от того, насколько тесно и продуктивно они будут сотрудничать в этом направлении.

Несмотря на то, что преимущества Интернета, безусловно, преобладают, мир ежедневно сталкивается и с негативными составляющими этого явления. Интернет может служить и средством распространения пропагандистских материалов преступных организаций, рецептов изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, методов вскрытия электронных и других шифров. Информация подобного рода легко может быть замаскирована, к примеру, под научно-техническую. В связи с этим возникает проблема правового регулирования сети Интернет, решение которой потребует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества. [27, с. 86]

Немаловажной проблемой является отсутствие в мире единых юридических рамок для бурно развивающейся электронной торговли. Среди возникающих вопросов - защита интеллектуальной собственности и прав на торговые марки, проблема налогов и тарифов в этой области, вопросы конфиденциальности и безопасности информации, особенно в кредитно-финансовой сфере. В этой связи также встает вопрос о целесообразности и формах государственного вмешательства в этот процесс. Позиция США по поводу развития глобальной электронной коммерции заключается в следующем: со стороны государства важно обеспечить рыночный, нерегулятивный подход к ее развитию. Оно должно избегать излишних ограничений электронной торговли, воздерживаться от навязывания новых ненужных норм регулирования, бюрократических процедур, налогов и тарифов на коммерческую деятельность в Интернете. Главная роль в формировании глобальной коммерческой инфраструктуры отводится преимущественно частному сектору. [23, с. 106.]

В силу того что электронная коммерция непосредственно связана с передачей конфиденциальной информации через каналы связи, другим ключевым вопросом в развитии глобальной электронной инфраструктуры является обеспечение безопасности данной информации. С расширением использования качественно новых систем электронных платежей приходится решать и возникающие при этом новые проблемы. В частности, может ли персональная или банковская информация быть перехвачена во время транзакций или незаконно получена из баз данных торговых компаний, банков и впоследствии использована. Специалисты утверждают, что в большинстве случаев это практически невозможно, поскольку почти все системы электронных платежей в настоящее время активно используют в своих схемах цифровую подпись, которую очень трудно подделать. Для подтверждения оплаты также применяются всевозможные идентификаторы пользователя и пароли. [8, с. 42. ]

Подводя итог, следует ещё раз упомянуть о том, что наряду с достижениями информационного общества существует и целый ряд недостатков. И в сложившейся ситуации решения проблем главная роль отводится именно государству, которое в процессе становления информационного общества должно играть роль координатора деятельности различных субъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграции граждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересы в мировом информационном пространстве.

3.3 Перспективы развития информационного общества

Информационная революция, основу которой составляет бурное развитие вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий, все больше становится причиной перемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономические, правовые границы. Происходит становление «новой экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности труда инноваций. Всё большее значение для успешного экономического развития приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных информационных сетях. При этом страны, соответствующий показатель которых является относительно низким, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.

Подобное положение дел привело к вынужденному изменению направления политической мысли. Возникает необходимость планирования предстоящего развития новых информационно-телекоммуникационных технологий, которые в силу своих особенностей могут оказывать и позитивное, и негативное влияние на общество как в рамках той или иной страны, так и в рамках международной системы. В частности важно не допустить расширения в информационной среде конфронтации и противоборства, а также дальнейшего обострения «цифрового неравенства» между развитыми странами и остальным миром. А такие угрозы, надо признать, реальны.[20, с. 93]

Профессором Ф. Й. Радермахером были сформулированы некоторые принципы, которые лежат в основе европейского понимания перспектив развития информационного общества:

1.Активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе - политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;

2.Обеспечение для каждого гражданина Европы дешёвого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов;

.Справедливость;

.Всеобщая включённость в информационное общество;

.Сопротивление социальной разобщённости;

.Избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ);

.Партнёрские отношения между государственными и частными организациями;

.Инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ;

.Создание новых рабочих мест;

.Доступ к образованию, профессиональной подготовке и обучению в любом возрасте;

.Политика социального согласия между всеми регионами;

.Большое внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;

.Соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;

.Развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правой сферах. [21, с. 192]

В принятой на встрече лидеров стран "восьмерки", состоявшейся в июле 2000 года в Окинаве (Япония), хартии Глобального информационного общества (так называемая Окинавская хартия), страны "восьмерки" признали ИКТ в качестве основного фактора, формирующего общество 21 века, и подтвердили свою готовность содействовать переходу к информационному обществу, а также полной реализации его преимуществ.

Страны выработали и включили в итоговый документ Саммита ключевые направления работы для достижения поставленной цели, в частности, в области укрепления политики и нормативно-правовой базы по борьбе со злоупотреблениями, подрывающими целостность информационных сетей. Стороны согласились с тем, что усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности пространства, осуществлению эффективных мер по борьбе с компьютерной преступностью. Документ предполагает также расширение сотрудничества стран "восьмерки" в рамках Лионской группы по транснациональной организованной преступности. Была поставлена проблема борьбы с попытками несанкционированного доступа и компьютерными вирусами.

Для защиты критических и информационных инфраструктур было решено привлекать представителей промышленности и других негосударственных организаций посредников. Действительно, правительства в одиночку не способны обеспечить безопасность киберпространства, в связи с чем особую важность приобретают усилия каждого пользователя киберпространства по содействию обеспечению безопасности в том участке пространства, которым он владеет или пользуется, и это не только промышленные предприятия, но и организации всех секторов экономики, университеты, местные органы власти, а также граждане - пользователи Интернет [14, c. 34].

Одним из принципов информационного общества, зафиксированных в Бухарестской декларации, стал принцип укрепления доверия и безопасности при использовании ИКТ. Он подразумевает разработку "глобальной культуры кибербезопасности", которая должна обеспечиваться путем принятия превентивных мер и поддерживаться всем обществом при сохранении свободы передачи информации. Таким образом, это положение фактически повторяет соответствующее положение Окинавской хартии.

Государства, принявшие участие в конференции в Будапеште, пришили к пониманию относительно того, что "ИКТ могут использоваться в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности, а также негативно воздействовать на целостность инфраструктуры внутри отдельных государств, нарушая их безопасность как в гражданской, так и в военной сфере". Страны также согласились с тем, что необходимо "предотвращать использование информационных ресурсов или технологий в преступных или террористических целях".

В декларации зафиксировано, что в целях содействия доверию и безопасности в использовании ИКТ органы государственного управления должны способствовать осознанию обществом угроз, связанных с кибербезопасностью, и стремиться укреплять международное сотрудничество в этой сфере [6, c. 223].

В Токийской декларации, которую приняли представители 47 стран, 22 международной и 116 неправительственной организаций, а также представители 54 частных компаний, выделены "приоритетные области действий" в области ИКТ. Важное место в их числе занимает вопрос обеспечения безопасности информационных технологий и средств. Признавая принцип справедливого, равного и адекватного доступа к ИКТ для всех стран, особое внимание стороны полагают необходимым уделить угрозе потенциального военного использования ИКТ. Стороны также согласились с необходимостью укреплять региональное и международное сотрудничество в целях укрепления безопасности инфосферы. Впервые было высказано мнение о том, что эффективное обеспечение информационной безопасности может быть достигнуто не только технологически, для этого потребуются усилия по правовому регулированию вопроса и выработке соответствующих национальных политик.

Важно отметить, что разработка правовой базы в упомянутых областях велась медленно и непросто, поскольку мировое сообщество столкнулось с задачей кодификации деятельности в новой, технологически сложной и крайне чувствительной для их национальной безопасности сфере. Работа над этими договоренностями шла поэтапно, каждый последующий документ опирался на предыдущий, параллельно принимались общие принципы деятельности государств в соответствующих сферах.

В случаях, когда по тем или иным причинам невозможно было достигнуть согласия относительно строго обязательных договоров, были найдены иные приемлемые формы: международный кодекс поведения (например, по предотвращению распространения баллистических ракет), руководящие принципы (как в случае группы ядерных поставщиков), меморандумы о намерениях (например, в области ракетного нераспространения), ориентированные в некоторых случаях на достижение в последствии юридически обязывающих договоренностей.

Беларуси предстоит не ослаблять своих усилий на мировой арене, видя конечную цель своей дипломатической работы в создании глобального режима международной информационной безопасности.

Несмотря на всё вышесказанное, приходится признаться, что перспективы развития информационного общества весьма неоднозначны. Можно говорить о том, что теоретические концепции и планы в части гуманистических идей в некоторой степени утопичны. В реальности технические и экономические аспекты информатизации выходят на первый план, в то время как социальные и политические изменений общественных институтов пока либо не происходят, либо происходят не в том направлении, как изначально предполагалось. Роль информации в обществе, новые механизмы коммуникации, превращение информации в коммерческий продукт, сетевые принципы организации, повсеместное внедрение информационных технологий в экономику, политику, культуру, социальные отношения и другие описанные теоретиками элементы информационного общества в настоящее время присутствуют и постоянно развиваются. Однако, то вышеописанное информационное общество, которое позиционировалось как высокоинтеллектуальное демократическое общество с разными возможностями доступа к знаниям, образования, сохранения культуры и т. п. в настоящее время не состоялось, и вызывает сомнение возможность скорого появления его в будущем. Прогнозы теоретиков оказались несостоятельны в первую очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание. Информация в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание-сила. Тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нём посредством различных коммуникаций - вот что коренным образом отличает современное общество как информационное. Кроме того, воплощение вышеописанных идей зачастую идёт вразрез с интересами бизнеса и невозможно при существующих капиталистических отношениях.[29, с. 26 ]

Можно сделать вывод о том, что информатизация помимо очевидной пользы приносит и вред, порождая при этом проблемы, перспективы разрешения которых достаточно туманны. Так, например, капиталистические отношения накладывают ограничения на идею равного доступа к информационным ресурсам, а неконтролируемые потоки информации вызывают проблемы психологического и морально-этического характера. Таким образом, информатизация порождает совокупность взаимосвязанных проблем, для решения которых приходится чем-то жертвовать.

Тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что перспективы дальнейшего построения информационного общества огромны. Всё стремительными темпами развивается наука, которая становится основой для дальнейшего научно-технического прогресса и развития информационного общества. Необходимо также учитывать, что переход на новый информационный этап возможен в тесной взаимосвязи всех государств в условиях тесной интеграции и глобализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

С течением времени в мире был накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это в свою очередь привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному.

Стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в информационной сфере на глобальном уровне. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Однако, развитие информационного общества выдвигает новые социальные опасности, связанные с доступностью информации. Это так называемые проблемы «цифрового неравенства», информационные войны и многие другие.

Информационное общество оказывает сильное влияние и на мировую экономику. Это видно на примере построения глобальной электронной коммерции, которая революционизируют экономическую географию, предоставляя возможность неограниченного доступа к товарам и услугам в мировом масштабе.

С внедрением новых информационных технологий повысилась не только скорость доступа к фондовому рынку, но и скорость обращения капитала. Рынки стали более динамичными, структурированными и в целом более ликвидными.

Глобализация рынков, которая раньше была лишь идеей, уже становится технологической реальностью. Уже сейчас видно, что информационные технологии привели к пересмотру всей концепции функционирования и развития рынков, что будет иметь далеко идущие последствия.

Перспективы дальнейшего построения информационного общества огромны. Всё стремительными темпами развивается наука, которая становится основой для дальнейшего научно-технического прогресса и развития информационного общества. Переход на новый информационный этап возможен в тесной взаимосвязи всех государств в условиях тесной интеграции и глобализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абдуллаев, И. З. Информационное общество и глобализация: Критика неолиберальной концепции.: изд-во «Фан ва технология». -Т., 2006.- 191 с.

2.Бирюков, А.В. Инновационные направления современных международных отношений: Учеб. пособие для студентов / А.В. Бирюков, Е.С. Зиновьева, А. В. Крутских и др.; Под ред. А. В. Крутских и А. В. Бирюкова.- М.: Аспект Пресс, 2010.-295 с.

.Варакин, Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. - М.: Междунар. Акад.связи, 2001. - 43 с.

.Вершинская, О.Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество, 1999, № 3. - 66 с.

.Воронина, Т. П.. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. - 111 с.

.Ганчарик, Л. П. Курс лекции по дисциплине информационные технологии в международных отношениях, Минск 2004. - 225 с.

.Грачев, Г. В. Информационно-психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях // Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. М.: 1999 - 123 с.

.Жданов, В.С. Электронная коммерция // Информационное общество// В.С. Хабаров. 1999, № 5, с. 42.

.Землянова, Л. М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского университета, Серия 10, «Журналистика» - № 2, 1999, с. 58-59.

.Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000.

.Информационное общество: Сб. - М.: 000 «Издательство И74 ACT, 2004. - 507 с.

.Кастельс, М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М., 1999.- 346 с.

.Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. I и II. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М.: Международные отношения, 2001. - 324 с.

.Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь 17.07.2001. №390. - Минск, 2001. - 55с.

.Комов, С. А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // Военная мысль. 1996. N 3. - 73 с.

.Кравченко, А. И., Социология в вопросах и ответах. - М., «Проспект», 2006.

.Кругман, П.Р., Обстфельд М.Г. Международная экономика. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. - 543 с.

.Крысько, В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - Спб. Питер 2003. - 416 с.

.Крысько, В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 688 с.

20.Курицкий, А.Б. Интернет-экономика. Закономерности формирования и функционирования. -СПб.: Издательство С.Петербургского университета, 2000.-232 с.

.Лактионов, А. Информационное общество: Сб. - М.: ВЛАДОС, 1994.- 173 с.

22.Маклярский, Б. ММировая. Учебное пособие. Отв.ред. Б. М. Маклярский.- М64 М.:Междунар.отношения, 2004.- 424 с.

23.Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.- 106 с.

.Тоффлер, Э Третья волна. - М.: АСТ, 1999.-549 с.

.Уэбстер, Ф. Теория информационного общества Перевод с английского М. В. Арапова и Н. В. Малыхиной под редакцией доктора филологических наук, проф. Е. Л. Вартановой - М.: Аспект Пресс, 2004.- 458 с.

27.Чернов, А. А. - М.: Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 232 с.

.Черри, К. Человек и информация. - М., Связь, 2003. - 239 с.

.Чугунов, А. В. Развитие информационного общества: теория, концепции и программы: Учебное пособие. - СПБ.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. - 98 с.

30.Янков, М. Материя и информация. - М., 2001.- 308 с.

31.Вестник РФФИ: Социальная роль научного знания в контексте постиндустриальной идеологии [Электронный ресурс].-2010. - Режим доступа #"justify">.Виды на будущее: [Электронный ресурс].-2009-Режим доступа: #"justify">33.Информатизация общества [Электронный ресурс].-2010 -Режим доступа: -#"justify">34.Информационные войны [Электронный ресурс].- 2012 - Режим доступа: #"justify">35.Китай становится мировым центром хай-тека -2008- Режим доступа: #"justify">36.Мы живём в 21 веке, а это значит, что мы живём в информационном обществе [Электронный ресурс].-2012 -Режим доступа: #"justify">37.Основные тенденции информатизации общества [Электронный ресурс].-2012 -Режим доступа:://www.sociosphera.com/publication/conference/2013/161/osnovnye_tendencii_informatizacii_obwestva/-Дата доступа 22.03.2013.

38.Терроризм и ответные действия: анализ и мониторинг [Электронный ресурс].-2010. - Режим доступа http://www.agentura.ru/equipment/psih/info - Дата доступа 15.03.2013.

Похожие работы на - Тенденции, проблемы и перспективы информационного общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!